Консультации для воспитателей

Ринкевичене Лариса Викторовна

консультирует музыкальный руководитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_gimnastika.docx15.6 КБ
Файл ispolzovanie_m-d_igr_vo_vremya_peniya.docx17.44 КБ
Файл m-d_igry.docx14.08 КБ
Файл prazdniki_v_ds.docx308.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Веселая гимнастика»

Использование малых форм фольклора во время проведения утренней гимнастики

Фольклор – это народная мудрость, это душа искусства, это сама жизнь и создан он для жизни.

Детский фольклор – благодатная почва для интеллектуального, социального, эмоционального и личностного развития детей.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослым.

Простота и мелодичность звучания, незатейливость текста, возможность обыграть и заразить своим весельем, дают возможность активно использовать устное народное творчество в работе с детьми.

Все упражнения «веселой гимнастики», основаны на использовании мелодий русских народных песен и попевок, т. к. именно русские народные песни знакомы детям с самого раннего дошкольного возраста, практически с колыбели, возле которой их пела им мама.

«Веселая гимнастика» несет в себе ряд задач:

Образовательные:

- формировать познавательный интерес к музыке, песенному творчеству и движению под музыку.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать, быть внимательным к движениям, которые

показывает педагог, воспитывать бережное отношение к сверстникам.

Развивающие:

- развивать общую моторику, координацию, двигательную память.

- развивать память, речь, чувство ритма, чувство темпа.

Вводная часть упражнений - ходьба на месте, по кругу, на пятках, на

носках, на внешней стороне стопы «как мишка», формирует у детей

правильную осанку, предотвращает у детей развитие плоскостопия,

укрепляет и формирует правильный свод стопы, это носит оздоровительный эффект.

Практически каждое упражнение из комплекса «веселой гимнастики» можно использовать на утренней гимнастике.

Упражнения можно использовать постепенно, по одному, по мере их запоминания детьми, а когда весь комплекс упражнений будет освоен, использовать его полностью или частично, по выбору воспитателя.

Данное упражнение выполняется под р. н. п. «Солдатушки».

1. Ритмичная ходьба друг за другом

Кто сегодня самый бодрый?

Кто смеется и поет?

Это Саша или Боря?

Выходи на шаг вперед!

Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два,

Марширует детвора!

2. Дети маршируют

Кто сегодня самый первый?

На зарядку быстро встал?

Это Люба или Вера?

Кто стремительно бежал?

Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два,

Побежала детвора!

(Дети легко бегут по кругу)

3. (Дети останавливаются и улыбаются друг-другу)

Кто сегодня самый добрый,

Улыбается друзьям?

Каждый новый день особый,

Детям хмуриться нельзя!

Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два,

Заплясала детвора!

(Топают и приседают)

Упражнение: «Сороконожка», выполняется на мелодию р. н. п. «Два веселых гуся»

1. Шла сороконожка, по сухой дорожке

(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: кап!

(дети останавливаются и слегка приседают)

- Ой, промокнут сорок лап!

2. Насморк мне не нужен, обойду я лужи!

(Дети идут, с высоким подниманием бедра, будто шагая через лужи)

Грязи в дом не принесу,

(Дети останавливаются, трясут одной ногой)

Каждой лапкой потрясу!

(Трясут другой ногой)

3. Насморк мне не нужен, обойду я лужи!

(Дети идут, с высоким подниманием бедра, будто шагая через лужи)

И потопаю потом, ой, какой от лапок гром!

И потопаю потом, ой, какой от лапок гром!

(Стоя на месте, выполняют мелкие притопы «топотушки»

Упражнение: «Дождик кап!», выполняется на мелодию р. н. п. «Каравай»

1. Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!

(Дети ритмично хлопают в ладоши)

Дождик: кап, кап, кап!

(Хлопают по коленям ладонями)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!

(Выставляют вперед ногу на пятку, поочередно)

2. Дети: ха, ха, ха!

(Вытягивают руки ладонями вверх)

Мама: ах, ах, ах!

(Качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап!

(Хлопают ладонями по коленям)

Туча: бах, бах, бах!

(Топают ногами)

Упражнение: «Муравьиная зарядка», выполняется под мелодию р. н. п.

«Как у наших, у ворот!»

1. Муравьи проснулись рано

(Дети потирают глаза, сидя на корточках)

Потянулись, встали прямо!

(Встают, руки поднимают вверх, затем опускают)

Прыг да скок, прыг да скок!

(Прыгают на двух ногах, руки в свободном положении)

Новый начался денек!

2. Вместе весело живем!

(шагают на месте)

Хорошо быть муравьем!

Улыбнулись всем друзьям

(Останавливаются, с легким поклоном улыбаются друг другу)

Побежали по делам!

(легко бегут в одном направлении)

Комплекс «веселой гимнастики», с использованием малых форм фольклора, на занятиях утренней гимнастикой, способствует раскрепощению детей, снятию мышечного тонуса и напряжения, развитию пластичности, гибкости, памяти, чувства ритма, несет эмоциональный заряд и хорошее настроение на весь день, который ребенок проживает в детском дошкольном учреждении.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Ринкевичене Л.В.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения»

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.

Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет в этом действенную помощь. Так, Алеша К. очень любил петь. Он знал много песен. Дети всегда с большим желанием слушали его. На музыкальном занятии после вопроса: «Кто хочет спеть песню?» - все сразу поворачивались в сторону Алеши. Конечно, это хорошо, что пение товарища нравится ребятам. Но задача педагога научить самостоятельно петь каждого ребенка, поэтому нужно обратить внимание на малоактивных, застенчивых, робких детей. Мы решили игру «Музыкальный телефон» использовать так, чтобы она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать ее по картинке. При этому дети старались подражать пению Алеши. За основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать и передавать характер песни так же, как и Алеша.

Для закрепления знакомых песен мы используем игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей (один ребенок) должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне. Ценность игры еще в том, что дети, определяя произведение, закрепляют знания о музыкальных инструментах. Хорошо, когда роль ведущего в этой игре берет на себя не музыкальный руководитель, а воспитатель. В таком случае игру можно будет проводить в свободное от занятий время.

Дети часто обращаются к песни с целью выразить через нее свое настроение. Мама Ромы заметила, что мальчик, играя с солдатиками, всегда напевает одну и ту же маршевую мелодию. Он пытается ее петь и на улице, бодро маршируя по дороге в детский сад. Когда мама спросила, что он поет, Рома ответил: «Это «Походный марш» Кабалевского, с этим маршем можно идти в бой».

Детям нравятся песни о Родине, о мире. Они поют их торжественно, с подъемом, «как большие». При исполнении песни ребят учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. В свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно привести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин», которую дети часто организовывают в группе. Продавец-ребенок, предлагая покупателю требуемую пластинку, должен голосом воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, возьмут ли у него данную пластинку или попросят другую, т. е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков при исполнении. Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям, разученным на занятиях.

Свое представление о той или иной песне дети передают в рисунках. Постепенно можно создать альбом рисунков, содержание которых составят знакомые песни, музыкальные произведения. В нашем саду такой альбом находится в музыкальном уголке старшей и подготовительной к школе групп. Время от времени у нас организуются выставки рисунков, в которых дети изображают свою разнообразную музыкальную деятельность и в саду, и дома.

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Многие педагоги детских садов используют в своей работе «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Следует сказать о большой ценности этого сборника в музыкальном развитии детей. Здесь подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному, а яркие красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, заинтересованность ребенка той или иной песенкой. Ценно и то, что все задания в букваре даны в игровой форме, а, следовательно, они доступны детям.

Самые простые игровые приемы по развитию музыкального слуха мы используем в работе с малышами, начиная с двухлетнего возраста. Сначала определяются конкретные задачи, продумывается весь ход музыкально-дидактического задания. Иллюстрации «Музыкального букваря» мы увеличиваем и используем на занятиях в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав попевку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху, и показать на картинке. Если он определит правильно, все хлопают. Таким образом, проходит своеобразная игра на определение звуков по высоте.

Попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знания о звуках разный высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету (карточки могут выполнять сами дети, соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Например, красный – низкий колокольчик, желтый – средний, зеленый – высокий. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с красным колокольчиком и т. д.

Большую часть заданий дети младшего дошкольного возраста выполняют по показу воспитателя, музыкального руководителя, а затем самостоятельно.

В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке. И уже при повторном проведении игры малыши твердо знают, что мама-кошка поет низким голосом, а котенок – высоким.

Для определения звуков по высоте можно использовать и такой прием. Малыши слушают мелодии, характеризующие любимые детские игрушки: медведя, зайчика и птичку. Дети определяют музыку и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю): «Вы сыграли про медведя, он большой и тяжелый, может стоять на нижней ступеньке». Таким образом, игровая форма задания дает возможность подвести детей к пониманию низких, средних и высоких звуков.

Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок, в дальнейшем отстучать его музыкальным молоточком на бубне или металлофоне (на одной пластинке)

В средней группе задания усложняются. Ритмический рисунок распевки берется немного сложнее. В этой группе дети должны уметь самостоятельно исполнить ритмический рисунок попевки на одном звуке какого-либо музыкального инструмента (металлофоне, триоле, губной гармошке)

В музыкально-дидактических играх детей этого возраста могут быть использованы и ударные инструменты: различные погремушки, угольники, бубны. Через 2-3 занятия ребята, как правило, уже могут исполнить ту или иную попевку сразу на нескольких инструментах, нажимая определенную клавишу, кнопку. Получается целый оркестр, что доставляет всем немалую радость.

В старших группах проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук. «Звук тянется дольше», - говорит ребенок.

Движение мелодии вверх, вниз можно проиллюстрировать на музыкальной лесенке с пятью ступеньками. Ребенок показывает всем, как звучит мелодия, передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз. После этого детям можно предложить другую попевку и обратить их внимание, что здесь, помимо движения мелодии вверх, есть два звука, которые находятся на одной высоте. Продемонстрировать это движением руки вправо на одном уровне.

Большую помощь в работе музыкального руководителя может оказать фланелеграф. Фланель с изображением нотного стана (пяти линеек) натягивается на демонстрационную доску. Ноты-кружки (с обратной стороны наклеена фланель) накладываются на какую-либо линейку или между линейками нотного стана. Выкладывая ноты-кружки, дети учатся правильно передавать мелодию знакомой песни: определять звуки по высоте; движение мелодии (вверх, вниз) .

Для развития ритмического чувства используются различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке, например, можно взять народную прибаутку «Андрей-воробей». Вначале с детьми разучивается сама прибаутка, т. е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.

Различные попевки, прибаутки могут звучать в следующих дидактических играх: «Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?» и др.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Музыкально-дидактические игры»

Труд воспитателя всем своим содержанием устремлен в будущее.

Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть - забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни. Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в

первую очередь чувство товарищества, ответственности. В музыкально-дидактических играх часто используются музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность.

Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

Музыкально-дидактические игры используются как на музыкальных занятиях, так и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учётом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создаётся тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.

Музыкально-дидактическим играм предшествуют музыкальные занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно всё же играм дошкольников. Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально)

Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Таким образом, музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Праздники в Детском саду»

Детство всегда помнится взрослыми, как самое лучшее время в жизни человека, вызывая светлые чувства.

Взрослые с особыми эмоциями воспринимают праздники, а дети реагируют на них в два раза сильнее, они постоянно открыты чему-нибудь новому, впечатлительны и верят в чудеса. Любые праздники могут быть полными чудес, ежедневные новые впечатления, бесконечная череда замечательных развлечений, веселое настроение, море позитивных эмоций, сделает любой праздник для детей незабываемым.

Праздник в детском саду – это особенный день, который отличается оформлением помещений, нарядной одеждой взрослых и детей, приглашением гостей, особым меню, сюрпризами и подарками. Главное в праздничном утреннике – создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у ребят интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка и само мероприятие вызывают у детей радостное волнение, формирует художественный вкус, сплачивает всех участников. Главное, чтобы ребенок не был только созерцателем, наблюдателем и слушателем. Взрослые должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, его активную позицию и сохранение традиций и обычаев русского народа.

Массово и зрелищно отмечаются в детском саду такие праздники, как: День дошкольного работника, Осенины, Масленица, Новый год, фольклорные праздники, День защитника Отечества, Международный женский день, День смеха, весенние праздники, День Победы, День знаний, День защиты детей, День матери, День рождения детского сада, Выпуск детей в школу, летние праздники.

Принципы, которые соблюдаются в дошкольном учреждении при организации праздников, характерные для праздничной традиции: душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии.

Программа праздника составляется так, чтобы в нее можно было вносить изменения. Она обсуждается и утверждается на инструктивно-методическом совещании. Музыкальный руководитель и воспитатели групп обдумывают размещение детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов.

Педагогами на праздниках создается творческая, естественная атмосфера с включением поисковых ситуаций, творческих заданий: сочинение песен и танцев для мамы и бабушки, совместная деятельность дошкольников и взрослых. Формы организации праздников не повторяются, и дети каждый раз попадают в новую для них ситуацию. Это придает особую неожиданность празднику, наполняет его новыми положительными эмоциями.

Праздник должен нести детям радость, восторг, делать их счастливыми. Праздник наполнен сюрпризами, встречами с новыми героями уже знакомых произведений, подарками, веселыми играми. Большую радость детям на таких мероприятиях доставляют выступления взрослых.

Благодаря активности взрослых, и особенно родителей, которые могут спеть и потанцевать, прочитать сказку, стихотворение, принять участие в спектакле, происходит эмоциональный подъем, который несет детям счастье и радость.

Если ребенок после праздника, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него — цель достигнута. Праздник состоялся! Пусть праздник станет для ребенка счастливым событием и останется в памяти надолго!