Познавательная страничка "Хочу все знать!"

Борисова Лилия Владимировна

На этой страничке родители найдут интересные задания: загадки, головоломки, раскраски, интересные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста! Уважаемые взрослые, не пожалейте времени, вам надо только распечатать и прочитать  ребенку задание, поразмышлять вместе с ним, провести опыт!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

                                           Давай превратим лист бумаги в Муху-Цокотуху и раскрасим её.



Предварительный просмотр:

Изучаем животный мир - ставим опыты

Простые эксперименты с насекомыми.

Изучаем животный мирИзучаем животный мир

Изучаем животный мир


Опыт № 1 Воронка Берлиза для почвенных паразитов

Материалы:Изучаем животный мир

Плотная бумага
- Кусок сетки с не очень мелкими дырочками
- Клейкая лента
- Большая стеклянная банка
- Жидкость для мытья посуды
- Столовая ложка
- Настольная лампа
- Лопатка
- Ведерко
- Проба почвы

Почвенные насекомые могут съесть целый сад за одну ночь. Днем они прячутся в гниющих листьях или в других остатках растений либо зарываются в землю, а ночью вылезают, уничтожая сады, огороды и цветники. Проследить за вредными жучками очень сложно - придется всю ночь сидеть с фонариком. Но с помощью хитрого устройства, названного по имени его создателя воронкой Берлиза, ты сможешь поймать вредных насекомых в ловушку.

Схема работы:

1. Вырежь из плотной бумаги развертку воронки, как показано на рисунке, и скрепи концы клейкой лентой.

2. Отрежь такой кусок сетки, чтобы он закрывал дно воронки, и закрепи его на воронке клейкой лентой.

3. Налей в банку воды, добавь туда одну столовую ложку жидкости для мытья посуды.

4. Помести воронку узким концом в банку. Воронка должна опираться на края банки и стоять прямо.

5. Собери лопаткой пробу почвы в ведерко. Почву возьми из-под больших листьев и кустов.

6. Насыпь почву в воронку.

7. Направь лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы.

8. Оставь свет включенным на всю ночь.

Результат:

Утром ты увидишь в банке с водой довольно много насекомых. Именно такие почвенные паразиты живут у тебя в саду.

Объяснение:

Почвенные насекомые не любят свет и жару. Они стараются спрятаться, закапываются глубже и проваливаются через сетку.

Совет по подготовке отчета:

Помимо воронки, покажи фотографии своего сада и того места, откуда были взяты пробы. Найди и сфотографируй следы поедания растений насекомыми. Купи или возьми в библиотеке определитель насекомых своего района и попробуй распознать некоторых насекомых, попавших в банку. К распространенным почвенным вредителям относятся многоножки, уховертки, долгоносики.

Опыт №2 Ловушка для ночных насекомых

Материалы:

- Среднего размера картонная коробка с клапанами
- Алюминиевая фольга
- Яркий фонарик или настольная лампа
- Крепкая веревка
- Старый носок
- Круглая резинка
- Клейкая лента
- Скрепки
- Ножницы
- Белая краска
- Кисточка
- Линейка

Эта ловушка позволит тебе наловить ночных насекомых, не прибегая к помощи вредных химических веществ. Ты соберешь хорошую пробу насекомых, обитающих в твоем районе, хотя результаты будут, конечно, зависеть от времени года, температуры воздуха и выбранного места работы.

Схема работы:

1. Покрась в белый цвет всю коробку снаружи и изнутри, кроме ее внутренней задней стенки.

2. Приклей пластилином или специальным клеем на внутреннюю заднюю стенку коробки лист фольги.

3. Обрежь клапаны коробки, как показано на рисунке.Изучаем животный мир

4. Отогни клапаны внутрь коробки, чтобы их срезанные концы соединялись. Не скрепляй клапаны - нужно еще доделать ловушку и поместить в нее фонарик.

5. Положив коробку на бок (клапанами к себе), прорежь в "полу" отверстие диаметром примерно 10 см.

6. Отрежь у старого носка мысок, просунь носок в отверстие и закрепи степлером. Из носка должна получиться трубочка, выходящая из коробки.

7. Закрепи круглой резинкой второй конец носка на горлышке стеклянной банки.

8. Сделай два маленьких отверстия в "крыше" коробки (в ее стороне, покрытой фольгой) на одинаковом расстоянии от задней стенки так, чтобы коробка висела ровно, когда в ней будет фонарик.

9. Поставь в коробку фонарик, чтобы его свет как можно лучше отражался от фольги. Загни клапаны внутрь коробки и повесь ее на дереве так, чтобы носок и банка висели внизу. Лучше выбрать место как можно дальше от любых источников света.

10. Время от времени смотри, кто попался в банку. Можно оставить ловушку на всю ночь и проверить ее утром.

Изучаем животный мир

   

Результат:

В банку наберутся ночные насекомые, в основном мотыльки и комары.

Объяснение:

Ночные насекомые ориентируются по луне и звездам. Их привлекает любой источник яркого света. Насекомые летят на свет и попадают в коробку, а выбраться оттуда им мешают клапаны. Многие насекомые, например мотыльки, любят, чтобы свет падал все время с одной стороны. Они летают вокруг фонарика по кругу, пока не устанут. Уставшие насекомые провалятся в носок и окажутся в банке.

Совет по подготовке отчета:

Сделай фотографии, показывающие изготовление ловушки. Продемонстрируй готовую ловушку на выставке. Не забудь сфотографировать ловушку в том месте, где она висела, и запиши время суток, погоду и продолжительность сбора насекомых.

Рассмотри пойманных насекомых и постарайся показать их живыми, особенно если среди них есть редкие виды. Больше узнать о ночных насекомых помогут специальные книги - определители насекомых. Живых насекомых удобно показывать в стеклянной банке со стороны, закрытой темной бумагой. Можно положить им немного еды, например кусочек хлеба, намоченный в сахарном сиропе.

Если ты захочешь еще поработать над проектом, попробуй ловить насекомых в разных местах. Ты убедишься, что ночные насекомые везде разные, многих можно поймать только там, где поблизости есть вода.

Знаете ли вы?

Насекомые видят цвета не так, как млекопитающие. Многие насекомые различают только коротковолновый свет, то есть синий, фиолетовый и ультрафиолетовый. Такое зрение позволяет им видеть солнце через слой облаков и ориентироваться по нему в любую погоду. Ученые предполагают, что насекомые могут очень хорошо различать разную форму предметов, в том числе нужные им растения, даже на большом расстоянии.


Опыт №3  Муравьиная дорожка

Материалы:

- Неглубокая картонная коробка с крышкой
- Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку
- Белая краска и кисточка
- Клейкая лента
- Ножницы
- Садовая лопатка или тяпка
- Банка с крышкой
- Садовые перчатки
- Блюдце
- Кусок банана
- Сахарный песок

Возможно, тебе случалось наблюдать за цепочкой муравьев, идущих от твоего бутерброда, положенного в траву во время пикника. Как муравьи нашли бутерброд? Ответ подскажет этот проект.

Схема работы:

Изучаем животный мир

   

1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет.

2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого.

3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам.

4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой.

5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла.

6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла.

Результат:

Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение:

Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.

Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Совет по подготовке отчета:

Покажи на выставке свою коробку с муравьиными цепочками. Если нужно, добавляй муравьям еды. Помни, что муравьи могут жить в неволе без своей королевы несколько дней, потом их надо осторожно вернуть на прежнее место, иначе все они погибнут.

Знаете ли вы?

С помощью химических сигналов общаются не только муравьи, но и многие другие насекомые. Например, мотылек-самец чувствует самку за несколько километров благодаря своим хеморецепторам - участкам усиков, воспринимающим запах.


Опыт №4 Изучение паутины

Материалы:

- Плотная черная бумага (обычные листы и большие листы)
- Ножницы
- Садовые перчатки
- Лак для волос
- Хороший помощник

Этот проект научит тебя аккуратно собирать паутину, чтобы можно было ее изучать. Паутину проще найти весной или осенью, а самое лучшее время для ее поисков - раннее утро. Сначала обязательно прочитай что-нибудь про пауков, которые водятся в твоем районе. Среди них могут быть и ядовитые. Таких пауков и их паутину лучше не трогать. Основные типы паутины - концентрическая, треугольная и мелкоячеистая. Ядовитые пауки обычно плетут концентрическую паутину.

Изучаем животный мир

   

Схема работы:

1. Выбери подходящую паутину. Если увидишь паука, постарайся определить его. Надев перчатки, поднеси черную бумагу к паутине сзади. Помощник с ножницами и лаком для волос должен быть рядом.

2. Аккуратно побрызгав лаком на паутину и бумагу, надо перерезать основные нити, держащие паутину.

3. Зафиксируй паутину лаком и оставь на ночь для высыхания.

Результат:

Паутина на бумаге должна быть красивой и четкой. Отдельные части паутины можно внимательно изучить с помощью лупы.

Объяснение:

За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука.

Совет по подготовке отчета:

Помести все собранные паутины в рамки под стекло. Напиши, где они найдены.

Знаете ли вы? Паутина очень устойчива, очень долговечна и очень прочна. Она прочнее шелка, прочнее любого синтетического волокна и прочнее стальной проволоки. Если из паутины паука-крестовика спрясть веревочку толщиной в карандашный грифель, то, чтобы ее порвать, потребуется груз около 250 килограммов, то есть на такой веревочке можно подвесить небольшую корову. На шелковой веревочке такой же толщины можно подвесить только 35 килограммов, на нейлоновой - около 50-60, и чуть больше на стальной проволоке.

Ученые провели эксперимент по изучению влияния невесомости на строительные способности пауков. Отправленные в космос вместе с космонавтами, пауки сначала растерялись, но потом сплели паутину точно так же, как сделали бы это на Земле.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Не совсем научные опыты на кухне»

Люди, научившиеся наблюдениям…и опытам,

 приобретают способность сами

 ставить вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь наиболее высоком умственном уровне

 в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Ваш ребёнок часто задаёт Вам вопросы, которые ставят вас в тупик? Или постоянно разбирает игрушки или механизмы, любит смешивать различные вещества, проводя время на кухне или в ванной, опустошая запасы бытовой химии, косметики и продуктов? Вам повезло! Ваш ребёнок владеет некоторыми навыками поисково-исследовательской деятельности, стремится познать новое. Всё это станет залогом его успешного обучения в школе и будущей самореализации в обществе. Добиться успеха в современном, технологичном, быстро развивающемся мире может только личность, умеющая воспринимать и анализировать различную информацию и самостоятельно добывать знания.

Все дети по природе своей – исследователи. Неизвестный, огромный мир притягивает их, даёт безграничные возможности для познания нового. Нам, взрослым, важно не пропустить это естественное стремление ребёнка, развивать его, сделать потребностью, научить видеть удивительное в самых простых вещах. Всё, что нам, взрослым, кажется таким привычным, для ребёнка может стать настоящим открытием. Мы, взрослые, привыкли к определённому порядку вещей, и зачастую не задумываемся, почему небо синее, а вода твердая.

Уделите немного времени своему ребёнку, не оставляйте детские вопросы без ответов, ведь если ребёнок не будет удовлетворять свою жажду новых познаний, он скоро перестанет интересоваться, его познавательная активность снизиться, а это негативно скажется на его успеваемости уже в начальной школе. Если вы не знаете ответа на детский вопрос, предложите ему найти ответ вместе, покажите, как пользоваться словарём, энциклопедией, как можно найти нужную информацию в интернете. Так ваш ребёнок будет владеть разными способами поиска информации.

Исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для развития логического мышления детей, умения делать выводы, помогает понять некоторые законы природы, даёт первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

Для совместных занятий исследовательской деятельностью не нужно специальное оборудование и лаборатория, вполне подойдёт ваша кухня. Существует много простых экспериментов, для которых не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии, и конечно, некоторые научные знания. Прежде чем проводить любой опыт, не забудьте поговорить с ребёнком о правилах безопасности на кухне.

«Подводная лодка из винограда»

Как ты думаешь, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад?              Хочешь проверить?

Материал: 1 стакан  лимонада,  виноградина.

Бросьте в стакан с лимонадом виноградину. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.

Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно.

«Взрыв цвета в молоке»

Как ты думаешь, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давай проверим?

Материал: цельное молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать тарелку. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Вывод: моющее средство соединяется с  молекулами  жира в молоке и приводит их в движение.

«Греет ли шуба?»

Что произойдет, если мороженое завернуть в шубу? Проверим?

Материал: 2 стаканчика мороженого в бумажной обёртке, чистое полотенце.

Одно мороженое положите на блюдце. А второе прямо в обёртке заверните в чистое полотенце и хорошо укутайте шубой. Через 30 минут  разверните укутанное мороженное и выложите его без обёртки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Какое мороженое сохранило свою форму? Почему?

Вывод: одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

«Таинственное письмо»

Можно ли прочесть письмо, написанное лимоном? Хочешь узнать?

Материал: Сок 1/2 лимона, лист белой бумаги, ватная палочка.

Выдавите  в стакан немного сока лимона, возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и предложите ребёнку написать письмо, например, папе. Дайте высохнуть рукописи. Теперь прочесть написанное стало невозможным. Хорошенько нагрейте лист бумаги над паром или настольной лампой. Можно прогладить письмо утюгом. Буквы проявятся на бумаге!

        Вывод: под действием тепла сок лимона темнеет и буквы проявляются.

«Чудо - кристаллы»

Подумай, как можно вырастить кристалл? Давай попробуем?

Материал: банка(объёмом 1000 мл.), соль.

Банку наполнить горячей водой на две трети. Готовим насыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже не сможет растворяться. Теперь сделаем основу для нашего кристалла. Среди кристалликов соли выберите самый крупный, привяжите его к  капроновой нитке. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку так, чтобы ребёнок мог легко за ней наблюдать. Рост кристаллов – дело небыстрое. Постепенно на нашей солевой крупинке будут оседать кристаллики соли и она будет увеличиваться.

Вывод: в густом солевом растворе образуются кристаллы, их можно вырастить самостоятельно.

«Живой желатин»

Как ты думаешь, может ли желатин двигаться? Проверим?

Материал: 10 гр. сухого желатина, ½ стакана воды (холодной).

Желатин растворить в холодной воде, подождать, пока он набухнет, затем подогреть воду на водяной бане так, чтобы он окончательно растворился. Возьмите кусочек полиэтилена  и вылейте на него раствор. Оставьте до высыхания. Из получившегося желе вырежьте любую фигурку – рыбку, солнышко, цветочек. Положите фигурку на промокательную бумагу и подышите на нее. Фигурка начнёт двигаться!

Вывод: когда вы  дышите, то  своим дыханием вы нагреваете желатиновую массу и увлажняете её с одной стороны. Желе слегка увеличивается в объёме и поэтому двигается.

«Волшебное яйцо»

Подумай, может ли яйцо утонуть, если его опустить в соленую воду? Хочешь проверить?

Материал: 0,5л. банка, сырое куриное яйцо.

Опустите яйцо в банку, понаблюдайте, что происходит. Яйцо опустится на дно банки. Теперь его нужно вытащить, а в воду добавить 2 столовых ложки соли и хорошо перемешать. Снова опускаем яйцо в воду  - оно не тонет, а плавает на поверхности. Предложите ребёнку высказать свою версию, почему яйцо не утонуло.

Вывод: солёная вода помогает предметам  держаться на поверхности.

«Овощи и фрукты как косметика»

Как ты думаешь, можно ли использовать фрукты и овощи вместо крема? Проверим?

Материал: свёкла, огурец, яблоко, персиковый крем, огуречная маска, шампунь с фруктовым запахом, тёрка, нож. Бумажные салфетки, зеркало.

Рассматривая с ребёнком продукты и косметические средства, сравните  их по запаху. Есть ли сходство? Рассказывая о полезных свойствах овощей и фруктов, скажите ребёнку о том, что в старину эти продукты использовали как косметическое средство. Вспомните модниц из старых сказок, которые собираясь на бал, натирали щёки свёклой для придания румянца.  Натрите свёклой щёки и посмотрите в зеркало - как изменился цвет лица?

Но свёкольный «румянец» может держаться несколько часов. Как же очистить кожу? Предложите  натереть яблоко или огурец (по желанию) и наложите маску на лицо. Сняв маску салфетками, обсудите, какие изменения произошли? После наложения маски лицо  очищается и  кожа становится  нежной и мягкой.

Вывод: зная о пользе фруктов и овощей для кожи, взрослые придумали использовать это при изготовлении косметических средств (масок, кремов).



Предварительный просмотр:

Корней Чуковский

Муха-Цокотуха

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,

А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…

«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»

Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!

Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»

Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!

Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.

Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!

Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей,-
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!