Учителям математики и информатики

Шпилевская Анна Васильевна

Предварительный просмотр:

Шпилевская Анна Васильевна, учитель математики МОУ СОШ с. Бородиновка

Тема: График и свойства   функции . Применение свойств квадратичной функции к созданию и исследованию физической модели движения тела.

Класс: 9  Данный урок целесообразно проводить в классе с углубленным изучением математики. Учащиеся должны иметь навыки работы на ПК в приложении Excel

Планируемые результаты:

Предметные: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах квадратичной функции. Уметь применять свойства функции для построения и исследования физической модели движения тела.

Метапредметные:  Развивать исследовательские навыки, творческое мышление. Развивать математическую речь, внимание, ИКТ – грамотность учащихся, умение пользоваться учебным материалом, имеющимся в электронном виде. Развивать умение организовывать свою деятельность, совмещая  различные виды и формы обучения.

Личностные:  Воспитывать толерантное отношение друг к другу, самоконтроль и взаимоконтроль

Тип урока: Урок – практикум (2 часа по 40 мин, с перерывом во время работы на компьютере).

Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: компьютеры, экран, проектор, учебник:  «Математика 9 класс», под ред. Дорофеева Г.В., М. «Просвещение» 2010 г.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Используемые средства

обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

( мин)

1

Оргмомент

Приветствие, объявление цели урока

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, запись темы урока в тетрадь.

3

2

Актуализация опорных знаний

Учитель предлагает учащимся повторить теоретический материал (фронтальный опрос):

  1. Что является графиком квадратичной функции?
  2. Какие способы построения квадратичной функции вы знаете?
  3. Какие параметры нужно знать, чтобы построить график квадратичной функции?
  4. Какие свойства функции можно выяснить при исследовании графика?

Учитель предлагает применить теоретические знания в практической деятельности.

Задание: Постройте график функции

Учитель демонстрирует получившийся график на экране монитора. Затем учитель предлагает исследовать функцию:

  1. Покажите на графике и назовите промежутки возрастания и убывания функции.
  2. Чему равно наибольшее или наименьшее значение функции.
  3. Назовите промежутки, на которых  y > 0;  y < 0.
  4. Найдите значение функции в точке  х=3, х=5.
  5. Найдите значение аргумента, если функция принимает значение у=2;  у = - 2.

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся в тетрадях  сроят график данной функции. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться планом  (приложение 1)

Учащиеся сравнивают графики, исправляют ошибки (если есть) в построении.

Учащиеся отвечают на вопросы, выходят к доске, работают с графиком.

7

13

2

Практическая работа.

I. Создание модели.

II. Моделирование на компьютере

Раздаточный материал

Компьютер

Учитель предлагает детям прочитать задачу № 256: Футболист на тренировке подбросил головой мяч вверх, придав начальную скорость 10 м/с. Рост футболиста считайте равным 2м. Запишите уравнение траектории движения мяча. Постройте график зависимости высоты от времени полета мяча. Используя график ответьте на вопросы  ( приложение 3)

 Учитель раздает ребятам  алгоритм создания модели  (Приложение 2).

Учащимся предлагается на компьютере создать получившуюся модель:

-Какая имеется зависимость?

Учитель поясняет, что, чтобы модель была точной, нужно вводить время с шагом 0,1с

Учитель осуществляет промежуточный контроль:

  1. Значения столбцов А и В
  2. Вид графика

Учащиеся читают условие задачи, получают раздаточные материалы, в которых обозначены вопросы, на которые они смогут ответить, построив модель движения мяча.

Учащиеся, отвечая на  вопросы, создают модель. Ответы, которые требуют записи, учащиеся заносят в тетрадь.

Учащиеся открывают приложение Excel (работа в парах)

Учащиеся отвечают,  что зависимость высоты от времени, поэтому в столбце А введем время (от 0 до времени падения на землю), в столбце В – высоту

1. Учащиеся заполняют таблицу

А

В

1

t, c

h, м

2

0

=-5*A2*A2 +10*A2+2

3

0.1

4

0.2

...

…..

………………………

24

2,2

2. Учащиеся копируют формулу на остальные ячейки в диапазоне В2:В24

3. По данным таблица с помощью «Мастера диаграмм», строят график.

(Приложение 4)

12

15

10

III. Исследование модели

Раздаточный материал (Приложение 2)

Учитель предлагает ребятам исследовать получившуюся модель.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом, отвечают на предложенные вопросы

10

3.

Взаимопроверка

Учащиеся меняются результатами, идет взаимопроверка.

5

4

Итог урока

Заполненные бланки с ответами.

Проверка учителем работ и выставление оценок: по математике и по информатике.

Проводит рефлексию: Что значит для вас сегодняшний урок?

Примерные ответы детей:

Я научился моделировать.

Я увидел связь трех предметов: математика, физика и информатика.

 Я понял, что математика интересная наука и т.д.

5

СПАСИБО ЗА УРОК!

          Приложение 1

План построения параболы

  1. Определить направление ветвей параболы.
  2. Решить уравнение , найти его корни – это и будут точки пересечения графика с осью х., т.е нули функции
  3.  Найти координаты вершины параболы.

           ;    ( или )

  1. Построить систему координат, отметить вершину, ось симметрии, точки пересечения графика с осью х.
  2. Найти еще координаты нескольких точек параболы и отметить их.

6.Соединить плавной линией точки.

Приложение 2

Вопросы

Ответы

1) На какую максимальную высоту поднимется мяч?

2) Через, сколько примерно времени, мяч окажется на максимальной высоте?

3) Через, сколько примерно секунд, мяч упадет на землю?

4)Когда скорость полета больше: в начале первой секунды или в конце первой секунды движения?

5) Найдите промежуток времени, когда мяч летит вверх?

6) Сколько примерно секунд мяч летит вниз?

7)В какое время мяч поднимается на высоту 3 м и в какое время он окажется на той же высоте при падении?

8) На какой высоте окажется мяч через 0,5 с после начала движения? После 1,5с?

9) Какой знак имеет ускорение мяча при движении вверх? При движении вниз?

Приложение 3

Вопросы

Ответы учащихся или записи в тетради

1) Равномерным или равноускоренным является движение мяча?

Равноускоренным

2) Запишите формулу пути при равноускоренном движении.

3) Составьте уравнение движения мяча, используя данные задачи

 

4) Почему  -5t2 ?

Т.к ускорение свободного падения направлено вниз

5) Какой фигурой является траектория мяча?

Параболой

6) Где будет максимальная высота, на которую поднимется мяч? Найдите ее.

Вершина параболы.

Учащиеся используя формулы находят координаты вершины параболы  ( х0 = 1с, у0 = 7м)

7) Что значит, мяч упал на землю?

Значит,  высота равна нулю.

8) Найдите приблизительно, через, сколько мяч упадет на землю?

Учащиеся, используя формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, находят возможные корни и делают вывод о том, что отрицательный корень не подходит.

Приложение 4

0

2

0,1

2,95

0,2

3,8

0,3

4,55

0,4

5,2

0,5

5,75

  0,6

6,2

0,7

6,55

   0,8

6,8

0,9

6,95

1

7

1,1

6,95

1,2

6,8

1,3

6,55

1,4

6,2

1,5

5,75

1,6

5,2

1,7

4,55

1,8

3,8

1,9

2,95

2

2

2,1

0,95

2,2

-0,2

                           



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Архитектура компьютера

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Шпилевская Анна Васильевна

Место работы

МОУ СОШ с. Бородиновка Варненский район Челябинская область

Должность

учитель

Предмет

информатика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Архитектура компьютера, урок № 1

Базовый учебник

Н. Угринович « Информатика. Базовый курс 8 кл»

8. Планируемые результаты:

- предметные: Познакомить учащихся с основными понятиями ( данные, программа, магистраль). Рассмотреть функциональную схему компьютера. Начать формировать умение применять теоретический материал на практике.

-метапредметные: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

-личностные: - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

9. Тип урока: урок открытия новых знаний

  1. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные
  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор
  3. Структура и ход  урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

I

Оргмомент                

Приветствие, объявление цели урока

Проверка готовности к уроку, настрой на работу

( 3 мин)

II

Изучение нового материала

  1. Объяснение учителя:

«С этого урока мы начинаем знакомство с компьютером.
Сначала речь пойдет о техническом устройстве компьютера. В информатике есть такое понятие: «архитектура ЭВМ». Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста. Архитектура не включает в себя конструктивных подробностей устройства машины, электронных схем. Эти сведения нужны конструкторам, специалистам по наладке и ремонту ЭВМ.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, т.е. работы с информацией.

Учащиеся слушают.

20 мин

Из истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел в природе. Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов. Русский ученый Н.Е. Жуковский, основоположник науки аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц.

  1. Эвристическая беседа: 

А с кого списали компьютер?

Какие четыре основных компонента информационной функции человека вы знаете?

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:
• устройства ввода,
• устройства запоминания (память),
• устройство обработки (процессор),
• устройства вывода.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы детей:

С самого себя. Только человек постарался передать компьютеру не свои физические, а свои интеллектуальные способности, т.е. возможность работы с информацией

Прием (ввод) информации;
• запоминание информации (память);
• процесс мышления (обработка информации);
• передача (вывод) информации.

1

Работая с информацией, человек пользуется не только теми знаниями, которые помнит, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. У компьютера тоже есть два вида памяти: оперативная (внутренняя) и долговременная (внешняя) память.

3) Демонстрация ЭОР «Архитектура компьютера. Магистрально – модульный принцип. Принципы фон Неймана.»

  1. Учитель дает основные понятия:

Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

Информация, обрабатываемая на компьютере, называется данными.

Аппаратное обеспечение - система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации. 
Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на компьютере

Учащиеся ведут обсуждение.

Работа в тетради: запись основных понятий

III

Практическая работа

2

Учитель предлагает пройти тест, используя ЭОР

Учащиеся занимают места за компьютерами и выполняют тест. Фиксируется результат

15 мин

IV

Итог урока, домашнее задание

Учитель предлагает учащимся подвести итог. Ответьте на вопросы:

• Что называется архитектурой ЭВМ?
• Перечислите основные устройства, входящие в состав ЭВМ.
• Перечислите основные устройства, входящие в состав компьютера. Какое назначение у каждого из них?
• В чем различие между внутренней и внешней памятью?

Подводит итог тестирования.

Учащиеся отвечают на вопросы. Объявляют результат тестирования

7 мин


Приложение к плану-конспекту урока

Архитектура компьютера

 (Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Архитектура компьютера. Магистрально – модульный принцип. Принципы фон Неймана.

И

иллюстрация

http://www.fcior.edu.ru/card/23522/arhitektura-kompyutera.html

2

Практическое задание по теме: «Архитектура компьютера»

П

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/23370/arhitektura-kompyutera.html



Предварительный просмотр:

Учитель математики Шпилевская Анна Васильевна.

Урок математики в 6 классе.

Тема урока: Все действия с десятичными дробями.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты:

  1. Обобщить и систематизировать знания  учащихся о десятичных дробях. Отработать умение находить значение выражения, содержащих все действия с десятичными дробями на основе имеющихся знаний алгоритмов сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей. Уметь расставлять порядок действий в вычислениях, уметь решать арифметические задачи, содержащие десятичные  дроби. Провести контроль знаний умений и навыков по данной теме.
  2. Развивать математическую речь, логическое мышление, внимание, умение анализировать и делать выводы.
  3. Воспитание стремления оказать друг другу помощь и поддержку. Воспитание добросовестного отношения к учебному труду.

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Отработка навыков решения.
  4. Тестовая самостоятельная работа.
  5. Итог урока.

I.     Оргмомент: Учитель сообщает цель урока. Дети записывают число и тему урока. Учитель сообщает ход урока и те знания, умения и навыки, которые ребята должны отработать к концу урока. Нацелить ребят на выполнение самостоятельной работы.

II      Актуализация опорных знаний.

  1. Устный счет ( задания на доске):

А) Порядок действий в вычислениях (применение игровых моментов):

Бежал Незнайка, упал и размазал весь порядок действий, помогите восстановить.

10,79 : 8,3 – ( 5 – 0,56 ) : 3,7

8,364 : ( 8 – 3,92 ) – 2,05 * 0,4

10,02 * 5 – ( 44 – ( 34,5 + 7,87 )) : 0,05

( 22,506 + 14,694 ) : 3,72 – 1,08 *  ( 3 + 1,65 ) – 5,07 : 65

Комментарий: Дети помогают восстанавливать порядок действий, если оно отсутствует или исправляют, если Незнайка обозначил неверно.

Б) Найти ошибку в вычислениях  

     25,37              35,49                25,37          45,75   1,5                72,52    5

         8,5                7,  5                    0,7          45         3,05             5           14,4

     26,22              42,54              1775,9               75                        22

                                                                             75                        20

                                                                               0                          25

                                                                                                           25

                                                                                                                20

                                                                                                                20  

                                                                                                                   0

Комментарий: Дети замечают и исправляют ошибки в записии в вычислении, тем самым повторяем алгоритмы записи и вычисления десятичных дробей при сложении, вычитании, умножении и делении.( Ребенок комментирует  каждый пример и ошибку. На таких примерах ребята лучше усваивают алгоритмы действий с десятичными дробями и стараются не допускать ошибок. После этого учитель обращает внимание на наглядный материал,  где расположены алгоритмы, тем самым еще раз повторяем правила. )

В) Увеличить число в 100 раз:

Комментарий: Прежде чем выполнять это задание, вместе с ребятами вспоминаем правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000…., опираясь на правило.

12,52;           0,357;          1,9;        25,03;            0,01

Г) Уменьшить число в 10 раз

0,12;             3,5             35,97;         427,2;       10;      1

Д) Повторение правил умножения и деления десятичных дробей ( опрос тех ребят, которые правила помнят наизусть, затем еще раз обращаемся к алгоритмам на доске.)

Е) Выбери правильный ответ.

 Комментарий: Это задание с выбором ответа. Ребята устно решают пример, затем на правильный ответ они делают хлопок ( учитель указывает варианты ответов). В случае неправильного ответа очень хорошо видно  кто ошибся. Вместе с ребятами исправляем ошибку, полагаясь на правила решения такого примера

Пример

Варианты ответов

I

II

III

0,3+0,5

3,5

8,5

0,8

0,3 2

0.9

0.09

0,6

0,2*4

0.08

8

0,8

0,8:0,08

10

100

1

2,5:5

5

0,5

3,5

2,5-1

2,4

1,4

1,5

0,6*7

0,42

4,2

1.3

0,3*0,6

1,8

0,9

0,18

III. Отработка навыков решений.

  1. Решение арифметической задачи.

№ 448(а). В мешке в 1,5 раза больше сахара, чем в коробке, и в 12,5 раза больше, чем в банке. Сколько сахара в коробке и сколько в банке, если в мешке 37,5 кг. сахара ?

  1 этап: Анализ условия задачи

  Вопросы к задаче:

  1. О каких емкостях идет речь в задаче.
  2. Сколько сахара в мешке ?
  3. Что сказано о количестве сахара в коробке, в банке ?
  4. С чем все время сравнивают ?
  5. Что нужно найти в задаче ?

2 этап: Краткая запись условия задачи.

М – 37,5 кг

К – в 1,5 раза меньше

Б – в 12,5 раза меньше

3 этап: Решение задачи с пояснением у доски

  1. 37,5 : 1,5 = 25 кг – в коробке
  2. 37,5 : 12,5 = 3 кг. – в банке

4 этап: Запись ответа.

4)Найди  значение выражения: № 452 ( ав)

а)   ( 3,4 + 2,8) = ( 3,4 + 2,8) : 0,2 = 62 : 2 = 31   

          0,2

в)   ( 3 – 0,5)  = 2,5   = 25   = 5

      ( 3 +0,5 )     3,5      35       7

III. «Проверь себя сам.»

Комментарий: Тестовая самостоятельная  работа (работа в парах, с последующей проверкой, кто правильно и быстро.

1 и 2 место – « 5» , 3 место – « 4»  .

1)10 - 3,22

А 3,4                        Б 9,84                        В 8,4

2)2 * (1,5 + 1,2)

А 4,9                        Б 6,8                         В 8,8

3) (1 - 0,6) * (1 - 0,05)

А 0,2                        Б 0,35                       В 0,38

4) 10,3 – 3 8 * (0,4 + 2,8)

А 0,7                        Б 5,72                        В 6,3

5) 4 - ( 2,06 - 1,94 ) : 2

 А 0,97                      Б 3,4                        В 3,94

  1. В первый день собрали 3,9 кг лекарственных трав, во второй – на 2 кг больше, чем в первый день, а в третий – в 3 раза меньше чем в первый. Сколько лекарственных трав собрали за два последних дня вместе?

А 7,2 кг;                 Б.    5,9 кг                            В. 9,8 кг

     

Комментарий: Кто из ребят сделал быстрее, тем парам выдается ключ к тесту. Проверяя они ставят « +», если правильно, « -« , если неправильно. Затем тесты сдают учителю.  

IV.  Итог урока, домашнее задание: № 448 ( б); № 452 (г).

Литература:

« Математика 6 класс», автор Г. В. Дорофеев и др. ( М. « Просвещение» 2011 г)



Предварительный просмотр:

Тема: Соотношения между сторонами и углами треугольника. Применение теорем синусов и косинусов при решении прикладных задач Класс: 9 (в классе имеются учащиеся со слабыми математическими способностями и  «сильные» ученики, поэтому работа на уроке построена с применением личностно ориентированного подхода в обучении)

Цель урока:

Обучающая: Повторить теоремы синусов и косинусов. Продолжить отрабатывать навыки решения задач на применение данных теорем. Способствовать выработке умения решать задачи связанные с практическим применением теорем синусов и косинусов (прикладные задачи).

Развивающая:  Способствовать развитию навыков пользования справочным материалом, умению сопоставлять данные, применять данные на практике.

Воспитательная:  Продолжать воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, толерантное отношение к окружающим.

Тип урока: Урок – практикум .

Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: Учебник: «Геометрия 7-9» авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф, Бутузов и др., М. «Просвещение» 2009 г., В.М. Брадис «Четырехзначные математические таблицы»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Используемые средства

обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

( мин)

1

Оргмомент

Приветствие, объявление цели урока.

Учитель: «Ребята, сегодня мы с вами на уроке рассмотрим задачи, которые связаны с практическим применением теорем синусов и косинусов, задачи в которых рассматривается взаимосвязь с другими учебными предметами, а также с практической направленностью этих теорем, например при измерительных работах».

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, запись темы урока в тетрадь.

3

1

Актуализация опорных знаний

Учебник стр. 256, 260

Наглядный материал

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

1)Что значит решить треугольник?

2)Какие теоремы для этого нужны?

3) Сформулируйте эти теоремы.

4)Запишите в тетрадь формулировку в алгебраической форме.

5)Где используют эти теоремы?

6)Каким справочным материалом мы пользовались при нахождении значений синусов и косинусов углов?

Учитель предлагает вспомнить алгоритм работы с таблицей и найти

 и (фронтальная работа)

Учащиеся отвечают на вопросы. Если они затрудняются ответить, то можно воспользоваться учебником, наглядным материалом.

Примерные ответы детей:

1) Найти все его стороны и углы

2)Теоремы синусов и косинусов

3) формулируют теоремы

4) Записывают в тетрадь

5) При измерительных работах

6) Таблицей Брадиса

Учащиеся работают с таблицей, выдают ответы.

10

3

Отработка навыков решений

Учебник, таблица Брадиса.

Карточки  с задачами.

Учитель делит класс на две группы.

Задание 1 группе (с низким уровнем) заготовлено на доске.

Задание 2 группе (с высоким уровнем)

учитель объясняет устно (№1032№1036)

В процессе решения учитель следит за ходом работы 2 группы, помогает, поясняет, контролирует.

Учитель отмечает учащихся которые быстро справились с заданием.

Затем второй группе предложены задания в карточке (1 задача  типа «Сделай по образцу»; 2 задача – самостоятельно) (Приложение 2)

Учитель помогает учащимся 1 группы, консультирует, но больше дает возможность на самостоятельный разбор и решение.

Учащиеся выполняют задание.

1 группа

2 группа

Найти в таблице значение синуса или косинуса заданных углов и наоборот по значению синуса или косинуса найти угол.

0,8678= sin?

0,4019 = cos?

№1032

№1036

Пока учащиеся первой группы работают с табличным материалом, учащиеся читают условие задачи и обсуждают вместе с учителем построение и ход решения.

Взаимопроверка, правильные результаты записаны на доске одним из учащихся.

Самостоятельное решение

Учащиеся 2 группы демонстрируют варианты решения данных задач внутри группы, обсуждают ход решения.

Учащиеся решают задачи по карточкам.

Учащиеся, которые быстро и правильно решили задачи, получают оценки

25

4

Итог урока

Подведение итога урока, выставление оценок, рефлексия, дифференцированное домашнее задание:

1гр - № 1025(а)

2 гр № 1034

В зависимости от уровня задания, учащиеся оцениваются за работу на  уроке.

Учащиеся записывают домашнее задание.

7

Приложение 1

№ 1032.  Две равные по величине силы приложены к одной точке под углом 720 друг к другу. Найдите величины этих сил, если величина их равнодействующей равна 120 кг.

№1036. Наблюдатель находится на расстоянии 50м от башни, высоту которой хочет определить (рис.298). Основание башни он видит под углом 20 к горизонту, а вершину – под углом 450 к горизонту. Какова высота башни?  

 

Приложение 2

  1. Дан Треугольник АВС. Угол А равен 550, угол С равен 600. Найти угол В и сторону АС (учащимся предлагается образец решения подобной задачи)
  2. С помощью теорем синусов и косинусов решите треугольник АВС, если: угол А равен 800, а=16, в=10 (решают самостоятельно).



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                    «Средняя общеобразовательная школа» с. Бородиновка

Клуб любителей «Математики»

«Математика и информатика в моей будущей профессии»

Автор составитель:

Шпилевская Анна Васильевна,

 учитель математики

2016 г.

Заседание Клуба любителей математики.

Цель: повышение интереса учащихся  к предметам «Математика» и  «Информатика»,  профориентация молодого поколения на профессии, связанные с математикой и информатикой.

1) Вступительное слово ведущего.

           «Математика во всем», - нам твердят.

        Многие  не верят, спорить норовят:

        «Математика от нас далеко…

        Жить на свете без нее так легко!»

        

            Но пойдет однажды вечером дождь,

        Подойдешь ты к окну и поймешь:

        Все на свете, что видишь, давно

        Математикой отражено.

        

            Ты вглядись: от фонаря свет

        Векторами разлетается. Нет?

        Точки капель, окружности луж –

        Неужели ты не видишь? Ну ж…

        

            Окошек плоскости отрезками полны…

        И вечна траектория Луны…

        А по параболе летит метеорит.

        Через мгновенье в атмосфере он сгорит…

        

            Многоугольники, квадраты и круги…

        Пространства-времени неслышные шаги…

        Все движется и мчится, все улетает вдаль.

        А кто не видит этого…

                                      того мне просто жаль.

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Я рада приветствовать всех  вас! Мы начинаем заседание Клуба любителей науки математики.

Сегодня мы не только будем обсуждать вопрос о важности  математики в повседневной жизни, но уделим внимание некоторым профессиям, связанным с математикой.

А помогут нам  наши команды, встречайте!

(Звучит музыка, входят две команды, ведущий представляет капитанов команд, состав жюри)

Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. Например, у нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а для этого точно все измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов, никакой большой промышленности. И, конечно, не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, измерение «насколько?», «как долго?» являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем.

Математика неисчерпаема и многогранна. Кого-то покоряет в математике ее логическая стройность, другого – ее абстрактный метод, третий ценит в ней ее величайшую полезность. Великий немецкий математик Гаусс назвал математику царицей наук. 

Учащиеся нашей школы писали сочинение – рассуждение на тему «Роль математики в моей будущей профессии». Разрешите мне зачитать некоторые выдержки из сочинений.

Сочинение Кушукбаевой МА

«Роль математики и информатики  в моей будущей профессии очень велика.

  В наше время актуальны такие профессии как инженер, учитель, врач, дизайнер. Все они основываются на знании математики и информатики. Эти предметы сложны, трудны, но очень важны. Они помогают развивать логическое мышление, анализировать тексты, извлекать нужную нам информацию.

  Я учусь в 11 классе. В скором времени мне предстоит сдавать экзамены. Математика – основной предмет, я считаю, что это правильно, пусть она не всем  легко даётся. Математика окружает нас повсюду в нашей повседневной жизни. Без неё мы не узнаем который час, на сколько градусов поднялась температура воздуха, сколько стоят наши любимые сотовые телефоны. Не зря говорят: « Математика – царица наук». А информатика основывается на математике.

  Каждому человеку в жизни пригодятся математика и информатика в той или иной степени. Так, что, ребята, любите математику так же как люблю её я!»

Из сочинения Нейфельд Милены

«Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. Математика неисчерпаема и многогранна. Математика даёт людям методы изучения и познания окружающего мира, методы исследования как теоретических, так и практических проблем».

Сочинение Трубниковой Анастасии

«Математика – наука точная. Математика в нашей жизни нужна всегда и во всем. В каждой профессии она по-своему важна и по-своему нужна. Ведь даже в домашнем хозяйстве она играет свою роль…

В будущем я бы хотела стать программистом. Мне кажется, что эта профессия очень увлекательна, и занимательна и даже очень познавательна. В этой профессии присутствует информатика  и высшая математика! Работают все клеточки мозга»

Сочинение Мананникова Антона

«Математика занимает очень важное место в нашей жизни. Без математических расчетов не были бы совершены важные открытия в различных науках. И во многом благодаря математике человечество совершает полеты в космос.

Без математики не было бы такой науки как информатика. А в свою очередь без информатики не было бы большинства современных изобретений и гаджетов. В последние годы ученые совершили большой прорыв в области хранения, передачи и обработки информации. И это очень сильно помогло человеку и сделало его жизнь легче.

Конечно, можно очень долго рассуждать о достижениях в математике и информатике, но факт остается фактом - без этих наук нельзя представить жизнь современного общества».

2) Первый конкурс. Знакомство с командами.

(Название команды, девиз, приветствие болельщикам, соперникам, жюри)

3) Второй конкурс. Разминка (Ведущий по очереди задает вопросы командам, за ответ 1 балл)

1. К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место»? (Маляры.)

2. Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз? (Сапёр.)

3. Не боги горшки обжигают, а … Кто? (Гончар.)

4. Как лентяи заканчивают всем известную пословицу: «Работа не волк, …»?
(«Работа не волк, в лес не убежит».)

5. В какой «зоологической» пословице заключена формула высшего мастерства дипломата? (И волки сыты, и овцы целы.)

6. От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спасет (Программист.)

7. Договора каждый лист проверяет вам ... (Юрист.)

8. Вот вам чертёж, где каждый размер новой детали дал ... (Инженер.)

9. Тот помощник, между прочим, Боссу нужен очень-очень.

Звался писарем он встарь, а сегодня - …(Секретарь.)

10. Наших душ, ума строитель - мудрый школьный наш ... (Учитель.)

Вторая часть нашей разминки.

 Представьте, что вы уже взрослые люди, у вас есть своя квартира, и вам каждый месяц приходится платить за коммунальные услуги. Сейчас каждой команде будет дано задание.

1 команда:  необходимо оплатить квитанцию  по расходу  за электроэнергии за март месяц (ответ: 768 руб).

2 команда: необходимо оплатить квитанцию  по расходу  за отопление за март месяц (ответ: 2365,8 руб).

(В это время разминка с болельщиками)

4) Ведущий: Ребята, назовите профессии, в которых нужна математика?

Давайте посмотрим фильм, который нам подготовили учащиеся 9 класса. Они провели блиц – опрос людей разных профессий, возрастов, живущих в нашем селе.

(учащиеся 9 класса показывают фильм)

5) Третий конкурса. Профессия финансист, бухгалтер (фрагмент презентации, рассказ о профессии, слайд № )

(Командам предлагаются задачи на проценты. Каждая команда выбирает задачу и задает ее соперникам. На решение задачи отводится 1 минута. Если команда дала неправильный ответ, команда, которая задавала задачу, отвечает сама).

  1. Кофейник, который стоил 900 рублей, продаётся с 10-процентной скидкой. При покупке этого кофейника покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить? (190 руб)
  2. Спортивный магазин проводит акцию. Любая футболка стоит 200 рублей. При покупке двух футболок — скидка на вторую футболку 50%. Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух футболок в период действия акции? (300 руб)
  3. Стоимость проезда в электричке составляет 200 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд 
    для 4 взрослых и 12 школьников? (2000 руб)
  4. Стоимость проезда в электричке составляет 140 рубля. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд 
    для 2 взрослых и 16 школьников? (1400 руб)
  5. Плата за телефон составляет 340 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 2%. Сколько рублей придётся платить ежемесячно за телефон в следующем году? (346 руб 80 коп)
  6. Плата за телефон составляет 220 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 4 %. Сколько рублей придётся платить ежемесячно за телефон в следующем году? (228 руб 80 коп)
  7. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 10% годовых. Вкладчик положил на счёт 900 рублей. Сколько рублей будет на этом счёте через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счётом проводиться не будет? (990 руб)

6) Конкурс капитанов.

 Составить портрет учителя математики, используя прилагательные  на следующие буквы.  У, О, К, Ж, М, С, Т,  др.

(Капитаны уходят готовиться. Продолжается просмотр презентации о профессиях)

(Просмотр презентации)

7) Пятый конкурс. Профессия агроном.

Задания командам:

1) Найдите, сколько тонн картофеля необходимо заготовить фермерскому хозяйству для посева поля (см. рис.), если на 1 га земли расходуется 35ц картофеля (ответ: 10,5 т).

2) Найдите, сколько тонн пшеницы необходимо заготовить фермерскому хозяйству для посева поля (см. рис.), если на 1 га земли расходуется 2,1 ц зерна (ответ: 0,63 т).

8) Шестой конкурс. Домашнее задание. «Один день из жизни….. (учителя математики, инженера, бухгалтера, юриста и т.д)

9) Подведение итогов.

10) Ведущий.

 А сейчас я расскажу вам притчу: «Бог слепил из глины человека и у него остался неиспользованным кусок глины- что еще тебе слепить?- спросил БОГ.

-Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку  в ладонь оставшийся кусочек глины...»

Все профессии нужны, все профессии важны! Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Кофейник, который стоил 900 рублей, продаётся с 10-процентной скидкой. При покупке этого кофейника покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?

  1. Спортивный магазин проводит акцию. Любая футболка стоит 200 рублей. При покупке двух футболок — скидка на вторую футболку 50%. Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух футболок в период действия акции?

  1. Стоимость проезда в электричке составляет 200 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд 
    для 4 взрослых и 12 школьников?

  1. Стоимость проезда в электричке составляет 140 рубля. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд 
    для 2 взрослых и 16 школьников?

  1. Плата за телефон составляет 340 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 2%. Сколько рублей придётся платить ежемесячно за телефон в следующем году?

  1. Плата за телефон составляет 220 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 4 %. Сколько рублей придётся платить ежемесячно за телефон в следующем году?

  1. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 10% годовых. Вкладчик положил на счёт 900 рублей. Сколько рублей будет на этом счёте через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счётом проводиться не будет?

Месяц

Показания электрического счетчика (КВт/ч)

Сентябрь

10243

Октябрь

10543

Ноябрь

10750

Декабрь

11050

Январь

11350

Февраль

11700

Март

12100

Квитанция за электроэнергию

Март

Предыдущие показания

Текущие показания

Тариф (руб)

Итого (руб)

1,92

Месяц

Показания газового счетчика (м3)

Сентябрь

10243

Октябрь

10943

Ноябрь

11943

Декабрь

12503

Январь

13233

Февраль

13890

Март

14490

Квитанция за отопление

Март

Предыдущие показания

Текущие показания

Тариф (руб)

Итого (руб)

3,943

1) Найдите, сколько тонн картофеля необходимо заготовить фермерскому хозяйству для посева поля (см. рис.), если на 1 га земли расходуется 35ц картофеля.

2) Найдите, сколько тонн пшеницы необходимо заготовить фермерскому хозяйству для посева поля (см. рис.), если на 1 га земли расходуется 2,1ц зерна.

Итоги игры

конкурс

Кол-во баллов

1

Приветствие (3 балла)

2

Разминка

I часть (по количеству правильных ответов)

II часть (2 балла: 1 за правильность + 1 за скорость)

3

Третий конкурса. Профессия финансист, бухгалтер (по количеству правильных ответов)

4

Конкурс капитанов (по количеству ответов)

5

Пятый конкурс. Профессия агроном.( 2 балла: 1 за правильность + 1 за скорость)

6

Шестой конкурс. Домашнее задание. «Один день из жизни….. (3 балла)

Итоги игры

конкурс

Кол-во баллов

1

Приветствие (3 балла)

2

Разминка

I часть (по количеству правильных ответов)

II часть (2 балла: 1 за правильность + 1 за скорость)

3

Третий конкурса. Профессия финансист, бухгалтер (по количеству правильных ответов)

4

Конкурс капитанов (по количеству ответов)

5

Пятый конкурс. Профессия агроном.( 2 балла: 1 за правильность + 1 за скорость)

6

Шестой конкурс. Домашнее задание. «Один день из жизни….. (3 балла)



Предварительный просмотр:

Математическая викторина

« Что? Где? Когда?»

