Материалы для работы с родителями школьников

Трифонова Марина Сергеевна

Материалы для работы с родителями на классных собраниях

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

или Зачем родителям быть авторитетными? Правила и ограничения в системе семейного воспитания

Слайд 2

Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий. Мы любим его не «за то, что он…» и не «только, если он…», а просто потому, что он есть.

Слайд 3

«От матери зависит, даст она ребенку грудь или вымя» Януш Корчак

Слайд 4

ДЛЯ РЕБЕНКА МОЛЧАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ – ЗНАК ИХ СОГЛАСИЯ С ЕГО НАРУШЕНИЕМ.

Слайд 5

Правила и ограничения нужны для формирования личности ребенка. Ребенка, не знающего запретов, нельзя назвать ни «свободным», потому что он становится заложником собственных порывов и эмоций, ни «счастливым», потому что он живет в постоянной тревоге.

Слайд 6

Ребенку, которому взрослые не определили рамки дозволенного, трудно научиться ограничивать себя самому. Правила и запреты размечают для ребенка границы окружающего его мира.

Слайд 7

РОДИТЕЛИ НЕ ТОЛЬКО ВПРАВЕ, НО И ОБЯЗАНЫ УСТАНОВИТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА И ОГРАНИЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ЕМУ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ И УСВОИТЬ ПРАВИЛА ЖИЗНИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ. ПРАВИЛА — ЭТО ТО, ЧТО ЛЮДИ УСТАНАВЛИВАЮТ МЕЖДУ СОБОЙ И ДЛЯ СЕБЯ; ИМЕННО ОНИ ДЕЛАЮТ ВОЗМОЖНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Слайд 8

Мы способствуем развитию в ребенке уважительного отношения к другим (в том числе и к себе), когда помогаем ему различать его собственные потребности и потребности другого и, конечно, подавая личный пример в повседневной жизни.

Слайд 9

ПРАВИЛА ЛЮДИ СОБЛЮДАЮТ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА: ТАК УСТРОЕН И НА ЭТОМ ДЕРЖИТСЯ МИР.

Слайд 10

Разница между правилами и ограничениями: Ограничения чаще всего вызывают непроизвольное чувство протеста и не устраивают большинство из нас. Ограничения обычно распространяются на других. Правила стараются соблюдать многие. Правила распространяются на всех . Правила поведения не только помогают ребенку понять разницу между дозволенным и запрещенным, но и способствуют разрешению простых (и сложных) задач, которые возникают в семье каждый день. Правило становится правилом, только когда за его нарушение предусматриваются санкции, которые подтверждают серьезность правила.

Слайд 11

Правильная система : • Определите самое важное для вас в поведении детей. Исходя из этого формулируйте правила и ограничения, но помните: их не должно быть много. • Договоритесь между собой: важно, чтобы у взрослых были единые требования. Будьте готовы удерживать границы дозволенного. • Огласите правила. Если ребенку важно участвовать в их обсуждении, дайте ему возможность привести свои аргументы, всерьез отнеситесь к тому, что он предложит. • Говорите „да“ или „нет“ своему ребенку с максимальной уверенностью и определенностью. Если взрослые занимают неопределенную позицию, дети теряются. Когда мы сами не уверены в том, что все делаем правильно, дети это чувствуют, и не слушают, и не слушаются. • Определите, какими будут санкции, если ребенок нарушит правило. Предупреждая о наказании, мы побуждаем его к обдуманному послушанию. Помните, что санкции могут касаться развлечений, но не жизненно важных занятий. • Изложите правила на бумаге (нарисуйте или напишите) и поместите на видное место: важно, чтобы ребенок их обязательно заметил. • Время от времени пересматривайте правила. И всегда оставляйте за ребенком право на ошибку.

Слайд 12

Ограничения, как и правила, должны быть понятны детям, и их не должно быть много. Обилие запретов отнимает у ребенка возможность себя реализовать, а отсутствие запретов ставит под угрозу его безопасность. Чрезмерные ограничения обязательно вызовут протест и будут нарушаться, а в результате потеряют смысл. Кроме того, из чрезмерных ограничений вырастает ограниченность .

Слайд 13

ВИДЕО 1

Слайд 14

Авторитет — это психологически убедительные правила и ограничения, которые родители предлагают ребенку. Эта убедительность достигается в том случае, если требования внятны, обоснованы и соблюдаются всеми членами семьи.

Слайд 15

ВИДЕО 2

Слайд 16

Об этом: Януш Корчак. «Как любить ребенка». Аудиокнига MP3. Ардис, 2007. Мария Осорина. «Секретный мир детей в пространстве взрослых». Питер, 1999. Ирина Силенок. «Волшебные истины: пособие для родителей». Ростов н / Д: Феникс, 2010. Елена Николаева. «Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка». СПб.: Речь, 2010. Юлия Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?» АСТ: Астрель, 2007. Юлия Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» АСТ : Астрель, 2008.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание. Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду

Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.

Сократ

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

 Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

слайд 1. С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас и от родителей приходится с сожалением слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Как она возникает? Этот вопрос волнуют многих родителей. С приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

слайд 6. Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Если аналогичная ситуация складывается у взрослого человека, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Родители должны постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как “пешками”. А дети должны почувствовать себя “источником”, они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение. Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

слайд  7,8. Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.

Причина спада школьной мотивации:

У подростков наблюдается “гормональный взрыв” и нечетко сформировано чувство будущего.

Отношение ученика к учителю.

У девочек 7-8-го класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

Личная значимость предмета

Непонимание цели учения.

Страх перед школой.

слайд  9. Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. 30-40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализации. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается словари или справочники, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени

Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала.

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно "повесить” на уставших после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! У родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения. Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности.

Наш мозг от природы запрограммирован на мотивацию к учебе: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и тем не менее справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся.

Тысячекратно цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности.

Наши пожелания

Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Помните! Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль родителей в формировании положительной мотивации детей к школе, учебному труду. .

Слайд 5

Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться. Сократ

Слайд 6

Мотив – это побуждение к деятельности, то ради чего ребенок совершает ту или иную деятельность. Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как «пешками».

Слайд 7

5 уровней учебной мотивации: Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Слайд 8

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Слайд 9

3 типа отношения к учению положительное безразличное отрицательное

Слайд 10

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Слайд 11

1. Почему ты учишься? «заставляют родители; надо, потому что все должны учиться; узнать много интересного; чтобы получить образование и куда-нибудь поступить; хочу получить знания, чтобы обеспечить себя в будущем; учусь, потому что хочу быть умным и многого добиться в жизни; обеспечивать семью; нравиться учиться; чтобы получить приличную профессию»

Слайд 12

2. Зачем ходишь в школу? “ чтобы учиться, общаться с друзьями; потому что там интересно, каждый день я узнаю всё больше нового”

Слайд 13

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский

Слайд 14

« Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание » Лесгафт

Слайд 15

Советы родителям Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите!

Слайд 16

интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Слайд 17

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него . 2.Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. 3.Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.

Слайд 18

Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает. Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома

Слайд 19

Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок? Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться? Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем? Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше? Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека? Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.

Слайд 20

Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности? Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам? Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу? Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)? Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)? Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок? Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи? Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе? Любит ли ваш ребёнок учиться?

Слайд 21

Конвенция о правах ребёнка, ст. 18. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.

Слайд 22

Конституция Российской Федерации, ст. 43. Каждый имеет право на образование. Среднее полное образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми среднего полного образования.

Слайд 23

Закон РФ "Об образовании", ст.52. 1. Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечить получение детьми среднего полного образования. 2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять Устав образовательного учреждения. 3. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за воспитание, получение ими среднего полного образования.

Слайд 24

Уголовный Кодекс РФ, ст. 156. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние не соединено с жестоким обращением с несовершеннолетними, - наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев, либо лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет.

Слайд 25

Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних: неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями н/л обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

Слайд 26

Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.