Роль дидактической игры в эмоциональном развитии дошкольников

Игра дошкольников предоставляет большие возможности для исследования эмоций. Она насыщена самыми разнообразными эмоциями: радостью, восторгом, удивлением, волнением и т.д. Это дает возможность использовать игру не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в эмоциональном развитии дошкольников.

Игра дошкольников предоставляет большие возможности для исследования эмоций. Она насыщена самыми разнообразными эмоциями: радостью, восторгом, удивлением, волнением и т.д. Это дает возможность использовать игру не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Разнообразие эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, их богатства обусловлены также одновременным протекание эмоций, порождаемых, с одной стороны, реальным «Я» ребенка, получающего удовольствие от игры, а с другой стороны – ролью, которую он выполняет.

О том, насколько значимы эмоции, переживание игровых событий, возвышенные мотивы игры говорят исследования советских психологов (А.В. Запорожец, Я.З.Неверович, Г.П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта. Психологи подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха, зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, исследования, изучения собственных чувств и переживаний. По-настоящему игра осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой содержательной форме. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в игре:

1.                     развитие эмоционального отношения ребенка к игре как к деятельности в целом;

2.                     развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами;

3.                 развитие эмоциональных отношений в процессе коллективных игр.

Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть приемами организации игры. 

Эмоциональное отношение ребенка к игре.

Наблюдая за поведение детей в ходе игр, воспитатель может отметить существенные индивидуальные различия в готовности откликнуться на предложение поиграть, в степени эмоциональной включенности в длительную игру. Если одни дети с радостью погружаются в мир ситуаций и действий, испытывая при этом подлинные и глубокие эмоции, то другие – после отдельных неудачных попыток вступить в игру, переключаются на занятия иного рода. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа детей.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени: от 30 минут до часа. Эти дети совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Эмоционально подкрепленные действия повторяются многократно и с большим аффективным напряжением: дети не слышат посторонних шумов, не отвечают на обращенные к ним вопросы.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно (до 18 мин.). Количество манипуляций с предметами незначительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдаются ярко выраженные радости или удивления. Прерывая действия, дети отвлекаются, смотрят по сторонам. Мимика их мало выразительна. Игра почти не сопровождается речью. Инициатива при общении со взрослыми отсутствует. Дети повторно соглашаются играть повторно, но, не умея самостоятельно развить игру, быстро прекращают ее. Задача воспитателя – сформировать у ребенка устойчивый интерес к игре, желание участвовать в ней.

Использование показа и словесных указаний помогает эмоционально пассивным детям освоить новые способы элементарных игровых действий с одними и теми же предметами. Педагог должен нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением.