Проектная деятельность учащихся

Трифонова Марина Сергеевна

Проектные работы учащихся по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polina_14.doc624.5 КБ
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt_albom.doc966.5 КБ
Microsoft Office document icon ttttt.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ пос. Железнодорожный

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

Костюм для русского народного  танца

                                                                             Выполнила: Ушанова Полина,

                                                                      уч-ся 10 класса

Руководитель: Трифонова М.С.

2014-2015 уч. год

Разделы пояснительной записки

    1. Обоснование  и  выбор темы проекта.

    2. Исследование проекта:

а) немного  истории;

б) критерии будущего изделия.

    3. Банк идей.

    4. Дизайн-анализ.

    5. Выбор оптимальной темы проекта.

    6. План изготовления русского  сарафана.

    7. Снятие мерок.

    8. Построение чертежа выкройки основы плечевого  изделия.

    9. Моделирование выкройки основы плечевого  изделия в соответствии  с моделью будущего изделия.

    10. Выбор материалов  для проекта.

    11. Инструменты, приспособления и оборудование для проекта.

    12. Правила безопасной работы.

    13.Расчёт расхода материалов.

    14. Правила  подготовки ткани и выкройки  к раскрою.

    15. Инструкционная карта по изготовлению и пошиву русского сарафана.

    16. Расчёт  себестоимости  изделия.

    17. Оценка качества и сложности проекта.

    18. Экологическая часть.

    19. Рекламный проспект проекта.

20. Использованная литература.

   

-1-

Обоснование  и  выбор  темы    проекта

На прошлой олимпиаде я выступала с проектом «Русский сарафан».  Изготовленное изделие получило  широкое практическое применение, что, безусловно,  радует.  Изучение  истоков русского искусства меня вдохновило на создание  не элементов, а целого  народного костюма,  Мне очень хочется сшить  его  красивым  и необычным.  Но для каких мероприятий?  Возникшие обстоятельства  и потребности  школы не заставили меня  долго думать.  У нас в школе есть танцевальный коллектив, который ежегодно становится призёром областного конкурса «Звёзды Балтики».  И, конечно, немалая заслуга в этом  работа нашего педагога по технологии.   Моё желание шить,   инициатива  создания  народного  костюма понравились учителю.    Но  каким он будет,  этот костюм?    Достаточно ли у меня фантазии, знаний  и умений для выполнения работы? Сможет ли изделие оправдать мои ожидания?              Достаточно ли у меня времени и средств?  Ведь костюм должен иметь красивый вид, качественно и аккуратно выполнен,  соответствовать музыке, быть надёжен и удобен в исполнении. Учитель вселила в меня уверенность, что она поможет мне и что у меня всё получится.
Поэтому темой творческого проекта стало изготовление   народного костюма для русского танца.

Цель моего проекта: разработать и сшить костюм для народного танца,  изучить технологию пошива костюма, расширить знания о способах оформления швейных изделий, стимулировать интерес к традициям русского народного костюма и современному моделированию.

                                                                   -2-

Исследование проекта 

Для работы над проектом мы составили алгоритм изготовления костюма:

Из истории русского народного костюма                                          Народный костюм – бесценное достояние культуры народа, накопленное веками, прошедший в своём развитии долгий путь, тесно связанный с историей и эстетическими взглядами создателей. Русский народный костюм отразил исторически сложившиеся представления народа о красоте и целесообразности, он является свидетелем неиссякаемой фантазии русских людей, их утонченного художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Народные умельцы, используя простые приемы вышивки, узорного ткачества,  аппликации  и другие способы  декорирования, смогли создать из домашних материалов бесконечное многообразие орнаментов, цветовых и фактурных сочетаний, композиционных решений. Живым подтверждением всему этому являются музейные подлинные образцы.

       Наиболее характерными особенностями русского народного костюма( по регионам) являются:

-- в основном ярко выраженная  многослойность  костюмов, своеобразное наслоение и взаимосвязь элементов, выражающих тектонику, свойственную и отличающую один костюм от другого;

-- необычная декоративность, красочность, гармоническое сочетание в одном костюме различных цветов и орнаментальных решений с ярко выраженным в преобладающем большинстве комплексов красных цветов, имеющих в костюме множество оттенков;

-- неповторимость и разнообразие форм, построены на сопряжении, в основном, прямых линий- вертикальных ( больше характерных для северных комплексов) и горизонтальных ( характеризующих в большей степени южные комплексы);

-- разнообразие фактурных характеристик, ритмов, объемов( форм) плоскостей, цветовых пятен , линий ;

-- повсеместная взаимосвязь декора с формой и конструкцией костюма ;

-- оригинальность головных уборов и навесных украшений, завершающих решение русского народного костюма как художественного ансамбля. Ношение венков из цветов являлось древнейшей общеславянской традицией.

 Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций. 
      До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм  в качестве  праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах.
     
К группе  нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды – функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.
   
  Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю.
     
 В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т.д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских  сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям – по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции.

 

Рубаха

Рубаха по праву считается самым древним видом одежды. Уже в VI в. в костюме наших предков — славян — она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой.

Рубаха, по всей видимости, происходит от слова «руб», что означало в языке предков кусок, обрывок ткани, но одновременно служило и названием всего комплекса. Крестьянин, горожанин и дворянин носили одинаковую по покрою рубаху, разница была лишь в качестве ткани.

Самым распространенным материалом и по сей день, остается льняное полотно. В древнерусском языке существовало два термина: «хласт» — «холст», «тьлстина» — небеленая ткань и «платно» — выбеленное полотно для обозначения основного материала. Прядением и ткачеством полотна исстари занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверить изготовление одежды, первого защитника человека. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.

Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя подол. Затем разрезали щель ворота и, по центру груди. Таким образом, после окончания кроя не оставалось ни одного лишнего лоскутка.

Порядок украшения рубахи также сложился в языческое время и строго соблюдается до сих пор в народном костюме, В Древней Руси отделкой одежды знати служили жемчуг, дробницы с полудрагоценными камнями и цветными стеклами, дорогие тесьмы и шнуры. Одежду основной части населения традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, аппликации из покупных тканей, цветное кружево располагали обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечьях, по вороту и вдоль разреза на груди. Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов.

Особенно сильно украшали праздничные и обрядовые рубахи, носимые по определенным дням. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой на подоле. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху. В последнюю неделю перед венцом девушки носили рубаху с 1 очень длинными рукавами, называемую «убивальницей». В ней невеста должна была плакать от страха перед грядущей семейной жизнью в чужом доме. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила.

В русском национальном костюме, как  в костюмах других народностей, на протяжении многих веков существует непианное правило: большее внимание уделять женской одежде, поскольку она в первую очередь призвана охранять здоровье продолжительницы рода. 

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.

-6-

Сарафан

Сарафан (персидское serapa, тюркско-татарское «с ног до головы») — национальный костюм русских женщин. Надевается он поверх рубахи с пышными рукавами. Если это делают через голову, то на грудь нашивают ряд декоративных пуговиц. Сарафан   может   также   расстегиваться   спереди.

Известно несколько различных видов сарафана, на формирование кроя которых и украшение оказали влияние особенности местности.

Самый старинный его вид — косоклинный на проймах или широких лямках. Переднее и заднее полотнища этого сарафана соединялись по бокам дополнительными клиньями. Переднее прямое полотнище не имело среднего шва. В Тверской губернии его называли «костолан», в северных районах — «горбун».

Другой крой был у сарафана в северо-западных губерниях (Новгородской, Олонецкой, Псковской и др.). Он был более закрытый, и потому его прозвали «шушун» или «глухарь». Носили такие сарафаны старообрядки.

Шили этот сарафан из перегнутого по плечам полотнища, по бокам — скошенные клинья. Со спины пришивали длинные, часто фальшивые рукава.                                                -7-

Косоклинный сарафан с разрезом спереди на пуговицах и петлях.

Он был распространен в XIX веке во всех губерниях Центральной России. В Ярославской и Тверской губерниях его называли «ферязь», в Московской —   «саян», Смоленской — «сорококлин». Встречались и такие названия — «кумашник», «синятка». Шили этот сарафан следующим образом: два передних полотнища и одно заднее были прямые, к ним пришивали сильно скошенные клинья, которые расширяли одежду. Разрез спереди украшали кумачом, позументом, бахромой и др. Иногда передний разрез зашивали, а пуговицы и петли оставляли как украшение. Иногда молодые девушки шили такие сарафаны на лямках.

Прямой, или круглый, сарафан  шили из нескольких прямых полотен (от 4 до 7), сверху излишек ткани собирали в мелкую сборку и закрывали узкой тесемкой или бейкой. Узкие короткие лямки на спине пришивали вместе, а спереди — отдельно. Украшения в виде декоративной вышивки, тесьмы и т. п. делали по низу и верху сарафана. В Московской и Владимирской губерниях его именовали шубкой. Носили такой сарафан, как молодые, так и пожилые женщины. Отличие было только в цвете: молодые шили сарафаны из светлых тканей, пожилые использовали темные цвета.

Сарафан с облегающим лифом появился в конце XIX — начале XX в. и представлял собой нечто вроде полуплатья. Бочки его кроились по косой нитке. 

Особо отличались свадебные сарафаны. В Рязанской губернии, например невеста, венчалась в черном сарафане с белым платком на голове, который обычно носили при трауре.     В первый же день совместной жизни молодая появлялась в лучшем своем сарафане — чаще всего он был различных оттенков красного цвета. В Вологодской и Костромской губерниях шили сине-розовые, малиновые сарафаны из дорогих тканей. Украшали их   пряденым   золотом,   позументом,   жемчугом.

Условия исторического развития, начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля.                                                   -8-

Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.

Танец – это особый вид народного искусства. Существует множество разновидностей русского танца, но их все объединяет широта движения, удаль и особенная жизнерадостность. Костюм для русского танца призван воплотить в себе все эти качества.  Этот яркий ансамбль  с расклешённой юбкой, украшенный тесьмой, точно сможет передать удаль и широту  русского танца.

Критерии, которым должно соответствовать изделие:

- Отвечает и соответствует потребностям

- Имеет колоритный  и нарядный вид

- Имеет художественную ценность                                                                       - Не сложено  и быстр  в изготовлении                                                                   - Наименьшие материальные затраты

-9-

Банк идей

Девичий праздничный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд. Выполнен из льняного пестротканого полотна.  По крою не сложен. Чистольняная ткань дорогая. Для сценического образа выглядит  недостаточно ярко и празднично.

Женский свадебный костюм.          Начало XX в. Курская губерния, Суджанский уезд. Большой расход тканей. Сложен  и  трудоёмок в изготовлении. К тому же, он – женский.

-10-

Костюм новобрачной.                                                                                                            1870-1880-е гг.                                                                                      Вологодская губерния,                                                                Сольвычегодский уезд.

Очень нарядный, но

трудоёмок из-за отделки

вышивкой.

                   

                                                                                                                    Стилизованный  костюм для танца до пола из набивного или гладкого шелка или хлопчатобумажной ткани ярких цветов (зеленого, розового, красного, голубого).  По сложности  подсилен, но займёт много времени на изготовление. Выглядит нарядно, эффектно. Материалы  доступны.

             

Женский свадебный костюм. Конец XIX — начало XX в.                     Вятская губерния,              Малмыжский уезд.  Выполнен  из домотканого льняного полотна.   Не сложен в изготовлении, но для  сценического выступления не подойдёт.

-11-

Девичий праздничный костюм. 1910—1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, село Жемковка.  Сшит из набивного полотна, отделан  вышивкой.   Для выступления подойдёт, но необходимо внести изменения в крой и в подбор ткани.

Дизайн-анализ

Проанализировав  все  варианты, я решила, что не все соответствуют вышеперечисленным критериям. Я остановилась на последних моделях, но с учётом необходимых изменений. По сложности  подсилен, не займёт много времени на изготовление.   Выглядит нарядно, эффектно. Материалы  доступны.

Думаю, что этот видоизменённый ансамбль будет достойным для выступления на  различных танцевальных площадках.

-12-

Выбор оптимальной темы проекта

 Костюм  будет состоять из рубахи и сарафана. В комплект также будут входить  головной убор и пояс.

Рубаха: крой рубашечный,  цельнокроеный рукав 7/8, комбинированный  (ткань белая и красная),  отделка  тесьмой в несколько рядов.

Сарафан: из красной гладкокрашеной ткани,  отрезной по линии талии, юбка-солнце,  лиф на бретелях,  отделка -  тесьма, косая бейка по нижнему срезу.

-13-

План изготовления  костюма для русского народного  танца

  1. Снятие  мерок.
  2. Построение  чертёжа выкройки  плечевого изделия  с цельнокроеным рукавом, выкройки конусной юбки-солнце.
  3. Моделирование выкройки в соответствии с моделью костюма.
  4. Подготовка выкройки к раскрою.
  5. Подготовка ткани к раскрою.
  6. Раскрой  деталей рубахи и сарафана.

7.Обработка деталей кроя сарафана.

8.Пошив сарафана.

9.ВТО сарафана.

           Снятие мерок                   

1. Сш – полуобхват шеи  (18 см)

2. Сг I- полуобхват груди (44см)

3. Ст  -полуобхват талии (34 см)

4. Сб -  полуобхват бёдер (45 см)

5. Дст – длина спины до талии ( 38см)

6. Друк—длина рукав  (45см)

7. Дпер- длина переда (20см)

8. Дюбки – длина изделия (115 см)

9. Друб – длина рубахи  (60см)

Построение чертежей выкроек                

 За основу берём выкройку плечевого изделия  с цельнокроеным рукавом по учебнику швейного дела 5-6 класс под редакцией Мозговой Т.Н., Картушиной Н.Е. (копия  прилагается).

-14-

Моделирование выкройки  основы плечевого  изделия в соответствии  с моделью будущего изделия

1. Увеличиваем длину  рукава.

2. Углубляем вырез горловины.

3.  Чертим линию втачивания рукава (рукав-реглан).

4.  Делим рукав на две части ( т.к. верхняя часть рукава  будет красной, нижняя – белой)

 

                                                                                             

 

       Выкройку  сарафана  не  выполняем  на  бумаге.  Строим выкройку юбки – солнце  сразу на ткани, сложив ткань по поперечной нити,  лиф представляет собой полосу ткани.

-15-

Выбор материалов  для проекта                                

Сарафан:

  1. Гладкокрашеный  шелк  красного цвета.
  2. Тесьма для отделки (широкая и узкая).
  3. Тесьма-молния в цвет основной ткани.
  4. Косая бейка.
  5. Швейные нитки.
  6. Пуговица.

Рубаха:

  1. Белая  и красная ткань (х/б).
  2.  Нитка белые и красные (№40-50 армированные)
  3. Тесьма в ассортименте.
  4. Косая бейка.
  5. Резинка.

Инструменты, приспособления   и оборудование для проекта

  1. Швейная машина с электроприводом.
  2. Игла ручная,  машинная игла№70, ножницы.

3.  Утюг с пароувлажнителем,  доска гладильная.

4.  Наперсток, игольница, пяльцы, булавки.

5.  Линейка, сантиметровая лента.

6.  Портновский мел.

Правила безопасной работы

  1. Правила безопасной работы за ШМ с электроприводом

                                        Перед работой:

1)Одеть спец одежду.

2)Снять чехол с машины.

3)Проверить заправку верхней и нижней нитей.

4)Включить машину.

                                    Во время работы:

1)Сиди на всей поверхности стула  и напротив  иглы.

2)Свет должен падать с левой стороны.

3)Не наклоняйся близко к движущимся и вращающимся частям машины.

4)Следи за положением рук и ног. Не держи пальцы рук близко к лапке, чтобы не проколоть их иглой.

5)Заправляй нитку в иглу,  снимая ногу с педали , чтобы не поранить руки при случайном нажатии на педаль.

6)Если чувствуешь запах горелой резины, лёгкое пощипывание   при прикосновении к корпусу и деталям машины,  немедленно прекрати работу и сообщи об этом учителю.

                               По окончанию работы:

1)Отключи машину.

2)Подложи ткань на игольную. пластину , опусти иглу ,а затем лапку

3)Закрой машину чехлом.

 

  1. Правила безопасной работы с электрическим утюгом

1)До начала работы проверить, нет ли оголённых мест на проводе,, исправна ли вилка.

2)Включать и выключать утюг только сухими руками.

3)Во время работы следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга.

4)Следить за нагревом утюга. Терморегулятор должен стоять на соответствующей  температуре.

5) Ставить утюг на подставку.

6)Гладить,  стоя на резиновом коврике.

7)При увлажнении  пользоваться  проутюжильником .

8)На гладильной доске не должны  находиться  посторонние предметы.

9)Не допускать падение утюга.

10)Запрещается подходить к гладильной доске, если на ней уже гладят.

  1. Правила безопасной работы с ножницами

1)Ножницы это острый, режущий предмет.

2)Пользоваться ножницами надо осторожно.

3)Хранить ножницы в определённом месте.

4) Подавать  ножницы кольцами  вперёд,  держать за остриё.

5)Ножницы не должны лежать на столе раскрытыми.

6)Ножницы не должны лежать у движущихся и вращающихся деталей швейной машины.

  1. Правила безопасной работы с иглой

1)Игла должна находиться в определённом месте.

2)Игла должна быть острой и гладкой.

3)Пользоваться иглой надо осторожно.

4)Не допускать потерю  иглы.

5)Если игла сломалась,  надо отдать учителю.

   Расчёт расхода материалов

Прежде,  чем приобрести все материалы для выполнения проекта,  я  зарисовала выкройку сарафана на  черновике,  изготовила выкройку рубахи, её  промоделировала,  разложила  на  столе.    Для сарафана был  выбран  искусственный шёлк, так как он  прочный, легкий, мягкий,  нарядный, обладает хорошими гигиеническими свойствами  (вискоза), хорошо  утюжится.  На данную модель  костюма  я сделала расчёт следующим формулам:                                                                

а)  ткань  на сарафан красный шёлк---при ширине  140-150 см                                2х ( 2Ди + 2х15 см),   т.е. 2х(120 +30) =300 см + 22см на лиф=3,2 м; 

б)  тесьмы: 1 Ди+2см  – на перед,  Дн.ср.+3 см, т.е. 62см – широкой и  6 м – узкой;

в)  косой бейки – 6м;

г)   пуговицы  - 1 шт;

д)  тесьма-молния – 40 см.

е)  ткань на рубаху  белая – при ширине ткани150см   Друб.+ Друкав +10 см,  т.е. 60 + 25 +10=95 см  и  30см – красной  ткани;

ё)  тесьма 6 полос по ширине рукава х 2;

ж)  резинка – 20см;

з)   косая бейка  50 см на горловину и 70 см на нижний срез рукава.

-18-

Подготовка ткани и выкройки   к раскрою

  1. Определить направление и характер рисунка.
  2. Определить, есть ли  на ткани дефекты.  Если есть, то обвести  мелом в кружочек.
  3. Определить  ткань по волокнистому составу.
  4. Определить  направление  долевой  нити.
  5. Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.
  6. Измерить длину и ширину ткани.
  7. На выкройке указать все контрольные и контурные линии.
  8. Указать название и количество деталей.
  9. Указать припуски на швы.

Инструкционная карта по изготовлению  и пошиву рубахи и сарафана

  1.  Раскладка деталей выкройки на ткани.

  1.  Раскрой  по линиям припусков.
  2. Обработка  деталей кроя:

а) прокладывание линии середины переда и спинки рубахи  прокладочными стежками;                                                                                б) перенос контурных линий   на другую сторону деталей с помощью прямых стежков.

     в) по стежкам начертить контурные линии.

Пошив рубахи:

  1. Соединить части рукавов, обработать срезы стачивания. ВТО.

     

  1. Обработать нижний срез рукава косой бейкой, выполнить декоративную машинную строчку.

       

3.Наложить полосы тесьмы, настрочить.

                                                              

-20-

       4. Обмётывание срезов красной части рукава.

       5. Наложение и настрачивание резинки по  низу рукава, отступив от края 5 см.

       6. Стачать детали спинки до намеченной метки.

                           

 

7.Обметать срезы деталей спинки и переда.

8.Вметать и втачать рукава.

-21-

9.Сметать и стачать рукава и боковые срезы рубахи.

  1. Обметать нижний срез рубахи.
  2. Проложить 2 строчки 4мм на сборку по срезу горловины.

  1. Собрать срез горловины на сборку.

       

-22-

  1. Обработать срез горловины косой обтачкой.

  1. Отутюжить готовую рубаху.

Пошив сарафана

  1. Сметать и стачать полотнища юбки.

  1. Обработать нижний срез косой бейкой.

                           -23-

  1. По середине переднего полотнища наложить и настрочить широкую тесьму.
  2. Настрочить по нижнему срезу юбки узкую тесьму.
  3. Обметать верхний срез юбки.
  4. Обметать нижний срез лифа и собрать его на сборку.
  5. Вырезать проймы на лифе и обработать их косой бейкой.
  6.  Собрать на сборку верхний срез  

  1. Сметать и стачать лиф с юбкой.

10.Вметать и втачать тесьму молнию.

11.Обработать бретели.

     

12.Обработать верхний срез переда и спинки лифа долевыми обтачками с одновременным втачиванием бретелей.

         

13.Отутюжить готовое изделие.

В дополнение к сарафану  из выпадов ткани, остатков тесьмы можно изготовить  повязку на голову.  Только необходимо приобрести ленту для завязывания  головного убора.

Расчёт  себестоимости  изделия

материал

количество

стоимость

Ткань

Красный шёлк

Х/б ткань белая и красная

3.2м

О.95+0.3

3,2х350 руб.=1120р.

1.25х120=150 руб.

Тесьма в ассорт.

0.65 – шир.

0.8х6=4.8м

0,65х30руб.=20руб.

4.8х25=120руб.

косая бейка

8 м

8х6руб.=48 руб.

пуговицы

1 шт

-

тесьма-молния

1шт.

50 руб.

резинка

0,2м

Нитки швейные, цветные

2 кат.

2х10=20 руб.

                                                                     Итого:  1528 руб.

-25-

Оценка качества и сложности проекта

Не диво дело начать – диво кончить.

                                                  (народная мудрость)

Выполненное изделие соответствует определенным мною требованиям. Танцевальный костюм  получился очень яркий, красивый, в стиле русских традиций и удобен в носке. Я довольна своей работой и получила огромное удовольствие при ее исполнении. При  соблюдении  всех требований, предъявляемых к качеству  готового  изделия, можно  получить конкурентоспособное  изделие в случае, если  я  пожелаю  заниматься предпринимательством.  При изготовлении  костюма испытывала трудности в моделировании,  составлении последовательности пошива,  в выполнении некоторых узлов обработки. В работе мне помогал  и направлял учитель. Думаю, что теперь аналогичное изделие смогу выполнить самостоятельно.

Экологическая часть

Материалы при изготовлении проекта  считаются экологически чистыми продуктами,  так как вискозный шёлк получают из древесной целлюлозы. Выпады  ткани  при  раскрое  можно будет использовать в дальнейшем, например, в работе с лоскутом.  Вывод:  костюм для танца – экологически чистый продукт, который не нанесёт вреда здоровью.

Использованная литература

  1. Швейное дело. учебник  5-6  кл.для коррекционных школ под редакцией  Е.Н. Мозговой, Н.П. Картушиной.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Технология.  Проектная деятельность. Издательство « Волгоград» 2008 г. авт.Л.Н.Морозова.

-26-

Рекламный проспект проекта

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\матрешка.jpg

-27-



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                            

     средняя общеобразовательная школа пос. Железнодорожный                                  

 Правдинского района Калининградской области

Творческий проект

« Детский альбом»    

Исполнитель:    Ушанова Полина,
уч-ся 11 класса
             Руководитель: учитель технологии

 Трифонова Марина  Сергеевна

пос. Железнодорожный

2015-2016

Разделы пояснительной записки

  1. выбор темы и обоснование проекта………………………………..3
  2. исследование проекта……………………………………………. 4-6
  3.  банк  идей……………………………………………………………7
  4. выбор оптимального варианта проекта…………………………….7
  5. технология изготовления проекта……………………………….8-12
  6. техника безопасности……………………………………………13-14
  7. расчёт себестоимости изделия……………………………………...15
  8. оценка проекта……………………………………………………….16
  9. экологическая часть…………………………………………………16
  10. литература……………………………………………………………16
  11. рекламный проспект изделия……………………………………… 17

1.Выбор темы и обоснование проекта

Рождение ребёнка, пожалуй, главное  событие  в  жизни  человека.  А  если  малыш  долгожданный, - это  наивысшее  счастье  в  доме.  И наша семья не исключение.  Этим летом  в семье  моего старшего брата родился долгожданный  ребёнок - дочь Дарина.
          Не  за  горами первый  день  её рождения.  Но что дарить человечку, который не помнит пока ничего?  Хочется поздравить как-то по-особенному, чтобы осталась  память, воспоминания  на  долгие годы.  Я думаю, что таким подарком  может  стать  альбом  для  фотографий.  Конечно, готовые  детские  альбомы  можно  купить.   Но раз я задумала  поздравить по-особенному, то  фотоальбом  сделаю сама.  Это будет  креативный  альбом первого года жизни  Дарины.  Такой эксклюзивный подарок для молодых  родителей  будет неожиданным сюрпризом.  Пройдёт время,   моя  племянница  подрастёт,  и тогда она вместе с родителями со всей радостью и теплотой будет вспоминать, когда она была такой  крохотной малышкой.
        Таким образом, я могу сказать, что выбранный мною проект очень практичен и принесёт пользу, так как он доставит только положительные эмоции как сейчас, так и  в будущем, когда Дарина подрастёт.

Цель проекта: Доставить радость своим близким тёплым и необычным  подарком.

Задачи:

Познакомиться с методами  и  освоить технику скрапбукинга,

совершенствовать навыки в проектной деятельности,

довести начатое дело до конца,

доказать  себе, что при  желании можно  многого достичь.

2.Исследование проекта

Скрапбукинг (или скрэпбукинг, англ. Scrapbookingscrap — вырезка и book — книга, букв «вносить в книгу») — вид хобби, ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов; способ хранения личной и семейной истории в форме фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Скрапбукинг - это своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа, передающегося «из уст в уста».

Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Обычно такой альбом охватывает какую-то одну тему: свадьбу, юбилей, рождение ребенка, каникулы на море и т. п. В России широко распространены так называемые «дембельские альбомы», которые состоят из фотографий, коллажей, рисунков, карикатур, календариков с зачеркнутыми днями, адресов и пожеланий сослуживцев, и которые изготавливают демобилизованные солдаты — вот ярчайший пример «русского скрапбукинга».

Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и памятные вещи на длительный срок для будущих поколений.

Скрапбукинг, как и любое искусство, имеет свою историю. Эта деятельность развивалась на протяжении многих веков, но я бы разделила её на два этапа: до 1980 года — история скрапбукинга, и после 1980 года — современный скрапбукинг.

