Мнемоника, или мнемотехника

Рысбаева Ирина Сергеевна

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого "искусство запоминания"), - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.

 
Мнемотехника помогает развивать: 
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- связную речь;
- мелкую моторику рук.
 
Цель технологии: выработать у детей приёмы умственного труда, обучить их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации.
 
Задачи:
- развивать и оптимизировать основные мыслительные процессы - память, внимание, мышление, воображение.
- развивать общие способности на основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации.
 
Технология позволяет подобрать индивидуальный "ключ" запоминания и обработки информации каждому ребёнку с учетом индивидуальных особенностей мышления.
 
В данном разделе представлен методический и практический материал по использованию мнемотехники в учебном процессе на различных уроках и занятиях с учащимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), обучающихся по программе VIII вида (второй вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Методический и практический материал

по использованию мнемотехники в учебном процессе

на уроках «Альтернативное чтение»

                     

Рысбаева Ирина Сергеевна -

учитель-олигофренопедагог  

Санкт-Петербург

 2019

Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции:

- коммуникативную;

- познавательную;

- регулятивную.

Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему – систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. Эта система предусматривает формирования логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами  - самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения:

- слушание аудиокниг,

- «чтение» картин,

- «чтение жестов»,

- «чтение нот» и т.п.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается  в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках и картинах;

- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений);

- «чтение видеоизображений» (видеофильмы, мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных и т.п.);

- «чтение» пиктограмм;

- глобальное чтение;

- чтение букв, цифр и других знаков;

- чтение по складам и т.п.

Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Процесс чтения будет эффективным при условии систематичности (ежедневное чтение), выразительности и организации его как совместной деятельности учителя, воспитателей, помощника воспитателя и учеников.

Цель

  • максимальное включение обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития  в образовательный процесс через формирование доступных им видов деятельности.

Задачи: 

Образовательные задачи:

  • Формировать первичные представления учащихся о книгах, иллюстрациях, картинках;
  • Познакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя коммуникативную потребность;
  • Учить применять полученные знания и навыки в практической деятельности;

Воспитательные задачи:

  • Создать условия для взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
  • Развивать эмоционально-эстетическое восприятие учащихся.

Предполагаемый результат:  

  1. Переход от достигнутого уровня вербальной и невербальной активности к более сложной.
  2. Перенос достижений в различные виды деятельности  в школе и дома.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я — говорю! М., 2007.
  2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2011
  3. Кадакина Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / статья/www.isp.conference.kspu.ru
  4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007
  5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. М., Редкая птица, 2017
  6. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие.Форум, 2016.
  7. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.

 

        



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ПРЕДМЕТУ

«Альтернативное чтение»

ТЕМА УРОКА: Сентябрь.

Чтение стихотворений по мнемотаблицам.

Составили:

Рысбаева Ирина Сергеевна,

учитель

Волченкова Татьяна Евгеньевна,

воспитатель  

Санкт-Петербург

2019

Класс: 5 (VIII вид 2 вариант)

Тема урока: Чтение стихотворений по мнемотаблицам.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Цель: закрепить умение слушать стихотворение и показывать картинку.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить  названия  времени года, месяца;
  • закреплять умение слушать стихотворение и показывать картинку.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать произвольное внимание;
  • развивать экспрессивную речь;
  • расширять представления об окружающем мире;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к учебе;
  • воспитывать самостоятельность.

Форма урока: урок – игра

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Предполагаемые результаты урока:

К концу урока у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения:

  • знание названий месяца, времени года;
  • умение слушать и показывать картинку;
  • умение работать с раздаточным материалом - мнемотаблицами;

Оборудование урока:

Демонстрационный: настенный трехблочный календарь, плакат «Времена года», пиктограммы, мнемотаблицы.

Раздаточный материал: папки с индивидуальными мнемотаблицами, указки, шариковый пластилин.

План урока

  1. Организационный момент. Готовность к уроку. Работа с пиктограммами. Мотивация учебной деятельности.
  2. Основной этап. Задание, подводящее к теме урока. Тема урока. Задания на закрепление пройденного материала:
  • определение времени года;
  • повторение названий месяца, времени года;
  • чтение стихов по мнемотаблицам.
  1. Подведение итога. Рефлексия. Оценка.

Этап урока

Деятельность учителя, воспитателя

Деятельность учащихся

Слайды, иллюстрации, дидактический материал

Организационный этап

- Здравствуйте,…

(повторение имен)

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу.

Руку тихо поднимаю.

Если

Правила поведения на уроке: сидим за партой, спина прямая, слушаем, смотрим, отвечаем.

- Здравствуйте,…

(повторение имен)

Приветствуют педагогов и учащихся

Вспоминают правила поведения на уроке.

Бейджи с именами

F:\2017-2018\ПРОЕКТЫ и КОНКУРСЫ\Логопед\img2.jpg

Мотивация учебной деятельности

        

        

Работа с календарем, мнемотаблицей «12 месяцев», расписанием уроков: время года, месяц, день недели, число, урок.

Слушают учителя. Работают самостоятельно с трехблочным настенным календарем, мнемотаблицей «12 месяцев», расписанием уроков.

https://www.shop.kostyor.ru/images/cat/82/fs/22853.jpg F:\12 месяцев\Таблица 12 месяцев.jpg

F:\12 месяцев\расписание уроков на доске.jpg

F:\12 месяцев\расписание.jpg

Актуализация имеющихся знаний

Вспомните, какое сейчас время года, месяц, день недели.

На доске плакат «Времена года»,

Мнемотаблица

«Осень»

Называют или показывают время года.

Повторяют  стихотворение Е.Трутневой «Подарки осени»

 «Читают» (рассказывают) и показывают картинки самостоятельно (один у доски, остальные за партами работают с индивидуальными папками – воспитатель помогает по необходимости)

 

Гимнастика для глаз

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес! - выполняют круговые движения глазами.

Слева – сосны, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук - выполняют движения глазами вверх-вниз.

Глазки ты закрой-открой

И скорей бегом домой.

Повторяют движения по инструкции и показу.


https://fsd.videouroki.net/html/2017/09/11/v_59b644806043c/img3.jpg

Изучение нового материала

Дыхательная гимнастика

Готовит мнемотаблицу

со стихотворением «Сентябрь» С.Я.Маршака

(«читает» и показывает картинки на мнематаблице)

СЕНТЯБРЬ

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря —

И открылась школа.

С.Маршак

Слушают стихотворение и показывают картинки в индивидуальных папках

Выполняют упражнение на правильное речевое дыхание

СЕНТЯБРЬ

https://media.istockphoto.com/vectors/breathing-vector-icon-having-breath-difficulties-health-care-checking-vector-id921148674?k=6&m=921148674&s=612x612&w=0&h=H91JIM8tAChOq-bW9iYt9VDGJQwtSlGZLZeyzv3gV0Y=

https://i.pinimg.com/originals/50/53/c7/5053c72f89b8a6d57fa75678bf638191.jpg

Физкультминутка

(с элементами артикуляционной и пальчиковой гимнастики)

- Мы устали не на шутку, надо сделать физминутку.

Просит подойти всех к доске.

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так!

(«Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так!
 (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так!
 (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так!
(Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так!
(Грозят пальчиком своему соседу.)

Повторение движений по инструкции

https://mypresentation.ru/documents/87546a14c59d51b712fe720eeee42b2f/img12.jpg

Закрепление имеющихся знаний

Итог

Про какое время года мы сегодня вспоминали на уроке? А какое сейчас время года? Какой месяц?

Отвечают на вопросы, работают с плакатом, мнемотаблицей, составляют разрезные картинки.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Дидактическая игра «Разрезные мнемотаблицы».

(Приложение 1)

Рефлексия.

Оценка.

Вам понравился урок?

Молодцы работали все хорошо.

Оценка урока обучающимися.

https://felicina.ru/wp-content/uploads/2018/09/picture-776.jpg

Приложение 1

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

https://katalogkin.ru/image/cache/pictures/ling/92047-800x800.jpghttps://katalogkin.ru/image/cache/pictures/ling/92047-800x800.jpg

https://katalogkin.ru/image/cache/pictures/ling/92047-800x800.jpg                          https://katalogkin.ru/image/cache/pictures/ling/92047-800x800.jpg 

Дидактическая игра «Разрезные мнемотаблицы».

   

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение стихотворений по мнемотаблицам . « Альтернативное чтение » ТЕМА УРОКА: Сентябрь . Рысбаева Ирина Сергеевна, учитель Санкт-Петербург 2019 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Организационный этап

Слайд 3

Мотивация учебной деятельности Самостоятельная работа обучающихся с трехблочным настенным календарем

Слайд 4

Мотивация учебной деятельности Самостоятельная работа обучающихся с мнемотаблицей «12 месяцев», расписанием уроков: время года, месяц, день недели, число, урок.

Слайд 5

Актуализация имеющихся знаний

Слайд 6

Актуализация имеющихся знаний

Слайд 7

Гимнастика для глаз Вот стоит осенний лес ! В нем много сказок и чудес! Слева – сосны, справа – дуб. Дятел сверху, тук да тук . Глазки ты закрой-открой И скорей бегом домой.

Слайд 8

Изучение нового материала СЕНТЯБРЬ Ясным утром сентября Хлеб молотят села, Мчатся птицы за моря — И открылась школа. С.Маршак

Слайд 9

Дыхательная гимнастика

Слайд 10

Физкультминутка (с элементами артикуляционной и пальчиковой гимнастики) Как живешь? – Вот так! Как идешь? – Вот так! А бежишь? – Вот так! Ночью спишь? – Вот так! Как берешь? Вот так А даешь? – Вот так! Как шалишь? – Вот так! А грозишь? – Вот так!

Слайд 11

Закрепление имеющихся знаний Итог Дидактическая игра « Разрезная картинка - ОСЕНЬ»

Слайд 12

Закрепление имеющихся знаний Итог Дидактическая игра « Разрезная картинка - СЕНТЯБРЬ»

Слайд 13

Рефлексия . Оценка .