обобщение опыта

Макарова Юлия Александровна

Предварительный просмотр:

«Музыка рождается из тишины»

Практикум для педагогов

Цель: познакомить с системой элементарного музицирования Карла Орфа и с основными принципами работы с музыкальными инструментами в методике коллективного музицирования.

Задачи: познакомить педагогов с классификацией детских музыкальных инструментов, провести практическую работу по развитию импровизационных вокальных, пластических и  инструментальных способностей.

План

Вступительное слово

Представление музыкальных инструментов (шумовые и музыкальные, тоновые и хроматические, деревянные, духовые и металлические, народные и «инструменты Карла Орфа»). Способы игры на инструментах.

Практическая часть 

  1. «Я на инструменте весело играю». Придумывание названия инструмента  и способа игры на нем. Исполнение по принципу «Соло - тутти». Развитие творческого начала, импровизационных способностей, индивидуальных качеств личности.
  2. «Дождик - капельки» разучивание партитуры с ручными знаками, выбор инструментов, игра на инструментах с подтекстовкой, игра под музыкальную фонограмму. Развитие навыков игры в ансамбле, исполнения своей партии, развитие координации, музыкальности, образного мышления, эмоциональности, умения работать в коллективе, слышать себя и соподчинять свои действия общему звучанию.
  3. Музыка и движение. Разучивание движений для французского хороводного танца, исполнение. Развитие координации, ориентировки в пространстве, мышечной памяти, выразительности и пластики движений, получение удовольствия и радости от коллективной музыкальной деятельности.

Подготовила и провела

 музыкальный руководитель Макарова Ю.А.



Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста

посредством музыкально-дидактических игр.

Практикум для педагогов.

План:

Теоретическая часть

  1. Вступительное слово
  2. Обзор музыкально – дидактических игр и пособий
  3. Актуальные вопросы применения дидактических игр в условиях реализации ФГОС.

Практическая часть

  1. Игра «Лесенка» (развитие звуковысотного слуха)
  2. Песенка жуков и пчелок (графическая модель)
  3. Игра «Немы» (развитие памяти)
  4. Игра «Колпачки» (развитие музыкального восприятия)
  5.  «Птички в домиках» (подвижная, развитие чувства музыкальной формы, ориентация в пространстве)
  6. «Кукушка в глубине леса»

Заключительная часть

  1. Какие игры наиболее необходимы и полезны для ваших воспитанников?

Общие музыкальные способности ребенка - дошкольника – это прежде всего, способность переживать музыку, создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (игровой, изобразительной, литературной).

Но  существуют и специальные музыкальные способности, которые способствуют успешной музыкальной деятельности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух. У некоторых детей уже на первом году жизни они проявляются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, и это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других - позже. Определённую сложность представляет развитие музыкально - слуховых представлений – (воспроизведение и точное интонирование мелодии, подбор по слуху на музыкальном инструменте). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно  богатые  музыкальные  впечатления.

Любые способности формируются на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических способностей человеческого организма. Задатки к музыкальной деятельности есть у всех! У нас одинаково устроен слуховой и голосовой аппарат, каждый человек способен ощущать ритм – ведь сердце у людей стучит в определенном ритме. А вот разовьются ли эти задатки в музыкальные способности – это уже зависит от того, были ли созданы для этого определенные условия. Вспомним гениального Моцарта – уже в три года он начал играть на клавесине, в четыре на скрипке, а в шесть покорил своей игрой Вену, Лондон и Париж. Были ли у него задатки к музыке? Безусловно, были такие же как и у нас с вами. Только жил он, в отличии от нас, в окружении музыки.

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей;

   Музыкально – дидактические игры можно подразделить на несколько групп:

По форме: коллективные, групповые, индивидуальные.

По основной деятельности: подвижные, интеллектуальные,

По средствам: игры с применением дидактических средств, игры с дидактическими пособиями, хороводные.

По направленности воздействия: развивающие музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма,  музыкальной формы, способствующие восприятию музыки

Возраст детей

Игры, развивающие музыкальный слух

Игры, развивающие чувство ритма

Игры, способствующие восприятию музыки

Игры для развития музыкальной памяти

Мл. и ср. дошк. возраст

«Музыкальная лесенка»

«Озорное эхо» «Где мои детки?» «У бабушки Нюры» «Курица и цыплята» «Кто в домике живет?»

