Консультация для родителей "Организация и проведение детских праздников в ДОУ"

Однорог Галина Владимировна

Детские праздники - важная часть жизни ребенка, и уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!». Праздничная атмосфера, художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов — все это важные факторы эстетического воспитания. Здесь формируется вкус детей.                                                         .

     В основе каждого праздника лежит определенная идея, которая проходит через все содержание праздника и раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Виды праздников:

1.общественные праздники (8 Марта, Праздник Победы);

2.бытовые праздники (Новый год);

3.календарные праздники (проводы Зимы, летний праздник).

     Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая работа, требующая сложной совместной деятельности музыкального руководителя, воспитателей, и, конечно же, детей. Основная нагрузка в подготовке, конечно, ложится на взрослых и зависит от серьезной, умной, творческой совместной работы музыкального руководителя и воспитателей. Музыкальный руководитель тщательно продумывает сценарий, методику проведения праздника, обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Воспитатели групп закрепляют с детьми разученный музыкальный репертуар, учат стихи и тексты инсценировок. Подготовка к праздникам осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. В ходе праздника случаются и неожиданности: кто-то из «артистов» может отказаться спеть или станцевать, или не может вовремя вступить и многое другое. Во всех непредвиденных ситуациях взрослые должны быть готовы проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки.

       Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития детей. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляют и развивают детский организм, улучшают координацию движений.  Праздник – это ещё и речевая среда, которая так необходима детям, прекрасная ситуация для активизации речи. Речевой материал подбирается в соответствии с программными требованиями по развитию речи детей, ориентируясь на активный словарь детей. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы. При этом учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

В сценарий включаются индивидуальные и коллективные выступления детей.

      Говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. Праздник не должен быть растянут во времени. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников, поэтому длительность праздника для них не превышает 20—30 мин. и он всегда проходит в утренние часы. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, чередуются различные виды художественной деятельности. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

     Организация праздника отвечает интересам детей, и направлена на то,  чтобы каждый ребёнок получил удовольствие от участия в нём. Программа праздника не знакома ребятам целиком.  На празднике дети показывают свои достижения. Песни, танцы, пьесы для оркестра детских музыкальных инструментов разучиваются с детьми на обычных музыкальных занятиях за месяц – полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в праздничную программу.

     Для  поддержки внимания детей в структуру праздника включаются различные сюрпризные моменты, игры, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. При отборе игр для праздника учитывается не только интерес участников, но также и детей – зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими.  Нередко в подготовительную работу к празднику включаются родители воспитанников (исполнение ролей, подготовка детских костюмов,  и т.д.).