Методическая копилка

Астафьева Людмила Викторовна

Методическая копилка педагога представляет собой кладовую опыта, знаний и умений учителя. Распространение педагогического опыта, возможность поделиться им с коллегами - один из залогов успешного развития и становления педагога - мастера. Учебно-методические разработки, представленные в данном разделе, могут быть полезны учителям начальных классов и учителям-предметникам.

 

Здесь Вы можете познакомиться с публикациями моих коллег подробнее

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: Комбинированный

Тема:  Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.

Цели урока:

- познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы;

- развивать умения правильно писать окончания имен прилагательных женского рода, определять падежи имен прилагательных.

Задачи урока:

-способствовать развитию умений выбирать эффективные  способы  решения  орфографической  задачи, формированию навыков  орфографического самоконтроля и самооценки, обогащению словаря учащихся;

- упражнять в решении графико-каллиграфических задач; содействовать формированию УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);

- содействовать воспитанию внимательного отношения к слову, навыков учебного сотрудничества.

Методы обучения:

- частично-поисковый;

- наглядно-иллюстративный;

- словесный.

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

- фронтальный теоретический опрос;

- работа по индивидуальным карточкам;

- работа в группах, в парах.

Система контроля:

- контроль учителя;

- взаимопроверка, самопроверка.

  1. Организационный этап.

Личностные УУД: развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:   волевая  саморегуляция.

Коммуникативные УУД: учить планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы порадуете нас своими ответами.

На уроке не зевай –                        

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

-Откройте тетради. Оформим нашу работу.

-Запишите число, классная работа.

  1. Минутка чистописания.

Личностные УУД: заинтересовать учащихся в приобретении, расширении знаний и способов действий.

Регулятивные УУД: проведение учениками самооценки, самоконтроля.

Коммуникативные УУД:  учить понимать задаваемые вопросы; контролировать свою речь при фронтальной работе.

- А сейчас у нас минутка чистописания.

- Прочитайте слова и скажите, какое «лишнее». Почему?

Быстро, праздник, слева, интересно, справа

- Догадайтесь, какую букву мы будем писать. Она обозначает непроизносимый согласный звук в «лишнем» слове.

- Эту букву мы будем писать с двумя гласными буквами, которые являются суффиксами в наречиях.

-  Запишите, продолжив закономерность.

Дооа  Дд  доооаа  Ддд

- Подчеркните соединения, которые у вас получились красивее.

Дело мастера боится.

- Прочитайте пословицу, как вы понимаете ее смысл? Запишите ее в тетрадь.

(У хорошего мастера любая работа в руках спорится, стоит ему только за нее приняться. То есть, как бы работа ни была трудна, настоящий мастер, специалист, с ней справиться. И делу ничего не остается, как «отступить» перед мастерством, «сдаться»).

- Молодцы! Вы преодолеете все трудности, справитесь с любыми заданиями.

  1. Этап актуализации.

Личностные УУД: действие смыслообразования.

Регулятивные УУД: проведение учениками самооценки, самоконтроля.

Познавательные УУД:  уметь структурировать знания;  выбирать наиболее эффективные способы решения.

Запишите словосочетания  и определите падеж прилагательных:

У хлебного магазина, с ценным подарком, при ярком свете, к доброму молодцу, к варёной курице.

- Как проверить правильность написания безударного окончания имени прилагательного?

- Как определить падеж имени прилагательного?

 

Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

Самопроверка с доски.

- Какое словосочетание является «лишним»? Объясните свое предположение (к вареной курице, т.к. словосочетание употребляется в ж.р.)

- Определите тип основы у данного прилагательного.

  1. Этап проблематизации.

- Возникли ли у кого-то проблемы в написании данного словосочетания? Почему?

  1. Этап целеполагания и планирования.

- Исходя из этого определите тему урока.

- Какие задачи вы поставите себе на данном уроке?

- С какой целью вы будете выполнять данную работу?

4. Этап концептуализации. (Усвоение новых знаний и способов действий).

(Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

 Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю.)

  • А сейчас вы поработаете в группах, проведете небольшое исследование.

Работа по карточкам.

  • Просклоняйте прилагательные женского рода белая, ледяная, морозная вместе с существительными (снежинка, горка, зима), к которым они относятся. Выделите окончания в прилагательных и в вопросах.
  • Сравните свою работу с таблицей «Склонение имён прилагательных» в упражнении 272.
  • Подготовьте ответы на вопросы.

- В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одни и те же окончания?

Д. В родительном, дательном, творительном и предложном падежах имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какой?  и имеют окончание

 -ой.

- Совпадает ли написание и произношение данных окончаний?

Д. Написание расходится с произношением.

- Как проверить эту орфограмму?

Д. По окончанию в падежных вопросах.