«Песенка про имя» «Кто твой дружок?» «Прогулка» «Долгий-короткий» «Шаг и бег» «Игры с ладошками с палочками»

«Воротики» «Круг и кружочек» «Заводные игрушки»

«Сколько птичек поет?» «Что делают в домике?»

Старший дошк. возраст

«Нарисуй мелодию» «Птичий концерт» «Колобок» «На чем играю?» «Три поросенка»

«Прогулка в парке» «Шаловливые сосульки» «Зимние узоры» «Ритмический оркестр» «У Белочки день рождение» «Игры с ладошками с палочками» «Находим ритм в стихах и музыке»

«Слушаем внимательно» «Верные друзья» «Змейка» «Забавная игра»

«Волшебный волчок» «Какая музыка» «Сколько нас поет?» «Сломанный телефон»

 

Таким образом, задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности.



Предварительный просмотр:

Моделирование элементов музыкальной речи в исполнительской деятельности дошкольников

Семинар – практикум для музыкальных руководителей.

Приготовила и провела Макарова Юлия Александровна,

 музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР-детский сад «Малыш»

1 шаг – презентация опыта

2 шаг – имитационная игра

3 шаг – практика

4 часть – рефлексия

Актуальность

Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь  отвечать актуальным запросам и реальным потребностям общества все чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особую ценность и интерес. Одной из таких форм является элементарное музицирование

Методологическая основа

Методологической основой этого вида муз. деятельности является концепция К. Офа, опыт Т. Тютюнниковой, идеи Ж. Далькроза, исследования Л. Петерсона, А. Леонтьева о творческом и деятельном обучении.

Цель: помочь детям войти в мир музыки, пережить ее эмоционально как радость и удовольствие, способствовать практическому усвоению знаний в игровой практике. Удовлетворение потребности в эмоциональном и двигательном самовывражении.

Задачи: эффективное развитие метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, рече-двигательной координации, социально – коммуникативных качеств, эмоциональности, воспитание интереса и любви к музыке.

 Основные этапы работы

Учебное музицирование

Творческое музицирование

Концертное музицирование

Обучение простейшим элементам музыкального языка. Формирование устойчивых слуховых представлений, чувства ритма и звуковысотного слуха

Импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение комбинировать, экспериментировать, фантазировать.

Исполнение специально подобранных и аранжированных произведений. Умение превращать импровизационные формы в законченные пьесы.

Структура деятельности

  1. Знакомство с музыкальным материалом
  2. Анализ  ритмической партитуры, образного содержания, динамики.
  3. Исполнение с помощью озвучивания, звучащих жестов,  или элементарных движений
  4. Презентация инструментов
  5. Исполнение по группам инструментов
  6. Исполнение основной партитуры.
  7. Формирование навыков исполнительской культуры
  8. Танец, музыкальная игра, творческое задание.

Возрастные особенности

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Одно-двухчастный произведения, два образа, два вида звукоизвлечения, контрастная динамика

Игра по группам инструментов, устойчивое исполнение ритмической пульсации, 3х частные музыкальные формы, отделение ритма от слова, звукоподражание.

Ритмические рисунки, трехдольные размеры, поиск средств выразительности, ритмическое «эхо», импровизация

Имитационная игра

1

Коммуникативный хоровод.

Разучивание движений. Главное – действие в едином ритме.

Индо Эу. фонограмма

2

Работа в младших группах

Прослушивание

Действие с игрушкой (хлопаем - фонарики)

Презентация инструментов (погремушка)

Виды звукоизвлечения (стучим - звеним)

Исполнение в оркестре

Танец

Нар. Песня «Ах вы сени» Приложение.

Средний возраст

Отработка всех этапов на примере «Колокольчики» муз. В. Моцарта. Две группы инструментов (колокольчики – треугольник.)

Коммуникативные  игры

Отрывок из оперы «Волшебная флейта», приложение.

Мексиканский вальс. Ф.-ма

Старший возраст

Работа с текстами (песни, озвучивание)

«Лесная песенка» (треугольник, клавесы)

«дождик-капельки» (трубочки, бубенцы)

Ритмическое эхо

«Лесная песенка»

«Raindrops», ф.-ма

Подгот.

Ритмические упражнения в пространстве зала (хлопаем – бегаем) самостоятельный выбор инструментов. Моделирование музыкальных игр на основе партитуры. Введение звуковысотных инструментов (металлофон, ксилофон). Трехчастная музыкальная форма.

Работа с графическими моделями.

Запись  ритмического диктанта по системе Ж. Далькроза., оркестровка  в опоре на ритмический рисунок, введение понятий длительности.

