Функциональная грамотность.

Мурзина Наталья Юрьевна

«Функциональная грамотность –  это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

 

Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности  читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление

Математическая грамотность – это способность человека проводить математические рассуждения, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

 Включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

 

Помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочитайте текст «Первое из чудес света»

И выполните задания к нему

На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы.    У него тело льва и голова человека.

 Самая высокая — пирамида фараона Хеопса — была построена около 2600 года до н. э. Её высота почти 150 метров. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр.

Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света. Пирамида Хеопса – самое древнее и самое высокое чудо света.

И к тому же единственное, которое сохранилось до наших дней.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4610/86441892.de/0_7aa3e_2bf034ea_XL.jpg

Находится пирамиды  на плато Гиза в основании дельты Нила, не далеко от Каира, в Египте.

https://slide-share.ru/slide/3364337.jpeg

Вопрос 1/3. На уроке истории в 5 классе Виктор сказал, что пирамида Хеопса высотой с тридцати этажный дом.

Прав ли Виктор? Запишите ответ и объясните его.

Ответ: ____________________________________________________________________

Обоснование: _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

Вопрос 2/3. Арабская пословица гласит «Все на свете боится времени, но само время боится пирамид»

         Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ: _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

Вопрос 3/3. Найдите приближенное значение стороны пирамиды Хеопса.

Ответ: ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МБОУ Российская гимназия № 59

 

 Рассмотрена на заседании НМС

    Протокол № ___

    от «___» ________ 20__г.

    Руководитель НМС___________

«Утверждаю»:

директор  МБОУ Российская гимназия № 59  

_____________/ ___________-

                                              ФИО

«___» _________20__ г.

Программа мини курса

 «Финансовая математика»

Количество часов: 6 часов

Класс: 8 – 9 класс

Учитель: Мурзина Наталья Юрьевна – учитель математики

г. Улан-Удэ

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..

3

Требования к образовательным результатам…………………………………………...

5

Тематическое планирование……………………………………………………………..

6

Контрольно измерительные материалы………………………………………………...

12

Список литературы

19

.

Пояснительная записка

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Данный мини курс направлен на формирование финансовой и математической  функциональной грамотности учащихся при  расширении и углублении знаний, а также  и на развитие устойчивого интереса к интеграции истории, обществознания и математики.

Курс раскрывает перед учащимися основы рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др

Программа составлена в соответствии с требованиями  ФГОС и рассчитана на 6 часов.  При необходимости общее количество часов может быть увеличено. Данный курс предусматривает изучение важных вопросов программы обществознания, математики и истории на уровне их взаимосвязи. Он рассчитан на учащихся  основной ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе прохождения курса учащиеся добывают необходимый материал из дополнительных  источников литературы, интернет ресурсов и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, диаграмм, графиков.

В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических заданий,  которые направлены на формирование математической и финансовой функциональной грамотности. Закрепление изученного материала осуществляется  через составление схем, рисунков и таблиц.  При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Цель курса: формирование математической и  финансовой функциональной грамотности учащихся при изучении математики, обществознания и истории, путем применения проектно-исследовательских методов обучения

Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний в финансовых вопросах, для оптимального поведения в современных условиях.  
  • развитие умений отбора необходимого материала при составление схем, таблиц и диаграмм.
  • развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований;
  • развитие коммуникативной активности учащихся.

Методическое и техническое обеспечение курса:

  • изобразительные средства наглядности (таблицы, схемы,  видеоматериалы);
  • технические средства обучения (ПК, мультимедийный проектор, принтер);
  • учебно-методические и учебно-наглядные пособия.

Формы организации обучения:

  • проектная и исследовательская  работа;
  • работа в малых и больших группах;
  • самостоятельная работа с дополнительной литературой.

   

Формируемые компетенции

Читательская грамотность:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
  •  использовать информацию из текста.

Финансовая грамотность:

  • распознавание финансовой информации;
  • анализ информации в финансовом контексте;
  • оценка финансовых проблем;
  • применение финансовых знаний. 

Математическая грамотность:

  • формулировать ситуацию на языке математики;
  • применять математические понятия, факты;
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

Требования к образовательным результатам

  • использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
  • выявлять особенности финансово-математического исследования;
  • осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
  • делать выводы, формулировать ответ в понятной форме;
  • выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью решения финансовых задач;
  •  перечислять явления, факты, события;
  • сравнивать объекты, события, факты;
  •  объяснять явления, события, факты;
  •  характеризовать объекты, события, факты;
  •  анализировать события, явления и т.д.;
  •  видеть суть проблемы;
  • составлять конспект, план, схему.

Тематический план

Тема

Содержание темы. Формируемые понятия.

Развиваемые компетенции, умения

Формируемые учебные действия

Обществознание

Математика

История

1

Бюджет

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период (месяц или год)

Основные статьи расходов семейного бюджета

Жилищно-коммунальные     услуги  (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования

Построение семейного бюджета

Минима́льный разме́р  опла́ты труда́ (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день, неделю или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд.

Мобильные приложения для учёта финансов.

  1. Таблицы (строки, столбцы) 

  1. Диаграммы (круговые, столбчатые)

  1. Функция (зависимость)

  1. Способы быстрого счета

  1. Проценты.

  1. Доли и части

История денег: как появились первые в мире деньги?

История развития денег

Появление центральных банков и создание всемирного банка

Электронные деньги.

  Находить и извлекать информацию.

Осмысливать и оценивать содержание текста

Распознавание финансовой информации

Анализ информации в финансовом контексте

Формулировать ситуацию на языке математики

Применять математические понятия, факты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Моделирование, преобразование модели
  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач
  4. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  5. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  6. Умение выявлять сущность и особенности предметов;

2

Вклады

и

кредиты

Банковский вклад (депозит) – сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом.

Банковский кредит – предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней

Капитализация процентов - причисление процентов к сумме вклада, позволяет в дальнейшем осуществлять начисление процентов на проценты путем выполнения двойной операции.

Виды вкладов:

вклад до востребования ,

срочный вклад (сберегательный, накопительный, расчетный)

  1. Формула простого процентного роста

     

  Sn = S (1 + )

  1. Формула сложного процентного роста

    Sn = S (1 + )n

Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами)

S – исходная сумма

p% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период

n – число периодов начисления

История возникновения  банковского дела (Вавилонские банки)

Финансовые организации (церкви, монастыри, банкирские дома)

История возникновения  вкладов.

Ростовщики.

Банковские билеты.

Киевская Русь – общины иудеев

История вкладов в России.

Ссуды

  Находить и извлекать информацию.

Применение финансовых знаний

Анализ информации в финансовом контексте

Формулировать ситуацию на языке математики

Применять математические понятия, факты

 

Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач
  3. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  4. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  5. Извлекать нужную информацию;
  6. Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе.

3

Человек

и государство

 

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве.

Классификация налогов и сборов в РФ

Ипоте́ка — одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается во владении и пользовании должника, а кредитор, в случае невыполнения последним своего обязательства

 

Степени. Свойства степеней

Формулы для вычисления  налогов (транспортный, земельный )

Отчисления из заработанной платы (проценты)

Вычисление дифференцированных и аннуитетных платежей по ипотеке

История возникновения налогов и налогообложения на Руси.

Налоговые реформы.

Дань

Подать.

Способы взимания дани.

Сборы (оброчный, гильдейский, гербовый, питейный)

Пошлины;

Процентные сборы

  Находить и извлекать информацию.

Осмысливать и оценивать содержание текста

Распознавание финансовой информации

Оценка финансовых проблем

Анализ информации в финансовом контексте

Формулировать ситуацию на языке математики

Применять математические понятия, факты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Использование общих приемов решения задач;
  3. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  4. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  5. Умение выявлять сущность и особенности предметов;
  6. Формулировать, высказывать свою точку зрения

4.

 Страхование

Страхова́ние — отношения по защите  имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии)

Страховой договор - это соглашение между страхователем и страховщиком, в соответствии с условиями которого страховщик обязуется компенсировать ущерб в той или иной форме либо выплатить страхователю или выгодоприобретателю...

Страховые выплаты -  осуществление страховщиком выплаты страхового возмещения.

Виды и формы страхования

Мировой рынок страхования

Принципы организации страхового дела в РФ

Услуги страхового рынка

Работа с таблицами.

Построение графиков функций

Работа по графику функций

Формулы для вычисления  страховых выплат.

История развития страхования

Родоначальники страхования

Первые страховые общества

Страхование в России

Законы Солона                            (594 г. до н.э.)

  Находить и извлекать информацию.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Использовать информацию из текста

Анализ информации в финансовом контексте

Формулировать ситуацию на языке математики

Применять математические понятия, факты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Моделирование, преобразование модели
  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач
  4. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  5. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  6. Умение выявлять сущность и особенности предметов;

5

Пенсионная система

Пенсия - регулярная и (как правило) пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях (определенный возраст, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет и особые заслуги перед государством)

Пенсионная система РФ - совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца.

Пенсио́нный во́зраст — устанавливаемый государством возраст гражданина, по достижении которого он может обратиться за назначением пенсии по старости. 

Пенсионный фонд — фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности. 

Пенсионные накопления

Работа с таблицами.

Построение графиков функций

Работа по графику функций

Формулы для вычисления  пенсии.

Вычисление максимального значения пенсионного балла.

Вычисления накопительной пенсии.

История возникновения пенсии.

Первые  военные пенсии в Римской империи.

Первые в мире государственные пенсии.

Системы пенсионирования в Дании и Новой Зеландии.

 Историю возникновения пенсионного обеспечения в России.

Лучшие и худшие пенсионные системы в мире.

Находить и извлекать информацию

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Использовать информацию из текста

Анализ информации в финансовом контексте

Применение финансовых знаний

Применять математические понятия, факты

Оценивать математические результаты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Использование общих приемов решения задач;
  3. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  4. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  5. Умение выявлять сущность и особенности предметов;
  6. Формулировать и высказывать свою точку зрения.

6

Диагностика

Диагностика сформированности элементов финансовой,  

математической, читательской (решение ситуационных задач).

Решение метапредметных ситуационных задач по теме «Финансовая математика».

Контрольно-измерительные материалы

Налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12НК РФ).

Общую классификацию налогов и сборов можно представить в следующем виде (Рис.1)

Общая классификация налогов и сборов РФ

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • - налог на добавленную стоимость;
  • - акцизы;
  • - налог на прибыль организаций;
  • - налог на доходы физических лиц;
  • - единый социальный налог;
  • - государственная пошлина;
  • - налог на наследование и дарение;
  • - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • - налог на добычу полезных ископаемых;
  • - водный налог.

К региональным налогам и сборам относятся:

  • - налог на имущество организаций;
  • - транспортный налог;
  • - налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

  • - земельный налог;
  • - налог на имущество физических лиц.

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных - конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.

Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

Задание 1/1. К федеральным налогам и сборам не относятся:

1.  Налог на добавленную стоимость;

2.  Водный налог;

3. Земельный налог;.

4. Государственная пошлина.

5. Налог на обучение.

6. Налог на доходы физических лиц;

7. Транспортный налог

8. Налог на добычу полезных ископаемых;

Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 1 /2. Как определяется размер личных налогов?

Ответ: __________________________________________________________________________

Задание 1/3. Как налогоплательщик перекладывает бремя уплаты налога на покупателя?

Ответ: _________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

Задание 1/4. 2. Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата Ивана Петровича  равна 32 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?

Ответ: __________________________________________________________________

Обоснование _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Коммунальные услуги

https://b3.3ddd.ru/media/gallery_images/565d9f8c0464b.jpeg

В многоквартирных домах жилищно-коммунальные услуги предоставляются товариществами собственников жилья (жилищно-строительными кооперативами) или управляющими компаниями, при непосредственном управлении возможен вариант предоставления ЖКУ самими жильцами.

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения.

Перечень услуг

В то же самое время существуют еще и коммунальные услуги. 

Коммунальные услуги — это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Данные виды услуг обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

  • холодное водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
  • горячее водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
  • водоотведение — отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;
  • электроснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
  • газоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;
  • отопление — круглосуточная, в течение отопительного периода, подача в помещения тепловой энергии, обеспечивающая поддержание в помещении нормативной температуры воздуха.
  • твёрдые коммунальные отходы остатки пищи или предметов потребления либо промышленного производства, которые уже не имеют прежних свойств и непригодны для дальнейшего использования.

     

С 1 июля 2019 года приказом РСТ Республики Бурятия изменен тариф на электроэнергию для населения

«Энергосбыт Бурятии» информирует, что с 1 июля 2019 года Приказом РСТ Республики Бурятия №1/54 от 26.12.2018 года установлен тариф на электроэнергию для населения в размере 2,828 руб. за 1 кВт/ч.

https://gazeta-n1.ru/upload/iblock/ded/ded48de30a8fa7e3b2bf98b84c0c1548.JPG

Задание 2/1.
В чем отличие коммунальных услуг от  жилищно-коммунальных услуг?

Ответ: ________________________________________________________________________   _____ _________________________________________________________________________  _____________________________________________________________________________

Задание 2/2.

Какой вид услуг не предоставляется в нашем городе?

Ответ: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Задание 2/3.

Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 54994 киловатт-часа, а 1 марта показывал 55175 киловатт-часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль, семье Ивановых, проживающих в городе Улан-Удэ?

Ответ: ___________________________________________________________________

Задача 2/4

Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков семья Ивановых платила за воду (холодную и горячую) ежемесячно 1300 рублей. После установки счётчиков оказалось, что в среднем за месяц они  расходуют воды на 800 рублей при тех же тарифах на воду. За какое наименьшее количество месяцев при тех же тарифах на воду установка счётчиков окупится?

Ответ: ___________________________________________________________________

Задача 2/5

Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Ватт/час, а энергосберегающая лампа - 20 Ватт/час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в месяц составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? (стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой составляет 1,66 руб. за 1 кВт/ч)

Ответ: ___________________________________________________________________

Задача 2/6

В среднем семья Кузнецовых   в дневное время расходует 110 кВт/ч электроэнергии в месяц, а в ночное время – 155 кВт/ч. электроэнергии. Раньше у Кузнецовых  в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,5 руб. за кВт/ч. Год назад они установили  двухтарифный счетчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,5  руб. за кВт/ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,6 руб. за кВт/ч. В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше бы заплатили Кузнецовы  за этот период, если бы не поменялся счетчик?

Ответ: ___________________________________________________________________

Семейный бюджет

Семья Ворониных  ежемесячно составляет семейный бюджет, планируя накопить средства и отправить летом детей в Международный лагерь. Для того, чтобы накопить необходимую сумму, они решили пересмотреть свои расходы.

Как семья могла бы изменить свои расходы, чтобы накопить нужные средства?

Отметьте в каждой строке две позиции, ответив на вопросы: 
«Можно ли отказаться от расходов?» и «Можно ли сократить расходы?»

Перечень

Можно ли отказаться от расходов?

Можно ли сократить расходы?

да

нет

да

нет

коммунальные платежи

сладости

погашение кредита

плата за детский сад

посещение кафе

налоги

проездные билеты

Семейный автомобиль

Интернет

Эталон ответов

Оценивание

1/1

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

1/2

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

1/3

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

1/4

2 балла – правильно

1 балл - допущена одна ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

2/1

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

2/2

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

2/3

2 балла – правильно

1 балл - допущена вычислительная ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

2/4

2 балла – правильно

1 балл - допущена вычислительная ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

2/5

2 балла – правильно

1 балл - допущена вычислительная ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

2/6

2 балла – правильно

1 балл - допущена вычислительная ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

3/1

2 балла – правильно

1 балл – есть неточности

0 баллов – допущено две и более ошибки

Задания

Интерпретация

1/1

1/2

1/3

2/1

2/2

Неверное выполнение задания показывает не умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя информацию из текста

1/4

Неверное выполнение задания показывает не умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя информацию из текста, применять понятие проценты в решении задач.

2/3

2/4

2/5

2/6

Неверное выполнение задания говорит о затруднении обучающегося в оценке результатов деятельности на основе анализа имеющихся условий ее реализации, о не возможности применения своих знаний на практике

3/1

Неверное выполнение задания говорит о неумении рационально использовать имеющиеся денежные средства для достижения финансовой цели накопления средств

Список литературы для учащихся

 1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.  www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

3. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

4. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

5. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование. Теория и практика. Учебник / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2014. - 672 c.

6. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М. 2002

7. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999

Список литературы для учителя

1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

 3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

 4.  Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 288 c.

5. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М. 2002

7. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задание «Ретранслируемый чат в интернете»

Илья (из Улан-Удэ) и Олег  (Из Москвы) часто общаются друг с другом с помощью «чата» в Интернете. Они должны войти в Интернет в одно и то же время, чтобы иметь возможность общаться. Для того, чтобы найти подходящее время для общения, Илья посмотрел диаграмму мирового времени и обнаружил следующее:

Вопрос 1: Ретранслируемый чат в интернете

16:00 - в Улан-Удэ, а какое время в Москве?

Ответ:  ………………………………………………………………………………………

Вопрос 2: Ретранслируемый чат в интернете

Илья и Олег не могут общаться с 9:00 утра до 16:30 вечера по их местному времени, так как они должны ходить в школу. Кроме того, с 23:00 вечера и до 7:00 утра по их местному времени они тоже не могут общаться, потому что будут спать. Когда Илье и Олегу будет удобно пообщаться? Запишите местное время в таблице.

Место

Время

Улан-Удэ

Москва

Задание «Монеты»

Вам предложено создать новый набор монет номиналами 20 рублей, 25 рублей и 99 рублей. Все монеты будут круглыми и серебряного цвета, но разного диаметра.

        

Исследователи выяснили, что идеальные монеты отвечают следующим требованиям:

  • Диаметры монет не должны быть меньше, чем 20 мм, и не больше, чем 55 мм;
  • Учитывая монету, диаметр следующей монеты должен быть по крайней мере на 25% больше;
  • Оборудование чеканки может производить только монеты диаметром целого числа миллиметров (например, 21 мм допускается, а 21,6 мм является недопустимым).

Вопрос 1: монеты

Вам будет предложено разработать набор монет, которые удовлетворяют указанным выше требованиям.

Вы должны начать с 20 – миллиметровой монеты, и Ваш набор должен содержать как можно больше монет. Каковы были бы диаметры монет в Вашем наборе?

Ответ:  ………………………………………………………………………………………

Задание «Время  реакции»

 В легкой атлетике «время реакции» - это интервал времени между выстрелом из пистолета стартера и началом движения спортсмена, берущего старт. «Время окончания» включает и время реакции, и время пробега. C:\Users\user\Desktop\Задачи\71009920_2774772959223703_8109116379057094656_o.jpg

Бурятский легкоатлет Николай Вербицкий выиграл крупный международный турнир по легкой атлетике в финском городе Эспо, показав лучший результат на дистанции 100 метров. Серебро у немецкого легкоатлета Кристиана фон Эйтзена, бронза - у финского бегуна Джунаса Ринне. В следующей таблице приведены данные по времени реакции и конечного времени 8 бегунов финальной гонки.

Беговая дорожка

Время реакции (сек)

Конечное время (сек)

1

0,197

1.49,00

2

0,193

1.51,50

3

0,216

1.50,56

4

0,180

1.51,04

5

0,210

1.49,51

6

0,147

1.52,13

7

0,174

1.53,18

8

0,136

1.48,93

Вопрос 1:  «Время  реакции» 
Определите, по какой дорожке бежали золотой, серебряный и бронзовый медалисты этой гонки. Заполните в таблице ниже номер беговой дорожки, время реакции и конечное время.

Медаль

Беговая

Время реакции

Конечное время (сек)

ЗОЛОТО

СЕРЕБРО

БРОНЗА

Вопрос 2:  «Время реакции»

 На сегодняшний день, ни один спортсмен не смог среагировать на пистолет стартера менее чем за 0,110 сек. Если время реакции бегуна меньше, чем 0,110 сек., то считается, что был фальстар, а бегун начал движение до выстрела пистолета.
Если серебряный призёр Кристиан фон Эйтзен имел более быстрое время реакции, он бы имел шанс выиграть золотую медаль? Дайте объяснение Вашему ответу.

Ответ: _________________________________________________

Задание «Пчелы»

Текст про пчел

Информация, указанная на этой странице, была взята из буклета Ассоциации пчеловодов Бурятии о жизни пчел. Используйте эту информацию для ответа на вопросы.

Сбор нектара

Пчелы делают мед для того, чтобы выжить. Для них это самая главная еда. Если в улье около 60 000 пчел, одна  третья  их  часть  будет  собирать  нектар,  из  которого ульевые  пчелы  будут делать  мед.  Небольшое  количество  пчел  работают в   качестве   сборщиков   или   искателей. Они ищут источник нектара, а затем возвращаются в улей и рассказывают о нем другим пчелам.

Сборщики  помогают  другим  пчелам  узнать  о  том,  где  находится  источник нектара,  танцуя,  и  по  этому  танцу  пчелы  понимают  направление  и  расстояние, которое    необходимо    пролететь.    Во  время    этого   танца  пчела   трясет   своим брюшком  из  стороны  в  сторону,  вращаясь  по  кругу,  как  показано  на  рисунке  1.  

Танец происходит точно так,  как показано на следующем рисунке.

                                           Рисунок 1
       

 На рисунке 1 показан танец пчелы внутри улья на вертикальной стороне медовой  соты. Если  средняя  часть  рисунка указывает прямо вверх, это говорит о том, что пчелы смогут найти пищу, если полетят в сторону солнца. Если средняя часть рисунка указывает направо, пища находится справа от солнца.
     Продолжительность времени, в течение которого  пчела трясет своим брюшком, указывает на расстояние, на котором пища находится от улья. Если пища находится  близко,  пчела трясет  своим  брюшком  недолго.  Если же далеко, то пчела долго трясет своим брюшком.

