Учитель года-2016

Цацулина Светлана Федоровна

Эссе "Я учитель"

Методический семинар "Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc52 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России 2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Цацулина С.Ф.

учитель английского языка,

МОУ-СОШ с. Павловка

Я – УЧИТЕЛЬ

Мы сами пишем

сценарий своей жизни…

У каждого из нас есть свой жизненный путь, по которому мы идем, проживая каждый момент с улыбкой или горечью.  

Я никогда не сомневалась, что стану учителем. Вот только никак не могла определиться: учителем начальных классов, русского языка или иностранного, а может  истории? Учить детей всегда было моей мечтой. Помню, в детстве я очень часто играла в школу со своим младшим братом. Мне очень нравилось объяснять ему правила русского языка и математики, проверять тетради и ставить оценки в импровизированный дневник.

 В сознании всплывают воспоминания о первой учительнице. Первый класс… томительное ожидание… Куда идти? Кто она, моя первая учительница? Я с нетерпением ждала этой встречи!

Сколько лет прошло с тех пор? А детские воспоминания до сих пор греют душу и вызывают улыбку на лице! Не забуду тех счастливых моментов, когда Любовь Павловна поощряла нас небольшими подарками за хорошую учебу и прилежное поведение. Сколько же было в ней открытости, умения понять и поддержать. Тогда для меня ничего не было дороже, чем ее ласка и доброта. Как искусно она перевернула мой мир! Какими яркими красками раскрасила мою жизнь! Часто, листая альбом со школьными фотографиями, я уже своим детям рассказываю о своей учительнице, о том, как ей удавалось своей добротой разогнать все тучи плохого настроения в классе. Сколько душевного тепла она нам подарила!

Сколько лет прошло с тех пор…? А для меня воспоминания остались на всю жизнь! Значит профессия учитель-это моя жизнь. И я уверена, что свой выбор я сделала правильно и навсегда!

Когда  перешла из начальной школы в 5 класс, мне очень понравился немецкий язык. Хотя и встречалось на пути изучения много трудностей, но я продолжала старательно изучать этот предмет. Особенно мне запомнилась учительница немецкого языка Кочегарова Людмила Рудольфовна. Именно она помогала мне справляться с трудностями, постепенно открывая нам, ученикам, новый и интересный мир. После окончания школы передо мной не стоял вопрос: «Кем быть?». Конечно же, учителем иностранного языка! Я еще тогда задумывалась о возможности изучать и другие языки. Вполне согласна с высказыванием О. Генри «Не мы выбираем дорогу, а то, что внутри нас, заставляет ее выбирать». Получив  в своей школе хорошую закалку, я была вполне уверена, что со всем справлюсь.

После окончания школы поступила в университет, где получила сразу две профессии - учитель английского языка и переводчик французского. Закончив университет,  стала работать учителем в школе города Саратова. Случай, а может судьба, привели меня в Среднюю общеобразовательную школу № 76, где директор с радостью приняла меня, молодую девушку, без опыта работы на должность учителя английского языка. Проработав в школе первый месяц, я поняла, с каким количеством трудностей мне придется столкнуться. Нужно было составлять рабочие программы, грамотно выстраивать свои уроки, вести классный журнал... И, конечно же, мне очень хотелось заслужить  доверие и уважение со стороны коллег и детей. Все это было впервые. Приходилось часто задумываться, то ли я делаю, так ли поступаю. Справиться со своими тревогами мне помогла замечательный человек, завуч школы Татьяна Юрьевна. Она посещала мои уроки, исправляла, подсказывала, помогала. И, готовясь к следующему уроку, я старалась учитывать все ее замечания. Наверное, благодаря всему этому, еще больше заинтересовалась своим предметом, и, без преувеличения могу сказать, что буквально влюбилась в школу!

 Спустя два года, так получилось, я вернулась в родное село, где выросла и жила, сразу устроилась на работу в свою родную школу, в которой училась сама. С гордостью переступая порог, с комком в горле, чуть сдерживая слезы, подумала только: «Я вернулась сюда уже совсем с другими идеями и жизненными целями. Я пришла учить!» Сейчас  работаю в коллективе с моими родными учителями, которых считаю своими кумирами и наставниками. Думаю, мой  выбор был не случаен, а продиктован моим сердцем.

Помочь ребёнку обогатить свой мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации -  вот  моя главная задача. Для меня необходимо обеспечить на уроке комфортную атмосферу. Стараюсь быть доброжелательным и открытым учителем, признавать право каждого ученика на ошибку и предоставлять ему возможность задавать вопросы. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – всё это дает возможность детям преодолеть стеснительность, боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения.  Очень приятно смотреть, с каким огромным интересом ребята работают на уроке и как они радуются своим успехам.

Трудно представить жизнь без эмоций, без искренней радости за чужой успех, без понимания того, что твои знания и твой опыт могут проложить кому-то тропинку к широкой дороге под названием жизнь! Что значит учитель для детей? Кто я для них? Полярная звезда или тонущий корабль?

Я чувствую свою ответственность, прежде всего за то, что ученики доверяют мне свою мечту. Они еще не знают, кем станут в будущем, но уже, сидя за школьной партой, приобретают тот багаж знаний, который пригодится им в дальнейшем. Ребята не только учатся в школе, они окружены заботой учителей, которые их объединяют, учат доброте, состраданию и любви к Родине.

Сегодня мое педагогическое кредо звучит так: «Учитель должен постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться, преодолевая все трудности и неудачи на своем пути, чтобы соответствовать требованиям современной эпохи и идти в ногу со временем». Самообразованием нужно заниматься с первого дня работы в учебном заведении. В своей школе я продолжаю работать над темой моего самосовершенствования: «Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка». Применяя на уроках приемы для развития разговорных навыков,  замечаю очевидные ее преимущества. Для меня стало возможным создать в классе атмосферу открытости, что помогает превратить урок в совместный и интересный поиск.

 Чтобы учить других - учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Я много работаю над собой: постоянно изучаю научно-методическую и учебную литературу, участвую в педагогических советах, научно-методических объединениях, практикую апробацию разных форм уроков и внеклассных материалов, принимаю участие в олимпиадах и семинарах, прохожу дистанционные курсы повышения квалификации.

Существует истина, что на каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогов в целом.

С каждым новым днем, с каждым новым уроком я понимаю, что мне нравится моя работа. Более того я наслаждаюсь своей работой, заряжаюсь поддержкой моих учеников, делюсь с ними эмоциями и переживаниями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня. Мы вместе открываем мир, узнаем жизнь, находим новых друзей, вместе учимся, узнаем, оцениваем, выбираем и строим планы на наше будущее.  Мне кажется, учитель, переступая порог школы, открывает для себя новую жизнь, где есть место для бесконечного самосовершенствования, где можно сохранить частичку детской наивности. Я искренне верю, что педагог обязательно должен уметь перевоплощаться и удивлять. Уроки должны  быть яркими и интересными, приёмы обучения - разнообразными. 

Сейчас, имея девятилетний опыт работы в школе, я четко осознаю, что учитель – это не только красивый и строгий костюм, учебники, журнал и тетради. Учитель – это важная, сложная профессия, предполагающая большую ответственность. Учитывая это, я стараюсь внимательно относиться к индивидуальности каждого ученика, в связи с чем, подбираю методы и приёмы, способные помочь ребенку расправить крылья и научиться летать при любой погоде и в любой ситуации.

 Я являюсь классным руководителем.  Мои ребята сейчас учатся уже в 9 классе. Ко мне они пришли совсем маленькими детьми, и мы с ними, можно сказать, идем одной дорогой, переживаем вместе все радости и невзгоды, у нас сложились очень доверительные отношения.

Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя воспитать два одинаковых класса. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом коллективе. Для меня необходимо, чтобы мои ученики поняли, насколько важно ценить в человеке такие качества, как совесть, благородство и достоинство. Мы –учителя, удостоены огромной чести растить новое поколение России, от которого зависит судьба нашего Отечества.  Я стараюсь их учить отличать добро от зла, делать правильный выбор, чувствовать ответственность за свои поступки, иметь желание завтра быть лучше, чем сегодня. Все это я и пытаюсь донести до своих учеников. На мне лежит большая ответственность за каждого из них. И хочется верить, что спустя годы, уже состоявшись в жизни и профессии, они приведут ко мне своих детей и будут с трепетом вспоминать школьные годы. Тогда я буду уверена в том, что все это я делаю не зря и,  значит, мои слова станут для них главными в становлении характера, в выборе нравственных ценностей и в поиске жизненного пути.

Каждый учитель обязательно должен быть счастливым, а иначе быть и не может. Я счастлива, потому что у меня есть мои близкие люди - муж, сын и дочь. Они любят и ценят меня, уважают мой труд и гордятся моими успехами. Меня окружают надежные друзья, которые готовы придти на помощь в трудную минуту. Наконец, у меня есть любимая работа!

Мне нравится учить…- это хобби? Порой бывает больно, но уйти

не могу…- это диагноз? Все мы, должно быть, проживаем эти моменты колебания и проходим свой жизненный путь, чтобы в конце с искренней улыбкой сказать: «ЭТО ВЫБРАННАЯ МНОЮ ЖИЗНЬ».        



Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2016»

Конкурсное испытание  «Методический семинар»

«Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

Цацулина С.Ф

Учитель МОУ-СОШ с. Павловка

Марксовского района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(слайд 1) Изучение английского языка играет важную роль в адаптации человека к современным мировым условиям. Английский язык – это необходимость для каждого человека, стремящегося внести свой вклад в развитие общества. Способность общаться на английском языке - это очень распространенное требование среди работодателей. Чтобы устроиться на престижную работу, мало иметь высшее образование - нужно владеть английским языком. (слайд 2) И сегодня многих волнует вопрос: будет ли обязательным ЕГЭ по английскому языку? Если верить федеральным законам, а в частности новому ФГОС, то английский язык будет входить в перечень обязательных для сдачи предметов к 2020 году. Попадет ли наш регион под такой «эксперимент» пока неизвестно. Однако есть хорошая поговорка «предупрежден, значит вооружен».

(слайд 3) Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как  развитие личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном обществе.

(слайд 4)Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением и письмом. Эта проблема явилась предметом моей преподавательской деятельности. За основу я взяла коммуникативный подход в обучении английскому языку в средней школе, который направлен на практику общения. Выбранная мною тема «Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка» является актуальной и востребованной на сегодняшний день.

С одной стороны возникает много проблем из-за того, что многие дети имеют низкий уровень речевой и коммуникативной способности. Они боятся говорить на иностранном языке, имеют недостаточный словарный запас.

С другой стороны согласно документам ФГОС главная задача - развитие универсальных учебных действий; расширение лингвистического кругозора и лексического запаса; овладение речевой культурой.

(слайд 5) Таким образом, возникает противоречие. В рамках школьного курса ученик идет от начального  (элементарного) к продвинутому и, желательно, к высокому уровню коммуникативной компетенции. Но поскольку способности и возможности учеников разные, то не всем удается достичь продвинутой коммуникативной компетенции во всех видах  речевой деятельности.

(слайд 6) Целью моей работы является развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности осуществлять межличностное и межкультурное общение, воспитание активной саморазвивающейся личности.

(слайд 7) Данные цели я реализую через решение следующих задач:

  1. Проводить урок с учетом психологических особенностей детей;
  2. Применять особые приемы, активизирующие обучение. (организация парной и групповой работы, интервью, создание языковых ситуаций на уроке, приемы технологии критического мышления, игры)
  3. Развивать представление о том, как использовать иноязычную речь в реальной коммуникации.

Ожидаемые мной результаты: развитие коммуникативной компетенции посредством речевой деятельности; снятие языкового барьера на уроках  иностранного языка

Хотелось бы поподробнее остановиться на описании моих основных приемов обучения английскому языку. Я работаю во 2-11 классах, дети разного уровня интеллектуального и физического развития. Передо мной всегда встает задача тщательно продумать, как вести урок. Приходится много готовить дополнительного материала.

(слайд 8) Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения аудированию использую прием «Мини-пауза». На уроках в младших классах  стараюсь уделять немного дополнительного времени на прослушивание текстов, не входящих в учебную программу. Например, подбираю небольшой текст (8-10 предложений), который делю на абзацы, затем на предложения  и,  наконец, на части предложений. Когда ребята начинают прослушивать предложения в тексте,  в определенном месте делаю паузу для того, чтобы учащиеся сразу повторяли услышанные реплики. После прослушивания прошу ребят изобразить информацию в виде рисунка; ответить на вопросы. Подобные задания помогают учащимся приобрести опыт речевой деятельности уже на начальном этапе изучения английского языка.

(слайд 9) С целью развития коммуникативной компетенции при обучении чтению эффективными являются задания из учебника «Форвард» под ред. М.В. Вербицкой во 2 классе. Если сравнивать этот учебник с теми, где  работала раньше, могу смело утверждать, что он соответствует полностью всем требованиям ФГОС. В данном курсе сделан акцент на интегративном характере иностранного языка как предмета, осуществлены межпредметные связи с родным языком, литературой, сочетаются языковые и иноязычные образования, образуются знакомства с образцами зарубежной детской литературы. На смену скучным текстам пришли веселые и интересные комиксы с красочными картинками и героями, которые дети читают с большим увлечением. Предлагается задание: прослушать, повторить и прочитать. Конечно, сначала мы выполняем требуемые задачи. Но потом, я останавливаюсь на более подробном разборе текста. Соотносим имя героев и их описание; разделяю содержание текста на несколько частей и прошу учащихся расставить их в правильном порядке. На самом элементарном уровне дети способны использовать языковой материал для выражения  речевой деятельности.

(слайд 10) В средних и старших классах работу с текстом осуществляю следующим образом: выразительно читаем, выделяем основную мысль текста, отвечаем на вопросы, пересказываем. Очень  часто практикую методику  взаимопроверки среди учащихся. Так как проверка выполнения заданий трудоемка для одного учителя, я даю каждому ученику табло для заполнения. Мои ученики очень успешно применяют такое задание. Но, хочу заметить, что при проведении диагностики возможны необъективные результаты, так как ученики по разным причинам не всегда могут адекватно оценить друг друга. Поэтому при оценивании  выставляю свою оценку, не отменяя предыдущую (райтинговая система).

Учащийся заранее может ознакомиться с критериями проверки и при подготовке к ответу он старается учитывать все пункты, что повышает значительно качество ответа.

(слайд 11) В 5-8 классах использую прием «Mind-map» (Карта памяти). Это  простая технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро,  ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления творческих способностей.

  Таким образом, посредством обучения чтению можно эффективно развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся.

(слайд 12) Развитие коммуникативной компетенции посредством обучения письму.

 В качестве домашней работы учащиеся получают задание написать учителю личное письмо по электронной почте, проверяю, исправляю оценки и пересылаю. Также заполняем анкеты, пишем рецепты и меню. В этом году моя ученица готовится к сдаче ЕГЭ. Особое внимание уделяю письменной части. Задание  С2, написание эссе, является одним из самых сложных в экзамене. Поэтому  стараюсь более тщательно подходить к подготовке учащихся к этому заданию. Мой метод обучения - это прием использования «перифраз». В критериях существует требование не цитировать предложения из задания. Поэтому  выхожу из положения следующим образом: изучаем мотиватор, выделяем основную смысловую фразу и начинаем очень кропотливую работу над перефразированием. Далее, изучив эти моменты, мы переходим к основному содержанию эссе, где нужно высказать свои мысли за и против. Я учу детей составлять свои собственные таблицы, где они могут перечислить отдельно свои противоречивые утверждения, после чего внести их в структуру эссе. Такой прием помогает детям легко ориентироваться в логическом построении письменной работы.

(слайд 13) Говорение - самый сложный вид речевой деятельности. На уроках и внеурочных занятиях предлагаю следующие упражнения: ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (например, продавец-покупатель, официант-посетитель кафе, учитель-ученик и др.), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях. Например, в 3 классе по теме «Продукты» учащиеся с удовольствием и интересом исполняют роли официанта и посетителя кафе. Таким же образом  применяю прием «Ученик в роли учителя». Выделяю фрагмент урока (повторение пройденного материала), где назначаю учителем одного из учеников, сама на время остаюсь в стороне. Дети очень быстро входят в свою роль, им это очень интересно и самое главное ответственно относятся к самооценке и оцениванию окружающих. 

Очень эффективна игра «merry-go-round» (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами).

Уроки английского языка очень тесно связаны с такими предметами как литература, русский язык, история, география. Хорошие знания учеников в этих областях во многом облегчают мою работу. Так, ребята 4-5 классов в прошлом году приняли участие в областном конкурсе «Радуга перевода», где заняли два II х места. Ребята творчески подошли к такому заданию, они смогли сделать отличный литературный перевод стихотворений.

(слайд 14-15) Ежегодно ребята принимают участие в международных конференциях с защитой проектов, исследовательских работ на английском языке. Готовясь к этим конкурсам, ребята изучают сначала материал по истории, географии и другим предметам, а затем готовят материал на английском языке. Работа довольно трудоемкая, но это того стоит! Каждый раз ребята привозят грамоты I, II и III степеней.

(слайд 16) Результатами своей работы с опорой на развитие коммуникативных компетенций могу считать следующее:

  • Учащиеся освоили различные формы работы (индивидуальная, парная, групповая);
  • Учащиеся способны использовать языковой материал для выражения речевой деятельности;
  • Учащиеся умеют вступать в диалогическое общение;
  • Учащиеся умеют самостоятельно делать выводы и высказывать свое мнение на основе полученных сведений.
  • (слайд 17) Складывается положительная динамика уровня обученности по английскому языку;
  • Повышается уровень учебной мотивации и интереса к изучению английского языка.
  • (слайд 18) Учащиеся принимают участие в муниципальных олимпиадах, конкурсах, конференциях и (слайд 19) занимают призовые места.

Новизна моей работы заключается в следующем:

  1. Установлены способы, приемы создания условий реального общения в классе и выявлена их эффективность для развития коммуникативных умений.
  2. Выявлено позитивное влияние разных форм работы в процессе выполнения текстовых заданий на психологический климат в коллективе.

Результаты моей работы адресуются учителям общеобразовательных школ,  приемы могут использоваться не только учителями английского языка, но и преподавателями других дисциплин. (слайд 20)

 

Литература

1. Новые государственные стандарты по иностранному языку : 2-11 классы : Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ ; Астрель, 2013. - С.93

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., «Педагогика», 2009. – С. 98-101.

3. Изучение иностранного языка в школе: новые перспективы. // Педагогика, 2010. - № 1. – С. 46-48.