Кружковая работа
Кружковая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Солнышко» п.г.т. Шерловая Гора»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по нравственно- патриотическому воспитанию
в средней группе
«Русские узоры»
Воспитатель Шалбецкая О.В.
сентябрь 2022 г.
Содержание рабочей программы
1.Целевой раздел____________________________________________________3
1.1 Пояснительная записка____________________________________________3
1.2 Цель рабочей программы__________________________________________3
1.3 Задачи рабочей программы_________________________________________3
1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса_________4
1.5 Особенности развития детей дошкольного возраста (4-5лет) __________4
1.6 Планируемые результаты освоения _________________________________5
2. Содержательный раздел____________________________________________5
3. Организационный раздел___________________________________________11
4.Методическая литература___________________________________________11
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Учебная программа реализуется посредством основной инновационной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, освоения народной культуры.
Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив- это живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную силу.
К сожалению, многое из того, что делается сегодня на благодатном поле культуры, направлено на разрушение её традиционного русского ядра.
Большинство из нас очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили наши русские люди? Как они работала? Отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Как они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Следовательно, необходимо довести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать их в национальных традициях
1.2 Цель рабочей программы
- формировать у воспитанников нравственный идеал через знакомство с народными традициями русского народа
1.3 Задачи рабочей программы
- создать условия для знакомства воспитанников с историей и традициями русского народа;
- развивать интерес и желание знакомиться с произведениями УНТ, декоративно- прикладного искусства;
- воспитывать любовь к отечественной культуре, уважение и желание продолжать и развивать русские национальные традиции.
1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
1.5 Особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Развитие изобразительной, музыкальной, художественно эстетической деятельности воспитанников по данной Программе происходит поэтапно.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети 4-5 летнего возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Очень важно в таком возрасте приобщение к народной культуре, русскому быту и промыслам.
Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Знакомство с народными песнями развивает музыкальный слух и вокальные способности.
- Планируемые результаты освоения Программы
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития воспитанника :
- Знаком с декоративно- прикладным искусством в рамках Программы, умеет выполнять элементы декоративной росписи.
- Знаком с музыкальным фольклором в рамках программы; умеет слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
-Декламирует русские народные песенки, потешки, небылицы, сказки
- Умеет обыгрывать русские народные игры, считалки
- Знаком с некоторыми традициями, обрядами праздников
2. Содержательный раздел
Возраст: детей 4-5 лет
Расписание организованной образовательной деятельности:
Продолжительность занятия в средней группе –- 20 минут.
Срок освоения. 1 год.
Форма деятельности:
- Театрализованная деятельность
- Знакомство с декоративно- прикладным искусством
- Знакомство с музыкальным фольклором
- Создание в группе мини- музея
Форма контроля:
наблюдение, анализ
Тематический план.
Месяц | Тема занятия | Краткий ход занятия | Совместная деятельности педагога с детьми. |
Сентябрь | Развитие речи. «Во саду ли в огороде» | Разучивание русской народной игры «Огородник», объяснение встречающихся в игре выражений «к концу востра», «всяк за вихор возьмет». Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде?» | Разучивание потешки «Наш козел», объяснение слов и выражений «тесто месил», «печку топил», «сказку сказывал», «небылицы», «небывальщины». Отгадывание загадок об овощах, фруктах. |
Лепка «Урожай» | Игра «Отгадай» Лепка простейшей композиции из овощей и фруктов. Повторение основных приемов лепки. Рассматривание выполненных работ. | На прогулке проведение игры «Огородник» | |
Аппликация «Корзинка для фруктов» | Демонстрация образца. Объяснение последовательности выполнения работы. Выполнение аппликации. Рассматривание выполненных работ. | Беседа о значении слова «считалка», разучивание считалки «Катилось яблочко». Объяснение слова «частокол». Предложение спеть песенку про Козлика. Инсценирование стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Игра на прогулке «У медведя во бору» | |
Тематическое развлечение «Подарки осени» | Игра «У медведя во бору», «Воробей» Выбор водящего с помощью считалки «катилось яблочко». Чтение песенки про воробья. Игра «Воробей»- инсценирование песенки. Сюрпризный момент Козлик приносит «Чудесный мешочек» с овощами. Опробование вареной картошки, свеклы, репы | Разучивание стихотворения М. Дорофеевой «Осень». Слушание музыки А. Грибоедова «Вальс». Танец с осенними листьями. Чтение стихотворений. Инсценирование стихотворения Ю. Тувима «Овощи» | |
Октябрь | Развитие речи «Смоляной бычок» | Повторение знакомых потешек Прослушивание сказки «Смоляной бычок» Дидактическая игра «Назови диких и домашних животных». Чтение сказки, обыгрывание ее на фланелеграфе. Опробование молока из крынки. | Разучивание с детьми песенок- потешек «Уж как я свою коровушку люблю», «Ты, коровушка, ступай», «Бычок- бычок, смоляной бочок». |
Лепка «Бычок- черный бочок» | Игра «Чудесный сундучок» Объяснение последовательности выполнения работы Лепка «Бычок- бычок, черный бочок». Рассматривание вылепленных бычков. | Повторение знакомых детям песенок- потешек о домашних животных «Наш козел», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ты , коровушка, ступай», «Бычок, бычок, смоляной бочок». Разучивание новой потешки «Ранним рано поутру», отгадывание загадок. | |
Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи «Наряд для бычка» | Повторение ранее выученных потешек «Наш Козел». Показ приемов рисования элементов дымковской росписи, украшение плоской фигуры бычка элементами дымковской росписи. Рассматривание выполненных работ. | Повторение потешки «Наш козел» Подвижная игра на прогулке «У медведя во бору» | |
Досуг «Приглашаем к нам в гости» | Театрализованная деятельность воспитанников по сказке «Смоляной бычок» (мини- спектакль) | Изготовление открытки- приглашения, рисунков на тему дымковской росписи. | |
Ноябрь | Развитие речи Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей» | Прослушивание грамзаписи сказки «Зимовье зверей». Обсуждение сказки. Игра «За ширмой спрятались игрушки из сказки «Зимовье зверей». | Беседа о жанровых особенностях сказок, загадки, разучивание пословиц и поговорок о труде и дружбе. |
Аппликация «Мое любимое домашнее животное» | Загадывание детям загадок о животных. Анализ образца. Выполнение аппликации. Рассматривание готовых работ. | Повторение пословиц и поговорок о труде, дружбе и взаимопомощи. На прогулке русская народная игра «Зеркало». | |
Рисование «Хвостатый, полосатый» | Игра «Чудесный мешочек» Рисование котика, составляя его изображение из деталей- кругов. Цветными карандашами по образцу. | Повторение пословиц о труде, дружбе. | |
Тематическое развлечение «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех» | Отгадывание загадок о животных. Исполнение песенок- потешек Русская народная игра «Ручеек» Инсценировка «Зимовье зверей» Угощение воспитанников баранками. | Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем», игра «Назови пословицу» | |
Декабрь | Развитие речи «Заюшкина избушка» | Отгадывание загадок Рассказ воспитателя сказки «Заюшкина избушка» Беседа по содержанию Интонационное упражнение «Произнеси слова зайчика, лисы, петушка» | Беседа о зиме как о времени года, ее признаках. Разучивание песенки- потешки «Как на тоненький ледок». На прогулке- разучивание русской народной игры «Зайка» |
Рисование «Персонажи знакомых сказок. Снегурочка» | Отгадывание загадок о зиме Повторение правил рисования красками. Рисование Снегурочки, украшение одежды Снегурочки снежинками. Рассматривание готовых работ. | Повторение народных зимних примет. Разучивание новогодней песни «Висят на елке бусы» На прогулке игра-колядка «Щедровочка». | |
Аппликация «Белые снежинки» | Беседа о зиме: повторение зимних народных примет. Игра «Превращение в снежинки». Показ образца. Объяснение приемы нарезания ножницами полосок прямоугольной формы по линиям. Показ правильного склеивания трех полосок. Самостоятельная работа. Рассматривание готовых работ. | Наблюдение на прогулке за снегом как падают снежинки, как образуются сугробы повторение зимних народных примет. Заучивание стихотворения И Сурикова «Зима», прослушивание Н Архипов «Белый дед», Е Ильина «Наша елка», О Высоцкая «Снежный кролик», разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мне нос» | |
Рисование «В лесу родилась елочка» | Отгадывание загадок о елке. Уточнение состава частей елки. Рисование дерева. Украшение елки Рассматривание и анализ готовых поделок. | Закрепление правил русской народной игры «Зайка», повторение народных зимних примет. Разучивание песни «В лесу родилась елочка» | |
Январь | Развитие речи «Лисичка со скалочкой» | Выполнение задания от гостя- козлика. Беседа о предмете «скалка». Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» в сопровождении театра на фланелеграфе. Инсценировка сказки. | Повторение песенок- потешек «Наш козел», «Уж как я свою коровушку люблю», «Бычок, бычок…», «Раним- рано по утру», «Петушок- петушок» Разучивание русской народной игры «Мышеловка» |
Аппликация «Волшебный клубочек» | Выполнение задания от гостьи- Маши. Рассказ Маши о предметах русского народного обихода: веретено, спицы, вязальный крючок, вязальные нитки. Дид игра «Составь узор» Выполнение аппликации на шаблонах Рассматривание и обсуждение готовых поделок | Чтение сказки «Золотое веретено» и ее обсуждение . | |
Рисование «Сарафан для Маши» | Беседа о предметах обихода русского народа, о русских народных узорах. Игра «Укрась сарафан» Украшение шаблона сарафана русскими народными мотивами. Обсуждение и рассматривание готовых работ. | Игра – драматизация по сказке Л. Толстого «Три медведя» Любование русскими народными костюмами, орнаментами и узорами. Прослушивание русских народных песен. | |
Ребенок и окружающий мир «В гостях у Василисы» | Посещение русской избы в детском саду. Рассматривание предметов обихода: половик, лоскутное одеяло. Игра «Каравай» Чаепитие вместе с хозяйкой русской избы- Василисой | Прослушивание аудиозаписи русской народной музыки. Рассматривание русской народной домашней утвари. | |
Февраль | Развитие речи «Небылица- небывальщина» | Выполнение заданий гостя- Мишки- медведя. Игра «Чудесный мешочек» Отгадывание загадок о животных. Рассказывание небылиц медведю. Разучивание новой русской небылицы «Миронушка- Мирон» | Беседа о небылицах. Разучивание небылиц. Придумывание разных историй на тему: «Так не бывает» |
Оригами «Курочка» | Игра «Волшебный сундучок» Отгадывание загадок о животных. Рассказывание небылиц о животных. Выполнение поделки в технике оригами. Выставка работ воспитанников. | Разучивание на прогулке подвижной игры «Коршун» | |
Рисование «Петушок» | Игра «Так бывает или нет» Рассказывание небылиц о петушке. Объяснение последовательности рисования петушка. Раскрашивание. Выставка работ воспитанников. | Закрепление знания ранее выученных небылиц. Игра «Коршун» на прогулке. | |
Аппликация (мозаика из бумаги) «Свинка» | Игра с бубном «Расскажи небылицу». Отгадывание загадок. Повторение небылицы «На дубу свинья гнездо свила…» Аппликация из бумаги «Свинка» Рассматривание выполненных работ. | На прогулке разучивание русской народной игры «Горелки» | |
Март | Развитие речи «Весна пришла» | Отгадывание загадок о весне. Народные приметы о весне. Разучивание заклички «Весна- красна» | На прогулке разучивание русской народной игры «Горелки» |
Аппликация «Тюльпан» | Повторение весенней заклички «Весна- красна» Беседа о весенних месяцах. Показ образца. Уточнение последовательности выполнения работы Выставка готовых работ. | Повторение названий весенних цветов. Игра «Подбери цвет» | |
Оригами «Кораблик» | Анализ образца Показ последовательности выполнения работы. Рассматривание поделок. Русская народная игра «Кораблик» | Разучивание пословиц и поговорок о весне. Отгадывание загадок | |
Лепка из соленого теста «Жаворонки прилетели» | Повторение ранее разученных весенних закличек. Разучивание заклички «Чувиль- виль- виль» Лепка поделки. Рассматривание поделок. | Повторение закличек о весне. Наблюдение за погодой (повторение народных примет). На прогулке разучивание русской народной игры «Жаворонок» | |
Апрель | Развитие речи рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный» | Повторение знания пословиц и поговорок о дружбе, труде и взаимовыручке. Знакомство с фразеологизмами «душа в душу», «водой не разольешь» Рассказывание сказки Беседа по содержанию сказки | Разучивание русской народной игры «Мышеловка» Повторение ранее разученных закличек и потешек. Беседа о предметах обихода: чугун, ухват, деревянная ложка, печь. |
Развлечение «Масленица» | Беседа о Пасхе и Масленице Прогулка на участок Рассматривание русского народного обряда уничтожения зимы. Угощение чаем с блинами. | Знакомство с народными традиционными праздниками. Повторение пословиц и поговорок о весне. | |
Мозаичная аппликация «Блин» | Повторение сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный» Отгадывание загадок Повторение пословиц и поговорок о труде. Выполнение мозаичной аппликации «Блин» Рассматривание готовых работ. | Дидактическая игра «Готовим обед» | |
Лепка «Мышка» | Отгадывание загадок Повторение пословиц и поговорок о труде. Уточнение последовательности выполнения работы. Выставка работ | На прогулке разучивание русской народной игры «Кот и мыши», «Мышеловка» | |
Май | Развитие речи «Времена года» | Отгадывание загадок о временах года. Игра «Разложи кубики» Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Повторение пословиц и поговорок о дружбе, взаимопомощи | Беседа по иллюстрациям времен года. Выставка книг с русскими народными сказками. |
Рисование «Золотое веретено» | Выполнение заданий от гостьи- Весны Отгадывание загадок. Беседа по сказке «Золотое веретено» Рисование Аннушки, идущей к Бабе- Яге. Выставка рисунков | Чтение русской народной сказки «Золотое веретено». Повторение народных примет о весне. На прогулке игра «Ручеек», «Горелки» | |
Аппликация «Летний луг» | Игра «Правильно/неправильно» Работа с выставкой книг- сказок Отгадывание загадок Объяснение выполнения аппликации цветов мать- и мачехи, одуванчика. Выполнение коллективной работы- «Летний луг» Рассматривание. | Наблюдения за весенними цветами, рассматривание одуванчика и мать- и мачехи. Повторение русских народных примет лета Русские народные подвижные игры «Кошка и мышка», «У медведя во бору» |
3. Организационный раздел
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на кружковых занятиях в группе. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Методическая литература:
- Терещенко А. В История культуры русского народа.. М.: ЭКСМО- 2007г,736с, иллюстрации.
- Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т С. Комаровой. М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997.- 208 с.
- Попова А. Т. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010- 136 с.
- Панкеев И. Русские праздники и игры.- М.: ЭКСМО- Пресс, 1999
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.- М.- Просвещение, 1986
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» п.г.т. ШЕРЛОВАЯ ГОРА»
Принято: | Утверждено: |
на заседании | Заведующий МДОУ «Детский сад «Солнышко» п.г.т. Шерловая Гора» |
педагогического совета | И.Ю. Зарюта |
Протокол № _ от _____ 2024 г. | Приказ № ___от _____ 2024 г. |
Программа
по художественно сенсорному развитию дошкольников
«Цветная Логика»
для детей 2-х – 3-х лет
(Блоки Дьенеша)
Автор-составитель:
воспитатель
Шалбецкая О.В.
п.г.т. Шерловая Гора
2024 г.
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы …………. 3
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3
1.2. Актуальность программы. …………………………………………… 4
1.3. Новизна программы ………………………………………………….. 4
1.4. Цели и задачи программы …….……………………………………... 4
1.5. Принципы и подходы к формированию программы…………….…. 5
1.6. Характеристика особенностей развития детей третьего года жизни 5
1.7. Планируемые результаты. …………………………………………… 6
Раздел 2. Содержательный раздел программы …………………………... 7
2.1. Учебный план …………………………………………………………... 8
2.2. Учебно- тематическое планирование ………………………………… 8
2.3. Форма диагностики ……………………………………………………. 8
2.4. Методы и приемы …………………………………………………….... 9
2.5. Формы и структура образовательной деятельности ……………….. 10
Раздел 3. Материально-техническое и дидактическое обеспечение Программы …………………………………………………………………. 10
3.1. Технические средства …………………………………………….… 10
3.2. Методическое оборудование ………………………………………. 11
3.3. Раздаточный материал ………………………………………………. 11
Список используемой литературы …………………………………….... 12
Приложения:
- Учебно- тематическое планирование
- Конспекты образовательной деятельности с детьми
- Сценарий мероприятий с детьми и родителями
- Анкеты для родителей
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа по понавательному развитию дошкольников «Цветная логика» - это программа по ознакомлению детей с логическими блоками Дьенеша, рассчитанная на детей от 2-х до 3-х лет, ориентирована на развитие у дошкольников математических, пространственных представлений и логического мышления в соответствии с их возрастными возможностями и основными принципами развивающего обучения.
Подготовка к математике по своему содержанию не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Для подготовки к усвоению математических знаний не менее важным является формирование логического мышления.
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.
Программа по понавательному развитию дошкольников «Цветная логика» ориентирована на развитие психических процессов, мыслительных операций, на способность конструировать и моделировать, используя блоки Дьенеша.
Программа «Цветная логика» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
1.2. Актуальность программы.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры, занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в процессе сенсорного развития ребенка формируются представления о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
1.3. Новизна
Новизна состоит в создании системы занятий, на которых посредством блоков Дьенеша у дошкольников развивается логическое мышление.
1.4.Цели и задачи программы
Цель: создание условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей, их познавательного развития в ходе различных видов детской деятельности – игровой, продуктивной, конструктивной и пр.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы, обогащать словарный запас детей;
- Формировать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию; формировать элементарные математические и пространственные представления
- Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом - блоками Дьенеша.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий;
- развивать творческие способности, воображение, разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного;
- развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;
- продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений, доброжелательные взаимоотношения детей.
- воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.),
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы.
- Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
- Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, продуктивной деятельности.
- Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
- Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
1.6. Характеристика особенностей развития детей третьего года жизни.
Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитие и повышение роли речи на все поведение ребенка, развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Овладение речью и развивающиеся мыслительные процессы оказывают влияние на все психическое развитие и поведение детей этого возраста. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью.
С развитием речи развивается и мышление. Дети начинают устанавливать причинную зависимость отдельных наблюдаемых ими явлений, появляются и такие формы мышления, как суждения, умозаключения.
Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Обобщенное значение приобретают не только слова, обозначающие предметы и действия; дети начинают выделять и обобщать качества; свойства предметов.
Обобщенное значение приобретают такие слова, как, например, игрушки.
Потребность в общении. Растет потребность в общении со взрослым для удовлетворения увеличивающейся любознательности, познавательной потребности ребенка как средства получения информации.
Развитие наблюдения. Более стойким становится интерес к окружающему, который превращается в особый вид деятельности — наблюдение. Наблюдение, т. е. чувственное познание окружающего, является, по выражению И. М. Сеченова, «источником возникновения мысли».
Сенсорное развитие. В процессе разнообразной деятельности происходит дальнейшее сенсорное развитие. Большое место в деятельности ребенка продолжает занимать предметная деятельность, но отношение ребенка к своим действиям уже несколько иное — ребенок либо настойчиво добивается получения определенного результата, либо эти действия носят характер экспериментирования. Производя различные действия, ребенок как бы исследует предмет и его свойства.
Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Ребенок уже в первом полугодии не только воспроизводит показанные ему взрослыми постройки, но пытается сам строить знакомые ему предметы.
Все большее значение в деятельности ребенка начинает занимать сюжетная игра.
Отображение в игре впечатлений окружающей среды вследствие более тонкого восприятия у детей становится все более детальным, более точным. Между отдельными действиями устанавливаются логические связи, увеличивается и количество используемых детьми предметов.
1.7. Планируемые результаты освоения Программы:
- Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует блоки одинакового цвета.
- Знает названия блоков.
- Умеет находить одинаковые, разные блоки.
- Умеет подбирать нужные блоки путем наложения.
- Умеет построить простые фигуры из блоков по образцу.
- С интересом играет с блоками.
- Сортирует блоки по заданному образцу цвета, формы
- Оперирует представлениями о форме предметов.
- Сортирует одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.
- выполняет "поручения" взрослого по подбору блоков того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).
- с помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой, маленький".
Сроки реализации Программы. Программа рассчитана на один год.
Форма организации – очная.
Особенности организации образовательного процесса - подгрупповая работа в одновозрастном постоянном составе (8 - 10 человек).
Особенности организации деятельности - Программа реализуется в форме дидактических игр. Закрепление пройденного материала происходит во время организованной образовательной деятельности, в сюжетно-ролевой игре, продуктивной деятельности, индивидуальной работе с детьми.
Раздел 2. Содержательный раздел программы
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Программа направлена на развитие познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов.
Все занятия построены в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Результатом учебной программы по сенсорному развитию детей следует считать:
- Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
- Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
- Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
- Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
2.1. Учебный план:
Занятия проводятся с сентября по май.
Содержание работы | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Занятия по тематическому плану | 1 | 4 | 36 |
Образовательная деятельность дополнительного образования детей проводится во второй половине дня. Занятия проводятся в течение учебного года.
2.2. Учебно-тематический план (Приложение№1)
Рабочая программа по Блокам Дьенеша «Цветные Логики» - предполагает целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений, познавательных способностей и активности через увлекательные игры с Блоками Дьенеша.
2.3. Форма диагоностики: промежуточная, способы проверки результатов освоения программы – педагогическая диагностика развития практических навыков освоения программы в форме наблюдения 2 раза в год (сентябрь, май).
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
осуществляются путём наблюдения за деятельностью детей в процессе выполнения заданий, фиксации показателей в таблице мониторинга.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Онлайн фотовыставка на официальных страницах в социальных сетях (ВК и ОК), участие в конкурсах, викторинах (при наличии в образовательной среде), тематические открытые занятия (развлечения) – ежегодно 2 раза в год (декабрь, май).
- Оценочные материалы
Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, игровые задания. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к занимательной деятельности, желания заниматься.
Для определения сформированности логического мышления и математических представлений, способности действия наглядного моделирования определены показатели оценки уровня развития дошкольников:
- умение ребенка называть форму, цвет, величину блоков;
- умение ребенка видеть признаки сходства и различия;
- умение классифицировать математический материал.
На основе качественного анализа выделенных показателей условно выделяется три уровня развития математических представлений, способности действия наглядного моделирования детей младшего дошкольного возраста:
- Высокий уровень - дошкольник хорошо различает цвета блоков, называет форму, величину, умеет видеть признаки сходства и различия, владеет алгоритмом классификации.
- Средний уровень - ребенок младшего дошкольного возраста частично знает цвета, знает форму круга, видит различие между величиной, с помощью педагога классифицирует свойства.
- Низкий уровень - дошкольник не знает цвета, форму, величину, не видит сходства и различия блоков.
Результаты исследования уровня сформированности логического мышления и математических представлений, способности действия наглядного моделирования дошкольников
№ | Ф.И.О. ребенка | Умение ребенка называть форму, цвет, величину блоков | Умение ребенка видеть признаки сходства и различия | Умение классифицировать математический материал | |||
Начало учебного года | Конец учебного года | Начало учебного года | Конец учебного года | Начало учебного года | Конец учебного года | ||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
2.4. Методы и приемы обучения:
- словесный - объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ;
- практический - упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции;
- наглядный - с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, показ педагога;
- поисковый - моделирование;
- интегрированный метод - реализация всех образовательных областей;
- игровой - дидактические и развивающие игры.
В процессе организации совместной образовательной деятельности применяются следующий педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология игровой деятельности;
- коммуникативная технология обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология исследовательской деятельности;
- личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества).
2.5. Форма и структура образовательной деятельности
Формы проведения занятий:
Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности:
познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
- Работа с занимательным материалом
- Сюрпризные моменты
- Физкультминутки
- Подвижные игры
Структура:
1 часть: Организационный момент (игровое упражнение).
Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления
2 часть: Основная часть (изучение нового материала).
- Игровые задания
Цель: Развивать математические представления. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.
- Динамическая пауза.
- Практическая деятельность.
3. часть:
Рефлексия.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Смена видов деятельности позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
Раздел 3. Материально-техническое и дидактическое обеспечение Программы
3.1. Технические средства
- Ноутбук
- Колонки
- Аудиозаписи
3.2. Методическое оборудование
- Доска магнитная,
- Плакаты,
- Картины,
- Муляжи игрушки,
- Предметы ближайшего окружения
- Альбомы с заданиями.
3.3. Раздаточный материал
- Игровые наборы «Блоки Дьенеша» для каждого ребенка,
- Карточки-схемы
Список литературы
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкол. возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
2. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
5. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
6. Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. Изд: Мозаика- Синтез, 2010 г.
7. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
9. Янушко Е. А «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Методические и дидактические пособия:
1. Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» Б.Б. Финкельштейн, СПб; ООО «Корвет».
2. Маленькие логики. Наглядное пособие с методическими рекомендациями. Борисенкова Е.Ю.; СПб; ООО «Корвет», 2019.
Интернет-ресурсы:
2. http://www.yapochemu4ka.ru/collection/logicheskoe-myshlenie/product/loghichieskiie-bloki-dieniesha