Отрывок из балета «Лебединное озеро». Приложение

А. Селиванов «Шуточка», приложение.

Практика.

На музыкальном материале пьесы С Майкапара «В садике» придумать собственные модели

а) звучащие жесты

б) шумовой оркестр

Рефлексия.

Разучивание и исполнение «Танец с хлопками»



Предварительный просмотр:

Ритм – основа моделирования элементов музыкальной речи в

музыкальной деятельности дошкольников.

1- й шаг

Коллективное музицирование – одна из эффективных форм развития музыкальности у детей дошкольного возраста. Через исполнительскую деятельность развиваются музыкальные способности, воспитываются нравственные качества личности, формируется особое, глубоко прочувствованное отношение к музыкальному образу и к музыкальному искусству в целом.

Дети всегда с большим желанием играют в оркестре. Нет ни одного ребенка, кто бы отказался взять в руки музыкальный инструмент. А что из этого получится – шум, звуковой мусор или организованное действие, наделенное образом, ритмом, динамикой, тембрами – все зависит от педагога.

Чем же руководствоваться музыкальному руководителю при работе с детским оркестром? Можно использовать готовые варианты аранжировки музыкальных произведений, но не всегда они удобны по разным причинам: не тот уровень сложности, не тот состав инструментов, не тот образ и т. д.

В своей практике у меня сложилась своя система оркестровки музыкальных произведений, с которой я хочу поделиться.

Главной отправной точкой для создания партитуры является сама музыка, а точнее элементы музыкальной речи, которыми насыщена музыка. Давайте перечислим средства музыкальной выразительности: темп, ритм, динамика, тембр, лад, регистр, штрихи, структура (мотив – фраза - предложение), интонация. Обратите внимание, что эти же средства являются выразительными и для речи. Поэтому ребенку обычно не составляет труда анализировать музыкальный материал. Главное – настроить внимание ребенка при прослушивании музыки  на активный мыслительный процесс.

В первую очередь дети младшего возраста обращают внимание на темп. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится музыкальный материал: дети начинают слышать динамику (тихо или громко), регистры (верхний или низкий), лад (веселая или грустная музыка), тембр (какой инструмент), штрихи (плавное движение мелодии или отрывистое), начинают выделять ритмические рисунки. Но детям мало только лишь слушать музыку и говорить о ней. Все музыкальные особенности детям нужно пропустить через себя, ощутить физически, тактильно: пройти, прохлопать, проиграть, и т.д. Такое внимательное отношение к музыке формируется на занятиях через музыкальные игры, ритмические движения, дидактические игры и пособия

2 й шаг. Существует несколько путей оркестровки произведения.

  1. Наглядность (использование картинок или видеоматериала с изображением инструментов)
  2. Использование текста песен
  3. Звукоизобразительность
  4. Опора на образ
  5. Копирование ритма.

Но мне сегодня хочется более подробно остановится на самом трудном пути, взяв за основу метод ритмического развития Эмиля Жака Далькроза.

Что же такое ритмика? Можно столкнуться с разной трактовкой понятия «Ритмика». Это:

  • Ритмические движения с музыкальным сопровождением
  • Практические занятия, которые напоминают уроки танцев
  • Занятия по развитию у детей способности  к выражению эмоционального восприятия музыки
  • Раздел теории музыки, связанный с ритмом

В своей работе «Ритмику» я понимаю как систему музыкально – ритмического воспитания, целью которой является развитие и формирование чувства ритма, координации, сознательное освоение метроритмической структуры музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание эстетического восприятия музыки.

Ритмику, как обучающий метод, создал в 20-х годах прошлого столетия профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз. В советском России разработкой системы музыкально – ритмического воспитания занимались Александрова, Н.А. Ветлугина, А. В. Канеман, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов. В современной педагогике широко используют опыт Т. Тютюнниковой, основанной на педагогической концепции Карла Орфа.

В систему ритмического воспитания дошкольников входят следующие виды музыкальной деятельности:

  1. ритмические игры: дифференциация длительностей, метрической пульсации, ритмического рисунка, музыкальной памяти
  2. Музыкально – ритмические движения: ходьба, бег, прыжки, пластика
  3. Восприятие музыки: чувство формы, динамика, темп, лад, штрихи, образ;
  4. Коллективное музицирование:  ритмический, динамический ансамбль в коллективных видах музыкальной деятельности (оркестр, пение)

3-ий шаг. Имитационная игра

Уважаемые коллеги, сейчас в практической деятельности мы разберем основные принципы и методы работы

Мастер предлагает участникам прослушать «Детская пьеса» муз. С. Майкапар

- Прослушайте музыкальное произведение, определите его характер (для детей предлагается подтекстовка)

Дождь отстань, перестань, отпусти гулять

Не стучи, замолчи, мы хотим гулять

Не стучи, замолчи, льешь с каких ты пор

Не стучи, замолчи, мы хотим во двор

- Ответьте на вопросы:

  1. Какой характер?
  2. Темп?
  3. Сила звука (динамика)
  4. Были в музыке повторения?

- Уважаемые коллеги, запомните и исполните ритмический рисунок (участники исполняют пьесу по фразам). Мастер предлагает по очереди прослушать, прохлопать, пройти по кругу в ритме

- Звуки были по длительности одинаковые или разные?

- Давайте познакомимся с условными движениями (демонстрирует). Попробуйте «записать» ритмический диктант.

Прослушайте «Детская пьеса» муз. С. Майкапар

- Давайте исполним только короткие длительности (восьмые). Хлопаем восьмые, идем восьмыми

- Теперь исполним только длинные длительности (четверти). Хлопаем четверти, проходим четвертями.

- А сейчас разделитесь на 2 команды и встаньте в 2 шеренги. Одна группа будет идти четвертями, другая – восьмыми. Мастер предлагает пройти каждому участнику своими длительностями, поменяться.

- Найдите себе пару, распределитесь парами по кругу. Кто за кругом – двигаются восьмыми, в кругу – четвертями (движение парами в кругу).

-  Прохлопайте мне, пожалуйста, основную мелодию,  а я вам выделю скрытые восьмые (участники поют, хлопают основную мелодию, ведущий на шумовом инструменте или с помощью звучащих жестов показывает скрытые восьмые).

- Сейчас мы вместе будем хлопать основную мелодию, а шлепком по коленкам отметим скрытую длительность (педагоги исполняют ритмическую партитуру звучащими жестами).

- Теперь давайте пройдем по кругу под музыку, при этом ноги будут идти основную мелодию, а руки – скрытые длительности (двигаются  по кругу в соответствии с поставленными задачами).

4-й шаг: Моделирование 

- Возьмите один музыкальный инструмент и распределитесь на пары так, что бы инструменты в ваших парах  оказались разные. Попробуйте создать оркестр, при этом основную мелодию будут играть деревянные инструменты (палочки или барабанчики) а скрытые длительности – трубочки (участники выбирают инструмент, репетируют в парах)

- Сейчас я приглашаю вас создать оркестр и исполнить пьесу (участники создают оркестр)

5-й шаг: Рефлексия

- Уважаемые коллеги, на этом разрешите закончить свое выступление. Если вы взяли для себя, или для работы что- то полезное и интересное, положите свой инструмент в корзинку, если считаете, что нового вы сегодня ничего не увидели, и все вам уже давно знакомо, то положите инструмент в коробку.

Успеха вам в работе! Спасибо вам за внимание



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Макарова Юлия Александровна Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Детский сад «Малыш» п. Черемушки Тема: «Особенности организации музыкальных занятий в условиях санитарных ограничений»

Слайд 2

Вызовы времени Эпидемиологическая ситуация, возникшая в этом году, заставила внести коррективы во все сферы жизни, включая образование. Педагогический процесс оказался на грани срыва из-за полного карантина, перевода на самоизоляцию и дистант . Педагогические коллективы вынуждены экстренно перестраивать годами отработанную педагогическую практику, искать и апробировать новые формы работы, которые не всегда дают ожидаемый результат.

Слайд 3

. Музыкальные занятия – основная форма музыкального воспитания По мнению педагогов и психологов, музыкальные занятия являются наиболее эффективной формой развития музыкальных способностей и формирования основ музыкальной и общей культуры детей. Именно музыкальное занятие, как форма организации педагогического процесса, должно остаться основной и приоритетной формой музыкального воспитания. Музыкальные занятия содействуют разностороннему развитию личности ребенка, его музыкальных способностей, эмоционально-волевой сферы, способствуют успешной социализации и самореализации воспитанников

Слайд 4

На сегодняшний день дошкольные учреждения Хакасии работают в очном режиме, но вынуждены соблюдать новые требования и ограничения. Как же грамотно организовать педагогический процесс без ущерба для здоровья себя и окружающих? Как сохранить устойчивую модель образования и не допустить провала уровня музыкального развития воспитанников, наростить потенциал для дальнейшего развития?

