ФГОС

Павлова Елена Леонидовна

ФГОС начального общего образования http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm373-1.doc

ФГОС основного общего образования http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf

ФГОС среднего основного образования http://минобрнауки.рф/документы/2365

Современные образовательные технологии. Селевко Г.К.https://drive.google.com/file/d/0BwLmG5A_TPcxU1h5NkFMN19hNGc/view?pref=2&pli=1

Требования к уроку иностранного языка по ФГОС http://school43.spb.ru/files/Ђrebovaniya_k_uroku_po_ЄgoЁ.pdf

ФГОС по иностранному языку http://elvira-petrova.jimdo.com/фгос/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /

{А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.}; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

Личностные универсальные действия

Название

Возраст

Цель

Предмет

Форма выполнения

1

«Самоанализ. Кто Я? Какой Я?»

10-15 л.

Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

Групповая работа учащихся под руководством психолога.

2

Игровое задание «Чемодан»

10-15 л.

Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.

Групповая работа учащихся под руководством психолога.

3

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (О.А.Карабанова)

10-15 л.

Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

Любые гуманитарные и естественно-научные

Фронтальный письменный опрос

4

Игровое задание «Моя Вселенная»

10-15 л.

Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

Литература, история, ИЗО, музыка и др.

Групповая работа учащихся под руководством психолога.

5

Задание «Моральные дилеммы»

11-15 л.

Ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

Гуманитарные

дисциплины

Групповая работа учащихся.

6

Задание «Моральный смысл»

11-15 л.

Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.

Гуманитарные

дисциплины

Работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе

7

Задание «Кодекс моральных норм»

11-15 л.

Обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками.

Гуманитарные

дисциплины

Индивидуальная и групповая работа.

Коммуникативные универсальные учебные  действия

Название

Возраст

Цель

Предмет

Форма выполнения

1

Задание «Кто прав?»

10-15 л.

Диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помо-гающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия)

Гуманитарные и естественно-научные

Работа в парах и группах.

2

Задание «Общее мнение»

11-15 л.

Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Литература, история, физика, биология, география

Работа в парах или группах по 3-4 человека.

3

Задание «Дискуссия»

10-15 л.

Освоение правил и навыков ведения дискуссий.

Литература, история, физика, биология, география

Работа учащихся в классе.

4

Задание «Совместное рисование»

10-15 л.

Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Литература, история, физика, биология, география

Работа в парах или группах по 3-4 человека.

5

Задание «Компьютерная презентация»

11-15 л.

Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа в двух группах.

6

Задание «Групповые игры»

11-15 л.

Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.

Групповая работа учащихся.

Познавательные универсальные учебные  действия

Название

Возраст

Цель

Предмет

Форма выполнения

1

Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»

12-13 л.

Формирование выдвигать гипотезы ( предложения – что получится в результате) проверять их.

Математика

Группа 4-5 ч.

2

Задание «Найти правило»

12-13 л.

Формирование умения выделять закономерность в построении серии.

Математика

Группа 4-5 ч.

3

Задание «Работа с метафорами»

(А.Е. Падалко, 1985)

11-15 л.

Формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).

Литература

Группа 4-5 ч.

4

Задание «Составление слов из элементов по правилу» (А.Е. Падалко, 1985)

11-15 л.

Формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Литература

Группа 4-5 ч.

5

«Отсутствующая буква»  (А.Е. Падалко, 1985)

11-15 л

Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Литература

Группа 4-5 ч.

6

Задание «Робинзон и Айртон»

11-15 л

Формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Литература

Группа 4-5 ч.

7

Задание «Эмпирическое исследование»

14-15л.

Формирование умения проводить эмпирическое исследование.

Литература

Группа 4-5 ч.

8

Задание «Любимые передачи»

13-15л.

Формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы)

Литература и др.

Группа 4-5 ч.

9

Задание «Выбор транспорта»

11-15 л

Формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.

География и др.

Группа 4-5 ч.

10

Задание «Жильцы твоего дома»

12-13 л

Формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом.

География

Группа 4-5 ч.

11

Задание «Сказочные герои»

14-15 л.

Формирования проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.

Литература

Группа 4-5 ч.

12

Задание «Диалог с текстом»

(Г.Г. Граник, О.В. Соболева, 1998)

11-12 л.

