Страничка психолога

Борисова Лилия Владимировна

Будут представлены советы психолога, консультации для родителей, педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям

  • Ребенок запоминает только то, что ему интересно.

  • Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.

  • Впечатление раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.

  • Почаще берите ребенка на руки.

  • Никогда не игнорируйте плач ребенка.

  • Не сюсюкайте с ребенком.

  • Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.

  • Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются.

  • Нервозность родителей заразна.

Закаливание

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, с тем, чтобы суточные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания. Систематически проводимые закаливающие процедуры создают возможность организму ребенка к переходу от одного сезона к другому, тренируют его защитные и приспособительные механизмы, чтобы они могли оптимально противостоять колебаниям интенсивности действия факторов внешней среды. Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются – СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ и ВОДА. При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать ребенка – соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движения и необходимый тепловой комфорт.

Прогулка

  Гулять с ребенком необходимо в любую погоду, отменить ее можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и дожде.

Сон.

  Сон на воздухе относится к местным процедурам, повышения устойчивости к холоду лица и верхних дыхательных путей. Особенно полезен в прохладное время (-10) детям со склонностью к заболеваниям органов дыхания.

Питание.

 Питание – один из основных факторов внешней среды, определяющей нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и гармоничное развитие. Объясняется это тем, что жизнедеятельность организма сопряжена с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с расходом энергии. Энергетическая потребность ребенка восполняется в основном за счет энергии, образующейся в организме при окислении углеводов и жиров. Рациональное питание воздействует также на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его нервной системы. При этом повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды, обеспечивается высокий уровень его иммунологической реактивности. Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, воды – в оптимальных соотношениях, что обеспечивает правильное разностороннее развитие.

Взаимодействие индивидуальных особенностей ребенка и социальной среды.

   Развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, есть часть этой среды. Воспитание в детском саду имеет целенаправленный характер, здесь специально отбирается, обобщается и соотносится с возможностями ребенка накопленный человечеством опыт, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом достигнутого им уровня развития.

     Потенциальные психофизические возможности присущи каждому ребенку, но лишь при благоприятных педагогических условиях развитие его психических функций может быть реализовано в полном соответствии с этими возможностями. Только сочетание деятельности ребенка (это касается речевого общения, музыки, конструирования, физического воспитания и др.) и педагогического руководства этой деятельностью может в полной мере обеспечить его физическое и умственное развитие.

   При педагогическом воздействии на формирование психических функций особое внимание уделяется развитию эмоций, восприятию и представлений, овладению речевыми и умственными навыками.

   Очень важно, в связи с эти обращать внимание и на физическое состояние ребенка. Физическое воспитание укрепляет здоровье, развивает ловкость, формирует волю и характер.

  Социальное воспитание способствует развитию чувства товарищества, дружбы между детьми, умению устанавливать адекватные отношения с окружающими.

  Эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, активизирует воображение и эмоциональные реакции.

   



Предварительный просмотр:

Как учить стихи с ребенком 3-7 лет?

Родители с гордостью  смотрят на ребенка, которые декламирует стихи на утреннике в детском саду. Но многие дети категорически отказываются не только выступать перед родителями и другими детьми, но и учить стихи. Причиной такого нежелания является невозможность усвоения ими большого объема новой информации. Мозг ребенка пытается любыми способами избавиться от информационной перегрузки. Как учить стихи с ребенком 3-4-5-6-7 лет?

Как развить память ребенка? Психологи предлагают родителям и воспитателям использовать несколько небольших хитростей.

Методика развития памяти

  • Для развития памяти малыша приучают с самого рождения к ритмичной информации. С помощью скороговорок, загадок, стишков происходит естественное развитие памяти ребенка.
  • Под ритм стихотворения ребенок может делать движения руками, шаги, покачиваться туловищем, хлопать в ладоши.
  • Заучивать стихи можно вместе с мячиком. Строчку произносит взрослый, потом мяч передается ребенку, он произносит следующую строчку стихотворения. При таком заучивании, помимо памяти формируется и внимание.
  • Ребенок может нарисовать разучиваемое стихотворение с помощью одной картинки, целой серии зарисовок. Из них можно сделать книжку, использовать ее при декларировании выученного стихотворения.
  • Для упрощения процесса запоминания, в быту можно пользоваться рифмованными словами. Например, кашка для Сашки, мыло для Мили, конфеты для Светы. Придумать рифмы несложно, можно превратить это занятие в забавную игру.

Важно осознавать, что при целенаправленном воздействии на память можно рассчитывать на сохранение лишь незначительного количества информации, поскольку процесс основывается на нейрофизиологической природе. Помимо упражнений, которые направлены на формирование и развитие памяти, важно применять методы и приемы, которые упрощают запоминание.

Алгоритм действий

Для того чтобы развить память у дошкольника, необходимо действовать по определенному алгоритму:

  • ребенка нужно успокоить, «притупить» его бдительность. Малыша просят просто повторять те слова, которые произносит взрослый человек.

