Главные вкладки

    Русский язык - 4 класс

    Гозбенко Елена Андреевна

    Предварительный просмотр:

    Тема «Спряжение глаголов»

    Карточка № 1

    Напиши глаголы в два столбика – по спряжениям. Поставь в словах ударение. Выделите глагольные суффиксы и  окончания.

    Бегаешь, чистим, пишем, верит, думает, светит, прыгаешь, летаешь, знаете, сидите, спешат, шагают, стоишь, играем, плывём, считают, поёте.

    Составьте, используя данные глаголы: 1) простое предложение; 2) простое с однородными предложениями; 3) сложное предложение.

    Карточка № 2

    Прочитай. Озаглавь текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначь знакомые тебе орфограммы.

    Быстро наступает веч..р в глухом л…су. Тёмные тени л…жат под д…ревьями. Недвижно ст…ят стар…   сосны ч…рнеют густые ели. Ещё (не)спят (в)лесу птицы. Вот звонко долбит сухое дерево чёрный дятел. Летают около дятла шустрые синички подбирают жучков и червячков. Скоро наступит ноч. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

    Определи спряжение глаголов.

    Карточка № 3

    Прочитайте.

    Помощники человека.

             Машины-автоматы следят за движением поездов, включают и выключают  маяки и уличные фонари, пекут хлеб, шьют одежду.

            Несколько автоматов объединяются вместе и получают автоматическую линию. На заводе автоматической линией управляет один человек.

    Составь схемы предложений. Выпиши глаголы из текста, выдели окончания. Обозначь спряжение.



    Предварительный просмотр:

    КАРТОЧКА № 1

    Вставить подходящее по смыслу слово.  Выделить окончание, указать спряжение всех глаголов.

       Кто  . . .  мир, пожнёт счастье. Дерево  . . .  по плодам, а человека – по делам. Мир строит, а война  . . .   .

    Слова для справок: цен . т,  разруша . т,  посе . т

    КАРТОЧКА № 2

    Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжение и выдели окончания глаголов.

          Заунывный ветер гон_т стаю туч на край небес, ель надломленная стон_т, глухо шепч_т тёмный лес. Сторож вокруг дома господского ход_т, злобно зевает и в доску колот_т. Ласковый маш_т вершинами лес, солнце приветливей смотр_т с небес. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встрет_шь души на пути. В кузнице молот стуч_т, мельницу выстро_т скоро.

    Узна_м мы дальние страны,

    Изуч_м строенье земли,

    И выраст_м мы, капитаны,

    В моря повед_м корабли.

    КАРТОЧКА № 3

    Спиши, употребляя глаголы в 3-м лице единственного числа настоящего времени. Укажи спряжение глаголов, выдели их окончания.

    Запуска . т змея, дел . т на части, пиш . т письмо, дар . т радость, слуша . т внимательно, плава . т брассом, уделя . т внимание, реж . т ножницами, танцу . т вальс, хорошо вид . т, собира . т урожай, пил . т бревно, рису . т красками, разреза . т пирог, нос . т куртку, кол . т дрова, ненавид . т грубость, расцвета . т на клумбе, зелене . т на пригорке, встреча . т на вокзале, гон . т волны, та .  снег, реша . т задачу, ищ . т грибы, стро . т переправу, бре . т бороду, плохо слыш . т, вис . т на верёвке, плат . т за покупку.

    КАРТОЧКА № 4

    Спиши, используя глаголы в настоящем времени. Определи спряжение и выдели окончания глаголов.

         Ласточка день (начинать), а соловей (кончать). Смелый (наступать), а трус (отступать). Мир (строить), а война (разрушать). Дождик (мочить), а солнышко (сушить). От радости (смеяться), а от горя (плакать).                                                                                                                                                                        

        (Наступать) весна. Мёрзлая земля ещё (звенеть) под ногами, а по канавам уже (журчать) ручьи. (Дуть) тёплый ветерок. (Исчезать) последний снег в лесу. Звери (чувствовать) приближение весны. Высоко в небе (парить) орёл. (Зеленеть) лес. Птичий гомон и щебетание (наполнять) его. В лицо приятно (дуть) тёплый ласковый ветерок.

    КАРТОЧКА № 5

    Используй глаголы во 2 лице единственного числа. Допиши окончания глаголов, выдели их. Укажи спряжение глаголов.