Слайд 5

Нормативно – правовые документы При организации педагогического процесса необходимо руководствоваться следующими документами: Ст. 35, 51 ФЗ от 30.03.99г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» П.10.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» П.4.2 СП 3.2.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19) » ? От 22.05.2020 Постановление №16 от 30.06.20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил»

Слайд 6

Исходя из этих документов, при организации музыкальных занятий необходимо обеспечить следующие условия : Наличие средств дезинфекции рук Обработка рук обязательно производится, если используются атрибуты, муз.инструменты , дидактические игры, пособия, костюмы Наличие средств индивидуальной защиты (используется только при близком контакте с детьми или педагогами – например, во время музыкально-ритмических движений) Расписание занятий исключает возможность контакта детей из разных групп , учитывает время между занятиями в одном помещении на санитарную обработку и проветривание

Слайд 7

Например: 8.50 - 9.15 старшая группа А муз.зал при таком расписании на обработку музыкального зала отводится 25 минут. В это время муз. руководитель проводит занятие с другой группой в другом помещении. 9.20 - 9.30 1 младшая групповая комната 9.50 -10.25 старшая группа Б муз. зал 10.25 – 10.40 средняя группа А групповая комната 10.50 – 11.20 подг. группа А муз. зал

Слайд 8

Образовательное пространство Для организации непрерывного педагогического и эффективного процесса возможно использование дополнительных помещений, которые подходят для занятий с детьми: групповые комнаты, дополнительные залы, спортивные залы, библиотека, комната сказок, и т.д. В соответствии с условиями помещений, возможно понадобиться пересмотреть содержание занятий, его структуру, способ подачи материала. По возможности - установить необходимое оборудование, обеспечить наполняемость дидактического материала, атрибутов, иллюстраций Педагог должен использовать все образовательные возможности окружающего пространства. Например:

Слайд 9

условия помещений средства, содержание занятий Групповая комната музыкальные уголки, ТВ, видео и аудио аппаратура (при ее наличии), установка инструмента (фортепиано) в группе, ИКТ, ТСО. комната сказок, библиотека, методический кабинет, кинозал, музей (есть возможность воспроизводить музыку, но нет возможности двигаться) тематические беседы, интегрированные занятия, беседы о композиторах, инструментах, музыкальные гостиные, кукольные театры, спектакли, музыкальные проекты спортивный зал (есть возможность воспроизводить музыку и двигаться) танцы, хороводы, музыкально - ритмические движения и пластические импровизации, музыкальные игры проходной зал (нет инструмента, нет возможности воспроизводить музыку ) участок для прогулок) использование переносной аппаратуры, установка проектора. Презентации, выставки, мини-концерты

Слайд 10

фольклор Фольклор – прекрасный материал для развития музыкальных способностей. Пение народных песен, прибауток, колыбельных а capella развивает интонацию, силу голоса, диапазон, творческие способности, навыки импровизации, знакомит с бытом и традициями народа. Народные музыкальные игры и хороводы развивают навыки коллективного пения, музыкальный слух, музыкальную память, способность ориентироваться в пространстве, пластику и выразительность движения, ловкость, изобретательность. А главное - знакомство и использование народного материала не требует специальных условий, средств и помещений

Слайд 11

Средства музыкального воспитания. Для организации результативного педагогического процесса в условиях санитарных ограничений музыкальный руководитель должен быть мобильным. ТСО – неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Но сожалению, наши детские сады очень плохо оборудованы техническими новинками, и эту ситуацию необходимо исправлять.

Слайд 12

ТСО Чтобы идти в ногу со временем и сделать процесс образования эффективным, современным, перспективным, новаторским необходимо приобретать новое оборудование. Это может быть: плеер диктофон портативная колонка планшет ноутбук, нетбук акустическая система карты памяти Эти устройства предназначены для воспроизведения звука, записи звука, обработки звука, хранения и поиска информации, обеспечивают наглядность материала (зрительный ряд на планшете или ноутбуке).

Слайд 13

Делая вывод, хочется заметить, что в детских садах периоды карантина (ветрянка, ротовирусная инфекция, вспышки кожных заболеваний и др.) в течение года бывают всегда. И ситуация, связанная с наложением запретов, для педагогов дошкольных учреждений не новая. Конечно, в таком масштабе это впервые, но опыт, который нарабатывает сейчас каждый педагог и педагогические коллективы - он бесценен, и, конечно будет применим в дальнейшем.