Главные вкладки

    Литературное чтение

    Гозбенко Елена Андреевна

    Предварительный просмотр:

    Пересказ и составление плана (по прочитанному)

    1. Прочитай произведение.

    2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.

    3. Раздели произведение на части.

    4. Озаглавь каждую часть.

    5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.

    6. Перескажи произведение по плану.

    Характеристика персонажа (художественного образа человека)

    Персонажи бывают: главные, второстепенные и эпизодические.

    1. Внешний облик:

    • портрет-лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения;
    • речь-темы высказываний, формы речи;
    • костюм.

    2. Внутренний облик:

    • характер персонажа - сильный - слабый, волевой - безвольный, цельный -противоречивый;
    • характеристика-авторская, самохарактеристика, отзывы окружающих.

    3. Мир вещей, в котором живёт персонаж (интерьер).

    4. Мир природы, в котором живёт персонаж (пейзаж).

    5. Общество, в котором живёт персонаж.

    6. Прототип (его наличие или отсутствие).

    Как подготовиться к выразительному чтению текста

    1. Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится.

    2. Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.

    3. Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чём будешь убеждать своих слушателей.

    4. Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.

    5. Обозначь паузы.

    6. Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.

    Как готовиться к пересказу (изложению)

    1. Внимательно прочитай текст; выясни значение непонятных слов.

    2. Ответь на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитай соответствующие части текста.

    3. Определи основную мысль текста. Найди те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.

    4. Раздели текст на композиционные и смысловые части согласно плану или составь план самостоятельно.

    5. Прочитай текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.

    6. Пересказывая текст, следи за последовательностью, старайся передать все основные факты.

    7. Прочитай ещё раз ту часть, пересказ которой не удался.

    Как работать над рассказом по картине

    1. Прочитай сведения о художнике.

    2. Обрати внимание на название картины. Оно часто говорит о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.

    3. Рассмотри картину; вдумайся в её содержание (что здесь произошло; почему?).

    4. Постарайся представить: что было до момента, изображённого художником, что будет после него.

    5. Подумай, кого, в чём и как ты будешь убеждать своим рассказом.

    6. Сформулируй тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавь его. Составь план.

    7. Постарайся включить в рассказ диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), чтобы это помогло полнее представить ход событий, характеры героев.

    Составление аннотации

    Аннотация - краткое изложение содержания книги или статьи.

    1. Выпиши сведения об авторе.

    2. Приведи известные данные о творческой истории произведения.

    3. В нескольких фразах передай содержание произведения.

    4. Дай краткую оценку произведения.

    Как написать сочинение

    1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.

    2. Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь план.

    3. Пиши, соблюдая последовательность изложения.

    4. Подбирай образные слова и выражения.

    5. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.

    6. Покажи своё отношение к тому, что пишешь.

    7. Не забудь сделать выводы.

    8. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части-сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно.

    9. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли, внеси нужные исправления.

    Заучивание наизусть

    1. Прочитай стихотворение или прозаический отрывок "про себя".

    2. Прочитай вслух.

    3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).

    4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.

    5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.

    6. Повтори выученное перед сном и утром.

    Как разучивать скороговорку

    1. Прочитай медленно скороговорку.

    2. Подумай, о чём в ней говорится.

    3. Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.

    4. Какой звук повторяется в скороговорке?

    5. Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.

    6. Проговори скороговорку быстрее.

    7. Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.



    Предварительный просмотр:

    Составление синквейна

        Синквейн - слово происходит от французского "пять"  (пять строк, составленных по особым правилам)

      1. В первой строчке тема называется одним словом  (1 имя существительное)

      2. Вторая строчка - описание темы в двух словах, признаки  (2 прилагательных)

      3. Третья строчка - описание действия в рамках темы  (3 глагола)

      4. Четвёртая строчка - фраза из 4-х слов, личное отношение к теме  (4 слова, союзы не считаются)

      5. Пятая строчка - вывод, синоним к теме (1 имя существительное)

          Например, синквейн про волка (по басне "Волк и ягнёнок")

    1.Волк.

    2.Голодный, грубый.

    3.Рыскал, обвинил, поволок.

    4.Он съел бедного ягнёнка.

    5.Злодей!

    Твой читательский ежедневник.

    Дата

    Автор, название книги

    Время, потраченное на чтение

    Подпись

    родителей

    учителя

    сентябрь

    1

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

    ……

     

     

     

     

    30

     

     

     

     



    Предварительный просмотр:

                                    Олимпиада по чтению – 4 класс

    Задание № 1: Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ?

                сеинен ___________    вючтет ________________   ошела________________    шпирнив ________________  дорира  ___________________

    ________________________________________________________________________

    Задание № 2: По началу произведения определи  его жанр:

              1) Унылая пора! Очей очарованье!

        Приятна мне твоя прощальная краса... __________________

    2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... _____________

    3)  Мартышка к старости слаба глазами стала;

         А у людей она слыхала,

         Что это зло еще не так большой руки... __________________

     4)  В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... _________________

     5)  В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек... ___________________

     6)  Остался Садко на синем море.

          Со тоя со страсти со великие

          Заснул на дощечке дубовой... _________________

    7) Старый друг лучше новых двух. ____________________________

    Задание № 3: Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

    1. ''Аленький цветочек''                 а)  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    2. ''Снежная королева''                  б)  Дал слово – крепись.
    3. ''Три толстяка''                            в)  Друг познается в беде.

    Задание № 4: Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры  какого литературного приема остались ? Напиши.

         а) глядел из печки огонек ________________________

         б) лес точно терем расписной  ______________________    

         в) буре плач его подобен  _________________________        

         г) белоснежная лебедушка __________________________

         д) уж небо осенью дышало _________________________

         е) седые моря ______________________________    

                                     

     Задание № 5: В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

      Например: ''Жара – розовые щечки''  означает  ''Мороз – Красный нос''.

    Запиши, как  произведения  называются  на самом деле. Укажи авторов.

     1) ''Найденная луна'' _______________________________________________________                                                

    2) ''Прекрасный лебедь''_____________________________________________________    

    3)  ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' _________________________________

    _________________________________________________________________________

     4) ''Умник на солнце''_______________________________________________________

    Задание №6:  У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

     Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

    _____________________________________________________________________

    Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок. 

    _________________________________________________________________________

    Индонезийская. Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
    _________________________________________________________________________

    Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

    _________________________________________________________________________

    Задание № 7: Вспомните и допишите строчки из стихотворений известных поэтов. Укажите название стихотворения и его автора.

    а) … злится, ________________________________________________________

    … пора - , ___________________________________________________________

    …стучится, _________________________________________________________

    …двора. ____________________________________________________________

    б) … невидимкой ____________________________________________________

    … сна, _____________________________________________________________

    …косынкой ________________________________________________________

    … сосна. ___________________________________________________________

    Задание № 8: Установите соответствие между авторами и героями:

               А) Р.Киплинг                  1. Буратино

               Б) А.Толстой                   2. Бармалей

               В) Э.Успенский              3. Барон Мюнхгаузен

               Г) К.Чуковский              4. Чебурашка

               Д) Р.Распе                       5. Маугли

    9. Убеди нас, что книги читать полезно и интересно __________________________

    _________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Ответы к заданиям :

    № 1. Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – ''лишний'', так как зарубежный писатель. ( по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение лишней фамилии с пояснением )

    № 2.

    1.   стихотворение
    2. рассказ
    3. басня
    4.  летопись  
    5. сказка
    6. былина ( по 1 баллу за каждый верно определённый жанр )

    № 3.   1 – б, 2 – в, 3 – а. ( 3 балла )

    № 4.  Сравнения – б, в.   Эпитеты – г,е.       Олицетворения – а, д.

               ( по 1 баллу - за каждое верно найденное сравнение или эпитет +  2 балла за верное определение приёма олицетворения )

    № 5.  1) «Краденое солнце» К.Чуковский

    2)« Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен

    3) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»  А.Пушкин

    4) « Незнайка на Луне» Н.Носов

    ( 8 баллов – по 1 за каждое верное название и каждого автора )



    Предварительный просмотр:

    Олимпиада

    по  литературному чтению 4 класс

    1. Писатели – детям.

    а) Из жизни писателей.

    1. Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли решить, кому из них ехать на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее. А эти стихи знают все от мала до велика:

    Жил человек рассеянный

    На улице Бассейной…

    …Вместо шляпы на ходу

    он надел сковороду…

                Кто автор этих строк? (С.Я.Маршак)

    2. Он писал повести, комедии, трагедии, но известность ему принесли короткие нравоучительные стихи – басни. Он написал их около200. В Санкт-Петербурге, в летнем саду , ему поставлен памятник: пожилой человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери – герои его басен.

                      Назовите имя этого баснописца. (И.А.Крылов)

    3. «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.

    Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую песенку о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я от всей души отпраздновал оба».

                  Кто так рассказывал о себе? (К.И.Чуковский)

    4. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки.

             Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

    5. Он великий русский поэт. Его именем названы города, площади, улицы, ему воздвигнуты памятники. Но всё это, право слово, пустяки по сравнению стой памятью, какую он оставил о себе своими произведениями. Знамениты и его сказки. В них – Царевна-лягушка и дядька Черномор, королевич Елисей и кот учёный, золотой петушок и Балда лукавый.

             Кто написал эти сказки? (А.С.Пушкин)

    6. Выздоровлению мальчика мешала бессонница. По совету тётушки позвали ключницу Пелагею, которая была великой мастерицей сказки сказывать. Пришла Пелагея, села у печки и стала говорить немного нараспев: «В некиим царстве, в неким государстве жил-был богатый купец, именитый человек…»

            Кто пересказал нам сказки ключницы Пелагеи? (С.Аксаков)

    б) Викторина «Назови автора книг».

    1. «Вини-Пух и все-все-все». (А.Милн)

    2. «Маугли». (Р.Киплинг)

    3. Волшебник Изумрудного города». (А.Волков)

    4. «Денискины рассказы». (В.Драгунский)

    5. «Витя Малеев в школе и дома». (Н.Носов)

    6. «Приключения Васи Куралесова». (Ю.Коваль)

    7. «Тимур и его команда». (А.Гайдар)

    8. Баранкин, будь человеком!» (В.Медведев)

    9. «Школа клоунов». (Э.Успенский)

    10. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода». (Э.Рауд)

    11. «Три толстяка». (Ю.Олеша)

    12. «Королевство кривых зеркал». (В.Губарев)

    13. «Бемби». (Ф.Зальтен)

    14. «Путешествие Голубой стрелы». (Дж.Родари)

    2. Основы культуры чтения школьников.

    1. Почему название профессии «библиотекарь» употребляется в мужско роде?

    а) с древнейших времён профессия считается мужской;

    б) в женском роде звучит некрасиво;

    в) можно употребить и в мужском, и в женском роде.

    2. Какой вариант книги наиболее древний?

    а) узелковое письмо;

    б) глиняные таблички;

    в) папирусные свитки.

    3. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?

    а) титул;

    б) форзац;

    в) псевдоним.

    4. какой элемент титульного листа уточняет содержание книги?

    а) предисловие;

    б) подзаголовок;

    в) корешок.

    5. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?

    а) аннотация;

    б) послесловие;

    в) оглавление.

    6. Кто из художников-иллюстраторов детской книги награждён специальной международной наградой – медалью Г.Х.Андерсена?

    а) Владимир Сутеев;

    б) Татьяна Маврина;

    в) Владимир Конашевич.

    7. Какие книги относятся к справочной литературе?

    а) справочники;       б)словари;       в) энциклопедии.

         Ключ-отгадка: 1а, 2б, 3а, 4б, 5в, 6б, 7а, б, в.

    3. Это все должны знать.

    1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

    а) сказке;    б) стихотворению;    в) рассказу;    г) басне.

    2. Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

    а) сказка;    б) статья;   в) легенда;     г) небылица.

    3. Какое предложение является скороговоркой?

    а) Свой огонёк ясней горит;

    б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?

    в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

    4. С чего начинается сказка?

    а) с концовки;   б) с зачина;   в) с присказки;     г) с намёка.

    5. У какого произведения может быть такое начало: «Не летая, соловей, у окошечка»?

    а) у песни;  б) у рассказа;   в) у сказки;   г) у былины.

    6. Соединить начало и конец пословиц.  

    а) Не плюй в колодец - …            а) … такова и речь.

    б) Собирай по ягодке - …            б) …пригодится воды напиться.

    в) Какова голова - …                    в) … наберёшь кузовок.

    7. Какая из этих сказок является литературной?

    а) «Лиса и Волк»;   б) «Мороз Иванович»;      в) «Волк и семеро козлят»;

    г) «Сивка-Бурка».

    8. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»?

    а) В.Гаршин;        б) В.Одоевский;     в) Д.Мамин-Сибиряк;    г) С.Аксаков.

    9. Какой из перечисленных рассказов можно назвать юмористическим?

    а) «Телефон»;   б) «Ещё мама»;    в) «Мама куда-то ушла»;   г) «Капалуха»

    10. Кто автор слов: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?

    а) Н.Некрасов;   б) И.Крылов;    в) А.Пушкин;    г) Дж.Родари.

    11. Кто автор стихотворения «Путаница»?

    а) А.Пушкин;    б) К.Чуковский;   в) С.Маршак;     г) С.Михалков.

    12. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием?

    а) «Какая бывает роса на траве»;

    б) Куда девается вода из моря»;

    в) «Лев и собачка»;

    г) «Прыжок».

    13. Какой недостаток высмеял И.Крылов в басне «Мартышка и Очки»?

    а) лень;    б) трусость;    в) невежество;     г) жадность.

    14. Кто писал о животных?

    а) Е.Пермяк;    б) М.Пришвин;    в) А.Волков;    г) П.Ершов.

    15. Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?

    а) Царевна Несмеяна;   б) Золушка;      в) Царевна-лягушка;   г) Царевна-лебедь.

    16. Дописать предложение:

       С.Маршак писал стихи, а Н.Носов - … .

    17. Найти и исправить ошибки в тексте.

    Костя любил читать басни. Его любимый герой – Дениска из басни «Квартет» И.А.Крылова. Ещё он рассказал, что читал басни Л.Толстого «Прыжок» и «Акула».

    18. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы?

    а) Н.Сладков;    б) Е.Чарушин;     в) В.Бианки;      г) М.Пришвин.

    19. Кто из художников прославился иллюстрациями к сказкам?

    а) Ю.Васнецов;    б) А.Саврасов;     в) К.Юон;       г) И.Левитан.

    20. Какая страна является родиной Г.Х.Андерсена?

    а) Россия;    б) Англия;   в) Франция;     г) Дания.

    Ключ-отгадка: 1г, 2б, 3в, 4в,5а, 6 а-б, б-в, в-а, 7б, 8а. 9г, 10в, 11б, 12а, 13в, 14б, 15г, 18б, 19а, 20г.

    4. Творчество читателей.

    а) написать краткий отзыв о своей любимой книге;

    б) дать письменный ответ на вопрос «Зачем я читаю?»;

    в) игра «Буриме».

    Буриме – это литературная игра. Она возникла во Франции. Участникам предлагается написать четверостишие на заданные рифмы. Например:

    … щенка

    … пока

    … помогите

    … найдите.



    Предварительный просмотр:

    Самые интересные книги, которые стоит прочитать летом

    Произведения русских писателей о детях и не только

    1. Чехов А. «Мальчики»,  «Ванька», «Спать хочется»

    2. Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Зимовье на Студеной»

    3. Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик».

    4. Куприн А. «Чудесный доктор»; «Белый пудель»

    5. Сотник  Ю. В.  «Как я был самостоятельным»  (сборник рассказов)

    6. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»

    7. Аркадий Петрович Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «РВС», «Сказка о военной тайне».

     8. Богданов В. О смелых и умелых. Галлай. Валерий Чкалов.

    9. Житков Б. На льдине.

    10.Ильина Е. Четвертая высота.

    11. Кассиль Л. Главное войско.

    12. Катаев В. Сын полка.

     

    Сказочные приключения  русских писателей

    1. Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

    2. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

    3. Некрасов В. « Приключения капитана Врунгеля»

    4. Успенский Э. «Меховой интернат»

    5. Лагин Л. «Старик Хоттабыч»  

    6. Сотник Ю. «Архимед Вовки Грушина», «Ясновидящая, или эта ужасная»

    8. Токмакова И. «Аля, Клясич и буква А»

    9. Прокофьева С. "Приключения желтого чемоданчика", "Лоскутик и облако", "Глазастик невидимка"

     

    Зарубежная литература

    1.  Бернет Ф. « Маленький лорд Фаунтлерой» (другое название  «История маленького лорда»)

    2. Бернет Ф. «Маленькая принцесса»

    3. Бжехва Ян «Академия пана Кляксы»

    4. Трэверс П. «Мери Поппинс»

    5. Вестли А. «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик»

    6. Твен М. «Приключения Тома Сойера

    7. Линдгрен А. "Малыш и Карлсон"

    10. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

    Книги об истории нашей Родины

    1. Алексеев С. «Исторические повести»

    2. Алексеев С. «История крепостного мальчика»

    3. Митяев А. «Письмо с фронта. Рассказы о Великой Отечественной войне»

    4. Алексеев С. «Рассказы об обороне Ленинграда»

     

    Познавательная литература

    1. Дорохов А.А. «Про тебя самого»; «Красный, желтый, зеленый»

    2. Иванов Ю.Г. «Увлекательное путешествие в Древнюю Грецию»

    3. Горьков В. «Космическая азбука»

    4. Ильин М. «Сто тысяч почему»

    5. Юрмин Г.  «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»

     

    О природе, о животных

    1. Дмитриев Ю.  «Кто в лесу живет, что в лесу растет»

    2. Дуров В. «Мои звери»

    3. Сетон-Томпсон. «Чинк и другие рассказы»

    4.Бианки В. "Синичкин календарь"

    5. Сладков Н.И. "Бюро лесных услуг"

    6. Чехов А. «Каштанка»; « Белолобый»

    7. Чаплина В. «Питомцы зоопарка»

    Научно-популярные журналы для детей:

    «Галилео. Наука опытным путем»; «Познайка»; «Тошка»; «Рюкзачок. Мир компьютеров»; «Чудеса и тайны»; «А почему?»; «GEOлёнок» и др.