Инновационная/экспериментальная деятельность

Мурзина Наталья Юрьевна

Вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требованиями и стандартами. 

 

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

       2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Основные признаки инновационной деятельности:

1. Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.

2. Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.

3. Повышения интереса у детей к обучению.

Инновационная деятельность это продуктивная, творческая деятельность, которая направлена на преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания, создание условий, для достижения новых целей.

В инновационной деятельности педагога можно выделить основные направления:

* учебная инновация;

* внеурочная инновация;

* техническая инновация.

 

Пандемия короновируса внесла перемены в нашу жизнь. Они коснулись всех отраслей жизни, в том числе и образования. В условиях самоизоляции вынужденной заменой очным занятиям стало дистанционное обучение.

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

 

Чтобы онлайн урок прошел хорошо требуется подобрать оптимальный вид связи с учеником / учениками, выбрать онлайн инструменты подачи учебного материала. Существует несколько платформ для проведения групповых видеосвязей. В своей  работе я использую Zoom. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метапредметные способы деятельности. 33.97 КБ
PDF icon Сертификат «Учитель ЯКласс»921.33 КБ
PDF icon Сертификат за вклад и развитие цифрового образования в России, за использование интерактивной тетради в дистанционном обучении402.48 КБ
PDF icon Апробатор электронных образовательных технологий924.14 КБ
PDF icon Первое место в школе по итогам марта 2021 учебного года в рамках программы "Активный учитель"1.9 МБ
PDF icon Сертификат "Эксперт в онлайн образовании"1.95 МБ
PDF icon Сертификат "Топ-5 учителей своей образовательной организации"2.06 МБ
PDF icon Эффективное использование материалов ИРТ Skysmart на уроках математики 584.52 КБ
PDF icon Эффективноле применение ЦОР ЯКласс в образовательной деятельности1.05 МБ
PDF icon Благодарность за внедрение иннавационных технологий в деятельность школы и поддержку педагогического коллектива930.53 КБ
PDF icon Якласс. Применение инновационного цифрового ресурса546.14 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 ДЛЯ ЧЕГО ИМИ НЕОБХОДИМО ВЛАДЕТЬ.

Нужно бежать со всех ног,

чтобы только оставаться на месте,

 а чтобы куда-то попасть,

надо бежать как минимум вдвое быстрее!

(Льюиса Кэрролл)

Сегодня мы учим тех детей, которые, в связи со стремительным развитием науки и технологий,  будут работать по специальностям, которых пока еще нет. И тут возникает закономерный вопрос: как нам научить детей тому, чего мы сами пока не знаем.

 Уже сегодня общество требует таких людей, которые умеют мыслить нестандартно, широко; самостоятельно принимать решения, планировать, прогнозировать и без конца совершенствоваться.

И наша главная педагогическая задача в условиях современности, научить детей учиться, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свои потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни.

Перед учителями стоит актуальная задача – развить у учащихся способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением универсальных действий (УУД). Поэтому в обучении на первый план выходит вопрос формирования у школьников умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. 

Общая характеристика метапредметности.

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

 

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи. [1]

Таким образом, метапредметность - это, в первую очередь, способ мышления и получения универсальных знаний, не привязанных к отдельным предметам, но включающий их.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, освоенных в процессе изучения нескольких предметов и может применяться не только в образовательном процессе, но и применимы для решения жизненных задач.

Развивая у учащихся различные способы деятельности мы тем самым и развиваем такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе и настойчивость.

Эти важные качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, правильнее, совершеннее.

Именно это заставляло великого изобретателя Томаса Эдисона проделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную конструкцию аккумулятора.

Немало примеров этому и в жизни творческих людей: произведение Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» небольшое объему, но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок и набросков в 160 раз больше по объему, чем само произведение.

Но лучше всего эти качества иллюстрирует собою человек, который претерпел десятки поражений, прежде чем добился успеха - создал автомобиль, работающий на бензине – Генри Форд, который говорил: «Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных. Не то, чтобы им не хватало знаний, денег, ума, желания, а попросту не хватает мозга и костей. Грубая, простая, примитивная сила настойчивости есть некоронованная королева мира воли».

Все согласятся с тем, что метапредметные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка в доступную его возрасту деятельность.

Метапредметные способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитая метаспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе играет очень важную роль в развитии  способностей детей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает метапредметные результаты. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Если ребенка по-настоящему, а не поверхностно, заинтересовать деятельностью, то очень быстро эти интересы и склонности всецело его захватят.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой и воспитывать эстетическое восприятие действительности.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Это нужно и для того, чтобы ребенок не потерял интереса.

В-четвертых, любой ребенок, равно как и взрослый, требует признания своих успехов. Важно не забывать проговаривать о его достижениях вслух, соответствующе награждать, поощрять ребенка.

Самое главное правило – избегать насилия. Детей невозможно заставить полюбить какое-либо дело, их можно заинтересовать. И тогда, чтобы лучше разбираться в любимом деле, они будут узнавать много нового из смежных областей.[2]

Воспитывая метапредметные способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность и критическое отношение к себе, к своим способностям, успехам и достижениям.

Воспитывая разносторонне развитую - интеллектуальную, свободную, нравственную и творческую- личность, мы делаем шаг к достижению главной цели современного образования.

Мы живем в уникальное время – время стремительного и динамичного изменения, потому так сложно прогнозировать, какие именно знания пригодятся нашим сегодняшним ученикам уже завтра. Но одно ясно совершенно точно уже сейчас – всем нашим детям пригодится умение учиться, добывать новые знания, ставить цели и добиваться результатов.

Можно забыть правила чередований безударных гласных в корне слова, формулу вычисления дискриминанта, закон Ома или валентность водорода, но если есть что-то выше этого, какие-то «надпредметные», метапредметные знания – человек сможет достичь успеха в жизни.  

Метапредметные знания - это знания, которые останутся и после того, как (если и вдруг) вся школьная программа будет забыта. Это знания, которые помогут в жизни делать правильный вывод, а, следовательно, правильный выбор; просчитывать ходы и риски, творить, созидать, быть актуальным и успешным.

Метапредметный подход к обучению детей – это необходимость, продиктованная темпом современной жизни и потребностями современного общества. Он обязательно должен быть предусмотрен каждым учителем при планировании содержания учебного материала по предмету, а также при составлении заданий по различным разделам и темам, с максимальной приближенностью к реалиям сегодняшнего дня.

Метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования, ведь оно характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Решить проблему формирования функциональной грамотности в рамках урока одного предмета очень сложно. Важно понимать, что метапредметные результаты образования могут быть успешно реализованы лишь совместным и согласованным воздействием всех школьных предметов, курсов и модулей, входящих в основную образовательную программу школы. Они должны в лучшем случае гармонировать и дополнять друг друга, в крайнем - не противоречить один другому.

Список литературы:

  • Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.) Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 94-100.
  • Бобылева,  О.Л. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника   // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6. - С.22-24.
  • Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.
  • Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования   // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 5. - С.67-76.
  • Калинина, М.П. О достижении метапредметных образовательных результатов   // Управление качеством образования. - 2012. - № 7. - С.44-53.
  • Пототня, Е.М. Метапредметные результаты обучения   // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 9. - С.94-107.
  • Степанов, С.В. Проектирование метапредметного учебного занятия в школе   // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 1. - С.87-91.
  • Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научнометодическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 73 с. (Серия «Новые стандарты»)


[1] Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф.

[2] Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: