Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя на тему: «Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у дошкольников»

Музыка начинается с тишины и это надо помнить! Только в тишине она рождается и растворяется тоже в ней. Попробуйте ребенка  внимательно прислушаться  к окружающим его звукам.

В современном мире так мало времени, чтоб остановиться и прислушаться к пению птиц, шуму ветра. Наши дети привыкли к звукам машин и постоянно включенных в домах телевизоров. Так почему же мы удивляемся, что они плохо усваивают информацию; часто не слышат, что им говорят взрослые?  Как научить ребенка слушать и слышать? И так ли это жизненно важно для него?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_berezkafevral.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя                  на тему:

«Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у дошкольников»

Подготовила учитель –логопед МБДОУ д/с №12

Андреева С.Ю

Музыка начинается с тишины и это надо помнить! Только в тишине она рождается и растворяется тоже в ней. Попробуйте ребенка  внимательно прислушаться  к окружающим его звукам.

В современном мире так мало времени, чтоб остановиться и прислушаться к пению птиц, шуму ветра. Наши дети привыкли к звукам машин и постоянно включенных в домах телевизоров. Так почему же мы удивляемся, что они плохо усваивают информацию; часто не слышат, что им говорят взрослые?  Как научить ребенка слушать и слышать? И так ли это жизненно важно для него?

 Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ребёнок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина -  это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Игры со  звучащими предметами помогают детям открыть хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. В специально организованном уголке целесообразно разместить предметы, издающие различные звуки:

  • банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, песком;
  • шуршание метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
  • шишки, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;
  • сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);
  • свистки и дудочки из глины и дерева. 

В ходе систематических музыкальных занятий у детей развивается умение вслушиваться в звучание музыкального материала. На музыкальном занятии осуществляется взаимодействие с речью, речедвигательным анализатором, так как дети не только слушают музыку, но и разучивают песенки, которые затем поют.

 Вот несколько игровых упражнений для того, чтобы развить у ребёнка умение внимательно слушать и слышать:

Посадите ребёнка рядом, чтобы ему было удобно и ничего не отвлекало. Попросите его закрыть глаза (говорите с ним едва слышным шёпотом, чтобы он настраивался на тишину), задавайте ему вопросы, на которые ответы даются шёпотом:

 -Какие звуки различаешь в комнате?

 - Откуда они доносятся?

 - Какие более громкие?

 - Какие звуки слышишь на улице?

 - Угадай, кто подал голос?

 - Какие звуки доносятся с улицы?Хочу такой сайт

 - Какие звуки слышишь в соседней комнате?

 - Какие звуки понравились?

 - Какие звуки тебе неприятны?

 Вопросы можно продолжать, обращаясь к собственному воображению. Можно самим издавать шумы, комкая лист бумаги, поскрипывая дверью и т.д..  Играя  таким образом, можно с ребёнком меняться местами.

Не считайте пустой забавой тренировку слухового внимания, ведь это умение – залог хорошего усвоения знаний в любом возрасте! А знания – путь к успеху! Разве не об этом мечтает каждый родитель!? Начните с малого! Ведь это так просто!

Помогите вашему ребёнку научиться слушать и слышать окружающий его мир! 

Ценность работы по развитию слухового восприятия средствами музыки несомненна. Благодаря этим занятиям дети с различными нарушениями слуха могут получать представления о ритмичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.

Консультация учителя-логопеда для  родителей на тему:

                        « Играем со звуками»

Подготовила учитель –логопед МБДОУ д/с №12

Андреева С.Ю

Багаж представлений, накопленный малышом в первые годы жизни, уже достаточно велик. Если говорить о звучащем мире, он способен выделить звуки громкие и тихие (иначе говоря, он различает звуки по силе), может распознать мужской голос, женский, детский (а это значит, что он различает звуки по тембру - окраске).

Игры со звуками – естественное дополнение к звуковым забавам малыша. Они помогут ему лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.

Родителям  для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.

Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.

Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает.

Вот самые простые игры со звуками.

Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка

«потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а

в словах «жук», »лук», «арбуз».

А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает слово начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая,«ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку. «Цепочка слов»

Родителям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.

Слон – нос –стол – лодка – ананас…

«Нарисуй столько кружков, сколько звуков  в слове»

Сок, слон, зубы, санки, радуга.

«Сколько звуков слышишь?

Предложить   сжать пальчики в кулачок и закрыть глаза.

Покажите столько пальчиков, сколько звуков услышите.

(ау, и, ак, м, сом, мама и т.д.)

Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с

ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные

машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы)

на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке

лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и,

медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребенок угадывает: «Сыр».

В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей.