Консультации для воспитателей: «Речевая развивающая среда в группе детского сада подготовительной группы»

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное

окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи

каждого ребенка.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley_rechevaya_sreda.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей: «Речевая развивающая среда в группе

детского сада подготовительной группы»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №12

Андреева С.Ю

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное

окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи

каждого ребенка.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных представлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой

деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых

реакций;

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой

системе.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

 - восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослыми.

Работая с детьми, педагог должен:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся

дефекты речи.

2. Иметь ясную, чѐткую и отчѐтливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства

выразительности с учѐтом содержания высказывания.

5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, умеренно громким голосом.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

          Для воспитателя логопедической группы владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

          На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее

пространство, его наполняемость. Речевые уголки должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда  подготовительной группы:

•   Грамотная речь педагога;

• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ;

• Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);

• Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением);

•   Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

     Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало  (индивидуальные

зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал). Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка –одушевленный персонаж‖, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции , вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребенка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам

словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов,

пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и

поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-

речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха,

закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими

компонентами речи)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным

анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в

книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи:

  • «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»;
  • лабиринты;
  • разноцветные шарики; султанчики;
  • бумажные снежинки;
  • вертушки — карандаши;
  • колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик

доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха:

  • шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;
  • предметные, сюжетные картинки для постановки звуков и их автоматизации;
  • игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);
  • звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»);
  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова;
  • звуковые дорожки, звуковая лесенка;
  • альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы».

3. Развитие артикуляционной моторики

  • Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы;
  • артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;
  • схема характеристики артикуляции звуков;
  • артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
  • формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах;
  • альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных

звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

  • Мелкие игрушки;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • различные виды театров;
  •  альбомы на каждый звук;
  • логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,
  • чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
  • схема характеристики звуков; схема слова;
  • зеркала в ассортименте
  • Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото».

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте:

  • Магнитная доска;
  • наборы магнитных букв;
  • кассы букв и слогов;
  • символы для звуко – буквенного анализа,
  • кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ;
  • альбом «Изучаем буквы»;
  • пособие «Говорящая азбука»; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ;
  • серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических

категорий:

  • Предметные картинки по лексическим темам;
  • «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

  • Серии сюжетных картинок
  • разные виды театра;
  • чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики:

  • Сухой бассейн;
  • массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;
  • пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ;
  • «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв);
  • игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»;
  • мозаики; игры-шнуровки и др.

          Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для

эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.