Папка по самообразованию"Развитие мелкой моторики дошкольников"

Никитина Татьяна Михайловна

Пальчиковая гимнастика, консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_po_samoobrazovaniyu_materialy_s_otchetom_22.05.2016.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАПКА САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2020-21чебный год.

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников»

 

                                                               Воспитатель: Никитина Татьяна Михайловна

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Улучшить мелкую  моторику пальцев, кистей рук,  сенсорику;
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использования разных форм, методов и приёмов.

Этапы реализации:

1 ЭТАП - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

 Изучение научной и учебно-методической литературы:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  9. Кольцова М.М «Развитие моторики»
  10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
  11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

2 ЭТАП - внедрение в практику.

3 ЭТАП - представление опыта работы по теме.

Актуальность темы:

 «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

В работе буду использовать существующие и новые методики развития мелкой моторики: лепка из соленого теста, пластилинография, методика нетрадиционного рисования, использование специальных игр, упражнений, конструирование, аппликация, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,  сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по  подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) и др.

План мероприятий

Вид деятельности

Сроки

Результат

Изучение методической литературы

В течение учебного года

Картотека литературы по теме

Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов

В течение учебного года

Социальная сеть работников образования

Интернет-порталы

Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность

Составить в сентябрь-октябрь. Проводить в течении всего учебного года.

Составить картотеку по физкультминуткам, пальчиковым играм.

 Составить картотеку игр.

Октябрь-ноябрь

Стенгазета: «Как мы играем»

Работа с родителями:

-Индивидуальные беседы, консультация:

1. «Что такое мелкая моторика и почему так важно ёё развивать»

2. « Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода», памятки для родителей.

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Анкетирование родителей;

Памятки для родителей.

Изготовление дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук

Февраль

Выставка для родителей.

Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики»

Апрель- май

Фотоотчёт о проделанной работе.

Отчёт по теме самообразования на педсовете

Май

Отчёт.

Работа с детьми:

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок»

2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошке»

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование из счетных палочек «Заборчик», «Дорожка»

5. Настольная игра «Мозаика»

6. Игра «Я катаю орех»

7 Игры на развития тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста»

2.Пальчиковая игра: «Переложи игрушки»

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Замок»

4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник»

5. Игра: «Собери животных».

6. Повторение игр на развития тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек»

2. Учить детей раздевать и одевать кукол.

3.Пальчиковая игра «Шнуровка»

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик»

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы)

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из верёвочки( по карточкам образца)

3.Конструирование из палочек «Флажок», «Ёлочка».

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей рисовать пальчиками

3.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур

4.Игры с прищепками.

5.Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества»

Март

1.Закрепление пальчиковых игр

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котёнок»

3.Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Изготовление подарков для мам на восьмое марта.

Апрель

1.Игра: «Волшебные фасолинки»

2.Изготовления поделок из солёного теста.

3. Рисование нетрадиционным способом.

4.Пальчиковая игра «Компот»

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живёшь?»

2.Учить детей инсценировать руками стихи.

3.Конструирование из палочек.

4. Рисование «Салюта» нетрадиционным способом.

5. Рисование по трафаретам.

Форма отчётности:

  • Оформить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
  • Провести анкетирование родителей.
  • Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
  • Сформировать отчет воспитателя по теме самообразования за 2017-2018 гг.

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: ладошкой, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой и т. д.
  • конструирование:  работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций
  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки.

Цель для себя: 
1. Повысить профессиональный уровень по данному вопросу.
2. Систематизировать практический и теоретический материал.
3. Обучить детей развитию мелкой моторики.
4. Развить у детей мыслительные операции, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
5. Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, развитию коммуникативных качеств
Цель для детей:
1. Развитие мелкой моторики
2. Совершенствование владения мелкой моторики пальцев рук во время самостоятельной деятельности
Ожидаемые результаты для себя:
1. Повысить профессиональный уровень, сформировать мотивационную готовность к освоению и внедрению данной технологии в образовательный процесс.
2. Проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем
Распространение результатов

Опыт внедрения моего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолога – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.

Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Приложение 1:

Памятки для родителей.


Рекомендации для родителей

  • Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. 
  • В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. 
  • Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. 
  • Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша. 
  • Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. 
  • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. 
  • Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. 
  • Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. 
  • Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. 


Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием. 

Приложение 2:

Анкета для родителей на тему:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников».

1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребёнка? (подчеркнуть)

- Да.

- Затрудняюсь ответить.

- Нет.

2. В каком возрасте нужно начинать её развивать? (подчеркнуть)

- В младенчестве

- 3-4 года

- 7 лет.

3.Какие игры используются для развития моторики рук дома?

4.Какой нетрадиционный материал используется в работе? (подчеркнуть)

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки.

- Конструктор, мозаика.

 - Кубики, пирамидки, матрёшки.

5. Где берёте информацию о видах развития мелкой моторики? (подчеркнуть)

- В саду

- В ТВ.

- В интернете.

- Подсказывает своя интуиция.

6.Как ребёнок выполняет задания игры? (подчеркнуть)

- Пассивно.

- Активно

7. Как ребёнок воспринимает установку к игре? (подчеркнуть)

- С первого раза.

- Требуется многократное объяснение.

- Требуется объяснение и показ действий.

8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду. если да, то откуда? (подчеркнуть)

-  Нет, не знаю

-  Нет, не знаю, но что-то слышал от ребёнка.

- Знаю, рассказал ребёнок, играем вместе.

- Знаю, поинтересовался у воспитателей.

Приложение 3:

Консультация для воспитателей на тему:
«Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте»

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.» Н.А.Бернштейн

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им преодолеть. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки на основе исследований М.М.Кольцова в 1973г. делает важнейший вывод о том «… что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляются:

• В нарушении точности, быстроты, переключаемости и координации движений;

• Затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;

• Невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;

• Снижении двигательной памяти и самоконтроля;

• Замедленности, застревании на одной позе.

Всё выше изложенное указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.

Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.
Первая группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические

Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

     Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Для развития мелкой моторики широко используются разнообразные материалы:
• бумага;

• наждачная бумага;

• крупы;

• песок;

• пуговицы;

• липучки;

• молнии;

• массажные мячики;

• счётные палочки;

• бусы;

• шестигранные карандаши;

• прищепки;

• платочки и т.д.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:

  • если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;
  •  играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
  •  запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
  •  работу проводить регулярно, систематически;
  •  соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления, для детей 4-5 лет – 15 мин, 5-7 – 25 мин;
  •  учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
  •  стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.
  • Игровые задания должны постепенно усложняться.
  • Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
  • недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук;

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

  •  Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  •  Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
  •  Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  •  Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  •  Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  •  Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  •  Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  •  Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
  •  нахождение заданных предметов,
  •  угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  •  Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
  •  сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
  •  Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук

Список литературы.

  1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
  2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
  3. Журнал «Логопед» №2/10


Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

• упражнения с карандашом: Д/и «Ловкий карандаш», «Сели птички поклевать»

• мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»

• Кольцами, скрепками: Д/и «Собери цепочку», «Солнышко», «Помоги ёжику»

• выполнение фигурок из пальцев: «Животные», «Птицы»

• счетными палочками: Д/и «Построй домик, ёлочку и т. д. »

• фольгой: сминание, вытягивание

• фасолью: Д/и «Загадочная фасоль», «Выложи рисунок», горохом: д/и «Найди клад», желудями, каштаном

• лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов

• опознание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками

• игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, решетки, пельменница: д/и «Пчелы в сотах», пробки от пластиковых бутылок, пипетки д/и «Лаборатория», клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку», Д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»

• шнурки: Д/и «Шнуровка», «Замоталки»

• вата: «Снежок», «Снеговик»

• резинка: Д/и «Тянучка»

• замочки: Д/и «Подбери ключик»

• молнии: Д/и «Открой – закрой», «Стручок»

• морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Посчитай камешки»

• стеклянные камешки (декоративные): «Золушкин сундучок»

• нетрадиционное рисование:

   - ладошками: «Русская берёза», «Цветы»,

   - манной крупой: «Из манной кашки симпатичные мультяшки»

• мозаика: крупная и мелкая

• игры с трафаретами и шаблонами

• пальчиковый театр,

• пазлы: бумажные и деревянные.


 Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник". 
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят". 
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам 
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?"
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи". 
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 
^ Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". 
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку". 
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.


Приложение

Пальчиковые игры

Котёнок (пальчиковые игры с прищепками)

«Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь (смена рук

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Прищепки

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребёнок цыплят прищепку к верёвке.

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину верёвку».

Я катаю мой орех

Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и проговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Замок

Ручки складывают в замок, переплетая пальцы. Читают стих, ритмично раскачивая «Замок»

- На двери висит замок

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

-Потянули

-И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны

Капуста

-Мы капусту рубим, рубим.

-Мы капусту трём, трём

-Мы капусту солим, солим

-Мы капусту мнём , мнём.

Орехи

Научился два ореха

Между пальцами держать

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем левой рукой.

Дорожка

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.

Карандаш

Между пальцами зажат,

Карандаш ужасно рад,

Вы его качайте, братцы,

Очень любит он качаться.

Карандаш между указательными пальцами, упираясь

подушечками пальцев в его кончики. Затем качают карандаш влево и вправо. Потом другими пальцами. 

Ослик

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай, качай, качай,

Но давай-ка не теряй.

Карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. Покачивают, имитируя движение маятника. Затем другой рукой.

Часы

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

Карандаш между указательным и

средним пальцами правой руки.

Покачивают как маятник.

Качели

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

-«Что такое? Неужели

Я попала на качели ?»

Ручка между средним и безымянным пальцами правой руки. Покачивают как маятник, затем левой рукой.

Дом

На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу". )

Ну, а к дому путь закрыт.( Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".)

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются.)

В этот домик приглашаем. ("Крыша".)

Конспект занятия «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Материал: мелкие игрушки, соленое тесто, салфетки, крупа перловая,, пластмассовая миска, пластмассовые ложечки и тарелки на каждого ребенка, подносы.

Задачи:

1. Обучающая:

Безопасность

-напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке из соленого теста.

Коммуникация:

-формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. :

2. Развивающая:

Здоровье:

-развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.

-продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.

3. Воспитательная:

Художественное творчество:

-воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.

-формировать интерес к лепке, закрепить представление о свойствах соленого теста и способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями

- знакомить детей с пластикой соленого теста, совершенствовать умения и знания лепки .

Предварительная работа: пальчиковые игры с дидактическими подушками, чтение сказки «Колобок», показать процесс замешивания теста.

Словарная работа: тесто, ложечка, пальчик, крупа, вода, мука.

Структура деятельности:

I .Вводная часть

1. Сюрпризный момент. игра «Найди сюрприз».

II. Основная часть.

2. Пальчиковая игра «Моя семья».

3Игра «Волшебная ложечка».

4. Физкультминутка.

5. Игра «Слепи колобок»

II I часть - заключительная.

6. итог.

I часть. Вводная часть.

1. игра «Найди сюрприз».

Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.

Воспитатель собирает детей около себя:

-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?

На столе стоит миска наполненная крупой, в ней спрятаны игрушки.

-Давайте проверим, что там внутри находится. Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки

Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется- помочь ему при поиске игрушек.

Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого какая.

Диалог: -Скажи пожалуйста, что лежит в миске? Ребёнок скажет «крупа», если затрудняется напомнить.

-Как ты искал игрушку?

-Какая у тебя игрушка?

-Понравилась ли тебе игрушка?

Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж рук разбудили наши пальчики.

II часть Основная часть

2. Пальчиковая игра «Моя семья».

Цель: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь

-Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Моя семья».Посмотрите что у меня есть. Воспитатель показывает лица кукол нарисованные и надетые на пальцы своих рук и читает стихи.

“Давайте познакомимся! ”

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

-А теперь дети покажите мне свои руки. Давайте все вместе прочитаем стихи.

(Дети загибают пальчики, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком /Это - я/. На последние слова разжимаются и зажимаются ладони в кулак /Вот и вся моя семья/) .

Индивидуальная работа: Если ребёнок не сможет сделать упражнение, подойти и помочь, показать упражнение придерживая своими руками.

3 .Игра «Волшебная ложечка».

Цель:

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками.

На подносе две чашки :слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.

Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.

Индивидуальная работа: Если у ребёнка не получится показать как правильно держать ложку и пересыпать крупу

4. Физкультминутка игра «Прокати мяч под ворота».

Цель: Закрепить знания о круглой форме предмета, развивать игровые навыки, воспитывать интерес к игре.

Дети должны прокатить мяч под дугу при этом воспитатель обращает внимание на форму мяча .

5. Игра «Слепи колобок».

Цель: Закрепить приемы раскатывания теста между ладонями, вызвать интерес к лепке, воспитывать аккуратность.

-Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? Дети будут отвечать.

-Кто слепил колобок?

-А кто попросил слепить?

-А какой формы был колобок?

-Дети ответят круглый.

-Из чего был состряпан колобок?

-Из теста.

-А знаете ли дети, из чего делается тесто?

-Тесто делается из воды и муки.

Предполагаемый результат: Если дети не поймут вопроса, повторить еще раз

что нужно для теста. Тогда у детей сформируются и обогатятся знания.

-Дети, я вам принесла тесто но -это тесто не простое, оно соленое и его нельзя есть. Мы из этого теста сейчас будем лепить колобок. Посмотрите какое тесто эластичное его можно мять в руках как пластилин. Сейчас я вам раздам тесто и мы все будем лепить колобок.

-Еще раз кто мне скажет какой формы колобок?

-Правильно дети колобок круглый.

Воспитатель раздает детям по кусочку соленого теста.

-Дети, помните что, тесто нельзя брать в рот. Оно соленое и опасно для здоровья.

-Дети, возьмите в руки тесто и попробуйте его размять.

Воспитатель показывает приемы раскатывания теста между ладонями.

Предполагаемый результат: дети будут раскатывать тесто между ладонями, делать шарики круговыми движениями.

Индивидуальная работа: Помочь раскатать шарик ребёнку и похвалить за результат работы.

-Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и посмотрим у кого как получилось.

Проследить чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.

-Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.

III часть заключительная часть.

Итог: -Дети, чем мы сегодня занимались?

-В какие игры играли?

-Кому понравилось лепить из теста?

-Кому понравилось искать игрушку в крупе?

-А теперь за то что вы хорошо позанимались я принесла колобки.

Воспитатель вносит на подносе жареные колобки и раздает детям.