Внимание! Ребенок повторяет не больше одной строчки стихотворения. В противном случае у ребенка возникнет состояние информационного стресса.

  • далее нужно выяснить, какие слова либо фразы в стихотворении ребенку непонятны.

Выяснить данный момент довольно легко, ведь непонятные слова и выражения ребенок либо не будет произносить, либо в них им будут допускаться ошибки и оговорки. Воспитатель либо родители должны пояснить малышу значение непонятных фраз и выражений, привести примеры, когда эти слова будут уместны.

  • после того как все непонятные фразы и слова будут объяснены, переходит к повторению этой строчки. Количество повторов зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
  • после того как первая строчка будет произноситься без запинок и ошибок, приступаем к заучиванию второй.
  • далее соединяются между собой первая и вторая строчки, отрабатываем их вместе.
  • озвучивается третья сточка, заучивается отдельно, затем произносятся три строчки стихотворения.

Игровой прием для развития памяти

Не помогает такой способ развивать память ребенка? В таком случае используйте вариант многократного повтора одной и той же фразы. Сначала декларируйте стихотворение «для себя» в присутствии ребенка. Количество повторов должно составлять 2-3 раза. Далее произносите по 2-3 строчки, читая их с выражением, передавая интонацией суть стиха.

Совет! Для того чтобы привлечь внимание ребенка, можно рассадить в круг игрушки, декламировать стихи им.

Каждая игрушка должна голосом взрослого повторять одну строчку. В зависимости от вида игрушки, меняется интонация стихотворения. Постепенно к игре подключится и сам ребенок. Мощным оружием к развитию детской памяти является многократное повторение. В процессе игровой деятельности заучивание стихотворения будет для ребенка незаметным, взрослому не придется заставлять ребенка запоминать стихи.

Для того чтобы гарантировать постепенное развитие памяти путем запоминания стихов, в день желательно разучивать не больше двух строчек. За неделю можно выучить к детскому утреннику нужное стихотворение.

Методом заучивания («системой накапливания») пользовались индусы для передачи философских учений и священных знаний от поколения к поколению. Секрет успеха скрывается в постепенном переходе от небольшой фразы к огромному тексту путем многократного повторения.

Благодаря данной методике, выученное пересматривается с другой точки зрения, меняется впечатление от усвоенной информации. При частом повторении можно развить память ребенка, добиться усвоения им одновременно до 2-3 строчек.

Внимание! Нежелательно сразу предлагать ребенку к запоминанию большой объем информации. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения информации.

Заключение

Для большинства детей в младшем школьном возрасте характерно механическое запоминание рифмованной информации. По мере развития ребенка, у него появляются сложности с заучиванием стихов и текстов.

Для устранения подобной проблемы, можно предлагать детям следующие задания:



Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов

(анонимно)

Дата проведения тестирования ________________________

Оцените, насколько часто вы применяете приведённые ниже методы воздействия на ребёнка. Для оценки используйте следующую шкалу:

5 баллов – всегда

4 балла – достаточно часто

3 балла – иногда

2 балла – в исключительных случаях

1 балл – иногда

Приказ, команда

1

2

3

4

5

Уговоры

1

2

3

4

5

Угрозы

1

2

3

4

5

Предупреждения

1

2

3

4

5

Советы, готовые решения

1

2

3

4

5

Нотации, поучения

1

2

3

4

5

Критика

1

2

3

4

5

Похвала

1

2

3

4

5

Анализ поведения

1

2

3

4

5

Обращение в шутку

1

2

3

4

5

Утешение

1

2

3

4

5

Обзывание, насмешка

1

2

3

4

5

Обида на ребёнка

1

2

3

4

5

Наказание

1

2

3

4

5

Физическое наказание

1

2

3

4

5

подарки

1

2

3

4

5

Анкета для педагогов

(анонимно)

Дата проведения тестирования ________________________

Оцените, насколько часто вы применяете приведённые ниже методы воздействия на ребёнка. Для оценки используйте следующую шкалу:

5 баллов – всегда

4 балла – достаточно часто

3 балла – иногда

2 балла – в исключительных случаях

1 балл – иногда

Приказ, команда

1

2

3

4

5

Уговоры

1

2

3

4

5

Угрозы

1

2

3

4

5

Предупреждения

1

2

3

4

5

Советы, готовые решения

1

2

3

4

5

Нотации, поучения

1

2

3

4

5

Критика

1

2

3

4

5

Похвала

1

2

3

4

5

Анализ поведения

1

2

3

4

5

Обращение в шутку

1

2

3

4

5

Утешение

1

2

3

4

5

Обзывание, насмешка

1

2

3

4

5

Обида на ребёнка

1

2

3

4

5

Наказание

1

2

3

4

5

Физическое наказание

1

2

3

4

5

подарки

1

2

3

4

5