Русский язык: подготовка к экзамену

Рыжова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 34 Знаки препинания при сравнительном обороте

А. Укажите предложение с запятыми при сравнительном обороте.
1) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят (?) как жених (АС. Пушкин).
2) Как дым (?) рассеялись мечты (М. Лермонтов).
3) Он совсем (?) как взбесившийся стал.
4) Я буду откровенна с вами (?) как мать (А.П. Чехов).

Б. Укажите предложения с запятыми при сравнительных оборотах.
1) Ничто человек так глубоко не прячет (?) как мечту (К. Паустовский).
2) В стихах Пушкина собраны (?) как в магическом кристалле (?) все необыкновенные качества нашей речи (К. Паустовский).
3) Сегодня целый день играет во дворе последний мотылек и (?) точно белый лепесток (?) на паутине замирает (И. Бунин).
4) — Старайтесь смотреть на меня (?) как на пациента, одержимого болезнью, вам еще не известной (М. Лермонтов).

В. Укажите предложения с запятыми при сравнительных оборотах.
1) Падая то на один борт, то на другой, корабль приходит в трепет (?) словно живое существо (А. Новиков-Прибой).
2) И кудри их белы (?) как утренний снег над славной главою кургана (А.С. Пушкин).
3) Его слова прозвучали (?) как призыв к действию.
4) Как демон (?) коварна и зла (М. Лермонтов).

Г. Укажите предложения с запятыми при сравнительных оборотах.
1) В девятнадцать лет сердце горячо (?) как не остывшая еще сталь отливки (Л. Соболев).
2) Воздух чист и свеж (?) как поцелуй ребенка (М. Лермонтов)
3) Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю (?) как на лету подстреленная птица (Л.Н. Толстой).
4) Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил (?) как из ведра (Л.Н. Толстой).



Предварительный просмотр:

Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений

В системе склонения и словообразования местоимений имеются варианты, употребление которых в речи требует стилистического обоснования Так, стилистически неравноценны варианты винительного падежа единственного числа местоимения женского рода сама. Формы самое - саму сосуществуют в русском литературном языке. Еще сравнительно недавно второй вариант составители словарей относили к разговорному стилю, теперь же дают и его без ограничительных помет. И хотя форма самое в словарях приводится первой, в речевой практике предпочтение отдается не ей. Об архаизации этой формы свидетельствует все более редкое употребление ее даже в книжных стилях: Этими же словами можно определить и саму атмосферу, в которой оказались хоккеисты (из газ.).

Местоимение выделяется из всех частей речи богатством стилистических вариантов в словообразовании. Наиболее характерно стилистическое противопоставление литературных и разговорных или просторечных вариантов: всякий - всяческий (разг.), какой - каковский (прост.), ничей - ничейный (разг.), какой - экий, экой (разг.), такой - такой-сякой (разг.), этакий (разг.), эдакий (прост.), их (в значении притяжательного местоимения) - ихний (прост.), и т.д.

Разговорные и отчасти просторечные варианты, имеющие наибольшую экспрессию, неизменно привлекают внимание художников слова: Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь! (Маяк.); Там был приют суждений ярых о недалекой старине, о прежних выдумщиках-барах, об ихней пище и вине (Твард.).

Некоторые варианты местоимений представляются грубым искажением литературной нормы: ентот, кажинный, евонный, ихний, составители словарей их не приводят даже с ограничительными пометами. Однако писатели не могут отказаться от употребления таких просторечных форм, настолько колоритны эти варианты местоимений как средство речевой характеристики: Ну, дядюшка, дядюшка, спасибо! Отец-покойник в ноги бы тебе поклонился, ежели бы с войны вернулся. Ведь он-то думал, сын евонный, сирота горемычная, под крылом у дяди, а меня ворона своим крылом больше грела, чем дядя... (Абр.)

Резко сниженные варианты местоимений выступают в художественной речи как своеобразные «стилистические сигналы» просторечия, и нередко достаточно одних этих «вкраплений», чтобы воссоздать народный говор: - А мы с Егором поедем, - сказала Настасья... - Может ничё... Егор, ключ куды? - В Ангару, - сплюнул Егор. - Давай сюды - прикрывая рот платком, чтоб не разрыдаться, Дарья взяла у нее ключ. - Мне тут рядом. Кажин день буду смотреть. Ты об этим не думай (Расп.).

Писатели настолько ценят диалектную, просторечную окраску вариантных форм местоимений, что часто стараются отразить особенности их произношения, сохраняют стяженные варианты: Чё с имя разговаривать - порешить их за это тут же/ (Расп.); Мама, мама, да како тако чудо случилось?; Три года живу с има. Я говорю: «Меры каки принимайте...» (Абр.).

Стилистическое обыгрывание подобных вариантов местоимений в художественной речи нейтрализует их грубопросторечную окраску, уравнивая эти формы с иными народно-разговорными средствами русского языка.

Резко сниженные, просторечные варианты местоимений не представляют угрозы для культуры речи, так как не конкурируют с литературно правильными в условиях обычного контекста: выбор вариантов при употреблении местоимений не вызывает трудностей у говорящих. Однако при обращении к местоимениям могут возникнуть иные проблемы, связанные со спецификой функционирования этой части речи.

Способность местоимений замещать предшествующие слова может стать причиной неясности высказывания: Когда на пятом участке было замечено отставание, то по рекомендации профкома руководить им направили Головина (местоимение может быть соотнесено с существительными профком, отставание, участок). Нередко возникает искажение смысла, приводящее к комизму высказывания, например напутствие журналиста спортсмену: Пусть на этих километрах Владимиру встретятся хорошие люди, а попутный ветер поможет их преодолеть (людей?). Подобные казусы с толкованием местоимений обыгрывают юмористы:

Двое дерутся, третий не мешайся... Абрамка стал было его унимать, чтоб в кабаке не безобразил, а он Абрамку по уху. Абрамкин работник его... А он схватил его, поднял и оземь... Тогда тот сел на него верхом и давай в спину барабанить... А мы его из-под него за ноги вытащили.

- Кого его?

- Известно, кого... На ком верхом сидел...

- Кто?

- Да этот самый, про кого сказываю.

(А.П. Чехов)

5.4.5.

Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений

Использование в речи местоимений требует особого внимания автора и редактора, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания (Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась). Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в той же грамматической форме рода, числа. При этом в предложении не должно создаваться условий для ошибочного осмысления местоимений, как, например, в таком случае: На «Буревестнике» будет новая поточная линия. Она позволит предприятию перейти на выпуск обуви новых моделей. Уже подготовлены помещения и площадки для ее установки...

Здесь между местоимением ее и существительным, на которое это местоимение указывает, оказалось еще одно существительное женского рода единственного числа (обувь), что мешает правильному восприятию текста. Нередко при этом возникает абсурдность и комизм высказывания: Из института на судно пришло письмо. Скоро оно снялось с якоря... Готовится диспут на тему: «Свободное время подростка и как его убить». Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает...

Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. В наших примерах это требование не выдержано.

Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно. Скоро оно снялось с якоря), отказаться от использования местоимения (кролик прыгает); переделать фразу (Как организовать досуг подростка?).

Рассмотрим несколько примеров стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения.

1. Выросло целое поколение, для которых война-история.

1. ...поколение, для которого война-история.

2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия.

2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия.

3. Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами.

3. Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами.

4. Пить сок желательно между приемами пищи (за 30-40 минут до еды). Выпитые во время еды, они могут усиливать брожение в кишечнике.

4. ...Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике.

Как видим, наиболее универсальный способ стилистической правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим именем существительным.

Как речевая ошибка рассматривается и введение в текст местоимения при отсутствии существительных, которые замещаются. Например: У железнодорожников пока всего пять очков и он (?) вынужден будет расстаться с высшей лигой (они вынуждены будут...).

Иногда автора подводит правильный выбор грамматической формы местоимения, которое должно быть согласовано с замещаемым существительным: Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки (их - пополнение, согласование отсутствует); Ведомственная санитарная служба не имеет своего лица. Не лучше ли, покончив с ведомственностью, влить его (?) в систему государственного санитарного надзора? - местоимение должно указывать на существительное женского рода (ведомственная служба), но получилось, что оно согласовано со словом лицо.

В результате авторской небрежности порой возникает неоправданная замена одного местоимения другим: Мы провели это время без никакой пользы (следовало: без всякой пользы); Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны (вместо такое впечатление); Не могли бы вы нам что-то посоветовать? (лучше: что-либо, что-нибудь посоветовать); Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи (ни о какой внезапности...); Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями (его медалями).

Ошибки возникают в результате неудачного выбора притяжательных местоимений: Напротив старого городского укрепления раскинулась современная Иена с ее цейсовскими заводами (следует: со своими цейсовскими заводами); Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или ее ?) - возвратно-притяжательное местоимение порождает двусмысленность, если в предложении два реальных субъекта действия (врач и сестра).

Употребление местоимений в тексте нередко создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне). Подобные конструкции требуют устранения плеоназма: Николая Лукьяновича сердечно поздравили с его 80-летним юбилеем (местоимение следует исключить); Признание и успех не помешали Владимиру в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (в этом предложении только последнее местоимение свой может быть оправдано); Я решил остаться работать в родной для меня деревне (правка - сокращение сводится к исключению выделенных нами слов).

Таким образом, небольшая группа слов, выступающих в русском языке в роли местоимений, может стать причиной досадных речевых ошибок, устранение которых требует пристального внимания автора и редактора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование деепричастных оборотов Деепричастие и деепричастный оборот выражают добавочное действие глагола-сказуемого и обозначают действие подлежащего. Возможно употребление ДО в безличном предложении при инфинитиве. ДО не употребляется в следующих случаях: Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное ДО, относятся к разным лицам. Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива. Сравнивая слова «рад» и «отрада», 1) они воспринимаются как однокоренные 2)для нас кажется очевидным, что у них один корень 3) надо учитывать, что исторически они происходят от разных корней 4) это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава

Слайд 2

синтаксическая замена придаточной части невозможна если: [ ] , ﴾ глагол в ф. буд.вр. или условном накл. ﴿ . [ ] , ﴾ сказуемое составное ﴿ . [ ] , ﴾ союзн.слово в тв., дат. или в вин.п., с предлогом ﴿ . [ указательное местоимение ] , ﴾ ﴿ . 1)Как показали исследования ученых, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было. 2)Голос отца не имел уже того выражения доброты, которое трогало меня до слез.

Слайд 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЗАМЕНЫ Причастие не имеет форм будущего времени, форм условного(сослагательного)наклонения. Поэтому формам будущего времени или условного наклонения глагола нельзя подобрать равноценную замену с помощью причастий. Невозможно заменить придаточное предложение с составным сказуемым или такое, где союзное слово который стоит в творительном, дательном падеже или в винительном падеже с предлогом. Невозможна синонимическая замена придаточной части СПП причастным оборотом, если в главной части СПП имеется соотносительное слово – указательное местоимение. В каком предложении невозможна синтаксическая замена? 1)Благодаря солнечным батареям, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в 10 раз. 2) Осенним утром солнце напоминает кусок речного льда, который тает над еловыми берегами. 3) Как показали исследования ученых, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было. 4) Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую еще не тронул иней.

Слайд 4

СПП с несколькими придаточными. Виды связи: Соподчинение: Однородное: Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. ﴾ Где ﴿ , ﴾ где ﴿ , [ ] . Неоднородное : Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу. ﴾ Когда ﴿ , [ ] , ﴾ который ﴿ . Последовательное подчинение : Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, откуда открывается вид на заглохший цветник, где на запущенных клумбах пасется привязанный на веревке теленок. [ ] , ﴾ откуда ﴿ , ﴾ где ﴿ .

Слайд 5

СПП с однородными придаточными [ ] , ﴾ ﴿ и ﴾ ﴿ . Отец с жаром рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы и сколько родится всяких ягод.

Слайд 6

Приложение - признак предмета выражен существительным Чтобы установить, является ли определение или приложение обособленным , нужно выяснить: - способ выражения определяемого слова : личное местоимение - обособляется имя существительное - дефис состав определения и приложения : распространенное - обособляется нераспространенное - дефис - место(позиция) относительно определяемого слова : стоит перед определяемым словом - не обособляется после определяемого слова - обособляется уточняющее значение одного члена предложения по отношению к другому - обособляется.

Слайд 7

Определения однородны и разделяются запятой, если: каждое из них непосредственно относится к определяемому существительному (между ними можно вставить союз и ): Почти каждый день небо заволакивали низкие, тяжелые тучи. определения стоят после определяемого слова(постпозиция): И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу(А.Б.). они выражены прилагательным или причастием и следующим за ним причастным оборотом: Эти живые, никем до него не увиденные детали обнаружил глаз художника(Ю.Н.). между ними можно вставить слова а именно, то есть: Мне нужен другой, большой словарь . Определения неоднородны , если: они относятся к сочетанию определяемого существительного и стоящего при нем определения(нельзя вставить и, а именно, то есть ) Пришел серый пассажирский пароход. неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон: Вдали виднелись старые каменные дома. Мне нужен другой большой словарь, один большой словарь у меня уже есть.

Слайд 8

Союз и между однородными членами Запятая не ставится : Перед одиночными союзами и , да(=и),или, либо ; Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень… Перед что и чтобы в составных союзах не то…что, а(но); не то чтобы…., а(но); Павлик показался не то чтобы расстроенным, но каким-то притихшим. Внутри устойчивых целостных сочетаний с повторяющимися союзами и, ни: И день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, и там и сям, ни да ни нет, ни за что ни про что и под.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Слайд 2

Комментарии Текстуальный «от текста к действительности» Концептуальный «от действительности к тексту» Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Избирая текстуальный комментарий, вы идёте от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни. Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.

Слайд 3

Вопросы к комментарию Текстуальный «от текста к действительности» Концептуальный «от действительности к тексту» На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

Слайд 4

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы Текстовый комментарий (художественный текст) Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни... (взаимоотношений кого с кем). Не случайно писатель изображает (кого, что) Поступок героя свидетельствует о том, что... Слова (мысли) героя показывают, что... Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)... Автор сочувствует своему герою (своим героям)... Симпатии автора на стороне (кого).

Слайд 5

Текстовый комментарий (публицистический текст) Проблема раскрывается автором на примере. .. В качестве примера автор рассматривает... Автор заставляет читателя задуматься (над чем). Автор текста обращает внимание на... В размышлениях автора звучит мысль о том, что... Автор доказывает, что... Автор убеждён в том, что... Автор разделяет мнение (кого). Автор искренне восхищён, огорчён (чем). Автор приводит нас к выводу о том, что...

Слайд 6

Концептуальный комментарий (публицистический текст) Проблема (чего?) — одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). Как и большинство из нас, автор считает, что... Вопреки мнению большинства автор считает, что... Автор полемизирует (с кем). Автор подробно рассматривает... Автор обращает наше внимание на... Таким образом, автор убеждает нас в том, что...

Слайд 7

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клини­ческое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неуже­ли же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь треть­ими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

Слайд 8

. Фрагмент сочинения (текстовый комментарии). (Маркером выделены конструкции, организующие комментарий.) Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов . Автор по-настоящему встревожен тем , что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» — проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась : мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

Слайд 9

Фрагмент сочинения(концептуальный комментарий) Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о международных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете . Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальнейших проблем современности , привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчеркивает : среди его людей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

Слайд 10

Типичные ошибки при комментарии проблемы Комментарий отсутствует Обычно эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения и критериев его оценивания. Поскольку эта часть сочинения оценивается отдельно, вы должны знать требования, предъявляемые к комментарию. Комментарий не опирается на текст Опора на исходный текст — основное требование к комментированию. Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие ваши мысли.

Слайд 11

Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента Не увлекайтесь цитированием. Помните о том, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняйте цитаты. Комментарий подменяется пересказом Не пересказывайте, а анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.

Слайд 12

Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулирована Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только ту информацию исходного текста, которая непосредственно связана с выделенной вами проблемой.

Слайд 13

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 1. Отсутствие комментария. В тексте поднимается актуальная проблема — это проблема национальной розни. Юрий Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая сейчас существует в мире. Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование. После формулирования проблемы ученик сразу переходит к авторской позиции. Комментарий отсутствует.

Слайд 14

2. Отсутствие опоры на текст. В тексте Ю. Лотмана поднимается актуальная проблема межнациональных конфликтов. Действительно, с каждым днём всё больше и больше сообщений о преступлениях на почве национализма. Неужели мы начали забывать те преступления перед человечеством, которые повлекли за собой распространение идеологии нацизма? Неужели мы опять на пороге кровопролитной войны под популистскими лозунгами о том, что мы — это высшая нация, а все остальные должны быть уничтожены? Пора открыть глаза и взглянуть на всё это трезво. Проблема сформулирована верно, однако в комментарии отсутствует авторское видение проблемы.

Слайд 15

3. Подмена комментария пересказом. Юрий Лотман участвовал в Великой Отечественной войне, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди его друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди, ослеплённые этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един, и то, что происходит на одном полюсе, так или иначе отзовётся на другом. Столкнуться с этой пробле­мой придётся каждому. Ученик подробно пересказывает текст, вместо того чтобы комментировать мысли автора

Слайд 16

Подмена комментария цитированием. Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю. Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови». Вместо комментария цитируется фрагмент текста.