           В решете воду не удерж… . Конь вырвется – догон… , а слово сказанное не ворот…  . Цену вещи узна… , когда её потеря…  . Кашу маслом не испорт…  . Одной рукой узла не завяж…  . Слезами горю не помож…  . Люб… кататься, люби и саночки возить. В чужом глазу соломинку вид… , а в своём бревна не замеча…  . Где сяд… , там и слез…  . За двумя зайцами погон…ся, ни одного не пойма…  . Насильно мил не буд…  . Плохо, когда не зна… , да ещё и забуд…  . Из песни слова не выкин…  . Как потопа… , так и полопа…  . Люб…  медок, люби и холодок. Много буд…  знать, скоро состар…ся.  От правды ладонью не закро…ся. У жадного зимой снега не выпрос…  .



    Предварительный просмотр:

    Упражнение

    Найдите в тексте однородные члены. Расставьте недостающие знаки препинания.

    1. Наверху под потолком кто-то не то стонет не то смеётся (Чехов). 2. Лукерья говорила тихо и слабо но без остановки (Тургенев). 3. Пустой без команды со спущенным флагом восстания «Потёмкин» медленно двигался окружённый тесным конвоем дыма (Катаев). 4. Он был мыслителем и не скрывал этого (А.Н. Толстой). 5. Обычно согласие или отказ Тренер узнавал по взгляду (Паустовский). 6. Мысли застигали художника то среди улицы то на извозчике то в разгаре беседы с друзьями (Паустовский). 7. Всем просящим он давал деньги не столько из доброты сколько из напускного джентльменства (Чехов). 8. Наконец я слышу речь не мальчика но мужа (Пушкин). 9. Он был хотя и близким но не лучшим другом (Гончаров). 10. Брови Лизы не то чтобы нахмурились а дрогнули (Тургенев). 11. Он может говорить когда угодно спросонок натощак в мертвецки пьяном виде в горячке (Чехов). 12. Впрочем, местечко всегда находится и для собаки и для ружья и для удочек (Песков). 13. В этом лесу есть осина и берёза и калина много черёмухи (А. Иванов). 14. Небо то заволакивалось белыми облаками то вдруг местами расчищалось на мгновение (Тургенев). 15. Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате (Лермонтов). 16. Кирюха и Вася бродили поодаль и собирали для костра бурьян и бересту (Чехов). 17. Вся наигранная весёлость самообладание сдержанность всё покинуло Давыдова в этот момент (Шолохов). 18. Она и стирает и полы моет и младенцев принимает и сватает и нищенствует (Чехов). 19. Стол кресла стулья всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства (Гоголь). 20. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их (Аксаков). 21. Защитник не получил ответа на свой вопрос да и не чувствовал в нём надобности (Чехов). 22. Квартира Александра хотя и просторна но не изящна и сумрачна (Чехов). 23. На бесконечном на вольном просторе шум и движенье грохот и гром (Тютчев). 24. В серьёзной тишине только слышно было чапаевский властный голос да свисты да храпы спящих бойцов (Фурманов). 25. Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду (Чехов). 26. Эти слова, казалось, не угрожали никому ни ей ни бегущим за ним и обгоняющим её людям ни директору завода ни Савчуку (А. Иванов). 27. Других цветов незабудок лютиков кашки кошачьих лапок здесь не было (Солоухин). 28. Татьяна в оглавленье кратком находит азбучным порядком слова бор буря ведьма ель ёж луг мосток медведь метель и прочая (Пушкин). 29. От дома от деревьев от голубятни и галереи от всего побежали далеко длинные тени (Гончаров). 30. Надежда и ненависть обе разом исчезли (Чехов). 31. Собаки лошади куры всё мокро уныло робко (Чехов). 32. По утрам в нашей избе было не то что дымно а как-то смарно (Нагибин). 33. Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленные рощи но даже падение одного большого подрубленного дерева (Аксаков). 34. Река как стояла так и стоит (Распутин). 35. От критики Протопопова никому не будет ни тепло ни холодно (Чехов). 36. Он ни мужик ни барин ни рыба ни мясо (Чехов).



    Предварительный просмотр:

    Упражнение

    Руки человека превратили пустынные земли в богатые поля заставили яблоню - дикарку приносить сладкие плоды.  Они раздвинули дремучие леса осушили болота напоили влагой пустыни. Руки человека по зову его сердца создают удивительной красоты картины и статуи.

    Всё могут все умеют со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу.          (Л. Кассиль)

    Упражнение

                Руки человека превратили пустынные земли в богатые поля заставили яблоню- дикарку приносить сладкие плоды.  Они раздвинули дремучие леса осушили болота напоили влагой пустыни.

              Руки человека по зову его сердца создают удивительной красоты картины и статуи.

    Всё могут все умеют со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу.         (Л. Кассиль)