Программы курсов по выбору, элективных курсов, ДОП
Программы курсов, ДОП
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-сад № 10» города Когалыма
(МАОУ «Школа-сад № 10»)
Принята на заседании методического совета от «31» августа 2024 г. | Утверждаю Директор МАОУ «Школа-сад №10» «31» августа 2024г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Физика в задачах»
направленность: естественнонаучная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 16 - 18 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Лавренюк Александр Николаевич,
учитель физики
г. Когалым, 2024 год
- Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа) являются следующие документы:
Программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением от 28.09.2020г. № 028 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы - естественнонаучная
По своему функциональному назначению программа дополнительного образования детей «Физика в задачах» (далее – Программа) является общеразвивающей и направлена на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании.
Настоящая Программа имеет естественнонаучную направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области физики. Предлагаемая программа ориентирована на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи) выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения. Программа помогает приобрести знания и навыки, необходимых для решения задач разного уровня, участия в олимпиадах по физике, а также на развитие ответственности в выполнении самостоятельных работ.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы.
Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся старшего возраста (16-18 лет). Она не только дает воспитанникам практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес обучающегося к изучению физики, научному поиску, способствует самоопределению обучающихся, осознанному выбору профессии. Большая часть материала, составляющая содержание программы, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем она не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.
Новизна данной Программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Для каждого обучающегося создаются условия необходимые для раскрытия и реализации его способностей с использованием различных методов обучения и современных педагогических технологии: поисковый метод, исследовательские методы, информационные технологии обучения. Это создает базу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности.
- Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, она отвечает потребностям общества и образовательным стандартам общего образования в формировании компетентной творческой личности, расширяет знания школьного курса по предмету.
Программа обеспечивает требования к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.
Значительная роль в Программе отводится решению разнообразных физических задач, благодаря чему обучающиеся приобретают мотивацию и интерес дальнейшего изучения предмета.
Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие мышления обучающихся, их подготовке к участию в олимпиадах и творческих поисках; воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность.
Содержание программы определяется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.
Отличительная особенность программы.
Программа предполагает решение большого количества задач разной сложности и трудности.
Программа направлена на развитие методологических навыков логического и творческого мышления, навыков проектно-исследовательской деятельности как основы научного познания; на переосмысление фундаментальных понятий и законов физики на более высоком уровне.
Освоение содержания программы создаёт условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента и умению работать в команде. Учащиеся решают вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи, учатся проектировать, моделировать процессы. Работа учащихся оценивается в конце каждого полугодия с учетом накопленных баллов за тесты, олимпиады, турниры, интеллектуальные соревнования. Игровые формы проведения занятий – это коллективные соревнования в умении решать задачи. Они являются хорошим дополнением к традиционным формам проведения занятий по решению задач. Также занятия по этой программе помогут учащимся определиться со своей будущей деятельностью - осмысленно сделать выбор профессии и подготовится к поступлению в высшие учебные заведения для продолжения образования и развития личности.
Цель программы - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний; совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач; применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи.
Образовательные:
- формирование и развитие у обучающихся знаний об основных понятиях физики, об окружающем мире, о физических явлениях;
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение основными методами решения задач;
- актуализация знаний по физике, математике, химии, биологии и расширение представления о возможностях их интеграции в процессе решения стандартных и нестандартных задач.
Развивающие:
- развитие навыков по решению физических задач;
- развитие и формирование методологических умений логического мышления, проектно-исследовательской деятельности как основы научного познания природы;
- развитие наблюдательности, умения рассуждать, анализировать;
- развитие навыков рефлексии, готовности к самообразованию и личностному самоопределению;
- развитие умения творчески подходить к решению поставленной задачи;
- развитие познавательного интереса и образного мышления.
Воспитательные:
- воспитание дисциплинированности, ответственности, самоорганизации, целеустремленности, привития аккуратности и опрятности;
- воспитание уважения к чужому мнению;
- развитие трудового воспитания посредством самостоятельной работы с методиками, проведения экспериментов и обработкой их результатов;
- формирование естественнонаучного мировоззрения школьников, развитие личности ребенка.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 16-18 лет.
Уровень программы: базовый.
Объем программы: составляет 68 учебных часов.
Срок реализации программы: учебных недель – 34, месяцев – 9
Форма обучения – очная. В рамках реализации программы в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, занятия могут быть организованы с применением дистанционных образовательных технологий.
Формы занятий: индивидуальная и групповая.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
- Учебный план
ПДО «Физика в задачах»
Всего за год – 68 часов (2 часа в неделю)
Блок | Раздел, тема | Количество часов в теме |
1 | «Кинематика» | 5 |
2 | «Основы динамики» | 6 |
3 | «Законы сохранения» | 6 |
4 | «Динамика периодического движения» | 3 |
5 | «Элементы теории относительности» | 3 |
6 | «Основы молекулярно-кинетической теории вещества. Реальный газ. Кристаллы» | 4 |
7 | «Электростатические явления» | 4 |
8 | Повторение изученного в 1 полугодии | 1 |
9 | «Законы постоянного электрического тока» | 8 |
10 | «Электромагнетизм» | 6 |
11 | «Электромагнитные колебания и волны» | 5 |
12 | «Оптика» | 7 |
13 | «Квантовая и атомная физика» | 6 |
14 | Повторение | 4 |
ИТОГО | 68 |
3. Содержание программы
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой среднего школьного образования. Программа позволяет усовершенствовать навыки решения задач разных типов, производить умозаключения из полученных данных в результате анализа данных и анализировать ответы решений задач. Знания и навыки, полученные на занятиях, позволят расширить кругозор о физических процессах и способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся.
1 полугодие (32 ч, 2 ч в неделю)
Кинематика (5 ч)
Цель изучения физики. Связи между физическими величинами. Практические задачи как основной критерий теории. Материальная точка и способы описания ее движения в различных системах отсчета. Уравнение движения материальной точки на плоскости. Графическое представление неравномерного движения с помощью различных кинематических характеристик. Вращательное движение твердого тела и его кинематические характеристики.
Основы динамики. (6 ч)
Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела и системы связанных тел, движение связанных тел по горизонтали и в вертикальной плоскости. Вращательное движение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движение в поле тяготения (вблизи поверхности Земли, для других небесных тел и их систем).
Законы сохранения (6 ч)
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Уравнение Мещерского. Закон сохранения и превращения энергии в механике и его применение к абсолютно упругим и абсолютно неупругим взаимодействиям.
Динамика периодического движения (3 ч)
Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Изменение основных кинематических и динамических характеристик системы. Динамические системы, содержащие математический или пружинный маятники. (Физический маятник.)
Элементы теории относительности (3 ч)
Инварианты и изменяющиеся величины. Относительность длины, массы, времени, скорости. Релятивистская динамика.
Основы молекулярно-кинетической теории вещества. Реальный газ. Кристаллы (4 ч)
Температура, способы измерения температур. Различные температурные шкалы. Реальный газ. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Средняя длина свободного пробега. Сжижение газов, облака и осадки.
Зависимость агрегатного состояния вещества от температуры и давления. Кристаллы: процессы роста, дефекты и дислокации.
Электростатические явления (4 ч)
Электрический заряд, закон сохранения электрического заряда. Плотность электрического заряда. Напряженность заряженной сферы, плоскости. Диаграммы напряженности различных заряженных тел и их систем. Соединения конденсаторов. Расчет различных соединений конденсаторов. Энергия электростатического поля.
Повторение (1 ч)
2 полугодие (36 ч, 2 ч в неделю)
Законы постоянного электрического тока (8 ч)
Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет параметров цепи, имеющей смешанное соединение (источников и нагрузки). Тепловое действие тока. Работа и мощность электрического тока. КПД электрической сети. Расчет параметров цепи, содержащей генераторы или электродвигатели. Законы электролиза.
Электромагнетизм (6 ч)
Движение частицы в магнитном поле. Проводник с током в магнитном поле. Закон электромагнитной индукции. Магнитный поток. Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС индукции проводника, движущегося в магнитном поле.
Электромагнитные колебания и волны (5 ч)
Электромагнитные колебания. Расчет параметров колебательного контура. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Резонанс в электрических цепях. Электромагнитные волны. Расчет параметров волны. Трансформация электрической энергии. Расчет параметров трансформатора.
Оптика (7 ч)
Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы. Расчет параметров линзы и изображения. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призме. Расчет параметров призмы. Волновая оптика. Интерференция и дифракция света. Расчет параметров дифракционной решетки.
