Разработки (конспекты) уроков
Разработки уроков, презентации, дополнительные материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил, Громко, настойчиво кушать просил. Да чуть потише на печке храпел – Вот вам и все, что он делать умел.
Кот, как-то раз, видит сон вот такой, Будто затеял с мышами он бой. Громко крича, он их всех исцарапал Своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились: Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, Происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя съели хлебные корки, Потом, чуть потише , смеясь над котом, Они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, громко чихнул, К стене повернулся и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, До вечера громко над ним потешались!
f (форте) – громко; mf (меццо-форте) – не очень громко; p (пиано) – тихо; mp (меццо-пиано) – не очень тихо; ff ( фортиссимо) – очень громко; р p (пианиссимо) – очень тихо; sf (сфорцандо) – внезапно громко; sp (субито пиано) – внезапно тихо.
Прочитать стихотворение, вставляя вместо русских слов «громко», «тихо» итальянские «форте», «пиано» и т.д.
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 7 классе
Тема урока: «Когда грохочут пушки…»
Форма урока: вариативная;
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа (по целеполаганию – урок общеметодологической направленности)
Цели:
- деятельностная: формирование понимания исторического периода ВОВ через восприятие музыки и стихов об этом периоде;
- образовательная: выявление метапредметных связей в области музыки, литературы и истории.
Задачи:
- образовательная: изучение нового музыкального и литературного материала, связанного с историческим периодом нашей страны;
- развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой деятельности учащихся;
- воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к музыкальному и литературному наследию и вечным человеческим ценностям.
Формы деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная (пение);
Виды деятельности: практическая, творческая, оценочная.
Компоненты овладения знаниями: восприятие информации, запоминание, самооценка.
Метапредметные результаты: формируем
- регулятивные УУД: участвуют в постановке задачи, выстраивают самостоятельный творческий маршрут общения с искусством (д/з).
- коммуникативные УУД: участвуют в групповой работе на уроке и вне урока, выражают собственное мнение по поводу прозвучавшей музыки и стихов; умеют слушать и слышать мнение других
- познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием сети Интернет.
Учебный материал: Симфония № 7 Д.Д.Шостаковича «Ленинградская», стихи В.Инбер, Э.Асадова, А.Мурашова, О.Бергольц, презентации, песня «Мир, который нужен мне» А.Ермолова – С.Золотухина.
Технологии: системно-деятельностный подход (культуротворческая и продуктивно-творческая деятельность), здоровьесбережения.
Дидактические принципы: принцип деятельности (д/з, чтение стихов), принцип целостности (формирование обобщенного представления об интегративности искусства), принцип минимакса (возможность максимального освоения заданного материала и усвоение его на уроке на уровне минимума), принцип психологической комфртности (доброжелательная атмосфера на уроке), принцип творчества (приобретение собственного опыта творческой деятельности).
Методы обучения: метод проблемного изложения, эвристический, метод эмоциональной драматургии, наглядно-слуховой;
Планируемый образовательный результат: проверка сформированности УУД.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, эпипроектор «Эпсон», экран, рояль, классная доска.
Структура урока:
- оргмомент;
- тема урока;
- мотивация: стихи В.Инбер «Бессмертие»;
- постановка цели и задач;
- слушание Симфонии №7 Шостаковича Д.Д., презентация;
- проблемная ситуация;
- чтение стиха А.Мурашова;
- стихи О.Бергольц;
- дискуссия;
- заканчиваем цитату (тема урока), собеседование;
- вывод:
- физкультминутка;
- вокально-хоровая работа.
- рефлексия;
- самооценка;
- домашнее задание.
ХПИ: Ход урока:
Музыкальное приветствие (оргмомент).
У: на наших уроках в 5 и 6 классе уже была взаимосвязь музыки и литературы, музыки и истории. Сегодня на уроке мы вновь проследим взаимосвязь этих трех видов искусства и науки. Забегая вперед, скажу, что речь сегодня пойдет о ВОВ, точнее об одном конкретном эпизоде этого нелегкого времени в истории нашей страны, которая тогда называлась по другому. Как7
Д: СССР.
У: верно. Тему урока я обозначила первой частью известного изречения, вторую часть которого мы, надеюсь, вспомним и выразим свое отношение к этому изречению. Итак, тема урока «Когда грохочут пушки…» А о каком эпизоде ВОВ сегодняшний урок, догадайтесь, прослушав стихотворение поэтессы Веры Инбер «Бессмертие».
Учитель читает стихотворение «Бессмертие».
Д: о блокаде Ленинграда, ныне СПб.
У: соответственно, целью сегодняшнего урока будет…
Д: слушание музыки об этом периоде ВОВ.
У: задачи, которые мы должны решить на пути к достижению цели…
Д: узнать, кто из композиторов написал такую музыку?..
- прослушать ее…
У: как вы думаете, а стихи о блокаде Ленинграда кто-нибудь написал?
Д: конечно! Тогда еще одна задача – познакомиться с поэтами и стихами о блокаде Ленинграда.
У: Да, конечно, сегодня мы уже услышали стихотворение Веры Инбер «Бессмертие». Но не только в литературных произведениях отражена блокада красивейшего города нашей страны, люди которого стоически вынесли все тяготы блокады. Среди них был и композитор Д.Д.Шостакович (показать портрет), который писал музыку в перерывах между дежурствами на крыше, чтобы вовремя сообщить о налете вражеских самолетов. Я предлагаю вам послушать его произведение, которое он посвятил блокаде родного города.
Слушание «Эпизода нашествия». На экране презентация о блокадном Ленинграде.
У: Что вы услышали в этой музыке?
Ответы учащихся. Отклики на музыку.
У: как назовете вы это произведение?
Проблемная ситуация: можно ли дать название симфонии? Программное или нет это произведение? Анализ прозвучавшей музыки (исполнитель, характер, определение жанра) и наконец, называем произведение.
У: сейчас мы вместе прочтем стихотворение А.Мурашова, посвященное Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича, получившей название «Ленинградская». «Эпизод нашествия» из этой симфонии сейчас и прозвучал.
Учитель раздает заранее приготовленные и пронумерованные четверостишия.
Читаем стихотворение по цепочке.
У: чтобы понять, что же такое блокада, каково было людям там, тогда, я прочту вам еще одно стихотворение. Его написала поэтесса Ольга Бергольц.
Декламация стиха Ольги Бергольц «Пусть голосуют дети!».
Дискуссия:
У: каким по характеру было первое стихотворение, написанное В.Инбер?
Ответы учащихся (партиотическое, торжественное).
У: А второе и третье стихотворение?
Ответы учащихся.
У: как вы считаете, какое из представленных на уроке искусств наиболее достоверно отобразило ужасы войны на примере блокады Ленинграда?
Ответы учащихся.
У: а теперь я закончу знаменитое изречение: Когда грохочут пушки, музы молчат». Эти слова приписывают римскому оратору Цицерону. Согласны ли вы с этим?
Ответы учащихся, аргументация.
У: каким будет вывод по уроку?
Вывод (проект): когда грохочут пушки, музы не молчат! Музыкальные и литературные произведения, созданные во время войны, помогают нам «погрузится» в то время и наиболее ясно осознать, какое зло принесла война на примере только одного города. Мы должны гордиться нашей Победой.
Физкультминутка.
Распевание.
Исполнение песни А.Ермолова – С.Золотухина «Мир, который нужен мне».
Рефлексия: (что слушали на уроке, что запомнилось?
Оценивание активности, ответов, чтения стихотворения, пения (самооценка).
Д/з: найти в Интернете и прочитать историю создания Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тембр - окраска звука, его характеристика
«Зерно» интонации - мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
Луи Клод Дакен 1694-1772 французский композитор, органист, клавесинист.
Константин Волостнов
Орган
Цветовые ассоциации (по Л.Н.Мироновой) Физические ассоциации : весовые температурные фактурные акустические пространственные легкие, тяжелые, невесомые, грузные… теплые, холодные… мягкие, жесткие, гладкие, колючие… тихие, громкие, глухие, звонкие… глубокие, поверхностные
Цветовые ассоциации (по Л.Н.Мироновой) Эстетические: позитивные негативные нейтральные веселые, лирические, бодрые, приятные… грустные, вялые, скучные, трагические… спокойные, безразличные, уравновешенные
Алекс Векслер
Цветовые ассоциации (по Л.Н.Мироновой) Физические ассоциации : весовые температурные фактурные акустические пространственные легкие, тяжелые, невесомые, грузные… теплые, холодные… мягкие, жесткие, гладкие, колючие… тихие, громкие, глухие, звонкие… глубокие, поверхностные
Цветовые ассоциации (по Л.Н.Мироновой) Эстетические: позитивные негативные нейтральные тивные нейтральные тетические: позитивные негативные нейтральные позитивные негативные нейтральные веселые, лирические, бодрые, приятные… грустные, вялые, скучные, трагические… спокойные, безразличные, уравновешенные
Микрообобщение : тембровую окраску звука можно выразить в цвете.
