Звукопроизношение всех звуков родного языка - один из главных показателей готовности к школьному обучению!

Путилова Наталья Игоревна
Ясное произношение всех звуков родного языка -
один из главных показателей готовности к школьному обучению!
 
"ВНИМАНИЕ   ЗВУКИ..."    В русском языке  42  звука  речи
        
 Гласных звуков — 6       Согласных звуков — 36
 
В русском алфавите 33 буквы
Гласных букв — 10     Согласных букв — 21
Буквы Ь и Ъ — звуков не обозначают.
 
Гласные звуки и буквы
1. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает     преград.
2. Гласные образуют слог.
3. Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков.
4. Гласные Я, Е, Ю, Е, И обозначают мягкость согласных звуков.
5. Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной,
 после разделительных Ь, Ъ.
 
Согласные звуки и буквы
1. При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта,
 встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их.
2. Согласные без гласных не образуют слога.
3. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
4. Непарные звонкие, сонорные Л, М, Н, Р,   Й (всегда мягкий).
5. Парные звонкие и глухие согласные Б-П,  В-Ф,  Г-К,  Д-Т,  3-С; 
    Ж-Ш (всегда твердые).
6. Непарные глухие согласные X;    
Ц (всегда твердый);  
Ч, Щ (всегда мягкие).
7. Ь, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным - звука не обозначают.
 
Схема фонетического разбора слова
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки (ударные, безударные).
3. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие).
4. Количество звуков и букв.
 
«От того, как будет открыта звуковая действительность языка, 
строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, 
но все последующее усвоение языка». 
                                                                              Д. Б. Эльконин.
 
    Плохо развитый фонематический слух (способность чётко отличать одни звуки от  других) приводит к тому, 
что ребёнок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. 
Поэтому большое внимание в этот период обучения уделяется умению правильно произносить звуки.
Сначала ребёнок учится произносить гласные:    а, о, у, ы, э, и 
(их 6, а гл. букв 10); затем простые согласные:  м, б, п, д, т, г, к, в, ф, 
что подготавливает органы артикуляционного аппарата ребёнка произношению более сложной группы звуков (р, л, з, с, ш, ж).      
Работа по развитию умения правильно произносить звук проходит в определённой системе:
 сначала ребёнок учится произносить звук изолированно, затем в слогах, в словах, а потом в текстах.  
Усвоению материала способствует - заботливое, ответственное, серьёзное отношение родителей
 к выполнению логопедических рекомендаций.
    С 5 лет начинается обучение ребёнка звуко - буквенному анализу. 
Это очень сложный период, особенно в работе с детьми с ограниченными возможностями, 
которые с трудом  соотносят звук с буквой. Очень важно научить ребёнка называть 
отдельный звук в слове. Дело в том, что многие родители начинают с детьми учить 
алфавит, произнося название буквы. Сразу же возникают ошибки - ребёнок начинает 
путать названия буквы и звука. 
Например, ребёнка спрашивают, какой первый звук в слове рыба? Он отвечает: эр.
Ответ неправильный, так как эр — это название буквы.
 В слове рыба - первый звук [р] (произносим без призвука Э). 
Ребёнку надо усвоить разницу в названиях звука и буквы. 
Дети должны «входить» в мир звуков и букв через систему игровых заданий, 
и обучение им не покажется трудным и скучным.
 
 
Культура речи — это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, 
с учетом цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.
 Звуковая культура речи — составная часть речевой культуры.
 Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает в себя: 
формирование четкой артикуляции звуков родного языка, 
правильного их произношения, 
формирование правильного речевого дыхания, 
умения использовать достаточную громкость голоса, 
нормальный темп речи 
различные интонационные средства выразительности.
 
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: 
он становится замкнутым, резким, неусидчивым, 
у него падает любознательность, 
и как следствие — неуспеваемость в школе. 
 
Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый
и произносимый звук — основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
 
«Звуки речи, какие они?» (фонетический разбор слов)
1 — слово «р-е-б-ё-н-о-к».
2— слово «п-е-д-а-г-о-г».
 
Ребенок 
Р — (р) — согл., зв., мягк.
Е — (и) — гл., безуд.
Б — (б) — согл., зв., мягк.
Ё — (о) — гл., уд.
Н — (н) — согл., зв., тв.
О — (а) — гл., безуд.
К — (к) — согл., глух., тв.
 
Педагог
П — (п) — согл., гл., мягк.
Е — (и) — гл., безуд.
Д — (д) — согл., тв., зв.
А — (а) — гл., безуд.
Г — (г) — согл., тв., зв.
О — (о) — гл., уд.
Г — (к) — согл., гл., тв.
 
Упражнения для артикуляции можно и нужно сопровождать весёлыми стихами.
 Не лишними будут ритмические движения и забавная мимика. 
Придётся подключить все свои артистические споcoбности и перевоплощаться то в капризу, то в волка, а то и вовсе в мотор... 
И не забывайте, что работу над звуками и артикуляционные упражнения лучше проводить перед зеркалом.
Для начала пропоём гласные звуки. Их произнесение должно быть утрированным и очень чётким! 
Это даёт хорошую нагрузку губам, языку, щекам и гортани. 
Кроме этого, когда мы поём, в работу активно включаются лёгкие и диафрагма, формируется правильное дыхание. 
 
Гласный звук А 
А-а-а…! 
Пошире рот открой, 
Не ленись и громче пой! 
А-а-а…! 
Пою и я и ты, 
Упражнения просты: 
А-а-а…! 
---------------
Гласный звук У 
-У-у-у…! – сказала, ёжась, Зина, 
Ну, зимой и холодина! 
У-у-у…! 
Вторят волки ей в лесу, 
Они воют громко: « У-у-у…» 
---------------
Гласный звук О 
О-о-о…! 
Округли красиво губы, 
Разомкни немного зубы: 
О-о-о…! 
Язык поглубже убери, 
Вздохни ещё раз и тяни: 
О-о-о…! 
--------------- 
Гласный звук И 
И-и-и…! 
Какой ты весельчак! 
Ты смеёшься звонко так: 
И-и-и…! 
На широком язычке 
Звук рассыпался в смешке: 
И-и-и…! 
---------------
Гласный звук Э 
Э-э-э… 
Я тебе задам вопрос. 
Ты смешно наморщишь нос 
И ответишь мне: 
Э-э-э… 
Я не знаю, что сказать, 
Может, лучше помолчать? 
Э-э-э… 
---------------
Гласный звук Ы 
Ы-ы-ы… 
Зеваешь ты, мой соня, 
Сладко тянешься спросонья: 
-Ы-ы-ы… 
Поспать ещё часок, 
Или, может, выпить сок? 
Ы-ы-ы… 
После таких слов ребёнок, наверняка, сладко потянется и зевнёт. Это очень хорошо. 
Зевок хорошо снимает нервное напряжение, состояние стресса. Так что, зевайте на здоровье!