Самообразование

Ринкевичене Лариса Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белочка» п.Улькан

Отчет самообразования по теме «Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников»

Музыкальный руководитель:

Ринкевичене Л.В.

2018г.

Цель:        Изучение и внедрение в практику преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Задачи:

Совершенствовать творческий подход к использованию музыкально-ритмических навыков; развивать умение определять характер музыки, согласовывать ее с движением; совершенствовать координированные движения во взаимосвязи с речью; формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; развивать коммуникативные способности;

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.

Использовала следующие формы работы:

-Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы;

-Постоянное пополнение музыкальной медиатеки для творческой деятельности;

-Изучение и применение опыта других музыкальных педагогов;

-Проведение открытого занятия;

-Проектная деятельность;

-Использование интернет - ресурсов для работы с дошкольниками;

Начала свою работу с подбора методической литературы, освещающую данную тему. Собрала, изучила и систематизировала материал по данной теме.

Спланировала работу с детьми с учетом современных методов и приемов воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

-Изучила структуру и содержание занятий, с использованием логоритмики;

-Изучила методические разработки по теме педагогов музыкантов.

Работа с детьми:

-Проводила работу с учетом индивидуальных способностей детей;

-Включала в НОД комплексы упражнений по логоритмике, -включающих здоровьесберегающие технологии;

-Использовала для творчества детей музыкальные логопедические распевки, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, речевые игры («Подснежник» в подготов.гр.)

-Использовала результаты работы с детьми на праздниках в МДОУ.

-Подготовила музыкальный проект «Насекомые малышки – наши меньшие братишки»

-Провела итоговое открытое мероприятие «Путешествие в весенний лес»

Для педагогов :

-Приготовила картотеку по теме: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательные упражнения» для средней, старшей и подготовительной группы, «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста»

-Весенние пальчиковые игры;

Работа с родителями:

-Размещение информации в уголки для родителей, Консультация «Что такое логоритмика» в картинках; «Можно ли проводить занятия по логоритмике дома или их правильно может провести только логопед-дефектолог?»

-Выступление на родительских собраниях;

-Работа с родителями по вопросам организации праздников, выступлений и других мероприятий.

-Помощь родителей в приобретении и изготовлении костюмов, реквизита и др.

А стоит ли заниматься с ребенком, у которого подобные нарушения отсутствуют или еще неясно, присутствуют ли, так как он слишком мал?

Даже нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой и приносить ему пользу, так как занятия по логоритмике помогут сформировать и развить:

Общую и мелкую моторику

Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие двигательных способностей, координацию движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию общей и мелкой моторики.

Координацию движений во взаимосвязи с речью

К примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку «Мы в ладошки хлопаем, громко-громко хлопаем…» или дотронуться лба, ушей, шеи, локотков под строчку «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на

локтях…»

Ориентацию в пространстве

Ходьба и маршировка в различных направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад, вверх и вниз, направо и налево, на месте.

Чувство музыкального и стихотворного темпа и ритма

Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает

преодолеть трудности в произношении трехсложных и более длинных слов, обращая внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз.

Дыхание

Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненном водой очень весело и для малыша это

увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания.

Артикуляцию, мимику и голос

Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развитию подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять

своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как

мышка»

Умение расслаблять мышцы тела, релаксацию

Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие умение напрягать и расслаблять определенные мышцы

тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.

Правильное произношение и фонематический слух

От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами, правильно слышит – хорошо говорит.

Слуховое внимание и память

Так как определенные движения нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое внимание между разными

видами деятельности. К примеру, «Идет, поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте она идет…» В целом, логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и память, так и моторное, и зрительное.

Творческую фантазию и воображение

Героев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и воображение.

Расширить словарный запас

Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях.

С какого возраста нужно проводить такие занятия?

Чем раньше, тем лучше. Безусловно, для совсем крошек подобные занятия будут скорее пассивные, как и пестушки, так как произносить или пропевать текст и выполнять движения вместе с малышом будет мама.

Хотя, наиболее оптимальный возраст для занятий – 2,5 – 3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белочка» п.Улькан

Отчет музыкального руководителя Ринкевичене Л.В. по теме самообразования «Музыкальное экспериментирование»

2019 – 2020 гг.

Цель: Развивать у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики об основных физических свойствах звука.

2. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников.

3. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр, экспериментов.

4. Развитие у детей умственных способностей.

5. Развитие у детей комплекса музыкальности:

• чувства ритма;

• ладового чувства;

• эмоциональной отзывчивости;

• музыкальной памяти;

• музыкального слуха.

Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки.

На начальном этапе работы по теме самообразования «Музыкальное экспериментирование» мною была подобрана и изучены соответствующая методическая литература, интернет ресурсы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

2. Т. Н. Девятова образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник» М., «Линка - пресс» 2006 г. ;

3. Е. Поплянова «А мы на уроке – играем» М., «Новая школа» 1994 г. ;

4. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение» М., «Просвещение» 1983 г.

5. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. / Сост. Л. А. Баренбойм. М., 1978.

6. Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова. Посвящение Карлу Орфу. Вып. 2., СПб, 2010.

 http://www.solnet.ee/

 http://kopilkaurokov.ru

 http://nsportal.ru

Исследовательская деятельность, экспериментальная работа в музыкальном воспитании пронизывают все виды детской музыкальной деятельности и тесно связаны с детским музыкальным творчеством.

Исследованиям и экспериментам было посвящено целое музыкальное занятие, посвященное музыкальному инструменту – колокольчику. На протяжении всего занятия использовались разные виды детской музыкальной деятельности: слушание, исполнительская деятельность, игра. Дети знакомились со строением колокольчика, с разнообразием звуков, издаваемых колокольчиками не только различной величины, но и сделанными из различных материалов, экспериментировали со звуками, анализировали высоту звучания и тембр, подбирали точную словесную характеристику голосов, издаваемых колокольчиками. На этом занятии дети познакомились с колокольным звоном разного настроения: набатный звон – взволнованный, тревожный; торжественный звон – радостный, праздничный; перезвон церковных колоколов во время христианских праздников – светлый, звонкий. Затем детям было предложено изобразить звучание колокольчиков голосом (дон-дон-дон – большой колокольчик; дили-дили-дили – маленький колокольчик. В конце занятия поговорили о том, где в повседневной жизни можно услышать звучание колокольчика, как его можно использовать, поиграли в «Жмурки с колокольчиком»

Чаще всего исследования и эксперименты я включала в какую – либо часть занятия. Пример знакомства детей первой младшей группы с музыкальным инструментом бубен и приемами игры на нем: (дети берут в руки бубны, рассматривают их, пробуют тоже позвенеть).

Аналогично знакомила детей со звучанием и приемами игры на барабане (разными палочками, пальцами, ладонями, веточками от веника и т. д.).

Когда весной звенит капель, познакомила детей с песней М. Картушиной «Капель», а затем внесла на занятие «Сосульку» (трубочку от трубчатого металлофона, повешенную на ленточке (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки). Позже, говорила детям, что на трубочке можно исполнить моросящий дождь или сильный летний ливень.

Мною изготовлена картотека музыкальных опытов с целью научить детей определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки; выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера; подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов и т.д.

Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Для создания шумового оркестра использовались разные предметы: связки ключей, газеты, целлофановые пакеты, оберточная бумага и т. д.

С целью ознакомления с принципами образования звуков, воспитания интереса к звучащему миру, развития внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку, подготовила итоговое мероприятие с детьми подготовительной группы «Звук – волшебник»

Создана картотека «Сказки-шумелки» с целью обучения детей обыгрыванию небольших текстов сказок с помощью музыкальных инструментов и подручных предметов.

Разработана краткосрочная образовательная практика «Сказки-шумелки»

Подготовлен наглядный материал по теме «Музыкальные и шумовые звуки»

Для педагогов мною подготовлено сообщение «Экспериментирование

со звучащими предметами, как одно из средств познания мира детьми дошкольного возраста»; разработаны рекомендации по проведению занятий по теме «Сказки с шумовым оформлением «Сказки-шумелки»

Также по теме самообразования подготовлен материал для родителей:

 - Консультация для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность

на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»;

 - мультимедийные файлы по озвучиванию сказок с детьми дома «Друзья», «Заяц»

В процессе музыкальных экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации. Эксперименты проводятся в поиске ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Таким образом, проведенная работа позволяет убедиться в том, что в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности у детей развивается познавательная активность. Экспериментальная деятельность со звуками и музыкальными инструментами оказывают благоприятное влияние на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Тема самообразования

музыкального руководителя Ринкевичене Л.В.

 на 2020 г. – 2021 г.

«Мнемотехника на музыкальных занятиях»

Цель: Развивать музыкальные способности детей дошкольного возраста посредством моделирования

Задачи:

- упростить процесс запоминания содержания песен благодаря отражению их в мнемотаблицах.

- развивать у детей умение с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;

- способствовать повышению интереса дошкольников к песенному репертуару посредством обогащения зрительного восприятия содержания песен;

- содействовать систематизации знаний содержания изученных песен на музыкальных занятиях;

Раздел плана

Форма работы

Сроки реализации плана

Подготовительный этап

Изучение методической литературы;

Составление перспективного плана работы по выбранной теме;

 Выбор методов и приемов для работы по теме;

Использование инновационных технологий.

Сентябрь - декабрь

Основной этап

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Реализация плана;

Описание полученных результатов;

Распространение опыта внутри учреждения, среди родителей, среди педагогов.

Вводные ознакомительные занятия;

Разработка схем, моделей, мнемотаблиц к песня;

Разработка мнемотаблиц к танцам, игре на музыкальных инструментах, по слушанию музыки;

Проведение занятий с использованием мнемотаблиц в разных видах деятельности;

Подготовить материал по теме «Мнемотехника»;

Подготовить презентацию «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»;

Создание картотеки по теме самообразования;

Консультации для родителей;

Беседы;

Январь – май

Февраль – май

Март – апрель

Апрель – май

Закрепление

Диагностика музыкальных способностей детей; Анализ проведённой работы;

Апрель

Обобщение

Обобщение опыта;

Отчет по теме самообразования на педагогическом совете ДОУ;

Апрель