Проектная деятельность

Чистова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Торшер - цветок в виде розы

Аннотация

Тема проекта обусловлена проблемой, возникающей в подростковой среде: снижение интереса к рукоделию как виду самостоятельной деятельности и творчества, способствующего созданию подарочного изделия. Актуальность проекта состоит в том, что в результате мы получаем эксклюзивную вещь за сравнительно небольшую стоимость, которую не купишь в магазине.

Проблемы, с которыми сталкивается потребитель, приобретая торшер: отсутствие оригинальности, конструкционные недостатки, высокая стоимость, несоответствие размеров нашим бытовым условиям.

  • Гипотеза исследования – подарок школе в виде торшера - розы повысит интерес к рукоделию как к виду самостоятельной и творческой деятельности среди учащихся.
  • Объект исследования – рукоделие.
  • Предмет исследования – торшер, выполненный в виде цветка розы.
  • Цель работы – создание модели торшера - цветка розы на основе разработанных технологических карт, отвечающих пожеланиям учащихся и учителей в стиле hand-made, повышающих интерес к рукоделию. Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку гипотезы.

Задачи: - изучить возможные модели будущего изделия;

- разработать технологические карты изготовления изделия.

 - создать торшер в соответствии с собственными предпочтениями и пожеланиями друзей;

 - апробировать образец торшера в качестве подарка школе;

- обобщить результаты и сделать выводы.

В интересах исследования отобраны методы, позволяющие подтвердить гипотезу и обосновать результаты, а именно: эмпирические (наблюдение, опрос, рейтинг); теоретические (моделирование, сравнительный анализ).

Новизна заключается в получении новых знаний о использование торшере в виде цветка для оформления интерьера, в практической отработке технологии изготовления подарков в стиле hand-madе в соответствии с предпочтениями подростков, в организации выставки. Впервые торшер - цветок используют не только как украшение, но и как элемент  оформления фотозоны, и самое главное – как подарок для школы, хранящий тепло дружеских рук.


РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

XXIII научная конференция молодых исследователей Сургутского района

Торшер - цветок в виде розы

Автор:

Конопленко Мария Николаевна,

МБОУ «Федоровская СОШ №2

с углублённым изучением

отдельных предметов», 8 г класс,

Сургутский район, г.п. Федоровский

Научный руководитель:

Чистова Елена Николаевна,

учитель технологии

МБОУ «Федоровская СОШ №2

с углублённым изучением

отдельных предметов»

Сургутский район

2019 год


Содержание

I Аннотация

II Ведение

III Основная часть

1. Исследовательская деятельность

1.1 Анкетирование

1.2 Символика. Виды розы

1.3 Что означает цвет розы

1.4 История происхождения торшера

1.5 Как выполнить торшер в виде цветка розы?

2. Практическая деятельность

IV Заключение

V Cписок использованной литературы и источников

VI Приложение


Конопленко Мария Николаевна

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, городское поселение Фёдоровский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская СОШ №2с углублённым изучением отдельных предметов», 8 г класс

Введение

Хорошо, когда у человека есть хобби, увлечение. Исследователи считают, что рукоделие как вид деятельности, очень полезно для всестороннего развития ребенка. А подарки, выполненные вручную, обладают очевидными преимуществами:

- они всегда уникальны, один не похож на другой;

- каждый такой подарок отражает особое внимание к тому, кому ты его даришь, а, следовательно, способен улучшить межличностные отношения.

И это далеко не весь список. Я сама очень люблю создавать эти яркие украшения для друзей, всегда приятно сделать подарок, в который вложена частичка души.

Мы провели анкетирование среди восьмых классов и выяснили, что спрос на ручные подарки очень велик (69%), но самостоятельно изготавливать их готов далеко не каждый (38%). Этим обусловлена актуальность нашей работы.

В этом году нашей школе исполнилось 30 лет. К юбилею мы создавали коллажи - воспоминаний, участвовали в акциях, посвящённые этому мероприятию, украшали актовый зал ростовыми цветами - хризантемами. И я решила создать торшер - розу для фотозоны. Он обязательно привлечет внимание тех, кто предпочитает подарки в стиле hand-made.

Гипотеза исследования – подарок школе в виде торшера - розы повысит интерес к рукоделию как к виду самостоятельной и творческой деятельности среди учащихся.

Объект исследования – рукоделие.

Предмет исследования – торшер, выполненный в виде цветка розы.

Цель работы – создание модели торшера - цветка розы на основе разработанных технологических карт, отвечающих пожеланиям учащихся и учителей в стиле hand-made, повышающих интерес к рукоделию. Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку гипотезы.

Задачи: - изучить возможные модели будущего изделия;

- разработать технологические карты изготовления изделия;

 - создать торшер в соответствии с собственными предпочтениями и пожеланиями друзей;

 - апробировать образец торшера в качестве подарка школе;

- обобщить результаты и сделать выводы.

В интересах исследования отобраны методы, позволяющие подтвердить гипотезу и обосновать результаты, а именно:

- эмпирические (наблюдение, опрос, рейтинг);

- теоретические (моделирование, сравнительный анализ).

Новизна заключается в получении новых знаний о использование  торшере в виде цветка для оформления интерьера, в практической отработке технологии изготовления подарков в стиле hand-madе в соответствии с предпочтениями подростков, в организации оформления школы к юбилею. Впервые торшер - цветок используют не только как украшение, но и как элемент  интерьера в оформление фотозоны, и самое главное – как подарок, хранящий тепло дружеских рук.

В перспективе развития проекта продукты могут использоваться: для организации выставки в детском саду, начальной школе, доме творчества, КДЦ «Премьер»; для самостоятельной работы по созданию цветов - торшера учащимися 1-7 классов, для использования на уроках технологии; презентация – для рекламы стиля hand-made и повышения интереса у подростков к данному виду рукоделия.

Этапы проекта:

  1. Информационный (анкетирование, изучение литературы и поиск информации по теме).
  2. Технологический (моделирование, практическая работа по изготовлению изделия, создание технологических карт).
  3. Обобщение деятельности, выводы.
  4. Представление результатов деятельности.

Основная часть (исследовательская деятельность)

Прежде чем приступить к основной работе я провела опрос среди учащихся 8-х классов нашей школы, чтобы выявить, насколько интересны подросткам рукотворные подарки на примере оригинального цветка, ведь сегодня поделки в стиле hand-made, что в переводе с английского обозначает «предмет ручной работы, самоделка»[2], необычайно популярны. Анкета включала в себя следующие вопросы (Приложение I).

1. Как ты думаешь, какой подарок ценится больше: сделанный своими руками или купленный в магазине?

2. Любишь ли ты заниматься рукоделием, создавая подарки своими руками?

3. Насколько актуально в настоящее время заниматься созданием изделий своими руками?

4. Умеешь ли ты создавать цветы из гофрированной бумаги или фоамирана?

5. Какой бы подарок ты бы хотел(-а) получить: изготовленную из шелковых лент, ткани, бисера, фоамирана?

Проанализировав результаты опроса (Приложение I), я сделала выводы:

1. Моим сверстникам нравятся подарки, сделанные своими руками, они считают, что  рукотворные вещи уникальны.

2. К сожалению, в подростковом возрасте не очень популярно заниматься рукоделием, проявлять свое творчество для изготовления подарков для близких людей.

В ходе опроса я выяснила, что снижение интереса к рукоделию как самостоятельной творческой деятельности, способствующей созданию подарочного изделия цветка, обусловлено тем, что не все респонденты знают технологию изготовления этого изделия. Ребята не владеют сведениями о возможных современных моделях и возможностях их использования. Также в этом возрасте не желают тратить время на изготовление какого-либо изделия – лучше получить его в подарок или попросить сделать того, кто умеет. Таким образом, мне необходимо популяризировать декоративно-прикладное искусство и заинтересовать сверстник. А для этого я приступила к изучению литературы.

IV Заключение

Ознакомив учащихся с историей, техникой создания ростовых цветов в виде торшера из разных материалов, с учетом реальных затрат, себестоимость изделия составляет 670 руб. (Приложение VI), я провела повторное анкетирование. (Приложение I). Главный вопрос, который меня интересовал, изменилось ли твое отношение к занятию рукоделием, создавая подарки своими руками? Конечно, в масштабах школы, еще рано говорить о значительных изменениях. Активность опрошенных повысилась и появилась потребность в занятиях рукоделием. Я рада, что мой проект дал возможность приобрести творческое хобби, найти новых друзей, научил выполнить изящное и красивое изделие, заряженные исключительно позитивной энергией - торшер в виде цветка розы для оформления фотозоны на юбилей школы. Об этом свидетельствуют отзывы. (Приложение VIII) В работе имеется 8 приложений, которые расширяют поле моего исследования, а также наглядно доказывают подлинность и авторство проекта.

В ходе работы над проектом изучен материал о торшерах в виде ростового цветка, практически отработана технология изготовления подарков в стиле hand-made в соответствии с интерьером школы и предпочтением подростков. Впервые ростовые цветы стали использоваться в нашей школе для оформления, и самое главное – как подарок на юбилей  школы для украшения фотозоны и сцены, хранящие тепло дружеских рук и частичку души.

Результаты исследовательского проекта

1. Выступление на классных часах в 5-8 классах «Торшер - цветок роза ».

2. Проведение мастер-класса «Технология создания модели "Торшер - роза» на занятиях по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению.

3. Презентация проекта.

Практическая значимость

Результаты проекта могут быть использованы:

- для создания подарка своими руками на юбилей школы;

- демонстрации продуктов сверстникам с целью популяризации различных видов деятельности  и повышения интереса к созданию;

- организации выставки в начальном звене и детских садах для воспитания бережного отношения к чувствам друзей, благодарности в результате их внимания и заботы;

- при изучении раздела «Художественные ремесла» (предмет «Технология») и создания проектов для фестивалей и выставок на различных уровнях.

В дальнейшем я планирую разместить материал в Ресурсном Центре Информатизации и принять участие в проекте «Магический дистант», где смогу организовать дистанционные занятия по обучению.

Светить всегда, светить везде,

И пусть проходят эры!

Светить – и никаких гвоздей –

Девиз моего торшера.



Предварительный просмотр:

Я, участница регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

«Подарочная коробка с мыльными цветами»

Тема проекта обусловлена проблемой, возникающей в подростковой среде: снижение интереса к рукоделию как виду самостоятельной деятельности и творчества, способствующего созданию подарочного изделия. Актуальность проекта состоит в том, что в результате мы получаем эксклюзивную вещь за сравнительно небольшую стоимость, которую не купишь в магазине.

Проблемы, с которыми сталкивается потребитель, приобретая коробочку цветов: отсутствие оригинальности, конструкционные недостатки, высокая стоимость.

Объект исследования – рукоделие.

Предмет исследования – подарочная коробочка с мыльными цветами и цветами из фоамирана.

Цель: создание модели подарочной коробочки с цветами из мыла и фоамирана,на основе разработанных технологических карт, отвечающих пожеланиям себя и мамы в стиле hand-made, повышающих интерес к рукоделию;

Задачи: -изучить возможные модели будущего изделия

- разработать технологические карты изготовления изделия;

 - создать коробочку цветов в соответствии с собственными предпочтениями и пожеланиям мамы;

обобщить результаты и сделать выводы.

Гипотеза: Коробочка  с мыльными цветами  преобразит интерьер дома обладательницы подарка .                         

Новизна

Модные цветочные решения в виде букетов и цветочных композиций в предстоящем сезоне 2020-2021 непременно заинтересует всех. Все должны быть в курсе всех модных веяний на красивые букетики и цветочные композиции в наступающем сезоне, чтобы радовать и себя, и других лучшими приятностями в виде модных букетов. Я с большим интересом изучу данный предмет и порадую своим творчеством близких, а еще у меня всегда будет хорошая идея подарка на любой случай жизни.

        Мое увлечение по созданию роз из мыла и фоамирана в будущем может  быть основой для создания собственного бизнеса.  