Слайд 17

Несоответствие комментария заявленной проблеме. Текст Ю. Лотмана посвящен проблеме национальной розни. Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир — это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война. В начале сочинения заявлена проблема национальной розни, а в комментарии ученик пишет о ценности мирной жизни, о Великой Отечественной войне. Нарушена логика развития мысли.

Слайд 18

Что проверяет эксперт? Эксперт проверяет: 1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы); 2) насколько верно прокомментирована проблема исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий); 3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста. Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Слайд 19

Задания Прочитайте текст Ф. Кривина. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Слайд 20

В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

Слайд 21

1. должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно? 2) Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях? 3) Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы? 4) В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка. 5)Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности.

Слайд 22

6) Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям? 7) Ф. Кривин поднимает проблему становления личности. 8) Родителей всех времён волновала проблема воспитания. Следует ли баловать детей, потакая их слабостям? — такой вопрос возникает после чтения текста Ф. Кривина. 9) Любовь родителей к своим детям — глубокое, безграничное чувство. Способны ли дети осознать семейную любовь? 10) В центре внимания автора проблема отцов и детей. 2 4 5 7 8 10

Слайд 23

2. Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Ф. Кривина. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа, и запишите ответ.

Слайд 24

Пример Тип ошибки 1.Проблема текста Ф. Кривина заключается в том, что родители не должны баловать своих детей. 2. Как правильно выбрать профессию? Этой проблеме посвящен текст Ф. Кривина. 3. Проблема текста Ф. Кривина в том, что Свёрла воспитывали сына на пробках, а когда пришла пора заниматься серьёзным делом, он не захотел браться за работу. 4. С помощью иносказания автор поднимает проблему человеческих отношений. А. Неоправданное расширение проблемы. Б. Подмена формулировки проблемы пересказом. В. Подмена проблемы авторской позицией. Г. Непонимание проблемы. 1в 2г 3б 4а


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

-н- или –нн-? Слово образовано от существительного Слово образовано от глагола

Слайд 2

Корень оканчивается на -н-? Да Сон-н-ый Весен-н-ий Нет

Слайд 3

Какая буква перед -н- ? -а- (-я-) или –и- Кож- ан -ый Конопл- ян -ый Гус- ин -ый Исключения : олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый -о-(-е-) Ревизи- онн -ый Торжеств- енн -ый Исключение: ветр ен ый

Слайд 4

В слове есть приставка (кроме не-)? Да Нет

Слайд 5

В какой форме употреблено слово? Полная форма Израненный прочитанный Краткая форма Изранен прочитан

Слайд 6

Есть зависимое слово? Да Нет

Слайд 7

Форма слова Полная (Какой?) Раненный пулей Прочитанный сегодня Краткая (каков?) Ранен пулей Прочитан сегодня

Слайд 8

Слово на –ованный(-еванный)? Да Нет

Слайд 9

Форма слова Полная (Какой?) Командированный корчеванный Краткая (каков?)

Слайд 10

Какой вид? совершенный Несовершенный Крашеный Крашен Толченый

Слайд 11

Форма слова Полная (какой?) купленная книга решенная задача Краткая (каков?) Книга куплена. Задача решена.

Слайд 12

Какое значение имеет слово? Действия Собрание организовано вовремя. Признака Ученица организованна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слитно? Дефис? Раздельно? Сложные имена существительные Сложные имена прилагательные Наречия, образованные от существительных с предлогами Наречия и наречные сочетания Предлоги Союзы и союзные слова частицы

Слайд 2

дефис Самостоятельное слово Диван-кровать, друзья-приятели, изба-читальня, капитан-лейтенант, плащ-палатка, социалист-революционер

Слайд 3

дефис Составная фамилия Мамин-Сибиряк, Римский-Корсаков, Соловьев-Седой, Смирнов-Сокольский

Слайд 4

дефис Географическое название сущ.+сущ. Или сущ.+прилаг. Гусь-Хрустальный,Новгород-Северский, Ростов-на –Дону Но: Старая Русса, Вышний Волочок(прил.+сущ.)

Слайд 5

дефис Сложное название растения Иван-да-марья, мать-и-мачеха, не-тронь-меня

Слайд 6

слитно Сложные существительные с соединительной гласной Дымоход, лесостепь, камнепад, пулемет Но: юго-запад, северо-восток(названия промежуточных стран света) Койко-день, тонно-километр(сложные единицы измерений)

Слайд 7

слитно Все сложносокращенные слова Профсоюз, техпомощь, эсминец

Слайд 8

слитно Сложные слова с первой частью – глаголом или числительным, написанным не цифрой Вертишейка, сорвиголова, двустволка, трехтонка, четырехэтажка

Слайд 9

Сложные прилагательные Слитно Дефис Сложные прилагательные и сочетания наречий с прилагательными и причастиями

Слайд 10

слитно Одна из составных частей не употребляется как самостоятельное слово Быстротечный, всеядный, общеизвестный, разнобойный, свежезаваренный, скорописный

Слайд 11

слитно Прилагательные образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно Железобетонный, пароходный, пластмассовый

Слайд 12

слитно Прилагательные соответствуют подчинительному сочетанию слов Машиностроительный, народнохозяйственный

Слайд 13

дефис Образованы от сложных существительных с дефисом Вице-президентский, социал-демократический

Слайд 14

дефис Соответствуют сочинительному соччетанию слов с союзами и или не только.., но и Англо-русский, Военно-патриотический

Слайд 15

дефис Обозначают сложное наименование цвета или его оттенка Желто-зеленый, темно-красный, медно-красный

Слайд 16

дефис Входят в состав сложных географических и административных названий, которые начинаются с основ восточно- , западно-, северно-, северо-, южно-, юго- Восточно-Европейская равнина, Западно-Карельская возвышенность, Северо-Западная котловина

Слайд 17

дефис Первая часть слова – числительное, написанное цифрами 50-процентный, 150-летний, 3 ½-тысячный, 200-миллионный

Слайд 18

Сложные прилагательные и сочетания наречий с прилагательными и причастиями Мал оз накомый человек – мало знакомый с городом человек Мал оз начащие слова – мало значащие для меня слова

Слайд 19

Наречия, образованные от существительных с предлогами Раздельно Слитно

Слайд 20

Наречия, образованные от существительных с предлогами, пишутся раздельно: Предлог обозначен согласной буквой, а следующее слово начинается с гласной В одиночку, в отместку, в обрез, в укор, в открытую, в оба

Слайд 21

Наречия, образованные от существительных с предлогами, пишутся раздельно: 2 существительное, от которого образовано наречие, сохранило некоторые падежные формы За границу, на границей; на корточки, на корточках; на цыпочки, на цыпочках; под мышку, под мышкой, под мышками, из-под мышек.

Слайд 22

Наречия, образованные от существительных с предлогами, пишутся раздельно: 3. Наречия образованы от предлогов без, до, с(со), по , под, за Без толку, без спросу, без устали, до зарезу, до отвала, до отказа

Слайд 23

исключения Дотла, сбоку, сплеча, сроду, сразу, сдуру, слишком, снаружи, спозаранок, спросонок, поблизости, поистине, поодиночке, поутру, понаслышке, пополам, подряд, подчас, замуж,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Правописание имен числительных»

1. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками;

2) шестьюстами учениками;

3) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

4)  в двух тысячи восьмом году.

2. В каком числительном Ь пишется в середине слова?

1) 18;          2) 60;          3) 15;          4) 19.

3. В каких словах не пишется Ь в середине слова?

1)сем...десят; 2)трид...цать; 3) пят...сот; 4)четыр...мя.

4. В каком числительном Ь не пишется в середине слова?

1) 16;          2) 60;          3) 600;          4) 80.

5. Какое сложное числительное от 11 до 19 пишется с нн?

1) 15;  2) 13;  3) 11; 4) 16; 5) 18.

6. В каком числительном на конце пишется буква а?

1) девяност... ;  2)трист... ;    3) ст…

7. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) пятидесятью;

2) шестьюдесятью;

3) восемьюдесятью.

8. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) девятистам;

2) шестиста;

3) семистам.

9. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) двумстам;

2) двухста;

3)  двумястами.

10. В написании какого числительного допущена ошибка?

1) двухтысячный год;

2) до две тысячного года;

3) к двухтысячному году;

4) две тысячи седьмой год.

11. Укажите верное написание составного количественного чис­лительного в В.п.:

1) одна тысяча восемьсот пятьдесят три;

2) одну тысячу восемьсот пятьдесят три.

12. Укажите верное написание составного количественного чис­лительного в Т.п.:

1) одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя;

2) одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя;

3) одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.

13. Укажите верное написание числительного:

1) с восьмистами девяноста шестью;

2) с восемьюстами девяносто шестью;

3) с восемьюстами девяноста шестью;

4) с восемьюста девяноста шестью.

14. Укажите правильное написание числительного полтора:

1) полтора метрам;

2) полутора метрам;

3) полуторам метрам.

 15. Укажите правильное написание числительных в Р.п.:

1) сто сорок рублей;

2) ста сорока рублей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инструкция по выполнению 8 задания ЕГЭ по русскому Выполнил: Бикбулатов Руслан

Слайд 2

Гласные в корне слова Не изменяющиеся на письме Изменяющиеся (чередующиеся) на письме Проверяемые ( можно проверить ударением в родственных словах: водяной – в о ды, удивительный – д и во Непроверяемые

Слайд 3

Проверяемые безударные гласные Как проверить проверяемые безударные гласные? Надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была под ударением При подборе проверочного слова необходимо учитывать значение слова Например : Разв … ваются волосы - в Е ет Ребёнок разв … вается - разв И тие Пол… скать ребёнка - л А ска Пол… скать бельё - пол О щет Разр … дить морковь на грядке - р Е дко Разр … дить ружьё - зар Я д Посв … тить стихотворение - св Я то Посв … тить фонариком - св Е тит

Слайд 4

К словам с непроверяемой безударной гласной невозможно подобрать проверочное слово. Это словарные слова. Например: к О мпаньон , р О мантичный , т А лант

Слайд 5

Наиболее часто встречающиеся слова с непроверяемыми гласными: Апелляция, аномалия, антагонизм, апартаменты, авантюра, адвокат, аплодисменты, бойкот, вакансия, ватрушка, ветеринар, горизонт, габариты, гарнизон, дезертир, дефицит, декларация, интеллигентный, иждивенец, коварный, меридиан, реабилитация, поролон, катастрофа, комбинезон, корифей, компоновать, карнавал, каморка, конфорка, линолеум, меценат, мотивировать

Слайд 6

Важно! Знать в каких корнях возможно чередование: выр …стающий, з.. ря , к.. саться Т аблица корней с чередующимися гласными

Слайд 7

Корни с чередующимися гласными ЗАР-ЗОР ГАР-ГОР КЛАН-КЛОН ТВАР-ТВОР ЛАГ-ЛОЖ КАС-КОСН РАСТ-РАЩ-РОС СКАК-СКОЧ МАК-МОК РАВН-РОВН ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ БИР-БЕР ДИР-ДЕР МИР-МЕР ПИР-ПЕР ТИР-ТЕР СТИЛ-СТЕЛ БЛИСТ-БЛЕСТ ЖИГ-ЖЕГ ЧИТ-ЧЕТ ЖИМ -ЖА МИН-МЯ НИМ-НЯ ЧИН-ЧА

Слайд 8

Ответ: готический 8-1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. г… тический раст …рать к… нкурент сг … реть выб ..рать 8-2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. п.. йзаж разб .. влять ум…рать к.. ридор д .. лголетие Ответ: долголетие

Слайд 9

8-3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. соч …тающий к . . варный ст . . рона переб … рёшь н ар.. стание Ответ: сторона 8-4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. соб … рутся заг .. релый к… ммерсант пер…од упр .. стить Ответ: упростить


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пошаговое выполнение 9 задания ЕГЭ по русскому языку Выполнил: Бикбулатов Руслан

Слайд 2

Правописание Неизменяемые Изменяемые

Слайд 3

Пишутся одинаково, независимо от позиции гласной и согласной в слове Неизменяемые над, под, пред, от о, по, во, со, о, об, обо, за С (НО: здесь, здание, здоровье)

Слайд 4

Про : про бежал, про слушал Пра : пра бабушка, пра дедушка, пра родина, пра родители Изменяемые

Слайд 5

Воз – вос Из – ис Вз – вс Раз – рас Без – бес Низ – нис Через - черес Изменяемые Воз нести – вос поминание Из возчик – ис париться Вз бить – вс помнить Раз гневаться – рас положиться Без донный – бес причинный Низ вергнуть – нис падать Чрез мерный - чере счур

Слайд 6

Нис падать – низ вергаться не с добровать, не с группированный Необходимо запомнить !

Слайд 7

Пространственная близость : приморский П рибавления , приближения, присоединения: приклонить, пригнать, привести неполноты действия: приспустить , приутихнуть доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить , приглушить совершения действия в собственных интересах: прикарманить, приманить, принарядиться сопутствующего действия : припевать, присвистывать, пританцовывать. При

Слайд 8

придает словам значение предельной степени действия, превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества : превозносить, превышать, преувеличивать когда она имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, предание (передать), преступить (переступить) Пре

Слайд 9

После приставки на согласную Без ы мянный, под ы скать, пред ы юльская (жара), вз ы скать (штраф), под ы грать, с ы змальства, с ы скное (агентство). НО: взимать Ы

Слайд 10

После приставки на гласную: про играть После приставок иноязычного происхождения: меж-, сверх-, контр-, пан- дез - межинститутский, сверхинтересный, контригра, панисламизм, дезинфекция В сложных словах: пединститут , спортинвентарь И

Слайд 11

После приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я Пред ъ юбилейный, вз ъ ерошенный, с ъ ежился 2.Первая часть прилагательного – числительное (двух-, трех-), а вторая часть слова начинается с гласных е, ё, ю, я двух ъ ярусный Ъ

Слайд 12

В корне перед гласными : е , ё, ю, я зав ь южило , сер ь ёзный, шампин ь он Нужно запомнить: субъект (субъективный), объект (объективный), инъекция, адъютант! Ь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четыре f Алгоритм выполнения 16 задания

Слайд 2

Член предложения? Определение Обстоятельство

Слайд 3

Определение Согласованное Несогласованное

Слайд 4

Согласованное Расположение Перед определяемым словом После определяемого слова Относится к личному местоимению Отделено другими словами от определяемого Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. Люди же, изумленные , стали как камни. Я читал, возбужденный и взволнованный. Я возвращался домой, избитый мальчишками .

Слайд 5

Перед определяемым словом (препозитивное) Есть обстоятельственное добавочное значение Отсутствует Еще, прозрачные леса…

Слайд 6

После определяемого слова Сливаются по смыслу с определяемым словом Входят в состав сказуемого Выражены сложной формой степеней сравнения Ничего из перечисленного … с настроением игриво радостным Ночи были кроткие, светлые. …человека более бесхитростного, чем он.

Слайд 7

Несогласованное Относится к Личному местоимению или имени собственному Другим частям речи С лицом под густой вуалью, она долгие часы сидела у подъезда.

Слайд 8

К другим частям речи Образует ряд однородных членов Выражают добавочное значение Ничего из перечисленного Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. Мать, полуголая, в красной юбке, стоит на коленях.

Слайд 9

Обстоятельство Выражены Одиночным деепричастием или деепричастным оборотом Другими частями речи

Слайд 10

Деепричастие Выступают в роли однородных членов Сохранило глагольное значение Утратило глагольное значение Однородный член в одном ряду с необособленными обстоятельствами В качестве зависимого союзное слово «который» Тесно связано со сказуемым Фразеологическая единица Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец. По лощинам, звезды отражая, ямы светят… Есть долг , не выполнив которого нельзя смотреть в глаза своим друзьям. Начиная со среды я ухожу в отпуск. Я ушел с собрания молча и ни на кого не глядя. писал не задумываясь… Спустя рукава, задрав нос…

Слайд 11

Другие части речи Выражены существительным в косвенных падежах Конструкции с предложными сочетаниями Добрый комендант, с согласия своей супруги, решил освободить Швабрина.

Слайд 12

Обособляется

Слайд 13

Не обособляется

Слайд 14

Согласованное определение Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде). И могут выражаться: 1) Прилагательным: Я купила оранжевую футболку. 2) Местоимением: Наша дорога. 3) Числительным: Дай мне второй том. 4) Причастием: Зеленеющий лес

Слайд 15

Несогласованное определение Несогласованные определения сочетаются с главным примыканием (являются неизменяемой частью речи или формой) или управлением (ставится при главном слове и в определенном падеже ). И могут выражаться: 1) Cуществительным с предлогом и без него в косвенном падеже : Климат в Санкт-Петербурге. Полет летчика. 2) Инфинитивом: Стремление увидеть . У меня есть желание учиться . 3) Наречием: Мне подали яйца всмятку . Я люблю прогулки пешком . 4) Прилагательным в сравнительной степени: Домик поменьше. 5) Притяжательным местоимением его, ее, их: Его сестра. Их квартира. 6) Цельным словосочетанием: Мама увидела девочку лет четырнадцати.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: