Внеклассная работа

страница содержит информацию и материалы о внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное творчество – как часть мировой культуры, тесным образом связана с развитием творческого потенциала человека.

Программа «Ковровая вышивка» ориентирована на детей 10 -15 лет и составлена с учетом особенностей подросткового возраста.  Группа состоит из 15 учащихся. Количество учебных часов в год – 105.  На учебные занятия отводится 3  часа в неделю.

Главные мотивационные линии подросткового возраста связаны с активным стремлением к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. У детей появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.


        Первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых и личностных качеств подростка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Учебный процесс, как правило,  строится таким образом, что теория  предшествует его практической части. Иногда возникает необходимость прервать практику на повторение теоретических знаний или получение новых, необходимых для дальнейшего успешного продолжения работы.

           Для активизации мышления и для усвоения знаний, умений и навыков необходимо использовать выставки работ учащихся и их обсуждение, групповое и коллективное творчество, сочетание во время занятий различных видов искусств, посещение музеев и выставок.

             Большое значение имеет индивидуальная работа с учащимися. Так как, несмотря на то, что перед всей группой ставятся общие задачи, почти каждый из учеников к их решению идет своим путем. Индивидуальный подход необходим еще и потому, что группы сформированы разновозрастные. А это значит, что дети с разными психо-физиологическими  возрастными особенностями зачастую выполняют одно и то же задание. Поставленные задачи для каждой возрастной группы необходимо конкретизировать.

             В некоторых случаях необходимо использовать методику дифференцированного обучения. Задания детям предлагаются индивидуальные, с учетом их возрастных, психологических и творческих возможностей, не нарушая при этом целостности и поступательности образовательного процесса.

Процесс обучения должен строиться по принципу наглядности. Объяснение нового материала необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, рисунками,  репродукциями, видеоматериалами.

Цели и задачи.

Целью обучения по данной программе является формирование у учащихся знаний, первоначальных умений и навыков по ковровой вышивке.

Реализация данной цели предполагает решение  следующих задач:

  • обучение практическим навыкам и приемам, необходимым для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”.
  • раскрытие перед учащимися исторических истоков и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
  • привитие любви к традиционному народному искусству;
  • развитие художественно-творческих способностей (умение создавать собственные композиции);
  • воспитание активного эстетического отношения к произведениям  искусства,  народным художественным традициям.

Занятия по 3 часа два раза в неделю

Ожидаемый результат

Учащиеся  обучения должны знать:

  • основные сведения о ручном ковроделии
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • элементы и мотивы геометрических, растительных и зооморфных орнаментов, простые типовые композиции;
  • материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”;
  • основные приемы ковровой вышивки;
  • правила безопасности труда  , требования к организации рабочего места;
  • несколько способов оформления края изделия.

и уметь

  • делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных орнаментов;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
  • владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;
  • организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
  • оформлять край ковра в различных изделиях,

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

            Для оценки результативности   учебных занятий применяются вводный,  текущий,        тематический, промежуточный и  итоговый виды контроля.

  Вводный контроль проводится на первых занятиях для выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся. С этой целью проводится устное собеседование с родителями и учащимися.

Текущий контроль проводится на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы. Тематический контроль проводится после каждой темы, следует разбор ошибок и их анализ. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года во время проведения заключительной выставки учащихся, в виде коллективного обсуждения работ   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
  • основные сведения о ручном ковроделии
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • элементы и мотивы геометрических, растительных и животных орнаментов, простые типовые композиции;
  • материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”;
  • основные приемы ковровой вышивки;
  • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места.
  • классификации и ассортименте ковровых изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
  • принцип декоративного оформления плоскости методом "Увертюра";
  • несколько способов оформления края изделия.

Учащиеся должны уметь:


      делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных орнаментов;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
  • владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;
  • организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
  • владеть технологией изготовления изделий в технике "ковровой вышивки";
  • выполнять мелкие элементы на коврах;
  • самостоятельно разрабатывать эскизы в технике "Увертюра";
  • самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;
  • оформлять край ковра в различных изделиях,
  • уметь оказывать взаимопомощь и взаимовыручку,
  • уметь строить отношения в разновозрастном коллективе,
  • уметь радоваться успехам друзей.

Прогнозируемые результаты и критерии их замера.

         Так как в кружке учитель  не ставит оценок, а ребенок должен знать как он выполнил задание, то у преподавателя есть свои критерии оценки качества работ.
        Во-первых, дети постепенно осваивают выполнение ковров двигаясь от простых рисунков к сложным. Сначала они знакомятся с заполнением геометрического рисунка на ковре размером 32*32 см., дальше они учатся заполнять цветочный орнамент и заканчивают обучение ковром с изображением животного. Если они сделали 3 ковра на «хорошо», тогда они могут выбрать эскиз по желанию. После этого они переходят на выполнение ковра на следующей рамке: 40*40 см. и делают столько ковров на этой рамке, пока их качество не устроит учителя, а дальше переходят на следующий размер 50*50 см. и т.д. Преподаватель имеет возможность каждого ученика задержать на определенной рамке до тех пор, пока у него не получится работа на «хорошо» или «отлично».
Высшая оценка учителя, это допуск ученика к выставочной работе.
Таким образом, каждый учащийся проходит свой путь от выполнения простых работ до  выполнения выставочных.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Тема  занятия

Кол-во часов

Теория.

Практика.

1.

Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда.

1

1

     -

2.

Основные сведения о народных художественных промыслах. Ручное ковроделие.
Развитие ковроткачества (краткий обзор).
Классификация ковров. Ассортимент.

2

2

-

3.

Основы  материаловедение . Ковровая вышивка как вид декоративно –прикладного искусства. Процесс изготовления художественных изделий в технике “ковровой вышивки”. Знакомство с инструментом и оснасткой.
Основные приемы работы ковровой иглой.
Пробные стежки.

3

1

2

4.

Изучение орнаментов

а) Геометрический

б) растительный

в) Зооморфный

29

2

27

5.

Приемы стилизации

а) Орнамент

б) Стилизация Растений и цветов

в) Стилизация животных

21

1

20

6.

Основы композиции. Цветовые решения в декоративных орнаментах . Способы оформления края ковровых изделий.

3

1

2

7.

Творческая работа по выбору

45

1

44

8.

Проведение праздничных мероприятий.
Выставка лучших работ. Награждение победителей.

1

1

-

9

ИТОГО:

105

10

95


Календарно-тематическое планирование 2015-2016 год обучения

№ занятия

Дата

Тема занятия

Кол-во час.

1

Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда.

1

2

Основные сведения о народных художественных промыслах.

2

3

Ручное ковроделие.

1

4

Классификация ковров. Ассортимент. Развитие ковроткачества.

2

5

Основы материаловедение. Знакомство с инструментом и оснасткой.

1

6

Ковровая вышивка как вид декоративно –прикладного искусства.

2

7

Процесс изготовления художественных изделий в технике “ковровой вышивки”.

1

8

Основные приемы работы ковровой иглой.
Пробные стежки.

2

Изучение орнаментов – 29 часов

9

Изучение орнаментов. Геометрические орнаменты

1

10

Изучение орнаментов. Геометрические орнаменты

2

11

Изучение орнаментов. Геометрические орнаменты

1

12

Изучение орнаментов. Геометрические орнаменты

2

13

Изучение орнаментов. Геометрические орнаменты

1

14

Изучение орнаментов. Растительные орнаменты

2

15

Изучение орнаментов. Растительные орнаменты

1

16

Изучение орнаментов. Растительные орнаменты

2

17

Изучение орнаментов. Растительные орнаменты

1

18

Изучение орнаментов. Растительные орнаменты

2

19

Изучение орнаментов. Зооморфные орнаменты

1

20

Изучение орнаментов. Зооморфные орнаменты

2

21

Изучение орнаментов. Зооморфные орнаменты

1

22

Изучение орнаментов. Зооморфные орнаменты

2

23

Изучение орнаментов. Зооморфные орнаменты

1

24

Изучение орнаментов. Антропоморфный орнаменты

2

25

Изучение орнаментов. Антропоморфный орнаменты

1

26

Изучение орнаментов. Антропоморфный орнаменты

2

27

Изучение орнаментов. Антропоморфный орнаменты

1

Приемы стилизации – 21 часа

28

 Орнамент

2

29

Виды орнамента

1

30

Стилизация Растений и цветов

2

31

Стилизация Растений и цветов

1

32

Стилизация Растений и цветов

2

33

Стилизация Растений и цветов

1

34

Стилизация Растений и цветов

2

35

Стилизация животных

1

36

Стилизация животных

2

37

Стилизация животных

1

38

Стилизация животных

2

39

Стилизация животных

1

40

Стилизация животных

2

41

Стилизация животных

1

42

Основы композиции. Цветовые решения в декоративных орнаментах .

2

43

Способы оформления края ковровых изделий.

1

44

Творческая работа по выбору. Выполнение эскиза

2

45

Нанесение эскиза на ткань.

1

46

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

47

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

48

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

49

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

50

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

52

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

53

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

54

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

55

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

56

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

57

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

58

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

59

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

60

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

61

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

62

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

63

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

64

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

65

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

66

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

67

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

68

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

69

Творческая работа по выбору. Вышивка

2

70

Творческая работа по выбору. Вышивка

1

71

Оформления края коврового изделия.

2

72

Проведение праздничных мероприятий.
Выставка лучших работ. Награждение победителей.

1

итого

105


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Оборудование, оснастка, инструменты:

  • Специальные ковровые иглы;
  • Рамки размером 32*32 см, 40*40 см, 50*50 см, 60*70 см, 60*90 см;
  • Ножницы;
  • Декоративные гвозди.

Материалы:

  • Ткань (плотная бязь, бортовка, мешковина.);
  • Пряжа акриловая в две нити.

Дидактический материал:

  • Слайды с ковровыми изделиями;
  • Слайды с фрагментами ковровых изделий (ковровая фабрика);
  • Эскизы сюжетных композиций для изделий;
  • Эскизы с геометрическими, растительными, симметричными орнаментами для изделий;
  • Цветовой круг;
  • Схемы цветовой гармонизации;
  • Выставочные ковры на стендах.

Литература для учащихся:

  1. К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство” Москва, “Русский язык” 1990 г.
  2. Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство” Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.
  3. Н.М.Сокольникова “ Изобразительное искусство “ учебник в 4-х частях, Обнинск, издательство “ Титул “, 1996 г.
  4. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство» тетрадь творческих заданий, Москва, издательство АСТ, 1999 г.
  5. А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
  6. Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
  7. Н.П.Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.

  Литература для педагога:

  • Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры” Москва, “Высшая школа”, 1990 г.;
  • Т.Беляев “ Упражнения по развитию пространственного представления учащегося” Москва, “Просвещение”, 1983 г.;
  • В.Костин, В.Юматов “Язык изобразительного искусства”, Москва, “Знание”, 1978 г.;
  • К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство”
  • Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации “Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников” Методическое пособие, Москва 1989 г.;
  • Р.С.Немов “ Психология ” книга 2 Москва “ Просвещение ” 1995 г.
  • Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.;



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Социально-образовательный проект

« Создадим себе настроение»

г. Когалым 2013

Рекомендовано программно-методическим советом МБОУ ДОД «Дом детского творчества

Протокол заседания ПМС   №  5        

Автор проекта – Мамаева Барият Гамзатовна  педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ»

Организация- исполнитель – МБОУ ДОД «Дом детского творчества»,

г. Когалым, ул. Прибалтийская, д.17А, т. 2-72-93

Участники проекта -  учащиеся изостудии «Гамма», учащиеся МАОУ  «СОШ №5  города Когалыма.    

Направление: главным и определяющим фактором в этой работе является   действие, предпринимаемое группой единомышленников. И если мы решили поучаствовать в жизни общества, добиться каких-то изменений, результатов, необходимо действовать


Актуальность создания проекта

Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства - это специфический вид трудовой деятельности, требующий доводить начатое дело до конца. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Занятия формируют универсальные способности, творческую направленность в трудовом процессе, т.е. развивают такие качества личности, которые потребуются выпускникам школы в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались. Поэтому формировать эти умения и навыки необходимо прежде всего с детьми школьного возраста.

Изделия, выполненные в технике ковровой вышивки, всегда оригинальны и неповторимы, сюжеты вышивки создаются самими учащимися.Композиции, выполненные в данной технике всегда добавляют  красочный акцент в интерьере различных помещений.

Реализация проекта предусматривает работу с учащимися

Цель проекта – через технику ковровой вышивки сформировать у школьников навыки усидчивости, трудолюбия, умения пользоваться специальными инструментами и формирование чувство прекрасного и навыков дизайнерского искусства.

Задачи проекта:

  • сформировать представления об историческом развитии ковроделия и ковровой вышивки;
  • творческой группе  изостудии «Гамма» научитьдевочек начального и среднего звена МБОУ СОШ №5 работать различными способами в технике ковровой вышивки;
  • сформировать у школьниц МБОУ СОШ №5 навыки художественной обработки ткани;
  • организовать самостоятельную деятельность учащихсяпо оформлению одежды и интерьера через творческую работу в рамках мастер – класса.

Целевая аудитория

        Инициативная творческая группа обучающихся изостудии «Гамма» и  ученицы начального и среднего звена МБОУ СОШ №5.

Сроки реализации проекта - краткосрочный, малый проект (октябрь-февраль).

Места проведения: МБОУ СОШ №5.

Материальное оснащение: кабинет технологии, рамка, белые футболки, игла для ковровой вышивки, акриловые нитки.

Ожидаемые результаты:

  • удовлетворённость участников мастер – класса своей творческой работой;
  • положительные отклики о данном занятии участников проекта;
  • повышения интереса к творческой деятельности через реализацию проекта;
  • умение школьниц украшать свою одежду и помещения в технике ковроделия.

Место реализации: МБОУ СОШ №5.

Сроки реализации

Этапы

Сроки

 Содержание

Подготовительный

октябрь  2013 г.

Выявление среди школьниц начального и среднего звена МБОУ СОШ №5 желающих научиться технике ковроделия

Определение сроков проведения мастер – классов в начальном звенеи среднем звене

Основной

ноябрь – январь 2013-2014 г.

Методическая и   организационная   работа  

Проведение  мастер - класса«Моя любимая футболка» для школьниц   начального звена МБОУ СОШ №5.  

Проведение мастер-класса «Оформление детской комнаты» для школьниц среднего звена МБОУ СОШ №5.

Заключительный этап

февраль  2014 г.  

Диагностика и анализ результативности    реализации проекта

Перечень мероприятий направленных на реализацию проекта

п/п

Краткое описание мероприятий.

Сроки

1.

Определение состава творческой группы для проведения мастер-классов.

Проведение анкетирования среди школьниц МБОУ СОШ №5 с целью выявления желающих познакомиться с искусством ковроделия.

Договоренность с преподавателем технологии об аудитории, месте и сроках проведения мастер-классов.

октябрь

2.

Проведения мастер-классов «Моя любимая футболка», «Оформление детской комнаты»

Ноябрь-январь

3.

Проведение анкетирования среди участниц мастер-классов для определения результативности социального проекта

февраль

4.

Фотовыставка «Моя ковровая вышивка»

февраль

Список литературы:

  1. Методические рекомендации «Разработка социальных проектов в учреждении дополнительного образования» Маркова Е.А., МБОУ ДОД «ДДТ», г. Когалым;
  2. Шаг за шагом, или Технология разработки и реализации социального проекта [Электронный  ресурс]. - http: // www.tula.marcetcenter.ru. (2007);
  3. Презентация «Оформление интерьера детской комнаты».