- Какие окончания имеют прилагательные женского рода в винительном падеже?

Д. Прилагательные женского рода с твёрдым согласным на конце основы имеют окончание -ую.

- Составьте таблицу падежных окончаний прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы.

Падеж

Падежные окончания

И.

-ая

Р. Д. Т. П.

-ой

В.

-ую

- Вы установили, что прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на один и тот же вопрос какой? И имеют окончание -ой. Как же в этом случае можно определить падеж имени прилагательного?

Д. Падеж имени прилагательного можно определить по падежу существительного, к которому оно относится.

Физкультминутка.

(Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников)

     Поднимает руки класс – это «раз»,

     Повернулась голова – это «два»,

     Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

     Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,

     С силой их к плечам прижать – это «пять»,

    Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

5. Этап моделирования. (Первичное закрепление).

(Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю.)

- Спишите словосочетания, определите падеж имён прилагательных, выделите окончания.

Фронтальная работа.

Морозн… зиму, для быстр… езды, снежн… пургой, за больш… поляной, о русск… берёзке, по резн… снежинке.

- Используя новые знания и ,при необходимости составленную таблицу, выполним упражнение 274. Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. У кого есть вопросы? (Определить род и падеж прилагательных, выделить окончания).

Взаимопроверка.

- А теперь обменяйтесь с соседом тетрадью и проверьте выполнение у своего товарища.

6. Этап конструирования.

Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организация рефлексии по применению нового способа действия.

Дифференцированная работа.

Задание для 1 уровня.

Выполните упражнение 274. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении. У кого есть вопросы? (Определить род и падеж прилагательных, выделить у них окончания).

Задание для 2 уровня.

Исправь ошибки. Определите род и падеж имён прилагательных.

Снижная  шуба нужна для защиты пасевов от холада. Харашо хлибам под снежнай шубой. Типло им под пушыстай подушкой.

В суроваю марознаю зиму в снек прячются тетерева и глухари. В мяхкай постели они устроили себе начлег. Бурундук спит в ямке под лёхкай пиринкой.

* Последнее предложение разбери по членам предложения и частям речи.

-Ребята, а как можно помочь птицам зимой?

Самопроверка по эталону.

7. Итог урока.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;  оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

- Над какой темой работали на уроке?

-Какую цель ставили? Достигли ли поставленной цели?

- Какой инструмент разработали для достижение данной цели?

8. Этап рефлексии.

Коммуникативные УУД: умение объективно оценивать себя.

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я научился …

На этом уроке мне понравилось …

Мне удалось на этом уроке …

Я испытывал затруднения …

9. Домашнее задание.

Регулятивные УУД: умение работать по алгоритму, с правилами; овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

- Поработайте со словарем фразеологизмов. Запишите от 10 фразеологических оборотов, в которых встречаются имена прилагательные женского рода, выделите окончания имен прилагательных и определите их падеж.

- Если у некоторых ребят данное задание вызовет большие затруднения, то вы можете выполнить упр. 275



Предварительный просмотр:

равенства

неравенства

выражения

верные

равенства

верные

неравенства

неверные

равенства

неверные неравенства



Предварительный просмотр:

Тема урока

Название ресурса

Вид ЦОР

Аннотация

Адрес ресурса

Приставка

Собери определение приставки (N 193328)

Интерактивное задание

Практическое задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0bdd0522-1f93-4c2c-b2df-18d52af60507/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=44&subject=8

Найди приставку (N 193406)

Интерактивное задание

Задание для индивидуальной или групповой работы, направленное на изучение приставки

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5dc5c9dc-cbf0-4b4e-a51a-bc145a50d050/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8

Определение приставки (N 193763)

Текст/Текст с иллюстрациями

Иллюстративный материал, направленный на изучение приставки слова

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/af9c10e3-52f9-4a20-8e90-136ebbd29287/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8

Что такое приставка? (N 193665)

Анимация

Иллюстративный материал, направленный на изучение приставки слова

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/574b6f18-1c4b-4e5a-9b50-bfbaf6bad02e/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8

Разбор слов по составу

Рассели слова (N 193647)

Интерактивное задание

Для индивидуального выполнения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/97e1b6a2-4a25-497f-aca6-13284c4a7490/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=44&subject=8

Составь схемы слов (N 193646)

Интерактивное задание

Разбор слова по составу

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/95f502a9-e6bb-4e1b-8707-c88bfbf72516/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=44&subject=8

Орфограмма в приставке (N 193685)

Интерактивное задание

Практическое задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2749d0cb-0809-4da9-974e-27b72062c676/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=44&subject=8

Узнай приставку (N 193736)

Анимация

Для фронтального выполнения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a2d50e79-7fb5-4cb0-bb2f-fd614a196843/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=44&subject=8

Приставки и предлоги

Где предлоги, а где приставки (N 193822)

Интерактивное задание

Для фронтального выполнения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1c70777-fcce-4a3b-b414-16838ebbb9a3/?

Предлог и приставка (N 193677)

Текст/Текст с иллюстрациями

Иллюстративный материал, направленный на изучение приставки слова

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/872e0270-3ecd-467e-83ed-4f37dd1ed96b/?

Приставка и предлог (N 193326)

Интерактивное задание

Творческое задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0b34c6de-827f-4a66-9a09-83e4758b9c21/?

Тест 2.1. Предлог (N 140998)

Тест

Тест включает 3 задания, обучающая цель которых: 1) научиться употреблять синонимичные предлоги в тексте; 2) научиться отличать предлоги от омонимов приставок; 3) научиться употреблять предлоги в речи.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3148c714-9287-492f-ba0c-ed7d040de39d/?

Закончи предложения (N 193408

Интерактивное задание

Задание для индивидуальной или групповой работы

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5ebff74f-8133-4512-b736-ed40036b9d97/?

Убери лишнее (N 193393)

Интерактивное задание

Практическое задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ce043bb-bc8f-43a5-a0b3-3ad5f20bc60d/?

Нулевое окончание

Электронное задание "Основа слова и окончание" (N 139930)

Тест

Задание "Найдите и выделите слова с нулевым окончанием".

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a82e6d7d-6fb0-477b-aca8-59e22afa4052/?interface=pupil&subject[]=8&subject[]=20

Разбор слов по составу. Основа слова.

Алгоритм разбора (N 193704)

Интерактивное задание

Разбор слова по составу. Порядок действий

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/63912b57-1ce8-4080-bb13-226085186bc6/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=44&subject=8



Предварительный просмотр:

Урок технологии во 2  классе.

Тема: Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм. Модели из молочных коробок.

Тип урока: урок комбинированного типа.

Форма урока: практическая работа

Цели:

  • Создать условия для приобретения навыков объемного моделирования и конструирования из готовых геометрических форм и проектирования изделий.
  • Содействовать развитию умственных действий (анализа, сравнения, обобщения), образного мышления через выполнение заданий над компонентами проекта.
  • Способствовать формированию самостоятельности, инициативности, трудолюбия.

Планируемые результаты:

  • Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата через дизайн-спецификацию.
  • Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
  • Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы творческого и поискового характера, составление конструкции изделия из частей.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Формы организации: фронтальная, парная, групповая

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Пожелаем друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).

- Прочитаем хором слова, записанные на слайде.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят  

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы.

- Определите тему нашего урока, отгадав загадки.

1) Отгадывание загадок о предметах мебели.

Ножек четыре, шляпка одна,

Нужен, коль станет обедать семья. (стол)

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я?..  (кровать)

- Назовите одним словом данные предметы.

- Мебель.

- А можем ли мы на уроке изготовить мебель?

- Можем.

- Если можем, то какую?

- Игрушечную, для кукол.

2) Определение потребности

- А для кого мы будем стараться?

- Для младшей сестренки, для ребят детского сада.

- А из каких материалов можем ее изготовить?

- Из коробок, картона, бумаги.

3) Определение темы проекта.

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Игрушечная мебель.

4) Определение цели проекта.

- Какую цель поставим?

- Разработать и изготовить игрушечную мебель.

3. Изучение нового материала.

1) Дизайн-спецификация (требования к изделию).

- Каким требованиям должно соответствовать наше изделие?

  • Нашими игрушками будут играть ребята детского сада, значит, они должны быть безопасными.
  • Игрушки должны быть изготовлены своими руками и стоить недорого.
  • Они должны быть просты в изготовлении.
  • Игрушки должны быть красивыми, яркими.

(Учитель записывает на доске требования к изделию, которые предлагают дети.)

Красивая

Недорогая

Простая в изготовлении

Безопасная

2) Исследование для решения проблемы. Составление плана работы над изделием.

- Проведем небольшое исследование.

- Рассмотрите в учебнике с. 90, как выполнены модели табурета, стола, стула, кресла из молочных коробок.

- Что общего у всех этих предметов мебели?

- Ножки.

- А чем различаются?

- Длиной.

- Изучите этапы выполнения заготовок. Составьте план работы.

- Нужно отрезать верхнюю часть коробки, выполнить разметку, вырезать детали по разметке.

(На доске учитель открывает слайд с планом работы над изделием. Дети еще раз повторяют порядок изготовления изделия.)

  • Выбрать материалы, необходимые для выполнения работы.
  • Выполнить разметку деталей.
  • Вырезать детали по разметке.
  • Склеить детали.
  • Оформить готовую поделку аппликацией.