Приготовление меда

Когда пчелы прилетают в улей с нектаром, они передают его ульевым пчелам. Ульевые пчелы передвигают нектар нижними челюстями, подвергая его воздействию теплого и сухого воздуха улья. Собранный  нектар  содержит  сахар и минералы, смешанные с 80% воды. Через 10-20  минут, когда излишки воды испарятся, ульевые пчелы помещают нектар в ячейку медовой соты, где процесс испарения продолжается. Через три дня  мед  в ячейке  содержит около 20%  воды.  В это время пчелы покрывают ячейки крышками, сделанными из воска.

Обычно  пчелы  собирают нектар с одного типа цветов и в одном месте. Основные источники нектара - это фруктовые и цветущие деревья,  клевер и цветы.
Глоссарий:

•  Ульевая пчела - рабочая пчела,  которая работает внутри улья.
•  Нижняя челюсть -  часть рта пчелы.

Вопрос 1:  Пчелы
Для чего необходим пчелиный танец?
A.   Чтобы отпраздновать успешное приготовление меда;
B.   Чтобы указать на тип растений,  который нашли собиратели;
C.  Чтобы отпраздновать рождение новой пчелиной матки;
D.  Чтобы указать на то место,  где собиратели нашли пищу;

Вопрос 2:  Пчелы
Запишите три основных источника нектара.
1. __________________________________
2. __________________________________
3. __________________________________

Вопрос 3:  Пчелы
 Каково основное отличие между нектаром и медом?

A.  Доля воды, содержащейся в веществе;
B.  Соотношение сахара к минералам в веществе;
C.  Тип растения, с которого собирается вещество;
D.  Тип пчел,  которые обрабатывают вещество;

Вопрос 4:  Пчелы

Танцуя, пчелы хотят показать,  как далеко пища находится от улья?

  • Танец пчелы показывает расстояние, на котором пища находится от улья.
  • Танец пчелы – это просто тряска брюшком
  • Танец пчелы показывает направление для полета до источника пищи для других пчел
  • Танец пчелы показывает направление и расстояние, на котором пища находится от улья

Задание «Озеро Байкал»

      На рисунке 1 показано изменение глубины озера Байкал. Более 25 миллионов лет назад водоём начал своё формирование, которое продолжается и в наши дни. Последние геологические исследования доказывают, что Байкал по праву можно считать зачатком ещё одного океана,

70-30 миллионов лет назад на месте озера формировались небольшие теплые озера. В период 30-3,5 миллиона лет  назад опускание земной поверхности привело к образованию крупных глубоководных водоемов.

Начиная с 3,5 миллионов лет назад, вследствие мощных тектонических движений земной коры озерные впадины углублялись и разрастались. Около 150 тысяч лет назад озеро Байкал приняло современные геологические очертания.

Для того, чтобы ответить на следующие вопросы, используйте информацию об озере Байкал.

Вопрос 1: Озеро Байкал

Какова глубина озера на сегодняшний день?

А. Около 1600 метров.

В. Около 1700 метров

С. Около1637 метров

D. Информация об этом отсутствует.

Вопрос 2А. Озеро Байкал

Какой год соответствует начальной точке графика на рисунке?

Задание «Осторожно, мошенники!»

C:\Users\User\Desktop\мошен.jpg

        

Вопрос 1. «Осторожно, мошенники!»

В чем заключается сложность борьбы с мошенничеством, связанным с подменой номеров кредитной организации?

А. Для блокировки номеров поступило много жалоб - на 2269 номеров.

B.  Для блокировки номеров были указаны номера, которые используются самими банками,  для исходящих звонков клиентам.

С. Для блокировки номеров сложностей не возникает.

Вопрос 2. «Осторожно, мошенники!»

В каких случаях возможна блокировка  номера, который подменили мошенники?

А. Как только поступил звонок от банка с подозрением об использовании номера мошенниками.

В. Когда возникает подозрение о мошеннических действиях

С. После технической проверки с подтверждением, что номер существует, он активен и по нему есть действующий контракт;

D. Блокировка номера невозможна.

Вопрос 3. «Осторожно, мошенники!»

Что включает в себя понятие «выстраивание общего механизма выявления блокировки вызовов с подмененными номерами»?

А. Это защита персональных данных.

В. Это технические меры защиты, законодательные поправки и  защита персональных данных.

С. Это технические меры и  аутентификация номеров

D. Это создание базы данных перенесенных номеров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сущность м а т е м а тичес к ой грамотности и подходы к её оценке

Слайд 2

О с н о вн ы е в о п р о с ы лекции Определение сущнос т и и с т р ук т у р ы математической грамотности . Анализ заданий н а ф о рмир о в а н и е и оценку математической грамотности . 12

Слайд 3

М а т е ма т и ч е с к а я грамотность ( в т р а к т о в к е P I S A ) « Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать , применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах . Она включает математические рассуждения , использование м а т ем а т и ч е с к и х п оня т и й , п ро ц еду р , ф а к т о в и инструментов , чтобы описать , объяснить и предсказать явления . Она помогает людям понять роль математики в мире , высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать ре ш е ни я , к о т ор ы е н еоб х о д и м ы к о нст р уктивн о м у , активному и размышляющему гражданину ». 12

Слайд 4

Виды дея т ель н о с т и 12

Слайд 5

Исследование PISA ФГОС Формулировать : способность распознавать и выявлять возможности использовать математику , принять имеющуюся ситуацию и трансформировать ее в форму , поддающуюся математической обработке , создавать математическую модель , отражающую особенности описанной ситуации сформированность основ логического , алгоритмического и математического мышления ; формирование представлений о социальных , культурных и исторических факторах становления математической науки Применять математику включает способность применять математические понятия , факты , процедуры , рассуждения и инструменты для получения решения или выводов осознание значения математики в повседневной жизни человека ; сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач Интерпретировать включает способность размышлять над математическим решением или результатами , интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы осознание значения математики в повседневной жизни человека ; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры и универсальном языке науки 12

Слайд 6

12

Слайд 7

С о де р жа т ел ь н ы е области оценки математической грамотности 12

Слайд 8

П ри м ер ы задач 12

Слайд 9

П ри м ер ы задач БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ 12 Классификация задачи Содержательная область: неопределённость и данные Ведущая познавательная деятельность: интерпретировать Контекст: научный

Слайд 10

П ри м ер ы задач 12

Слайд 11

П ри м ер ы задач ПОХОДКА Классификация задачи 12 Содержательная область: изменения и зависимости Ведущая познавательная деятельность : формулировать Контекст : личный

Слайд 12

П ри м ер ы задач 12

Слайд 13

П ри м ер ы задач САДОВНИК Классификация задачи 12 Содержательная область: форма и пространство Ведущая познавательная деятельность : применять Контекст : профессиональный


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Основные подходы к оценке математичекой грамотности учащихся основной школы

Введение

Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью которого является оценка подготовки 15-летних учащихся по шести направления, одним из которых является математика.

Оценка математической подготовки 15-летних учащихся в исследовании PISA основана на следующем определении математической грамотности:

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.» [5, р.67; 6, p.8]

Содержание, которое организаторы исследования вкладывают в это понятие, фактически сведено к так называемой «функциональной грамотности», которая, по словам А.А. Леонтьева, предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [1].

Концептуальные рамки оценки математической грамотности в исследовании PISA

Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а

близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:

  • контекст, в котором представлена проблема;
  • содержание математического образования, которое используется в заданиях;
  • мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, и научная деятельность [7, с. 29-31].

Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырём категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределённость и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями [7, с. 23-28]. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области.

В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15-летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора:

– изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;

  • пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
  • количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;

– неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

По сравнению с более традиционным тематическим подходом к представлению содержания выстраивание его вокруг четырёх обобщающих идей позволяет более широко охарактеризовать результаты, показанные учащимися, с позиций овладения идеями, тесно связанными с сущностью реальных явлений окружающего мира. Уровень овладения этими идеями позволяет предметно оценивать возможности учащихся в использовании полученных знаний в повседневной жизни.

Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися:

  • формулировать ситуацию на языке математики;
  • применять математические понятия, факты, процедуры;
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты [7, с. 20-21].

Очевидно, что каждый из этих мыслительных процессов опирается на математические рассуждения, поэтому разработчики концепции исследования PISA-2021 использовали те же мыслительные процессы, что и

на предшествующих этапах исследования, но дополнив их рассуждениями. Это означает, что учащимся потребуется продемонстрировать, как они умеют размышлять над аргументами, обоснованиями и выводами, над различными способами представления ситуации на языке математики, над рациональностью применяемого математического аппарата, над возможностями оценки и интерпретации полученных результатов с учётом особенностей предлагаемой ситуации [6, 7].

Помимо уже названных нововведений исследования 2021 г., отметим новые темы, включённые в содержание проверки:

  • явления роста, изменений линейного и нелинейного характера; например, потребуется проследить закономерности, проявляющиеся при возведении в степень некоторого числа;
  • геометрические преобразования, аппроксимации, разбиения и составления фигур; например, потребуется построить орнамент из заданных фигур по заданному правилу;
  • компьютерное конструирование и моделирование, например, потребуется изображать по указанным правилам маршруты на карте;
  • принятие решений с учётом предлагаемых условий или дополнительной информации; например, потребуется при покупке некоторого товара учитывать представленное в таблице сообщение, в котором содержится статистика мнений покупателей об этом товаре [7].

Данные концептуальные положения, лежащие в основе исследования математической подготовки учащихся в рамках PISA, целесообразно

реализовать и при разработке основных положений «мягкого мониторинга».

Основные элементы содержания, выделяемые для формирования и оценки математической грамотности в 5-х и 7-х классах

С целью выделения основных элементов математической подготовки,

актуальных для формирования и оценки функциональной грамотности в рамках «мягкого мониторинга» в 5-х и 7-х классах, а также уточнения

предметных недочётов в математической подготовке российских учащихся, были проанализированы задания в исследованиях PISA-2015 и PISA-2018, результаты выполнения которых оказались ниже средних международных и не превышали 40% [6, 8]. Сопоставление с документами, определяющими

содержание математического образования в российской школе [2, 3, 4], показало, что невысокие результаты российских учащихся связаны с недостаточным овладением некоторым обязательным предметным материалом:

  • курса математики 5–6-х классов, который не актуализируется в 7–9-х классах (например, действия с обыкновенными и десятичными дробями, проценты, пропорции, отношения);
  • той части курса математики 9-го класса, который связан с числовыми последовательностями.

Кроме того, проявились недостатки в овладении следующими метапредметными умениями:

  • принимать задачу, представленную в форме, отличной от формы, типичной для российских учебников;
  • работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой;
  • привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт;
  • отбирать информацию, необходимую для решения, в частности, если условие задачи содержит избыточную информацию; удерживать в процессе решения все условия, необходимые для решения проблемы;
  • владеть навыками самоконтроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации;
  • определять самостоятельно точность данных, требуемых для решения задачи;
  • использовать здравый смысл, метод перебора возможных вариантов, метод проб и ошибок;
  • представлять в свободной словесной форме обоснованный ответ, который определяется особенностями ситуации.

На основе проведённого анализа были выделены умения, на формирование или развитие которых следует обратить внимание при обучении в 5-х и 7-х классах.

5 класс:

  • выполнять действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями: упорядочение долей, сложение и вычитание несложных дробей;
  • выполнять действия с числовыми выражениями; составлять числовое выражение;
  • выполнять деление с остатком, иметь представление о делителях и кратных;
  • выполнять приближенные вычисления, прикидку и оценку результата вычислений, округлять до указанной разрядной единицы, а также с учётом условий описанной ситуации по недостатку или по избытку;
  • распознавать и делать выводы о зависимости между двумя величинами (прямая/обратная); решать задачи на увеличение/уменьшение на/в;
  • переводить единицы измерения длины и времени из более крупных в более мелкие и обратно;
  • решать задачи методом перебора вариантов;
  • читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой и круговой диаграмм;
  • иметь представление о шкалах; ориентироваться на числовой прямой;

–устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении;

  • распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии;
  • представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам; мысленно трансформировать трёхмерную фигуру (реальный объект) в двумерную и обратно, распознавать развертки куба, параллелепипеда;
  • складывать фигуры из квадратов, прямоугольников, треугольников, отрезков, разбивать на указанные формы;

–использовать для решения задач простейшие свойства квадрата и прямоугольника;

–иметь представление о площади и периметре, применять формулы нахождения периметра и площади квадрата и прямоугольника;

  • проверять истинность утверждений, обосновывать вывод, утверждение, полученный результат.

7 класс:

  • выполнять все виды деятельности, указанные для 5 класса, а также:
  • сравнивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, реальные расчёты;
  • вычислять проценты (процентное снижение/повышение), пропорции и отношения, масштаб, использовать основное свойство пропорции, пропорциональное увеличение/уменьшение;
  • понимать закономерности, составлять последовательности;
  • читать графики зависимостей (линейная и нелинейная);

–составлять математическое описание предложенной зависимости в общем виде (в виде выражения/формулы);

  • использовать простейшие свойства треугольника, окружности;
  • распознавать комбинации различных плоских форм – отрезков, окружностей, полуокружностей, дуг;
  • распознавать трёхмерные фигуры: цилиндр, конус, пирамида (элементы фигур, развертки), комбинации пространственных фигур;
  • иметь представление о статистических характеристиках – среднем арифметическом, медиане, моде, размахе, наибольшем и наименьшем значении набора данных;
  • интерпретировать данные, представленные в таблицах и на диаграммах, на графиках;
  • составлять высказывания, проверять истинность утверждений.

Общие подходы к составлению заданий для «мягкого мониторинга»

Выбор направленности мониторинга на развитие и оценку функциональной грамотности учащихся, отвечающей концепции исследования PISA-2021, привел к необходимости изменить подходы к определению содержания и формы проверочных заданий по сравнению с исследованиями, направленными на оценку учебных достижений учащихся. В связи с этим в качестве основы для разработки заданий приняты материалы международного исследования PISA в части оценки математической грамотности (концептуальные рамки, примеры заданий в исследовании PISA- 2021, содержание и результаты выполнения российскими учащимися заданий в исследованиях 2003-2018 гг.) [7].

Ниже изложены подходы к составлению заданий, предназначенных для оценки и формирования математической грамотности. Апробация разработанных заданий позволила уточнить некоторые особенности и требования к разрабатываемым заданиям.

  1. Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема, должен быть действительно жизненным, а не надуманным. Ситуации должны быть характерными для повседневной учебной и внеучебной жизни учащихся (например, связаны с личными, школьными или общественными проблемами, как это понимается в концепции PISA). Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.
  2. Для выполнения задания требуется холистическое, т.е. целостное, а не фрагментарное, применение математики. Это означает, что требуется

осуществить весь процесс работы над проблемой: от понимания, включая формулирование проблемы на языке математики, через поиск и осуществление её решения, до сообщения и оценки результата, а не только часть этого процесса (например, решить уравнение или упростить алгебраическое выражение).

  1. Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении заданий, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021.
  2. Для выполнения заданий требуются знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие темам, выделенным в PISA, и планируемым результатам в объёме ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы, формирование которых осуществляется в 5-х или 7-х классах соответственно.
  3. Используется следующая структура задания: даётся описание ситуации (введение в проблему), к которой предлагаются два связанных с ней вопроса.
  4. Введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней информации, не связанной с заданием или не принципиальной для ответа на поставленные далее вопросы. Введение не должно содержать информацию, которая носит отвлекающий характер. Важно: уровень овладения читательской грамотностью не должен отражаться на проверке математической грамотности.

Информация, сообщаемая в задании, даётся в различных формах: числовой, текстовой, графической (график, диаграмма, схема, изображение и др.), она может быть структурирована и представлена в виде таблицы.

Наличие визуализации обязательно. Оказать помощь учащимся в части мысленной визуализации и погружения в сюжет должны фото и рисунки. Графические средства визуализации математического содержания проблемы окажут учащимся помощь на этапе её моделирования, послужат опорой для проведения рассуждений.

Если введение содержит слова, которые могут быть не известны учащимся, то в нём можно дать краткое пояснение, определение и/или иллюстрацию к ним.

  1. Вопрос позволяет раскрыть приведённую ситуацию с определённой стороны. Каждый самостоятельный содержательный шаг фиксируются; все основные элементы выделяются для оценивания.

Для выполнения большинства заданий не требуется делать громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на демонстрацию учащимся понимания изученных понятий, применение способов действий для решения поставленных задач. В целях оптимизации вычислений учащимся разрешается использовать калькулятор.

В большинстве заданий не содержится прямых указаний на способ, правило или алгоритм выполнения (решения), что позволяет проверить, насколько осознанно учащиеся применяют полученные знания.

