Публикации и выступления

Юмашева Диана Владимировна

Предварительный просмотр:

    Д. В. Юмашева. Учитель химии МОУ «Средняя школа № 3»

г.  Когалым  ХМАО – Югра. Тел. 8-346-672-39-20, 8-922-045-05-36

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии, способствующая формированию здорового образа жизни

Аннотация

       В статье раскрываются аспекты формирования здоровьесберегающих знаний, умений через исследовательскую деятельность учащихся при изучении химии в школе.

     The paper tackles the problem of acquiring knowledge and skills in staying healthy through the research conducted at Chemistry classes

   

   Одной из приоритетных проблем нашего общества становится проблема сохранения и укрепления здоровья человека. Перед системой образования встают новые задачи: воспитать отношение к здоровью как ценности, дать теоретические
знания и сформировать умения применять их в практической жизни. Именно учитель на сегодняшний день является единственной реальной личностью, способной на научной основе приобщить к здоровому образу жизни детей и взрослое население. Проблемой сохранения здоровья широко занимаются такие ученые, как Леонтович О. С. , Егорова Г.И. , Обухов А.С., и

многие другие

   В современной школе значительное место должна занимать исследовательская, научно-исследовательская и научно-поисковая деятельность учителей и учащихся, ориентированная на формирование и развитие здоровьесберегающих знаний.

Исследовательская деятельность по химии обладает определенным функциональным значением:

 

  • усиливает интерес к химической науке;
  • активизирует деятельность учащихся по сохранению собственного здоровья;
  • развивает различные формы мышления, творчество учащихся.

   При этом  исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь,  способствует становлению определенной здоровьесберегающей позиции учащихся.

  Исследовательская деятельность  ставит учащихся в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную здоровьесберегающую позицию, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося, как отмечает  А.С. Обухов.

    В своей работе я  использую  различные виды исследовательского эксперимента, в том числе предложенные Т.В.Северюхиной и В.В.Сентемовым «Определение аминокислот в молоке в процессе хранения». Этот вид эксперимента я использую на втором уроке в теме «Азотсодержащие органические соединения». Урок связан с темами «Карбоновые кислоты» и «Амины».

     Тип урока – изучение нового материала. Форма проведения – ролевая игра с использованием мультимедийной презентации «Аминокислоты».

      Для раскрытия нового материала использую следующие методы: опережающее обучение (сообщения учащихся, предварительный исследовательский эксперимент), объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский. Для проведения лабораторных опытов использовался ПММ (полумикрометод).

  Эффективность использования полумикрометода (ПММ) связана с рядом преимуществ:
- экономия реактивов, горючего, воды, электричества, времени на уроках;
- безопасность опытов и простота их выполнения;

- меньшая утомляемость учащихся, что связано с большей организованностью;
- индивидуальность выполнения опытов;

- портативность оборудования;

- возможность работы без вытяжного шкафа и в сочетании с программированным обучением.
  Применение полумикрометода решает экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов.

    Применение ПММ не только экономит реактивы и драгоценное время урока, но и дает учащимся представление о здоровьесберегающих знаниях.

    В качестве примера предлагаю разработку урока по теме «Аминокислоты», включающую исследовательский эксперимент, лабораторную работу с использованием ПММ и приобретением знаний о здоровом образе жизни.

   Цель урока: систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот и их биологическим значением.

   Задачи:

обучающие

- показать значение  аминокислот; рассмотреть биологическую роль аминокислот;

- научить учащихся записывать структурные формулы аминокислот, давать им   названия;

- уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения реакций.

развивающие

- развивать умение учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами;

- продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;

- развивать познавательный интерес учащихся, устанавливать межпредметные связи (с биологией);

- развивать практические навыки учащихся.

воспитательные    

      - воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых  

        моментов роли аминокислот для жизнедеятельности  человека;

      - воспитывать  интерес к здоровому образу жизни.  

Ход урока

  1. Организационный момент.                                                  

                                                     «Единственный путь, ведущий к знанию – это    

                                                         деятельность»      

                                                                                                              Бернард Шоу.

   Учитель: Мы сегодня постараемся путем нашей совместной деятельности получить новые знания по теме «Азотсодержащие органические соединения». На прошлых уроках мы познакомились  с такими классами соединений как карбоновые кислоты и амины (отметить на доске). Сегодня мы ответим на вопрос, возможны ли органические соединения с карбоксильной и аминогруппой? (формулы) Какие свойства они проявляют? Какова их биологическая роль?  

 Тема нашего урока «Аминокислоты».

II. Изучение нового материала строится  по различным направлениям, включающим презентацию.

    Презентацию аминокислот проводит фирма «Химикон», в которой работают несколько отделов:

 1. Исторический отдел

2. Управление химических веществ

3. Проектный отдел

4. Химический завод

5. Химическая лаборатория

6. Отдел охраны здоровья  

7. Аптека

      Выступления представителей каждого из отделов (учащиеся готовят выступления самостоятельно, исследовательский эксперимент проводится в течение нескольких дней группой учащихся, о результатах  докладывают классу на уроке).

  Исторический отдел (включает факты открытия и получения аминокислот из белка)

    В 1745 г. итальянский ученый Беккари опубликовал отчет о работе, выполненной еще в 1728 г. Исследователь выделил из пшеничной муки клейкую массу, которую назвал клейковиной. Оказалось, что вещество растительного происхождения – клейковина - напоминало продукты, полученные из животных. Беккари сделал вывод о существовании особых веществ, присущих живым организмам.

   Эти вещества образовывали вязкие, клейкие растворы, свертывались при нагревании, при их высушивании получалась роговидная масса, при сгорании ощущался запах паленой шерсти или рога и выделялся аммиак. Поскольку все эти свойства ранее были известны для яичного белка, то особый класс веществ получил название белков.

    В 1820 г. французский химик Анри Браконно подвергал многочисленному действию серной кислоты кожу и другие ткани животных, затем нейтрализовал смесь, получил фильтрат, при выпаривании которого выпадали кристаллы вещества, которые он назвал – гликоколл (клеевым сахаром). Это и была первая аминокислота, выделяемая из белков. Ее структурная формула была установлена в 1846г.

   В 1899 г. исследованием белков занялся немецкий химик – органик Эмиль Фишер подвергал гидролизу белок, содержащийся в молоке. В результате многочисленных исследований стало ясно: белки растительного, животного и микробного происхождения  построены из определенного количества аминокислот и только из них. К 1902 г. было известно 17 аминокислот, входящих в состав белка.

    Отдел управления химических веществ (раскрывает понятие аминокислот, общую формулу, представляет аминокислоты, участвующие в биосинтезе белка в живых организмах)  

   Аминокислотами называются азотсодержащие соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппа – NH2 и карбоксильная группа – СООН, связанные с углеводородным радикалом

   Простейшим представителем этого класса является аминоэтановая  или аминоуксусная кислота  H2N – СН2 – СООН

     Общая формула аминокислот:

          H2N – CH – COOH

                      |

                      R

В биосинтезе белка в живых организмах участвуют 20 аминокислот (таблица 1).

  Проектный отдел (раскрывает номенклатуру и изомерию аминокислот)

    Изомерия аминокислот в основном выражается разным строением углеродной цепи и положением аминогруппы:  (записываем на доске)

 

 4         3         2       1

СН3 – СН2 – СН – СООН         2 – аминобутановая кислота      

                       |

                      NH2

             СН3

3        2 |        1

СН2 – СН – СООН            3- амино- 2- метилпропановая кислота

 |

NH2 

 

   Кроме международной номенклатуры, употребляются еще названия аминокислот, в которых вместо цифр ставят буквы греческого алфавита: α, β, γ и.т.д.

Например: (записываем на доске)

 γ         β         α                  

СН3 – СН2 – СН – СООН

                        |  

                        NH2

α – аминобутановая кислота

Вопрос: Какие виды изомерии характерны для аминокислот? (структурная, положение функциональной группы).

    Химический завод (рассматривает различные пути получения аминокислот с точки зрения здоровьясбережения)

   Исследовательский эксперимент «Получение аминокислот, входящих в состав белков, путем их гидролиза» был проведен группой учащихся за несколько дней до урока и заснят на видео. Проводилось исследование молока на наличие в нем аминокислот с течением времени.

   Аминокислоты, входящие в состав белков, получают путем их гидролиза (видеоролик).

    Учащиеся провели исследование  молока на наличие в нем аминокислот.

Цель исследования:

- выяснить наличие аминокислот в молоке;

- проследить изменение концентрации аминокислот в молоке с течением времени;

- сделать выводы о пищевой ценности молока и молочнокислых продуктов.

Ход работы:

    К 10 мл. молока добавили несколько капель фенолфталеина и добавили 0,1н раствор NaOH  до появления розовой окраски. При этом нейтрализуются кислоты, не содержащие аминогруппы. К полученному раствору добавили 3-4 мл   формалина. Розовая окраска исчезает, а содержащиеся в растворе  аминокислоты превращаются в амины, не имеющие амфотерного характера.

  Теперь титруем щелочью, как обычные карбоновые кислоты 0,1 н раствором NaOH до появления розовой окраски.

   Рассчитываем концентрацию   свободных аминокислот по формуле:

СN(аминокислот) = СN(NaOH) х V(NaOH) =  0,1 х V(NaOH)

                                        V(молока)                             10

 С целью получения достоверной информации и точности эксперимента учащиеся повторяли эксперимент три раза через день.

  На основании проведенного эксперимента учащиеся делают  выводы:

- в молоке содержатся аминокислоты;

- в процессе хранения количество аминокислот в молоке увеличивается, т.е. протекает процесс гидролиза белка.

- в молочнокислых продуктах (простокваше) концентрация аминокислот больше, чем в молоке.

    Таким образом можно предположить, что молочно - кислые продукты более полезны для здоровья человека, т.к. содержат большее количество аминокислот.

    Известны также синтетические способы получения аминокислот. Так, например, в молекуле карбоновых кислот атомы водорода в радикале можно заместить на галоген, (записываем на доске)

                             Р (красный)

СН3 – СООН + СI2   →    СН2 – СООН + НСI

                                          |

                                         CI

А затем действуем аммиаком, получая аминогруппу.

СН2  - СООН + NН3  →  NН2 – СН2 – СООН + НСI

|

CI

   Химическая лаборатория (предусматривает определенную систему опытов, вопросов здоровьесберегающего характера)

    Аминокислоты – бесцветные кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Многие из них обладают сладким вкусом.

   Химические свойства аминокислот определяются наличием в молекуле двух функциональных групп:

   Аминогруппа – NH2 определяет основные свойства аминокислот, так как способна присоединять к себе катион водорода по донорно - акцепторному механизму за счет наличия свободной электронной пары у атома азота.

Проводим эксперимент (правила техники безопасности)

Инструкционные карточки на партах

 Опыт № 1

«Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами»

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора соляной кислоты (НСI) и 1 каплю метилоранжа. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси.

Вопрос. Объясните, почему произошло изменение цвета раствора?

 Записываем уравнение реакции на доске

Н2N – СН2 – СООН + НСI → [H3N+ – СН2 - СООН]СI-

   Группа – СООН (карбоксильная группа) определяет кислотные свойства этих соединений, т.е. взаимодействует со щелочами.

   Опыт № 2

«Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами»

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора гидроксида натрия (NaОН) и 1 каплю фенолфталеина. Индикатор изменяет свою окраску на малиновую. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до обесцвечивания реакционной смеси.

Вопрос. Объясните, почему произошло обесцвечивание раствора?

Записываем уравнение реакции на доске

H2N – CH2 – COOH + NaOH →  H2N – CH2 – COONa  + Н2О

Вопрос:

Как называются  вещества, которые могут взаимодействовать и с кислотами и с основаниями? ( Амфотерными)

   Кроме того, аминогруппа в молекуле аминокислоты вступает во взаимодействие с входящей в ее состав карбоксильной группой, образуя внутреннюю соль.

  Опыт № 3

«Испытание раствора аминокислоты индикаторами»

На предметное стекло поместите 2-3 капли раствора глицина и добавьте 1 каплю метилоранжа. Что вы наблюдаете?

Записываем уравнение реакции на доске

Н2N – СН2 – СООН   ↔   Н3N+ - СН2 – СОО-

 Отдел охраны здоровья

   Организм человека может синтезировать примерно половину из аминокислот, но около восьми аминокислот человек должен получать с пищей, эти аминокислоты называются незаменимыми. (Таблица № 1).

     

    Поскольку по характеру обмена веществ человек очень близок к животным, мясо последних может служить удобным источником всех незаменимых аминокислот.

   Пути эволюции человека и растений разделились гораздо раньше, поэтому нельзя быть заранее уверенным в том, что в каком-нибудь растении имеются все необходимые нам аминокислоты. В зерновых культурах, например, обычно нет одной аминокислоты – лизина. Там, где мясо является слишком большой роскошью или его употребление запрещено религией, это затруднение можно преодолеть, компенсируя недостаток определенной аминокислоты в одном растении другими растениями, содержащими большое количество этой аминокислоты. (Рассмотрим таблицы № 2, № 3).  

Таблица №2

Источник белка

Содержание аминокислот, % на сухую массу белка

лейцина

изолейцина

валина

Пшеничная мука

7

4

4

Соевая мука

8

5

5

Рыбная мука

8

5

5

Говядина

8

6

6

Коровье молоко

11

8

7

Таблица № 3

Название аминокислоты

Потребность в аминокислоте, мг на кг массы тела

Аргинин

Взрослые не нуждаются

Изолейцин

10

Лейцин

14

Лизин

12

Метионин

13

Фенилаланин

14

Треонин

7

Триптофан

4

Валин

10

    Аминокислоты в организме не только выполняют роль строительных блоков для белков, но могут участвовать и в других процессах: например, глицин и глутаминовая кислота – передатчики нервного импульса (их называют нейромедиаторами). Аргинин является незаменимой кислотой лишь в период интенсивного роста организма, тогда он необходим в больших количествах.

   Предприимчивые японцы давно заметили, что добавление в пищу приправы из сушеных водорослей усиливает ее вкус и аромат. В 1909 г. японский ученый К.      Икеда выяснил, что причина такого воздействия приправы кроется в содержании глутаминовой кислоты и ее солей. К. Икеда запатентовал свое открытие, и теперь во всем мире в качестве пищевых добавок, усиливающих вкус и аромат продукта, используется глутаминовая кислота (Е629), глутаминат натрия (Е621, часто называют глютамат натрия) и глутаминаты других металлов (Е622 – 625). Ссылки на эти вещества легко найти, например, на баночке мясного паштета. Для тех же целей применяется глицин (Е640) и лейцин (Е641).

   

Аптека (строится на обзоре лекарственных средств, в которых используются аминокислоты)

    Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. В аптеке можно купить глицин в таблетках. Этот препарат оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга:

- уменьшает напряжение, конфликтность;

- улучшает настроение;

- повышает умственную работоспособность.

    Тауфон (глазные капли)  является серосодержащей аминокислотой. Препарат способствует улучшению энергетических процессов, стимулирует процессы при заболеваниях тканей глаза. Способствует нормализации функций клеточных мембран. Применяют при травмах роговицы.

    Метионин -  незаменимая аминокислота. Применяют при лечении печени, профилактика токсического поражения печени.

Глютаминовая кислота - заменимая кислота. Применяют при лечении эпилепсии, депрессии, истощения, задержки психического развития.

III. Обобщение.

    Опрос (самооценка).

На карточках задания:

1. Дать название

СН3 – СН – СН2 – СН2 – СООН

            |

            NH2

2. Составить формулу

γ – аминовалерьяновая кислота

3. С каким из перечисленных веществ не будет реагировать аминоуксусная кислота: а) Na; б) HNO3; в) СН4; г) LiOH.

4. Способность некоторых веществ проявлять кислотные и основные свойства.

5. Определить вещество «Х»

                                   

                                  + CI2     +NH3

СН3 – СН2 – СООН   →   Х    →    СН2 – СН2 – СООН

                                                          |

                                                          NH2

Ответы на доске:                                            

1. 4 – аминопентановая кислота

              γ          β         α    

2. СН3 – СН – СН2 – СН2 – СООН

               |

              NH2

3. в)

4. Амфотерность

5. СН2 – СН2 – СООН

    |

    СI

Критерии, оценки (на доске)

 «5» - нет ошибок

 «4» - одна ошибка

 «3» - две ошибки

Более двух ошибок:  вам стоит постараться

IV. Оценивание учащихся, подведение итога урока, домашнее задание.

§ 26 вопросы № 1, 2, 5. Учебник О. С Габриелян 10 класс.

   

   В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, грамотно относиться к своему здоровью и окружающей среде.

    Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество и повысить успешность обучения школьников.

   Только в вузе студенты начинают заниматься научной работой, и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается не знакомым и не понятным. Умению проводить научные исследования надо обучаться уже в школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты, у них формируется научное мышление, а не просто накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

   

Список используемой литературы

1. Егорова Г.И. Эндоэкология и культура здоровья человека. Методология, теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования.// Сборник материалов VI межвузовской научно- практической конференции часть 2. -  Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева,2000  - С.47-50.