Практическая значимость

Букеты из мыльных цветов стали главным трендом. Почему? Во-первых, это долговечность. Сколько смогут простоять в вазах обычные цветы? И сколько стоит приличный букет; особенно в праздничные сезоны? Это, во-вторых. Ну, а в-третьих – творчески подойти к подарку, сделать его, по сути, самому, значит выразить исключительное внимание. А это, как известно, ценится больше всего.

Схема обдумывания

Немного из истории

Идея делать из цветы из мыла зародилась, как считается, в юго-восточной Азии. Жители Таиланда, а точнее – округа Чианг Рай, практиковали резьбу по кусковому мылу (по-научному «карвинг»). Со временем их досуговое занятие превратилось в настоящее искусство, которое крепло с поколениями мастеров. Говорят, такие цветы могут «жить» вечно.В Южной Корее «мыльную» идею развили и придумали неувядающие цветы, какими их знают все флористы. Этот классный элемент декора достаточно давно стал популярным на родине, а теперь мода на букеты из мыльных роз распространилась и на весь мир.Букеты и инсталляции из них послужат идеальным украшением для множества объектов и мероприятий: в домашних интерьерах, офисах, шоу-румах, на презентациях и конечно, на свадьбах.

Что такое мыльные розы?

Мыльные розы – это розочки из мыла, которые выглядят как настоящие цветы. Бутоны роз сделаны из мыльного раствора. В воде цветы ведут себя как обычное мыло, пенятся и растворяются.

Символика.Виды роз

Роза считалась символом храбрости – в день триумфального вступления в Рим, Сципион Африканский известный римский полководец, позволил своим солдатам нести букеты роз в руках, и чтоб увековечить память о храбрости воинов приказал выбить на их щитах изображения роз.Однако существовал еще один неожиданный символ розы – молчание.  Роза не одному болтуну не спасла жизни. Во время пиршеств в залы вывешивали искусственные розы, прикрепляя их к потолку, посвященная Гарпократу – богу молчания. В 19 веке язык цветов роз стал уже исключительно любовного характера, однако при этом различали по сортам розы: например, даря австрийскую розу означало – с большой любовью. Любовь тихая – белая роза, застенчивая любовь – дамасская, а неверность приписывалась желтой розе. Однако имело значение, и с какими цветами в букете соединялась роза.

Основная часть (исследовательская деятельность)

Прежде чем приступить к основной работе я нашла в интернете для себя много полезной информации, такой как :

  1. Символика. Виды роз.

Роза считалась символом храбрости – в день триумфального вступления в Рим, Сципион Африканский известный римский полководец, позволил своим солдатам нести букеты роз в руках, и чтоб увековечить память о храбрости воинов приказал выбить на их щитах изображения роз.Однако существовал еще один неожиданный символ розы – молчание.  Роза ниодному болтуну не спасла жизни. Во время пиршеств в залы вывешивали искусственные розы, прикрепляя их к потолку, посвященная Гарпократу – богу молчания. В 19 веке язык цветов роз стал уже исключительно любовного характера, однако при этом различали по сортам розы: например, даря австрийскую розу означало – с большой любовью. Любовь тихая – белая роза, застенчивая любовь – дамасская, а неверность приписывалась желтой розе. Однако имело значение, и с какими цветами в букете соединялась роза.

1.2Виды коробок для изделия.

В наше время,в магазине можно найти любую форму, цвет и вид коробочек,но я остановилась на круглой коробочке.

1.3 Что означают цвета роз.

Красный цвет является классическим и означает страстную любовь и глубокую привязанность. Причём, чем ярче и насыщеннее оттенок, тем глубже испытываемые чувства. Глубокую, неистовую страсть означают бордовые оттенки цветка. Психологи даже советуют применять бордовые розы, как элемент декора комнаты.Жёлтый оттенок роз говорит о свободе и энергии. Это своеобразное проявление внимания и заботы. Поэтому нередко именно жёлтый цвет используют в композициях,которые дарят по случаю торжества. Это способ отметить успех и показать гордость за достигнутыевысоты.Также подаренные жёлтые розы могут помочь забыть прежние недоразумения и ссоры и примирить конфликтующие стороны. Это цвет зрелой любви, домашней заботы и понимания.Оранжевый цвет символизирует энтузиазм, новизну чувств и благие намерения. Подаривший букет оранжевых роз мужчина на языке цветов признаётся женщине, что опьянён и околдован ею. Также он может выражать безмерную гордость. Букеты из голубых и синих роз – явный признак таинственности. Их принято дарить людям неординарным, которые производят впечатление загадочных. Если же речь идёт о нежных сиреневых оттенках, то это способ выразить своё очарование и восхищение. Такой букет будет уместен, когда юноша впервые влюбился. Розы персикового оттенка принято дарить по поводу удачно завершившегося дела. Персиковый цвет символизирует скромность и гармонию, а ещё теплоту и благодарность. Такой букет практически универсальный и будет уместным во многих случаях, являясь приветствием. А вот с помощью роз двухцветных оттенков можно передать зашифрованное сложное послание. Например, розово-сиреневые цветы с явной фиолетовой каймой говорят : «Ты мне понравилась, и я тобой восхищён». Непривычные насыщенные лавандовые оттенки подаренных роз говорят о величии, славе и богатстве. Во многих странах их принято преподносить на серебряную свадьбу, выражая таким способом восхищение и благодарность.

1.4 Выбор материала.

Для изготовления изделия нам понадобится:

1.Мыльные розы;

2.Клей пистолет;

3.Коробочка подарочная;

4.Зубочистки;

5.Бумажный наполнитель;

6.Пенопласт;

7.Гофрированная бумага;

8.Канцелярский ножик;

9.Декоративные листья;

              Правила техники безопасности        

ПТБ вы можете видеть на экране.

1.6 Экологическое и экономическое обоснования

Экологическое:

Изделие выполнено из легко утилизирующихся и не вредящих здоровью материалов,поэтому изделие можно считать безопастным и чистым ,с экологической точки зрения,утилизации и использования.

Экономическое обоснование:

С учетом реальных затрат себестоимость изделия составляет 2095 руб. если учесть, что изделие можно продать за 3800 руб., то доход от реализаций изделия составляет 1705 руб.

Экономическая и экологическая оценки проектируемого изделия

№ п/п

наименование

Ед. изм.

Норма расхода

Цена за единицу товара (руб.)

Стоимость (руб.)

1

Ткань трикотажная  на тело

м

25 см

800

200

2

Ткань на платье ситец

м

20 см

250

50

3

Искусственный мех на жакет

м

10 см

1000

100

4

Фатин

м

300 см

25

75

5

Нитки для шитья

кат

0,5 кат

20

10

6

Нитки шерстяные для вязания

моток

50 гр

90

90

7

Обувь для куклы

пара

1

175

175

8

Трессы

м

100 см

180

180

9

Синтепон для набивки

гр

300 гр

300

300

10

Ученический час

мин

5

60

300

Итого

1480 руб.        1480 рублей

Мыльные розы=1000р(два цвета);

Клей пистолет=0р(был дома);

Коробочка подарочная=400р;

Зубочистки=15р;

Бумажный наполнитель=100р;

Пенопласт=280р;

Гофрированная бумага=50р;

Канцелярский ножик=100р;

Декоративные листья=150р;

                                           

 Реклама

 Дарите женщинам цветы!

Не важно - роза иль ромашка.

С цветами женщина на Вы прекрасная вернулась сказка!

Вывод:

Вывод: Подарочная коробочка с мыльными цветами - очень оригинальный и красивый подарок для любимой мамочки, Любая женщина не отказалась бы от цветов тем более таких, которые не завянут и останутся на долгое время. Такой подарок будет каждый день радовать глаза. Это была отличная идея -  сделать данное изделие!

Коробка с мыльными цветами стала модной вещицей, дорогим подарком, частью интерьера, что является одним из  основных элементов украшения современного дома.

В моем проекте представлены чертежи и технологические карты изготовления изделия.  

Изделие, находясь в жилом помещении, не будет выделять токсические вещества, так как по СанПин температура воздуха не превышает 25℃. Правильное использование инструментов, во время работы не принесли вреда моему здоровью. От работы я получила удовольствие.

Перед собой ставила гипотезу, которая давала возможность определить, что подарок выполненный своими руками, дает превосходство перед изделиями, купленными в магазине, подтвердив свою значимость, мои сверстники в свою очередь заинтересовались процессом изготовления данного изделия и по каждой из них готова показать мастер класс.



Предварительный просмотр:

Выполнила Чистова Елена Николаевна,

учитель технологии

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

Особенности программы элективного курса «Моя профессиональная карьера»

В соответствии со Стратегий научно-технологического развития Российской Федерации (Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642), Национальной технологической инициативой (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы») и Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р) развитие технологического образования является приоритетной задачей государства. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на  становление личных характеристик выпускника: умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике, активно и заинтересованно познающего мир.

С целью реализации направлений, указанных в перечисленных документах составлена программа элективного курса «Моя профессиональная карьера» на основе программы Чистяковой С. Н. «Твоя профессиональная карьера», с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе, на основе Концепции преподавания предметной области «Технология».

Программа разработана согласно следующим нормативно-правовым и инструктивно-методическим документам:

- Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций); Закон ХМАО - Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 28.02.2019) "Об образовании в ХМАО-Югре"; Концепция развития образования учащихся в ХМАО-Югре до 2020 года.

Направленность образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная модульная программа имеет модель системы ранней профориентации. Становление самоопределения, формирование жизненного плана происходит в течение всего периода взросления.  Освоение данной программы позволяет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.

Новизна. Новизна основана на интеграции компьютерных, современных технологий, выхода технологического образования школьников за пределы образовательного учреждения, включение в образовательный процесс социальных и индустриальных партнеров, представителей бизнеса, а также родителей обучающихся (детско-взрослые производства, школьные компании). Актуальность. В основе данной программы является национальный проект «Образование». Региональные проекты ХМАО-Югры

в рамках  национального проекта утверждены 13 ноября  2018 г. Предусмотрено  проведение мероприятий, важных для

профориентационной деятельности общеобразовательных организаций.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы заключена в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и соответствует современной социокультурной ситуации развития личности в условиях взаимосвязи формального, неформального и информального образования в целостной системе непрерывного образования. Важнейшей задачей проекта является обеспечение участия учащихся 8-х классов в мероприятиях по ранней профессиональной ориентации.

Цель: сформировать готовность учащихся к самоопределению личности – личностному, социальному, профессиональному, жизненному.

Личностное самоопределение – процесс и результат осознанного выбора личностью собственных целей, позиций и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Социальное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, осознание принадлежности к определенным социальным группам с закрепленными социальным статусом и ролями и поэтапное включение во все сферы общественной жизни. Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма.  Жизненное самоопределение – это осознание себя относительно общечеловеческих норм, показателей смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Задачи дополнительной образовательной программы:

обучающие:

  • обучить первоначальным правилам формирование жизненного плана;
  • формировать умения применять различные количество альтернатив в выборе идеальной цели;
  • способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления в отношении представления в средствах массовой информации и существующих в обществе стереотипов карьерного успеха;
  • формировать начальные навыки использования приёмов как для оценки собственной позиции в рассматриваемых проблемах, так и для практической помощи сверстникам;
  • формировать умения анализировать задачи, планировать и применять знания при создании проектов ранней профориентации;
  • формировать навыки работы с инструментами и материалами, применяемыми в профессиональных пробах;

развивающие:

  • развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход в профессиональных пробах;
  • развивать пространственное и образное мышление;
  • расширять познавательный интерес в области технического и инженерного ресурса;
  • совершенствовать навыки поисковой деятельности;
  • формировать способность к самостоятельному выражению своих идей при выполнении проектов;
  • формировать эстетический и художественный вкус.

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи;
  • формировать правильную позитивную оценку своих возможностей, навыки самообразования;.
  • воспитывать и формировать коммуникативную культуру, ответственность за качество выполняемой работы в группе;
  • воспитать самостоятельность в работе над проектом.

Отличительные особенности данной программы  является социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности, групп населения, имеющих специфические интересы, достигают консенсуса, организуют совместную деятельность либо координируют ее в направлении достижения общественного согласия. Это дает возможность каждому учащемуся самостоятельно для себя обозначить "зону ближайшего самоопределения". Программа «Моя профессиональная карьера» состоит из двух модулей - теоретического и практического. Теоретический включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практический представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. 

I модуль.  «Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают?»

Предлагаемый модуль представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием общеобразовательной деятельности по тому или иному направлению (проба выбора профиля обучения), информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием.

В ходе пробы учащемуся предъявляется некий продукт, созданный представителями той или иной профессиональной субкультуры или носителями того или иного специального знания (популярная, научная или учебная книга, журнал, газетная подшивка, видеофильм, веб-сайт, проспект специализированной выставки). Учащемуся предлагается: идентифицировать предложенный педагогом материал (ответить на вопрос «что это»), дать собственную интерпретацию идеи, выраженной в материале; охарактеризовать основной смысл представленной информации, её назначение и адресную направленность; сформулировать за фиксированное время собственное суждение и вытекающие из него вопросы к носителю специального знания (или специальной компетенции); обнаружить личностный смысл и личностную заинтересованность в источнике данной информации; оценить уровень мотивации к работе, своё самоопределение «хочу», «могу», «есть», «должно быть»; выявить способность к построению эффективной коммуникации с «предъявителем» данного материала и готовность к вербальному или иному выражению собственной позиции и уровня компетентности.    

Также целесообразно при помощи активизирующих методик сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать «педагогически- провокационную» ситуацию столкновения факторов выбора профиля обучения при помощи заполнения простейшей таблицы – матрицы. Работа с «матрицами» («схемами») альтернативного выбора, позволит формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнения родителей; сертифицированные и несертифицированные личные достижения учащегося в основном и дополнительном образовании; советы учителей; рекомендации психологов; перспективность или престижность варианта выбора, территориальная  близость будущей учёбы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учёбы и т.д.)

Цель: научить определять свои жизненные способности.

Задачи:

  • формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических компетенций в области самоопределения;
  • сформировать  положительное отношение к алгоритмам профопределения;
  • эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
  • модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
  • расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
  • формирование и развитие способности к конкуренции;

II модуль. «Творческое решение практических задач. Эвристическая контрольная»

Важной составляющей модуля является выполнение школьниками творческих практических заданий – профессиональных проб. Они выполняют задачу уточнения избранного профиля и направления дальнейшего обучения и представляют собой деятельность, позволяющую подростку, выполняя конкретные действия, задания, отвечая на вопросы, проверить себя в правильности сделанного выбора. Пробы являются диагностическими и развивающими. В ходе их выполнения школьник приобретает опыт деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование. Важнейшие педагогические требования к выполнению проб: они должны носить характер завершенных действий, иметь творческий потенциал, быть непродолжительными.

При изучении элективного курса учащиеся выполняют пробы по пяти профессиональным сферам: человек- человек, человек - техника, человек- природа, человек- художественный образ, человек - знаковая система. Суть любой профессиональной пробы – обучение школьников основам деятельности: выбору цели и подтверждению его правильности, планированию, последовательности действий, предвидению, анализу, оценке результатов, рефлексии.

Каждая профессиональная проба представляет собой самостоятельный логически завершенный структурный модуль учебно-трудовой профессиональной деятельности учащихся.

Например, в школе есть гуманитарный и социально-экономический профили (человек – человек). В основе профессиональных проб могут быть различные задания: провести урок русского языка и родной речи в начальной школе; выяснить, какие нуждающиеся в социальной помощи люди (старики, больные) проживают в ближайшем окружении, составить их список и организовать оказание им помощи силами сверстников.

Если же учащийся желает выбрать естественно-научный профиль (человек – природа), то профессиональная проба может заключаться, например, в составлении плана озеленения своего двора, аргументации преимуществ составленного плана и т. п.

Школьники получают технологическое образование (человек - техника). Программа построена на обучении в процессе практики. На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения учащимися практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Они приобретают знания и практические навыки в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией и  основными профессиями промышленности.

Для школьников, выбравших художественный профиль (человек – художественный образ) профессиональная проба может заключаться в выполнении пробы по составлению композиции “икебана” или подготовке выступления по результатам изучения искусства художников-передвижников.

При организации и проведении проб возникают затруднения с привлечением специалистов различных направлений. Можно использовать специалистов системы дополнительного образования, родителей, учителей школы, ресурсы ближайшего социального окружения. Например, школьник планирует обучаться на социально-экономическом профиле (человек - знаковая система). В поселке, где он учится, имеется юридическая консультация. Необходимо договориться, чтобы этот школьник поработал у юриста в качестве ученика, походил у него в “подмастерьях” и выполнил ряд несложных поручений. Такая проба наиболее продуктивна, так как она осуществляется на конкретном рабочем месте, в реальных условиях.

Предлагается учащимся выполнение профессиональных проб, ориентированных на потребности местного рынка труда. Это дает педагогам и учащимся простор для фантазии, проявления собственной познавательной активности, повышает заинтересованность подростков к проблеме профессионального самоопределения.

Цель: научить определять свои жизненные перспективы.

Задачи:

  • сформировать умения:  ориентироваться в социальном пространстве;
  • развитие творческих и технических способностей детей посредством разработки проекта;
  • учить ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.

Программа рассчитана на 1 год обучения (35 часов в год) для обучающихся 8 класса, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. При разработке курса учитываются возрастные особенности учащихся. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношения при выборе направления в профессии. Этим обусловлен выбор профориентационного направления программы.  

Формы занятий. Основными формами организации деятельности детей являются индивидуальная, фронтальная и групповая (микрогруппы).

  • Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, когда каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может выступать работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии, интернет); решение задач по проблеме выбора решения; написание эссе, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Индивидуальная работа широко используется в профобучении. 
  • Фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся, уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей.
  • Групповая форма работы ориентирует учащихся на создание так называемых «творческих групп или пар».

Образовательные технологии: групповые (создающие условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы), игровые (формирующие субъектную позицию ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя), квест-технологии (способствующие активизации интереса к обучению), практико-ориентированные : технология критического мышления, интерактивные технологии обучения, проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и др. (позволяющие развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт), здоровьесберегающие.

Независимо от вида изучаемых на занятии технологий, изготовления изделий, содержанием программы предусмотрено освоение материала по следующим сквозным линиям:

  • Технологическая культура изготовления объектов.  Культура, эргономика и эстетика труда.
  • Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации.
  • Начальные навыки черчения, графики, дизайна.
  • Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства.
  • Знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов.
  • Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.
  • Методы технической, творческой, проектной деятельности.
  • История, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

I модуль «Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают?»»

Ожидаемые результаты

Способы определения результативности

        Личностные        

Предметные

Метапредметные

  • готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов. Освоение материала модуля как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учѐбе;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Учащийся:

  • получит углублен-ные знания о возможностях построения самоопределения;
  • научится самостоя-тельно создавать простые модели профессиональной направленности
  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • тесты
  • результаты конкурсов и выставок
  • личные достижения каждого учащегося

II модуль «Творческое решение практических задач»

  • формирование целост-ного, социально ориентиро-ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • художественно-эстетический вкус, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать;
  • приобщение к творческому труду и бережное отношение к материальным и духовным ценностям, установка на безопасный, здоровый образ жизни.
  • знание классифика-ции профессий;
  • понимание условных обозначений, принятых в психологии;
  • знание алгоритма выбора профессии;
  • знание правил культуры труда; 
  • навыки конструи-рования по образцу, проявление творчества.
  • планирование технологического процесса и процесса труда; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности;

умение: использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

  • слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку;
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • тесты
  • результаты конкурсов,

личные достижения каждого учащегося

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: составление альбома лучших проектных работ; проведение выставок работ учащихся; участие в учебно-исследовательских конференциях, поощрения.