Для ответа на вопрос задания достаточно информации, представленной в описании ситуации; если для ответа на последующие вопросы требуется дополнительная информация, то она сообщается в формулировке вопроса или отдельно. Например, если для выполнения задания требуется использовать формулы, то они приводятся в качестве справочного материала.

  1. Учитывается, что задания предлагаются учащимся на компьютере, и ответы они вносят, используя его клавиатуру. При разработке заданий используются возможности компьютера, позволяющие проводить построение заданных математических объектов, переносить на плоскости заданные объекты, выполнять вычисления с заданными числами и др.
  2. Используются задания разного типа по форме ответа:
  • с выбором одного или нескольких верных ответов из предложенных альтернатив;
  • со свободным кратким ответом в форме конкретного числа, одного- двух слов;
  • со свободным полным ответом, содержащим запись решения поставленной проблемы, построение заданного геометрического объекта, объяснение полученного ответа.

Выполнение заданий с выбором ответа и свободным кратким ответом оценивается автоматически, задания со свободным полным ответом оцениваются экспертами.

Ниже приводится общая структура характеристики математических заданий «мягкого мониторинга».

Характеристика задания

  1. Область содержания (всего 4 данные области): пространство и форма; изменение и зависимости; неопределенность и данные; количество.
  2. Контекст (всего 4 контекста): общественная жизнь; личная жизнь; образование/профессиональная деятельность; научная деятельность.
  3. Мыслительная деятельность (всего 4 деятельности): рассуждать; формулировать; применять; интерпретировать.
  4. Объект оценки (предметный результат): например, чтение графиков реальных зависимостей.
  5. Уровень сложности: 1, 2 или 3.
  6. Формат ответа: с развёрнутым ответом; с выбором ответа; с кратким ответом.
  7. Критерии оценивания (1 или 2 балла): полный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл.

Использование заданий для оценки и формирования математической грамотности

Для достижения целей мониторинга математической грамотности предлагается использовать блок заданий, рассчитанный на 20 минут выполнения. Предлагается такая структура блока: 2 задания (сюжета) по 2 вопроса в каждом задании, всего 4 вопроса.

Суммарно в каждый блок входят:

  • задания из 2-3-х (из 4-х) областей математического содержания,
  • задания из 2-х (из 4-х) контекстов,
  • задания из 3-4-х (из 4-х) мыслительных процессов;
  • задания трёх видов по сложности: одно лёгкое, два средних, одно сложное;
  • задания со следующими критериями оценивания: лёгкое задание оценивается одним баллом, остальные –2-мя баллами; общая сумма баллов за верно выполненный блок заданий – 7.

В целях формирования математической грамотности задания могут использоваться самостоятельно. В этом случае они могут быть дополнены вопросами, развивающими, уточняющими предложенную ситуацию или являющимися проекцией сюжета на реальную жизнь конкретных учащихся, жизнь класса, проблемы местного социума.

Задания лучше выполнять в парах или группах (это зависит от объёмности задания), тогда у учащихся будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный» опыт, уточнить своё понимание ситуации, возможно, задать вопросы учителю. Это поможет выйти на выявление математической сути задания и адекватно сформулировать на языке математики, найти необходимые способы решения.

Обсуждение полезно и на этапе решения задачи, и на этапе интерпретации полученных результатов, чтобы понять, все ли необходимые условия учтены, можно ли решить иначе, проще, рациональнее, соответствует ли математическое решение контексту ситуации и т.п. Обсуждая с классом результаты выполнения задания, учитель должен акцентировать внимание на трёх моментах: как ситуация была преобразована в математическую задачу; какие знания, факты были использованы, какие методы и способы решения были предложены и обсудить их достоинства; как можно оценить полученное решение с точки зрения исходной ситуации.

Полезно предложить учащимся провести анализ своей включенности в выполнение задания, отрефлексировать весь процесс и зафиксировать:

  • какие идеи и соображения возникали, были ли они существенными и плодотворными, учтены ли в решении;
  • какие возникли трудности и на каком этапе работы над заданием;
  • удастся ли самостоятельно справиться с аналогичной ситуацией, если она повторится.

В целях закрепления формируемых умений в качестве домашнего задания можно предложить аналогичную ситуацию с несколько изменёнными данными. Однако задание может носить и творческий характер: придумать своё задание на основе рассмотренного сюжета.

При определённой системности работы по формированию математической грамотности, можно включать изменённые задания и в контрольную работу в качестве дополнительного задания, не связанного с основной темой. В этом случае, можно осуществлять мониторинг выполнения такого рода заданий.

Литература

  1. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2016, 528 c.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.        Одобрена        решением        федерального        учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) [Электронный                ресурс]        //                Официальный        сайт.        URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma- nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2.
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)

[Электронный        ресурс]        //        Официальный        сайт.        URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma- osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL:https://fgos.ru/.
  2. OECD (2017), PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematics, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA, OECD Publishing, Paris. p. 65-80 (определение – p. 67).
  3. OECD (2018), PISA 2021 Mathematics Framework (First Draft), PISA, OECD Publishing, Stockholm, p.46.
  4. OECD Governing Board PISA 2021 Mathematics Framework (First Draft), April 2018 [For Official Use], p. 8, 21-22.
  5. PISA 2018   Draft   Analytical   Framework   [Электронный   ресурс]

//Официальный сайт ОЭСР. URL: http://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018- draft-frameworks.pdf.

Материалы подготовлены Л.О. Рословой, К.А. Краснянской, О.А. Рыдзе, Е.С. Квитко


Предварительный просмотр: