11.Обобщение опыта

На этой страничке можно познакомиться с опытом моей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx105.94 КБ
Файл konkursnoe_zadanie.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Юдина Елена Васильевна

                                       МБОУ Прокошевская ОШ

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Утверждение федеральных государственных общеобразовательных стандартов нового поколения предусматривает не только изменения в структуре и содержании образовательного процесса, но и изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Одной из наиболее важных характеристик его работы становится умение самостоятельно выстраивать учебный процесс в обновленной образовательной среде.

Одной из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения ФГОС становится необходимость реализации системно - деятельностного подхода к преподаванию. При таком подходе во главу угла ставится развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных проблем. Большое значение в этом случае отводится формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем и реальных жизненных ситуаций. Процесс обучения планируется, организуется и координируется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

Для того чтобы ученик не был ограничен только ролью «слушателя», «зрителя», «репродуктора», что определяет процесс обучения как репродуктивный, воссоздающий, необходимо создавать условия для развития мышления (логического, символического, пространственного), творческого воображения, интуиции, речи; умений объяснять и рассуждать.  

В последние годы актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в таких условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в ситуациях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасности. Действительно, ХХI век - это время природных и техногенных катастроф: взрывы атомных электростанций, смерчи, наводнения, пожары, землетрясения… Зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Именно поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Проводя занятия по ОБЖ, я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.

Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

  • формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,
  • обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.

     Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

     «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик», - утверждал Л.Н.Толстой. Трудно не согласиться с мнением классика: в современной школе качество преподавания курса ОБЖ зависит не только от профессиональной подготовки учителя, но и умения организовать внеурочную деятельность учащихся, умения налаживать социальное партнерство.

     Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об Образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с уставом школы.

      Для себя я определила цель: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ. Предполагаю, что, если в своей деятельности учитель применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся, то процесс обучения должен стать более результативным, а значит, повысится заинтересованность и качество знаний учащихся.

     Задачи, которые я ставлю перед собой:

-изучить и проанализировать литературу по педагогическим технологиям;

- рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;

- дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения

     Оптимальной технологией для реализации поставленных задач является, на мой взгляд, технология развития критического мышления, в основу которой положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Именно поэтому в своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся, оптимально сочетаю традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.

     В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:

     1. Интерактивные технологии – для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

     2. Технология развития критического мышления. Данную педагогическую технологию могут применять как учителя - предметники, так и учителя начальных классов и на уроках и во внеурочной деятельности, потому что эта технология способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий, развитию личности, её социального и духовно – нравственного опыта. И как результат – новое качество образования.

    3. Учитывая актуальность технологии проектного обучения, часто обращаюсь к ней в своей педагогической деятельности. Именно проектная технология помогает активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей. Под методом проектов я понимаю комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых ребятами самостоятельно и под моим руководством с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», – вот основной тезис практикуемого мною метода проектов.

     4. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

     5. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!». Таким образом, у ребят появляется, в том числе, и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.

    При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующих принципов:

- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

- создание ситуации с элементами риска и опасности.

     В старших классах новый материал излагаю в виде лекций, в форме групповой работы, когда перед каждой группой ставятся определенные задачи, в ходе решения которых не только находятся правильные ответы, но и формируется коммуникативная культура. Итоговую проверку знаний осуществляю в традиционных формах и с помощью тестирования.

      Независимо от возраста обучающихся разрабатываю уроки с опорой на мультимедийные и интерактивные средства обучения, позволяющие в действии показать или смоделировать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций.

     В системе использую материалы Интернет-ресурсов, что позволяет не только активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения, но и позволяет участникам профессиональных сетевых сообществ практически ежедневно получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Тем самым личным примером показываю ученикам, что, обучая других, учишься сам.

     При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

     Стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету «ОБЖ». Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня: в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ; планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность; на основе этого виду отбор средств форм и методов обучения, позволяющих добиваться повышения качества.

    В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

  • учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.
  • как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.
  • растет качество знаний.
  • возрос рейтинг предмета.
  • реализуются творческие способности учеников через участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах.

    Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленных задач. В связи с эти у учащихся появился интерес для участия в мероприятиях, проводимых в области ОБЖ:

  • школьный тур олимпиады по ОБЖ;
  • муниципальные олимпиады;
  • конкурс «Школа безопасности»
  • военно-спортивная игра «зарница»

     Поскольку обучение школьников безопасности жизнедеятельности неразрывно связано с формированием нравственных ценностей, патриотического сознания, то гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе является одним из приоритетных направлений, которое осуществляется через внеклассные мероприятия. Традиционными стали такие мероприятия как: зарничка, «Смотр строя и песни», встречи с ветеранами войны в Афганистане, которые рассказывают ребятам о службе в армии, военном времени, о тягостях и горестях солдатской жизни. Служба почетного караула при проведении торжественных мероприятий посвященных «Дню Победы» на 9 мая.

     В течение всего года, согласно расписанию занятий по ГО и ЧС, проводятся учебно-тренировочные эвакуации: «Эвакуации при пожаре», «Нас захватили террористы», «В школе заложена бомба!». Моя задача – научить коллектив школы действовать в чрезвычайных ситуациях правильно, четко, быстро, слаженно.

     Мой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый. Конечный результат изучения моего предмета не сводится к получению высокого балла на ЕГЭ. Моя задача – выпустить ребенка в жизнь с определенным багажом знаний: как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ОБЖ ЮДИНОЙ ЕЛЕНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Прокошевская основная школа имени Героя Советского Союза Ф.А. Шкирева

Слайд 2

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Юдина Елена Васильевна Учитель ОБЖ Образование – высшее Педагогический стаж – 33 года Категория – первая Место работы – МБОУ Прокошевская ОШ Педагогическое кредо: " Чтобы быть хорошим преподавателем надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь"

Слайд 3

Курсы повышения квалификации

Слайд 4

Мои достижения

Слайд 5

На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит нужен путь. Интересный всем и каждому. Е. Н. Ильин

Слайд 6

Тема самообразования Применение современных педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях ФГОС

Слайд 7

Использование современных образовательных технологий – это возможность : 1. обучения обощённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления, что в терминах нового стандарта определяется как УУД; 2. Объединения содержания отдельных дисциплин, что актуально как установление межпредметных связей; 3. Реализации вариативности обучения и дифференцированного подхода.

Слайд 8

Задачи, которые я ставлю перед собой: Выявить наиболее эффективные технологии, методы, приемы, формирования планируемых результатов освоения учебного предмета ОБЖ; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде; создать стимул к самостоятельному приобретению знаний и формированию стремления вести здоровый образ жизни.

Слайд 9

Методическая копилка В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий: Технология развитие критического мышления. Интерактивные технологии Технологии проектного обучения Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Тестовые технологии

Слайд 10

Технология развития критического мышления учащихся Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой : вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.

Слайд 11

Первая стадия - вызов Ставится задача - «вызвать» (восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность. Приемы и методы : кластеры, верные и ошибочные утверждения, «мозговой штурм», ключевые слова, тематический видео- и аудиоряд . Работа индивидуально, в парах и группах. Учащиеся получают информацию, выслушивают, записывают, обсуждают ее.

Слайд 12

Вторая стадия - осмысление Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления - осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника). Приемы и методы: ведение «бортового журнала», мышление под прямым углом, Фишбоун , Инсерт , ролевая игра, таблица ЗХУ.

Слайд 13

Третья стадия - рефлексия Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают. Приемы и методы : дискуссия, написание творческих работ ( синквейнов , эссе и др.), заполнение кластеров.

Слайд 14

Синквейн Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. 1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА 4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ (КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ СТРОКАХ) 5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!» Пример . СИНКВЕЙН, Тема «Пожар», 8 класс Пожар Разрушительный, природный Думающий, ждущий, где произойти Страж, горе, уничтоженный лес Беда

Слайд 15

Кластер Подобие карты, проспекта изучения темы (или отражение важнейших связей внутри темы, раздела), помогает представить материал конкретизированно .

Слайд 16

Составление списка известной информации Пример. 5 класс. Тема «Опасности в жилище». Задание. Составьте список известных вам опасностей, которые подстерегают вас дома. «Мозговая атака» Метод, используемый для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую. Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода -большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт. Пример. 8 класс. Тема «Здоровое питание». Задание. Разработать просветительские буклеты.

Слайд 17

Инсерт Развивает критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Предлагается проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V то, что было известно учащимся ранее; + новая, неожиданная информация; – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Слайд 18

Верные и неверные утверждения В этом приеме используются провокационные вопросы (утверждения), с помощью которых учащиеся, выбирая верные утверждения из предложенных учителем, описывают заданную им тему, ситуацию, правила и т.д. Этот прием можно использовать как для «вызова» имеющихся у учащихся знаний в начале урока, так и на других его стадиях. Пример. 9 класс. Тема «Проблема наркотиков лично меня никогда не затронет». Задание. Ответить на поставленные учителем вопросы.

Слайд 19

Ключевые слова Учащиеся должны придумать рассказ, используя ключевые слова, или расставить их в определенной последовательности, а затем на стадии осмысления искать подтверждения своим предположениям. Пример.6 класс. Тема «Если человек заблудился в лесу». Задание: - на стадии вызова: составьте рассказ с написанными на доске словами; - на стадии осмысления: прочитав параграф учебника, внесите изменения или дополнения в свой рассказ. Ключевые слова: лес, грибы, заблудился, решение Ролевая игра Примеры: - 8 класс. Тема «Экологическая безопасность». Роли: директор завода, загрязняющего окружающую среду; представитель партии зеленых; представитель власти, рядовые жители Кстова Ситуационные задачи Пример. 5 класс. Тема «Первая медицинская помощь». Задание. Решить ситуационную задачу: Твоя младшая сестренка прибежала домой. У нее из носа идет кровь. Ей необходима твоя помощь. Как бы ты ей помог?

Слайд 20

Ведение «бортового журнала» (дневника) « Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Простейшая из них - таблица из двух колонок: в левую - учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую - при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали. Педагог может организовывать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи. На стадии рефлексии учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом. Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы учащихся с текстом. Пример. 7 класс. Тема «ЧС природного характера». Задание. Заполнить таблицу «Последствия ЧС природного характера» Мне известно по данной теме Что нового я узнал

Слайд 21

Дерево предсказаний Прием с использованием следующей схемы: тема - «ствол дерева», «листья» - прогнозы, «ветви» - аргументы, обоснования прогнозов - «листочков». Это прием служит развитию умения обосновывать, аргументировать и, следовательно, правильно действовать. Фишбоун Фишбоун (дословно - рыбья кость) - это прием обработки информации путем составления схемы, представляющей собой «рыбий скелет», в «голове» которого - проблема, изучаемая на уроке, на верхних косточках — ее причины, на нижних - факты, подтверждающие их, в «хвосте» - вывод. Этот метод удобно использовать, когда проблема плохо поддается структурированию, число подтверждающих ее фактов значительно.

Слайд 22

Показатели качества освоения обучающимися образовательной программы Учебный год Количество обучающихся Качество обучения (%) Количество успевающих (%) 2016 - 2017 57 71 100 2017 - 2018 50 76 100 2018 - 2019 63 85 100

Слайд 23

Заключение Технология развития критического мышления в рамках предмета ОБЖ Положительно влияет на цели и результаты образовательного процесса Способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности Даёт возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные возможности обучающихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном развитии

Слайд 24

Спасибо за внимание