Л о г о р и т м и к а

Путилова Наталья Игоревна

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

Т Е Х Н О Л О Г И И

 

 ЭТО система мер, направленная не только на сохранение

и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование здорового образа жизни.

 

Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы

среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

 

 

" Пространство и время

наполнены материей,

подчинённой законам вечного ритма"

Эмиль Жак Далькроз

 

 

 

ДЕЛАЙ  ВМЕСТЕ С НАМИ!   ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!!!

 

Что же такое фонетическая ритмика? 

«Фонетическая ритмика – речь, приводящая к успеху!»

Фонетическая ритмика это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Это целая лаборатория накопления впечатлений и двигательных умений, которые способствуют коррекции всех речевых функций. Дети очень любят двигаться под счет и ритм, особенно под музыку. Все это дает детям только положительный результат и помогает преодолеть проблемы в речевом развитии.

Основные направления на занятиях по фонетической ритмике:

• соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

• способствовать формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

• развивать слуховое восприятие детей с тяжелыми нарушениями речи и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

• воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами:

• 1. Напряжённость;

• 2. Интенсивность;

• 3. Время.

В системе логоритмической работы с детьми раннего возраста можно выделить два направления:

1. воздействие на неречевые процессы:

• совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

регуляция мышечного тонуса;

• развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

активизация всех видов внимания и памяти.

2. речевые процессы:

• развитие дыхания, голоса;

• выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

• развитие артикуляционной и мимической моторики;

• координацию речи с движением;

• воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

 

Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям.

Словесный материал подбирается в соответствии с темой занятия, легко запоминается, что способствует обогащению словарного запаса и нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируя положительный эмоциональный настрой.

Все движения, используемые на занятиях по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.

И, конечная цель - фонетически правильно оформленная речь без движений.

Все упражнения на фонетической ритмике проводятся по подражанию и

речевой материал предварительно не выучиваем.

Во время занятия дети вместе с логопедом стоят по кругу. Они хорошо его видят, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с логопедом. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.

Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.Хочу сказать, что прекрасно можно использовать фонетическую ритмику на занятиях по обучению грамоте. Дети быстро заучивают как звуки гласные, так и согласные. При этом им нравится превращать звуки в буквы, писать слоги, слова с помощью движения рук. Дети с общим недоразвитием речи не замечают, как серьезное занятие по обучению грамоте, плавно перетекает в игру!

Значительно улучшается просодическая сторона речи, произношение, речевое дыхание. 

Все упражнения проводятся по подражанию.

Понедельник.

В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах)

Полюбили крепко их Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками)

Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки)

Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)

Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)

А затем кружись ты смело. (Покружиться)

И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку).

Вторник.

К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)

По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) Рыб, лягушек доставал,

Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)

Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)

И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец,

подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)

Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)

Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)

Среда.

В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, (Ходьба на месте)

И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд) И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)

Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)

В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

Четверг.

А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)

Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево,

взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)

Посидели, постояли,

Притаились как лиса, (Приседания)

Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)

Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).

Пятница.

Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)

Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда,

приседания с поворотом туловища вправо, влево)

На высокой ёлке, Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз.

Пальцы рук раздвинуты, как иголки)

Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук) На дворе настала осень, (Потянуться)

Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают) Будет лапу он сосать.

(Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) Пчёлы дали мёду,

Целую колоду.

(Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)

Суббота.

Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)

Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием)

Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками)

Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами)

Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте)

Посмотрели на столы …(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)

В лес обратно убежали (Бег на месте)

За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)

Воскресенье.

В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте)

Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)

Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)

Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)

Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).

Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками)

Вот корова замычала, «Му-у-у», (Наклоны туловища вперёд)

Заработал паровоз, «Ду-ду-ду-у», (Имитация движущегося поезда на месте)

А лошадка бьет копытцем, Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки)

Мы на этой карусели Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).

Как сделать логопедическую деятельность детей более интересной и увлекательной? Как автоматизировать и дифференцировать звуки в занимательной игровой форме? Все это можно достичь с веселой и развивающей логоритмикой. Рассказывание и заучивание стихов с движениями по определенной лексической теме,

выполнении пальчиковых гимнастик. Стихи провожу как этап занятия- физкультминутка.

Суть этой динамической паузы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание

показывается картинка (изображение) и обязательно придумывается движение по тексту.

Глядя напростые движения учителя,запоминая их, ребенок легко воспроизводит текст,

стихотворение, скороговорку, загадку.

 Метод мнемотехника помогает в развитии:

• связанной речи

• ассоциативного мышления

• зрительной и слуховой памяти

• зрительного и слухового внимания

• воображения

• ориентировке в пространстве и собственном теле

• общих и мелких движений, развитии координации

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков на этапе работы со стихотворениями, загадками, скороговорками

• расширение у детей словаря

• совершенствованию психофизических функций

• развитию эмоциональности

• навыков общения

• снятие неуверенности, зажатости у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами

Использование на своих логопедических занятиях мелких кукол, картинок, игрушек, деревянных фигурок, специального пальчикового театр, бельевых прищепок, вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение, побуждает говорить правильно.

Пример стихотворения КОШКА

В своей практике я заметила, что просто заучивать стихи сложно, неинтересно. А работать так со стихами, используя движения по тексту очень удобно и даже весело. Дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Элементы мнемотехники (стихи с движениями) помогают научить детей запоминать строчки стихов, песенок, потешек в определенной последовательности.

Таким образом, с помощью мнемотехники мне на своих занятиях

удается достичь таких результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание придумывать свои движения;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• автоматизируются звуки в речи.

 

Мы — шоферы

 

Едем, едем на машине (имитируем руками движение "взявшись за руль")                                                                

Нажимаем на педаль(пальцы правой ноги оторвать от пола- 2р.)

Газ включаем, выключаем( (правую руку вперёд и согнуьв локте )

Смотрим пристально мы вдаль (поднять ладонь ко лбу)                                

Дворники счищают капли (согнуть руки в локтях  перед грудью, ладонями от себя раскачивать то влево, то вправо)                                     

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер(развиваем локоны с помощью прикосновения рук)

Мы шоферы — хоть куда!(указываем большим пальцем вверх)

 

Вкусный арбуз

Мы большой арбуз купили   (в воздухе 2 руками рисуем круг)                     

И домой скорей пошли (шагаем на месте)

Там его мы долго мыли,( руки в стороны и движени ими  сверху вниз-3 раза)

Обтирали, как могли,

Разрезали вдоль полосок, (ладони вместе и кисти рук в движении)                                                                        

А потом и поперек.                                                                  

По рукам и подбородку(притронуться пальчиками)

Сладкий сок арбузный тек.

                                                                                         

«Звериная за­рядка».

Раз — присядка,

Дети приседают.

Два — прыжок, Это заячья зарядка.

Подпрыгивают, кладут ладошки на голову — ушки на макушке.

А лисички, как проснутся,

Кулачками трут глаза. Сразу любят потянуться,

Потягиваются, отводят руки назад.

Обязательно зевнуть, Зевают, прикрывая рот ладонью.

Ну и хвостиком вильнуть.

Двигают бедрами из стороны    в сто­рону.

Ну а мишка — косолапый,

Слегка сгибают руки в локтях.

Широко расставив лапы,

 Ставят ноги на ширину плеч.

 То одну, то обе вместе — Переступают с ноги на ногу.

 Долго топчется на месте. Раскачивают туловищем.

А наш Петя-петушок, Ставят руки на пояс.

Подняв красный гребешок, Поднимают голову вверх.

Важно по двору шагает, Шагают, высоко поднимая колени.

Свою песню распевает.

Сделает вдох через нос, не поднимая плеч.

На выдохе пропеть: Ку- кА - рЕ- кУ!!!

 

 

НА ЛЫЖАХ

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

(попеременные движения вперёд-назад: правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога)(показывают рукой на пол)

Ты бежишь за мной. (бег на месте)

Хорошо в лесу зимой:

(пальцы в кулаке, поднят большой палец, знак «отлично»)

Небо ярко-синее,

(проводят рукой над головой)

Ели, сосны в инее,

(рисуют в воздухе ель и сосну)

Снег сверкает под ногами.

(поднимают по очереди правую и левую ноги)

Эй, ребята, кто за нами?

(машут рукой, словно зовут)

 

«Большой — маленький».

Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь. Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

 

«По ровненькой дорожке». По ровненькой дорожке, Дети идут шагом,

По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, прыгают на двух ногах, По камешкам, по камешкам...

В яму — бух! приседают на корточки.

 

 «Раз-два». Мы становимся все выше, Достаем руками крыши.

Раз-два — поднялись, Раз-два — руки вниз.

 

«Клен». Ветер тихо клен качает, Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон И два наклон. Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту.

 

 «Три медведя». Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди. А сынок — малютка просто. Присесть.

Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи. С погремушками ходил. В

стать, руки перед грудью сжаты в кулаки. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.

 

 «Зайка». Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.

 

 «Один, два, три, четыре, пять». Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками, Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

 

 «Аист» (И.п. Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу,

согнутую в колене, и также плавно опускают.) —Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.) —Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой. Движения по тексту стихотворения.

 

 «А над морем — мы с тобою!» Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

 

 «Ракета» А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись,

А потом руки вниз.. Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь!

(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

«А теперь на месте шаг» А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем - Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

 

 «А часы идут, идут». Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, 

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка.

(Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

 

«Бабочка». Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 

 «Бегут, бегут со двора». Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.) Курка-гарабурка-каки-таки,

(Хлопаем в ладоши.) Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.) Индкж-хрипиндюк-шулты-булды,

(Хлопаем в ладоши.) Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.) Баран - крутороган-чики -брыки,

(Хлопаем в ладоши.) Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.) Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

 

 «Белки» Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

 

  «Будем в классики играть» Будем в классики играть, На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.

«Будем прыгать и скакать!» Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать!

(Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три!

Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.)

 «Будем прыгать, как лягушка». Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка-попрыгушка.

За прыжком — другой прыжок, Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

 

 «Ванька-встанька». Ванька-встанька, (Прыжки на месте.) Приседай-ка. (Приседания.)

Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

 

 «Вверх рука и вниз рука» Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

 «Весёлые гуси» (Музыкальная физкультминутка) (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.) 

Жили у бабуси ходьба (на месте, переваливаясь с бока на бок- имитация гуся) Два весёлых гуся: Один серый,

Другой белый, Два весёлых гуся. Вытянули шеи ( наклоняются вперёд, вытягивают шеи, поворачивают голову вправо и влево)

–У кого длиннее! Один серый, другой белый, У кого длиннее! Мыли гуси лапки

( «моют» ручки, полощут их в воображаемой воде) В луже у канавки.

Один серый, другой белый, Спрятались в канавке. ( присаживаются на корточки) Вот кричит бабуся: Ой, пропали гуси!

Один серый, Другой белый Гуси мои, гуси! ( хватаются за голову, качают головой, всплёскивают руками)

Выходили гуси, Кланялись бабусе Один серый, другой белый, Кланялись бабусе. ( имитация ходьбы гусей, кланяются)

«Весёлые прыжки» Раз, два — стоит ракета. Три, четыре — самолёт. Раз, два — хлопок в ладоши,

(Прыжки на одной и двух ногах.) А потом на каждый счёт. Раз, два, три, четыре - Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре - И на месте походили. (Ходьба на месте.)

 «Ветер» Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону.

На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

 «Ветер веет над полями» Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

«Ветер тихо клен качает» Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон, Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

 «Вечером» Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.) В садике клумбу разбила,

(Прыжки на месте.) Брат ее мальчик Иван (Приседания.) Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)

 «Видишь, бабочка летает» Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.) — Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

«Вместе по лесу идём» Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр. И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.

«Во дворе растёт подсолнух» Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) 

Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

«Во дворе стоит сосна». Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать - Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

«Вот летит большая птица» Вот летит большая птица, Плавно кружит над рекой.

(Движения руками, имитирующие махи крыльями.) Наконец, она садится На корягу над водой.

(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

 «Под елочкой» Вот под елочкой зеленой (Встали.) Скачут весело вороны: (Прыгаем.) Кар-кар-кар! (Громко.)

(Хлопки над головой в ладоши.) Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.) 

 «Карусели». Еле-еле-еле-еле Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом ( темп речи и движения ускоряется) Побежали, побежали,

Побежали, побежали, Тише, тише, не спешите. (темп замедляется) Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. (все кланяются друг другу).

«Зайчики». Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики (детки делают «ушки» ручками над головой)

Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. (скачут на двух ногах) Прыгал заинька весь день, Прыгать заиньке не лень.

 «Зайка серенький». Зайка серенький сидит и ушами шевелит (сидят на корточках) Вот так, вот так он ушами шевелит.

(делают «ушки на макушке» и шевелят «ушками») Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть. (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать Вот так, вот так, надо зайке поскакать. (скачут , поворачиваясь вокруг себя). Зайку волк испугал, серый зайка ускакал! (разбегаются по группе). 

«Звериная зарядка» Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Раз- присядка, два- прыжок,

И опять присядка, а потом опять прыжок. Это заячья зарядка. Птички скачут, словно пляшут,

Птички крылышками машут И взлетают без оглядки. Это птичкина зарядка.. А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться, Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнут

И легонечко подпрыгнут. Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы, То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте. А кому зарядки мало- начинаем всё сначала.

«Танец в кругу». Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Ты друзей не обижай,

Не дерись и не толкай. Мы сейчас пойдём направо, А потом пойдём налево.

В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся. Мы тихонечко присядем,

И немножечко приляжем. Мы поднимемся тихонько И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ноги И похлопают ладони. Повернёмся мы направо, Не начать ли всё сначала?

«Если нравится тебе…» Дети выполняют движения, которые им показывает ведущий – движения могут быть любые.

Ведущий может меняться – например, по часовой стрелке. Если нравится тебе, то делай так

( показывает движение) Если нравится тебе, то делай так ( показывает движение)

Если нравится тебе, ты другому покажи , Если нравится тебе, то делай так ( показывает движение).

«Весёлый гном». Жил да был весёлый гном. (поднимают руки над головой, изображая колпак)

С круглыми ушами (описывают вокруг ушей круги) Он на сахарной горе (складывают руки «горой»- треугольником)

Спал под воротами. (пальцами изображают ворота) Вдруг откуда ни возьмись, великан явился (руки высоко над головой)

Скушать гору он хотел (делают руками движения, как будто едят руками)

Только подавился. ( хватают воздух ртом, надувают щёки). Ну а что весёлый гном? Так и спит глубоким сном.( руки под щёчку, глазки закрыты).

«Медведь и заяц». У медведя дом большой, (развести руки в стороны)

А у зайца – маленький (руки свести вместе) Наш медведь пошёл домой,

(имитируют походку медведя) А за ним и заинька. (руки на поясе, прыжки).

Мы медведя провожаем и занятье продолжаем.

 

СЧИТАЛОЧКА - Зарядочка

Заучи и игру с друзьями начинай... 

Раз, два, три четыре, пять!

Плечи выше поднять.

Раз, два, три!

Плечи, руки опусти.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начнем шагать со счета пять.

Пять, шесть! Всем присесть.

И встать.

Семь, восемь, девять, десять!

Уши дружно развесить

Десять!

Лень на ниточку подвесить.

 

Как на горке Как на горке - снег, снег, (встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой - снег, снег, (приседаем) И на елке - снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки) И под елкой - снег, снег. (приседаем)

А под снегом спит медведь. (склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь! (прикладывает палец к губам).

*** Снежинки С неба падали снежинки, (пружинящие движения)

Белоснежные пушинки, Они вертелись, они кружились (кружимся)

И в сугробы превратились (садимся на корточки)

Вот такие вот высокие, (поднимаем руки вверх)

Вот такие вот широкие, (разводим руки в стороны)

Вот такие вот глубокие, (присаживаемся на корточки) Вот такие белобокие (поглаживаем себя по бокам)

 

«Логоритмика, подвижные игры

на логопедических занятиях»

А еще хочу рассказать о том, как можно на логопедическом занятии использовать подвижные игры.

Многим коллегам наверное знакома игра "Бабушка Маланья" и все наверное знакомы с её правилами,

но я немного изменила правила игры и теперь это самая любимая игра, которой мы заканчиваем наши занятия.

Ещё использую эту игру на этапе автоматизации звуков [ С и Сь]в тексте.

Не знаю как кому, а моим деткам очень нравится!

А правила просты: Дети вместе со взрослым становятся в круг,

в середине которого находится ребенок, изображающий Маланью,

именно этот ребенок будет показывать движения, которые необходимо выполнять всем, включая логопеда!

Дети вместе с логопедом начинают произносить текст, который сопролождается определенными движениями

У Маланьи, у старушки - показываем движениями завязывание платка

Жили в маленькой избушке - руками показываем крышу

Семь сыновей - показываем семь пальцев

Все без бровей - закрываем руками брови

с такими ушами - показываем уши как у слона, описывая круг в воздухе

с такими носами - приставляем к носу кулачки

с такими усами - рисуем в воздухе длинные усы

С такой головой - сцепляем руки над головой

С такой бородой - рисуем в воздухе бороду от подбородка до пола

Ничего не ели - жест отрицания

Целый день сидели - руки складываем как ученики за партой

На Маланью глядели - складываем бинокль

Делали вот так - разводим руки

Маланья показывает движение, а мы вместе его повторяем.

Кто его лучше всех повторил, того “Маланья” выбирает и ставит в центр круга на свое место.

Игра повторяется несколько раз!

 Мы с детьми обыгрываем все знакомые стишки

Вот пример одно из знакомых всем с детства стихов "Спор овощей"

Хозяйка однажды с базара пришла - шагаем на месте

Хозяйка с базара домой принесла - имитируем опускание тяжелой сумки

Картошку -кулачки сжали

Капусту - изобразили пальцами круг

Морковку - изобразили треугольник

Горох - стучим пальцами правой руки по ладони левой.

Петрушку и свеклу - развести полусогнутые кисти в стороны, соединенными остаются запястья, а на слово свекла- поднимаем кисти вверх (смотрите на фото)

Ох. - качаем головой

Вот овощи спор завели на столе - сжимаем потом разжимаем кулаки

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка -кулачки сжали

Капуста - изобразили пальцами круг

Морковка - изобразили треугольник

Горох - стучим пальцами правой руки по ладони левой.

Петрушка и свекла - развести полусогнутые кисти в стороны, соединенными остаются запястья, а на слово свекла- поднимаем кисти вверх (смотрите на фото)

Ох. - качаем головой

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала: имитируем движение ножа ребром правой ладони по раскрытой левой ладошке

Картошкау -кулачки сжали

Капусту - изобразили пальцами круг

Морковку - изобразили треугольник

Горох - стучим пальцами правой руки по ладони левой.

Петрушку и свеклу - развести полусогнутые кисти в стороны, соединенными остаются запястья, а на слово свекла- поднимаем кисти вверх (смотрите на фото)

Ох. - качаем головой

Накрытые крышкою, в душном горшке - приседаем и прикладываем ладонь к затылку сверху

Кипели, кипели в крутом кипятке: поочередное круговое движение кулачков

Картошка -кулачки сжали

Капуста - изобразили пальцами круг

Морковка - изобразили треугольник

Горох - стучим пальцами правой руки по ладони левой.

Петрушка и свекла - развести полусогнутые кисти в стороны,

соединенными остаются запястья, а на слово свекла- поднимаем кисти вверх (смотрите на фото)

Ох. - качаем головой

И суп овощной оказался не плох! - показываем большой палец.

 «Белый мельник»

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний

Белый-белый мельник Провести пальцами по лбу от середины

Сел на облака. к вискам.

Из мешка посыпалась Легко постучать пальцами по вискам

Белая мука.

Радуются дети, Сжав руки в кулаки, возвышениями

Лепят колобки. больших пальцев быстро растереть

крылья носа.

Заплясали санки, Раздвинув указательный и средний

Лыжи и коньки. пальцы, массировать точки перед

и за ушными раковинами.

"Вот на улице мороз"

Вот на улице мороз! - Руки на поясе.

Ну-ка, все потрите нос! - Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши, - Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали, - Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали, - Руки скрестить на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали! - Топают ногами.

 «Человечки»

- указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут»)

Для маршировки:

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

 "Любит ёжик умываться"

Любит ёжик умываться,

Вместе с нами закаляться:

Лапку правую вперёд

Он немножечко потрёт, Дети выполняют растирание рук

А потом наоборот

Лапку левую потрёт.

Грудку тоже моет чисто Выполняют растирание груди.

Быстро-быстро, быстро-быстро.

Чтобы чистыми всем быть,

Надо ушки нам помыть. Выполняют растирание ушей.

Ёжик, ёжик, всё помыл?

Носик вымыть не забыл? Выполняют растирание носа.

Лапками ты поскорее

Три свой носик, Ерофей.

Лобик тоже не забудь,

Мой его не как-нибудь: Выполняют растирание лба.

Ты потри его немножко

Своей лапкой, мы – ладошкой.

К ножкам будем приступать.

Будем ножки растирать. Выполняют растирание ног.

Мимическая зарядка

При выполнении этого упражнения необходимо помнить, что

массировать нужно подушечками пальцев, без нажима на кожу.

Здесь живёт Хмурилка, Ребёнок нахмурился, указательные пальцы возле сведённых бровей.

Здесь живёт Дразнилка, Упражнение «Буратино», ребёнок показывает язык.

Здесь живёт Смешилка, Указательные пальчики на щеках, ребёнок улыбается.

Здесь живёт Страшилка. Глаза широко открыты, руки вытянуты вперёд, пальцы растопырены, рот открыт.

Это носик Бибка! Указательные пальцы сведены на кончике носа.

А где твоя улыбка? Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога.

Здесь живёт Хмурилка, Массируется точка на лбу между бровями;

Здесь живёт Дразнилка, Массируются точки по краям крыльев носа;

Здесь живёт Смешилка, Массируется точка по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком.

Здесь живёт Страшилка. Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше

язык, при этом потягивая с умеренной силой рукавами мочки ушей сверху вниз.

Это носик Бибка! Поочерёдно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа.

А где твоя улыбка? Подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко,

(Дети должны стоять широко расставив ноги.

На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх,

два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка.

Темп постоянно ускоряется.)

– А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Зарядка

Чтобы были мы в порядке,

Быстро сделаем зарядку.

Шагом медленно идем, (ходьба, руки в стороны)

Вперед руки проведем,

Руки ставим на бока, (ходьба на внешней стороне стопы)

Мишенька идет пока,

Мы на пяточках пошли, (ходьба на пятках, руки за голову, на шею)

Руки к шее, посмотри.

А теперь наклоны вместе,

Выполняем мы на месте. (наклоны в стороны)

Руки ставь перед собой,

Их достань теперь ногой! (махи ногами)

Ну, дружочек, не зевай,

«Ножницы» ты выполняй! (прямые руки перед грудью)

Приседаем все мы дружно,

Нам здоровье очень нужно!

Шар воздушный мы надуем, (дыхательное упражнение на восстановление

А затем тихонько сдуем. дыхания 4-5раз)

Что - проснулись? Ну тогда

Ожидает вас вода!

Умывайся, не ленись, (дети умываются и одеваются)

Одевайся, есть садись!

 

Игры-инсценировки развивают интерес ребёнка, его творческие способности, 

способствуют развитию выразительности речи и движений.

Вытянула киска лапки, Вытянуть руки

А на лапках – цап-царапки, Показать коготки

Царапульки, цап-цап-цап! Поработать пальчиками

Киска когти поточила, Потереть ногти друг о друга

Поточила, спать легла. Руки под голову

Крепко кисонька уснула

И во сне произнесла: «Мяу!»

Руки вытянуть резко вперед

3. Упражнения на координацию речи с движением

Например, «Игра с ложками» – произнесение слогов с игрой на ложках, два слога произносятся тихо, третий – громко.

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает,

Отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё,

Лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Игра «Имена»

Дети стоят в кругу, и каждый называет своё имя.

Условие:

1. Назвать имя четко по частям;

2. С хлопками;

3. Со шлепками;

4. По частям с закрытыми глазами;

5. Только в звучащих жестах без произнесения;

6. Произнести имя в ласкательной форме;

7. Первую часть произносить, а окончание «сдуть с ладошек»: «НА-ТА»-подуть;

8. Все одновременно произносят имя, педагог показывает динамику ладонями;

9. Все ходят и произносят имя, но по знаку педагога надо замолчать и выполнить задание: присесть, подойти к окну и др.

 

Патриоты - Дошколята

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой-раз, правой-раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.

Застучали наши ножки - Громче и быстрей!

По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, Снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

 

ТИГРЯТА (автоматизация звука Р....)

А теперь мы все тигрятки

Выходите на зарядку –ррррр

Вот раздался страшный рык

На лужайку прыгнул тигр –рррр

Звери делают поклоны,

Начинаем мы наклоны –ррррр

Появился царь зверей,

Приседаем поскорей -рррр

А теперь все дружно, вместе,

Начинаем бег на месте –ррррр

Тигрята вертят головой,

Начинаем мах ногой -ррррр

Вот пришёл конец зарядке,

Разбежались все тигрятки-ррррр

 

Самомассаж тела

Шла купаться черепаха   (шагаем на месте)

И кусала всех со страха    ( пощипывание пальцами рук  груди, ног)

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Черепаха Рура!     ( Дети поглаживают себя ладонями),

В озеро нырнула  ( выполняя круговые движения) и

С вечера нырнула     -    приговаривают.

И пропала… Э-эй, 

Черепашка Рура выгляни СКОРЕЙ!!!!!!!!!!!!!

 

"СКАЗОЧНЫЕ" ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКИ

В темном лесу есть избушка В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.) В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.) Глаза большие, (Показывают.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.) Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Гномик Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.) Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».) Колпачок был непростым Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.) Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.) Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Иван-Царевич Иван-Царевич, вот герой! Смело он вступает в бой, Волшебным он взмахнет мечом — И Змей-Горыныч нипочем. Сделал выпад раз и два — Отлетела голова. Еще выпад - три-четыре — Отлетели остальные. (Выпады.)

Раз грибок, два грибок По тропинке леший шёл, На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.) Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. (Приседания.) Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.) А потом назад прогнулся, А потом вперед прогнулся И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.) И налево, и направо Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.) Леший выполнил разминку И уселся на тропинку. (Дети садятся.) Сказка даст нам отдохнуть Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево - вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Сказочная зарядка (Построение.) Слушай, сказочный народ, Собираемся на сход. Поскорее в строй вставайте И зарядку начинайте. (Потягивание.) Потягушка, потянись! Поскорей, скорей проснись! День настал давным-давно, Он стучит в твое окно.

Царь Горох Давным-давно жил царь Горох И делал каждый день зарядку. Он головой крутил-вертел И танцевал вприсядку. Плечами уши доставал И сильно прогибался, Он руки к небу поднимал, За солнышко хватался. (Дети повторяют описываемые движения.)

Шел король по лесу Шел король по лесу, по лесу, Нашел себе принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, Еще разок попрыгаем, попрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)

 

Под одною голубою

Общей крышей мы живем!!!

Поднимают руки вверх

Дом под крышей голубой

И просторный и большой. Разводят руки в стороны

Дом кружится возле солнца, Кружатся на месте

Чтобы было нам тепло, Разводят руки в стороны

Чтобы каждое оконце Составляют оконце из пальцев

Осветить оно могло. Вращают растопыренными пальцами

Ладоней

Чтобы жили мы на свете,

На пугаясь, не грозя, Пожимают друг другу руки

Как хорошие соседи

Или добрые друзья. Обнимаются за плечи.

 «Вот Земля, наш общий дом».

Вот Земля, наш общий дом. Поднимают руки вверх

Много есть соседей в нем. Разводят руки в стороны

И пушистые козлята, Приставляю указательные пальцы к

голове, как рожки

И веселые котята, Прыгают

И извилистые речки, Волнообразные движения руками

И кудрявые овечки. Вращательные движения указательных

пальцев в воздухе

Травка, птички и цветы, Приседают

И, конечно, я и ты. Встают, показывают пальцем на себя и

на соседа

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно. Кладут руки друг другу на плечи

Никого не обижать,

Всех соседей уважать!!! Хлопают в ладоши.

 

А Б В Г Д Е Ё -

Правая рука вперёд с указательным пальцем.

Постираем всё бельё.

Движения руками влево – вправо.

Ж З И Й К Л М –

Правая рука вперёд с указательным пальцем.

Апельсинку быстро съем.

Ладони сложены в форме шара – «апельсин».

Н О П Р С Т У –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Погуляем на мосту.

Шагают.

Ф Х Ц Ч Ш Щ -

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Ах, какая чаща!

Разводят руки в стороны.

Ъ Ы Ь –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Не запомнятся никак!

Поднимают плечи

Э Ю Я –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Вот и все наши друзья!

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТОП
Свoд сmoпы фopмиpуemся у дemeй 3–4 лem. Однaкo omнoсиmeльнaя слaбoсmь мышц и связoк сoxpaняemся дo 6–7 лem дaжe у здopoвыx дemeй.
Пoэmoму с дemьми эmoгo вoзpaсma нeoбxoдимo peгуляpнo выпoлняmь упpaжнeния, кomopыe пoмoгуm сфopмиpoвamь и укpeпиmь мышцы свoдa сmoпы и пpeдomвpamиmь paзвиmиe плoскoсmoпия. Упpaжнeния для сmoп выпoлняюm бoсикoм . Пpaвильнo сфopмиpoвamь и укpeпиmь мышцы свoдa сmoпы maк жe пoмoжem xoждeния бoсикoм пo зeмлe, пeску, кaмушкaм, в вoдe, плaвaниe, eздa нa вeлoсипeдe и maнцы.
 
1.Упpaжнeниe «цыпoчки» Исxoднoe пoлoжeниe: сmoя нa цыпoчкax, pуки нa пoяс. Хoдьбa пoд счem в сpeднeм meмпe, 30 с
Поём гласный звук -ИИИИИИИИИИИИИ
 
2. Упpaжнeниe «мишки» Исxoднoe пoлoжeниe: сmoя нa внeшнeй сmopoнe сmoпы, pуки нa пoяс. Хoдьбa пoд счem в сpeднeм meмпe, 30 с
Поём звук - ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ
 
3. Упpaжнeниe «пяmoчки» Исxoднoe пoлoжeниe: сmoя нa пяmoчкax, pуки нa пoяс. Хoдьбa пoд счem в сpeднeм meмпe, 30 с
Поём звук - ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ
 
4.Упpaжнeниe «пуmaeм слeды» Исxoднoe пoлoжeниe: сmoя, pуки нa пoяс. Хoдьбa, 30 с. Вo вpeмя xoдьбы сmaвим сmoпы пepпeндикуляpнo дpуг–дpугу (буквoй «Т»)
Поём звук - ООООООООООООО
 
5.Упpaжнeниe «уmяma» Исxoднoe пoлoжeниe:сидя нa кopmoчкax, pуки нa пoяс. Хoдьбa, 20 с.
Поём - ААААААААААААААА
 
6.Упpaжнeниe «кpужoчки» Исxoднoe пoлoжeниe: сидя, нoги пpямыe, нa шиpинe плeч. Нa счem 1–4 ― вpaщaйme сmoпaми внуmpь; 3–8 ― нapужу Пoвmopиme эmo упpaжнeниe 3 paзa.
Поём - ОООООООООООО
 
7.Упpaжнeниe «пeдaли» Исxoднoe пoлoжeниe: сидя. Нa счem 1–2 ― нoсoк пomянуmь нa сeбя; 3–4 ― сmamь нa цыпoчки; 5–6 ― вepнуmься в исxoднoe пoлoжeниe; 7–8 ― мaксимaльнo пoдняmь нoски сmoп Пoвmopиme эmo упpaжнeниe 3–5 paз. Нaгpузку мoжнo измeняmь: сmaвя сmoпы дaльшe om сmулa ― умeньшamь, ближe ― увeличивamь.
Поём - ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ
 
8.Упpaжнeния для сmoп с мячикoм Упpaжнeния для сmoп с мячикoм нe moлькo укpeпляюm мышцы сmoпы, нo и paзвивaюm у мaлышeй кoopдинaцию.
Для выпoлнeния эmиx упpaжнeний вaм пoнaдoбиmся сmул, нeбoльшoй (meннисный) мячик.
Кamaниe мячикa нoгaми пoпepeмeннo: om пяmки ― к нoску и oбpamнo; пo кpугу, пo чaсoвoй сmpeлкe, пpomив ― нoскoм, пяmкoй; «вoсьмepкoй». Пoвmopиme эmo упpaжнeниe пpaвoй и лeвoй нoгoй пo 5–7 paз. Поём: А-У... У-А
 
9.Упpaжнeния для сmoп с гимнaсmичeскoй пaлкoй Нa счem 1–2 ― пepeкamывaйme пaлoчку нoгoй om нoскa к пяmкe; 3–4 ― oбpamнo; 5–6 ― mo жe ― moлькo нoскoм; 7–8 ― mo жe ― moлькo пяmкoй. Пoвmopиmь эmo упpaжнeниe 3–7 paз.
Поём: О - И... И-О
 
 
image
 

image

 

Взрослый читает детям стихотворные строки,

а дети имитируют движения.

1. Солнышко.

Ночь в окошко заглянула, (наклоняют голову, подкладывая под щеку ладошки.)

Наше солнышко уснуло.

Солнце просыпается – (поднимают вверх руки и улыбаются друг другу.)

Деткам улыбается.

2. Флажки.

Упражнение выполняется по показу воспитателя.

Взяли в руки мы флажки.

Друг за дружкою пошли.

Сделали мы круг большой,

Словно шарик надувной.

Флажки вверх свои подняли

И недолго помахали.

Опустили вниз флажки,

А теперь у нас прыжки.

Руки в стороны с флажками,

На носочках побежали.

Флажки в коробку мы сложим,

Заниматься все продолжим.

3. Зарядка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Сказку мы слушали, песенку пели,

Устали немножко, отдохнуть захотели.

Мы присели: раз-два! Раз-два!

Встали, наклонились: раз-два! Раз-два!

Повернулись вправо: раз-два! Раз-два!

Повернулись влево: раз-два! Раз-два!

А сейчас на месте попрыгаем мы.

Скоро мы вырастем вот до такой высоты!

4. Топотушки.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

5. 

Мы играем целый день, (Руки на поясе)

Целый день играть не лень. (Выполняют полуприседания)

Ты смотри не отставай, (повороты вправо – влево)

Все за ними повторяй.

Мы поднимем руки вверх, (Идут на носках, руки поднимают вверх)

Сразу станем выше всех.

Руки ниже опусти (Дети, полуприсев)

И достанешь до земли. (Выполняют движения гусиного шага.)

6. Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся – потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем, растем!

7. 

Мы ногами – топ-топ, (выполняют движения)

Мы руками – хлоп-хлоп, (по содержанию текста.)

Мы глазами –миг-миг, (Руки на поясе, моргают глазами.)

Мы плечами- чик-чик, (Руки на поясе, плечи вверх-вниз.)

Раз - сюда, два- туда, (Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.)

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два- привстали, (Выполняют движения по тексту.)

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали-

Ванькой- встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Раз-два, раз-два, (Стоя, поднимают руки через стороны вверх)

Заниматься нам пора! (Опускают вниз.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л О Г О Р И Т М И К А Использование элементов л о г о р и т м и к и по профилактике речевых нарушений в МБДОУ детский сад «Колобок»

Слайд 2

Л о г о р и т м и ч е с к а я Н О Д

Слайд 3

Ц Е Л Ь Овладеть системой двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала; Профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2- 5 лет путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Слайд 4

«Логоритмика — полезный коктейль из движений, речи и музыки» полезна детям : • с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему; • с быстрой/медленной или прерывистой речью; • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений ; • с дизартрией, задержками развития речи , нарушениями произношения отдельных звуков; • часто болеющим и ослабленным; • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет) .

Слайд 5

Элементы ЛОГОРИТМИКИ в РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями. 2. Проговаривание потешек, приговорок, рифмовок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям. 3. Динамические паузы между занятиями. 4. Физкультурные сюжетные занятия с использованием речевого материала. 5. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса. 6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием, игровой массаж, музыкотерапия. 7. Подвижные игры с речетативом и движениями. 8. Логоритмические досуги.

Слайд 6

Л О Г О Р И Т М И К А даёт позитивный настрой и стремление проявлять себя, приобрести уверенность в своих силах, нормализация деятельности речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитие речи за счет расширения словаря, улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).

Слайд 7

1 2 3 4 5! (хлопаем в ладошки) поздняя ОСЕНЬ (руки вверх, в стороны, вниз – в воздухе изобразим букву «О») пришла к нам опять! (двигаемся бодрым шагом)

Слайд 8

Л О Г ОР И Т М И Ч Е С К А Я с ч и т а л о ч к а Вышли мышки как то раз… посмотреть который час: 1 2 3 4 - мышки дёрнули за гири! Вдруг раздался громкий звон, разбежались мышки вон…! (движения в соответствии с текстом)

Слайд 9

Л о г о р и т м и ч е с к и е и г р ы «Хитрая лисичка» «Мой весёлый звонкий мяч»

Слайд 10

Л о г о р и т м и ч е с к и е и г р ы «Самолёт» «В ноябре …»

Слайд 11

Л о г о р и т м и ч е с к и е и г р ы «Совушка сова»

Слайд 12

ЕДИНОЕ КОРРЕКЦИОННО – - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО