Для родителей

Попеску Мария Сергеевна

Предварительный просмотр:

9 заповедей воспитания ребенка.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

5. Не унижай в процессе воспитания.

6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.

7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой. 

Педагог- психолог: Попеску М.С.



Предварительный просмотр:

13 советов того, как правильно играть с ребенком

1. Безопасная игра. При выборе игрушек надо думать о развитии органов чувств ребенка и тщательно проверять, нет ли у предметов острых кромок или мелких деталей, которыми малыш может пораниться или поперхнуться.

2. Безопасная среда. Чтобы радость от игр ничем не омрачалась, надо заранее позаботиться о создании безопасной для ребенка среды, изучив комнату глазами малыша и приспособив среду к ребенку, а не ребенка к среде. Переставим вазу с верхней полки, посмотрим, не завалялось ли что-то на полу, уберем безделушки из доступных мест, наглухо перекроем доступ к проводам и разъемам. И никаких чашек с горячим кофе!

3. Хвалите малыша за каждое достижение. Похвала вырабатывает у ребенка положительную самооценку, учит радоваться своим успехам! И никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, чтобы не выработались комплексы. Ведь каждый ребенок особенный и развивается в своем индивидуальном ритме!

4. Помогите малышу полюбить свое тело. Уделяйте внимание играм, направленным на то, чтобы малыш познал и полюбил свое тело. Если малыш видит, с какой любовью родители его ласкают, он начинает считать свое тело чем-то хорошим и красивым. К такого рода играм относятся все телесные контакты, например, поглаживание ручек и ножек, поцелуи, нежный массаж, разнообразные прикосновения и воздушные ванны.

5. Предлагайте ребенку соответствующие его возрасту игрушки и игры. С младенцем (ребенком до 6 месяцев) играть надо в медленном темпе, чтобы он успевал следить за движениями. Первые игрушки - погремушки должны быть с мягким звуком. Подойдет любой основной цвет - красный, желтый и пр., но достаточно яркий, привлекающий малыша. Когда ребенок подрастет (до 1 года), он сам с большим интересом и энтузиазмом станет включаться в игру, и выбор игрушек расширится. Один из золотых законов игры - чтобы способствовать развитию малыша и побуждать его стараться, игрушки и игры по мере усвоения надо постоянно усложнять.

6. Развивайте самостоятельность. Играя с ребенком, старайтесь сбалансировать время, когда он играет с вами и сам с собой. Первое вырабатывает навыки общения, второе учит малыша самостоятельности.

7. Общайтесь. Важно разговаривать с новорожденным с первых же дней его жизни, чтобы ребенок постепенно учился выговаривать отдельные звуки, слоги, слова и фразы. Называть вещи по именам, воспроизводить издаваемые ими звуки, повторять лепет самого малыша, петь песенки очень важно - это закладывает надежную основу для развития речи и навыков общения.

8. Называйте вещи своими именами. Совершайте экскурсии по дому, рассказывайте, что вы видите - так малыш очень много узнает об окружающем его мире, о своем месте в нем, усвоит простейшие действия и их названия. Так закладываются основы для развития речи!

9. Воздушные ванны. Они помогают ребенку закаляться и развиваться, изучать и осваивать движения тела. Перед тем как раздеть малыша, убедитесь, что температура в комнате не ниже 23 градусов.

10. Мяч. Включите в повседневные игры качание малыша на большом мяче вперед-назад, вправо-влево. Так развивается равновесие, необходимое, чтобы научиться сидеть, ползать и ходить, к тому же малыш учится не бояться высоты и доверять маме или папе.

11. Чувство безопасности. Оно приходит через игру в прятки - так ребенок с первых месяцев жизни понимает, что мама может потеряться, но она непременно найдется!

12. Игрушки разных форм. Кубики, мячи, машины, погремушки, книги - основа игр первых лет жизни. Но не надо предлагать малышу слишком много игрушек - он не сможет сконцентрироваться и растеряется. Лучшие игрушки те, что отражают реальную жизнь и окружающий мир. Неплохо, если игрушка содержит момент неожиданности, например, если у нее внутри цветные шарики - это поддерживает интерес ребенка и развивает способность концентрироваться.

13. Делитесь эмоциями. Если грустно - плачьте! Если весело, радуйтесь и улыбайтесь. Но любые эмоции сопровождайте словами - это научит малыша распознавать различные чувства и позднее называть своими именами. Следует добавить, что именно малыши до двух лет еще не научились притворяться как взрослые и своими эмоциями и мимикой выражают самые неподдельные чувства.

Подготовила:                                                                                                      Педагог- психолог                                                                                                    М.С. Попеску



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 

«Игровые взаимодействия родителей с детьми»

 Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В.А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

      В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

      Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

      Для того чтобы подготовить ребёнка к будущему, чтобы его нестоящая жизнь была полной и счастливой играйте со своими детьми!

      Замечательно, если вы играете со своим ребёнком, ещё лучше, если вы умеете играть с ним ( не учите его, а «заражаете» творчеством, желанием решать всевозможные задачи и даже придумывать новые. Но чтобы «заразить» ребёнка, надо прежде «заболеть» самому, увлечься играми.

    Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

   Дошкольный период самый важный в жизни ребенка, это знают все и развивают малыша с самого рождения. Игра – является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста и занимает центральное место в жизни дошкольника. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка, его жизненная потребность и является главным средством воспитания. Отсюда и должна определяться стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком.

 

     Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

  Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

  Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

   Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

 С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

   Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

  Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с  ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

   Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

      Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

      В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

   Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

   Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

 Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

  Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

  Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

 1. Игра должна приносить радость ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша это обоюдное достижение – и ваше и его. Радуйтесь этому. Радость окрыляет малыша на будущие успехи. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, когда им удаётся доставить удовольствие или рассмешить.

 2. Заинтересовывайте ребёнка, но не заставляете его играть. Игра должна продолжаться до тех пор, пока она всем приятна. Удерживайтесь от обидных замечаний «Ах ты глупый!» и т. п. Не получается – переключите его внимание на другое дело.

 3. Если в семье не один ребёнок, есть младшие дети, то оживите игру увлекательной сказкой или рассказом, игрушками, переодеванием и т. д. Придумывайте! Фантазируйте!

 4. Чем больше у малыша развито какое – то качество – тем сильнее оно жаждет проявления. Сильному ребёнку больше хочется побегать, побороться, поиграть в подвижные игры, слабый малыш этого не любит.

 5. Больше хвалите за успехи!

 6. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, создавайте в игре непринуждённую обстановку, чтобы можно было, и попрыгать от восторга, и сделать на «радостях» кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

 7. Умейте в играх честно признавать своё поражение. Трудно придумать большую награду ребёнку. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.

 Цели предлагаемых игр:

 1. Воспитывать в детях желание участвовать в игре

 2. Развивать способности; создавать образ при помощи мимики, жестов и т.д.; импровизировать.

 3. Побуждать к сотрудничеству.

 4. Учится общаться с партнёром по игре.

 5. Расширять навыки, знания, умения.

 6. Обогащать кругозор.

 7. Прививать дружелюбие, гуманность, активность.      

 

Подготовила:                                                                                                                             педагог- психолог                                                                                                                 М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой и незнакомый мир. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому, что у ребенка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром. Причины:

- излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.

- гиперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов.

- запугивание детей родителями. Я думаю, вам приходилось слышать, как некоторые родители говорят: «Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол», «Я тебя Бабе-Яге отдам», «Не трогай – обожжёшься», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка. Потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары.

- большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье.

- невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети, предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания.

- также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным.

- конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

- старшим дошкольникам наиболее неприятны и даже опасны оскорбления, которые также снижают самооценку ребенка. Кроме того, большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то «надо бояться»

И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей, именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется.

Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа.

Обычно возрастные страхи живут около 3-4 недель – это допустимая норма. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом.

ВИДЫ СТРАХОВ

- малышей от рождения до 1 года способны напугать громкий и неожиданный шум, любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

- дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, травм, засыпания и сна (ночные кошмары) ;

- ребятишки до 3 лет боятся, их страшит смена обстановки, изменение порядка жизни.

- дети с З до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало;

- в 6-7лет апогея достигает страх смерти. В этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи;

- 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. С 8 лет дети больше всего боятся смерти родителей.

Хочется повторить, что вышеперечисленные страхи - возрастные, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться.

КАК ПОБОРОТЬ ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

1. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше, - это самая действенная терапия. Попробуйте переубедить ребенка, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо, сочините вместе сказку о том, как победить страх

2. Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому «страху» смешные рожицы, дайте волю фантазии. А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте «соревнование», у кого больше кусочков получится.

3. Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

4. Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник.

- одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства

- мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как буд-то они – мышки в норке, сначала ребенок попробует оставить какое-то пространство для того, чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте.

- не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами. Оставьте ему ночник или оставьте дверь приоткрытой. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.

5. Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

- Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве.

- Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором.

- Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки, потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий.

- Чтобы избежать страха перед коллективом, постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад, ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми.

- Не стыдите и не наказывайте ребенка за его страх. Его страх – это не каприз и не прихоть. Бесполезно советовать «взять себя в руки и перестать бояться» или не бояться потому, что «боятся только девчонки».

- Удовлетворяйте любопытство ребенка. Иногда родителей очень утомляют бесконечные «Почему? » и » Что это? », но чем больше непонятного, тем больше страхов. Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. В то же время информация должна соответствовать возрасту ребенка, не быть для него непосильной. Нет необходимости акцентировать его внимание на пожарах, стихийных бедствиях, смерти и так далее.

- Признавайте право ребенка на страх и проявляйте сочувствие к нему, не опасаясь того, что это усилит его страх. Ребенок должен чувствовать, что вы понимаете и не осуждаете его.

И самое главное, разберитесь с собой и со своими страхами, ведь дети копируют поведение взрослых, и если мама боится собак, то ребенок, скорее всего тоже будет их бояться. Если не получается побороть свои фобии, то хотя бы не показывайте их своему чаду.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи, не наказывайте его и не ругайте за то, что он боится, постарайтесь понять и выслушать. Терпения Вам и здоровья вашим детям.

Подготовила: педагог- психолог М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детское непослушание»

        Что делать, если ребенок не слушается? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведет себя таким образом? Почему заставляет нас, родителей, испытывать очень неприятные чувства? И всегда ли мы чувствуем одно и то же, если дети нас не слушаются? Попробуйте вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания или просто знакомую вам ситуацию такого рода. Поочередно опишите себе свои тогдашние эмоции и действия. Теперь постарайтесь определить главное, преобладающее чувство, которое вы тогда испытали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение, что-то другое). Существует гипотеза, согласно которой причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем.

        ПЕРВАЯ ПРИЧИНА.

        Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить – непослушание.         Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.

        ВТОРАЯ ПРИЧИНА.

        У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!

        ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА.

        Если чувство родителя – обида, то причина непослушания – желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушание. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»

        ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА.

        Родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния – в этом случае причиной непослушания является потеря веры в свой собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему «все равно», «и пусть плохой, и буду плохой».

КАК ПОМОЧЬ НЕПОСЛУШНОМУ РЕБЕНКУ (И СЕБЕ)?

Самый общий ответ на вопрос -  не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый  недоволен, тем больше  ребенок убеждается: его усилия достигли цели – и возобновляет их с новой энергией.

        ВАРИАНТЫ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ НЕПОСЛУШАНИЯ:

        - Если идет борьба за внимание, нужно оказать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки.

        - Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка – лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим умом».

        - Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить её вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться её исправить.

        - Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка – нужно перестать требовать «полагающегося» поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.

        Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия.

        Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение. Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.

Подготовила : педагог- психолог М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Родительская  любовь

Борис Зиновьевич Драпкин создал уникальный метод, основанный на традициях отечественной психотерапии и педагогики, а также на опыте народной медицины. Метод учитывает глубинную психоэмоциональную общность мамы и малыша, использует ресурсы материнской любви и огромные возможности, возникающие во время общения с крохой. “Все мы любим детей, – говорит Борис Зиновьевич. – Но, как ни печально, делаем это не совсем так, как нужно ребенку. Представьте, что ваш малыш имеет внутри резервуар, который всегда должен быть насыщен родительсской любовью. Если не хватает, резервуар высыхает, ребеночек болеет – телом он как бы кричит о своих проблемах“. Есть несколько способов пополнить этот “резервуар“.

1 -й блок. Витамин материнской любви
Я тебя очень сильно люблю.
Ты – самое дорогое и родное, что у меня есть.
Ты – моя родная частичка, родная кровинушка.
Я без тебя не могу жить.
Я и папа тебя очень сильно любим.
2-й блок. Физическое здоровье (говоря, представляйте своего ребенка в идеале, здоровым и крепким)
Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка).
Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.
У тебя нежная, гладкая и влажная кожа.
Ты легко и красиво двигаешься.
Ты здоровый, закаленный, редко и мало болеешь.
3-й блок. Нервно-психическое здоровье ребенка
Ты спокойный мальчик (девочка).
У тебя хорошие, крепкие нервы.
Ты умный малыш.
У тебя хорошо развиваются головка и ум.
Ты хорошо спишь, легко и быстро засыпаешь.
У тебя хорошее настроение, и ты любишь улыбаться.
Ты видишь только хорошие, добрые сны.
У тебя хорошо и быстро развивается речь.
4-й блок. Эмоциональный эффект, очищение от болезней (из народной медицины)
Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
Я забираю и выбрасываю (перечисляете проблемы вашего малыша).
Я тебя очень-очень сильно люблю.

Подготовила:                                                                                                                               педагог- психолог                                                                                                                  М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Советы родителям в период адаптации ребенка в детском саду»

Даже если родители понимают, насколько важен для ребенка опыт, который он приобретает, посещая детский сад, ребенок может волноваться перед первым его посещением. Конечно, очень важно выбрать подходящий детский сад. Кроме того, родителям необходимо помочь ребенку оторваться от дома и быть принятым среди сверстников.

Для выбора детского сада родители пользуются многими критериями, а найти место, которое удовлетворяло бы всем условиям, очень трудно. Родителям, которые считают важным развитие у ребенка навыков жизни в обществе, надо найти детсад, где эта задача также ставится на первый план. О том, так ли это, можно судить по подбору воспитателей, по основам, на которых строится расписание занятий, по обстановке комнат и игровых площадок.

Обстановка комнат для занятий и игровых площадок должна способствовать развитию у детей навыков жизни в коллективе. Небольшие замкнутые места, выделенные для игр, способствуют тихим играм, а уголки домашнего хозяйства или игрушечные дома способствуют образованию понарошечных семей. Доступность множества разных приспособлений облегчает организацию совместных игр.

Когда детсад выбран, следующая задача родителей – помочь ребенку оторваться от дома так, чтобы с его стороны при этом было как можно меньше тревожности и настороженности. Некоторые родители считают, что проблемы при первом отрыве ребенка от дома лучше всего можно уладить, следуя принципу, по которому «научиться плавать можно только в воде». Они оставляют ребенка в группе, а сами как можно быстрее уходят. При таком подходе возможны приступы рева в первые два дня, после чего все приходит в норму. Второй способ – это оставаться с ребенком в садике, пока тот сам не будет готов попрощаться с родителями. Плача при этом может быть меньше, но сам процесс привыкания ребенка к садику, вероятно, окажется более длительным.

То, какой из этих двух способов выберут родители, в длительной перспективе большой разницы не составляет.

А вот то, как родители сами покидают ребенка, разницу составить может. Но предлагаем несколько советов опытных воспитателей, как наиболее безболезненно оставлять ребенка в саду:

• Скажите ребенку, что вам пора идти;

• Поцелуйте, его на прощанье, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь;

• Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: «Я вижу, у вас сегодня ожидается веселый день»;

• Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после полдника, но тогда уж будьте точны;

• Попрощавшись, не оборачивайтесь.

После преодоления ребенком проблемы расставания с родителями следующей может стать проблема приема его сверстниками. Если ребенок, вернувшись из детского сада, жалуется, что никто не хотел с ним там играть, вспомните себя в таком же возрасте и проявите сочувствие. Почти каждый ребенок переживает период отчуждения, прежде чем он будет принят своими сверстниками. Мы не можем полностью защитить его от этого, но можем оказать кое-какую помощь. Опять же на этот счет есть советы опытных воспитателей:

• Настраивайте ребенка на дружелюбие, приветливо обращайтесь к его друзьям, приглашайте их к себе в гости.

• В пределах разумного позвольте ему одеваться, как и другие дети в группе. Девочка, которая ходит в джинсах, когда все остальные в группе ходят в платьях, попадает в невыгодное положение.

• Не расспрашивайте ребенка с кем он сегодня играл. Так можно вынудить его заводить друзей, когда он к этому еще не готов.

• По мере возможности устройте так, чтобы дети играть вместе после детского сада, например, на игровой площадке. Дошкольнику легче подружиться с одним сверстником, находясь с ним с глазу на глаз.

• Старайтесь приходить в детский сад вовремя. Те, кто опаздывают, часто остаются вне игры.

• Помогайте ребенку дома практиковаться в тех навыках, которые ценятся детьми в группе. Сюда относятся умение делиться, инициатива в игре, способность хвалить других и принимать предложение поиграть.

Последняя из числа причин для беспокойства родителей – это опасение, что их ребенок сам будет проблемой для детского сада. Один из родителей девочки, которой в детском саду приходилось трудно, свое общение с воспитателями описывал так: «Я, еще за телефон не взявшись, уже знаю, что мне скажут – дескать, ваша Анечка с виду такая славная и обходительная, но она же всех детей в группе терроризирует».

Несмотря на все усилия родителей, некоторым детям требуется сравнительно много времени на то, чтобы освоиться наконец с правилами поведения, которые приняты среди дошкольников. Дети, которые привыкли к тому, чтобы дома их выслушивали, могут быть расстроены невниманием со стороны сверстников. Дети, которые слишком дорожат своей собственностью, могут иметь проблемы, когда надо делиться. В таких ситуациях не надо занимать положение защищающейся стороны при общении с воспитателем. Когда вы вместе сойдетесь на том, что проблема у вас одна, вам будет легче договориться о способах ее решения.

Независимо от того, насколько длинным был период адаптации дошкольника к детскому саду, именно там он учиться быть частью группы, умению заводить дружбу и улаживать такие ситуации, в которых он получает отпор. Детский сад – это место, где дошкольники учатся чувствовать климат в коллективе и соответствовать его требованиям, где они вырабатывают свой собственный стиль поведения в обществе в качестве, как лидеров, так и последователей. Очень важно и то, что в детской саду у детей появляются долговременные отношения со сверстниками и опыт принадлежности к группе, что и делает их жизнь и веселее, и спокойное.

Подготовила: педагог- психолог М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению

- Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы в школе?

Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него это спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять) .

С этой целью перед предстоящим действием задается вопрос «Расскажи, как ты это будешь делать? ». Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так перед уборкой игрушек: «Что, куда убирать и в какой последовательности? », перед конструированием: «Что построить и какие материалы для этого потребуются? ». Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой либо деятельности.

Необходимо учесть, что одно дело планирование, как подготовка к действию и другое дело его реализация. Работа должна доводиться до конца!

Подведение итогов действия, очень важный этап. По возможности продемонстрировать успехи ребенка другим членам семьи или знакомым гостям, как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.

- Сын (6 лет 5 месяцев) закатывает истерики: не хочет пить лекарство, потом требует купить машинку, поток эмоций его захлестывает. Все чаще возникают поводы для криков и слез. Чем объяснить подобное поведение ребенка и каковы действия родителей в такой ситуации?

Такое поведение свойственно детям 6 лет. Конец дошкольного возраста и начало школьного характеризуется кризисом.

В данной ситуации мальчику нужна не машинка. Ему нужна победа над взрослым, необходимо внимание окружающих.

Если взрослый будет подстраиваться под ребенка, исполняя все его прихоти, то такое поведение дошкольника будет закрепляться. Ребенок все больше и больше будет поглощен своими эмоциями.

В этот кризисный период страдает и сам ребенок от невозможности сделать свой внутренний мир доступным и понятным для окружающих.

Взрослый должен помочь дошкольнику преодолеть несоответствие внешнего и внутреннего, несовпадения желаний и их внешнего выражения.

Памятка для родителей

Успешное преодоление кризиса 7-ми лет – опыт, дающий надежду. Однако новый кризис – новый опыт. Важно это помнить и не падать духом.

В семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера.

Работы ребенка, как бы несовершенны они были, стоит выставлять на показ и прилюдно восхищаться при каждом новом госте.

Родителям нужно говорить ребенку, что для них он самый лучший, и всеми силами помогать ему. Ошибки ребенка и его поступки не влияют на родительскую любовь, а огорчают их. Иногда огорчают сильно. Конфликты решаются конструктивно.

Очень важно к 7-ми годам научить ребенка правильно распределять свое время. Если упустить момент, ему придется трудно адаптироваться к школьной жизни.

- Сын (6 лет) не сосредоточен, не внимателен, не выслушивает до конца обращения взрослых, плохо понимает прочитанное, смешивает разные слова. В чем причина? Как ему можно помочь?

Все это может быть обусловлено проблемами в слуховом восприятии речи. В развитии слухового восприятия могут помочь звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, музыкальные игрушки, аудиосказки и записи детских песен. Однако, сами по себе эти игрушки проблемы не решат, ели взрослые не научат ребенка слушать их звучание.

В процессе общения с ребенком следует внимательно его выслушивать, не перебивая даже в случае ошибок в речи. Но обязательно слово надо произнести правильно, попросив ребенка его повторить.

Перед тем, как сказать что-то ребенку, создайте у него установку на слушание: «Послушай внимательно, что я говорю» (или «как я говорю», «выслушай до конца» и т. п. Такие напоминания о необходимости вслушивания в речь очень важны в процессе различных видов деятельности (когда ребенок должен понять правила и сопереживания игры, конструирования, рисования) .

Родителям следует помнить, что их речь является образцом для подражания.

Подготовила: педагог- психолог М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

Толерантность – понятие достаточно новое, это:

– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Вопрос успешного воспитания детей в семье – не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты

Мудрые советы:

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Правила воспитания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности.

Подготовила: педагог- психолог М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель:

сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей;

предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Подготовка:

• Приглашение родителей на семинар-практикум

• Создание слайдовой презентации

• Оформление практических рекомендаций для родителей

• Подбор атрибутики по теме

На данном практикуме родители сидят за круглым столом, а в разных частях аудитории находятся столы, на которых лежат различные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, игры-шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, различные виды бус (для нанизывания, пинцет, пипетка, «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом или фасолью, карандаши и т. д.

Ход мероприятия

1. Приветствие родителей

Уважаемые родители, тема нашего семинара-практикума «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Я предлагаю начать нашу встречу с ответа на вопрос «Что я жду от сегодняшнего мероприятия?»  (родители по очереди, взяв в руки мяч, отвечают на поставленный вопрос).

2. Теоретическая часть

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

И сегодня мы с вами этому поспособствуем. Познакомимся с различными вариантами как можно развивать мелкую моторику рук.

На столах вы заметили различные предметы, связанные с темой нашего практикума.

3. Практическая часть

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома (родителям выдаются на разносе различные предметы (массажным мячиком, мячиком-ёжиком, воздушным шариком с наполнителем, грецкими орехами, карандашами, сенсорными подушечками, зубными щётками и т. д.)).

• Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

(Упражнение проводится с родителями)

Катают между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать»

• Различные игры с пальчиками

Где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры. (Упражнение проводится с родителями)

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

• Игры с прищепками

Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха(Упражнение проводится с родителями)

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!».

Собери урожай. Прикрепите к занавеске красные и желтые прищепки и скажите малышу, что ягодки созрели. Предложите ему собрать все ягодки.

Найди прищепки. Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все «спрятавшиеся» прищепки.

• Игры с пуговицами

Пуговичный массаж.

Пуговичное ожерелье. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.

Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.

Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п.

• Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы» (Упражнение проводится с родителями).

«Дорисуй картинку с помощью пробок» - заполнить крышками нужного цвета отверстия на картинке.

Дидактическое пособие «Цветочная поляна» - сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним, затем дети методом проб пытаются подобрать пробку нужного размера; воспитатель помогает.

«Логические цепочки» - воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с заданием, а затем продолжить ряд, расставляя цветные крышечки в свободные клеточки.

«Украсим салфеточку» - воспитатель показывает детям украшенные салфеточки и предлагает помочь украсить салфеточки для кукол по предложенным образцам.

• Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке).

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

• Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

Месим, месим тесто,

Будет в печи место.

Будут – будут из печи

Булочки и калачи.

• Игры с пинцетом и пипеткой

Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания. Работа требует большой точности в движениях.

• Игры с бусинами, макаронами (нанизывание)

Отлично развивает руку различное нанизывание. Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны.

• Игры с бусами, чётками, узелками на верёвке.

Перебирать узелки (бусины) пальцами, на каждый узелок (бусину) называть членов своей семьи или называть по порядку дни недели, месяцы и т. д. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке). Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. (Упражнение проводится с родителями).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

• Комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!»

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

• «Волшебный мешочек»

В этой игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной. (Упражнение проводится с родителями)

И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:

• Рисование

• Лепка (пластилин, солёное тесто)

• Аппликация

4. А сейчас я предлагаю вам изготовить игрушки, воздушного шара с наполнением, для массажа ручек ребёнка.

5. Подведение итогов семинара-практикума (рефлексия)

Упражнение «Чудесная сумка (сундучок)» Воспитатель предлагает участникам семинара-практикума ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений. (Родители пишут на листочках и кладут в сумку, воспитатель зачитывает). «Новым для меня сегодня было…»«Я задумалась…»«Мне бы хотелось в следующий раз…» Передаём по кругу.

4Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Маленький ребёнок больше всего на свете хочет бегать. Прыгать, совершать любые движения, потому что движение есть способ постижение мира. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или лёгкость. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

Что такое моторика

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Выполняя пальчиками различные

упражнения, кисти рук приобретают

хорошую подвижность, гибкость, исчезает

скованность движений, это в дальнейшем

облегчит приобретение навыков письма!



Предварительный просмотр:

Добрый вечер,  уважаемые родители! Как вы уже и знаете, тема нашей встречи сегодня «Роль игрушки в жизни ребенка?».

Сегодня мы об этом и поговорим. Вы поделитесь своим опытом, я, как мама троих детей, поделюсь своим. Во все времена ни один ребенок не мог обойтись без игрушки. Кто то делал своими руками и мастерил ее из того что видел (будь это палочка, щепочка, тряпочка и т.п., либо это уже вылеплено из глины, или вырезано из куска дерева). Действительно, каждому ребенку по своей природе необходима игрушка, своя игрушка.

Для чего??? (ответы родителей)

Давайте подумаем, от какого слова происходит слово «ИГРУШКА»? (От слова ИГРА). А для чего детям нужны игры? (Ответы)

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выгодский называет игру «девятым валом детского развития».

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Немецкий психолог К.Гросс называет игры изначальной школой поведения. Игра – объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Развитие игры начинается в раннем возрасте. В этот период происходит отождествление живого объекта с неживым - человека с макетом-куклой. Кукла для ребенка выступает в качестве выразителя «Альтер Эго» себя или другого человека в разыгрываемых сюжетах. В процессе игры дети познают свойства предметов и действия с ними и отношения между людьми. В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление), но главным образом изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. В игре развивается мотивационно - потребностная сфера ребенка . Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Ребенок использует образец поведения, которым служит образ родителей, героя мультипликационного фильма, сказки, вызвавший у него эмоциональное переживание. Это поведение ребенок копирует, а не те или иные требования взрослых или моральные нормы. Если Вы не удовлетворены поведением ребенка, присмотритесь, кто из членов семьи ведет себя аналогично.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного общения. Рефлексия это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.( https://infourok.ru/seminar-praktikum-dlya-roditeley-igrushki-pokupaem-socialno-nravstvenno-detey-razvivaem-1570655.html )

Итак, каждому ребенку нужны игрушки. И это безусловно.

Мне интересно знать, по каким критериям вы выбираете игрушки?

  • цена
  • качество
  • польза
  • новизна (мода)
  • просьба ребенка
  • просто так
  • совет со стороны
  • свой вариант

В современном мире огромный выбор игрушек для наших детей. И каждая из них может принести и пользу и вред. Вот что бы вреда было как можно меньше, мы сегодня должны понять как сделать правильный выбор.

Я хочу вам показать, а может быть напомнить игрушки нашего детства. (Слайдовая презентация. «Игрушки из детства»). Какие эмоции вы испытали глядя на эти игрушки?

А теперь посмотрим на игрушки, которые можно увидеть на полках наших магазинов. (слайдовая презентация «Современные игрушки»). Какие эмоции вы сейчас испытали?

Да, игрушки прошлых лет и сегодняшние очень отличаются. Это говорит и о том, что время не стоит на месте. Люди выдумывают все новое и новое. Закладывают детям что это прикольно, что это классные игрушки. И мы, родители, подвергаемся маркетинговой атаки и покупаем нашим детям это «безобразие». Можем ли мы обойтись без них?

В начале нашей встречи вы отвечали на вопрос «Зачем нужны игрушки?», а сейчас скажите мне, что полезного или чему может научить Хаги Ваги, например? или  «Сиреноголовый»?

Когда мы хотим купить новую игрушку для своего чада, мы, прежде всего, должны думать о моральном сознании ребенка, об его интеллектуальном и духовном развитии. И естественно, каждая вещь должна отвечать определенным требованиям, а каким, мы сейчас узнаем. Делимся на 2 группы.

Работа в группах

-Предлагаю вам разработать эти требования. Выберите цвет (желтый, красный, оранжевый, зеленый). Первая группа разрабатывает медицинские и экологические требования, вторая – педагогические, третья – психологические и нравственные,  четвертая – эстетические требования.

- Представьте работу своей группы.

Медицинские и экологические требования

·         Материал и краски не должны быть токсичными. Сведения об этом обязательно содержатся в гигиеническом сертификате.

·         У игрушки не должно быть острых углов, чтобы ребёнок не поранился. С особым вниманием выбирайте игрушки с металлическими составляющими (например, машинки).

·         Игрушка для детей первых лет жизни не должна иметь мелких деталей,  которые можно проглотить, засунуть в ухо или нос.

·         Сразу уберите упаковку. Играя, малыш может надеть на голову полиэтилен и задохнуться.

Педагогические требования

  • Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка?  Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки. 
  • Соответствие интересам самого ребёнка (интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают).
  • Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности  ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.
  •  Игрушка должна позволять ребёнку проявлять самостоятельность при действии с ней.

Психологические и нравственные требования

  • Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие  в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.
  • Даёт ли она возможность коллективного использования – совместной деятельности с группой детей, взрослого и ребенка.

Эстетические  требования

  • Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребёнка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте,  развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления.

Эти требования помогут нам при выборе игрушек для наших детей, но помните главное – никакие даже самые замечательные игрушки не заменят вашему ребёнку насыщенного и содержательного общения с вами.

  Игрушек не должно быть много, но вашей любви не может быть много.



Предварительный просмотр:

Выполнила: Попеску М.С.

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных преобразований»

  1. Постановка проблемы:

Отсутствие у родителей детей среднего дошкольного возраста заинтересованности в чтении детям сказок.

  1. Причины:

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

  1. Цель проекта:

Повысить заинтересованность у 30% родителей через обогащение знаний о чтении сказок.

  1. Задачи:

     

  1. Мероприятия

  1. Результат/продукт: Повышение заинтересованности родителей через обогащение знаний о чтении сказок

  1. Критерии результативности: Уровень информированности родителей по вопросу значимости чтения сказок. Наличие затруднений у родителей в разъяснении значения сказок. Востребованность банка методических материалов.

  1. Анализ ресурсов: проект краткосрочный. Срок реализации- 1 неделя. Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети, родители.