для учащихся 5 класса

Рыжих Марина Павловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклор Устное народное творчество, народная словесность, народная поэзия( в переводе с анг . – народная мудрость)

Слайд 2

жанры фольклора Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка

Слайд 3

жанры фольклора Считалка Загадка Скороговорка Сказка Частушка Предания Былина

Слайд 4

Загадка Выражение, которое нуждается в разгадке. Произведение устного народного творчества с иносказанием

Слайд 5

Как «сделана»загадка Вместо одного предмета называют другой, на первый взгляд непохожий Называют признаки предмета Говорят о том, что противоречит здравому смыслу Исключают какие-то признаки Совмещают вышесказанное

Слайд 6

Загадка Краткость, Конкретность, Иносказательное описание предмета, Ритмичность, Р ифмованность , Форма вопроса

Слайд 7

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1cfc5678-8aa5-4161-a673-bf0622c27f13/%5BLI5RK_8-02%5D_%5BAU_03%5D.htm

Слайд 8

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e879cecb-e043-44d8-9f24-aa577d2229e1/%5BLI5RK_8-02%5D_%5BTR_01_3%5D.swf

Слайд 9

Колыбельная песня Песня, которой убаюкивают ребёнка. Сон ходит по лавке, Дремота по избе. Сон – то говорит: Я спать хочу! Дремота говорит: -Я дремать хочу! По полу, по лавочкам похаживают Ванюшке в зыбочку заглядывают. Заглядывают – спать укладывают.

Слайд 10

Пестушка Короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребёнка, действия, в которых участвует ребёнок в первые месяцы жизни. Потягунюшки , порастунюшки ! Роток – говорунюшки , Руки – хватунюшки , Ноги – ходунюшки .

Слайд 11

Потешка Песенка – приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка. Потешки сопровождают рост и развитие ребёнка. «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока»

Слайд 12

Прибаутка Стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребёнку. Прибаутки – это весёлые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избу метёт, как поссорился кот с кошкой.

Слайд 13

Закличка Короткое стихотворение, которое выкликали дети, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали: Весна – красна! На чём пришла? На сошечке , на бороночке ! На овсяном снопочку , На ржаном колосочку !

Слайд 14

Приговорка Коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, к птицам, к домашним животным.

Слайд 15

Считалка Короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Слайд 16

Скороговорка Стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Добры бобры Идут в боры

Слайд 17

Определи жанр фольклора 1. Спи, усни. Бай, бай, бай! Угомон тебя возьми…. Спи, посыпай. Боронить поспевай…..

Слайд 18

2. Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи……

Слайд 19

3. Сшит колпак, да не по – колпаковски .

Слайд 20

4. Вашему пономарю Нашего пономаря Не перепономарить , Не выпономарить .

Слайд 21

5. Скачет галка по ельничку, Бьёт хвостом по березничку . Наехали на галку разбойнички, Сняли с галки синь кафтан. Не в чем галочке по городу гулять. Плачет галка, да негде взять…

Слайд 22

6. Радуга-дуга Принеси нам дождя…..

Слайд 23

7. На дворе трава, На траве дрова.

Слайд 24

8 Киса, кисанька , коток Киса – серенький хвосток , Приходи, киса, ночевать, Приди Васеньку качать…..

Слайд 25

9 Пошёл котик во лесок, Нашёл котик поясок, Чем люлечку подцепить Да Ванюшку положить….

Слайд 26

10 Идёт кузнец из кузницы, Несёт кузнец два молота. Тук, тук, тук, Да ударил разом вдруг.

Слайд 27

11. Стучит, бренчит на улице. Фома едет на курице, Тимошка на кошке – Туда же по дорожке. Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? Сено косить. На что тебе сено?

Слайд 28

Коровок кормить. На что тебе коровы? Молоко доить. На что тебе молоко? Ребяток поить.

Слайд 29

Проверь себя Колыбельная Закличка Скороговорка Скороговорка Прибаутка Закличка скороговорка

Слайд 30

8. Колыбельная 9. Колыбельная 10. Прибаутка 11. Прибаутка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

1 вариант 2 вариант За… ндевелых Вып …сал На . .. кне Т… жёлый З… ма Т…плота М… лоть Запр … тить П… хучий Кл…новый Сер… бристый М… рдашка Заг ..дать Шев …лились

Слайд 5

1 вариант 2 вариант Сож … ление Сумр …к Выхв … тить Б… яться Задр …жать Исп… рение Оч … рование Испр … вление Хох…т Вып …сал Оп…здание О в…сне Пог … стить Раск … лоть Спл … тить П…. лоть

Слайд 6

1 вариант 2 вариант за И ндевелых вып И сал на О кне т Я жёлый з И ма т Е плота м О лоть запр Е тить п А хучий кл Е новый сер Е бристый м О рдашка заг А дать шев Е лились

Слайд 7

1 вариант 2 вариант сож А ление сумр А к выхв А тить б О яться задр О жать исп А рение оч А рование испр А вление хох О т вып И сал оп О здание о в Е сне пог О стить раск О лоть спл О тить п О лоть

Слайд 8

Проверь себя «5» - - 15 б. «4» - 12 б. - 14 б. «3» - 9 б. - 11 б. «2» - 8 б. и менее

Слайд 9

1 вариант 2 вариант 1. Тр… пического 1. Посв … тить дорогу 2. Прич … сать 2. Тор…питься 3. П…лоска 3. Ст… рожил (дом) 4. М… лчаливый 4. Ск … льзить 5. Захл … стнуть 5. См… листый 6. Ст… рожил (села) 6. Тр… стник 7. Посв … тить стихотворение 7. Стр.. итель

Слайд 10

1 вариант 2 вариант 8. Тр….пинка 8. Пос… дить 9. Ост… новка 9. Разм …стили 10. Тор…питься 10. Пр… вдивого 11. Нал… лась 11. З…л… тистая 12. В… лнуется 12. Бл … стящих 13. Раск …лённых 13. Сн … жки 14. М…л… дёжь 14. Р… скошный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Категория одушевлённости/неодушевлённости Сущ. одушевлённые (В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч.) Сущ. неодушевлённые (В. п. мн. ч. = Им. п. мн. ч.) (вижу)Учител ей = (нет) Учител ей (вижу)Жёлуд и = (есть) Жёлуд и

Слайд 2

(вижу)Девоч ек = (нет) Девоч ек (вижу)Берёз ы = (есть) Берёз ы (вижу)забияк = (нет) забияк (вижу)окн а = (есть) окн а (вижу) Животн ых = (нет) Животн ых (вижу) пол я = (есть) пол я

Слайд 3

Грамматическим показателем одушевлённости/неодушевлённости является форма множественного числа у существительных мужского и женского рода. А у существительных мужского рода( кроме сущ. на - а,- я) и в форме единственного числа.

Слайд 4

Одушевлённые ( В. п. = Р. п. ) неодушевлённые (В. п. = Им. п. ) (вижу) слон ов - (нет)слон ов В.п = Р.п (вижу) книг и - (нет)книг –( есть) книг и В.п = Им.п. (вижу) котёнк а - (нет) котёнк а В.п = Р.п (вижу) зуб - (нет)зуб а – ( есть) зуб В.п = Им.п. (вижу) зайц а - (нет) зайц а В.п = Р.п (вижу) труп- (нет) труп а –(есть)труп В.п = Им.п. (вижу) снеговик а - (нет) снеговик а В.п = Р.п (вижу) молодёжь (нет) молодёжи – ( есть) моложёжь В.п = Им.п.

Слайд 5

Одушевлённые имена существительные Названия людей Названия животных Названия насекомых Король Туз Дама Валет козырь Живые существа Карточные термины

Слайд 6

Одушевлённые имена существительные Конь Ферзь Слон Король Петрушка Пупс Марионетка Робот снеговик Шахматные фигуры Игрушки в виде человека

Слайд 7

Одушевлённые имена существительные Русалка Леший Домовой Дьявол П окойник Утопленник мертвец Вымышленные существа, сказочные персонажи, боги умершие

Слайд 8

Одушевлённые имена существитель ные Чудовище Страшилище Насекомое Млекопитающее Животное Дитя Лицо Существо Существительные среднего рода с суффиксом – ИЩ - Существительные , образовавшиеся из прилагательных или прич астий в значении «человек»

Слайд 10

У ряда существительных категория одушевлённости/неодушевлённости зависит : 1) от контекста , ср.: наблюдать звёзды ( неодуш .) через теле скоп — приветствовать звёзд ( одуш .) экрана; одевать кукол ( одуш .) — изготавливать деревянные куклы ( неодуш .); 2) от стиля речи , ср.: в научном стиле изучать инфузорий,бактерий ( одуш .) — в общелитературном языке изучать инфузории, бактерии ( неодуш .).

Слайд 11

Неодушевлённые имена существительные Народ Толпа Войско Взвод Стая Группа Молодёжь Крестьянство детвора Совокупность живых существ

Слайд 12

Неодушевлённые имена существительные Растения Грибы труп

Слайд 13

алгоритм сущ. одуш . В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч. сущ. неодуш В. п. мн. ч. = И. п. мн.ч.

Слайд 14

О б р а з е ц: В. п. (вижу) мертвецов = Р. п. (нет) мертвецов одуш . ; В. п. (вижу) трупы = Им. п. (есть) трупы неодуш .

Слайд 15

Определите одушевлённость/неодушевлённость существительных, пользуясь алгоритмом 1) Марионетка, адресат, кумир, герой. 2) Туз, король, дама, валет, козырь. 3) Народ, толпа, войско, стая. 4) Ферзь, слон, конь. 5) Микроб, бактерия.

Слайд 16

Определите одушевлённость/неодушевлённость существительных, пользуясь алгоритмом 6) Дьявол, русалка, леший. 7) Чудище, чудовище, страшилище. 8) Эмбрион, куколка, личинка. 9) Лицо (в значении «человек»), существо (в значении «живой организм»).

Слайд 17

Определите одушевлённость/неодушевлённость существительных, пользуясь алгоритмом 10) Тюфяк (мягкотелый по характеру человек). 11) Воздушный змей, матрёшка. 12) Животное, насекомое, млекопитающее.

Слайд 18

Проверь себя Одушевлённые Неодушевлённые 1 3 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 19

Видеоурок «Категория одушевлённости/неодушевлённости http://interneturok.ru/russian/6-klass/bglava-3b/odushevlennye-i-neodushevlennye-suschestvitelnye



Предварительный просмотр:

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы

и знаки препинания.

Текст 1

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.

Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.

В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Торты, облегчить, цемент, квартал.

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте

необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы

сделали свой выбор.

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания   внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой

выбор.

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.

2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.

3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.

4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

  1. выполните все виды разбора

1 - фонетический разбор

2 морфемный

3- морфологический

4 - синтаксический

Текст 2

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый  нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться.

(4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он  и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней.   (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас    дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое  место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.   (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока    наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке,   вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно,

рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом,   но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям   верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

  1. Определите и запишите основную мысль текста.

  1. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым

котом? Запишите ответ.

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.
  2. В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство».

Выпишите это слово.

  1. В предложениях 4−6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Синтаксический разбор словосочетания Зелёный лес(прил. +сущ.; именное) Пришёл ко мне(гл. + местоим .; глагольное)

Слайд 4

Близко от дома ( нареч.+сущ .; наречное)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы речи Описание Повествование Рассуждение

Слайд 2

Описание Каков предмет высказывания? Перечень таких признаков предмета или явления, которые воспринимаются одновременно

Слайд 3

Композиция описания I часть – общая характеристика предмета описания или впечатления от него. I I часть – признаки предмета описания. I II часть – общая оценка предмета описания.

Слайд 4

Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замёрзли. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость. ( М.Пришвин )

Слайд 5

Параллельная связь 1 2 3 4 1 5

Слайд 6

Повествование Что произошло? Рассказывается о каком – либо событии, последовательно перечисляются действия героев: что было вначале, что было потом.

Слайд 7

Композиция рассказа Кульминация Завязка Развязка Вступление Заключение Где, когда, почему и с кем это случилось? Какой след оставил этот случай в памяти? Чему он научил?

Слайд 8

Цепная связь Д Н Д Н Д Н

Слайд 9

Средства связи предложений в тексте Лексический повтор Однокоренные слова Синонимы лексические Синонимы текстовые Антонимы Местоимения Союз

Слайд 10

Рассуждение Тезис (то, что надо доказать, объясн ить или опровергнуть, почему мы утверждаем это). Аргумент ы (доказательства, доводы, обоснования, объяснения) Вывод (то, что доказано, объяснено или опрвергнуто )

Слайд 11

Средства связи частей рассуждения И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом) Докажем это Это объясняется следующим…. Во-первых, во-вторых, Например, К примеру, Следовательно,

Слайд 12

Средства связи частей рассуждения Таким образом Из всего сказанного выше следует , что Сделаем вывод


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сложное предложение

Слайд 3

БСП Бессоюзное сложное предложение [ Северный ветер принёс облака ] , [ в воздухе появились первые снежинки ] . [ ], [ ].

Слайд 4

ССП Сложносочинённое предложение [ Море билось об утёс ] , и [ волны окатывали братьев брызгами ] . [ ] , и [ ].

Слайд 5

ССП [ ], и [ ]. [ ], а [ ]. [ ], но [ ].

Слайд 6

СПП Сложноподчинённое предложение [ Я чувствовал ] , ( что город остался у нас справа ) . [ ], (что ).

Слайд 7

СПП [ ], ( что). [ ], ( чтобы). [ ], ( где ). [ ], ( потому что).

Слайд 8

СПП [ ], ( как). (Если),[ ]. (Когда ),[ ].

Слайд 10

[Море билось об утёс], и [волны окатывали братьев брызгами]. ( Повествовательное, не!, сложное, ССП, двусоставное, распространённое двусоставное, распространённое) [ ] , и [ ].

Слайд 11

[ Я чувствовал], ( что город остался у нас справа). ( Повествовательное , не ! сложное, спп , 1) двусоставное, нераспространённое, 2) двусоставное, распространённое) [ ], (что ).