Математика – царица всех наук,

ее любимцем является истина,

а простота и бесспорность – одеянием.

 Математика, которая оказала столько услуг

 обществу, наукам и искусству, станет также

путеводной звездой человеческого разума

во всех областях познания.

Ян Снядецкий.

Цель викторины: воспитывать интерес к математике путем проведения внеклассных мероприятий, развивать логическое мышление и расширять кругозор.

Участники: учащиеся 10 и 11 классов ( команда знатоков и команда телезрителей)

Ход игры:

Ведущий: Добрый вечер, господа! Мы начинаем игру « Что? Где? Когда?» и рады приветствовать в интеллектуальном казино, где каждый может заработать своим собственным умом. Сегодня встречаются  две команды: знатоков и телезрителей.

Итак, встречаем! Команду знатоков представляют: ( перечисляются фамилии и имена  знатоков, капитан команды). Команду телезрителей представляют ( перечисляются фамилии и имена  телезрителей).

Условия игры:

  1. Обсуждение вопроса длится 2 минуты.
  2. На блиц – вопрос за столом остается один игрок, на подготовку ответа  дается 30 секунд.
  3. Команда имеет право один раз попросить помощь зала.
  4. Игра идет до 6 очков.

Крутится волчок.

Ведущий: Внимание  первый вопрос.

  1. Последовательностью цифр 14012006140120101201 зашифровано слово следующим образом: каждой букве поставлено в соответствие двузначное число. Уважаемые знатоки, расшифруйте. ( ответ: математика)
  2. Математик, оказавшийся случайно в небольшом городке и желая хоть как – то убить время, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера ( у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому мастеру.

Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить причину столь, на первый взгляд, странного решения математика? ( ответ: поскольку в городе лишь два парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того из мастеров, кто лучше подстриг своего конкурента).

  1. Назовите стороны египетского треугольника. ( ответ: это прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5)
  2. Блиц – вопрос: вычислите интеграл
  3. Это название происходит от двух латинских слов « дважды» и « секу», буквально   « рассекающая на две части», О чем идет речь? ( ответ: о биссектрисе)
  4. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Остроградского. Кто она? ( ответ: Софья Васильевна Ковалевская)
  5.  В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает « спица колеса». Что это?                    ( ответ: Радиус)
  6. Слово, которым обозначается  эта фигура, в переводе с греческого означает                        « натянутая тетива». Что это? ( ответ: Гипотенуза)
  7. Правда ли, что 2*3 = 11? ( ответ: Правда, только в пятиричной системе счисления).
  8. Мы, в отличие от египтян, римлян и славян, пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего десять цифр и «ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их. ( ответ: Это разряды, их всего три – единицы, десятки, сотни).  
  9. Сколько штук сапог необходимо сшить для городка, третья часть жителей которого – одноногие, а половина остальных предпочитает ходить босиком. ( ответ: Столько же, сколько и жителей)
  10. «Свет разума сошел на землю

И возвратилось вновь,

Вращенье мельниц ветряных и дикий рев быков!»

Уважаемые знатоки, Какое открытие в математике можно описать такими стихами?

  1. Это энергонезависимое устройство, позволяющее записывать и хранить данные в микросхемах. Оно не имеет в своем составе движущихся  частей, что обеспечивает высокую сохранность данных при их использовании в мобильных устройствах

     ( портативных компьютерах



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по предметам  

информатика и математика.

Час веселых состязаний

« Информационно – математическое кафе»

Оборудование: Оформление в классе, табло, доска для рисования, магнитофон, микрофон.

Вед1:

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать всех  в « Информационно – математическом кафе».

Вед 2:

Мой юный друг!

Сегодня ты пришел вот в этот класс,

Чтоб посидеть, подумать отдохнуть,

Умом своим на все взглянуть.

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы, может быть,

Но будешь ты рабочим, а может быть ученым

И будешь математику и информатику любить!

Вед1:

Мы приветствуем наши команды: 8а класса, 8б класса и 9 класса.

Представляем судейскую коллегию: Куликов Сергей Юрьевич,  Шпилевская Анна Васильевна и Ложевич Нина Ивановна – учителя математики, физики и информатики.

Оценивать конкурсы будем по 3 балльной системе, в викторине – по кол-ву правильных ответов.

Конкурсы:

1 конкурс: Приветствие

Команды представляют свои команды ( подготовиться к этому конкурсу командам нужно было заранее)

2 конкурс : Разминка ( ведущий читает вопросы, командам необходимо дать оригинальный ответ)

  1. В кабинете математики упал треугольник, какой угол разбился?
  2. Висит объявление: « Осторожно! Мыши!», что из этого следует?

3 конкурс : Викторина.

  1. Какое число делится на все числа без остатка? ( ноль)
  2. Чему равна сумма всех действительных чисел? ( нулю)
  3. Какая борона сидит глубже в земле: массой в 60 кг с 20 зубьями или массой 120 кг с 60 зубьями?
  4. Чему равно произведение всех целых чисел? (нулю)
  5.  Назовите стороны египетского треугольника. ( 3, 4, 5)
  6. Как называется кнопка на клавиатуре, которой удаляют символ ( стирают букву)     ( Backspace )
  7. Что такое К пополам? ( полка)
  8. После дефрагментации жесткого диска как изменится объем свободного места? ( не изменится)

Математический отдых « Сосчитай – не ошибись» ( считаем вместе до 30, вместо чисел, кратным трем, произносим « Ай да я!».

4 Конкурс капитанов: ( Ведущий читает стихотворение, капитан пытается изобразить текст рисунком. У кого лучше, точнее, ближе к тексту)

У въезда в Математику

Есть город Цифроград.

Там знают арифметику

Все жители подряд.

Послушайте, какие в том городе порядки:

Ворота городские похожи на десятки.

Сам город расстилается на маленьких квадратах

В том городе катаются на двойках самокатах.

Девятки там зимою, как саночки летят.

С горы слетают сами, а в гору - не хотят.

Короткими четверками там колются дрова,

А длинными восьмерками там стелется трава.

Там вяжут единицами,

А тройки вьются птицами.

По улице, по площади

Везут пятерки – лошади.

Там веет ветер легкий вечерними часами.

Нули же, словно лодки плывут под небесами.

Под липами, под вязами играют музыканты

Восьмерками завязаны у них на шее банты.

А трубы все горячие

От солнечных лучей, шестерками блестящими

Обвили трубачей.

5 конкурс: Конкурс художественной самодеятельности.

  1. Математическая лирика. Закончи четверостишье:                   « С чего начинается алгебра?»
  2. Конкурс песен, где встречаются числа, математические термины и все, что связано с математикой.

6 конкурс: Собери число ( называется 8 – значное число, каждый учащийся подбегает к набору с цифрами и кладет одну цифру из этого числа, кто быстрее соберет)

Жюри подводит итоги конкурсов и объявляет победителя.

Вед1. Спасибо за внимание! Мы благодарим команды за участие. На этом наше « Информационно – математическое кафе» закрыто



Предварительный просмотр:

Приемы быстрого счета.

Одна из основных задач математического образования учащихся  на современном этапе в условиях внедрения ФГОС ОО - формирование у учащихся осознанных, прочных вычислительных навыков, основой которых является усвоение устных и письменных приемов вычисления.

Основным требованием образовательного стандарта к уровню подготовки учащихся  при изучении математики является умение использовать вычислительные навыки в повседневной жизни, в практической деятельности для устных вычислений, проверки и прикидки  результата вычислений с использованием различных методических приемов.

Навыки рациональных приемов вычислений способствуют повышению темпа вычислений, способствуют снижению общей утомляемости, развитию памяти и внимания, логического мышления, более прочному усвоению не только предмета математики, но и других учебных дисциплин.

В условиях внедрения стандарта второго поколения комплекс учебных заданий,  направленный  на  освоение  вычислительных  умений  и  навыков, способствует формированию универсальные учебные действия, побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых рациональных приемов вычислений, рассмотрению различных способов нахождения значения выражений и оцениванию их с точки зрения рациональности. Использование рациональных приемов, помогающих во многих случаях значительно облегчить процесс вычислений, способствует формированию положительной мотивации к учебной деятельности в целом. Работа над рациональными приемами вычислений при нахождении значения выражения в процессе изучения математики  должна проводиться  постоянно,  систематически  и  органически  согласовываться  с изучаемым программным материалом.

Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются  они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.

А ведь приёмы быстрого устного счёта известны давно. Великолепные способности к устному счёту таких блестящих математиков, как Гаусс, фон Нейман, Эйлер или Валлис, вызывают настоящий восторг. Об этом много написано. Я хочу  рассказать и показать некоторые известные вычислительные секреты, которые часто использую на уроках сама и этому учу детей. И тогда перед вами откроется совсем другая математика. Живая, полезная и понятная. Рассмотрим некоторые из них!

Прием 1.Как легко разделить число на 4?

Нужно разделить число пополам и еще раз пополам.

Прием 2. Как легко вычислить квадратный корень из числа меньше 100, используя таблицу квадратов?

Нужно умножить его на 100 и взять число из таблицы близкое к нему, но с недостатком. Найти по таблице значение квадратного корня из этого числа, а затем его разделить на 10.

Например: Найти . Умножим его на 100, будет 300. В таблице квадратов близкое к 300 число с недостатком 289. Корень из 289 – это число 17. Затем делим его на 10, получаем 1,7.

Прием 3. Использование формул сокращенного умножения

Например: 822 = (80 + 2) 2= 802 + 2*80*2 +22 (все можно вычислить без калькулятора и столбика)

Прием 4. Способ последовательного поразрядного умножения многозначного числа на однозначное.

Например: 324 * 3 = 300*3 + 20 *3 + 4*3

или: 324 *3 = (умножаем в строчку с конца числа)

Прием 5. Что значит умножить число на  и т.д

Это значит разделить число соответственно на 3, на 5, на 2.

Прием 6. Сокращенные приемы умножения на 5; 50; 500 и т. д

Нужно число умножить соответственно на 10; 100; 1000, а затем разделить на 2.

Прием 7. Что значит число умножить на 1,5; 2,5; 3,5 и т.д

Нужно число умножить на 1 и прибавить к нему половину от этого числа; умножить на 2 и  прибавить половину от этого числа; умножить на 3 и прибавить половину от этого числа и т.д.

Прием 8. Умножение на 10, 100, 1000….

Прием 9. Прием умножение числа  на 11.

Нужно число умножить на 10 и прибавить к произведению само это число.

Прием 10. Группировка слагаемых в выражении, или  при сложении чисел с разными знаками при приведении подобных.

Сложить числа так, чтобы они в сумме дали круглое.

Сложить сначала все положительные, потом все отрицательные, затем найти общую сумму.

Прием 11. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.