Квантовая и атомная физика (6 ч)
Законы излучения абсолютно черного тела. Фотон, его характеристики. Кванты и атомы. Оптические квантовые генераторы. Квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна. Квантовые постулаты Бора. Состав атомного ядра. Энергия связи. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
Резервное время. Повторение (4 ч)
Календарно-тематическое планирование 1 полугодие | |||
Наименование раздела | Тема занятия | № занятия | Задание |
«Кинематика» - 5 часов
| Вводный инструктаж по охране труда в кабинете физики. Вводное занятие. | 1 | Составить таблицу физических величин |
Уравнение траектории движения на плоскости. | 2 | Марон С/Р № 1 вариант 3,4 | |
Равнопеременное движение и его графическое представление. | 3 | Марон С/Р № 2,3 вариант 3,4 | |
Вращательное движение твердого тела. Тангенциальное, нормальное и полное ускорения. Угловая скорость и угловое ускорение. | 4 | Марон С/Р № 4 вариант 3,4 | |
Решение комбинированных задач по теме : «Кинематика». | 5 | А.Е. Марон К/Р №1 вариант 3,4 | |
«Основы динамики» - 6 часов
| Динамика прямолинейного движения по наклонной плоскости. | 6 | Задачи-рисунки в тетради |
Динамика прямолинейного движения связанных тел. | 7 | А.Е. Марон С/Р № 7 вариант 3,4 | |
Динамика вращательного движения. | 8 | А.Е. Марон Т/С № 12 вариант 2 | |
Движение тела в поле силы тяжести. Баллистическое движение. | 9 | А.Е. Марон К/Р № 2 вариант 3,4 | |
Движение планет и искусственных спутников. | 10 | А.Е. Марон К/Р № 3 вариант 3,4 | |
Решение комбинированных задач по теме: "Основы динамики". | 11 | Марон К/Р № 5 вариант 3,4 | |
«Законы сохранения» - 6 часов
| Реактивное движение. Изменение импульса. | 12 | Марон С/Р № 8 вариант 1,2 |
Закон сохранения импульса в механике. | 13 | Марон С/Р № 8 вариант 3,4 | |
Закон сохранения и превращения энергии в механике. | 14 | Марон С/Р № 9,10 вариант 1,2 | |
Применение законов сохранения к абсолютно упругим столкновениям. | 15 | Марон С/Р № 11 вариант 1,2 | |
Применение законов сохранения к неупругим столкновениям. | 16 | Марон Т/С № 11 вариант 1,2 | |
Решение комбинированных задач по теме : «Законы сохранения». | 17 | Марон К/Р № 7 варианты 3,4 | |
«Динамика периодического движения» - 3 часа | Гармонические колебания | 18 | А.Е. Марон Т/С № 13 вариант 1 |
Математический и пружинный маятники. | 19 | Марон Т/С № 13 вариант 2 | |
Решение комбинированных задач по теме : «Динамика периодического движения». | 20 | Марон С/Р № 13 вариант 4,5 | |
«Элементы теории относительности» - 3 часа
| Инварианты и изменяющиеся величины | 21 | Марон Т/С № 14 вариант 1 |
Относительность длины, массы, времени, скорости. | 22 | Марон Т/С № 14 вариант 2 | |
Примеры решения задач по теме: «Элементы теории относительности». | 23 | Марон С/Р № 11 вариант 3,4,5 | |
«Основы МКТ вещества. Реальный газ. Кристаллы» - 4 часа
| Температура, способы ее измерения. Различные температурные шкалы. | 24 | Марон С/Р № 16 вариант 3,4,5 |
Средняя длина свободного пробега. Сжижение газов, облака и осадки | 25 | Марон С/Р № 21 вариант 3,4,5 | |
Зависимость агрегатного состояния вещества от температуры и давления. Кристаллы: процессы роста, дефекты и дислокации. | 26 | Марон Т/С № 20 вариант 2 | |
Решение комбинированных задач по теме: " Основы МКТ. Термодинамика". | 27 | Марон К/Р №10 вариант 3,4 | |
«Электростатические явления» - 4 часа
| Плотность электрического заряда. Напряженность заряженной сферы, плоскости. | 28 | Марон Т/С № 26 вариант 2 |
Соединения конденсаторов и их расчет. | 29 | Марон Т/С № 29 вариант 1 | |
Энергия электростатического поля. | 30 | Марон Т/С №29 вариант 2 | |
Решение комбинированных задач по теме : «Электростатические явления». | 31 | Марон К/Р № 12 вариант 3,4 | |
«Резервное время. Повторение» - 1 час
| Повторение основных вопросов механики, молекулярной физики и электростатики. | 32 | Тест № 1,2,6,7,8 тренировочный |
Календарно-тематическое планирование 2 полугодие | ||||
Наименование раздела | Тема занятия | № занятия | Задание | |
«Законы постоянного электрического тока» - 8 часов
| Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. | 33 | А.Е. Марон Т/С №1,2,3,4 вариант 2 | |
Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет параметров, имеющей смешанное соединение (источников и нагрузки). | 34 | А.Е. Марон Т/С № 5 вариант 2 | ||
Измерение силы тока и напряжения. | 35 | А.Е. Марон Т/С № 6 вариант 2 | ||
Тепловое действие тока. Работа и мощность электрического тока. | 36 | А.Е. Марон С/Р № 6 вариант 3,4 | ||
КПД электрической цепи. | 37 | А.Е. Марон С/Р № 4 вариант 3,4,5 | ||
Расчет параметров цепи, содержащей генераторы или электродвигатели. | 38 | А.Е. Марон С/Р № 7 вариант 1,2 | ||
Закон электролиза. | 39 | А.Е. Марон Т/С №8 вариант 2 | ||
Решение комбинированных задач по теме: «Законы постоянного электрического тока». | 40 | А.Е. Марон К/Р № 1,2 вариант 4 | ||
«Электромагнетизм» - 6 часов
| Движение частиц в магнитном поле. Проводник с током в магнитном поле. | 41 | А.Е. Марон Т/С № 9,10 вариант 2 | |
Закон электромагнитной индукции. Магнитный поток. | 42 | А.Е. Марон Т/С № 13 вариант 2 | ||
Самоиндукция. Индуктивность. | 43 | тест № 10 тренировочный | ||
Магнитный поток. Энергия магнитного поля. | 44 | А.Е. Марон С/Р № 11 вариант 3,4 | ||
ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. | 45 | А.Е. Марон С/Р № 12 вариант 3,4 | ||
Решение комбинированных задач по теме: «Электромагнетизм». | 46 | А.Е. Марон К/Р № 3,4 вариант 4 | ||
«Электромагнитные колебания и волны» - 5 часов
| Электромагнитные колебания. Расчет параметров колебательного контура. | 47 | А.Е. Марон С/Р № 14 вариант 2 | |
Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Резонанс в электрических цепях. | 48 | А.Е. Марон Т/С № 15 вариант 2 | ||
Электромагнитные волны. Расчет параметров волны. | 49 | А.Е. Марон Т/С № 18 вариант 2 | ||
Трансформация электрической энергии. Расчет параметров трансформатора. | 50 | А.Е. Марон Т/С № 14 вариант 2 | ||
Решение комбинированных задач по теме: «Электромагнитные колебания и волны». | 51 | А.Е. Марон К/Р № 6 вариант 4 | ||
«Оптика» - 7 часов
| Тонкая линза. Нахождение объекта по ходу лучей. | 52 | А.Е. Марон Т/С № 21 вариант 2 | |
Формула тонкой линзы. Расчет параметров линзы и изображения. | 53 | А.Е. Марон С/Р № 18 вариант 3,4,5 | ||
Полное внутреннее отражение. | 54 | задачи-рисунки | ||
Ход лучей в призме. Расчет параметров призмы. | 55 | задачи-рисунки | ||
Волновая оптика. Интерференция и дифракция света. | 56 | А.Е. Марон Т/С № 23,24 вариант 2 | ||
Расчет параметров дифракционной решетки. | 57 | А.Е. Марон С/Р № 21 вариант 4,5 | ||
Решение комбинированных задач по теме : «Оптика». | 58 | А.Е. Марон К/Р № 7,8 вариант 4 | ||
«Квантовая и атомная физика» - 6 часов
| Законы изучения абсолютно черного тела. | 59 | Конспект | |
Фотон и его характеристики. Кванты и атомы. Оптические квантовые генераторы. | 60 | А.Е. Марон Т/С № 25 вариант 2 | ||
Квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна. Квантовые постулаты Бора. | 61 | А.Е. Марон С/Р № 22 вариант 4,5 | ||
Состав атомного ядра. Энергия связи. | 62 | А.Е. Марон Т/С № 27 вариант 2 | ||
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. | 63 | А.Е. Марон С/Р № 25 вариант 2 | ||
Решение комбинированных задач по теме: «Квантовая и атомная физика». | 64 | А.Е. Марон К/Р № 9,10 вариант 4 | ||
«Резервное время. Повторение» - 4 часа | Повторение основных вопросов электродинамики. | 65 | Тест № 1,2 тренировочный | |
Единая научная картина мира. | 66 | Тест № 1,2 тренировочный | ||
Итоговое тестирование. | 67 | Итоговый тест | ||
Итоговое тестирование. | 68 | Итоговый тест | ||
4. Планируемые результаты
- Требования к планируемым результатам освоения программы
Планируемые результаты освоения программы направлены на развитие универсальных учебных действий, учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся, навыков работы с информацией.
В результате изучения программы «Физика в задачах» выпускник научится:
- устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять физические модели для их описания;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, исследовательских задач, критически ее оценивая;
- использовать для описания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учётом границы их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе межпредметного характера) используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач.
Выпускник при изучении программы «Физика в задачах» получит возможность научиться:
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи как с опорой на известные физические законы, закономерности и модели, так и с опорой на тексты с избыточной информацией;
- объяснять границы применимости изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний.
5. Форма аттестации и оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации программы: текущий, промежуточный и итоговый.
На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы через: вопросы к обучающимся, наблюдения за их деятельностью, отслеживает решение и ответы к задачам. Обучающиеся участвуют в интеллектуальных и творческих мероприятиях очного и заочного формата.
Вводный контроль | Начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением воспитанниками техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением. |
Текущий контроль | Текущий контроль(в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения обучающимися практических заданий, решения задач, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания. |
Итоговый контроль | Итоговый контроль (декабрь, май) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся (тестов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений. |
Форма контроля
Проверка теоретических знаний | Тестирование, устный контроль, работа со справочным материалом. |
Проверка практической подготовки | Наблюдение за решением задач, письменное оформление результатов проделанной работы, проверка тестовых работ. |
- Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии, основной целью которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания. Элементы здоровьесберегающих технологий, используемые на занятиях: чередование видов деятельности; благоприятная дружеская обстановка на занятии; дозировка заданий; индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Личностно – ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня подготовленности учащихся. Для каждого учащегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальную подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Учащимся предлагаются задания различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
3. Технология проблемного обучения – повышение качества обучения, развитие детей с творческим потенциалом, подготовка к ЕГЭ.
4. Информационно-коммуникационные технологии – демонстрация презентаций и видеороликов для улучшения мотивации к занятиям.
Формы организации учебных занятий:
- теоретические (лекция, беседа)
- практические (практикум по решению задач, самостоятельная работа, контрольная работа, тест).
- Организационно-педагогические условия реализации Программы
7.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных недель и (или) количество учебных дней | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
02.09.2024 – 30.05.2025 | 34 недели и 238 дней | 27.10 – 04.11.2024 | с 23.12 - 27.12.2024 с 26.05 - 30.05.2025 |
30.12 – 08.01.2025 | |||
22.03 – 30.03.2025 |
7.2. Материально-технические условия реализации программы
Учебный кабинет на базе 213 кабинета МАОУ «Средняя общеобразовательная школа-сад №10».
Для реализации курса требуются следующие средства обучения: стандартный набор физического оборудования для проведения демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета физики, сборники задач (см. литературу), а также разнообразный дидактический материал.
Средства обучения:
№ п/п | Средства обучения (учебно-материальные) | Количество штук на 1 группу | % использования |
Сборники задач | 15 | 100 | |
Дидактический материал | 15 | 100 | |
Таблицы, плакаты, схемы | 1 комплект на группу | По мере необходимости | |
Аудиовизуальные пособия, мультимедийные средства, ТСО | 1 комплект на группу | По мере необходимости | |
Книги и другие печатные пособия | 15 | По мере необходимости | |
Физическое оборудование | 1 комплект на группу | По мере необходимости | |
Комплекты «Цифровая лаборатория» | 1 комплект на группу | По мере необходимости |
7.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Место реализации программы:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-сад №10»
Адрес: 628481 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Когалым, ул. Северная дом 1.
Кадровые условия: программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование по профилю профессиональной деятельности.
8. Список литературы
Литература для педагога:
- Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983 г.
- Л.А.Горлова. Олимпиады по физике. 9-11 классы. М.: ВАКО, 2007 г.
- Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Тесты по физике. Для классов физико-математического профиля. – М.: Верблум, 2003 г.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012 г.
- Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987 г.
- А.Е.Марон, Е.А.Марон. Контрольные работы по физике 10-11 классы. М.: Просвещение, 2007г.
- Марон А.Е., Е.А. Марон. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 10 класс. М. Просвещение, 2007.
- Марон А.Е., Е.А. Марон. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 11 класс. М. Просвещение, 2007.
- Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика 10,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004.
- Библиотека – всё по предмету «Физика». http://www.proshkolu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
- Цифровые образовательные ресурсы. http://www.openclass.ru
- Электронные учебники по физике. http://www.fizika.ru
- Открытый банк заданий ЕГЭ по физике https://ege.fipi.ru/bank/
Литература для учащихся:
- В.И.Лукашик, Е.В.Лукашик. Сборник школьных олимпиадных задач по физике. 7-11.М.: Просвещение. 2014 г.
- Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002 г.
- Физика. Задачник 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений. /А.П. Рымкевич. М.: Дрофа, 2013 г.
- Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ разных лет изданий.
Предварительный просмотр:
Аннотация
к дополнительной общеразвивающей программе
«Физика в задачах»
Статус программы: базовый уровень.
Направленность программы: естественнонаучная
Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний; совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач; применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 16 – 18 лет (обучающиеся 10-11 классов). Количество человек в группе – 15 человек.
Срок реализации программы: учебных недель – 34, месяцев – 9.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия в объединении - 40 минут, перерыв – 10 минут.
Форма занятий: групповая.
Краткое содержание программы: решение разнообразных задач разного уровня по всем темам школьного курса из разделов «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика».
Планируемые (ожидаемые) результаты
В результате изучения программы «Физика в задачах» выпускник научится:
- устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять физические модели для их описания;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, исследовательских задач, критически ее оценивая;
- использовать для описания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учётом границы их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе межпредметного характера) используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по дополнительному образованию детей
(платные образовательные услуги)
«Методы решения физических задач»
9 класс
Пояснительная записка
Программа курса «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы решения физических задач». Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А.Орлов, Ю.А.Сауров «Практика решения физических задач». Курс рассчитан на 1 год обучения – 9 класс. Количество часов в год: 40 часов. Количество часов в неделю:2 часа.
Курс рассчитан на учащихся 9 классов, опирается на знания, полученные при изучении курса физики на базовом уровне,и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики, более глубокое понимание и осмысление учениками способов и методов решения задач.
Основные цели курса:
- углублениеи расширение содержания курса физики базового уровня путем решения задач повышенного и высокого уровня сложности;
- обеспечение дополнительной поддержки учащихся для сдачи ОГЭ по физике;
- развитие интереса к физике и решению физических задач;
- совершенствование полученных в базовом курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Программа курса согласована с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и содержанием основной образовательной программы основного общего образования, ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. Особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа.
Содержание курса «Методы решения физических задач» не дублирует содержание учебного предмета «Физика», а рассматривает вопросы, предусмотренные для более углубленного изучения.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к основному государственному экзамену. Особое внимание уделяется задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами обращается внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачипо содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся. Прежде всего используются задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях −школьные задачники. При этом подбираются задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д.
Содержание курса «Методы решения физических задач»
Физическая задача. Классификация задач
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Кинематика, динамика и статика
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Законы сохранения
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике Всероссийской олимпиады школьников.
Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Основы термодинамики
Задачи на составление уравнения теплового баланса.
Электростатика
Расчёт электростатических полей и их действия на заряды.
Постоянный электрический ток
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Оптика
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
Квантовая физика
Квантовая оптика, физика атома, атомного ядра и элементарных частиц.
Общие методы и приёмы решения физических задач
Наиболее общие методы решения физических задач. Нестандартные методы решения задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
В результате изучения курса «Методы решения физических задач» обучающийся научится:
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать для решения задач физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для решения задач физические законы с учетом границ их применимости.
В результате изучения курса «Методы решения физических задач» обучающийся получит возможность научиться:
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи различных методов оценки;
- обобщать, систематизировать, совершенствовать пройденный теоретический материал основного курса физики, приемы решения задач с учетом своих будущих профессиональных интересов и подготовки к государственной итоговой аттестации.
Личностные результаты
Личностными результатамиизучения курса «Методы решения физических задач» являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатамиизучения курса «Методы решения физических задач» являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Учебное пособие − Практика решения физических задач: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. − М.:Вентана-Граф, 2015. − 272 с.: ил.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Инструментарий | |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАДАЧАХ (8 ч) | ||||
Физические задачи и их классификация (4 ч) | ||||
Структура школьной физической задачи. | 1 | Учебное пособие:§ 1.1 с. 6-8. | ||
Виды физических задач. | 1 | Учебное пособие:§ 1.2 с. 9-16. | ||
Экспериментальные задачи. | 1 | Учебное пособие:§ 1.3 с. 16-20. | ||
Задачи с мировоззренческим содержанием. Задачи-оценки. | 1 | Учебное пособие:§ 1.4 с. 20-23, § 1.5 с. 23-26. | ||
Как научиться решать физические задачи? (4 ч) | ||||
Общие советы по решению физических задач. | 1 | Учебное пособие:§ 2.1 с. 26-28. | ||
Анализ условия задачи и выбор физической модели. | 1 | Учебное пособие:§ 2.2 с. 28-30. | ||
Решение задачи и оформление решения. | 1 | Учебное пособие:§ 2.3 с. 31-36. | ||
Составление задач − один из способов научиться их решать. | 1 | Учебное пособие:§ 2.4 с. 37-40. | ||
МЕХАНИКА (8 ч) | ||||
Кинематика материальной точки (2 ч) | ||||
Комбинированные задачи по кинематике материальной точки. | 1 | Учебное пособие:§ 3.1 с. 41-45. | ||
Комбинированные задачи по кинематике материальной точки. | 1 | Учебное пособие:§ 3.1 с. 41-45. | ||
Динамика материальной точки (2 ч) | ||||
Динамика материальной точки. | 1 | Учебное пособие:§ 4.1 с. 45-53. | ||
Динамика материальной точки. | 1 | Учебное пособие:§ 4.1 с. 45-53. | ||
Законы сохранения (2 ч) | ||||
Динамика системы материальных точек. | 1 | Учебное пособие:§ 5.1 с. 54-61. | ||
Динамика системы материальных точек. | 1 | Учебное пособие:§ 5.1 с. 54-61. | ||
Статика твёрдого тела (1 ч) | ||||
Задачи на равновесие твердого тела. | 1 | Учебное пособие:§ 6.1 с. 63-67. | ||
Нестандартные задачи по механике (1 ч) | ||||
Нестандартные задачи по механике. | 1 | Учебное пособие:с. 67-72. | ||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (2 ч) | ||||
Задачи на свойства твёрдого тела. | 1 | Учебное пособие:§ 7.3 с. 79-81. | ||
Задачи на составление уравнения теплового баланса. | 1 | Учебное пособие:§ 8.3 с. 91-95. | ||
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (12 ч) | ||||
Электростатика (2 ч) | ||||
Расчёт электростатических полей и их действия на заряды. | 1 | Учебное пособие:§ 10.1 с. 107-117. | ||
Расчёт электростатических полей и их действия на заряды. | 1 | Учебное пособие:§ 10.1 с. 107-117. | ||
Постоянный электрический ток (8 ч) | ||||
Методы расчёта сопротивления электрических цепей. | 1 | Учебное пособие:§ 11.1 с. 118-121. | ||
Методы расчёта сопротивления электрических цепей. | 1 | Учебное пособие:§ 11.1 с. 118-121. | ||
Задачи на использование законов постоянного электрического тока. | 1 | Учебное пособие:§ 11.2 с. 122-126. | ||
Задачи на использование законов постоянного электрического тока. | 1 | Учебное пособие:§ 11.2 с. 122-126. | ||
Правила Кирхгофа при решении задач. | 1 | Учебное пособие:§ 11.3 с. 127-129. | ||
Правила Кирхгофа при решении задач. | 1 | Учебное пособие:§ 11.3 с. 127-129. | ||
Энергетическое описание явлений в цепях постоянного тока. | 1 | Учебное пособие:§ 11.4 с. 129-132. | ||
Энергетическое описание явлений в цепях постоянного тока. | 1 | Учебное пособие:§ 11.4 с. 129-132. | ||
Оптика (2 ч) | ||||
Задачи по геометрической оптике. | 1 | Учебное пособие:§ 14.1 с. 149-154. | ||
Задачи по геометрической оптике. | 1 | Учебное пособие:§ 14.1 с. 149-154. | ||
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (8 ч) | ||||
Задачи по квантовой оптике. | 1 | Учебное пособие:§ 15.1 с. 166-174. | ||
Задачи по квантовой оптике. | 1 | Учебное пособие:§ 15.1 с. 166-174. | ||
Задачи по физике атома. | 1 | Учебное пособие:§ 15.2 с. 175-182. | ||
Задачи по физике атома. | 1 | Учебное пособие:§ 15.2 с. 175-182. | ||
Задачи по физике ядра. | 1 | Учебное пособие:§ 15.3 с. 182-189. | ||
Задачи по физике ядра. | 1 | Учебное пособие:§ 15.3 с. 182-189. | ||
Описание движения и взаимодействия элементарных частиц. | 1 | Учебное пособие:§ 15.4 с. 189-191. | ||
Описание движения и взаимодействия элементарных частиц. | 1 | Учебное пособие:§ 15.4 с. 189-191. | ||
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (2 ч) | ||||
Наиболее общие методы решения физических задач. | 1 | Учебное пособие:§ 16.1, 16.3 с. 192-212. | ||
Нестандартные методы решения задач. | 1 | Учебное пособие:§ 17.1, 17.2 с. 217-233. | ||
Предварительный просмотр:
Курс по выбору
по физике в 9-м классе по теме: "Физика ХХ века"
(17 часов)
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека. Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, которые позволяют выпускнику самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, а именно: развитие способностей ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных и культурных явлениях, включая мир духовных ценностей; способности брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений; потребности в самообразовании и достижении успехов в личной и общественной жизни.
При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Курс по выбору следует считать предметно-ориентированным.
На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого отбора информации и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных факторов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основании теории. Отсюда вытекают требования к умениям учащихся: применять основные исходные положения науки, для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов, установок; решать нестандартные задачи и практическое применение законов физики.
Цель курса: расширить представление учащихся о проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений современной физики.
Задачи курса:
- Показать роль человека в изучении природы.
- Развить навыки работы учащихся с дополнительной литературой, владения устной и письменной речью.
- Совершенствовать навыки решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием.
- Привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое, настоящее и будущее российской физической науки.
- Развить способности учащихся к исследовательской деятельности.
- Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к физической деятельности, работе в парах, группах.
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по физике. Он расширяет базовый курс, является предметно-ориентированным и даёт учащимся возможность познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
Административная проверка усвоения материала курса «Физика XX века» не предполагается, соответствующий материал не будет включаться в административные контрольные работы и выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен материал, а также этап взаимопроверки и оценивания работ учащимися класса по согласованию с классом. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения курса. Формой контроля может стать презентация данного материала учащимися, защита собственного проекта по темам данного курса.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата |
1 | Физика в современном мире. | Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики. | 1 ч | Лекция | |
2-3 | Нобелевские премии по физике. | Из истории Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. Российские лауреаты Нобелевских премий по физике. Роль и значение Нобелевских премий. | 2 ч | Семинар | |
4-7 | Физика и смежные дисциплины. | Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой. | 4 ч | Семинар | |
8-10 | Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики. | Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ. | 3 ч | Лекция, практическое занятие | |
11 | Достижения и перспективы современной космонавтики. | Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека. | 1 ч | Семинар | |
12-14 | Физика и военная техника. Физика в задачах военно-исторических событий. | Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники. | 3 ч | Лекция, семинар, практическое занятие | |
15-17 | Решение нестандартных задач. | Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием. | 3 ч | Практическое занятие |
Задания для самостоятельной работы учащихся
- Работа с рекомендуемой литературой.
- Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией (по выбору учащихся).
- Самостоятельная работа по составлению задач и последующим их решением, выбор оптимального варианта решения задач.
- Составление проектов по предложенным темам.
- Составление компьютерных презентаций.
- Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.
- Самостоятельный анализ и оценка своей деятельности.
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература для учащихся:
- И.М. Гельфгей, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик « 1001 задача по физике», М. «Наука»,1996г.
- Н.И. Гольдфарб «Задачи по физике», «Дрофа», 1996 г.
- И.П. Гурский «Элементарная физика с примерами решения задач» М. «Просвещение», 1984г.
- С.М. Козел «Сборник задач по физике» М. «Наука»,1990г.
- Мусский С.А. «Сто великих чудес техники». М. «Вече», 2003г.
- Г.Я. Мякишев «Физика. Механика, учебник для углубленного изучения физики» «Дрофа», 2002 г.
- Д.К. Самин «Сто великих ученых». М. «Педагогика», 2002 г.
- «Сто великих нобелевских лауреатов». М. «Вече», 2003г.
- Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. «Физика – 9», М. «Просвещение»,1991г.
- Энциклопедический словарь юного физика. М. Педагогика, 2002 г.
Литература для учителя:
- Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров «Экспериментальные задачи по физике», М. Просвещение, 1998г
- Г.Я. Воронков «Электричество в мире химии». М. Знание, 1987 г.
- В.А. Ильин «История физики». М. «АСАDEMIA», 2003 г.
- И.С. Кудрявцев «История физики», т 1-3, Просвещение, 1956-1971 г.г.
- А.Н. Майоров «Физика для любознательных или о чем не узнаешь на уроке». Ярославль, «Академия развития», 1999 г.
- В.П. Синичкин «Внеклассная работа по физике». Саратов, «Лицей», 2002 г.
- К.Э. Суори «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», перевод с английского в 2-х томах, 1987г.
- «Перекрестки физики, химии и биологии» М. «Просвещение», 1995г.
© 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября»
Эл.почта: festival@1september.ru