- При изготовлении крышки стола, спинки стула и кресла, проявите наблюдательность, смекалку, фантазию. Станица учебника поможет в вашем дальнейшем исследовании.

3) Правила техники безопасности.

- Но прежде, чем приступить к работе, что мы должны повторить?

- Правила техники безопасности.

- Назовите правила безопасной работы с ножницами.

Правила безопасной работы с ножницами.

  1. Не держи ножницы концами вверх.
  2. Не оставляй ножницы раскрытыми.
  3. Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперед.
  4. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Правила безопасной работы с клеем.

  1. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы.
  2. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
  3. Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком.
  4. Практическая часть.

Физкультминутка. (Гимнастика для пальчиков).

Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный?

(Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать воображаемую бумагу. Упражнение повторяется 2-3 раза.)

Работа в группах.

- Каждая группа изготавливает свой комплект мебели и по окончании работы его представляет.

- Договоритесь между собой, кто какой предмет мебели будет изготавливать. Попробуйте изготовить и те предметы мебели, которых нет на странице учебника (кровать, диван, шкаф с открывающимися дверцами, холодильник). Можно поработать в парах. Помним о правилах дружной работы. Закончив изготовление изделия, каждый оценит свое участие в общей работе группы, заполнив анкету.

(Самостоятельная работа учащихся при использовании материалов учебника (с. 90). Индивидуальная помощь учителя – можно предложить трафарет для изготовления ножек, столешницы).

- В свободное время помогите товарищам закончить работу, проведите испытание изделия.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

1) Защита проектов.

- Изделия изготовлены.  Давайте вспомним, какую цель ставили в начале урока?

- Разработать и изготовить игрушечную мебель.

- Достигли ли вы поставленной цели?

-  Да, мы изготовили игрушечную мебель.

- Руководителей групп приглашаю представить выполненную работу.

(Наша группа изготовила комплект мебели для …

В наш комплект входят …

Изделия соответствуют нашим требованиям. Они ….

Мы достигли нашей цели. У нас все получилось, работали сообща.

Лучше всего нам удалось …

В следующий раз можно сделать лучше …)

- Хорошие поделки получились? Понравятся ли они ребятам детского сада?

- В качестве домашнего задания предлагаю доработать свои изделия, внести изменения по их улучшению. По желанию можно изготовить еще какие-либо предметы мебели. Доработанные комплекты мы передадим ребятам детского сада.

2) Рефлексия.

Эмоциональная рефлексия.

- С каким настроением закончили работу? Покажите картинку.

Рефлексия деятельности.

- А как каждый из вас работал для достижения цели? Покажите картинку. Если плодотворно, то «смайлик с улыбкой», если не очень, то «грустный смайлик».

Рефлексия по содержанию.

- Кто считает, что работа была полезной, покажите «смайлик с улыбкой», если бесполезной, то «грустный смайлик».

- Оцените свое участие в общей работе группы, заполнив анкету.

Заполняют анкету.

Анкета

Цель: оценить сотрудничество в своей группе.

Утверждение

Полностью согласен

Согласен

Частично

согласен

Не согласен

Ответы обозначаем знаком «+»

Я в полной мере участвовал в выполнении всех заданий

Если я не согласен с чем-то, То не спорил, а предлагал своё решение

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я и с ними не согласен

Я старался услышать то, что кто-то хочет предложить, а не искал ошибки в сказанном

- Вы все хорошо потрудились, молодцы. Порадовали меня дружной работой.



Предварительный просмотр:

Тема «Литр»

Тип урока: урок введения нового знания

Цели урока:

образовательные:

- создать условия для формирования у учащихся представления о единице измерения вместимости – литр;

- помочь обучающимся применять мерку «литр» при решении практических задач, определять вместимость предметов в литрах и других мерках;

- организовать деятельность обучающихся по решению простых и составных задач.

развивающие:

- содействовать развитию у учащихся УУД, необходимых для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений;

- способствовать формированию умения строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

воспитательные:

- создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в группе;

- содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;

- способствовать пониманию роли математических знаний в жизни человека.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке предлагаю отправиться в путешествие по великой стране Математике. Желаю вам совершить открытия и хорошего настроения.

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

- В дорогу каждому из вас я даю бутылочку с водой. Она разделена на мерки-квадраты. В них вы будете отмечать выполнение заданий в ходе путешествия – ставить знак «+» в квадратиках.

  1. Актуализация знаний. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- На партах у вас лежит карточка с таблицей. Распределите единицы измерения в столбцах таблицы и вы узнаете, в каком направлении мы отправимся в путь.

Взаимопроверка с доски.

- Обменяйтесь карточками. Проверьте работу соседа по парте. Если вы правильно выполнили задание, то поставьте себе в квадрате «+».

- В каком столбце нет единиц измерения? (Вместимость).

- О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О вместимости).

- Итак, направление нашего движения – это вместимость.

- Какую цель поставить себе на урок? (Узнать, в каких единицах измеряется вместимость).

  1. Открытие учащимися нового знания.

Проблемная ситуация.

- Наш паровозик прибыл на станцию «Размышлялкино».

(Перед детьми на парте находится 4 разных сосуда с водой. В каждый сосуд налито по одному литру воды, но из-за разной формы сосудов дети не могут сравнить количество жидкости).

- Что вы видите на парте? (Вода в банке, в кувшине, в графине, в бутылке).

- Как вы думаете, где больше воды, а где меньше?

- Почему? (Тут вода выше, а тут – ниже).

- Предлагаю в этом убедиться, измерим количество воды в этих сосудах.

- Чем мы всегда пользуемся для измерения? (Мерками).

- Что может послужить меркой для измерения вместимости? (Стакан, чашка, ложка, кастрюля, бидон).

- Для работы предлагаю следующие мерки – рюмка, чашка, стакан, банка.

- Предлагаю поработать в группах. Затем сравним результаты каждой группы. Воду из сосудов в мерки переливайте аккуратно, чтобы не разлить, а затем сливайте воду в большую банку или ведро.

- Переливайте воду, считая количество мерок.

Самостоятельная работа в группах.

- Проверим, каковы результаты вашей работы. (Записываю на доске).

1 группа – бутылка – 13 мерок-рюмок

2 группа – хрустальный графин – 7 мерок-чашек

3 группа – кувшин – 5 мерок-стаканов

4 группа – 2 мерки-банки по 0,5 л.

- Интересно, у кого же воды больше? Почему? (У 1 группы больше, т.к. у них 13 мерок).

- А теперь маленький фокус.

(Сливаю воду из каждого сосуда в литровые банки и банки выставляю на один стол в ряд).

- Что вы заметили? (Количество воды в банках получилось одинаковое).

- Почему? (Сначала мерки были разные, а нужно было использовать одинаковые мерки).

- Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (Это литр),

- Слово литр сокращенно пишут так: л.

- Подумайте, где вы уже встречались в жизни с этой единицей измерения вместимости?

(В магазинах продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Молоко в коробках по 1 литру. Растительное масло. На заправке бензин заливают в бак по 10л, 20л).

- Запишите в тетради, какое количество воды было налито в вашем сосуде. (1 л).

  1. Первичное закрепление.

- Внимание! Мы прибыли на станцию «Книжная». Откройте учебники на стр. 102. № 220 (2). Запишите.

- Запишите вместимость предметов, изображённых на рисунке в порядке убывания.

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

 

(25л, 10л, 8л, 5л, 1л.)

- Поставьте себе «+», если выполнили задание верно.

- Следующий № 221 (1). Прочитайте предложения. Обсудите в паре, в каких предложениях говорится о вместимости предметов?

Фронтальная проверка.

- Если ваши предложения совпали с верными, поставьте себе «+».

- Следующая станция «Игровая». Предлагаю вам игру на внимание.

- Я называю единицы измерения разных величин. Если именованное число означает вместимость, то вы приседаете. Если – длину, то шагаете на месте. Если – массу, то выполняете наклоны в стороны, как весы.

14 см, 8 кг, 5л, 3 м, 25 дм, 75 кг, 92 мм, 17 л

- Мне очень приятно, что вы такие внимательные.

  1.  Самостоятельная работа с проверкой.

1) -  Пока играли не заметили, что наш поезд прибыл на следующую станцию. Станция «Задачкино».

- Прочитайте на слайде условие задачи. О ком говорится в условии? Назовите опорные слова для краткой записи. Запишем краткую запись.

- Предлагаю вам задание на выбор: сложное задание поставить  вопрос, чтобы задача была составная,  попроще поставить вопрос, чтобы задача была простая. Выберите то задание, с которым вы справитесь. Если вы не сможете подобрать вопрос к условию, чтобы задача стала простой, поднимите руку, я вам окажу помощь.

Корова Зорька за сутки даёт 20 л молока, а корова Ночка – на 9 л больше. 

Самостоятельная работа. Самопроверка. Фронтальная работа.

- Поставьте «+», если правильно поставили вопрос к условию и верно решили задачу.

2) –  Следующая станция «Считалкино». Запишите № 225. Поработайте в парах. Найдите ошибки в вычислениях. Объясните, почему они появились.

Фронтальная проверка.

- Если нашли все ошибки, то поставьте себе «+».

  1. Итоги урока.

- Наш поезд скоро подойдёт к станции «Переменкино».

Рефлексия.

- Выполнили ли мы поставленную цель? Что нового узнали в ходе нашего путешествия на уроке?

- Что было самым интересным?

- Над чем ещё нужно поработать?

Самооценка.

- Посчитайте мерки-квадратики в вашей бутылочке. Сколько «воды вы выпили»?

Если 5 мерок, то за урок оценка «5», если 4, то «4», если 3, то оценка «3». Положите этот листок в свою тетрадку.

- Кто поработал отлично? Кто – хорошо? У кого были затруднения?

  1. Домашнее задание.

- Выполните № 223 (поработайте с диаграммами), № 225 (выполните вычисления правильно), и по желанию № 221 (2,3) (измерьте вместимость кастрюли с помощью литровой банки и какой-либо другой мерки и результаты запишите).

- Наше путешествие закончилось. Спасибо за урок!

 

 



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предлоги

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Астафьева Людмила Викторовна

Место работы

МБОУ «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Предлоги, урок № 1

Базовый учебник

Полякова А. В. Русский язык. 2 класс.

  1. Цель  урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

9. Задачи:

- обучающие

- Способствовать получению новых знаний, а именно, о новой части речи – предлоге.

-развивающие 

- Содействовать развитию анализа, сравнения, обобщения, классификации через выполнение соответствующих заданий.

- Обеспечить формирование первичных исследовательских навыков при групповой работе по изучению слов.

-воспитательные

- Создать условия для формирования поведенческих и общеучебных умений и навыков учащихся.

 Тип урока Урок изучения нового материала.

  1. Формы работы учащихся Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
  2. Необходимое техническое оборудование Мультимедийное оборудование.
  3. Структура и ход  урока
  1. Организационный момент.
  2. Создание мотивации.
  3. Чистописание.
  4. Актуализация знаний.
  5. Постановка учебной задачи.
  6. Открытие нового знания.
  7. Физкультминутка.
  8. Первичное закрепление.
  9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  10. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  11. Рефлексия деятельности.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку.

Дети читают стихотворение на слайде, проверяют готовность к уроку, записывают в тетрадях дату с проговариванием орфограмм.

2 мин

2

Создание мотивации.

Учитель сообщает, что свой труд на уроке дети будут оценивать самостоятельно с помощью карточек-самооценок.

Знакомятся с карточками-самооценки.

1 мин

3

Чистописание.

Предлагает задание на определение звука в словах. Анализирует вместе с детьми звук. Предлагает составить цепочку из буквы, обозначающей данный звук. 

Записывает на доске.

Определяют букву, которую будут писать. Составляют цепочку из этой вариантов написания данной буквы, записывают цепочку букв в тетрадях.

2 мин

4

Актуализация знаний.

Предлагаем учащимся сформулировать задания для работы на основе группы слов.

Создает учебную задачу, где необходимо дать название каждой группе слов, выводя тем самым на тему урока.

Предлагают различные варианты заданий (разделить на группы, разделить на слоги, поставить ударение, в группе существительных определить род, лишнее слово и т.д.).

2 мин

5

Постановка учебной задачи.

Предлагает выполнить исследование, для этого поставить перед собой определенные цели

Дети ставят цели, говорят о необходимости выяснить для чего нужны в речи предлоги.

2 мин

6

Открытие нового знания.

Предлог и приставка (N 193677)

№ 1.

Организует дифференцированную работа в группах по карточкам для определения темы исследования.

Организует исследование учащихся: помогает сформулировать тему исследования.

Организует проверку.

Организует проверку с использованием ЭОР.

Организует работу с правилом.

Дети работают по группам, выполняя исследование-наблюдение.

Дети из первой группы рассказывают, как выполнили задание, остальные проверяют свои работы. В итоге все выходят к одной группе слов – группе предлогов.

Знакомят с выводами своих исследований.

Читают правило в учебнике. Сравнивают выводы своего исследования с выводами в учебнике.

15 мин

7

Физкультминутка.

Организует физкультминутку.

Дети выполняют наклоны, если услышат в предложениях, изучаемую на уроке, часть речи.

2 мин

8

Первичное закрепление.

Предлагает учащимся задание из учебника.

Организует взаимоконтроль.

Самостоятельная работа по учебнику. Списывают предложения, подчеркивают предлоги.

Обмениваются тетрадями, осуществляют взаимоконтроль.

5 мин

9

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Анимация "Роль предлогов в языке" (N 110874)

 № 4.

Организует работу на основе ЭОР.

Вставляют предлоги в предложения, записывают предложения в тетрадь, подчеркивают предлоги.

7 мин

10

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Приставка и предлог (N 193326)

№ 3.

Организует работу по включению новых знаний в собственную учебную деятельность на основе ЭОР.

Распределяют слова в 2 столбика.

4 мин

11

Рефлексия деятельности.

Вопросы (N 193748)

№ 2.

Организует беседу по определению уровня усвоения темы. Проводит тест на основе ЭОР для индивидуальной проверки знаний.

Контролирует самооценку учащихся.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания по выбору.

Отвечают  на вопросы теста.

Подсчитывают количество баллов, заработанных на уроке.

Записывают домашнее задание в дневники.

3 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Предлог

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Предлог и приставка (N 193677)

Текст/Текст с иллюстрациями

Иллюстративный текст

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/872e0270-3ecd-467e-83ed-4f37dd1ed96b/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8

2

Вопросы (N 193748)

Интерактивное задание

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a7136e55-59c5-410c-a963-c17212782340/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=44&subject=8

3

Приставка и предлог (N 193326)

Интерактивное задание

Практическое задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0b34c6de-827f-4a66-9a09-83e4758b9c21/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=44&subject=8

4

Анимация "Роль предлогов в языке" (N 110874)

Анимация

Анимированные предложения.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ff090d8b-16a7-4c79-b598-50c4cd8a7ac5/?from=79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329&interface=pupil&class=49&subject=8



Предварительный просмотр:

Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин

Система упражнений по развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности младших школьников. Упражнения объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию учащихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание.

Упражнения как виды речевой деятельности ставят учащихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях. Упражнения формируют не только способность анализировать произведения избразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требуют от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность школьников.

По характеру учебных действий учащихся упражнения, используемые при работе с картинами, могут быть разделены на следующие виды:

- рассматривание картины с заданиями обнаружить то или иное явление, изобразительное средство, в том числе тесно связанное с содержанием и композицией произведения изобразительного искусства;

- сопоставление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин, соотнесение литературных, музыкальных и живописных произведений;

- беседа по картине и её анализ;

- работа по обогащению словарного запаса учащихся;

- восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста-образца, связанного с содержанием картины, историей её создания, жизнью и творчеством художника;

- создание сочинений, связанных с восприятием картины, на основе образца, моделей, опорных компонентов, по заданному началу, середине или концу;

- написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;

- упражнения комплексного характера.

Виды упражнений, которые могут быть включены в каждую из групп.

Первая группа упражнений предполагает формирование таких коммуникативно-речевых умений, как умение определять тему, основную мысль картины, наиболее яркие изобразительные средства, умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками. Сюда входят следующие упражнения:

  1. Рассматривание картины без предварительной установки учителя.
  2. Рассматриваниекартины под музыкальное сопровождение.
  3. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины. (2Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали».)
  4. Определение «звучания» картины. («Какие звуки можно услышать при рассатривании этой картины?»)
  5. «Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?»)
  6. Определение жанра картины. («Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина».)
  7. Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?»)

Вторая группа упражнений – это упражнения, направленные на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их целью является развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений. Сюда целесообразно включить следующие упражнения:

  1. Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения (стихотворения, сказки, рассказа и др.) и картины.
  2. Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения, например с помощью словаря настроений.
  3. Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой. («Нарисуйте красками музыку, которую вы слышите»; «Нарисуйте цветовую гамму пейзажного стихотворения» и т.д.)
  4. Сопостовление основной мысли картины с пословицами.
  5. Сравнение картин, близких по теме, что позволяет детям находить отличия в похожем.
  6. Сравнение картин, сходных по настроению.
  7. Сравнение картин, контрастных по настроению.
  8. Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах.
  9. Пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, позы, мимики, движений) внешнего вида, действий, настроения героев литературного произведения, аналогичных героям картины.

Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять доступный младшим школьникам целостный анализ произведения изобразительного искусства в единстве его содержания, структурыи изобразительных средств. Сюда могут входить следующие упражнения:

  1. Объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему картина так называется? Обоснуйте своё мнение».)
  2. Придумывание названия (озаглавливание) картины. («Придумайте свое название для этой картины. Какие особенности картины помогли вам назвать её именно так?»)
  3. Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под которым картина известна сейчас.
  4. Выбор названия картины из нескольких заголовков, предложенных учителем.
  5. Определение по заголовку содержания, темы картины.
  6. Выделение (опознание) и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.
  7. Анализ цветовой гаммы и чувств, возникших под её воздействием, их сравнение.
  8. Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных произведениях изобразительного искусства.
  9. Определение основной мысли картины на основе её целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в её реализации.
  10. Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения. («Как, с помощью каких средств художник сумел выразить такое настроение?»)
  11. Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика 9позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.
  12. Отнесение картины к какому-либо живописному жанру на основе её целостного анализа: «К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Что позволяет сделать нам такой вывод?»; «Что такое пейзаж? Можно ли назвать данную картину пейзажем? Обоснуйте своё мнение».
  13. Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и коммуникативной задачи.
  14. Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите текст на части», «Определите, как связаны между собой части текста», «Найдите слова, помогающие соединить различные предложения в тексте» и др.)

Четвёртая группа упражнений предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения:

  1. Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися.
  2. Работа с карточками контекстуальных синонимов. («Прочитайте слова на карточке (например, художник, живописец, автор картины). Чтобы избежать повтора слов, используйте эти синонимы как в устной речи, в беседе по картине, так и в своих сочинениях. Попробуйте составить предложения с этими словами».)
  3. Подбор синонимов, выражающих определённые оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске. («Рассмотрите картину. Какие оттенки жёлтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову жёлтый близкие по значению слова»; «С помощью каких слов можно подчеркнуть размер и торжественность деревьев, изображённых на картине? Какие синонимы можно подобрать  к слову большие?»; «Объясните значение слова простор. Подберите к нему синонимы. Определите оттенки их значения».)
  4. Подбор слов по определённым микротемам. («Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины (например, Серого Волка)»; «Выберите из предложений слова, раскрывающие образ Алёнушки, образ тёмного леса».)
  5. Объясните значение слов с помощью различных приёмов: определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включения слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбора синонимов и антонимов и др.
  6. Выделение в предложении слов, употреблённых в неточном или не свойственном им значении, и их замена.
  7. Работа со словарём настроений. («Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?» «Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?»)
  8. Работа с карточками, обозначающими черты характера (для характеристики героев картины).
  9. Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.

Пятая группа упражнений – это упражнения по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин или посвященных жизни и творчеству художников. Сюда можно включить следующие упражнения:

  1. Творческие диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися.
  2. Творческие диктанты с определенным изменением текста-образца, например заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы.
  3. Изложения на основе предварительного прогнозирования текста.
  4. Различные виды пересказа.
  5. Переконструирование текстов-образцов и др.

Шестая группа упражнений направлена на создание сочинений по картине на основе образца. В качестве элементов, позволяющих младшим школьникам в достаточной степени успешно конструировать собственные речевые высказывания, могут служить модели текстов, опрорные компоненты (ключевые слова, словосочетания, предложения), заданные фрагменты текста, точные рекомендации (алгоритм действия). Сюда входят следующие упражнения:

  1. Написание сочинения-миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предложенных учителем.
  2. Определение учащимися основных микротем картины, выявление последовательности расположения ключевых слов и словосочетаний, выражающих выделенные микротемы, и написание сочинения на основе полученных ключевых слов и словосочетаний.
  3. Работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине.
  4. Прогнозирование возможного продолжения данногоучителем начала сочинения, выбор лучших вариантов.
  5. Написание сочинения на основе модели определённого типа текста (повествования, описания, рассуждения).
  6. Написание сочинения на основе модели порождения речевого высказывания.
  7. Работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности расположения частей.
  8. Составление плана сочинения в нескольких вариантах.
  9. Словесное рисование 9словесное иллюстрирование), т.е. воссоздание, описание образа, созданного писателем или художником, учащимися на основе имеющихся в литературном произведении или картине «вех».
  10. Создание детьми рисунков на основе воспринятых литературных текстов.

Седьмая группа упражнений – это упражнения творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины. В основном это упражнения, предполагающие написание различных сочинений . на основе картин могут быть созданы не только повествовательные речевые высказывания, но также описания и рассуждения, сочинения, посвященные всей картине, и сочинения-миниатюры по одной из микротем картины. Таким образом, сюда могут входить следующие упражнения:

  1. Сочинения по сюжетным картинкам.
  2. Сочинения по одной картине.
  3. Описание героя картины, определение его характера на основе внешних признаков. («Опишите героя картины. Как он одет? Как причесан? О чем говорят его поза и выражение лица? Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер».)
  4. Описание места действия. («Как изображено художником место действия картины? С какой точки зрения, откуда автор картины видит то, что изображено на полотне? Каково общее впечатление от картины?»)
  5. Сочинение от имени одного из героев картины. («Представь, что ты один из героев картины. Попробуй от его имени рассказать, что происходит на картине, каково его отношение к другим героям».)
  6. Письмо от своего имени герою картины.
  7. Сочинения на основе фотомонтажа.
  8. Сочинения, где картина служит лишь одним из источников материала или где она является только толчком для создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений, и др.

Восьмая группа упражнений – это упражнения, которые носят комплексный характер. К ним относятся прежде всего работа с так называемым корреспондентским блокнотом, с помощью котрого могут объединяться различные виды упражнений и который в зависимости от основной цели и этапа работы над картиной может быть использован для а) накапливания материала о художнике и картине до урока, б) накапливания материала во время урока, в) использования собранного материала во время написания сочинения.