Работа с педагогами

Попеску Мария Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Типы родительской любви

Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержки безопасности внутреннего психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Казалось бы излишне говорить об этом. Однако каждый, работающий с детьми и родителями, знает, сколь нередки высказывания типа: «Нет, не такого ребенка мы хотели бы иметь», «Я ему все отдаю, а он не ценит», «Не знаю, в кого он такой уродился» и т.п. За этими фразами – внутреннее неприятие своего ребенка, эмоциональный дефицит в отношениях с ним.

 Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму и пр. Но это не совсем так. Любовь, которая реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком, есть то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям детей любого возраста. Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, желание понимать и слушать маленького человека.

 Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.


Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).
Формула семейного воспитания при этом такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). 
Воспитание осуществляется по формуле: «Смотрите какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).
Формула такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). 
Воспитание по принципу: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). 
Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). 
Такое отношение соответствует формуле: «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.

Преследование (антипатия, уважение, близость). 
Формула: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»  Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). 
Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.

Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

Подготовила: педагог- психолог М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Эмоциональный компонент готовности ребенка к школе

(1 слайд) В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы, ведется активная работа по интеллектуальному развитию ребенка при подготовке к школе. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка при подготовке к школе не всегда уделяется достаточное внимание.
Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. 
(2 слайд) Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. 
(3 слайд) Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе.
Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого не достаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном обществе, не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни.
(4 слайд) Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». (5 слайд) Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. 
В этой сфере педагог должен работать на перспективу, так как эмоциональная сфера личности ребенка обладает:
- интенсивностью проявления эмоций;
- непосредственность в проявлении эмоций;
- быстрой переключаемостью, сменой настроений;
- поверхностью эмоций.

(6 слайд) В развитии эмоциональной готовности может помочь:
- использование примеров из сказок, рассказов;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
- постановка сказок детского театра;
- сочинение историй;
- рассматривание картин, рисунков, фотографий;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- этюды;
- использование элементов психогимнастики.

(7 слайд) Неблагоприятные факторы:

  • Неправильные методы воспитания в семье
  • Неготовность к обучению в школе
  • Неудовлетворенность в общении со взрослыми
  • Низкий уровень образования родителей
  • Алкоголизм родителей
  • Конфликтная ситуация в семье
  • Неполная семья

(8 слайд) Педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
- устойчивости чувств;
- глубины чувств;
- осознания причин появления тех или иных эмоций;
- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.

Подготовила: педагог- психолог М.С.Попеску



Предварительный просмотр:

Мастер- класс

 «Песочная терапия»

Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы -это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Хорошо научиться пользоваться не только указательным пальцем, но и остальными, чтобы проявлять творческое воображение. 

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Воспитатель: «А теперь предлагаем вам просмотреть способы рисования песком, и попробовать данную технику на деле»

Рисование ладонью круговыми движениями

Рисование ребром ладони

Рисование одним пальцем

Рисование подушечками пальцев

Рисование тремя пальцами

Рисование двумя руками одновременно

Рисование кулачком

Облака – рисование кулачком;

солнце – рисование одним пальцем;

волны – рисование тремя пальцами одновременно.

Высотные дома – рисование кулачком;

антенна, солнце  – рисование одним пальцем.

Облака, паровозик, колеса – рисование кулачком;

солнце – рисование одним пальцем.

Рисование - насыпаем кулачком из песка

Рисование - насыпаем кулачком из песка

Рисование - насыпаем кулачком из песка

Рисование - насыпаем кулачком из песка

Рисование - насыпаем кулачком из песка

Рисование - насыпаем кулачком из песка

Рисование - насыпаем кулачком из песка

Украшаем картину

Рефлексия.

Педагог- психолог: Уважаемые педагоги, что из сегодняшней встречи вам понравилось и запомнилось больше всего?

Педагог-психолог и воспитатели: Всем спасибо большое за р



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Индивидуализация дошкольного образования.

Групповой сбор как эффективная форма работы по поддержке детской инициативы.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

  Групповой сбор -  это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

* формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

* обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

* решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;

* формирование мотивации к предстоящей деятельности;

* представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

* Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

  Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались.  Груп. сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться  вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Нежелательно использовать г.с. для обучения детей каким-то практическим навыкам или превращать его в занятие.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

-1-ый утренний сбор- после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой -после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дид.средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня и др.- все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Приемы для приглашения детей на групповой сбор:

* звуковые сигналы (колокольчик, муз. инструмент, использование аудиокассет);

* любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают и постепенно собираются все дети;

* сюрпризный момент: внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме;

*д/игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей": это может быть любая картинка , связанная с темой, которая на данный момент интересует детей;

* п/игра "Паровозик", "Поезд": дети и вос-ль едут паровозиком по группе , собирают детей и приезжают на место г.с.;

* любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;

* ребенок- дежурный по сбору детей на круг друзей.

  Есть дети - непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время г. с. надо приготовить спокойное занятия с небольшими передвижениями (мозаика)- это не поощрение или наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При этом другим детям надо объяснить, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.

Предупреждение нежелательного поведения во время группового сбора.

 Некоторые приемы:

* обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом: подушечкой, карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т.д..

* специальные не вербальные сигналы "Тишина", "Внимание";

*обращение к правилам группы: "Один говорит- все слушают";

* игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность выступлений.

Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор:

*П/игра "Поезд": воспитатель и дети - "вагончики" двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;

*Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев), разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.

*Выставка: Воспитатель на месте г.с. или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.

*Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

*Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.

* Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на листочке и приклеивают его на выбранный центр.

*Индивидуальные маршрутные листы: с план- схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по группе и центрам.

*Индивидуальные листы выбора: эти листы составлены на несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку.

После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, г.с. заканчивается и дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов.



Предварительный просмотр:

Тренинг «Сплочение педагогического коллектива»

Цель: поднять педагогический дух в коллективе.

Задачи: 

1. Поднять самооценку у педагогов;

2. Создать ситуацию успеха у коллектива;

3. Снять эмоциональное напряжение;

4. Повысить сплоченность коллектива;

5. Повысить взаимопонимание между педагогами.

П-п. Добрый день, уважаемые коллеги. Учебный год подходит к концу, естественно каждый из нас чувствует усталость, упадок сил в той или иной степени, и поэтому нам необходимо расслабится и отдохнуть. Знаю, что некоторые не умеют абстрагироваться от рабочего процесса, и поэтому мы сегодня постараемся вас расслабить, увести от рабочих мыслей, хотя бы на часок.

Я прошу выйти всех в центр зала.  Начнем мы нашу встречу естественно с приветствия друг друга, но без слов.

  • Приветствие.

Нужно будет ходить по залу и по команде поздороваться с коллегами определенной частью тела. При этом быть предельно внимательным. Сначала я называю часть тела, а потом показываю картинку.

Вот мы и поздоровались.

  • Комплимент

Стоя в кругу, кидаем мяч коллеге, называя ее имя в уменьшительно-ласкательной форме, сказав комплимент. (Одному и тому же кидать мяч нельзя. Так будут названы все коллеги).

П-п. Коллеги, что вы чувствовали, когда педагоги называли не вас, о чем думали? А что вы прочувствовали когда было названо выше имя?

П-п.  Теперь после небольшой зарядки положительной энергии все могут присесть.

  • Цветы

Недавно я просила вас нарисовать цветы. Все спрашивали зачем, вот теперь я и расскажу. Ни для кого не секрет, что на бумаге мы можем изобразить то, что у нас внутри, не осознавая этого. А еще мы можем, рисуя обычный цветок, изобразить себя. И сейчас мы будем узнавать друг друга, а может и себя с точки зрения коллег.

Показываю цветок, педагоги должны рассказать о рисующем, а потом может и догадаться кто автор. Автор в конце говорит что совпало, а что нет.

После первого рисунка

П-п. Я не только просила нарисовать, а еще и анонимно просила написать одно самое яркое качество своих коллег, и вот что думают о вас коллеги за спиной…

П-п. Коллеги, что вы почувствовали, когда про вас говорили?

  • 3 сказочных героя

У вас у всех есть листочек и ручка. Ваша задача написать 3–х сказочных героев.

  1. Это вы
  2. Что другие думают о вас
  3. Кто вы на самом деле.

П-п. Давайте обменяемся данными. Кто желает сказать, все ли совпало?

П-п. Теперь мы узнали кто мы и что о нас думают коллеги. Сейчас предлагаю нашему коллективу сплотиться и поиграть в интересную игру. Данную игру обязательно предложите и детям.

  • Посчитай

Выходят в центр 1……….,2………..,3………… Встаете спинами друг к другу. Ваша задача- посчитать до 3. Но не сговариваясь кто начнет. И кто продолжить. Если кто- то скажет в один голос, игра начинается заново.

А теперь весь коллектив сыграет. Вам нужно сосчитать сколько вас человек, при этом не смотря на коллег. Начинает любой из вас, и по порядку каждый должен назвать следующее число.

  • Опусти палочку

П-п. Мы продолжаем сплочаться и теперь выйдут 3 пары напарниц. Каждой паре я даю палочку. Ваша задача, держа ее сверху пальцев, опустить вниз.

Этой игрой можно увидеть как хорошо на подсознательном уровне вы чувствуете друг друга и над чем можно поработать.

  • Поймай палочку

П-п.  Для следующей игры нам нужны 10 педагогов. Все встают в круг. Один ведущий с палочкой в центр. Называя имя коллеги, он отпускает палочку и отходит в сторонку. Чье имя было названо, должен поймать эту палку. Далее задача усложняется и игра проходить молча с помощью визуального контакта. Ведущий смотрит  на коллегу, которого выбирает и так же отпускает палку.

П-п. Коллеги, расскажите, легко ли вам было, что самое сложное?

  • Биг- Маг

П-п. Остаемся все на месте, к нам могут присоединится еще желающие, и нам нужно поделиться на пары. Запомнить свою пару. Вспомнить ее голос. 1 игрок будет говорить слово БИГ, 2 игрок- МАГ. По моей команде, все в рассыпную, с закрытыми глазами, очень аккуратно, начинают передвигаться по залу. Потом опять же по команде, ваша задача, не открывая глаза, произнося свое слово, найти пару.

  • Импульс

П-п.  Сидя в кругу все участники берутся за руки. Ведущий раздает импульс, молча сжимая ладонь.  Задача- чтобы этот импульс вернулся ведущему.

П-п. Вот такой у нас дружный коллектив. Я надеюсь что смогла вас немного разрядить от рабочей рутины, зарядить этим импульсом. И на этом наш тренинг заканчивается. Я предлагаю завершить его пожеланиями нашему коллективу. Мы будем передавать по кругу мячик, тот у кого в руках мячик должен продолжить фразу«Я желаю нашему коллективу…»



Предварительный просмотр:

Выступление на пед совете 28.03.2023г.

«РППС, как фактор создания психологического комфорта детей»

Добрый день, уважаемые коллеги.

Готовясь сегодня к выступлению, я думала, что же рассказать Вам, стажистам, о РППС? Думаю вы и так все знаете, но все же я напомню. Напомню о том как создать психологический комфорт для детей в развивающей предметно- пространственной среде группы.

Ни для кого не секрет, что ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте является - игра. Поэтому мы и поговорим об игровых центрах и игрушках. Заходя ежедневно в группу, ребенок видит множество игрушек, много яркого. Вся игровая поделена на центры, которые должны быть в доступности каждому ребенку.

Предметное содержание

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным). В РППС должны быть включены предметы для самостоятельной игры, для игры ребенок –ребенок, а также для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

 провоцировать ребенка на агрессивные действия;

 вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);

 провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

 вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

 провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Вся игровая поделена на уголки, такие как Экспериментирование, Сюжетно-ролевые игры, музыкально- театральный, уголок творчества, спортивный уголок и т.д.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

Это все отлично, но для гармоничного развития детей еще нужны психологические уголки, такие как «Уголок приветствия», цель которого – Создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия». Заходя в групповое помещение, ребенок переворачивает свое фото, тем самым говоря, я пришел, я здесь. Обратите на меня внимание. Таким образом ребенок сразу начинает чувствовать себя нужным, значимым в группе, единицей целого.

«Уголок достижений», Цель: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям. Можно придумать, например в форме: «Яблоня успеха, либо добрых дел», «Звезда недели», «Копилка добрых дел», «Радуга талантов».

«Уголок гнева». Цель: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева, враждебности и напряженности, развитие положительных чувств и эмоций, обучение самообладанию и приемам саморегуляции.

Это может быть «Коробочка гнева и раздражения», либо стаканчик, в который ребенок может выплеснуть свой гнев, либо взять лист бумаги порвать его и положить в эту коробку, либо смять. «Коврик злости», на котором дети могут потоптаться. «Подушка-колотушка» , «Ковер дружбы», с помощью которого мы учим детей мириться.

«Уголок поздравлений» Цель: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе, сплочение детского коллектива.

«Уголок настроения»,

«Уголок уединения», где каждый ребенок может расслабиться, восстановить силы, подумать, помечтать В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний

К психологическому комфорту РППС также относится и акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены. Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые характеристики. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами

Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения»

Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.

  1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:

 оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;

 содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.

  1. Игрушки устрашающего характера:

 способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;

 детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,

 травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,

 детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства;

  детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;

 изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии.

3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:

 связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;

 побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;

  • провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
  • изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животномугонии

4. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного .

5. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.

6. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.

Детский сад такие игрушки естественно не закупает и вам, воспитателям надо быть на чеку когда ребенок приносит из дома такую игрушку, попросить родителя забрать сразу ее домой, либо убрать в шкаф до вечера. Наша задача сохранить психологический и эмоциональный климат в детском коллективе. Ведь каждый ребенок может по разному отреагировать на ту, или иную игрушку.

Все игрушки отвечают определенным требованиям. А каким мы сейчас узнаем. Мне нужны 4 добровольца. Ваша задача найти свои требования.

Медицинские и экологические требования

Материал и краски не должны быть токсичными. Сведения об этом обязательно содержатся в гигиеническом сертификате.

У игрушки не должно быть острых углов, чтобы ребёнок не поранился. С особым вниманием выбирайте игрушки с металлическими составляющими (например, машинки).

Игрушка для детей первых лет жизни не должна иметь мелких деталей,  которые можно проглотить, засунуть в ухо или нос.

Сразу уберите упаковку. Играя, малыш может надеть на голову полиэтилен и задохнуться.

Педагогические требования

Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка? Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки.

Соответствие интересам самого ребёнка (интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают).

Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.

Игрушка должна позволять ребёнку проявлять самостоятельность при действии с ней.

Психологические и нравственные требования

Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.

Даёт ли она возможность коллективного использования – совместной деятельности с группой детей, взрослого и ребенка.

Эстетические  требования

Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребёнка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте,  развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления.

Настоящий ребенок должен сделать три вещи- вырастить куклу, построить дом, и наиграться в нем вдоволь. Так давайте же в этом ему поможем, создав психологически эмоционально хорошую атмосферу.

У меня все. Спасибо за внимание.