4. Развивающая предметно-пространственная среда

Куплинова Наталья Викторовна

1 Центры развития детей раннего возраста

2 Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

3 Презентация на тему "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (в соответствии с ФГОС)

Слайд 2

Наука о среде Среда - это «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (В. А. Ясвин ) ? Задание: найдите в материалах ФГОС подтверждения, соответствия этому определению. Среда с точки зрения психологии : условие, процесс и результат саморазвития личности ? Задание: Объясните своими словами, приведите примеры из материалов ФГОС ДО. Среда с точки зрения педагогики : условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. ? Задание: попробуйте объяснить понятие «базовые ценности», найдите упоминание ценностных категорий в документе ФГОС ДО

Слайд 3

? Какая характеристика среды, во ФГОС ДО, отражает интегративный характер работы педагога в образовательных областях? (найти непосредственно в документе ФГОС ДО) Образовательные области ФГОС ДО : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Найдите ответ в тексте ФГОС ДО; приведите примеры

Слайд 4

Внимание! Для вас новый инструктивно-методический материал «Формирование структуры и содержание игровой поддержки развития детей в дошкольном образовательном учреждении» Вид учебного издания: методическое пособие Автор: П.В. Быстров Представлено как «Современные образовательные технологии» Рецензируемый методический комплект включает «Перечень целевых комплектов игровых средств» (ЦКИС) и пособие, где дано обоснование структуры и содержания основных направлений и задач игровой поддержки детей дошкольного возраста. В материале учтены требования к среде:«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»…

Слайд 5

В «Перечне…» выделено 7 программных направлений развития «Направления» обеспечиваются 20 ЦКИС : 1. Развитие движений рук 2. Сенсорное развитие 3. Развитие речи 4. Развитие мышления 5. Развитие представлений об окружающем мире 6. Социально-эмоциональное развитие 7. Эстетическое развитие

Слайд 6

« Какие ниши среды (содержание и наполнение ЦКИС) ДОУ наиболее актуальны ? » По Вашему мнению, можно ли так ставить вопрос? Почему? – для продуктивной деятельности; – для экспериментальной деятельности; – для трудовой деятельности; – мебель для групповых помещений; – спортивные залы; – бассейны; – музыкальные залы; – художественные студии; – оборудование помещений для релаксации; – оборудование детских площадок на улице; – кабинеты специалистов ДОО. ? Посмотрите на список и соотнесите с обр. областями ФГОС ДО

Слайд 7

Среда многолика ФГОС ДО об аспектах предметно-пространственной образовательной среды 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. ? Задание: приведите примеры к пункту « 4». В чем выразится содержание среды? Вспомните о феноменах «полифункциональности», «интегративности» среды

Слайд 8

Среда многолика ФГОС ДО заявляет о формировании «социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей» ФГОС ДО рассматривает среду так: система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития ФГОС ДО определяет предметно- развивающую среду как полифункциональную ? Задание: во ФГОС ДО вводится и «образовательная среда» - объясните своими словами это понятие

Слайд 9

Вариативность среды предполагает: ● наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) ● разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования ● периодическую сменяемость и появление новых предметов ? Покажите вариативность среды (предметно-пространственной) на нескольких примерах (во второй младшей группе) ? Какой документ поможет с подбором элементов среды? ? Приведите пример одного-двух полифункциональных элементов вариативной среды Вариативность и полифункциональность – вернемся к требованиям ФГОС ДО

Слайд 10

ФГОС. Содержание образовательных областей для раннего возраста (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; Материал программы «Кроха» и ее приложений о предметно - пространственной развивающей среде для раннего возраста ? Задание: Припомнить или смоделировать самостоятельно какое-либо игровое пособие для раннего возраста по развитию навыков самообслуживания ( с возможной интеграцией различных образовательных областей)

Слайд 11

Трофика среды! ФГОС. Содержание образовательных областей для дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. ? Задание: Рассмотрите фото на следующих двух слайдах; опишите элементы среды и назовите их; укажите также образовательную область, задачи, а также возможные интеграции.

Слайд 12

12 Есть ли подобные элементы среды в вашей группе? Какие? В какой технике?

Слайд 13

Внимание! ? Что в «Общих положениях» и «Требованиях…» ФГОС ДО о предметно-развивающей среде представляется Вам наиболее важным, принципиальным? Подкрепите свою мысль примерами.