2. Егорова Г.И. Экологические термины, понятия, законы в формировании интеллектуальной культуры студентов       (методические указания) Тюмень: ТюмГНГУ,1999.-32с.

3. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. // Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: «Образовательные технологии». Выпуск 2. М.,. 2005. с.

4. Обухов,А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения /А.С. Обухов// Народное образование.- 1999. - № 10.

5. Тяглова Е.И. Исследовательская деятельность учащихся по химии / М.: «Глобус», 2007.

6. Чечель, И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях /И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.



Предварительный просмотр:

УДК 54+075.3

Исследовательская и научно-исследовательская деятельность,

направленная на развитие здорового образа жизни

при изучении химии в школе и ВУЗе.

Аннотация

      В статье раскрывается значимость актуальной проблемы нашего общества сохранения и укрепления здоровья человека. Автор раскрывает   аспекты формирования здоровьесберегающих знаний, умений через исследовательскую деятельность учащихся и  научно-исследовательскую деятельность студентов при изучении  естественно – научных дисциплин (химии, экологии).

В современных условиях приоритетной проблемой нашего общества становится сохранение и укрепление здоровья человека. При этом следует отметить, что проблема сохранения здоровья современного человека находится в центре внимания международного сообщества.

    Стратегическим направлением решения здоровьесберегающих проблем ЮНЕСКО считает создание сети высшего образования, которая предусматривает постановку здоровьесберегающих вопросов в центре всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая  ВУЗами.

     В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные здоровьесберегающие вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация такого  характера сообщалась школьникам, в основном, в связи с обучением их основам сельскохозяйственного, медицинского направления. Начиная с 30-х гг., просвещение здоровьесберегающих знаний осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система  экологического образования школьников в котором делается акцент на аспектах здоровьесберегающей информации. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного образования, поиск нетрадиционных подходов, здоровьесберегающих технологий.

    Целью современного химического образования является формирование компетентного специалиста, обладающего  особым типом сознания, ориентированного на  сохранение здоровья.

    Общей задачей химического образования является формирование сознания личности на основе трех основных задач здоровьесберегающего характера:

а) формирование адекватных здоровьесберегающих представлений;

б) формирование системы здоровьесберегающих умений и навыков, технологий взаимодействия;

г) формирование здоровьесберегающих знаний.

     Обозначенные факторы раскрывают актуальность здоровьесберегающих знаний. То есть сегодня  перед системой химического образования встали новые задачи: воспитать отношение к здоровью как ценности, дать теоретические  знания и сформировать умения применять их в практической жизни. Именно преподаватель химии на сегодняшний день является единственной реальной личностью, способной на научной основе приобщить к здоровому образу жизни школьников и студентов. Следует отметить, что проблемой сохранения здоровья широко занимаются многие педагоги, методисты, но в большей степени здоровьесберегающие знания школьники и студенты получают самостоятельно.  

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

– формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

– развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

– формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

– были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

– реализовывали бы принцип связи обучения со здоровым образом жизни.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня исследовательскому методу.

Исследовательский метод выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

• обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

• отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

• ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, – репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

• субъект - объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в XXI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

    Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является применение исследовательского метода обучения. Исследовательский метод рассматривался многими учеными, такими как Леонтович О.С., Егорова  Г.И., Обухов А.С., Чернобельская Г.М. и многими другими. В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, грамотно относиться к своему здоровью и окружающей среде.

      Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество и повысить успешность обучения школьников.

Только в вузе студенты начинают заниматься научной работой, и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается не знакомым и не понятным. Умению проводить научные исследования надо обучаться уже в школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты, у них формируется научное мышление, а не просто накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.    В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

  • Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес и с увлечением тратит на нее свое свободное время.
  • Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

     В преподавании естественных наук и, в частности, химии основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты и делать выводы. Всё выше перечисленное можно реализовать при активном использовании в обучении химии школьников исследовательской технологии, направленной на здоровьесбережение.

  При включении исследовательской деятельности в процесс обучения, прежде всего, необходимо проанализировать условия её реализации:

  • диалогическое взаимодействие ученика и педагога;
  • компетентность педагога;
  • способности учащихся;
  • грамотная организация учебного исследования;
  • включение механизмов рефлексии.

   Если отсутствует какое-либо условие, то такая деятельность будет неэффективной.

   Формы организации исследовательской деятельности,  направленной на развитие здорового образа жизни учащихся, могут быть как урочными, так и внеурочными. Однако в них должны присутствовать следующие моменты:

  • продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставление им возможности высказывать оригинальные идеи и гипотезы;
  • усиление экспериментальной составляющей занятий, ориентированной на развитие и саморазвитие;
  • организация  обмена мыслями, мнениями, оценками;
  • стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
  • побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятиям;
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

  Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  • Мыслительных умений и навыков.      
  • Умений и навыков при работе с книгой и другими источниками информации.
  • Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
  • Специальных исследовательских умений и навыков.

   Особое внимание необходимо обратить на взаимодействие ученика и педагога, поскольку процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность этих субъектов. Только при наличии взаимоотношений сотрудничества и сотворчества создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации. Педагог помогает ученику овладеть исследовательскими навыками, суммой базовых знаний и понятий, вводит ученика в бескрайнее море научного поиска, при этом уважая его индивидуальность.

    При организации  исследовательской деятельности я использую несколько моделей взаимодействия ученика и педагога.

МОДЕЛЬ 1.

Педагог знает путь поиска и предлагает пройти этот путь ученику, зная конечный результат этого пути.

  Такая модель удобна для использования на коротком отрезке времени: уроке или части урока. Она реализуется через созданный мной комплекс уроков, построенных по технологии развивающего обучения с прохождением всех этапов исследования:

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Создание проблемной ситуации (это может быть постановка проблемного эксперимента).

 Столкновение учащихся с противоречием: поставленную задачу нельзя решить ранее известными способами или  для решения необходимо интегрировать полученные ранее сведения.

  1. Поиск способа решения проблемы.

 Фронтальное обсуждение вариантов и способов решения, выдвижение гипотез. Сбор и анализ данных (теоретических и экспериментальных).

  1. Решение проблемы.

Проверка предложенных гипотез и принятие решения о верности каждой гипотезы.

  1. Формулирование обобщённых выводов.
  2. Применение обобщённых выводов к решению частных задач.

  В этой модели деятельность учителя заключается в формулировании проблемы, подборе заданий, которые могут быть одинаковыми для всех или дифференцированными, и управлением деятельностью учащихся. Деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний. При организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию учёного, что способствует усвоению не только самих знаний, но и методологии их получения. Качественно изменяется стиль деятельности учащихся, она становится проблемно-поисковой.

    При этом происходит развитие следующих умений:

  • находить и формулировать научную проблему;
  • генерировать идеи;
  • планировать эксперимент и его проведение;
  • находить решение проблемы нестандартным способом;
  • анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • определять сферы и границы результатов исследования.

   Практика показывает, что самостоятельно сделанное, пусть даже небольшое открытие, гораздо лучше запоминается учеником, повышает уровень его самооценки, вызывает положительный эмоциональный настрой.

Использование исследовательского метода позволяет получать стабильно высокое качество знаний и развивает мотивацию к здоровому образу жизни, прежде всего, за счёт их осознанности. Многолетней практикой доказано, что в ходе исследовательской деятельности приобретаются самые прочные знания.

   При формировании химических понятий большое значение имеет качество формируемых знаний. Важная характеристика качества знаний – их осознанность. Она проявляется в умении использовать полученные знания на практике, объяснять и предсказывать факты и явления, раскрывать логику материала, аргументировать оценочные суждения. Использование исследовательского метода позволяет получать стабильно высокое качество знаний, прежде всего, за счёт их осознанности. Многолетней практикой доказано, что в ходе исследовательской деятельности приобретаются самые прочные знания.

МОДЕЛЬ 2.

   Педагог знает путь поиска и исследования, прогнозирует конечный результат, предлагая ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

    Основные направления интенсификации самостоятельной работы учащихся кроются в коренном изменении организации лабораторно-практических занятий в сторону усиления исследовательской деятельности учащихся.

   К такой модели относится решение экспериментальных задач направленных на развитие здорового образа жизни в курсе химии. Учащимся заранее даются задания, которые требуют предварительной домашней подготовки. Сначала ученик теоретически решает задачи и планирует свою деятельность на уроке, а затем проверяет гипотезы экспериментально. На последнем этапе ученик анализирует полученные результаты и делает самостоятельные выводы. При этом объём заданий не должен быть слишком большим, а оформление работы должно быть чётким и лаконичным, не требующим больших затрат времени. В этом случае в течение урока ученик предоставляет продукт своей экспериментальной деятельности, краткое описание работы и логические выводы, сделанные в ходе работы. При решении экспериментальных задач происходит  самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности, анализ деятельности и результатов, рефлексия. Поскольку число практических работ ограничено рамками программы, усилить экспериментальную составляющую предмета можно через элективные курсы.  В рамках элективного курса «Химия и здоровье человека» я предлагаю учащимся выполнить практические работы: «Общий анализ воды», «Определение витамина С в овощах и фруктах или соках», ««Определение нитратов и нитритов в окружающей среде и сельскохозяйственных продуктах, выращенных на садово-огородном участке»,  «Определение вредных выбросов в окружающую среду от автотранспорта», «Определение свинца в окружающей среде хроматным методом». Эти работы интересны тем, что пробы ребята отбирают самостоятельно. Полученные результаты мы сравниваем с результатами прошлых лет и делаем выводы о произошедших изменениях. Ещё одна работа – «Анализ пищевых продуктов» вызывает интерес учащихся тем, что они сами обнаруживают важнейшие органические вещества в составе продуктов питания.

  Эта модель подходит и для осуществления творческой деятельности учащихся. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

  К основным видам творческой деятельности школьников относят следующие виды работ:

  • информационно-реферативные;
  • проблемно-реферативные;
  • иллюстративный;    
  • экспериментальные;
  • натуралистические и описательные;
  • исследовательские.

      Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего, компиляция литературных данных. В случае

 реферативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трёх последних выступает в качестве литературного обзора. При этом происходит развитие умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации, а также умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

        Наиболее ценным видом творческой деятельности является исследовательская работа, проведённая учеником самостоятельно. Этот вид исследования встречается в школе достаточно редко. Причина этого субъективна. Немногие дети имеют способности, а главное желание и время заниматься творческим исследованием. Задача учителя – выделить школьников, которые проявляют интерес к предмету, подходят к учителю после урока, чтобы задать интересующие их вопросы, читают дополнительную литературу. Таких учащихся имеет смысл приобщать к научно - исследовательской деятельности. Учитель в этом случае выступает в роли консультанта, помогает выбрать объект исследования, рекомендует литературу и методику исследования, даёт практические рекомендации.  

Обычно такие дети продолжают исследовательскую работу в ВУЗах.

МОДЕЛЬ 3.

    Педагог владеет методикой научного исследования, он может обучить этой методике ребёнка, они совместно находят путь поиска, но не знают конечного результата этого пути.

   Подобная модель имеет открытый характер, т.к. используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования. Работа по данной модели проводится мной в рамках деятельности Научного Общества Школьников (НОШ) «Эврика». Данная  модель базируется на следующих принципах:

  • принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;
  • принцип осознанности как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов;
  • принцип самодеятельности, когда ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт;
  • принцип наглядности – ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;
  • принцип культуросообразности – важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре, ту традицию миропонимания, которая существует в данной социальной общности.

    Исследовательский метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Учитель становится научным руководителем и партнёром по учебному исследованию. Исследовательский метод коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действий по образцу недостаточно. Необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.

    Каждая работа включает теоретическое и экспериментальное исследование, взаимодействие с административными органами и средствами массовой информации, а также практическую деятельность, направленную на улучшение экологической обстановки нашего города и здоровья человека.

    Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет не столько учить, сколько  помогает ребёнку учиться, направляет его на самостоятельную деятельность. Самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности с учётом индивидуальных интересов и мотивов, а затем и самодеятельность, где формируются такие качества, как умение разделить ответственность, работать в коллективе и др., анализ деятельности и оценка результатов, рефлексия – вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении в инновационные педагогические технологии коллективной исследовательской деятельности. Таким образом, исследовательская работа по химии – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности, воспитывается гуманное отношение к окружающему миру, приобретаются навыки здорового образа жизни.

   Научно-исследовательская же деятельность   студентов ставит их в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную здоровьесберегающую позицию, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации студентов.  В своей работе мы используем различные виды исследовательского химического  эксперимента, целью которых  является выявление химических веществ, приносящих наибольший  вред здоровью личности. Исследовательский эксперимент по химии включает изучение состава, строения, физико-химических свойств, особенности их влияния на здоровье студентов таких веществ, как никотина, морфина, этанола и т.д., которые  отнимают у людей столько здоровья, сколько разрушительные мировые войны. Особенная важность закономерностей изучения данных веществ неоспоримы, так как такие здоровьесберегающие знания вносят определенный успех в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. Здоровьесберегающие знания в значительной мере определяются химическими  знаниями молекулярных механизмов  разрушительного  действия  молекул   на   организм  человека.

     Студенты проводили химический эксперимент  с использованием хроматографии, позволившей   восстановить  точный  химический  состав    и  молекулярные механизмы отравляющего действия табачного   дыма   на организм человека. Данные хроматографического  анализа показали наличие таких вредных для организма веществ, как стирол, 2-метилпропаналь и пропионитрил и др. Теоретический анализ исследования проблемы показывает, что образуется от 900 до 1200 твердых и газообразных соединений. Вместе с табачным дымом они попадают в организм не только курящих, но и находящихся с ними в одном помещении некурящих людей. Опасные пределы (гигиеническая значимость) загрязнения воздуха табачным дымом для некурящих людей определяется как   результат   деления суммарного содержания органических веществ в кубометре табачного дыма (367,6 мг) на сумму всех превышений ПДК (5186,1). Это значение — 0,07 мг/м3 - предельно допустимая концентрация органических веществ в воздухе, выше которой наступают вредные для здоровья человека последствия.

Студенты делают акцент на то, что наиболее ядовитое вещество, содержащееся в табаке, никотин (1-метил-2-пиридинпирролидон)   относится    к классу оснований. Это азотсодержащее гетероциклическое соединение — алкалоид. Все алкалоиды обладают сложным строением и оказывают сильное физиологическое действие на организм человека. Алкалоиды — это продукты обмена веществ растений. Знание  этих вопросов, так же как и сведения о содержании химических соединений в табачном дыме, позволяет  установить пределы «химической нагрузки» на курящих и рассчитать концентрации вредных соединений в помещении.  Выявление взаимосвязей между химической нагрузкой, состоянием здоровья и заболеваемостью является необходимым шагом на пути профилактики и лечения таких заболеваний века, какими являются курение, алкоголизм   и наркомания.

По мнению экспертов Всемирной   организации здравоохранения  (ВОЗ), курение  (вид бытовой наркомании, бытовой порок)  признается наиболее  распространенной  причиной  смерти   и величайшей опасностью для здоровья. В научно - исследовательских работах студенты изучают механизм окисления этанола (первичный, вторичный) в  крови как биохимический процесс, происходящий  в  печени.  При более высоких концентрациях печень не успевает «перерабатывать» весь этанол в ацетальдегид, и последний удаляется из нее в неокисленном виде. Это и служит причиной токсических явлений при алкогольном отравлении, так как внепеченочное окисление ацетальдегида до уксусной кислоты идет намного медленнее и токсическое воздействие ацетальдегида на организм, особенно на ткани мозга, резко возрастает. Конечный продукт окисления этанола — уксусная кислота является также конечным продуктом метаболизма углеводов, белков и жиров. Накопление ее избыточного количества вследствие окисления этанола приводит к нарушению жирового обмена и чрезмерному накоплению жира.

В рамках актуализации здоровьесберегающих направлений следует учитывать и проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды промышленными отходами, концепцией комплексного экологического нормирования и стандартизации, приоритетных направлений природопользования, прикладных аспектов по улучшению качества природной среды и т.д. Акцент на данные направления нашел реализацию в исследовательских проектах экологического характера. Так в экологическом  проекте, направленном на изучение аспектов улучшения качества среды обитания человека, отмечаются следующие компоненты:  индикаторы экологически устойчивого развития, экологический фактор, связь среды обитания со здоровьем.

Опыт проведения исследовательской и научно-исследовательской деятельности по химии, ориентированный на развитие здоровьесберегающих знаний, показывает его востребованность и социальную значимость.

Список литературы

  1. Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 100-104.
  2. Иодко А.Г. Из опыта обучения учащихся исследовательским приемам // Химия в школе. 1978. № 1. С. 36-44.
  3. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А.В. Леонтович // Наука и молодежь. Сборник материалов Российской открытой научно-практической конференции «Мотивационно - ценностные подходы привлечения молодежи в науку». Обнинск, 2004, с. 69-75.
  4. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. В сб. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Серия: «Профессиональная библиотека учителя», М., «Народное образование», 2001.
  5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Школьные технологии. 1999. №1-2. С. 138-143; // Народное образование. 1999. № 10. С. 158-161.



Предварительный просмотр:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ  ПОДХОД  В  НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

Д.В Юмашева ТГПИ им. Д.И. Менделеева

Констатация того, что студент формируется и развивается  как культурно-историческое существо, усваивая в ходе своей жизнедеятельности материальные и духовные ценности, созданные другими людьми (его предшественниками и современниками) конечно же, не вызывает никаких сомнений. Не вызывает сомнений и тот факт, что такие социокультурные факторы, как язык, индустриализация, образование, институт семьи, обычаи, традиции и т.д., являются детерминантами в развитии всех членов общества. В современных условиях приоритетной проблемой нашего общества становится сохранение и укрепление здоровья человека. При этом следует отметить, что проблема сохранения здоровья современного человека находятся в центре внимания международного сообщества. Можно обозначить основные факторы, раскрывающие актуальность здоровьесберегающих знаний:

1. Стратегическим направлением решения здоровьесберегающих проблем ЮНЕСКО считает создание сети высшего образования, которое предусматривает постановку здоровьесберегающих вопросов в центре всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая  ВУЗами.

2.  В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные здоровьесберегающие вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация такого  характера сообщалась школьникам, в основном, в связи с обучением их основам сельскохозяйственного, медицинского направления. Начиная с 30-х гг., просвещение здоровьесберегающих знаний осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система  экологического образования школьников, в которой  делается акцент на аспектах здоровьесберегающей информации. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного образования, поиск нетрадиционных подходов, здоровьесберегающих технологий.

3.  Формируется здоровьесберегающая педагогика  как новое  методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм здоровьесберегающего образования.

4.  Целью современного химического образования является формирование компетентного специалиста, обладающего  особым типом сознания, ориентированного на  сохранение здоровья.

5.  Общей задачей химического образования является формирование сознания личности на основе трех основных задач здоровьесберегающего характера: а) формирование адекватных здоровьесберегающих представлений, б) формирование системы здоровьесберегающих умений и навыков (технологий) взаимодействия, г) формирование здоровьесберегающих знаний.

Таким образом сегодня  перед системой химического образования встали новые задачи: воспитать отношение к здоровью как ценности, дать теоретические  знания и сформировать умения применять их в практической жизни. Именно преподаватель химии на сегодняшний день является единственной реальной личностью, способной на научной основе приобщить к здоровому образу жизни студентов. Следует отметить, что проблемой сохранения здоровья широко занимаются многие педагоги, методисты, но в большей степени здоровьесберегающие знания студенты получают самостоятельно.  Мы считаем, что  в современной высшей школе значительное место должна занимать научно-исследовательская деятельность студентов, ориентированная на формирование и развитие здоровьесберегающих знаний.

В нашем понимании научно-исследовательская деятельность  ставит студентов в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную здоровьесберегающую позицию, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации студентов.  В своей работе мы используем различные виды исследовательского химического  эксперимента, целью которого  является выявление химических веществ, приносящих наибольший  вред здоровью личности,  особенности их влияния на здоровье студентов таких веществ, как: никотин, морфин, этанол и т.д., которые  отнимают у людей столько здоровья, сколько разрушительные мировые войны. Закономерность изучения данных веществ неоспорима, так как такие здоровьесберегающие знания вносят определенный успех в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. Здоровьесберегающие знания в значительной мере определяются химическими  знаниями молекулярных механизмов  разрушительного  действия  этих   молекул   на   организм  человека. В ходе исследовательского эксперимента «Влияние никотина, морфина и этанола на живой организм»  были решены следующие задачи:

  • рассмотреть  химические  особенности  табачного дыма, никотина, этилового спирта;
  • выявить механизм действия никотина, алкоголя на здоровье человека;
  • выявить механизм первичного, вторичного  поражения организма этанолом.

Для решении этих задач студенты проводили химический эксперимент  с использованием хроматографии, позволивший   восстановить  точный  химический  состав    и  молекулярные механизмы отравляющего действия табачного   дыма   на организм человека. Данные хроматографического  анализа показали наличие таких вредных для организма веществ, как стирола, 2-метилпропаналя и пропионитрила и др. Теоретический анализ исследования проблемы показывает, что образуется от 900 до 1200 твердых и газообразных соединений. Вместе с табачным дымом они попадают в организм не только курящих, но и находящихся с ними в одном помещении некурящих людей. Опасные пределы (гигиеническая значимость) загрязнения воздуха табачным дымом для некурящих людей определяется как   результат   деления суммарного содержания органических веществ в кубометре табачного дыма (367,6 мг) на сумму всех превышений ПДК (5186,1). Это значение — 0,07 мг/м3 - предельно допустимая концентрация органических веществ в воздухе, выше которой наступают вредные для здоровья человека последствия.

В ходе эксперимента студенты определили, что наиболее ядовитое вещество, содержащееся в табаке, никотин (1-метил-2-пиридинпирролидон)   относится    к классу оснований. Это азотсодержащее гетероциклическое соединение — алкалоид. Все алкалоиды обладают сложным строением и оказывают сильное физиологическое действие на организм человека. Алкалоиды — это продукты обмена веществ растений. Знание  этих вопросов, так же как и сведения о содержании химических соединений в табачном дыме, позволило  установить пределы «химической нагрузки» на курящих и рассчитать концентрации вредных соединений в помещении.  Выявление взаимосвязей между химической нагрузкой, состоянием здоровья и заболеваемостью является необходимым шагом на пути профилактики и лечения таких заболеваний века, какими являются курение, алкоголизм   и наркомания.

В научно - исследовательских работах студенты изучали механизм окисления этанола (первичный, вторичный) в  крови как биохимический процесс, происходящий  в  печени.  В результате пришли к выводу, что при более высоких концентрациях печень не успевает «перерабатывать» весь этанол в ацетальдегид, и последний удаляется из нее в неокисленном виде. Это и служит причиной токсических явлений при алкогольном отравлении, так как внепеченочное окисление ацетальдегида до уксусной кислоты идет намного медленнее и токсическое воздействие ацетальдегида на организм, особенно на ткани мозга, резко возрастает. Конечный продукт окисления этанола — уксусная кислота является также конечным продуктом метаболизма углеводов, белков и жиров. Накопление ее избыточного количества вследствие окисления этанола приводит к нарушению жирового обмена и чрезмерному накоплению жира.

Таким образом, результаты, полученные в процессе эксперимента, дают возможность самим студентам убедиться в пагубном влиянии курения, алкоголизма и наркомании на здоровье человека. Многие молодые люди начинают сознавать, что здоровый образ жизни должен быть приоритетным в современном мире. В этом, собственно, и заключается социокультурный подход в научно-исследовательской деятельности студентов здоровьесберегающего характера.

Материал здоровьесберегающего характера учитывался при разработке лекционного курса для студентов по специальности «Химическая технология органических веществ», «Машины и аппараты химических производств», «Химия», «Биология».  Здесь мы учитывали наиболее важные здоровьесберегающие направления: токсичность химических веществ и их воздействие на  организм человека, ПДК химических веществ и нормативы определения, механизм воздействия in vivo,  in vitro, которые важны для формирования  соответствующего  уровня здоровьесберегающего  мышления.

Поскольку современная химия - это целый комплекс наук, состоящий из ряда научных дисциплин, нами при подготовке лекционного курса для студентов химического профиля предложена методология преподавания дисциплин, базирующаяся на наиболее актуальных и приоритетных здоровьесберегающих концепциях, направлениях и прикладных научно – исследовательских аспектах.

В связи с этим целесообразным представлялось включение такого материала в программу практических занятий  с учетом диалектических  закономерностей: химический материал – глобальные химические проблемы - здоровье человека и общества. В рамках актуализации здоровьесберегающих направлений следует учитывать и проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды промышленными отходами, концепцией комплексного экологического нормирования и стандартизации, приоритетных направлений природопользования, прикладных аспектов по улучшению качества природной среды и т.д. Акцент на данные направления нашел реализацию в исследовательских проектах экологического характера.

Так в экологическом  проекте, направленном на изучение аспектов улучшения качества среды обитания человека, отмечаются следующие компоненты:  индикаторы экологически устойчивого развития, экологический фактор, связь среды обитания со здоровьем.

        В мире и отдельных странах все шире используются    индикаторы    экологически    устойчивого развития, связанные с качеством среды обитания человека, для борьбы с загрязнением окружающей среды. Конструктивность отражения экологического фактора, ущербов для среды и здоровья  населения в показателях устойчивого  развития позволяет проводить эффективную политику. В качестве примера показателей устойчивости, пытающихся отразить связь состояния среды обитания со здоровьем, можно привести индикаторы из Целей ООН в области развития на пороге тысячелетия (Millennium Development Goals) (ЦРТ), одобренных всеми странами мира.  Среди ЦРТ ООН имеется и экологическая цель — цель 7, призванная обеспечить экологическую устойчивость нашей планеты и отдельных стран. Студенты представляли задачи и показатели в рамках Цели 7,  адаптированные для России, которые  связаны с развитием человеческого   потенциала  и   обеспечением  его  здоровья.

Задачи и показатели этой цели отражают необходимость решения двух главных проблем для обеспечения экологической устойчивости:  

  • снизить воздействие человека на окружающую среду и исчерпание им природных ресурсов;
  • улучшить экологические условия для развития человека, уменьшить экологические угрозы для его безопасности, здоровья и проживания.

          Опыт проведения научно-исследовательской деятельности по химии, ориентированной на развитие здоровьесберегающих знаний, показывает его востребованность и социальную значимость.

Аннотация

В статье раскрывается социокультурная значимость актуальной проблемы нашего общества  - сохранения, укрепления здоровья человека. Автор раскрывает аспекты формирования здоровьесберегающих знаний, умений через научно-исследовательскую деятельность студентов при изучении  естественнонаучных дисциплин (химии, экологии). Научно-исследовательская деятельность позволяет студентам проектировать собственную здоровьесберегающую позицию, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению и развитию личности.

Sociocultural approach in students’  science – research activity of healthsaving character.

D.V. YumashevaTobolsk State Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev

The article deals with sociocultural significance of the vital problem of our society, that is saving and improving people’s heath. The author considers aspects of healthsaving knowledge and skills formation with the help of natural sciences (chemistry, ecology). Science – research activity helps students form their own point of view, think over, ways of putting it into practice, which helps cultural self – determination and development of a personality.

АВТОРСКАЯ СПРАКА  Диана  Владимировна  Юмашева аспирант кафедры химии и  методики преподавания химии Тобольского государственного педагогического института.   Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менделеева.  Телефон    кафедры Х и МПХ      8-3456 – 223140 Дом адрес:  628481   г. Когалым,  Тюменская область, Сургутский район, улица Сургутское шоссе  д. 1, кв. 123

Diana Vladimirovna Yumasheva Postgraduate of Chemistry and chemistry Teaching Methodology Department. Tobolsky State. Pedagogical Institute after Mendileev.

Ключевые слова

Здоровьесбережение, научно-исследовательская деятельность, социокультурная значимость.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: