Мини-музей "Народная игрушка"

Новикова Наталья Владимировна

История создания

Мое увлечение последних лет – это традиционные русские тряпичные куклы. https://nsportal.ru/albom/2021/10/10/moi-uvlecheniya-0

В своем детском саду организовала мини-музей "НАРОДНАЯ ИГРУШКА"Идея организации принадлежала руководству ДОУ.

  • Далее была организованна выставка совместного детско-родительского творчества "Куклы и игрушки своими руками".

В ней также участвовали работники сада. Куклы, выполненные на мастер-классе, заняли на выставке свое почетное место. 

Так появились с любовью созданные творения, которые и стали основой нашего мини-музея "НАРОДНАЯ ИГРУШКА".

Иллюстрации по мини-музею, организации различных видов деятельности на базе мини-музея в альбоме нашего ГБДОУ д/с № 38  https://vk.com/album-194142342_281784654

Фотоэкскурсия по мини-музею

                                                                                           

О мини-музее

Полную информацию о мини-музее "НАРОДНАЯ ИГРУШКА" вы узнаете из файлов "Положение о мини-музее" и "Задачи музея по образовательным областям" в разделе "Методические разработки" (см. ниже).  

Основная часть мини-музея - рассказ об игрушках русских народных промыслов: матрешках, Дымковских, Богородских. Экспонаты - работы, выполненные сотрудниками, детьми и родителями детского сада (либо альбомы с фотоснимками). Представлены как тряпичные куклы, куклы из ниток, так и поделки из глины и дерева. 

 

 

Методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский  сад № 38 компенсирующего вида   Невского района Санкт-Петербурга

ПОЛОЖЕНИЕ

о Выставке «Куклы и игрушки своими руками»

Положение разработано для ГБДОУ № 38 компенсирующего вида   Невского района Санкт-Петербурга в соответствии с годовым планом работы.

  1. Основные цели и задачи:
  1. Создание условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческого потенциала детей, гармоничного становления личности.
  2. Повышение  социальной значимости и популяризация детского художественного творчества.
  3. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи, стимулировать сотрудничество и взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
  4. Вызвать эмоциональный отклик в процессе творчества, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в трудовой деятельности.
  1. Участники Выставки:
  1. Участниками являются педагоги, дошкольники и родители ГБДОУ № 38.
  2. Возрастные группы участников Выставки не ограничены.
  1. Условия проведения Выставки:
  1. На Выставку принимаются работы, соответствующие названию Выставки,

- игрушки и куклы – подарки (выполненные из подручного материала, современные техники);

- рукотворные игрушки и куклы, созданные совместно с детьми как атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- декоративно-прикладное искусство (игрушки, куклы из ткани, изделия из кожи и меха, и др.).   

  1. Работы могут быть изготовлены в различных техниках (вязание, валяние, лоскутная техника, бисероплетение, ткачество, вышивка, бумагопластика, и др.).
  2. Материалы, технику исполнения участники выбирают самостоятельно.
  3. Работы должны быть выполнены без использования каких-либо компьютерных программ.
  1. Порядок и сроки проведения выставки:
  1. Первый этап

-  декабрь –  проходит в  виде выставок в группах, осуществляется педагогами.

  1. Второй этап

- .. декабря - открытие выставки  в Холле, проходит в процессе выставки и осуществляется членами Жюри, а также посетителями выставки (в номинации «приз зрительских симпатий») Работы для участия в Выставке принимаются .. декабря.

  1. Требования к оформлению работ:
  1. Работы должны быть полностью готовы к экспонированию.
  2. Декоративно-прикладные работы должны быть устойчивы, хорошо закреплены на подставках.
  3. Каждая работа сопровождается этикеткой в правом нижнем углу с указанием: фамилии, имени, возраста автора, названия коллектива, названия работы, техники исполнения, ФИО руководителя. Этикетка заполняется участниками самостоятельно.

Образец заполнения этикетки

Смирнова Василиса, 6 лет

Ошерович Екатерина Юрьевна

Группа «Сказка»

«Обезьянка», валяние



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В МИНИ-МУЗЕЕ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Социально-коммуникативное развитие 

  • Продолжать знакомить детей с игрушками народных промыслов: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской, Богородской, Городецкой, Матрешкой.
  • Продолжать знакомить с историями возникновения промыслов, этапами изготовления игрушек.
  • Приобщать к русской народной культуре, воспитывать патриотизм. 
  • Познакомить с русскими народными промысловыми игрушками, с отличительными особенностями в их внешнем виде, способами их изготовления.
  • Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Расширить представление о семейном укладе, традициях по изготовлению тряпичных кукол для детей.
  • Расширить представление о русских народных праздниках, связанных с изготовлением обрядовых игрушек. Объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость.
  • Формировать гендерные представления: рассказать о народных игрушках для девочек и мальчиков.
  • Знакомить с народными играми, собранными в картотеке мини-музея «Народная игрушка».

Познавательное развитие

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений в мини-музее.
  • Расширить представление о материалах, из которых изготавливаются народные игрушки. Развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала.
  • Знакомить детей с различными видами тканей, используемых при изготовлении тряпичных кукол, из каких материалов она сделана. Показать цветовое многообразие тканей для кукол.
  • Расширять представления о профессиях людей, создающих традиционную деревянную и глиняную игрушку. Показать ценность труда народных мастеров, формировать уважение к людям труда.
  • Инициировать и поддерживать познавательный        интерес детей дошкольного возраста во время организованной в мини-музее «Народная игрушка» деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

  • Познакомить детей с отличительными особенностями в манере росписи русских народных игрушек. Показать богатство узоров и колорита традиционной росписи игрушек.
  • Познакомить с художественно-образными свойствами игрушки: воплощенными в ней символами, форме, колористике.
  • Развивать способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, в изделиях народных умельцев.
  • Создавать условия для творческого самовыражения. Изготовление продуктов детского творчества, использование представленных в мини-музее «Народная игрушка» мастер-классов:
  • - «Жаворонок»
  • - «Зайчик на пальчик»
  • - «Традиционные тряпичные куклы».
  • Развивать стремление к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.

Речевое развитие 

  • Приобщать детей к восприятию произведений устного народного творчества, собранных в картотеке мини-музея «Народная игрушка» – частушек, потешек, песенок.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о народных традициях, промыслах, народной игрушке.
  • Познакомить детей со стихотворениями о народной игрушке (картотека мини-музея «Народная игрушка»).

Физическое развитие 

  • Знакомить с обычаями, особенностями характера своего народа через народные подвижные игры.
  • Познакомить с народными играми картотеки мини-музея «Народная игрушка»:
  • - малой подвижности
  • - хороводными народными играми
  • - народными играми с мячом
  • - народными играми с прыжками
  • - народными играми с бегом
  • - игры с камешками.

Взаимодействие с семьями

  • Привлекать родителей к совместному с детьми изготовлению народной игрушки с целью пополнения экспозиции мини-музея «Народная игрушка».  


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

Выполнен воспитателем Натальей Владимировной Новиковой

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Местонахождение: мини-музей располагается на 1 этаже ГБДОУ детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга. Коллекции мини-музея располагаются на стеллажах и столе. Экспонаты находятся в свободном доступе, на уровне досягаемости детей; их можно рассмотреть, потрогать, поиграть с ними.

Название мини-музея: «Народная игрушка».

Направление мини-музея: духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Организаторы: воспитатели Новикова Н.В., Курканина Ю.А.

Музейные разделы:

  • «Народная мастерская»

Рассказывает о народных игрушках: здесь содержится разнообразная информация о традициях, истории создания, видах игрушек и предметов декоративно-прикладного творчества; об искусстве росписи; а также яркие и красочные альбомы, фотоиллюстрации.

  • «Наши умельцы»

Содержит работы, выполненные сотрудниками, детьми и родителями детского сада (либо альбомы с фотоснимками). Игрушки сделаны своими руками по мотивам народных промыслов либо по классическим традициям изготовления.

  • «Библиотека мини-музея»

Представлена литература для чтения, художественное слово о народной игрушке.

  • «Игротека»

Позволит детям закрепить полученные знания в игровой форме.

Актуальность: согласно ФГОС ДО в дошкольном возрасте формируются доступные пониманию детей представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родному краю.

Однако, для дошкольника малопонятны рассказы взрослых о Родине, об истории, традициях и обычаях; слова о патриотизме и долге сложны для восприятия. Ребенок мыслит другими категориями.

С чего же начинать национально-патриотическое воспитание? С того, что ему близко, понятно, интересно, увлекательно, с того, что составляет основу детского миропознания – с игры, с игрушки.  

В выборе содержания работы по формированию представлений о социокультурных ценностях, традициях мы остановились на народной игрушке, как части быта русского народа. В игрушке отражается целый пласт народной культуры и искусства. Изделия мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему, так как по своим мотивам близки к природе. В ярких и красочных узорах росписей игрушек отражается самобытность народа. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками.

В какие игрушки играли на Руси? Из чего и как их создавали? Что хотели передать через игрушки народные умельцы и мастерицы своим детям?

Именно об этом расскажет и покажет наш мини-музей.  

В нем представлены предметы, которые создавали сами дети, их родители. Деятельность в мини-музее носит интерактивный характер – детям можно и нужно трогать экспонаты, активно участвовать в расширении и обогащении экспозиции.  С введением ФГОС ДО важной проблемой является не столько получение дошкольниками определенного объема знаний от взрослого, сколько развитие у дошкольника желание познавать, творить, открывать для себя новое, исследовать мир самостоятельно.

Цель деятельности мини-музея: расширить знания современных детей о народных игрушках, показать, во что играли на Руси их сверстники. Познакомить с разнообразием народных игрушек, историей их создания и традициями изготовления.

Задачи:

- Способствовать обогащению предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ;

- обеспечить для воспитанников безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия; создавать условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка;

- активизировать деятельность воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию дошкольников;

- раскрыть уникальную историю России через экспозицию музея, экспонаты выставок; воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ;

- продолжать знакомство с традиционными народными игрушками (Матрешкой, Дымковской, Богородской, Городецкой и т.д.), их историей и особенностями;

- развивать у детей познавательный интерес к русскому народно-прикладному творчеству; воспитывать эстетические и этические чувства, уважение к работе народных мастеров;

- развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики;

- расширить и активизировать словарь по теме «Народная игрушка»;

- включить в творческий процесс по созданию и пополнению музея педагогов, детей и родителей;

- содействовать укреплению связи ДОУ с семьями воспитанников; развивать интерес родителей к сотрудничеству с детским садом; ориентировать семьи на нравственно-патриотическое воспитание детей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Адресность: музей предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов ДОУ.

Формы и методы работы при посещении музея: беседа, рассказ, объяснение, чтение и рассматривание иллюстраций, художественное слово, показ экспозиций; игровая деятельность, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность; организация выставок; досуги, экскурсии.

Предполагаемый результат работы с уголком: на базе мини-музея или с использованием его коллекций может проводиться совместная деятельность педагога с детьми по образовательным областям. Экспозиция музея составлена так, чтобы побуждать детей к самостоятельности (играть, читать, рассматривать). Проявление интереса детей к экспонатам музея, его тематике будет также способствовать их взаимодействию с родителями.

Наглядность: коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал (перечень в приложении).

Взаимодействие педагогов и родителей:

- участие родителей в создании мини-музея;

- продуктивное творческое взаимодействие;

- совместная деятельность по схеме: педагог – ребенок; ребенок – родитель; родитель – педагог.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- Пополнение мини-музея новыми экспонатами; расширение уже имеющейся экспозиции;

- пополнение материалов, изготовленных собственными руками (воспитанниками, родителями, педагогами): поделок, книжек-малышек, альбомов-самоделок;

- разработка цикла бесед о видах народных игрушек, традициях создания, росписи;

- оформление тематических, индивидуальных выставок в музее;

- подбор тематической литературы для чтения, обогащение наглядного материала;

- проведение экскурсий для групп детского сада;

- проектная деятельность на базе мини-музея;

- организация игр-путешествий, посиделок;

- дидактические игры;

- организация театрализованной деятельности;

- викторины.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень экспонатов мини-музея:

Раздел «Народная мастерская»

Раздел «Наши умельцы»

Раздел «Библиотека мини-музея»

Раздел «Игротека»



Предварительный просмотр:

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

О НАРОДНЫХ

ИГРУШКАХ

НАРОДНАЯ ИГРУШКА

ПЕСТРЫЙ ХОРОВОД

Привезли мы глину с дальнего бугра.                        

Ну-ка, за работу, чудо-мастера!                        

Я слеплю лошадку, я ее поглажу                                

И седельце с бахромой

На спине прилажу.                                                        

Слепим, высушим - и в печь!

А потом распишем.                                                

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.                                        

А в печи - не калачи,

А в печи – не куличи,                                                

Не пышки, не ватрушки,

А в печи – игрушки!                                                        

Не кастрюли, чугуны –

А лошадок табуны.                                                   

За лошадками – козел,

Из печи – и прыг на стол!                                                

Вылезай скорей медведь!

В печке можно угореть.                                                

Друг за дружкой выплывают

Утушек-свистулек стаи,                                                

А за ними в свой черед –

Кукол пестрый хоровод.                                                

Распишу я утушку разными цветами,                                

Свищет моя утушка разными ладами.                                

                                             Лена Гулыга

        

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивиться:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает!

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту.

Эта птица не простая -

Расписная, золотая,

Просто диво–безделушка!

Зовут ее - НАРОДНАЯ ИГРУШКА.

                          И. А. Деньши

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

          ДЫМКА

Дух гулянья и веселья,

Хмель, кадрили и частушки.

Вкус медово-карамельный

В вятской дымковской игрушке.

                        Т. Тимофеева

ДЫМКА

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый неоформленный комок.

За своей работаю старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… Нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Л. Хрустов

ВЕСЕЛАЯ ДЫМКА

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки сАмой Дымково – поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Лет ему за двести, триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А, управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали - пели, не скучали…

Как-то вятичи-дружки сели в праздник у реки.

Под руками глина - слой на три аршина.

Стали шарики катать, как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мять - жирная, как сало!

Кто-то сделал индюка - распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу - сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе!

А. Дьяков

        

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Чем знаменито Дымково?                                                

Игрушкою своей!                                                        

В ней нету цвета дымного,                                                

Что серости серей.                                                        

В ней что-то есть от радуги,                                                      

От капелек росы.                                                        

В ней что-то есть от радости,                                                      

Гремящей как басы!                                                        

Она глядит не прянично –                                                

Ликующе и празднично.                                                

В ней молодость – изюминка,                                                      

В ней удаль и размах…                                                

Сияйте, охра с суриком,                                                

Чтоб всем светло, не сумрачно!                                        

И злость, и хмурость

Льдинкою, без всякого следа,                                                        

Пусть под улыбкой Дымково

Растают навсегда!

                        В. Фофанов

ДЫМКОВО

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое

Дымково назвали.

Там любили песни-пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право!

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз,

А затем пустИмся в пляс!

Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В игрушки яркие вложил?

                                                        О. Левицкий

Поглядите, каковы! И нарядны, и новы:                                                        

Расписные сани, медведь с гармошкой,

Солдат с усами, козел – золотые рожки                                                

Да куколка в сережках.

Пестрые и яркие, славные подарки!                                        

ИНДЮК

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив.

Птица важная – индюк!

     

  ВОДОНОСКА

За студеною водицей

Водоноска – молодица                                              

Как лебедушка плывет!                                        

Ведра красные несет                                                            

На коромысле не спеша.                                              

Посмотри, как хороша                                                            

Эта девица – краса!                                                        

Туга черная коса,                                                      

Щеки алые горят,                                                      

Удивительный наряд!                                                        

Как лебедушка плывет,                                          

Песню тихую поет.

                Э. Котляр

*Через горные отроги,                                                              

Через крыши деревень,                                                

Краснорогий, желтогрудый                                                

Мчится глиняный олень.                                                

*Стоит молодушка,

А с ней коровушка:

Важная, спокойная,

Буренушка дойная.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.

*Что за конь!

Только тронь –

С всадником вместе

Ускачет верст за двести!

*В кокошнике няня,

На руках Ваня,

И хорош, и пригож.

Не забудь няню,

Когда подрастешь, Ваня!  

*Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходит девица-краса по улице пешком.

Бока крутые, бока золотые.

*Барашек – свисток,                                                        

Левый рог – завиток,                                                              

Правый рог – завиток,                                                              

На груди – цветок!    

*Утка Марфутка бережком идет,                                        

Уточек Марфуточек купаться ведет.

*Идут кататься нянюшки,

И Ванюшки, и Танюшки,

Хотят повеселиться

И братцы, и сестрицы.

- Тятеньки и маменьки,

Вы куда шагаете?

- Шли бы вы на карусели -

Место прозеваете.

Закрутили, завертели

Колесо у карусели.

Весело, весело,

Всем нам очень весело!

        

        



Предварительный просмотр:

ЧАСТУШКИ

О ДЫМКОВСКИХ ИГРУШКАХ

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень.

-Ты играй, мой Ваня, -

Просит друга Таня.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

                                                           

Кофточки цветные,                                                        

Юбки расписные,                                                        

Шляпы трехэтажные –                                                              

Статные и важные.  

                                                     

Мы игрушки расписные,                                                

Хохотушки вятские.                                                        

Щеголихи слободские,                                                

Кумушки посадские.  

                                                           

Наши руки крендельком,

Щечки, будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

У колодца, у колодца

Водоноски собрались.

Здесь вода сама нальется,

Наклонись, не поленись.

Девица в венце,                                                        

Румянец на лице,                                                        

Собой хороша,                                                                      

Стоит, не дыша.                                                      

Кони глиняные мчатся                                                              

На подставках, что есть сил.                                                      

И за хвост не удержаться,                                                

Если гриву упустил.  

                                                     

В красном новеньком седле                                                      

Всадник скачет на коне.                                                

Конь копытом гордо бьет.                                                

Молодца домой везет.

                                   

Конь домчит до карусели.                                                

На седло залез Емеля.                                                              

Влез, встал, засвистал,                                                            

Засвистал и поскакал.    

                                                       

Козоньки рогатые,                                                        

Козоньки бодатые.                                                        

Ждем вас на дороженьке,                                                

Разомните ноженьки.

Кто-то дырочки умело

Сделал птахе у спины,

И синица вдруг запела

Голоском самой весны.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.

Поглядите, что за птицы!

Кто не взглянет - удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Индя-индя-индючек,

ты похож на сундучок.                                

Сундучок не простой:                                                              

Красный, белый, золотой.  

С лентами, бантами,

Под руку с франтами –                                    

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.                                

Барышни красивые,

Очень мы смешливые.                                

На плечах-то шубка,

Да с оборкой юбка!                                

Мы частушки вам пропели –

Уступаем место Гжели.

       


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: РАСРАШИВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ «МАТРЕШКА».

Задание:

  1. Сначала рассмотри цветное изображение матрешек. Это необходимо для того, чтобы понять, какие цвета использовали народные мастера для их росписи.
  2. Сделай матрешек красивыми, красочными! Для этого раскрась черно-белое изображение (раскраски ниже) цветными карандашами, мелками, фломастерами, красками.
  3. Найди матрешку, у которой нет узора на переднике. Нарсуй сначала узор, затем раскрась всю матрешку.
  4. На матрешке, изображенной на последней странице, нет узоров. Придумай узоры сам, нарисуй и затем раскрась готовую матрешку.

        

        

        

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

МИНИ-МУЗЕЯ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Дидактическая игра «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных игрушках; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

Дидактическая игра «Игрушки народных промыслов»

Дидактические задачи:

- расширить знания детей 5-7 лет об игрушках народных промыслов;

- учить различать характерные особенности народных игрушек, узоры и элементы росписи, присущий им колорит;

- способствовать развитию внимания, мышления, учить сопоставлять, сравнивать, анализировать, рассуждать, находить частное и общее.

Материал: игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации.

Ход игры.

Игровые действия:

Вариант 1

Из отдельных карточек (6 шт.) ребенок собирает картинку с изображением народных игрушек и названием промысла. В комплекте 3 таких картинки: Дымково, Филимоново и Полхов-Майдан.

Вариант 2

Из отдельных карточек (6 шт.) ребенок собирает картинку с изображением элементов росписи и узоров игрушек народных промыслов. В комплекте 3 таких картинки.

Вариант 3

Играющий собирает картинку с изображением народных игрушек, затем к ней подбирает карточки с характерными для данного промысла узорами и элементами росписи (6 малых карточек).

Вариант 4

Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти предметы на заданную тему.

Русские куклы. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.

Дидактическая игра «Найди названный предмет»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением народных игрушек.

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Дидактические задачи:

- закрепить знания детей о трех видах глиняной игрушки;

- учить группировать, обобщать, анализировать;

- развивать мышление, эстетическое восприятие;

- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Руководство:

1. Предложить детям выбрать картинки с изображением глиняных игрушек (дымковской, каргопольской, филимоновской).

2. Предложить разложить картинки на три группы по видам.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись»

Дидактические задачи: 

- закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки;

- воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров. 

Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей. 

Игровые действия: дети поочередно задают задание друг другу, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи

- закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства;

- закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор;

- развивать умение выделять элементы росписи глиняных игрушек, их колорит и композицию узора на изделии, выделять различия росписи;

- развивать эстетический вкус. 

Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов. 

Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Дидактические задачи

закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках.

Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. 

Материал: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» 

Дидактические задачи: 

- закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах;

- упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей;

- развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество;

- вызвать интерес к предметам декоративного искусства. 

Материал: комплект изображений, состоящий из двух одинаковых плоскостных различных предметов, одно из которых разрезано на части. 

Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом. 

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Дидактическая игра «Узнай по силуэту»

Дидактические задачи:

- закрепить знания детей о народной игрушке;

- учить узнавать игрушки по силуэту;

- развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

Материал: комплект силуэтных картинок, игрушки либо их изображения. 

Игровые правила: узнать игрушку по силуэту, подобрать картинку с соответствующим изображением.

Дидактическая игра «Найди пару 1» 

Дидактические задачи

- закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи;

- научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла;

- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. 

Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках. 

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках. 

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках. 

Дидактическая игра «Найди пару 2» 

Дидактические задачи

- закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи;

- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. 

Материал: карточки с элементами узора, росписи; игрушки либо их изображения. 

Игровые правила: игроки ставят игрушки (изображения) на карточки с элементом росписи иди узора.

Дидактическая игра «Парные картинки» 

Дидактические задачи: 

- закрепление знаний о русских народных промыслах;

- развитие внимания и памяти.

Игровые правила: подобрать по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек.

Ход игры: картинки на столе перемешиваются, затем ребенку предлагается подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросить вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках.

В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.

Дидактическая игра «Лото»

Дидактические задачи: 

- закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла,

- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции;

- вызвать интерес к традиционным видам народного искусства. 

Материалы: большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями. 

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте. 

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка. 

