Консультация для родителей на тему: «Обучение детей звуко-буквенному анализу»

Звуко - буквенный анализ слова - это основа и чтения и письма. Однако очень часто такой

анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezka_24_aprel.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

                          Консультация для родителей на тему:

                    «Обучение детей звуко-буквенному анализу»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с№12

Андреева С.Ю

Звуко - буквенный анализ слова - это основа и чтения и письма. Однако очень часто такой

анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому

попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше

Наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает

определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой

(слово звучит, состоит из последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).

В детском саду детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки

к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове,

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и

согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове).

Уважаемые родители, помните:

Существуют понятия «буква» и «звук».

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их

произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные,

которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия

голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить

руку на горлышко или закрыть уши руками).

Звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:

1 На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из

слов: у-утка.

2 Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов

типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца

слова (кот, мак).

3 Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из

положения после согласных (дом, танк).

4 После указанных упражнений подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок

становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу.

Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм)

1 Произнести слово и послушать себя.

2 Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его

условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой,

твёрдый - мягкий.

3 Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).

4 Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки,

делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком

чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем,

что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а

не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

В детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б,

к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для профилактики

дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие

задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге,

вылепить из пластилина и т. п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности,

связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в

домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной

учёбе в школе!