ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Путилова Наталья Игоревна

Правильное дыхание – основа основ, голосообразование не возможно без дыхания!
Ведь для того, чтобы речь была красивой, четкой, правильной, необходимо правильно дышать, иметь хорошую опору.
Однако неправильное дыхание может отразиться и на общем состоянии организма, ведь именно кислород питает все системы и органы человека, приводит их в действие.
Обращайте внимание на то, как ребенок дышит.
Дыхание не должно быть резким, скачкообразным.  
Д  Ы  Х  А  Т  Е  Л  Ь  Н  А  Я       Г  И  М  Н  А  С  Т  И  К  А

~ развивает плавный, длительный речевой выдох

~ помогает научиться  правильно выполнять глубокий незаметный вдох  и

целенаправленный выдох при постановке звуков речи 

~ укрепляет органы дыхания 

~ улучшает кровообращение

~ деятельность сердечно-сосудистой системы

~ повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям. 

 

— развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений

— повышает иммунитет

— восстанавливает дыхательную систему после заболеваний

— предотвращает частые простудные заболевания

— гиперактивных детей учит расслабляться и успокаиваться

 

 

 

Правила выполнения упражнений: image

1. Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот.

2. Во время дыхания плечики не поднимают, а держат на одном уровне. Выдохи всегда должны быть медленными, плавными, чтобы щёки ребёнка не раздувались.

3. Не допускайте симптомов гипервентиляции у ребёнка: при резком дыхании у деток может участиться сердцебиение, покраснеет лицо, начнёт покалывать в конечностях, может закружиться голова. Что делать: для снятия указанных симптомов ручки ребёнка складывают ковшиком, после чего он должен глубоко и спокойно подышать в ладошки 2-3 раза, плотно прижав их к личику.

4. Перед началом дыхательной гимнастики рекомендуется проветривание помещения.

5. Не нужно делать все упражнения. Достаточно выбрать несколько, включающих разные элементы: с произнесением звуков на выдохе и без, с поднятием рук и без, с надутием животика и без. Каждое упражнение можно повторять до 5 раз.

 

 

Носик дышит

 Предложите ребенку крепко сжать губы и хорошо подышать носом.

Правая — левая Предложите малышу дышать попеременно то одной ноздрей, то другой.

Для выполнения этого упражнения при вдохе и выдохе нужно закрывать указательным пальцем правую или левую ноздрю.

 

 

Ежик

 

Сделайте с малышом несколько ритмичных и коротких вдохов и выдохов, изображая, как бежит и пыхтит маленький ежик.

 

Часики

Предложите малышу резко произнести: «Тик», чтобы живот подтянулся к спине.

Произнося: «Так», нужно выдыхать спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.

 

Ветерок

Ребенок, вдыхая носом, плавно отводит плечи назад, соединяя лопатки. З

атем вытягивает губы трубочкой и медленно выпускает через нее воздух тонкой струйкой, расслабляя плечи.

 

Трубач

Предложите малышу стать трубачом. Пусть он сделает из ладоней «трубу"» — сложит ладони в кулачки,

приставит их друг к другу и приложит к губам, как трубач трубу. Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».

 

Петух

Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает вверх руки-«крылья»,

на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку».

 

Паровозик

Ребенок ходит по комнате, согнутыми в локтях руками он изображает поршни паровозика и приговаривает: «Чух-чух-чух».

 

 

Насос

 

Ребенок стоит прямо, ноги — вместе, руки — опущены. На вдох он наклоняет туловище вправо, левая рука скользит по боку вверх.

На выдох наклоняет туловище в другую сторону, произнося: «С-с-с-с-с-с». (Затем на вдох нужно наклоняться влево, а на выдох — вправо),

 

Большой — маленький

Ребенок стоит прямо, ноги — вместе. Делает вдох и приподнимается на носочки,

поднимает руки вверх и тянется. На выдох — опускает руки вниз, встает на всю ступню.

Выдыхая, ребенок произносит: «У-х-х-х-х».

 

 

Радуга улыбается  

 

Ребенок разводит руки в стороны и поднимает их над головой, как бы рисуя дуги радуги.

Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбается, произносит: «С-с-с» и

плавно опускает руки вниз. Каждое упражнение желательно выполнять 2 раза в день по 3-5 раз.

 

image

 

image

 

 

image

 

image

 

 

image

 

Стойкое пламя

Для этой игры на развитие дыхания лучше использовать свечу. Однако, если вы боитесь, что ребёнок может обжечься, можно «использовать» воображаемую свечу. Скажите малышу, что сегодня у одного хорошего гномика День Рождения. Но поскольку он маленький, он не может задуть свечу самостоятельно, поэтому ему нужно помочь. Зажгите свечу, попросите малыша «сложить» губы в трубочку и вытянуть вперед. Выдох должен быть концентрированным, как будто ребёнок дует в какую-то конкретную точку.  Сначала поставьте свечу недалеко, попросите ее задуть. Как только это будет получаться просто, нужно увеличить дистанцию. Задания могут быть и иными. Например, попросить дуть на свечу таким образом, чтобы пламя находилось под одним углом, или же попросите дуть прерывисто (наоборот, непрерывно), так, чтобы свеча не погасла.

Стойкий солдатик

Эта игра на развитие дыхания предназначена для группы детей.Выбираем любой гласный звук (а, о, у, и, е и т.д.).

Попросим ребят встать прямо. По команде ведущего участники начинают произносить заданный звук.

Побеждает тот, кто «удержит» звук дольше всех. При этом он не должен быть громким, важна именно продолжительность.

 

 

Схема речевого дыхания это словно~~~ Волны, обозначающие речевой ритм -

чередование глубокого спокойного вдоха и длительного выдоха. Плавная речь и пауза для отдыха!!!

Как у волн есть свой ритм, так и наша речь подчиняется определённому ритму.

Если его соблюдать будешь говорить легко, без утомления и напряжения.

Тренируем речевое дыхание - глубоко и незаметно сделаем Вдох ( не поднимать плечи и не в захлёб) , а теперь

делаем -  речевой выдох, произнося Гласные звуки речи: А...,У...,О...,Ы....,Э....,И.....  длительно... !

 

 

Консультация для воспитателей

«Дыхательные и звуковые игры и упражнения»

Без еды человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней,

а без воздуха - всего несколько минут. Новорожденный ребенок сразу дышит правильно

 (глубоко и через нос). однако со временем, под воздействием разных факторов (неправильное питание,малоподвижный образ жизни, частые простуды) этот навык им утрачивается.

Поэтому, для сохранения здоровья детей очень важно учить их правильному дыханию и в этом могут помочь дыхательные игры и упражнения.

 

Дыхательные игры

Игра «Пора вставать»

Цель: разделение ротового и носового дыхания; обучение чередованию произвольного расслабления и напряжения мышц тела.

Дети спокойно сидят на стульчиках на небольшом расстоянии друг от друга, руки лежат на коленях. Голова опущена, глаза закрыты. Дети «спят».

Педагог (шепотом): Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки Потихонечку сопят.

Вот так!

И делает шумный вдох носом, затем выдох ртом со звуком «Хо-о-о-о!».

Дети подражают. Вдохи и выдохи повторяются несколько раз, и вдруг педагог громкопроизносит:

Солнце встало! Хватит спать!

Хватит спать! Пора вставать!

Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, бросив руки вдоль туловища и опустившись на полную ступню, делают выдох. Это повторяется несколько раз.

Педагог: А, проснулись? Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают ему (словами приветствия или кивком головы) и вместе с педагогом:

Солнце встало! Хватит спать!

Хватит спать! Пора вставать!

Здравствуйте! (Протяжно.)

Игра «Поехали!»

Цель: развитие речевого дыхания; отработка изолированного произнесения звука «ш».

В середине зала стоят по кругу 6—8 стульчиков спинками к центру круга — это «автомобили». На спинках висят «рули» (небольшие обручи).

Педагог: Сейчас дети покатаются па машинах.

Только вот беда: спустили воздух колеса.

Надо их накачать.

Дети подходят к «машинам» и по сигналу взрослого и его показу начинают «накачивать шины», соразмеряя вдох-выдох (нагнулись-разогнулись). Вдох - «Ш-ш-ш» (выдох).

Педагог: Отлично накачали, можно ехать!

Дети садятся верхом на стульчики и, взяв в руки «руль», медленно вращают его, приговаривая:

За-ве-ли ма-ши-ну,

Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

На-ка-ча-ли ши-ну,

Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! (2 р.)

Педагог: Улыбнулись веселей и поехали быстрей!

(Взрослый показывает темп езды).

Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш!

Теперь дети не «крутят руль», а притоптывают поочередно то правой, то левой ногой, издавая звук «Ш», постепенно замедляя «ход машины».

Педагог: Приехали!

Дети: При-е-ха-ли!

Игра «Птички»

Цель: отработка длительного плавного выдоха.

Дети сидят полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. У каждого в левой руке легкая маленькая яркая бумажная птичка, прикрепленная к нитке в 20-25 см. Правая рука свободно лежит на колене.

Все хором: Птичка, птичка, полетай, полетай!

С нами, с нами поиграй, поиграй! (2 р.)

ФУУУУУУУ! ФУУУУУУУ-'

Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы «трубочкой», дети, произнося звуки, делают выдох.

Затем, сделав вдох, снова произносят эти звукивыдыхая. При этом птичка подлетает вверх несколько раз.

В конце игры дети подставляют ладонь правой, вытянутой вперед руки, на которую и садится птичка.

Дети: Птичка устала. Села отдыхать.

Данную игру можно разнообразить, подвесив к нитке воздушные разноцветные шарики.

Шарик, шарик, отлетай!

С нами, с нами поиграй!

И т. д.

Игра «Разноцветные шары»

Дети стоят или сидят на стульчиках. Вверху натянута толстая нитка так, чтобы прикрепленные к ней воздушные шары находились перед лицами детей на расстоянии 30—40 см.

Под музыку любого легкого вальса и дирижирование взрослого дети стараются дуть на шарик, делая поочередно глубокий вдох и длительный плавный выдох.

Звуковые упражнения

«Покорители космоса». Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полету:

1. Полет на Луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают.

2. Полет на Солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

3. Полет к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появление легкости, радости. (На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс негативной энергии).

«Гудок парохода». Через нос дети набирают воздух, задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).Упражнение учит дышать в темпе 3—6 (вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный).

«Полет самолета». Дети-самолеты летают со звуком «у». При выполнении упражнения«пилотаж-взлет» — звук «у» как бы вибрирует в области головы, а «при посадке» звук «у»вибрирует в области груди. Для того, чтобы это ощутить, ребенку предлагается «включить»воображение, т. е. вообразить, что этот процесс происходит.

Примечание: именно поэтому мы включили раздел «воображение ребенка» в начало пособия, т. е. всякие звуковые игры должны вводиться в мир ребенка только после того, как он научится сознательно включать свое воображение.

Звуковая игра (в частности, со звуком «у») регулирует кровяное давление ребенка, учит дышать.

Подобную функцию выполняет упражнение со звуками «Иа», например, игра «Упрямый ослик». Суть ее в том, что выбираются «ослики» и «погонщики», функции которых различны.

Детям необходимо предложить побывать и в том, и в другом качестве: в этом нравственный аспект игры.

Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, т. к. не хотят идти дальше. Погонщики их уговаривают, но ослики выражают протест. Они начинают кричать«и-a»«и-a».

Учитывая, что это игра, воспитатель должен четко осуществить режиссуру, выделить нравственные аспекты ее, показать, как нужно обращаться, если возникли препятствия.

Отсюда и речь их носит вопросительно-ласкательный характер. Они обращаются по имени к ослику, но в нем всего два звука — «И-a». А теперь двустишие:

«Что же ты хочешь, мой милый «и-а»?

Сеча, лепешек иль молока?»

Важно направить внимание детей на то, что ослик прекращает кричать, прислушивается, получая желаемое, но интонация у него уже другая — благодарственная.

Это упражнение подобно упражнению со звуком «у».

Очень важно, чтобы, проигрывая каждый звук, пропевая его, ребенок умел ощутить разницу; сравнить, что с ним происходит, когда он произносит тот или иной звук «капризно», когда «благодарственно», почувствовать, что звук, произнесенный с благодарственной интонацией, приносит больше радости, а, следовательно, отметим мы, — способствует здоровью. По такому же принципу необходимо реализовывать и последующие упражнения. Например, «Плакса».

Звук «и» укрепляет голосовые связки.

«Плакса». Ребенок «плачет», но в плаче преобладает звук «ы»

Воспитатель должен направить внимание ребенка на то, чтобы он сам услышал звук во время плача, издаваемый им самим. Вместе с тем, малыш должен проанализировать те ощущения, которые у него при этом возникают, но т. к. эта игра коллективная, то воспитатель включает в осмысление, ощущение этих звуков и их влияние на организм и других детей, но учитывая их желания.

«Что ты плачешь «ы» да «ы»?

Слезы поскорей утри!

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать!»

— После чего плакса перестает плакать, и дети пляшут.

Звук «ы» снимает усталость.

По данному принципу строятся и динамические звуковые игры, предлагаемые ниже.

«Часики». Положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Дети размахивают прямыми руками вперед-назад, произнося при этом«тик-так».

«Трубач». Положение: сидя. Кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх над собой. Дети медленно опускают руки и на выдохе произносят звук «п-ф-ф-ф».

«Петушок машет крыльями»Положение: стоя прямо с опущенными руками. Руки поднимаются в стороны, затем опускаются с одновременным похлопыванием по бедрам. Приэтом: выдох с произнесением «ку-ка-ре-ку».

«Каша кипит». Положение: сидя. Одна рука лежит на животе, другая — на груди (левая или правая — как ребенку удобно). На счет «раз» — дети втягивают животики и набирают воздуха в грудь — вдох; на счет «два» — опускают грудь и выпячивают животик — выдох. В процессе выдоха громко произносят звук «ф-ф-ф».

«Паровозик». Дети ходят по комнате, выполняя попеременно движение руками и приговаривая«чух-чух-чух».

«На турнике». Положение: стоя, ноги вместе. В руках перед собой дети держат гимнастическую палку. На счет «раз» палка поднимается вверх с одновременным подтягиванием на носках, вслед за палкой — вдох. Положение фиксируется, вдох задерживается. На счет «два» — палку опускают на лопатки, производя при этом

длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф».

«Охотники». Положение: стоя, палка, изображающая фоторужье, в руках. Детям предлагается идти медленно, высоко поднимая колени, чтобы не производить шума в высокой траве. Им поставлена задача увидеть как можно больше и не спугнуть жителей леса (зверей, птиц). На два шага — вдох, на 6—8 шагов — выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-ше».

«Регулировщик». Положение: стоя, ноги — на ширину плеч. Одна рука поднимается вверх, другая отводится в сторону. На раз — вдох носом, затем положение рук меняется с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р».

«Маятник». Положение: стоя, ноги — на ширине плеч. Палка — за спиной, на нижних углах лопаток. На счет «раз» — наклон туловища влево (вправо). При наклоне производится выдох с произнесением «ту-у-у-х-х-х».

«Семафор». Положение: сидя, ноги сдвинуты вместе. На счет «раз» руки поднимаются в стороны, на счет «два» — медленно опускаются вниз с длительным выдохом и произнесениемзвука «с-с-с».

«Лев». Положение: свободное. Детям предлагается растопырить пальцы (когти) и изобразить льва, который готовится к нападению.

Звук агрессии«р-р-р».

 

«Кто быстрее»Упражнение носит соревновательный характер, но оценивается оно не по принципу «кто быстрее» всех на одном выдохе произнесет «Да-да-да-да.», а по принципу — как увеличивается количество «да» при повторных упражнениях индивидуально у каждого («Я сейчас и Я после».

 

Упражнения для речевого дыхания:
  • "Футбол". Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • Артикуляционная гимнастика "Снегопад". Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад, и предложить сдувать «снежинки» с ладони.
  • Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ему подуть на листья так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
  • Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
 
Упражнения с включением речевого компонента:
  • Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» («а-а-а»), «Дует сильный ветер» («у-у-у»).
  • Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («па-па-па»), «Зайка прыгает» («оп-оп-оп»), «Мишка топает» («топ-топ-топ») и т. д.
  • Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».
Техника выполнения упражнений для детей
Ребенок:
  • Набирает воздух через нос;
  • Плечики не поднимает;
  • Выдох делает длительным и плавным.

 

Взрослый:
  • Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • Контролирует правильность речевого дыхания малыша, не допуская, чтобы ребенок делал слишком большой вдох и «выжимал» из себя воздух до конца (так он начнет задыхаться);
  • Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.
 
РОМАШКИ Ромашки нюхает Катюшка, Их так много на опушке. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Другой стишок для этого упражнения: Пришли в цветочный магазин Алёнка, Маша и Василий. Вдохнули нежный аромат Сирени, хризантем и лилий. ___________________________________ БЕГЕМОТИК Ну-ка, выпяти животик — Получился бегемотик. А теперь — втяни живот — Похудел наш бегемот. Руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...».
image
     
    Другие стишки для этого упражнения:
     
    ЛЕС Дышать в лесу приятно и легко. Мы в лес пришли, и дышим глубоко. МОРЕ По волнам корабль плывёт. Ты вдохни, надуй живот. А теперь ты выдыхай И кораблик опускай. ___________________________________
    МАШИНА Зашипела грустно шина, И стоит теперь машина. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд. С поочерёдным подтягиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...» ___________________________________
    image
      УПРАЖНЕНИЕ С КУКЛОЙ
      Мы на мяч посадим Машу, Покатаем куклу нашу. Выполняется лёжа. На область диафрагмы посадить куклу. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая куклу. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается — кукла опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...». ___________________________________
      image
        СВЕЧКА
        Дует Таня на свечу, И я тоже так хочу! Положить ладони рук на рёбра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из лёгких выходит плавно и постепенно, рёбра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Для контроля ротового выдоха рекомендуется длительно произносить звукосочетание «ф-у-у...». Другие стишки для этого упражнения:
        Сегодня Алисоньке ровно пять лет. Подружек она позвала на обед. На торте горят пять весёлых свечей. И гости кричат: «Дуй, Алиса, сильней»! Нужно глубоко вдохнуть, Чтобы свечку нам задуть. Я на варежку подую, Все снежинки с неё сдую. ___________________________________
        image
          МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
          Взял соломку Игорёк, Надул мыльный пузырёк. Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри. ___________________________________
          ГУСИ Гуси высоко летят. На детей они глядят. На вдохе руки поднять в стороны. Медленный выдох со звуком «гу-у-у», на выдохе руки опустить. ___________________________________
          image
            МАЯТНИК
            Влево, вправо, влево, вправо, А затем начнём сначала. Руки на поясе, вдох. Наклон влево — выдох. При подъёме — вдох. При наклоне вправо — опять выдох. ЁЖИК Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. Поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом. Поворот головы влево — фиксированных выдох: выдох через почти сомкнутые губы, как при произнесении звукосочетания «пф-пф». ___________________________________
            image
              РЕГУЛИРОВЩИК Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. Правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох. Меняем руки местами — выдох. ___________________________________
              ЛЯГУШКА Лягушка открывает рот И шумно выдыхает... Вот! На вдохе поднять вверх руки. На слове «Вот» — выдох со звуком «ф-ф-ф» и одновременно руки опускаем через стороны. ___________________________________
              image
                Я РАСТУ! Вырасти хочу скорей, Добро делать для людей. На вдохе поднять руки вверх, потянуться вверх, встать на носочки. На выдохе опуститься со звуком «У-у-ух». ___________________________________
                НАСОС Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. Медленный вдох. Наклон вправо с фиксированным выдохом: выдох через почти сомкнутые губы с произнесением «с-с-с». Руки при наклоне свободно скользят вдоль тела. На вдохен поднимаемся. Повторяем всё в другую сторону.
                СОБАЧКА Носом дёргает собачка: Фу! Невкусно пахнет жвачка. Глубокий вдох: следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Затем резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей. Можно повторить упражнение, выпуская воздух не одним, а несколькими резкими отрывистыми выдохами. ___________________________________
                image

                   

                  АИСТ Сделай вдох одной ноздрёй. Выдохни, вдохни другой. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй не спеша сделать вдох и выдох. Повторить всё с левой ноздрёй. После дыхательного упражнения добавить стояние на одной ноге (до 5 секунд) под продолжение стишка: На одной ноге постой. А теперь — на второй. ___________________________________
                  ПЕСЕНКИ ВЕТРА «У-у-у-у-у...» Так завывает ветер То в поле, то в трубе. А ну-ка ты попробуй: Удастся ли тебе?
                   
                  Произносить нараспев звукосочетания гласных:
                  А, АО, АЭ, АИ, АУ, О, ОА, ОЭ, ОИ, ОУ, Э, ЭА, ЭО, ЭИ, ЭУ, АОЭ, АЭО, АОИ, АЭУ, ОАЭ, ОЭА, ОАИ, ОЭУ, ЭАО, ЭОА, ЭАИ, ЭОУ и т.д.
                   

                   

                  Серия игровых дыхательных упражнений «Про мальчика Петю»

                  «Больной мальчик» На картинке вверху доктор, внизу – мальчик, их соединяет звуковая дорожка. Рассказываю детям: У мальчика Пети заболело горло. Мама привела Петю к врачу. Врач попросил Петю открыть рот и сказать: а-а-а-а. Инструкция: Найдите на картинке фигуру доктора, мысленно поставьте около нее указательный палец и произнесите а-а-а-а на одном дыхании, двигаясь в воздухе указательным пальцем в сторону мальчика по звуковой дорожке. Затем упражнение повторяется с движением указательного пальца другой руки от фигуры мальчика до фигуры доктора.

                  «Встречаем бабашку» На картинке здание вокзала и поезд соединены звуковой дорожкой. У мальчика Пети была бабушка, но она жила в деревне. Однажды бабушка поехала к Пете в гости. Петя с мамой пошел встречать бабушку на вокзал. Вскоре все услышали как гудит поезд: у-у-у-у. Как и в предыдущем упражнении указательным пальцем ведем от вокзала до поезда и произносим на одном дыхании: у-у-у-у.

                  «На горке»В данном упражнении двигаемся от начала горки до конца Наступила зима. Петя на санках катался с горки. Горка была очень высокая и крутая, что иногда Пете было страшно и он тихонько говорил:о-о-о-о.

                  Выполняется аналогично предыдущим упражнениям.

                  "Прогулка на теплоходе" Однажды Петя с мамой отправились на прогулку на большом пароходе по реке. Навстречу им плыл маленький кораблик. Большой пароход низким голосом гудел маленькому кораблику: ы-ы-ы-ы.

                  «В гостях у к бабушки» Бабушка поставила на плиту кастрюлю с супом и чайник. Чайник закипел. Крышка у чайника начала подпрыгивать: п-п-п-п. А там и суп закипел:п-п-п-п.

                  «Подарок» Подарили Пете барабан. Красивый, новый, блестящий. Взял Петя в руки барабанные палочки и стал барабанить: б-б-б-б то громко, то тихо: б-б-б-б.

                  Дети находят на рисунке барабанные палочки, ставят указательный палец на них и на одном дыхании произносят звук «б», сопровождая это движением указательных пальцев по звуковой дорожке до рисунка барабана.

                  Следующая серия упражнений называется «В лесу» «Медведь и мед» Нашел медведь на поляне колоду с медом. Понес ее детям в лес. Идет и поет громко: э-э-э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э-э-э.Нижняя точка – медведь, верхняя - лес. Их соединяет звуковая дорожка.

                  «Дятел - санитар Леса,деревья лечит»

                  Пошли дети в лес гулять. Слышат, кто-то по дереву стучит: д-д-д-д. Подняли глаза и увидели: высоко сидит птичка и клювом дерево долбит: д-д-д-д-. Посмотрели дети внимательно и увидели ниже на дереве точно такая же птичка сидит и клювом по дереву стучит: д-д-д-д-д. Верхняя точка – это дятел и нижняя точка, дятел, который сидит ниже.

                  «Березка»Росла в лесу березка. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели, а затем подул холодный ветер:в-в-в-в-в-в и все листья опали. Только один листочек остался на дереве, он неи хотел падать на землю. Еще сильней подул ветер: в-в-в-в-в, сорвал последний листочек и закружил в воздухе. Верхняя точка – это листочек на дереве, нижняя точка – трава.

                  «Два ежа» Жили в лесу два ежа. Жили дружно, гуляли и не расставались. Но вот однажды разбежались ежи в разные стороны и потерялись. Стали друг друга звать. Один зовет: ф-ф-ф-ф-ф. Другой ему отвечает: ф-ф-ф-ф. Так и нашли друг друга.

                  Упражнения по темам«Времена года»«Домашниеживотные»«Насекомые»«Инструменты»«Транспорт» и др. Упражнения можно привязать к лексическим темам, использовать при изучении звуков и букв на индивидуальных и на фронтальных занятиях.

                  При тренировке речевого дыхания хороший эффект дает выполнение отдельных упражнений по методике А. Стрельниковой.

                  «Поем песенку»Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произносязвук «А»(сочетаниезвуков «ау»«ауи» и т. д. Выдох контролируется ладонью.

                  «Немое кино»

                  Логопед показывает беззвучно артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

                  «Топор»Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук замком и опустить вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

                  «Зоопарк»Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Взрослый совершает экскурсии по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

                  «Ворона»

                  Ребенку предлагается поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

                  Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га- га- га» и т. д.

                  «В лесу»

                  Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенок отвечает «ауф».Затем речевой материал усложняется, для произнесения предлагаются фразы» «Катя, ау»«Коля, ау, где ты?»«Я здесь!» и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

                  Закрепляя правильное речевое дыхание, провожу с детьми различные игры.

                   «Собираем грибы».

                  Спрашиваю детей о том, собирали ли они грибы. Предлагаю вспомнить, как это делается. Каждому грибочку, нужно поклониться, чтобы его найти. Аккуратно срезать ножом и положить в корзинку. А чтобы нам не устать, мы будем правильно дышать. Наклон – вдох носом, ищем гриб, подъем – выдох ртом (показ взрослого, нашли грибок, положили его в корзинку.

                  Спрашиваю детей:«Что нужно сделать, чтобы не потеряться в лесу?» (Кричать «Ау»).

                  - Как кричать? Громко на весь лес, или тихо, шепотом. Давайте попробуем.

                  Вдыхаю носом, не очень громко«А- у-у!». Объясняю детям: «Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие, а теперь выдыхаю и кричу«А-у-у-у-!» долго и продолжительно. Но одна девочка ушла очень далеко. Каким голосом будем звать? Давайте позовем: вдох носом, долгий выдох«А-у-у-у-у!»

                  Игра «Паровозик»

                  Дети изображают вагончики паровоза (встают друг за другом, руки согнуты в локтях. Показываю детям светофор, объясняю, что на железной дороге светофор называют семафором. Все вместе повторяем стихотворение:

                  Красный свет – проезда нет!

                  Желтый, то же, что и красный!

                  А зеленый впереди, значит,

                  Смело проходи!.- Будьте внимательны! Паровозик отправляется!Во время движения дети выполняют вдох носом, короткий выдох ртом на звук «пых – пых- пых!» Можно проверить исправность всех колесиков (вдох – выдох, дуя на ладошку; пых- пых- пых!» (воздух бьет в ладошку). Во время движения даю детям команды«Паровоз дает сигнал!» («ту-ту-ту-ту» - долгий сигнал, предупредительный).

                   

                  Дыхательно- пластический этюд «Надуваем мячи разного размера»

                  Дети стоят свободно. Вместе с педагогом договариваются. Какой мяч будут надувать (с начала маленький).

                  Вдох - Выдох - показываем размер мяча руками.Затем начинаем надувать воображаемый мяч. Руки ставят у рта, сомкнутыми ладошками и пальцами, образуя отверстия, куда будут дуть. Затем делают вдох и несколько прерывистых выдохов. На каждый выдох руки, расходятся – мяч надувается. «Надутый» мяч кладут на пол. Надувают следующий.

                  Дыхательно- пластический этюд «Снежки»

                  Сгребаем снег в кучку двумя руками. Лепим снежок.Вдох носом – бросок.Выдох – «ух!».

                  Дыхательно- пластический этюд «Дровосек»Встаем свободно. Ноги на ширине плеч.Медленный долгий вдох – руки подняли над головой и быстрый резкий выдох на наклон туловища вниз«Ух!».

                  Дыхательно- пластический этюд «Сильные гребцы»Отправляемся в поход по реке на лодках. Сели все удобно, вдохнули медленно носом, наклонились вперед, руки впереди.Резко выдохнули, туловище распрямили, руки прижали к животу – «Ух!».

                   

                  Развивая у детей правильное дыхание, необходимо учитывать то, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, поэтому параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики провожу работу по формированию направленной воздушной струи.

                   

                  Упражнение «Толстяк» Картинка- образ – мальчик с надутыми щеками.

                  Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

                  Упражнение «Худенький» Картинка- образ – худенький мальчик.

                  Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

                  Упражнение «Снежок» Картинка- образ- падающие снежинки.

                  Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

                  Упражнение «Дудочка» Картинка дудочка.

                  Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

                  Упражнение «Пропеллер» Картинка самолет с пропеллером.Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звупропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

                   

                  1. «Какое море большое»

                  И. п. : основная стойка.
                   
                  1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки;
                   
                  2 – выдох – руки вниз, опуститься на стопу («Ах!»);
                   
                  3 – 4 – тоже.
                   
                  Дозировка: 6 – 8 раз.
                   
                  2. «Чайки ловят рыбу в воде»
                  И. п. : ноги врозь, руки опущены.
                   
                  1 – вдох – наклон туловища вперед, руки в стороны;
                   
                  2 – выдох – вернуться в исходное положение;
                   
                  3 – тоже.
                   
                  Дозировка: 6 – 8 раз.
                   
                  3. «Створки раковины раскрываются»
                  И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
                   
                  1 – вдох – живот втянуть;
                   
                  2 – выдох – сесть с прямыми ногами, живот выпятить(«Ш-ш!»);
                   
                  3 – вдох – живот втянуть;
                   
                  4 – выдох – вернуться в исходное положение.
                   
                  Дозировка: 6 – 8 раз.
                   
                  4. «Пловцы»
                  И. п. : ноги врозь, руки опущены.
                   
                  1 – вдох – левую руку поднять;
                   
                  2 – выдох – мах рукой вперед, вниз;
                   
                  3 – вдох – правую руку поднять;
                   
                  4 – выдох – мах правой рукой вперед, вниз(«Раз).
                   
                  Дозировка: 6 – 8 раз.
                   
                  5. «Дельфин плывет»
                  И. п. : ноги врозь, руки согнуты в локтях;
                   
                  1 – вдох;
                   
                  2 – выдох – наклониться вперед, правым локтем коснуться левого согнутого колена;
                   
                  3 – вдох – вернуться в исходное положение;
                   
                  4 – выдох – наклониться вперед, левым локтем коснуться правого согнутого колена, вернуться в исходное положение.
                   

                   

                  Дозировка: 6 раз.