Скрапбукинг появился задолго до изобретения фотографии. Еще в Древней Греции существовала форма записной книжки «hypomnema» для записи того, что ее владелец услышал, прочитал или подумал и хотел запомнить.

В XV веке в Англии были распространены так называемые «commonplace books», хозяин такой книжки фиксировал в ней каким-либо образом полученные знания — медицинские рецепты, цитаты, письма, стихи, таблицы и измерения, пословицы, тексты молитв и т. д. Такие записные книжки использовали в основном студенты, а также филологи (как помощь при запоминании полезных понятий и фактов).

С 1706 года в США мужчины и женщины в дополнение к фразам и цитатам использовали цветную бумагу, этикетки и рекламные вырезки из журналов и газет.

Томас Джефферсон, будучи президентом Соединённых Штатов (с 1801г. по 1809г.), вклеивал в самодельный альбом разные статьи и стихотворения, посвящённые себе, своей семье и росту страны, также вкладывал в альбом рисунки, сухие листья и другие памятные вещички. Все альбомы всегда хранил в кожаном переплете.

marktwen 

Увлекался скрапбукингом и писатель Марк Твен. В 1872 году ему в голову пришла гениальная идея печатать тонкие полоски клея на страницах, впоследствии он это запатентовал как «Самоклеющийся альбом». На этом Марк Твен заработал около 50 тыс.$; готовые альбомы он продавал через сеть универмагов Montgomery Ward.

В начале правления королевы Виктории (1837-1901 гг.), самодельные альбомы стали более подробны, листы сшивались крепкими нитками, а обложки стали украшать обоями, кожей, а некоторые даже стали делать с замками, для обеспечения неприкосновенности частной жизни.

В 1880 году фотоаппараты стали более доступны, и в результате люди стали добавлять к красочным записям несколько фотографий.

Рождение современного скрапбукинга.

В 1980 году на Всемирной конференции Записей (World Conference of Records) семья Кристенсен, штат Юта, выставила напоказ свои 50 альбомов, посвященные истории своей семьи. После того, как появился интерес к их альбомам, они решили написать книгу об искусстве скрапбукинга  «Ожившие воспоминания». Мэриэлен вместе с мужем в 1981 году решили основать первый магазин для любителей скрапбукинга в штате Юта. В 1996 году они создали первый в мире интернет-сайт, через который можно было заказывать товары для изготовления альбомов.

В 1987 году Ронда Андерсон из штата Монтана, стала вести семинары по обучению искусству скрапбукинга. Спустя время Ронда с подругой создали компанию по производству материала для изготовления альбомов. Она утверждает, что скрапбукинг помогает ей справиться со стрессом.

В последние 10 лет популярность скрапбукинга во всем мире растет очень активно. В Америке скрапбукингом увлекается в семье каждый третий, оборот от производства товаров для скрапбукинга в США в 2003 году превысил 1,4млдр.$ в год, а в 2005 году эта цифра увеличилась до 2,5млдр.$ в год.

В России это направление только начинает развиваться, и торговые компании прикладывают  максимум усилий для его популяризации и развития.

                                                                             

3. Банк  идей.

То, что  я  хочу  сделать, было уже решено,  но каким  будет  альбом,  я  не  представляла.   Прежде чем  приступить  к  работе, я  просмотрела   в  интернете  массу  идей изготовления  и  оформления  подобных вещей.  Такие же  пользователи,  как  и я,  выставляли  на различных сайтах свои  работы.  Стало ясно,  что  скопировать  мне  не  удастся,  так  как  в  предложенных  вариантах  используются  такие материалы, дизайнерские  штучки  и  прочее,  которые  не  всегда можно приобрести в  наших  магазинах.    Да  и    варианты альбомов   изготовлены  не  по  какому-то  шаблону;  каждый  альбом  своеобразен,  индивидуален.   Но  рекомендации,  советы    по  изготовлению  альбомов  я  приму  к  сведению.

4. Выбор оптимального варианта проекта.

Проект  «Детский  альбом»  будет долгосрочным, так  как  на  его  полное  изготовление требуется  год.  Да  и  обойдётся  он  не дёшево.  Но  затраты  этого  стоят.

5.Технология изготовления проекта.

Планирование технологических процессов:

  1. Сделать эскиз обложки будущего альбома.
  2. Подобрать необходимые материалы, инструменты, приспособления для его изготовления.
  3. Выполнить работу

Инструменты и материалы:

  1. Материалы:
  • альбом (картон)
  • бумага для скрапбукинга
  • украшения для альбома
  • тесьма, кружево
  • фотоматериалы
  • двусторонний скотч
  • мягкая прокладка
  • ткань для обложки
  1. Инструменты:
  • Ножницы
  • фигурные ножницы и дыроколы
  • Игла
  • Швейная машина
  • Электроутюг;

Инструкционная карта.

  1. Подготовка альбома:
  1. Использованный альбом освобождаем от старых фотографий и открыток;
  2. Отделяем обложку от листов альбома (для удобства обшивания обложки тканью);
  3. Обклеиваем молярной лентой края листов альбома.
  1. Изготовление обложки:
  1. Создать эскиз оформления обложки;

  1. Раскроить детали обложки  из основной  и отделочной   тканей;
  2. Выполнить отделку на ткани обложки с использованием швейной машины (пристрочить бантики, кружево);

       

  1. Наклеить на обложку мягкий материал для придания мягкости и объёма обложке (я использовала подложку под ламинат)

       

     

 

  1. Обтянуть обложку тканью с внешней стороны;

           

 

  1. Приклеить листы альбома к обложке;
  2. Обтянуть тканью внутреннюю сторону обложки.                

  1. Украсить обложку альбома

  1. Обклеить картон - страницы скрапбумагой

 

  1. Оформить фотографии в альбом.  Украсить страницы.

6. Техника безопасности

Правила техники безопасности

при выполнении ручных работ

  1. Опасности в работе:

- повреждение пальцев иглой или булавкой;

- травма руки ножницами;

- травма глаз.

  1. Что нужно сделать до начала работы:

- посчитать кол-во иголок и булавок в игольнице;

- положить инструменты и приспособления в отдельное для них место.

  1. Что нужно делать во время работы:

- быть внимательной к работе;

- надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

- вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

  1. Что нужно сделать по окончанию работы:

- посчитать количество иголок и булавок в игольнице: их должно быть столько, сколько было в начале работы;

- убрать рабочее место.

Правила ТБ при выполнении

влажно-тепловых работ:

  1. Опасности в работе:

- Возгорание шнура;                                                                                         - Ожоги:        Паром; о подошву утюга; от возгорания утюга;              - Поражение электрическим током

  1. Что нужно сделать до начала работы:

- Проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;                      - Проверить наличие резинового коврика.

  1. Что нужно делать во время работы:

- Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;                                                                                                                 - Включать и выключать утюг сухими руками, взявшись за корпус вилки, а не за шнур;                                                                                                  - Ставить утюг на специальную подставку;                                                 - Следить за тем, чтобы шнур ни касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;                                                                                                            - Использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

  1. Что нужно сделать по окончанию работы:

- Выключить утюг;                                                                                                   - Поставить утюг на специальную подставку.

7.Расчёт себестоимости изделия.

Материал

Количество

Цена

Альбом – наличие

1 шт.

Набор бумаги для скрапбукинга

1 набор

480 руб.

Бумага для рисования (для акварели)

10 листов

120 руб.

Двусторонний скотч

2  шт.

120 руб.

Термонаклейки

2 шт.

30руб.

Ткань льняная

0,5 м

160 руб.

Тесьма и кружево  в ассортименте

250 руб.

Украшения для альбома

150 руб.

Фотопечать

500 руб.

Себестоимость изделия: 1970 рублей

8. Оценка проекта.

Детский альбом первого года жизни  оформлен, но не заполнен фотографиями  до  конца, т.к. малышке только 7 месяцев.   Но представленная в проекте  часть   мне  очень  нравится.  Альбом  получился  ярким,  нескучным,  интересным.   На  мой  взгляд,  удачно подобрана  бумага,  по  цвету  и  фактуре.  Все технологические операции доступны.  

Положительные стороны:

-цель проекта достигнута;

- от  работы  получаешь положительные  эмоции;

-техника  скрапбукинга  посильна;

-дизайн соответствует назначению;

-изделие имеет художественную ценность.

Отрицательные стороны:

- дорогие  материалы;                                                                                                                  - не  все  материалы  можно  приобрести в наших  магазинах (за  бумагой пришлось  ездить  в г.Калининград,  г.Черняховск,  заказывать  в  интернет-магазинах).

  1. Экологическая часть.

Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоноразрушающих веществ.

    10.Литература.

  1. Учебник по технологии под редакцией  В.Д.Симоненко, 6 класс.
  2. Интернет-ресурсы.

11.Рекламный проспект изделия.

Все  дети  любят  праздники!  Ведь  это  время  невероятных  вкусностей, весёлых  игр и, конечно  же,   чудесных  подарков.  Будь  мамой, любимой  тётей или даже  Снегурочкой ---мы  подготовим для  этого всё  самое  лучшее.

Компания «Алиса» предлагает широкий  спектр услуг:  от  организации  праздников  для детей  до  изготовления подарков  ручной  работы.

Торопитесь!  Сезон скидок! Каждому десятому  клиенту  50% скидка!

Наш телефон: 8-800-2000-500.

                           

защита проекта:

  1. Все  дети  любят  праздники!  Ведь  это  время  невероятных  вкусностей, весёлых  игр и, конечно  же,   чудесных  подарков.  Будь  мамой, любимой  тётей или даже  Снегурочкой ---мы  подготовим для  этого всё  самое  лучшее.

Компания «Алиса» предлагает широкий  спектр услуг:  от  организации  праздников  для детей  до  изготовления подарков  ручной  работы.

Торопитесь!  Сезон скидок! Каждому десятому  клиенту  50% скидка!

  1. Представление:  МБОУ СОШ пос. Железнодорожный, Ушанова Полина, 11 класс.
  2. Творческий  проект: «Детский  альбом». Раздел  технологии: «Художественная  обработка  материалов» (показать или продемонстрировать).
  3. Рождение ребёнка, пожалуй, главное  событие  в  жизни  человека.  А, если  малыш  долгожданный, - это  наивысшее  счастье  в  доме.  И наша семья не исключение.  Этим летом  в семье  моего старшего брата родился долгожданный  ребёнок - дочь Дарина.
    Не  за  горами первый  день  её рождения.  Но что дарить человечку, который не помнит пока ничего?  Хочется поздравить как-то по-особенному, чтобы осталась  память, воспоминания  на  долгие годы.  Я думаю, что таким подарком  может  стать  альбом  для  фотографий. Готовые  детские  альбомы  можно  купить.   Но раз я задумала  поздравить по-особенному, то  и фотоальбом  сделаю сама.  Это будет  креативный  альбом первого года жизни  Дарины.  Такой эксклюзивный подарок для молодых  родителей  будет неожиданным сюрпризом.  Пройдёт время,   моя  племянница  подрастёт,  и тогда, она вместе с родителями со всей радостью и теплотой будет вспоминать, когда она была такой  крохотной малышкой.
    Таким образом, я могу сказать, что выбранный мною проект изготовления альбома с фотографиями очень полезен, так как он принесёт только положительные эмоции и сейчас, и в будущем, когда Дарина подрастёт.

Цель проекта: Доставить радость своим близким тёплым и необычным  подарком, освоить технику скрапбукинга, довести начатое дело до конца, доказать  себе, что при  желании можно  многого достичь.

  1. То, что  я  хочу  сделать, было уже решено,  но каким  будет  альбом,  я  не  представляла.   Прежде чем  приступить  к  работе, я  просмотрела   в  интернете  массу  идей изготовления  и  оформления  подобных вещей.  Такие же  пользователи,  как  и я,  выставляли  свои  работы.  И мне стало ясно,  что  скопировать  мне  не  удастся,  так  как  в  предложенных  вариантах  используются  такие материалы, дизайнерские  штучки  и  прочее,  которые  не  всегда можно приобрести в  наших  магазинах.    Да  и    варианты альбомов   изготовлены  не  по  какому-то  шаблону;  каждый  альбом  идентичен,  индивидуален.   Но  рекомендации,  советы    по  изготовлению  альбомов  я  приняла  к  сведению.
  2. Проект  «Детский  альбом»  будет долгосрочным, так  как  на  его  полное  изготовление,  требуется  год.  Да  и  обойдётся  он  не  дёшево.  Но  затраты  этого  стоят.                            
  3. Сначала я спланировала ход работы.  Нарисовала эскиз           обложки. Затем  подобрала материалы и инструменты, которые мне пригодятся  в первую очередь.  Так  как  в мои планы  не  входило сделать  альбом  полностью (так как это очень  дорого),  я  приобретала  скрапбумагу  постепенно. За  основу    я  взяла  старый  фотоальбом,  который никому  был  не нужен.  Я освободила его от старых фотографий и открыток. Отделила обложку от листов альбома, чтобы  удобно  было  обшить её тканью.  Для  обновления  страниц я обклеила  молярной лентой края листов. Раскроила детали обложки  из основной  и отделочной  тканей. Выполнила отделку на ткани обложки с использованием швейной машины (пристрочила бантики, кружево).  Наклеила на обложку мягкий материал (подложка под ламинат) для придания мягкости и объёма обложке.   Обтянула  тканью с внешней стороны.  Съимтировала  окошко.  Украсила  кружевом, термонаклейкой. Прикрепила  листы альбома к обложке двусторонним  скотчем.  Обтянула  отделочной тканью внутреннюю сторону обложки, прикрепив  потайными  стежками.     Далее я преступила  к  дизайну страниц скрапбумагой, включив своё  воображение  и  фантазию.
  4. Моей  племяннице только 7 месяцев,  поэтому  заполнение альбома  фотографиями  будет по мере поступления. На некоторых страницах  фото  временно  отсутствует.
  5. Детский альбом первого года жизни  оформлен  не  до  конца.  Но изготовленная  часть   мне  очень  нравится.  Альбом  получается  ярким,  нескучным,  интересным.   На  мой  взгляд,  удачно подобрана  бумага  по  цвету  и  фактуре.  Все технологические операции доступны.  

Положительные стороны:

-цель достигнута;

- от  работы  получаешь положительные  эмоции;

-техника  скрапбукинга  посильна;

-дизайн соответствует назначению;

-изделие имеет художественную ценность.

            Отрицательные стороны:

- дорогие  материалы;                                                                                                                  - не  все  материалы  можно  приобрести в наших  магазинах (за  бумагой пришлось  ездить  в г.Калининград,  г.Черняховск,  заказывать  в  интернет-магазинах),

- в  дизайне  этого альбома нельзя использовать объёмные украшения.

  1. Это был  первый  опыт.  При  изготовлении будущих альбомов буду  использовать  страницы на кольцах.
  2. Промежуточная  себестоимость альбома -1970 рублей.

  1. Все  дети  любят  праздники!  Ведь  это  время  невероятных  вкусностей, весёлых  игр и, конечно  же,   чудесных  подарков.  Будь  мамой, любимой  тётей или даже  Снегурочкой ---мы  подготовим для  этого всё  самое  лучшее.

Компания «Алиса» предлагает широкий  спектр услуг:  от  организации  праздников  для детей  до  изготовления подарков  ручной  работы.

Торопитесь!  Сезон скидок! Каждому десятому  клиенту  50% скидка!

Наш телефон: 8-800-2000-50



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ пос. Железнодорожный

        Творческий проект         Вышитая картина

                               

                                        Выполнила: Аванесян Карина, 9 класс

                                        Руководитель: Трифонова Марина Сергеевна
                                                       2015-2016 уч.год

Разделы пояснительной записки

  1. выбор темы и обоснование проекта
  2. исследование проекта
  3.  альтернативные варианты
  4. дизайн-анализ
  5. выбор оптимального варианта проекта
  6. технология изготовления проекта
  7. техника безопасности
  8. расчёт себестоимости изделия
  9. рекламный проспект изделия
  10. оценка проекта
  11. экологическая часть
  12. литература

1.Выбор темы и обоснование проекта

Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда-то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы.

Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Выполненные ручным способом вещи неординарны и привлекательны. Фольклор всегда в моде, он своеобразно и органично сочетается с интерьером.

Мне знакомы различные техники рукоделия. Изучая разнообразие техник вышивки, я поняла, что вышивка крестом меня более привлекает, так как данный процесс позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций. Вышивка крестом очаровала меня графическим и живописным эффектом.                                                                                                  И вот в моей голове созрела идея, а что если создать своими руками картину, вышитую крестом? Ведь она может послужить не только прекрасным дополнением к интерьеру, но и прекрасным средством для успокоения глаз. Ведь давным-давно доказано, что все зрительные восприятия, так или иначе, отражаются на психике человека. Сразу возник вопрос из чего и как создать?  Пролистав огромное количество  отечественных и зарубежных журналов по вышиванию, я присмотрела себе романтическую картину  с изображением  музыкального инструмента .Тем более наша семья музыкальная.  Мама в свободное время музыцирует на фортепиано.  Поэтому решено: изготовить  картину для украшения интерьера нашей  гостиной.

Цель проекта:                                                                      

создание картины посредством вышивки крестом в эстетических и практических  целях.

совершенствовать умения и навыки вышивания в указанной  технике, сделать приятное своим родителям, довести начатое дело до желаемого результата.

2.Исследование проекта

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков.  Это  фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг  у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для  молодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Вышивка - дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел.

Оформление вышивки

1.Вышивку традиционно оформляют в раму с паспарту, при этом ее можно натянуть на подрамник или наклеить на картон. При этом само оформление может исполняться в паспарту, а может быть и без него. Паспарту подбирается по цветовой гамме к вышивке и, как правило, соответствует цвету основного элемента композиции, или цвету фона.

2.В случае если вышивка оформляется без паспарту важно не ошибиться в подборе рамы. Самая распространенная ошибка на этапе подбора багета –   в попытке сэкономить на оформлении, рукодельница выбирает узкие профили, в результате чего вышивка становится «зажатой» в раме. Правильнее подбирать раму достаточно широкую, но пропорциональную изображению или собрать сочетание двух-трех видов багета.

3. Еще вышивку нежелательно прятать под стекло, потому что под стеклом пропадает ощущение фактуры материала. Но почти всегда в этом случае становиться крайне актуальным вопрос об уходе за работой. А вот если вышивка оформляется с паспарту, то стекло обязательно нужно положить поверх вышивки, оно защитит не только вышивку, но и паспарту.

Как правило, вышивка оформляется путем натяжки или наклейки ее на картон. К сожалению, соблюсти ровную линию нити практически невозможно из-за подвижности ткани, но мастер деликатно расправит вышивку, сохраняя красоту узора. Можно также подложить паспарту между вышивкой и картоном, тогда тон всей работы измениться. Это придаст пикантность оформлению.

Расположение вышитых картин в интерьере

Вышитая красивая картина, безусловно, украсит любой интерьер. Однако повесить её правильно совсем не просто. Как же разместить наши шедевры так, чтобы дом стал еще уютнее? Ведь атмосфера в доме, который украшен вышитыми работами, становится живой и неповторимой, так как настроение картин переносится на всё окружающее пространство. Дизайнеры советуют не вешать картины слишком высоко. Лучше поместить их чуть ниже, чем нам обычно хочется сначала. Работы, которые находятся на уровне глаз, заставляют рассмотреть их внимательно, не торопясь. Очень важно учитывать пропорции комнаты. Если в квартире высокие потолки, то маленькие картины стоит размещать группами. Специалисты утверждают, что это очень эффектный и распространённый приём. Давайте рассмотрим несколько принципов группировки картин:

1. Следует избегать размещения рам в порядке увеличения или уменьшения размера, так как это нарушает целостность композиции.

2. Вышивки, близкие по размеру, можно расположить по принципу строго симметричной "сетки", а разные по размеру произведения - ярусом.

3. Также Вы можете "привязать" расположение картин к ширине дивана, невысокого шкафа или стола, тогда они будут восприниматься как единое целое с мебелью.

4. Яркие, бросающиеся в глаза картины выглядят наиболее эффектно, когда висят отдельно и на видных местах.

5. Располагая две картины разного размера по горизонтали, необходимо большую разместить чуть выше, чтобы небольшую картину было удобнее рассматривать.

Выбор материала

Вышивка  крестом – один из самых популярных видов рукоделия, уходящее своими корнями в эпоху первобытной  культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

На сегодняшний день для того, чтобы заняться вышивкой, достаточно приобрести в магазинах рукоделия специальные наборы для вышивки крестом, в состав которых входит всё необходимое для работы (канва, нитки, схема, игла). При выборе набора необходимо обратить внимание на размер вышивки, производителя и качество мулине. Мулине может быть шерстяным или хлопковым. В набор его вкладывают или целыми мотками, или развешивают на специальные органайзеры, или вкладывают порезанными в пучке. В последнем случае придётся разбирать мулине по тонам самостоятельно.

Схема вышивки

В наборе очень важна схема, по которой вышивается картинка. Символы на схеме должны хорошо читаться, быть достаточно крупными и контрастными. Схема должна быть как чёрно-белой символьной, так и цветной с символами или без них. Сегодня в магазинах рукоделия и в киосках с прессой можно также найти множество журналов со схемами вышивок и подробными инструкциями и рекомендациями. В одном из приобретенном  журнале мне очень понравилась схема для вышивки «Летний букет.»

План организации по изготовлению проектируемого изделия

  стиль    интерьера                                       материал                                                                                                                  

                                                                                                                             

   

история                                                             форма

стоимость                                                 размер

 3. Альтернативные варианты

«Маки»- картина, вышитая крестом на канве; контраст эффектно выражает прелесть распустившихся бутонов. Трудоёмка. Канва требует большего напряжения зрения, что увеличит время работы над картиной.

                                                                                                                                                           

« Цветы»- картина в технике «крест» большого размера, при её оформлении возникнут трудности из-за формы рамки.

« Родной дом»- картина, вышитая крестом, в оригинале должна получиться размером 30х30 см. Для её выполнения потребуется большое количество ниток.

Зеленого, коричневого цвета и его оттенков.


«Натюрморт»-картина вышитая крестом, размером 20х38. Будет хорошо гармонировать с музыкальным инструментом нашей гостиной.

                               4. Дизайн-анализ

Проанализировав все понравившиеся возможные  варианты, я остановилась на последнем - «Натюрморт». Мне близка  музыкальная тематика, к тому же, сюжет картины ассоциируется с моим  домом.  Работа «Натюрморт» будет хорошо вписываться в интерьер  нашей гостиной.

В результате должна получиться картина размером 20х38 см. Думаю, что небольшие размеры картины позволят мне сэкономить время, необходимые материалы. Есть идея выставить работу на олимпиаду по технологии, и я думаю, что она сможет соперничать с другими работами.

                                       

5. Выборы оптимального варианта проекта

                     

                     

6.Технология изготовления проекта

План последовательной

декоративно-прикладной работы

1.Обработать край  ткани  косыми стежками.                                            2.Произвести разметку, определить центр вышивки и ткани.                    3.Вышиваем рисунок по схеме.

4.Производим ВТО вышивки.

5.Оформление вышивки.

Инструменты, приспособления и материалы

  1. Ручная игла без острия.
  2. Ножницы.
  3. Гладильная доска, утюг.
  4. Хлопковое мулине, ткань полотняного переплетения.
  5. Пяльцы.

     

Прежде чем приступить к работе, ткань запяливают. Опыт показал, что для меня самым лучшим является вариант, когда я начинаю работу с левого нижнего угла, а затем подвигаюсь слева направо, до конца ткани. Когда я дошиваю полосу рисунка, я вновь возвращаюсь к правому краю, подняв пяльцы, и продолжаю работу до самой верхней кромки рисунка.

     В вышивке на рабочей нитке я не делаю узелков. Изнанка вышитого изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка. Так как я вышиваю в три нитки, я делаю закрепку следующим образом: сделав маленький стежок на ткани, нитку вытягиваю, оставив на поверхности небольшой кончик. Этот кончик закрываю вышитым крестиком.    

7.Техника безопасности

Правила ТБ при выполнении ручных работ

  1. Опасности в работе:

- повреждение пальцев иглой или булавкой;

- травма руки ножницами;

- травма глаз.

  1. Что нужно сделать до начала работы:

- посчитать кол-во иголок и булавок в игольнице;

- положить инструменты и приспособления в отдельное для них место.

  1. Что нужно делать во время работы:

- быть внимательной к работе;

- надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

- вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

- класть ножницы с права с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

  1. Что нужно сделать по окончанию работы:

- посчитать количество иголок и булавок в игольнице: их должно быть столько, сколько было в начале работы;

- убрать рабочее место.

Правила ТБ при выполнении

влажно-тепловых работ

  1. Опасности в работе:

- Возгорание шнура;                                                                                         - Ожоги паром; о подошву утюга; от возгорания утюга;              - Поражение электрическим током

  1. Что нужно сделать до начала работы:

- Проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;                      - Проверить наличие резинового коврика.

  1. Что нужно делать во время работы:

- Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;                                                                                                                 - Включать и выключать утюг сухими руками, взявшись за корпус вилки, а не за шнур;                                                                                                  - Ставить утюг на специальную подставку;                                                 - Следить за тем, что бы шнур ни касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;                                                                                                            - Использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

  1. Что нужно сделать по окончанию работы:

- Выключить утюг;                                                                                                   - Поставить утюг на специальную подставку;

8.Расчёт себестоимости изделия

№ п/п

Наименование используемых материалов

Цена, руб

Расход материалов на изделие

Затраты на материалы, руб.

1

Ткань

30х50 см

В наличии

2

Хлопковое мулине

10 руб

10 цветов-15 мотков

180 руб

3

Рамка деревянная с паспарту

1020руб.

1 шт.

1020руб.

         Всего: 1200 рублей

9.Рекламный проспект изделия

Вышитые картины создадут атмосферу прекрасного настроения. Вы можете ими украсить свой дом, офис и другие помещения.

Наши работы всегда актуальны и к ним никогда не пропадёт интерес!

Подарите себе и своим близким  душевный комфорт и отличное настроение!

10. Оценка проекта

Вышивка выполнена аккуратно и качественно. Удачно подобрана деревянная рамка с паспарту. Работа сравнительно недорогая, все технологические операции доступны.  Изготовленный элемент интерьера  полностью соответствует поставленным задачам.

Положительные стороны:

-цель достигнута;

-материалы общедоступны;

-техника вышивания посильна;

-дизайн соответствует назначению;

-стоимость изделия не высокая;

-изделие имеет художественную ценность.

Отрицательные стороны:

-большая нагрузка на глаза.

11.Экологическая часть

Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоноразрушающих веществ.

12.Литература

  1. Учебник по технологии под редакцией  В.Д.Симоненко, 6 класс.
  2. Журналы «Лена», «Вышитые картины», «Анна».
  3. Интернет-ресурсы.