Лев Друскин Задумайся, какой у звука цвет? И есть ли цвет без звука? Разве солнце Не кажется нам огненным органом? А зелень трав, поющая от взгляда? А шорох ветра, синий изнутри? А звон зари? А чистый голос снега? А разве я, поэт, не проверяю Любое слово, образ, сочетанье На звук и цвет?
Вывод: искусство всегда раскрывает перед нами жизнь во всем ее многообразии.
Урок окончен!
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. Магия цвета. Харьков 1996. http://files.regentjob.ru/ http://classic.chubrik.ru/Daquin Источники информации
Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки, I квалификационная категория, г. Когалым, ХМАО-Югра, Тюменской области Презентацию подготовила
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 6 классе
Тема урока: «Венский вальс»
Форма урока: вариативная.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (по целеполаганию – урок общеметодологической направленности)
Цели:
- деятельностная: создание учебной ситуации (граница «знание – незнание»); формирование учебного интереса учащихся в рамках системно-деятельностного подхода;
- образовательная: выявление метапредметных связей в области музыки, хореографии, театра;
Задачи:
- образовательная: изучение нового музыкального материала, связанного с театром и искусством хореографии;
- развивающая: развитие интеллектуального потенциала школьников через знакомство с новым композитором и новыми жанрами;
- воспитательная: воспитание интереса и уважения к музыкальному и театральному мировому наследию.
Формы деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды деятельности: учебная, творческая, оценочная.
Компоненты овладения знаниями: повторение, восприятие новой информации, запоминание, самооценка.
Метапредметные результаты: формируем
- регулятивные УУД: участвуют в постановке задачи, выстраивают самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
- коммуникативные УУД: участвуют в учебной работе на уроке, выражают собственное мнение по поводу прозвучавшей музыки; умеют слушать и слышать мнение других
- познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием сети Интернет для расширения и закрепления знаний, полученных на уроке.
Учебный материал: И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», видео фрагмент «Оперетта», презентация «Вальс. Венский бал», песня Ю. Верижникова «День Победы на века».
Технологии: системно-деятельностный подход (культуротворческая и продуктивно-творческая деятельность), личностно-ориентированная технология, коммуникативная, рефлексивная, технология здоровьесбережения.
Дидактические принципы: принцип деятельности (решение учебных задач на уроке, д/з), принцип целостности (формирование обобщенного представления об интегративности искусства), принцип минимакса (возможность максимального освоения заданного материала и усвоение его на уроке, на уровне минимума), принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера на уроке), принцип творчества (приобретение собственного опыта творческой деятельности).
Методы обучения: метод проблемного изложения, эвристический, метод эмоциональной драматургии, наглядно-слуховой;
Планируемый образовательный результат: проверка сформированности УУД.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, эпипроектор «Эпсон», экран, рояль, классная доска, портрет Иоганна Штрауса.
Структура урока:
- оргмомент;
- проверка домашнего задания;
- мотивация (портрет И.Штрауса, титул «Король…»чего?..);
- работа в тетради (композитор);
- слушание Вальса из оперетты «Летучая мышь»
- проблемная ситуация (что это за музыка, где слышали?);
- тема урока;
- постановка задач;
- просмотр презентации (Венский бал)
- работа в тетради (вальс);
- просмотр видео;
- работа в тетради (оперетта);
- рефлексия (виды искусства, метапредметные связи);
- физкультминутка;
- вокально-хоровая работа;
- самооценка деятельности;
- домашнее задание;
- выход из класса.
Ход урока:
Орг. Момент: музыкальное приветствие.
Проверка домашнего задания (сведения о Римском-Корсакове Н.А. и его опере «Снегурочка»).
У: сегодня мы познакомимся с новым композитором и видами искусства, с которыми он связал свою деятельность и о которых вы, возможно, знаете. Обратите внимание на этот портрет. В середине 19 века в Вене, столице Австрии, прославилось семейство Штраусов: отец, Иоганн Штраус и три его сына. Все они писали музыку для балов, танцевальную музыку, которая была популярна в то время. Особенно полюбилась публике танцевальная музыка Иоганна Штрауса – сына, Ее не только танцевали, но и с удовольствием слушали на концертах. А некоторые даже стыдили его: «Как ты смеешь сочинять музыку лучше отца?!» но прошло время и музыка Иоганна Штрауса – отца забылась, а вот музыка сына популярна и в наше время. Иоганн Штраус – сын получил от благодарных почитателей его музыки титул Короля. Вот только – короля чего? Это нам сегодня предстоит выяснить. А пока занесем в словарь имя этого композитора.
Работа в тетрадях.
У: а сейчас мы послушаем музыку этого композитора. Узнайте, что это за музыка и тогда вы сможете понять, «Королем» какой музыки называют Штрауса до сих пор.
Слушание Вальса из оперетты «Летучая мышь».
Д: краткий анализ: определение жанра вальса. Высказывания, обсуждения, догадка: Штраус – «Король вальса».
Тема урока (совместно с учителем).
Постановка задач;
Просмотр презентации «Венский бал»
Работа в тетради: термин «Вальс».
У: ребята, этот вальс был написан Штраусом не для бала. Он прозвучал в театральном спектакле, искусстве, которому Иоганн Штраус уделял большое внимание и тоже очень популярном. Это оперетта, театральный жанр, основанный на литературном содержании, сценарии. Отличительной чертой оперетты является то, что в основе этого театрального жанра лежит комедийное содержание. Итак, оперетта – это музыкальная комедия.
Просмотр видео.
Работа в тетрадях (термин «Оперетта»).
Рефлексия: какого композитора узнали, с какими жанрами и видами искусства познакомились).
Физкультминутка.
У: к сожалению, жизнь – не оперетта. Сегодня мы разучим песню, посвященную суровому, но радостному событию - победе в ВОВ.
Вокально-хоровая работа. Разучивание песни Ю.Верижникова «День Победы на века».
Самооценка деятельности.
Домашнее задание (написать эссе на тему «Вальс – нестареющий танец»)
Предварительный просмотр:
Разработка урока музыки по теме "Завещание Бетховена". 8-й класс
- Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Форма урока: вариативная.
Тип урока: урок – исследование.
Место урока в учебном процессе: урок – углубление;
Цели:
- закрепить знания о классицизме;
- углубить знания о Бетховене и его творчестве.
Задачи:
– образовательная: изучение особенностей стиля на примере наследия одного из создателей венского классицизма.
– развивающая: развитие навыков проектной деятельности на уроке музыки, самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– воспитательная: воспитание уважения к музыкальному наследию и вечным человеческим ценностям.
Оборудование: портрет Л. ван Бетховена, книга А.Згоржа “Один против судьбы”, музыкальный центр, СД, компьютер, эпипроектор “Эпсон”, экран, рояль, нотная хрестоматия, классная доска.
Структура урока:
– оргмомент;
– повторение (домашнее задание);
– тема урока;
– мотивация;
– слушание Сонаты № 14 “Лунная”, ч.I;
– аналитическая работа;
– проект № 1 (творческая работа учащихся и презентация);
– творческая работа класса, дискуссия;
– проект № 2 (творческая работа учащегося и презентация);
– слушание музыки (фрагмент II ч.);
– проект № 3 (творческая работа учащегося и презентация);
– слушание музыки (фрагмент III ч.);
– проблемно-поисковая ситуация;
– оглашение завещания Л.ван Бетховена;
– вывод;
– вокально-хоровая работа.
– рефлексия;
– оценивание;
– домашнее задание.
Виды деятельности: проектная, творческая, слушательская, аналитическая, вокально-хоровая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проектирования, исследовательский, метод проблемного изложения, эвристический, метод эмоциональной драматургии, наглядно-слуховой, ретроспективы и перспективы.
Технологии: информационно-коммуникативные, компьютерные, здоровьесберегающие.
Типология проектов: ознакомительно-ориентировочная.
ХПИ заключается в словах А.Эйнштейна: “Поиск истины важнее, чем обладание истиной”.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
У: на прошлом уроке мы познакомились с основами классицизма в музыке. Вспомните, как называется классицизм в музыке и его родину?
Д: родиной классицизма музыкального является Австрия, в связи с чем, он называется венским классицизмом или венским классическим симфонизмом.
У: вспомните, какие произведения относятся к венскому классицизму?
Д: все произведения, написанные в сонатной форме, т.е. сонаты, симфонии, концерты и увертюры.
У: назовите создателей стиля в музыке?
Д: австрийские композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и немец, Людвиг ван Бетховен, который большую часть жизни прожил в Австрии, в Вене.
У: именно о нем и его знаменитом произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке. Что вы помните об этом композиторе?
Ответы детей (ранняя болезнь – глухота, незнатное происхождение, презрение к монархам, свободолюбие, воспевание мужества, героизма, идей борьбы и стойкости).
У: Тема урока – “Завещание Бетховена”.
У: Что мог завещать этот гениальный, но небогатый, незнатного происхождения композитор, который заслужил в веках титул “великого титана”, стоика, противопоставившего себя, свою волю, свое мастерство ударам судьбы (книга “Один против судьбы”)? Вы должны будете дать ответ на этот вопрос прежде, чем будет оглашено завещание великого Бетховена. Отчасти, ответ вы найдете в музыке, которая сейчас прозвучит и которую вы, наверняка, слышали ранее, но вряд ли задумывались над ее скрытым содержанием. Итак, слушаем…
Слушание. Учитель садится к роялю и исполняет I часть Лунной сонаты (запись).
У: узнали ли вы произведение?
Ответы детей, как правило, утвердительные.
У: Что вы услышали в этой музыке?
Ответы учащихся.
У: в этой части сонаты Бетховен отошел от традиционных канонов сонатной формы. Нет вступления, экспозиции. Монотонная мелодия и всего одна тема, возникающая на ее фоне. Почему? Истинную историю создания и происхождение названия Сонаты №14 отыскивали несколько учащихся. К чему привели поиски истины предлагаю послушать и посмотреть.
Проект №1.
У: теперь вы знаете, что имел ввиду композитор, создавая это произведение. Вспомниете, сколько частей в структуре сонаты?
Д: структурная форма сонаты – 3 части.
У: о чем поведает музыка 2 части, как вы думаете?
Предположения учащихся, короткая дискуссия.
У: истина содержится в следующем проекте.
Проект №2.
Слушание фрагмента II части Лунной сонаты (запись).
У: не будем гадать, что вложил автор в музыку III части Лунной, послушаем окончание ...
Проект № 3.
Слушание фрагмента III части (запись).
У: вот мы и подошли к теме нашего урока: “Завещание Бетховена”. Итак, что же и кому завещал великий композитор?
Проблемно-поисковая ситуация. Как правило, предположений много и дискуссия проходит бурно.
У: позвольте огласить настоящее завещание Людвига ван Бетховена.
Появляется ученик в черной мантии и парике. Оглашение завещания.
У: как видите, главной темой завещания является призыв к милосердию. Гениальному композитору не хватало в жизни простого человеческого счастья, понимания, любви и милосердия. Из глубины веков он призывает всех, и вас, в том числе, быть чуткими и добрыми, любящими и внимательными.
Каков будет вывод по теме урока?
Д: завещать можно не только материальные ценности; заветы – это нечто больше традиционного понимания. И музыка Людвига ван Бетховена – это тоже его завещание многим поколениям, т.к. она о вечных человеческих ценностях.
Физкультминутка.
У: среди вечных человеческих ценностей особое место занимает трепетное чувство – любовь. Думаю, уместным будет исполнение современной песни о любви. На прошлом уроке мы начали разучивание песни Ю.Визбора “Милая моя”. Сегодня мы повторим первый куплет и разучим второй.
Короткое распевание (на нисходящих секвенциях).
Исполнение первого куплета песни и разучивание второго. Внимание на правильность мелодии, чистоты интонирования, четкость дикции.
Рефлексия: (что слушали на уроке, к какому стилю относится “Лунная соната”, кто так назвал эту сонату, почему автор назвал это произведение “Соната в духе фантазии”, кому посвящено это произведение, что завещал Бетховен потомкам).
Оценивание.
Домашнее задание: прочитать книгу “Один против судьбы”, прослушать “Лунную сонату” полностью.
По
Предварительный просмотр:
Урок музыки по теме "Благовещение". 5-й класс
- Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Форма урока: урок-собеседование.
Тип урока: урок-путешествие.
Место урока в учебном процессе: урок-углубление.
Цель: раскрыть многообразие произведений музыки и живописи, связанных одной тематикой.
Задачи:
образовательная: углубить знания о связи музыки и живописи, познакомить с новыми композиторами, их произведениями, а так же репродукциями картин, соответствующими этим произведениям;
развивающая: закрепить знания о духовной музыке, как об одном из направлений мирового музыкального наследия;
воспитательная: воспитание уважения к музыкальному и художественному наследию и вечным человеческим ценностям.
Методы: ретроспективы и перспективы, эмоциональной драматургии, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-слуховой, метод обобщения.
Оборудование: портретная галерея, репродукции с изображением органа, музыкальный центр, компьютер, эпипроектор “Эпсон”, экран, рояль, ноты “Хорошо темперированный клавир” И-С.Баха, т.I, классная доска.
Структура урока:
- оргмомент;
- повторение (домашнее задание);
- мотивация;
- тема урока;
- новый материал (знакомство с И.-С. Бахом);
- слушание музыки;
- новый материал (знакомство и Ш.Гуно)
- слушание музыки;
- творческая работа;
- вывод;
- фонопедическая дыхательная гимнастика;
- вокально-хоровая работа.
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
Виды деятельности: творческая, слушательская, аналитическая, вокально-хоровая.
ХПИ: Уважение к духовному наследию разных народов способствует внутреннему обогащению и воспитанию всесторонне развитой личности.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
У: Вспомните, пожалуйста, что мы делали на прошлом уроке?
Д: Мы отправились в путешествие по Европе и побывали в двух странах: Австрии и Италии.
У: Что дало нам это путешествие?
Д: Мы познакомились с австрийским композитором Францем Петером Шубертом и итальянским мальчиком, певцом Робертино Лоретти.
У: Какое произведение, написанное этим композитором, мы услышали в исполнении Робертино?
Д: Произведение называется “Аве, Мария!”, что в переводе с латыни означает: “Привет, Мария!”
У: Что вы узнали об этом произведении?
Д: Это христианское католическое произведение, посвященное благой вести о будущем рождении Иисуса Христа, которого христиане разных стран называют сыном Божьим. В честь этого известия у европейских христиан есть праздник Благовещение. Этот же праздник празднуется и в России, 7 апреля.
У: Только ли музыку о Благовещении на прошлом уроке мы узнали?
Д: Еще есть картина с таким же названием.
Проектируется картина Симона Вуэ “Благовещение”. (Рисунок 1)
У: Как вы думаете, можно ли этот сюжет изобразить по-другому?
Д: Наверное, можно. Ведь разные художники по-разному могут представить и изобразить один и тот же сюжет.
У: Совершенно верно. Взгляните на экран. На слайдах вы увидите репродукции с картин “Благовещение” Леонардо да Винчи и других великих художников.
Демонстрация слайдов с различными репродукциями на тему Благовещения. (Рисунок 2)
Мотивация:
У: А мог ли другой композитор написать другое музыкальное произведение с таким же названием?
Д: Коли разные художники писали картины на один и тот же сюжет, то, наверное, и композиторы тоже могли написать свою музыку об этом событии.
У: Так какой будет тема нашего урока сегодня?
Д: Благовещение.
У: Тема урока “Благовещение” (на доске) и мы вновь отправляемся в путь. Продолжим наше путешествие по европейским странам. Я напоминаю, что культурный путешественник, во избежание недоразумений, прежде чем отправиться в какую-либо страну, узнает из различных источников особенности культуры, быта и религии народа той страны, куда он собирается поехать.
Сегодня мы с вами побываем еще в двух странах. Посмотрите на стенд с репродукциями. Это самый большой и мощный музыкальный инструмент на нашей планете – орган. Органы делают в Германии по заказам из разных стран и городов мира. Подробнее об этом инструменте мы узнаем на одном из будущих уроков. А сегодня я познакомлю вас с творчеством величайшего немецкого органиста и композитора Иоганна Себастьяна Баха (заносим в тетрадь имя композитора). Послушайте одно из его произведений. Это Прелюдия до мажор. Прелюдия - это вступление (слово на доске, записываем в словарь).
Слушание Прелюдии C dur из “Хорошо темперированного клавира” И.-С. Баха в исполнении учителя.
У: Понравилась ли вам эта музыка?
Как правило, дети хорошо воспринимают это произведение и отзывы всегда положительные.
У: Однажды, через полтора столетия после кончины Баха, в другой европейской стране, Франции, композитор Шарль Франсуа Гуно, вдохновленный этой прелюдией Иоганна Себастьяна Баха, создал свой музыкальный шедевр. На общепринятый текст католической молитвы “Аве, Мария!” он написал свою мелодию, а Прелюдию Баха использовал в качестве аккомпанемента. Что из этого получилось, мы сейчас послушаем.
Слушание “Аве, Мария!” И.-С. Баха – Ш.Ф. Гуно. Запись на латинском языке (или исполнение учителем).
У: Понравилось ли вам это произведение?
Творческая работа. Как правило, произведение производит разное впечатление. Идет сравнительный анализ с произведением Ф.-П. Шуберта, прослушанном на прошлом уроке. Определение исполнителя, тембра голоса и инструментов в аккомпанементе, характера произведения, средств музыкальной выразительности.
У: Как видим, библейские сюжеты нашли свое воплощение в произведениях разных авторов и в разных видах искусства. А это значит, что интерес к духовному наследию у разных народов в разное время не ослабевает. Но ни одно из этих произведений, ни “Аве, Мария!” Шуберта, ни “Аве, Мария!” Баха – Гуно, не является молитвой. Это просто гениальная музыка, написанная на известный текст. Такая музыка называется светской духовной музыкой.
Каков будет вывод по теме урока?
Вывод: на один и тот же сюжет в мире создано много прекрасных произведений живописи и музыки и все они посвящают в историю, религию и культуру народов разных стран.
У: Что означает - Благовещение?
Д: Название образовано из словосочетания – благая весть.
У: Верно. Что же такое благо? Найдите другие словосочетания со словом “благо”.
Д: Благо – это очень хорошо. Благое дело, благие мысли, благоденствие, благополучие…
У: Думаю, не надо ничего объяснять в этих словосочетаниях. А кто из вас совершал благие дела? Или собирается сделать что-то во благо других, нуждающихся в помощи и поддержке? Кто для вас совершил благой поступок?
Ответы учащихся.
У: Уж коли разговор у нас о благе, споем песню А.Савельева “Доброта”. На что надо обратить внимание в первую очередь?
Д: На правильную посадку и правильность взятия дыхания.
У: Верно.
Фонопедическая дыхательная гимнастика.
Распевание (мажорная гамма восходящая и нисходящая вокализом на фонему “Е”)
Вокально-хоровая работа.
Рефлексия: (в каких странах “побывали”, с какими композиторами познакомились, какие произведения слушали, что такое прелюдия, что такое Благовещение).
Оценивание (самооценка).
Домашнее задание: написать рассказ на тему “Мои благие дела”.
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме "Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки" (А.И. Хачатурян. "Маскарад")
- Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Цель: знакомство с творчеством А.И.Хачатуряна.
Задачи:
- Образовательная: научить различать жанровую направленность отдельных произведений в одном музыкальном сочинении; знакомство с творчеством А.И.Хачатуряна.
- Развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся.
- Воспитательная: воспитание эстетического вкуса и уважения к литературно-музыкальному наследию.
Оборудование: портреты А.И.Хачатуряна и М.Ю.Лермонтова, том из собрания сочинений М.Ю.Лермонтова, музыкальный центр, СД, компьютер, эпипроектор «Эпсон», экран, рояль.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Повторение.
- Новый материал.
- Демонстрация слайдов.
- Слово учителя истории.
- Слово учителя литературы.
- Слово учителя истории.
- Слово учителя литературы.
- Слушание.
- Аналитическая работа.
- Микрообобщение.
- Слушание.
- Проблемно-поисковая ситуация.
- Микрообобщение.
- Вывод.
- Исполнение песни.
На доске: тема урока, задание для анализа прослушанной музыки.
На стенде: портреты М.Ю.Лермонтова и А.И. Хачатуряна.
ХОД УРОКА
Во время входа в класс звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки.
Учитель музыки (далее «У»): Кто узнал прозвучавшую только что музыку?
Д: (ответы учеников, как правило, верные)
У:.Опираясь на прозвучавший фрагмент, предположите, о каких произведениях пойдет речь на уроке?
Д: Судя по прозвучавшей музыке – о танцах.
У: Правильно. Кроме народных танцев, существующих в каждой стране у каждой народности, еще и композиторы создавали знаменитые танцевальные шедевры. Таковым является и прозвучавший в начале урока «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Есть композиторы, для которых танец является характерной чертой творчества. Это «король вальса»…
Д: Иоганн Штраус!..
У: … который написал свыше 500 танцев, среди которых не только вальсы, но и другие танцы; это и знаменитый польский композитор и пианист…
Д: Фредерик Шопен!..
У: … чьи вальсы, полонезы, мазурки до сих пор восхищают слушателей и вдохновляют музыкантов и хореографов. Это и Арам Ильич Хачатурян, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся. Музыка народов Востока существует тысячелетия. Она самобытна, как и всякая другая народная музыка. Но именно А.И.Хачатурян первым из восточных композиторов использовал в своем творчестве крупные симфонические формы, обогатив ими национальную армянскую музыку. Почти все творчество композитора пронизано стихией танца, то стремительного вихревого, то плавного лирического. Отсюда необыкновенное разнообразие ритмов: ровных, спокойных и острых, напряженных. Два выдающихся балета «Гаянэ» и «Спартак» так же говорят об особой любви Хачатуряна к танцу. Сегодня прозвучит музыка Хачатуряна, в которой мы услышим и ярко выраженную танцевальность, и блестящую оркестровую звучность, но восточные интонации в ней будут почти незаметны. Это объясняется тем, что музыку, которую нам предстоит услышать, Хачатурян написал к постановке в одном из Московских театров пьесы великого русского поэта М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Естественно, что русская музыкальная интонация вышла здесь на первый план. Знакомясь с музыкой Хачатуряна, мы будем сегодня работать по теме «Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки» (акцент на доску, где написана тема). На предыдущем уроке на дом задано было прочитать драму М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Сегодня нам предстоит на уроке вникнуть и в подробности этого литературного произведения, и в эпоху, в которой происходят события, описанные в ней. Помогут разобраться в этом учитель истории и учитель литературы.
На экран проектируются рисунки.
Учитель истории: Маскарад, как вид развлечения, узаконен при Петре I. Тогда это были бурные праздники, которые длились неделями и даже месяцами. Чаще всего такие торжества проходили на улицах и площадях, и участвовало в них все население города. В конце XVIII века маскарады становятся более закрытыми. С площади они переходят в дворянские особняки. Начало ХIX века – это время балов, светских вечеров, театров, пикников, прогулок и маскарадов. Маска давала возможность участвовать в подобных праздниках всем без исключения. На подобных торжествах все обращались друг к другу на «ты», дамы всегда были в масках и в костюмах, они стремились оставаться неузнанными и обычно вели с кавалерами любовную интригу. Мужчины же, наоборот, посещали маскарады чаще всего без масок и маскарадных костюмов. Маскарады были любимы всегда, потому что, скрывая лицо под маской, можно было показывать истинные чувства, говорить то, что думаешь, интриговать, мистифицировать, флиртовать... И все это без ущерба для репутации. Но николаевская пора характеризуется историками разгулом реакции. Свирепствовала цензура. А. И. Герцен назвал николаевскую эпоху в России „моровой полосой“. Политическим идеалом Николая I была казарма. Тяжелая рука деспотизма душила всякое проявление свободной мысли. При самом вступлении его на престол враждебно встретили его на площади люди, и эти люди принадлежали к самым просвещенным и даровитым, — они все думали, рассуждали, критиковали, и следствием этого было 14 декабря. Николай I поощрял частые выезды на балы и маскарады, чтобы отвлечь людей от политики и сам часто бывал на них переодетым в какой-нибудь маскарадный костюм, пользуясь этим для выслушивания разговоров и выслеживания неугодных.
Учитель литературы: Герои драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» - люди николаевской поры. В центре драмы – гигантская фигура Евгения Арбенина. В одном из монологов, раскрывающих внутренний мир героя, Арбенин говорит:
«…я все видел,
все перечувствовал,
Все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел
И, более всего, страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал…»
Завязка драмы происходит на костюмированном балу, маскараде, в доме аристократа Энгельгардта. Это известный в России и Европе дворянский и баронский род, славный своими меценатскими делами.
Учитель истории: Балы-маскарады в доме Энгельгардта занимали видное место в светской жизни Петербурга 30-х гг. В 1829 г. Энгельгардт получил привилегию на устройство публичных маскарадов. Но правом своим он пользовался всего шесть лет, так как дирекция императорских театров, получавшая большой доход от устройства своих маскарадов, не могла примириться с привилегией Энгельгардта, которая и была прекращена в 1835 году. На этих балах бывала самая разнообразная публика, светское общество, сам Николай I и его дочери.
Учитель литературы: Драматические события, которые зародились на этом балу, завершились трагической гибелью главной героини драмы – Нины Арбениной. Атмосфера музыки и праздника в какой-то миг захватила ее.
Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей – и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалось; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…»
Звучит «Вальс» Хачатуряна.
У: Понравилась ли вам прозвучавшая музыка?
Д: (ответы)
У: Каков характер произведения?
Д: (ответы)
У: Какова же музыкальная драматургия этого «Вальса»?
Д: Несомненно, драматургия противодействия.
У (цитируя): «… вальс порывисто-мятежный, страстно-взволнованный, полный трагических предчувствий и переживаний. Это не столько танцевальная пьеса, сколько психологическая зарисовка, вводящая в поэтический мир одной из лучших пьес русской драматургии». К легкой или серьезной музыке относится это произведение?
Д: (ответы)
Микрообобщение: глубина содержания этого произведения позволяет отнести его к жанру серьезной музыки. В «Вальсе» содержится глубокая музыкальная характеристика героев и событий.
У: На балу как на балу. Конечно же, не один только вальс звучал на маскараде в доме Энгельгардта. Сейчас мы прослушаем еще одно произведение Хачатуряна, написанное им к этой драме.
Звучит «Галоп». Слушание.
У: Охарактеризуйте прозвучавшую музыку.
Д: Это веселый, быстрый контрастный «Вальсу» танец.
У: Как он называется?
Д: (предположения, как правило, неверные).
У: Какие бальные танцы вы знаете?
Д: Менуэт, мазурка полонез, полька…
У: Прозвучавший только что танец – галоп. Он танцевался в самом конце бала. Движения скачкообразные. Мы встречались с галопом в 6 классе в «Сюите №2» И.Ф.Стравинского. Обратили ли вы внимание на момент в середине танца, контрастный по настроению?
Д: Да-да, в музыке был момент, будто кто-то очень не весел, даже грустен. Возможно, это кто-то из главных героев.
У: Какова музыкальная драматургия «Галопа»?
Д: Если бы не этот маленький эпизод, можно было бы сказать, что здесь драматургия взаимодействия.
У: А к серьезной или легкой музыке отнесете вы этот танец?
Д: (ответы, как правило, разные. Возникает проблемно-поисковая ситуация).
У: Вы уже знаете, что галоп танцевался в конце бала, а это, как правило, глубокой ночью, чтобы встряхнуться и развлечься. А развлекательность, как вам известно…
Д: …отличительная черта легкой музыки.
Микрообобщение: музыка «Галопа» носит развлекательный характер и его можно отнести к жанру легкой музыки.
У: Давайте сформулируем вывод по уроку.
Вывод: в одном и том же сочинении серьезная и легкая музыка уживаются, т.к. характеризует определенные образы и обстоятельства. Это и есть взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
У: Урок завершит «Вальс» Я.Дубравина, разученный нами ранее. Постарайтесь вложить в него как можно больше чувств.
Домашнее задание: как можно чаще слушать классическую музыку и осмысливать прослушанное.
Предварительный просмотр:
Разработка урока музыки в 8-м классе общеобразовательной школы
- Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Тема четверти: «Великие наши «современники»
Тема урока: «Современность и православная духовная музыка»
Тип урока: углубление; урок – дискуссия.
Задачи:
образовательная: дальнейшее совершенствование знаний о православной духовности и духовной музыке, хоровых традициях, композиторах, писавших православную духовную музыку;
развивающая: развитие творческих наклонностей, аналитической деятельности, вокально-хоровых навыков;
воспитательная: воспитание уважения к духовной культуре России; отзывчивости, способности к сопереживанию; осмысление музыки, как искусства, отражающего общечеловеческие ценности.
Оборудование: портрет М. Березовского, репродукция картины А.Шилова «Солдатские матери» на ММД, экран, ПК, музыкальный центр, СД, рояль, ученические работы, доска, мел.
На доске: тема урока, ФИО композитора, эпиграф.
Структура урока:
- оргмомент;
- повторение;
- новый материал;
- прослушивание музыкального произведения;
- музыкальный анализ;
- дискуссия;
- микрообощение;
- пение начальных фраз;
- рассказ о композиторе;
- вывод по теме урока;
- вокально-хоровая работа;
- домашнее задание.
Эпиграф:
«И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.»
А.С. Пушкин.
Ход урока:
Во время входа учащихся в класс тихо звучит православная духовная музыка «Ныне отпущаеши» киевского распева.
Орг. момент, музыкальное приветствие.
У: - Какая музыка звучала во время входа в класс?
Д: - Это православная духовная музыка. Мы слушали ее в 7 классе.
У: - Как вы узнали, что это православная духовная музыка, а не католическая?
Д: -Православная духовная музыка исполняется а капелла на старославянском (церковнославянском) языке, тогда как католическая исполняется с аккомпанементом органом или симфоническим оркестром на латыни или на языке родном для верующего.
У: - Верно, вы хорошо помните наши предыдущие уроки по духовной музыке. Тогда вспомните, пожалуйста, какой сюжет положен в прозвучавшую музыку и как она называется?
Д: - «Ныне отпущаеши». А сюжет о том, что некий старец должен был жить очень долго, до тех пор, пока не увидит Спасителя.
У: - Итак, речь в сюжете идет о пожилом человеке. Как вы считаете, легко ли жить пожилым людям, особенно одиноким, потерявшим своих родных и близких с возрастом, в связи с различными обстоятельствами?
Ответы учеников.
У: - Посмотрите на картину А.Шилова «Солдатские матери»…(небольшая пауза). Внимательно вглядитесь в лица этих двух женщин...(пауза). Какие мысли возникли у вас?
Ответы детей. ( Как правило, они глубоко понимают сюжет этой картины; понимают и глобальность этой проблемы: ведь таких женщин не две, как на картине, а множество).
У: - А как вы понимаете поговорку «Стар да млад»?
Д: - как младенцы, так и пожилые люди слабы и нуждаются в помощи и внимании.
У: -Верно. Сейчас прозвучит концерт Максима Созонтовича Березовского (имя на доске) «Не отвержи мене во время старости». Вслушайтесь в него внимательно.
Слушание музыки.
У (как можно тише и проникновеннее): - Понравилось ли вам это произведение?
Д: - Это очень красивая музыка! Она не может не понравиться.
У: - К какому жанру относится это произведение?
Д: - Православная духовная музыка.
У: - Кто исполнил это произведение?
Д: - Смешанный хор, а капелла.
У: - А нужен ли в этом произведении и вообще в православной музыке аккомпанемент?
Д. – Традиционно православная духовная музыка исполняется а капелла, да и ни к чему здесь музыкальные инструменты, т.к. хор звучит красиво и законченно.
У: - Каков характер прозвучавшего произведения?
Д: - Печальный, напевный, трагический, возвышенный; музыка правдиво передает литературное содержание.
У: - Какими средствами музыкальной выразительности композитор достиг гармонии литературы и музыки?
Д: - Динамика, минорный лад, тембровая окраска смешанного хора, чередование сольных фрагментов с хоровыми, удачно выбран темп произведения, канон…
У: - А содержание вы поняли? Старославянский язык, все-таки! Что значит «Не отвержи»?
Ответы учащихся:
(как правило, все понимается верно).
У: - «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня». Как вы думаете, к кому обращены эти слова?
Д: - К близкому человеку.
У: - А если нет близких людей?!
Д: - Тогда, наверное, к Богу.
У: - «Боже, не удаляйся от меня; Боже, поспеши на помощь мне». Это выдержки из Ветхого Завета. Сюжет песнопения «Ныне отпущаеши» так же, взят из Ветхого Завета, а он был написан тогда, когда еще не было веры в загробную жизнь. Как вы думаете, что находят пожилые люди в религии?
Д: - Некую невидимую духовную поддержку, опору, утешение, веру, наконец, в лучшее.
У: - Дайте вашу оценку существованию Домов престарелых. Хотели бы вы, чтобы ваши близкие люди оказались в таком приюте?
Д. – Такие интернаты нужны для людей, потерявших своих близких и оставшихся в одиночестве, как эти бабушки на картине А.Шилова. За ними там должен быть квалифицированный уход. Но наших родных там мы не представляем: у них есть мы и мы всегда будем о них заботиться.
Микрообобщение: пожилые люди так же, как и маленькие дети нуждаются в нашей и государственной помощи и поддержке. Родные и близкие люди должны быть терпеливыми и внимательными к своим престарелым и немощным, но родным людям. Осиротевшие же старые люди, живущие в приютах, вызывают огромное сочувствие и отношение к ним со стороны государства и простых людей, является показателем здоровья или нездоровья нашего общества.
У:- Вернемся к композитору.Как вы думаете, сколько было лет композитору Максиму Созонтовичу Березовскому, когда он написал этот концерт?
Д: - Судя по тому, что он прожил совсем недолго, он написал этот концерт молодым, но, наверное, незадолго до кончины. Может быть, он предчувствовал её?..
У: - Возможно, но написан этот концерт был гораздо раньше, когда ему было чуть за двадцать. Далее следует рассказ о композиторе: родился в Украине, в городе Глухове, там же закончил первое в Российской империи профессиональное музыкальное заведение, Глуховскую школу певчих, затем Киевскую духовную академию. Пел в Придворной певческой капелле. Дальнейшее образование получал в течение четырёх лет в Италии, в знаменитой Болонской Филармонической академии, той самой, в которой четырнадцатилетний В.-А. Моцарт был удостоен звания академика. И вот, всего через год после В.-А.Моцарта, в 1771 году действительным членом Болонской филармонической академии становится и Максим Березовский. По возвращении же на Родину, дела его пошли совсем не так, как он мечтал. Он не почувствовал той востребованности в своем творчестве, того признания, каких заслуживал его талант. Жизнь его трагически оборвалась 24 марта 1777 г.
У: - Концерт Максима Созонтовича Березовского «Не отвержи мене во время старости» считается лучшим и главным его произведением. Давайте сделаем вывод по теме урока (акцент на доску, где написана тема урока).
Учитель садится за рояль.Распевание «5 нот Баха». Разучивание первых фраз концерта. Пение по группам.
У: - Настало время сделать вывод по теме урока.
Вывод: православная духовная музыка, несмотря на то, что написана давно, актуальна и в наши дни. В ней скрыты глубокие национальные корни. Она воспитывает в людях высокие нравственные идеалы и проникает во все сферы жизни.
У: - оценка всем работавшим на уроке, конечно же, отличная. Это оценка и за неравнодушие. Надеюсь, что и в повседневной жизни вы такие же отзывчивые и надежные. Помните: в нашей помощи всегда нуждаются пожилые люди, и они надеются на эту помощь. Найдите время поговорить со своими и живущими по соседству бабушками и дедушками. Оглянитесь по сторонам: вдруг кто-то ищет взглядом человека, который поможет перейти дорогу, донести сумку, сесть в автобус. И молча надеется, что такой человек в толпе прохожих отыщется…
А мы закончим работу над песней А. Пахмутовой «Надежда», начатую на прошлом уроке.
Вокально-хоровая работа: 3-4 куплеты (мелодия, звукоизвлеченение, дикция, дыхание). Пропевание всей песни в характере.
Домашнее задание: продолжить ряд пословиц и поговорок (загадок): «Стар да млад», «Старость – не радость», «Если б молодость знала, если б старость могла»; «Утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех»…
Как, наверное, везде, на уроке присутствуют и дети других религиозных конфессий, т.к. учатся в одном классе. Обычно, в 5 классе, начиная преподавание духовной музыки, я предлагаю всем представить себя международными туристами, которые, путешествуя по той или иной стране, интересуются ее культурой и духовными традициями. С этой позиции мы слушаем и анализируем и католическую, и мусульманскую, и иудейскую духовную музыку. Других записей у меня просто нет. Этот урок смыкается в своей общечеловеческой сути, и дети делятся своими мнениями и знаниями, зачастую опираясь на духовные традиции разных, но родных для них религиозных постулатов.
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 7-м классе по программе Д.Б. Кабалевского (базовый уровень). "Тайна" музыки И.О. Дунаевского
- Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Тема четверти: «Музыкальная драматургия»
Тема урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского.
Тип урока: углубление.
Цель: научить распознавать музыкальную драматургию музыки посредством творческого воображения.
Задачи:
- Образовательная: закрепить знания о музыкальной драматургии, о сонатной форме;
- Развивающая: развитие воображения, творческой фантазии, ассоциативного мышления;
- Воспитательная: воспитание уважения к творческому наследию; высоких моральных качеств (верности дружбе, взаимовыручке, честности и порядочности).
Оборудование: портрет И.О.Дунаевского, компьютер, проектор «Эпсон», экран, рояль, доска, мел.
Виды деятельности:
- повторение;
- прослушивание фрагментов;
- творческая работа;
- слушание произведения;
- дискутирование;
- просмотр презентации;
- пение.
Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, эвристический, наглядно-слуховой, наглядный.
ХОД УРОКА
Оргмомент, приветствие.
У: Какую музыку мы слушали на прошлом уроке?
Д: Увертюру М.И.Глинки к опере «Руслан и Людмила».
У: Что нового вы узнали на примере этого произведения?
Д: Мы познакомились с сонатной формой.
У: Вспомните структуру произведений, написанных в сонатной форме.
Д: называют части сонатной формы.
У: Какие виды произведений пишутся в сонатной форме?
Д: Сонаты, симфонии, увертюры, концерты.
У: Что такое увертюра?
Ответы детей.
У: Сегодня мы прослушаем еще одну увертюру. Она написана к приключенческому кинофильму «Дети капитана Гранта», снятом по одноименному роману Жуля Верна. Написал ее знакомый вам со 2 класса композитор. Попытайтесь его вспомнить по вот этой песенке: (наигрываю и напеваю «Песенку о капитане» И.Дунаевского, дети, как правило, подхватывают припев).
Вспоминаем композитора.
У: Итак, сегодня у нас на уроке музыка Исаака Осиповича Дунаевского, написанная им к кинофильму «Дети капитана Гранта». А кто из вас, дети, читал роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»? (как правило, есть несколько учащихся, читавших этот роман или смотревших один из фильмов по нему).
Вспоминаем краткое содержание романа.
У: Первый фильм по этому роману был снят еще до ВОВ. Захватывающая история двух подростков, брата и сестры, а так же их взрослых друзей, для мальчишек и девчонок многих поколений стала примером отваги, благородства, преданности, истинной дружбы, которой не страшны никакие испытания. Сегодня на нашем уроке прозвучит Увертюра к этому фильму. Прослушайте тему вступления.
Звучит фрагмент: вступление.
У: Что вы услышали в этой музыке?
Ответы детей (далекий зов о помощи; призыв).
У: Почему вы так решили?
Д: Роман-то начинается с того, что из пойманной акулы извлекли бутылку с клочком бумаги, на котором были географические координаты, и почерк был узнан.
У: Прослушайте главную тему экспозиции.
Слушание фрагмента.
У: Итак, кому или чему вы посвятили бы главную тему экспозиции?
Д: Главная тема должна олицетворять главных героев и их друзей во время их нелегкого плавания.
У: Логично. Слушаем побочную тему.
Звучит фрагмент: побочная тема.
У: Что вы представили под эту музыку?
Д: Может быть это то, что помогало им преодолеть трудности и опасности? Наверное, это дружба, взаимовыручка.
У: Я хочу напомнить вам еще об одном примере верной дружбы и взаимовыручки. Это мушкетеры из романа А.Дюма. Не напоминает ли вам побочная тема их девиз? Помните его?
Д: (как правило, все вместе) «Один за всех, все за одного!». Очень похоже! Труба начинает, оркестр подхватывает.
У: Итак, слушаем «Увертюру» к кинофильму «Дети капитана Гранта».
Слушание всего произведения. Анализ музыки. Отзывы детей.
У: какова музыкальная драматургия этот произведения?
Дискуссия. Аргументация мнений. Просмотр презентации «Парусники».
У: Давайте вернемся к теме урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского. Какая тайна есть в этой музыке?
Д: Зная содержание романа, очень легко разгадать эту тайну. Просто музыка очень достоверно рассказала обо всех событиях романа.
У: Я согласна с вами. Надо уметь вслушиваться в музыку. И разгадка будет найдена обязательно.
Вывод: музыка способна своими средствами раскрыть любой сюжет.
У: Сегодня мы начнем разучивание песни из кинофильма «Свистать всех наверх» А.Зацепина и Л.Дербенева. Это песня мальчишки, который любит море, мечтает стать моряком и испытать все трудности и опасности. Песня называется «Ты слышишь, море?»
Прослушивание песни. Разучивание 1 куплета.
Оценивание.
Домашнее задание: прочитать роман Ж.Верна (тем, кто не читал). Нарисовать рисунок на морскую тему.
Предварительный просмотр:
"Тембр и цвет" (программа Д.Б.Кабалевского). 5-й класс
- Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Тип урока: комбинированный, углубление в тему четверти.
Форма урока: урок-диалог;
ХПИ: искусство раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии.
Цели:
- научить определять композиторский замысел музыкального произведения по интонационной основе;
- ассоциировать музыку с цветом.
Задачи:
- образовательная – научить определять и изображать в цвете интонационно-образное содержание музыки;
- развивающая – развитие воображения, творческой фантазии, интонационной и колористической ассоциативности, активизация мыслительной деятельности;
- воспитательная: стимулирование интереса к различным видам искусства и уважения к предмету;
Оборудование: ПК (ноутбук), музыкальный центр, CD, эпипроектор «Эпсон», рояль.
Структура урока:
– организационный момент;
– краткое повторение пройденного
– проверка домашнего задания;
– новый материал;
– первое слушание музыки;
– определение образа, названия, инструмента, характера музыки;
– «раскраска» музыки (цветовые ассоциации по Л.Н.Мироновой);
– микрообобщение;
– второе слушание музыки;
– определение инструмента;
– «раскраска» музыки (цветовые ассоциации по Л.Н.Мироновой);
– микрообобщение;
– дыхательная гимнастика;
– вокально-хоровая работа;
– вывод по теме урока;
– оценивание;
– домашнее задание.
Виды деятельности:
- мыслительная деятельность (повторение, определение интонации, музыкального инструмента, микрообобщение, вывод);
- слушание;
- творческая работа (обмен мнениями, оппонирование, характеристика произведения, определение тембровой окраски с помощью цветовых ассоциаций Л.Н.Мироновой);
- дыхательная гимнастика;
- пение.
Методы обучения: метод ретроспективы и перспективы, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, эвристический, эмпирический, метод эмоциональной драматургии.
ХОД УРОКА
Оргмомент: Вход в класс: «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; музыкальное приветствие, представление гостей.
Повторение:
У: Узнали ли вы музыку, звучавшую при входе в класс? Кто ее написал? Давайте посмотрим ваши рисунки! (Ответы детей)
Проверка домашнего задания.
У: сегодня мы продолжим работу, начатую ранее. На этом уроке мы познакомимся с музыкой французского композитора 17 века Луи Клода Дакена. Это небольшое произведение, название которого вы должны будете определить по зерну интонации Вспомните, что такое зерно интонации?
Д: Это мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
У: (понизив голос) Слушайте внимательно: вам нужно, опираясь на зерно интонации, дать название этому произведению.
Звучит «Кукушка» Дакена (орган, исп. Константин Волостнов).
У: Что вам удалось услышать? (Ответы. Дети, как правило, верно слышат и правильно определяют название этого произведения.)
У: Какой инструмент исполнил это произведение?
Д: Орган.
У: В какие цвета можно раскрасить эту музыку?
На экране физические и эстетические цветовые ассоциации по Л.Н.Мироновой. Дети устно подбирают цвета, подходящие, на их взгляд, к этому произведению.
Микрообобщение: музыка изображает своими средствами и ее «картины» можно воплотить в цвете.
У: А теперь мы еще раз прослушаем это произведение.
Звучит «Кукушка» Дакена (скрипка, исп. Алекс Векслер).
У: Что изменилось в исполнении?
Д: Исполнитель, музыкальный инструмент. На этот раз произведение прозвучало в исполнении скрипки.
У: В какие цвета вы раскрасите музыку в этот раз? (Ответы детей.)
Микрообобщение: одно и то же музыкальное произведение меняет свою «окраску» в зависимости от тембра инструмента.
У: Цветовая окраска звуков называется тембром.
Задумайся, какой у звука цвет?
И есть ли цвет без звука?
Разве солнце
Не кажется нам огненным органом?
А зелень трав, поющая от взгляда?
А шорох ветра, синий изнутри?
А звон зари?
А чистый голос снега?
А разве я, поэт, не проверяю
Любое слово, образ, сочетанье
На звук и цвет?
Лев Друскин.
У:.Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр, чем и отличается один от другого. А чем отличаются голоса людей? (Ответы детей. Как правило они верно определяют, что человеческий голос тоже характеризуется тембром).
Дыхательная гимнастика. Распевание
Разучивание 1 куплета ПНП «Кукушка». Работа над звуковедением и звукообразованием, обращая внимание на дикцию.
Исполнение песни Протасова «Скажи, художник!»
Вывод: искусство всегда раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии. Главное – стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Оценивание
Домашнее задание: «музыкальные» рисунки (любимая музыка), витражи.
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Романтизм в современности". 9-й класс
- Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Цель: знакомство с современным развитием жанра романса.
Задачи:
образовательная: научить применять имеющиеся знания к современной музыке; познакомить с образцами современного романса;
развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся;
воспитательная: воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса.
Оборудование: музыкальный центр, СД, компьютер, рояль.
Структура урока:
- оргмомент;
- повторение;
- новый материал;
- презентация;
- собеседование;
- слушание музыки;
- аналитическая работа;
- слушание музыки;
- микрообобщение;
- проблемно-поисковая ситуация;
- релаксация;
- вывод;
- рефлексия;
- исполнение песни.
Виды деятельности: мыслительная, собеседование, аналитическая, творческая, слушательская, вокально-хоровая.
Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, метод обобщения.
Технологии: сотрудничества, формирования слушательской и исполнительской культуры, здоровьесбережения.
УУД: личностные, познавательные, регулятивные.
На доске: тема урока.
Ход урока
Оргмомент: музыкальное приветствие, объявление темы урока.
У: Одним из жанров музыки, относящихся к романтизму, является романс. Вспомните, что такое романс?
Ответы учащихся. Просмотр презентации.
У: История этого жанра такова: романс – термин испанский. Эпоху возникновения испанского Р. определить трудно. Старейшие из известных нам поэм восходят к XV, редко к XIV вв. Первоначально термин Р. обозначал светскую песню на романском, то есть на испанском, языке.
В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст. Такие романсы, следуя моде, во множестве сочиняли русские композиторы конца ХVIII и начала XIX века. Произведения же, написанные на русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин этот стал обозначать произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня, форме.
Начало расцвета романса --- первая половина XIX века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX столетия и в начале XX к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
Романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией.
Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.
В XX веке, до революции, романс в значительной степени уступил место так наз. “блатным” песням; последние широко бытуют в мещанской среде, а через нее проникают и в деревню, конкурируя с частушками, родственными им по тематике (“страдания”).
В послереволюционный период романс и “блатная” песня отчасти еще сохраняются в городской и деревенской среде в качестве своеобразного фольклора улицы (“Мурка”, песни беспризорников и др.). Нередко на тематику их оказывает влияние низкопробная эстрадная продукция (“Гоп со смыком”, “Черные глаза”, “У самовара я и моя Маша”).
В послеоктябрьскую эпоху романс постепенно внедряется в быт не только разночинной интеллигенции, но и рабочего класса. “Лицо” романса, его содержание и насыщенность изменяются, становясь более соответствующими нашей эпохе.
У: Как вы думаете, создаются ли романсы нашими современными поэтами и композиторами?
Ответы учащихся (как правило, разнонаправленные).
У: Попытайтесь в опоре на определение понятия романса найти и привести примеры современного романса.
Ответы учащихся.
У: Тогда давайте послушаем запись.
Звучит один из романсов М.Таривердиева из кинофильма “Ирония судьбы”.
У: Знакомое произведение, не правда ли? Знаете ли вы, кто авторы и кто исполняет этот романс?
Ответы. Резюме учителя.
У: Послушаем еще один фрагмент из того же кинофильма. Узнайте исполнителя, вы хорошо знаете, кто это. (А.Пугачева)
У: В этом фильме звучат романсы на стихи М.Цветаевой, Б.Ахмадуллиной – известнейших поэтесс 20 века. А вот еще один романс. Вспомните ли вы его и откуда он? (Звучит романс “А напоследок я скажу” из кинофильма “Бесприданница”).
Собеседование.
Микрообобщение: жанр романса бытует и наше время, интегрировавшись с искусством кино.
У: было бы неверным, считать, что в наше время только к кинофильмам пишутся романсы. Современные романсы звучат и в концертах. В репертуаре многих известных исполнителей есть романсы, написанные в наше время. Преположите, кто из известных певцов исполняет новый, современный романс?
Проблемно-поисковая ситуация. (А.Малинин, В.Цыганова, Ж.Бичевская, Г.Беседина, Е.Отрадная… Звучат фрагменты романсов “Напрасные слова”, “Вы мне гадали по руке”).
У: Романс, по характеру, бывает разным, в зависимости от текста. Помните бурный характер романса “Весенние воды” С.Рахманинова и его же спокойный “Островок”? Сейчас я предлагаю вам релаксацию под звучание спокойного романса в исполнении Жени Отрадной. Сделайте 3 глубоких вдоха через нос и выдоха через рот (дыхательная гимнастика, упражнение “Цветок”). Сядьте поудобнее и погрузитесь в музыку…
Слушание “Романса” в исп. Е.Отрадной.
Вывод: современный романс существует и востребован; он сохранил основы классического романса. Исполняют его известные современные певцы.
Рефлексия:
- что нового узнали на уроке?
- что понравилось?
- что не понравилось?
У: Романсы исполняют, как правило, соло. Надеюсь, дома вы поете соло. А здесь мы все вместе исполним современную бардовскую песню “Весеннее танго”. Лирика и гитара – вот две объединяющие жанров романса и бардовской песни.
Исполнение песни.
Домашнее задание: создать презентацию “Современный романс”.
Выход из класса под звучание романса “Я спросил у ясеня” в исполнении С.Никитина.
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Учитель Кузнецова Светлана Васильевна, высшая квалификационная категория
Урок
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (стандарты ФГОС)
Форма урока: расширение и углубление знаний (организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний).
Деятельностная цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Музыка».
Содержательная цель: систематизировать представления пятиклассников о литературе, театре, балете и музыке П.И.Чайковского.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с циклической формой музыки на примере инструментального концерта на основе музыки А.Вивальди и А. Шнитке;
- растолковать понятия полистилистика, кончерто гроссо, стилизация;
- научить исполнять разученные песни в характере.
Развивающие:
- расширить знания обучающихся о циклических формах инструментальной музыки в опоре на уже имеющиеся знания;
- развить дальнейшее использование метода проектов в самостоятельной познавательно-творческой деятельности;
- продолжить формирование слушательского опыта в процессе знакомства с произведениями инструментальной музыки;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки обучающихся.
Воспитательные:
- воспитать осмысленное восприятие музыкального искусства
- воспитать любовь и уважение к музыкальному наследию российских композиторов и традициям итальянской классической музыки;
- формировать способность к самореализации, самоопределению через творчески – продуктивную деятельность;
- повышение мотивации к обучению через вовлечённость в единый творческий процесс (аналитическая деятельность).
Методы: ретроспективы, частично-поисковый; совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; репродуктивный, метапредметный подход,
Технологии: технология проектной деятельности, коуч–технологии, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный и компетентностный поход, здоровьесбережения.
Оборудование и материалы: ПК, мультимедиапроектор, экран, УМК и учебник под редакцией Е. Д. Критской, портреты композиторов, рояль, доска, мел, таблички «Музыкальный критик», «Музыковед».
Образовательные Интернет-ресурсы: Power Point, Internet Mozilla Firefox, Меdia Pleer Classic, электронный журнал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Щелкунчик и Мышиный король
Петр Ильич Чайковский
«Щелкунчик»
Балет "Щелкунчик" был написан П.И. Чайковским в 1891 году. Как и в других балетах, в «Щелкунчике» Чайковского особенно привлекала возможность средствами музыки воплотить всегда привлекавшую его гуманистическую идею - борьбу Добра со Злом, победу Света над Мраком. Добрая сказка нашла воплощение в лирическом балете, где чередуются классический и характерный танец, пантомима.
Рефлексия Кто написал балет «Щелкунчик»? Понравился ли вам балет, как вид искусства? По какому литературному произведению написан балет? Кто автор этой сказки? Понравилась ли вам музыка П.И.Чайковского? Позовете ли вы родителей в театр на балет?
Домашнее задание Записать в словарь определение терминов: балет адажио па-де-де
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки в 7 классе
Учитель Кузнецова Светлана Васильевна, высшая квалификационная категория
Урок 22
Тема урока: Циклические формы инструментальной музыки: инструментальный концерт.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (стандарты ФГОС)
Форма урока: расширение и углубление знаний (организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний).
Деятельностная цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 7 класса в предметной области «Музыка».
Содержательная цель: систематизировать представления семиклассников об особенностях циклических форм инструментальной музыки.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с циклической формой музыки на примере инструментального концерта на основе музыки А.Вивальди и А. Шнитке;
- растолковать понятия полистилистика, кончерто гроссо, стилизация;
- научить исполнять разученные песни в характере.
Развивающие:
- расширить знания обучающихся о циклических формах инструментальной музыки в опоре на уже имеющиеся знания;
- развить дальнейшее использование метода проектов в самостоятельной познавательно-творческой деятельности;
- продолжить формирование слушательского опыта в процессе знакомства с произведениями инструментальной музыки;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки обучающихся.
Воспитательные:
- воспитать осмысленное восприятие музыкального искусства
- воспитать любовь и уважение к музыкальному наследию российских композиторов и традициям итальянской классической музыки;
- формировать способность к самореализации, самоопределению через творчески – продуктивную деятельность;
- повышение мотивации к обучению через вовлечённость в единый творческий процесс (аналитическая деятельность).
Методы: ретроспективы, частично-поисковый; совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; репродуктивный, метапредметный подход,
Технологии: технология проектной деятельности, коуч–технологии, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный и компетентностный поход, здоровьесбережения.
Оборудование и материалы: ПК, мультимедиапроектор, экран, УМК и учебник под редакцией Е. Д. Критской, портреты композиторов, рояль, доска, мел, таблички «Музыкальный критик», «Музыковед».
Образовательные Интернет-ресурсы: Power Point, Internet Mozilla Firefox, Меdia Pleer Classic, электронный журнал.
Цели для ученика Познавательные
Регулятивные
| Цели для учителя Образовательные
Развивающие
Воспитательные
|
Тип урока Урок общеметодологической направленности (стандарты ФГОС) | Форма работы Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Опорные понятия, термины
| Новые понятия
|
Формы контроля
| Домашнее задание Прослушать «Сюиту в старинном стиле» А.Шнитке, ответить на вопросы на стр.101. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Этап 1. Организационный 1-2 МИН | Музыкальное приветствие. | Пение в хоре. | Форма работы - вокально-хоровая | Личностные: - личное приветствие учителя; Коммуникативные: - участие в коллективном пении | Мотивация к включению в учебный процесс |
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала 5 МИН |
|
| Ретроспективы; частично-поисковый; решения проблемной ситуации; | Познавательные: общеучебные, логические действия; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (тв. проект) Регулятивные: Целеполагание, саморегуляция Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Включение вв учебную работу |
урока, цель и задачи. |
1.Узнать новое о знакомой музыкальной форме – инструментальном концерте; 2. Познакомиться с новой музыкой | ||||
|
| ||||
Этап 3 Актуализация знаний. 3 МИН |
инструмента и оркестра). |
| Ретроспективы, системно-деятельностный подход Фронтальная форма работы | Личностные: самоопределение, умение выражать свои мысли, усваивание содержания Регулятивные: саморегуляция общеучебные, логические Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками | Продуктивное повторение. Актуализация старых знаний. Образовательные компетенции |
Этап 4 Постановка учебной задачи. Открытие нового знания 5 МИН |
|
| Проектно-исследовательская деятельность. Личностно-ориентированный подход Индивидуальная и фронтальная формы работы | Личностные: самоопределение, умение выражать свои мысли, усваивание содержания Регулятивные: Саморегуляция, коррекция Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Получение знания о новом композиторе и его музыке. Умение представлять и защищать проект |
Этап 5 Первичное закрепление нового знания 3 МИН |
|
| Коуч-технология, фронтальная форма работы, ретроспектива | Личностные: самоопределение, умение выражать свои мысли, усваивание содержания Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Закрепеление материала и дальнейшая его актуализация |
|
| ||||
|
| Проектно-исследдовательская технология Поисковый метод | |||
|
| Аналитическая деятельность | |||
Этап 6 Включение нового знания в систему знаний 5 МИН |
|
| Коуч-технология, метапредметная связь, ретроспектива, фронтальная форма работы, | Личностные: самоопределение, умение выражать свои мысли усваивание содержания Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Продуктивная образовательная деятельность, процесс общения с музыкальным искусством |
|
| ||||
|
| ||||
|
| ||||
Этап 7 Рефлексия.. Обобщение и вывод 3 МИН |
|
| Проблемная ситуация. Частично-поисковый метод Компетентностый п ситемно-деятельностный подход, | Личностные: умение выражать свои мысли Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Обобщение и вывод по уроку совместно с учителем |
|
| ||||
Этап 8 Вокально-хоровая работа 10 МИН |
|
| Метапредметный подход. Коуч технология | Личностные: участие, личный вклад Регулятивные: Саморегуляция Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Вокально-хоровое исполнительство |
Этап 9 Оценивание. Самооценка исполнительства. 3 МИН |
|
| Фронтальная форма работы. | Личностные: Регулятивные: Саморегуляция Контроль, оценка Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Компромисс: оценка учителя и обучающихся |