Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon txt doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

«Только та игра целесообразна,

в которой ребёнок активно действует,

самостоятельно мыслит, строит,

комбинирует, преодолевает трудности»

А. С. Макаренко

Цель:

  • Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
  • Развитие умственных способностей через логико-математические игры с блоками Дьенеша;
  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;
  • Систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление детей дошкольного возраста посредством использования игр с логическими блоками Дьенеша;
  • Разработать систему, направленную на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей и их родителей;
  • Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно детьми и их родителями новых упражнений, игр с логическими блоками;
  • Разработать методические рекомендации, дидактические материалы;
  • Провести анализ эффективности проделанной работы.

Актуальность темы:

   Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

   Использование в совместной деятельности педагогов и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

  1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
  2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  3. Блоки Дьенеша помогают развивать у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
  4. Блок Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
  5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «И», «ИЛИ», частицей «НЕ» и т.д.
  6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
  7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

  1. Изучение методической литературы по теме самообразования.
  2. Изучение педагогического опыта через статьи в СМИ, интернет.

Внедрение в практику:

  1. Составить перспективный план работы с блоками Дьенеша.
  2. Разработать программу использования игр с блоками Дьенеша на занятиях по ФЭМП.

Календарное планирование по реализации методических разработок

Месяц

Игра

Программное содержание, дидактическая задача

1

Сентябрь

«Раздели фигуры»

Познакомить детей с признаком предмета – размер. Развивать умение группировать фигуры по величине.

2

«Найди такой же»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания.

3

«Найди фигуру»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

4

«Дорожки»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

5

Октябрь

«Разноцветные странички»

Познакомить детей с признаком предмета-цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету.

6

«Заселим домики»

Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.

7

«Мышки – норушки»

Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность.

8

«Второй ряд»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления.

9

Ноябрь

«Домино»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые».

10

«Соберём урожай»

Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине)

11

«За грибами»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

12

«Найди фигуру»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету, величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

13

Декабрь

«Раздели фигуры»

Познакомить детей со свойством предмета-форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме.

14

«Кулинары»

Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме.

15

«Второй ряд»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления.

16

Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

17

Январь

«Бусы в подарок кукле»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету)

18

«Раздели фигуры»

Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств.

19

«Чудесный мешочек»

Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь.

20

«Кто быстрее соберёт»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы п двум свойствам (форме, величине)

21

Февраль

«Рыбалка»

Познакомить детей со свойством предметов-толщиной. Учить понимать слова толстый – тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине.

22

«Домино»

Развивать умение сравнивать предметы по толщине.

23

«Поручения»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине).

24

«Найди фигуру»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

25

Март

«Парные картинки»

Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память.

26

«Все в ряд»

Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание.

27

Игра-путешествие «В гостях у сказки»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

28

«Магазин»

Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки-схемы.

29

Апрель

«Строители»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки-схемы.

30

«Кондитерская фабрика»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина), опираясь на карточки-схемы.

31

«Садовники»

Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина), опираясь на карточки-схемы.

32

«Кто быстрее соберёт»

Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет), опираясь на карточки-схемы.

33

Май

«Игра-путешествие «В гости к мишке»

Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам. Читать схемы, обозначающие свойства предметов (величниа, цвет, форма, толщина)