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом»

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

13

Задание «Учимся задавать вопросы»

11-12 л.

Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту.

Литература

Работа в парах и группах.

14

Задание «Озаглавливание текста»

11-15 л.

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

15

Задание «Пословицы»

11-15 л.

Формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.

Литература, история

Работа в группах.

16

Задание «Эпиграф»

11-15 л.

Развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа.

Литература

Работа индивиду-альная и в группах

17

Задание «Сочиняем сказку»

11-14 л.

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом антиципации.

Литература

Работа в группах.

18

Задание «Понимание научного текста»

12-15 л.

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

19

Задание «Приёмы осмысления теста в ознакомительном чтении»

14-15 л.

Усвоение  приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к раннее прочитанному).

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

20

Задание «Постановка вопросов к тексту»

14-15 л.

Овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

21

Задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов

12-15 л

Освоение  приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

Регулятивные универсальные учебные  действия

Название

Возраст

Цель

Предмет

Форма выполнения

1

Задание «Общее планирование времени. Планируем свой день»

12-14 л.

Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся.

Любые предметы, классный час

Индивидуальная работа

2

Задание «Планирование учебной работы»

13-15 л.

Формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.

Любые предметы, классный час

Индивидуальная работа

3

Задание «Оцениваем свою работу»

11-14 л.

Освоение критериев оценки письменной работы.

Русский язык и математика

Индивидуальная и в парах

4

Задание «Критерии оценки»

13-15 л.

Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивид-я и в парах

5

Задание «Учебные цели»

11-14 л.

Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Гуманитарные и естественно-научные

Индивидуальная работа

Материалы книги систематизировали: Центр научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб НИПКиПРО (нач. центра Волчек М.Г.)



Предварительный просмотр:

Making our students better thinkers while teaching English

Developing critical thinking skills

What is critical thinking?

  • Independent thinking, thinking for oneself.
  • Reasonable, reflective thinking that is focused on deciding what to believe and do.
  • The process of critical thinking involves acquiring information and evaluating it to reach a well-justified conclusion or answer.

Who are critical thinkers?

  • Critical thinkers gather information from all senses, verbal and / or non-verbal, written expressions, reflection, observation, experience or reasoning.
  • Critical thinkers base their decisions on clarity, credibility, accuracy, precision, relevance, depth, breadth logic, significance and fairness.

Features of a critical thinker

A critical thinker:

  • Is open-minded and mindful of alternatives;
  • Tries to be well-informed;
  • Judges well the credibility of sources;
  • Identifies conclusions, reasons, and assumptions;
  • Judges well the quality of an argument, including the acceptability of its reasons, assumptions and evidence;
  • Can well develop and defend a reasonable position;
  • Ask appropriate clarifying questions;
  • Formulate plausible hypotheses;
  • Plan experiments well;
  • Defines terms in a way appropriate for the context;
  • Draw conclusions;
  • Integrates all terms in this list when deciding what to believe or do.

Starting point

Decide where your student is today

The Unreflective Thinker

    The Challenged Thinker

       The Beginning Thinker

          The Practicing Thinker

              The Advanced Thinker

                  The Master Thinker.

Strategies for teaching critical thinking

Tactical and Strategic Recommendations:

  • Promoting interaction among students as they learn;
  • Asking open-ended questions that do not assume the “one right answer”;
  • Allowing sufficient time for students to reflect on the questions asked or problems posed;
  • Teaching for transfer.

Tactical and Structural Recommendations

  • Speak less so that students think more.
  • Teach students how to read for themselves, actively and analytically.
  • Develop specific strategies for cultivating critical reading, writing, speaking and listening.
  • Call frequently on students who don’t have their hands up.
  • Call on other students to summarize what have been said.
  • Use concrete examples whenever you can to illustrate abstract concepts and thinking.
  • Require regular writing in class.
  • Spell out explicitly the intellectual standards you will be using in your grading and why. Develop self-assessment skills using standards.

Critical thinking is the art of asking questions.

Question Types

  • Summary and Definition Questions;
  • Analysis Questions;
  • Hypothesis Questions;
  • Evaluation Questions.

Analysis Questions

  • how...?
  • why...?
  • what are the reasons for...?
  • what the types of...?
  • what are the functions of...?
  • what is the process of...?
  • what other examples of...?
  • what are the causes/ results of...?
  • what is the relationship between .and .?
  • what is the similarity or difference between... and...?
  • how does ...apply to ...?
  • what is (are) the problems or conflicts or issues...?
  • what are possible solutions/ resolutions to these problems or conflicts or issues...?
  • what is the main argument or thesis of...?
  • how is this argument developed...?
  • what evidence or proof or support is offered...?
  • what are other theories arguments from other authors…?

Hypothesis Questions

  • If…occurs, then what happens…?
  • If…had happened, then what would be different…?
  • What does theory x predict will happen…?

Evaluation Questions

  • Is ... good or bad ...?
  • .....correct or incorrect...?
  • .....effective or ineffective...?
  • .....relevant or irrelevant...?
  • .....clear or unclear...?
  • .....logical or illogical...?
  • .....applicable or not applicable...?
  • .....proven or not proven...?
  • .....ethical or unethical...?
  • what are the advantages or disadvantages of...?
  • what are the pros or cons of...?
  • what is the best solution to the problem / conflict / issue...?
  • what should or should not happen...?
  • do I agree or disagree ...?
  • what is my opinion...?
  • what is my support for my opinion...?

Critical thinking skills checklist

  • Analyzing
  • Associating
  • Brainstorming
  • Clarifying
  • Classifying
  • Comparing
  • Contrasting
  • Defining
  • Drawing conclusions
  • Figuring out meaning from context
  • Listing
  • Memorizing
  • Note taking
  • Predicting
  • Problem solving
  • Ranking
  • Sequencing
  • Summarizing
  • Translating
  • Using graphic organizers
  • Visualizing


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛА «ПАМЯТИ» И ШКОЛА «МЫШЛЕНИЯ»: различение понятий 1 . Содержание отождествляется с учебным материалом, который нужно усвоить с помощью действий запоминания или на его основе Освоение новых типов предметной деятельности, прохождение через различные ее формы с последующей рефлексией и осмысление этих форм 2. Обеспечивает освоение уже «готовых» знаний, а не порождение их и проектирование новых способов их употребления Освоение новых способ обращения со знанием на основе генетико-содержательной логики

Слайд 2

ШКОЛА «ПАМЯТИ» И ШКОЛА «МЫШЛЕНИЯ»: различение понятий 3. Ученику передаются не методы мышления, а готовые постулаты, выводы, что не позволяет ему увидеть пути познания и самостоятельного поиска знаний Обнаружение и вычленение инстументально-управленческой функции знания. Образование становится инструментом развития ученика и учителя 4. Практика образования сводится к воспроизведению научных результатов, содержание исключает преобразование себя Проектирование практики образования, включающее преобразование и окружающей действительности, и самого содержания образования. Результат преобразования становится «точкой роста» для следующего проектировочного этапа

Слайд 3

ШКОЛА «ПАМЯТИ» И ШКОЛА «МЫШЛЕНИЯ»: различение понятий 5. Знания оторваны от контекстов их происхождения, порождения и употребления, осваиваются на основе памяти Знание недиалектично  дается ученику «в готовом виде», т.е. в отрыве от тех движущих противоречий, которые явились причиной его становления и которые определяют тенденции его дальнейшего развития Знание неисторично  живая динамика процесса рождения знания в общении и сотрудничестве замещается изложением структурированной и упакованной информации Знание неонтологично  отсутствует представление о границе знания в содержательно-генетическом плане, поэтому можно обеспечить только формальное, а не содержательное различение объектов познания Освоение техник и способов мышления и деятельности, анализ и представление процессов порождения и употребления знания Знание диалектично  связано с происхождением, становлением и развитием изучаемого предмета Знание исторично  представляет сами способы реального или мысленного преобразования предметов, в котором обнаруживается их существенная связь и отношение Знание онтологично  содержит схемы рождения базовых понятий в их взаимодействии друг с другом, дает представление об объемах понятий и существующих между ними отношениях

Слайд 4

« УРОК» И «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ»: различение понятий Параметры Урок Учебное занятие 1. Организация пространства 2. Временные интервалы 3.Главные цели 4. Объект контроля Ориентировано на учителя Ориентировано на ученика Строго ограничено (границы) «Вне границ» времени Передача знаний, умений и навыков, подготовка к выполнению своих функций в обществе (социализация) Обеспечение развития, управление развитием ученика, его самореализация по отношению к образовательным областям Внешне заданное содержание образования, независимое от ученика и учителя Внутреннее содержание образования (образованность), являющееся результатом деятельности ученика

Слайд 5

« УРОК» И «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ»: различение понятий Параметры Урок Учебное занятие 5. Эталон для оценивания 6. Способ оценки и контроля 7. Методы контроля и оценки 8. Форма оценки и контроля Внешние образовательные стандарты Индивидуальные качества личности, сопоставленные с образовательными стандартами Сравнение достижений ученика с эталоном Сравнение достижения ученика с его начальным уровнем обученности Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены и др. Сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы Выставленные отметки, рейтинг, среднестатические и социокультурные нормы Качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждому из выделенных направлений, индивидуально-личностные нормы

Слайд 6

« УРОК» И «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ»: различение понятий Параметры Урок Учебное занятие 9. Роль контроля 10. Роль учителя Умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества Умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям Учитель выступает в роли судьи и контролера Учитель в роли адвоката и консультанта, тьютора, наставника и др. Взаимодействие учителя и ученика исключается в процессе контрольной или итоговой работы Взаимодействие не прерывается, более того – поощряется в процессе оценки Оценка осуществляется преимущественно учителем Всячески поощряется самооценка и взаимооценка учащихся Основной акцент делается на объективности оценки Гибкое сочетание оценки и самооценки

Слайд 7

Дошкольник Школьник (Ученик) Содержание обучения Выпускник (учащийся, обучающийся) Орг. формы обучения Учитель/Учебник Процесс обучения Цели обучения Дидактическая задача Дидактический процесс Социальные (государственные) требования Общая структурная схема учебного занятия

Слайд 8

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ Тип и виды урока Основание классификации Комбинированный Совершенствования знаний умений и навыков Изучения нового материала Контроля Обобщающего повторения Урок с личностно-ориентированной или воспитательной направленностью Вводный Тренировочный Итоговый Урок - практикум Урок - семинар Урок - лекция Урок - зачет Урок - игра Урок - экскурсия Урок - конференция Дидактическая цель Этап деятельности Приемы активизации познавательной деятельности

Слайд 9

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ Тип и виды урока Основание классификации Лекция вдвоем Лекция - провокация Лекция - визуализация Лекция - семинар Проблемная лекция Лекция –пресс-конференция Динамические пары Статические пары Малые группы КСО Информирующий урок Проблемный урок Исследовательский Эвристический Библиотечный Клубный Телеурок Приемы активизации лекционной формы работы Формы и виды общения Метод и методические приемы Приемы активизации внеурочной деятельности и различные средства обучения

Слайд 10

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ Тип и виды урока Основание классификации Урок постановки учебной задачи. Урок преобразования условий задачи Урок моделирования Урок преобразования модели Урок отработки открытого способа Урок контроля и оценки Урок наблюдение Урок эксперимент Урок исследования объекта Поисковый урок Лабораторно-практический урок Урок постановки проблем и их решение Урок конструирования понятия Урок – концепт, построение картины мира. Урок работы с первоисточниками Метапредметный урок Урок философского обобщения. Межпредметный урок Структура учебной деятельности Когнитивные умения

Слайд 11

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ Тип и виды урока Основание классификации Урок составления задач Урок – диалог Урок – парадокс Урок – фантазия Урок изобретательство Урок творчества Урок моделирования Урок символотворчества Урок изменения «истории». Урок – эвристическая ситуация Урок открытий Деловая игра Ролевая игра Урок – наоборот Урок в школе будущего Прогностический урок Урок защиты творческих работ Урок –олимпиада Урок творческого обобщения Урок - сочинение Креативные умения

Слайд 12

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ Тип и виды урока Основание классификации Урок целеполагания Урок нормотворчества Урок разработки индивидуального маршрута Урок разработки авторских программ Урок – проект Урок – консультация Урок – самооценка Урок – зачет собеседование Урок - рефлексии Урок рецензирования Урок взаимоконтроля Урок вернисаж Урок выставка Урок аукцион Урок соревнования Урок КВН Урок панельная дискуссия Урок круглый стол, урок - дебаты Орг.- деятельностные умения Коммуникативные умения


Предварительный просмотр: