Музыкальное развитие детей 2-3 летнего возраста.
В настоящее время все больше и больше ведущих педагогов и психологов склоняются к выводу о том, что обучение музыке необходимо начинать как можно раньше. «Решающей порой являются первые три года жизни ребенка, когда малыш приучается слушать музыку» - пишет немецкий педагог П. Михель. Детский музыкальный педагог Т.В. Юдовина-Гальперина, считает, что оптимальный возраст для начала занятий музыкой это первые два-три года.
В нашем дошкольном учреждении музыкальное воспитание младших дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Занятия с детьми 2-3 летнего возраста проводятся в соответствии с Программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку.
Учебный материал распределяется на несколько занятий, каждое из которых организуется так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса.
Большое внимание уделяется соблюдению гигиенических условий: перед каждым занятием помещение проветривается, делается влажная уборка. Длительность занятия соответствует установленным нормам (10 минут). Первоначальные занятия проводятся в группе, где музыкальный руководитель знакомится с детьми и просто с ними играет, т.к. детям нужно привыкнуть к новой форме общения и новому человеку.
В дальнейшем малыши приглашаются «в гости», в музыкальный зал.
В ходе занятия к активному участию в работе привлекаются все дети, с учётом их индивидуальных особенностей. Форма организации малышей на занятии бывает различной: малыши сидят на стульчиках, расставленных полукругом, или же свободно передвигаются по залу.
Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятии, о которых им напоминают как в начале его, так и при проведении занятия.
В данный возрастной период музыкально-эмоциональная активность у детей проявляется в следующем:
- узнают знакомые песни, просят их сыграть, называют любимые песни, активно включаются в пение, подпевают отдельные слоги, звукоподражания;
- запоминают прослушанную музыку, узнают её, с интересом слушают рассказы педагога, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями;
- различают контрастные особенности звучания музыки (громкое-тихое, высокое-низкое, быстрое-медленное), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, бубен, дудочка);
- выполняют несложные движения: топают, машут руками, полуприседают, качают головой, приобретают навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках;
- в процессе самостоятельной деятельности, или игры дети пытаются извлекать звуки из музыкальных инструментов, на которых играет музыкальный руководитель в их присутствии.
Музыка в детском саду звучит не только в ходе занятий, но и в процессе выполнения отдельных режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, естественно — на развлечениях и праздниках.
Цель музыкального воспитания в детском саду: воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию.