Учитель года (муниципальный этап)

Цацулина Светлана Федоровна

Образовательный проект

«Школа, в которой мне хотелось бы работать»

(выступление)

Добрый день, уважаемые жюри и коллеги!

Сегодня я хочу вам представить мой образовательный проект «Школа, в которой мне хотелось бы работать». (слайд 1)

В какой школе хотела бы работать я? В школе большой, красивой и немножко волшебной. Ах, если бы мы прилетали в школу на маленьких космических машинках. Нажал кнопку- и ты уже в своем классе, нажал другую и перед тобой уже мягкий удобный стул, стол со встроенным компьютером, дети сидят, готовые к ответу. Да, это всего лишь мои виртуальные мечты.

Но все же Справедливая, Добрая, Умная, Понятная- вот какие привлекательные определения характеризуют школу, в которой я хотела бы работать. В чем состоит идея проекта? Каковы его дальнейшие перспективы и что он даст педагогам, детям и родителям. Попробуем найти ответы на эти вопросы.

(слайд 2) Цель проекта – создать модель Школы, как общеобразовательного учреждения с опережающим развитием, где раскрываются способности каждого ученика, воспитываются такие качества как порядочность и патриотичность человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.       

Задачи проекта:

  1. Создать собственную идею школы, вобравшей в себя обобщенный образовательный заказ социума на основе определенных и реалистичных направлений развития.
  2. Определить перспективу взаимодействия школы с внешней средой, повышения статуса, имиджа, рейтинга школы среди общеобразовательных учреждений области.

 

(слайд 3) Проект включает следующие направления:

 

  1. Изменение  содержания образования
  2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
  3. Совершенствование учительского корпуса.
  4. Изменение школьной инфраструктуры.
  5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

 

(слайд 4) Проект направлен на создание модели школы, где отражены  все участники образовательного процесса – учащиеся, родители, педагогический коллектив, местное самоуправление.

Проект разработан на 2016 - 2018 годы.

 

Основой проекта является построение высокотехнологичной информационно-образовательной среды, обеспечивающей  высокое качество образования. Реализация проекта представляет сложную задачу, решение которой требует больших финансовых и материальных ресурсов, но именно она позволит осуществить переход к инновационному  образовательному пространству и модели моей школы.

(слайд 5) Актуальность проекта

 

Проект является актуальным, поскольку его отдельные направления соответствуют тем стратегическим направлениям образовательной политики, которые ориентированы на модернизацию образования, совершенствование инфраструктуры, создание условий безопасности и комфортности.

 

 Проанализируем введение планируемых инноваций и основных направлений реализации проекта

 

  1. (слайд 6) Изменение содержания образования

 

Отобрать предметное содержание, которое бы позволило получить опыт деятельности специфической для данной предметной области,

Преобразовать  предметное содержание образования в блоки задач, проектов, тем для учебных исследований.

Создать программно-методическое обеспечение информационно - образовательной среды начального и общего основного образования только в электронном виде. (рабочие программы по предметам, кружкам, элективам; образовательные программы, планы воспитательных работ, журналы)

Вести внеурочную деятельность как продолжение и развитие предметных программ, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов; гибко организовать учебный процесс на основе нелинейного расписания; содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.

Что касается (слайд 7) материального и информационного оснащения, то здесь нужно  

Создать кабинет  и использовать информацию (в том числе письмо, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- сопровождением и графическим сопровождением, своего рода мини-студия)

Обеспечить доступ для всех участников  образовательного процесса к образовательным информационным ресурсам, обеспечить электронными учебниками с  приложениями;

 

Ну и, конечно же, снова создать лингвистически оборудованный кабинет с микрофонами для создания языковой ситуации на уроках английского языка.

 

Здоровьесберегающие технологии в моей школе

 

организовать оптимальную двигательную активность в учебном процессе

 

Дистанционная поддержка образования

 внедрить в образовательный процесс технологию веб квестов

 

  1. (слайд 8) Развитие системы поддержки талантливых детей на основе выделения креативных идей через проведение конкурсов для учащихся и родителей

 

Мероприятия

Развитие инициатив

Конк  конкурс «Мистер и Мисс школы»

 

выявление активных лидеров школы

Конк  конкурс социальных проектов, 9 – 11 классы

Поис  открытие новых форм организации деятельности

           учащихся

         конкурс  эссе «Наша новая школа», 5 – 11 классы

Мон мониторинг пожеланий, новое видение миссии                                                                             обще                       школы

Мони мониторинг удовлетворенности  качеством

образ образования родителей и учащихся.  

            Ведение информационно-образовательного портала            «Ш                       «Школа любящих родителей»

Вы       поиск нестандартных эффективных форм

            взаимодействия с родительской общественностью.                                    Об       обучение  и консультирование родителей по

           вопросам взаимодействия и предупреждения

 кон        конфликтных ситуаций.

          конкурс креативных идей среди    школьников

            младшего и среднего звена «Моя школа»

Овладение навыками проектирования, осуществление предметно-деятельностного подхода

Пр          профессиональные педагогические конкурсы:

         Педагогический фестиваль «Открытый урок», «Учитель года» и другие

Рост профессионального мастерства, качества предоставляемых услуг

 

 

  1. (слайд 9) Совершенствование учительского корпуса

 

Педагог будет обладать телекоммуникативными методами работы, он будет работать в команде с другими профессионалами- методист-сценарист, антрополог

Совместно со всей командой будет выстраивать для  каждого ребенка индивидуально путь прохождения учебных модулей

 

  1. (слайд 10) Новые идеи модернизации инфраструктуры школы

 

 

Интересные идеи,

дизайн-решения

Суть решения

  1. «Идеальная учительская» - место для

           работы, общения, обмена свежими

            идеями

Меб   Удобное личное пространство учителя. Места для отдыха,     диста  дистанционных уроков on-line, электронных журналов.  

  1. Обновление гардероба, создание
  2.  интерьера  «Старый Кенигсберг»

Фото  Обои зрительно расширяют пространство, устроены

более удобные и современные компактные вешалки для одежды.

  1. Велосипедная парковка на
  2. территории школы

О        оборудование металлической велосипедной парковки в          шко    школьном дворе возле спортивного зала для развития      

            двигательной активности учащихся школы

  1. Акция «Паблик – арт». Превращение
  2. уличного пространства школы в
  3. объект искусства.

 

         Установка во внутреннем дворе школы конструкций для

 д         демонстрации детского творчества. Проведение акций во дворе ш         школы:

  1. Зал Славы

Ст       Стеклянная композиция с подсветкой для демонстрации наград        и д      и достижений – кубков, медалей. Волонтеры 8 класса проводят д   д    для учеников 2-7 классов экскурсии по галерее Славы.

  Воспитательный эффект состоит в привитии чувства гордости, ценности и любви к школе

  1. Интернет – зона (цифровые зоны
  2. развития)

Зона в рекреации второго этажа, со свободным доступом в Интернет через Wi – Fi, оборудованная в стиле «техно»

  1. Зона двигательной активности и
  2. Спорта  

               

. Установка специальной панели

ЖК (для видео-просмотра  обучающих элементов степ-аэробики, волейбола, баскетбола),  электронного табло в спортивный зал

гимназии. Установка уличных тренажеров

  1. Проект «Комфорт»

Создание лаборатории психологических исследований, зоны релаксации и психологической разгрузки школьников среднего звена

 

  1.  ( слайд 13) Безопасность образовательного процесса

 

  • Внедрение системы наблюдения и фиксирования происходящего на территории образовательного учреждения с последующим сохранением данных;
  • Цифровая  фиксации (записи, регистрации) хода образовательного процесса, деятельности учителя и учащихся, учет посещения занятий учащимися; хранение архивов видеонаблюдения.
  • Установка пропускного контроля у центрального входа в здание.

Конечно, создание модели инфраструктуры Школы невозможно  без активного участия самих учащихся.

  1.  (слайд 14) План график реализации проекта

 

Направления

Сроки проведения

Объем и источники финансирования

1

3

4

1. Обновление содержания образования

январь- январь

2016 г.- 2017 г

Самофинансирование

Привлечённые средства  в рамках конкурсов

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

январь 2016 г

май 2017 г

Самофинансирование

Попечительские средства

Привлечённые средства  в рамках конкурсов

3. Совершенствование учительского корпуса

январь апрель 2016 г

Самофинансирование

 

4. Изменение школьной инфраструктуры

июль 2016 г

январь-2018 г

Самофинансирование

Привлечённые средства  в рамках конкурсов

Гранты

Попечительские средства

5. Сохранение и укрепление безопасности здоровья школьников

январь 2016 г

январь 2018 г

Самофинансирование Привлеченные средства

Привлечённые средства  в рамках конкурсов

Попечительские средства

 

 

(слайд 15) Алгоритм проектирования

 

Отбор креативных  идей

Экспертиза идей осуществляется научно-методическим советом, Советом Родителей  школы. Предложенные инновации оцениваются по критериям эффективности и экономической сообразности. Родительская общественность активнее откликается и охотнее инвестирует средства на целевые проекты. При необходимости вносятся изменения в  программу развития школы.

  • Систематизация креативных идей.

Инновационные предложения систематизируются по направлениям развития школы (изменения содержания образования, активных способов и форм обучения, организация образовательного процесса, развитие инфраструктуры, информационно-образовательной среды, социальных связей).

  • Контроль  реализации  проекта

Контроль осуществляется как администрацией школы, так и представителями общественного самоуправления.

  • Риски в случае изменения финансовых средств.

     Одним из главных рисков  является изменение финансирования проекта, недостаток средств. Защитой от подобных рисков является модульный характер автономной сметы, устойчивой к изменениям.

 

  1. Ожидаемые результаты и социальные эффекты

 

 

(слайд 16) Новизна Проекта заключается:

-  в изменении и модификации содержания образования за счет активизации  деятельности учащихся;

- в использовании новых  образовательных технологий;

Преимущества предлагаемых решений проекта основаны на применении функционального подхода. Это делает проект управляемым и экономичным.

 

(слайд 17) Сильными сторонами моего проекта  считаю:

  1. интегральный характер, в результате чего изменения в одной из подсистем приводят к  общему повышению качества образования;
  2. модульный характер, возможность внесения изменений в зависимости от поступления финансовых средств;
  3. софинансирование  как обязательное условие воплощения проекта;
  4. обязательство тиражировать опыт на городском уровне
  5. малочувствительность проекта к сбоям, устойчивость к изменениям, в случае непредвиденных обстоятельств легко трансформируется и корректируется

 

(слайд 18) Реалистичность проекта.  

Школа, в которой я работаю, частично обладает ресурсами, необходимыми для успешной реализации  отдельных направлений проекта.  При этом  присутствуют реалистичные направления модернизации инфраструктуры школы, обеспеченные реальными ресурсами.

Основным ресурсом является механизм согласования позиций учащихся, родителей, педагогического коллектива, , что приводит к источнику новых.

 

(слайд 19)        Заключение

Проект «Школа, в которой мне хотелось бы работать»  является уникальным, поскольку представляет новый уровень системы управления  образовательной среды школы. Источниками новых направлений являются заказчики и потребители образовательных услуг.  В основе проекта лежит  идея согласования требований и пожеланий к организации и развитию образовательной среды, обеспеченная сотрудничеством разновозрастных групп учащихся, родителей, учителей.   Педагогическим эффектом внедрения проекта будет достижение нового качества образования. Считаю возможным дальнейшее продвижение проекта при условии реализации еже существующего механизма проекта.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России» 2015

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Цацулина С.Ф.

учитель английского языка,

МОУ-СОШ с. Павловка

Я – УЧИТЕЛЬ

Мы сами пишем

сценарий своей жизни…

У каждого из нас есть свой жизненный путь, по которому мы идем, проживая каждый момент с улыбкой или горечью.  

Я никогда не сомневалась, что стану учителем. Это всегда было моей мечтой и в детстве я очень часто играла в школу со своим младшим братом. После окончания школы я поступила в университет, где получила сразу две профессии- учитель английского языка и переводчик французского языка. Закончив университет, я стала работать учителем в школе г. Саратова. Случай, а может судьба, привели меня в Среднюю общеобразовательную школу № 76, где директор с радостью приняла меня, молодую девушку, без опыта работы на должность учителя английского языка. Проработав в школе первый месяц, я поняла, что даже не представляла, с каким количеством трудностей мне придется столкнуться. Но это не остановило меня, а более того, разогрело мой интерес. Спустя два года, так получилось, я вернулась в родное село, где выросла и жила, сразу устроилась на работу в свою родную школу, в которой училась сама. Сейчас я работаю в коллективе с моими родными учителями, которых я считаю своими кумирами и наставниками. Я   считаю, мой  выбор был не случаен, а продиктован моим сердцем.

 Профессия учителя – нелёгкая, но я ни разу ещё не пожалела, что выбрала именно её.   Школа - это дом творчества. Я стремлюсь всегда донести детям важность и значимость получения знаний в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своего труда –  это великая радость. 

Помочь ребёнку обогатить этот мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации -  вот  моя задача, как учителя.

Трудно представить жизнь без эмоций, без искренней радости за чужой успех, без понимания того, что твои знания и твой опыт могут проложить кому-то тропинку к широкой дороге под названием жизнь! Что значит учитель для детей? Кто я для них? Полярная звезда или тонущий корабль?

В сознании всплывают воспоминания о первой учительнице. Первый класс… томительное ожидание… Куда идти? Кто она, моя первая учительница? Я с нетерпением ждала этой встречи!

Сколько лет прошло с тех пор? А детские воспоминания до сих пор греют душу и вызывают улыбку на лице! Как искусно она перевернула мой мир! Какими яркими красками раскрасила мою жизнь! Сколько душевного тепла подарила!

Сколько лет прошло с тех пор…? А для меня воспоминания остались на всю жизнь! Значит профессия учитель-это моя жизнь.

Сегодня мое педагогическое кредо звучит так: «Учитель должен постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться, преодолевая все трудности и неудачи на своем пути, а их, поверьте, не мало, чтобы соответствовать требованиям современной эпохи и идти в ногу со временем». Чтобы учить других- учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога, я считаю, выступает самообразование. Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе анализа и самоанализа деятельности. Я думаю, что самообразованием должен и может заниматься не только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, так как это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.

 Первый год моей работы в школе я могу назвать «выживанием», передо мной вставали профессиональные трудности. Я не знала с чего начать, что для меня является стержнем моей работы. Затем я стала понемногу адаптироваться, начала более серьезно относиться к своей профессиональной деятельности. Сейчас я стремлюсь переосмыслить где-то свой опыт и начать свое самостоятельное педагогическое исследование.

Я много работаю над собой: постоянно изучаю научно-методическую и учебную литературу, участвую в педагогических советах, научно-методических объединениях, практикую апробацию разных форм уроков и внеклассных материалов, принимаю участие в олимпиадах и семинарах, прохожу дистанционные курсы повышения квалификации.

На одном из педагогических советов нашей школы рассматривался вопрос «Выявление способности учителя к саморазвитию» и мне было очень интересно узнать о своих способностях. И вот, что я о себе узнала:

  • Я стремлюсь изучать себя-5 баллов
  • Я оставляю время для развития, как бы ни была занята работой и домашними делами- 4 балла (скорее соответствует, чем нет)
  • Препятствия стимулируют мою активность- 5 баллов
  • Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время- 5баллов
  • Я анализирую свои чувства и опыт- 5 баллов
  • Я много читаю- 5 баллов
  • Я верю в свои возможности- 5 баллов
  • Я стремлюсь быть более открытым человеком- 5 баллов
  • Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты- 5 баллов
  • Я получаю удовольствие от усвоения нового- 5 баллов
  •  Возрастающая ответственность не пугает меня- 5 баллов

Я набрала 50 и более баллов- результат: Я активно реализую свои потребности в саморазвитии. Для меня  было очень приятно получить такие результаты, так как я осознаю, что как учитель я способна к саморазвитию.

Существует истина, что на каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значить быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогов в целом. Я знаю, над чем мне нужно работать, к чему стремиться, чего достигнуть в этой жизни. Это мой стимул и мой смысл начинающего профессионала.

С каждым новым днем, с каждым новым уроком я понимаю, что мне нравится моя работа. Более того я наслаждаюсь своей работой, заряжаюсь поддержкой моих учеников, делюсь с ними эмоциями и переживаниями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня. Мне кажется, учитель, переступая порог школы, открывает для себя новую жизнь, где есть место для бесконечного самосовершенствования, где можно сохранить частичку детской наивности. Я искренне верю, что педагог обязательно должен уметь перевоплощаться и удивлять. Урок должен  быть ярким и интересным, приёмы обучения - разнообразными. 

Сейчас, имея пятилетний опыт работы в школе, я четко осознаю, что учитель – это не только красивый и строгий костюм, учебники, журнал и тетради. Учитель – это важная, сложная профессия, предполагающая большую ответственность. Учитывая это, я стараюсь внимательно относиться к индивидуальности каждого ученика, в связи с чем подбираю методы и приёмы, способные помочь ребенку расправить крылья и научиться летать при любой погоде и в любой ситуации. Я являюсь классным руководителем.  Мои ребята сейчас учатся уже в 9 классе. Ко мне они пришли совсем маленькими детьми и мы сними, можно сказать, прошли одной дорогой, мы переживали с ними все радости и невзгоды, у меня с ними сложились очень доверительные отношения

Каждый человек в своей жизни руководствуется своими собственными представлениями о ней. Каждый учитель в своих характерных, глубоко-индивидуальных чертах несёт принцип истины. Жизненное предназначение каждого учителя заключается в раскрытии этого принципа, а его жизненной задачей является - научиться воспринимать своих учеников как различные аспекты единой истинной реальности.

Бесконечный поиск не знает остановки, но на его пути часто приходится возвращаться к пройденным этапам для их переосмысления. И тогда осознается, что начинать надо с начала.

Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя вырастить два одинаковых класса. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом коллективе.

Мне нравится учить…-это хобби? Порой бывает мне больно, но уйти

не могу…-это диагноз? Все мы, должно быть, проживаем эти моменты колебания и проходим свой жизненный путь, чтобы в конце с искренней улыбкой сказать: «Это выбранная мною жизнь».        



Предварительный просмотр:

Дружба, толерантность, доброта

Цели:

  • способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми;
  • готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды.

Учитель :Здравствуйте друзья!

- Я буду называть вас всех друзьями!

Нам предстоит серьезный разговор, 
Мы собрались сегодня не случайно.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Скажите, что видите? ……Вот, посмотрите, ребята, несмотря на то, что у нас с вами у каждого разное видение, разное представление и разное мнение о предмете, мы с вами смогли принять ответ каждого. Мы сумели договориться, и согласиться.

- А зачем мы с вами сегодня собрались?

В моем классе, где работаю я, было раньше много ссор. И я  однажды сказала, что им не хватает толерантности, а что это такое предложила узнать самим. А вы знаете, что такое толерантность и умеете ли вы быть толерантными?

Учитель Значит сегодняшний урок – это урок ………..толерантности!

- Тогда первое упражнение «Составьте  два цветка!». Лепестки с этих двух цветов осыпались и перемешались, нужно найти нужные и поставить их на место:

д

  1. Дружба                                1. Вражда
  2. Милосердие                                2. Злоба
  3. Сотрудничество                        3.Нетерпимость
  4. Доверие                                4. Непонимание
  5. Чуткость                                5. Раздражительность
  6. Уважение                                6. Равнодушие.

Учитель: Сделайте вывод: Что такое толерантность? Что такое интолерантность? (Ответы детей)

Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участникуhttp://tolerantnost.narod.ru/images/bol.gif

рассказ И.Туричина «Дружба»

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:

- Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных!

- Давай! - согласился Вася

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину

- Пожар! Пожар! - кричит.

Подбежали другие ребята:

- Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

- Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

- Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

- И меня примите.

- Не примем, - сказал Сережа.

- Почему? - удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

- То - вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

(На сцене остается только Сережа, а другие ребята уходят)

Сережа - А теперь со мной никто не дружит! Почему никто не дружит? Это они глупые! Они виноваты!

Учитель- Как же вы ответили на этот вопрос. - Есть такая притча:

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.

Учитель: Что тебе нужно делать? Заглянуть в себя, и может быть что-то поменять в себе! - Как же это сделать? Ну, я не знаю что менять?

Давайте послушаем сказочку, которую я просила подготовить ребят.

Бабушка - Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса…Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зеленый, у третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

- Вот и вся сказка. Ну, а вы, кого бы выбрала себе в подружки?

Учитель:В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение. Народная мудрость - явление интернациональное и у разных народов мы находим одинаковые пословицы и поговорки.

«Собери пословицу!»

Добрый человек         несет мир - говорят абхазцы.

Сделаешь добро,         добро найдешь - говорят карачаевцы.

Лучше быть добрым уродом,                 чем злым красавцем - говорят малагасийцы.

Добро и         собака не забывает - говорят осетины.

Добрый конь не устает,                 добрый человек не отказывает в помощи - говорят татары.

Доброта         рождает доброту - говорили персидские мудрецы.

Учитель : Может вы ещё делали что-то интересное.

(Ответы детей: рассказ о книге «Сказка о толерантности в картинках и о дереве толерантности)

Учитель :Так какой же вывод вы сделали ?(Мы все вместе должны держаться, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге. - Не будем огорчать друг друга, давайте дарить улыбки, добрые слова!)

Ведущий - Давайте друзья, встанем в круг дружбы!

 Упражнение «Лукошко».

работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные мелкие предметы. участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности.

 А какие вы знаете песни о толерантности? (Ответы детей. Исполнение песни «Что такое доброта?»)

Учитель: Я знаю, что изучили несколько упражнений, которые помогают быть добрее друг к другу? Какие Вам понравились больше всего?

роропрчрдрррисляоыиваомиыо

Добрый человек        

несет мир  

Сделаешь добро,        

 добро найдешь

Лучше быть добрым уродом,

                чем злым красавцем

Добро и         

собака не забывает

Добрый конь не устает,                 

добрый человек не отказывает в помощи

Доброта

        рождает доброту