Вариант: игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

Дидактическая игра «Поставь по росту матрешек» 

Дидактические задачи: 

- закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке;

- упражнение в сравнении предметов по высоте, совершенствование умения использовать слова «выше», «ниже»;

- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. 

Материал: игрушка «Матрешка» либо изображение матрешек, разных по величине. 

Игровые правила: правильно распределить матрешек по росту, от меньшего к большему и наоборот. 

Дидактическая игра «Собери семейку» 

Дидактические задачи: 

- закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, умение находить схожих матрешек, выделять элементы украшения;

- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. 

Материал: матрешки из бумаги (картона), в комплекте должно быть 4-5 матрешек каждого цвета разных размеров, самая крупная имеет кармашек в нижней части для вставки меньших. 

Ход игры: 

1. Подбираем каждую семейку матрешек по цвету и узору.

2. Считаем, сколько матрешек в каждой семейке; закрепляем порядковый счет.

3. Сравниваем матрешек по размеру, высоте, ширине.

4. Подбираем все большие матрешки, маленькие (разных цветов).

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Дидактические задачи

- учить находить предметы определенного промысла среди предложенных;

- развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.

Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого. 

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Дидактические задачи

- закреплять представление о какой-либо росписи;

- развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции,

 учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их. 

Материал: народные игрушки либо их изображения, игрушки разных промыслов. 

Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим. 

Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой-либо.

Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается. 

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

Дидактическая игра «Художественный салон»

Дидактические задачи

- развивать связную речь, умение описывать внешний вид предметов,

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать сосредоточенность. 

Материал: различные народные игрушки, предметы народных промыслов или их изображения, фотографии. 

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить». 

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какого цвета игрушка?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Дидактическая игра «Составь узор»

Дидактические задачи

- учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла;

- развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. 

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов. 

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи. 

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Дидактическая игра «Художественные часы» 

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных игрушках, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор. 

Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением народных игрушек). Кубики и фишки. 

Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно об игрушке, на который указала стрелка. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек. 

Дидактическая игра «Сосчитай»

Дидактические задачи: согласование числительных с существительными: одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка).

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?» 

Дидактические задачи: подбор прилагательных к существительным: матрешка какая? - красная, красивая, …, игрушка какая? - …, кукла какая? -….

Дидактическая игра «Что из чего?» 

Дидактические задачи: образование относительных прилагательных: игрушка из дерева (какая?) - деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Дидактические задачи: формирование умения у дошкольников обозначенные словесно признаки предметов соотносить с предметами, представленными графически.

Игровые правила: воспитателем зачитывается загадка с карточки. Дети отгадывают загадку, а воспитатель переворачивает карточку, чтобы узнать правильный ответ.

Игра рассчитана на неограниченное количество детей. Кто больше отгадает загадок, тот побеждает.

Сенсорная игра «Чудесный мешочек»

Дидактические задачи: развивать мелкую моторику, тактильную и кинестетическую чувствительность, память;

- учить складывать целостные образы предметов из частей.

Материал: мешочек, игрушки.

Игровые правила: найти одной рукой наощупь определенный предмет – игрушку – не заглядывая внутрь.

Вариант 1. Участники находят предмет по образцу.

Вариант 2. Играющий берет предмет в мешочке, затем называет его. Вытаскивает руку вместе с игрушкой. Другие участники игры определяют, правильно ли назвал предмет или нет.

Сенсорная игра «Угадай-ка руками!»

Дидактические задачи: 

- развивать мелкую моторику, тактильную и кинестетическую чувствительность, память;

- учить складывать целостные образы предметов из частей;

- формировать представления о свойствах окружающей среды.

Материал: коробка с вырезанными в двух противоположных сторонах отверстиями, игрушки. Отверстия должны быть такого размера, чтобы в них свободно входили кисти рук. Если коробка небольшого размера, можно приклеить «рукава» из ткани, т.к. дети могут видеть предметы в отверстиях.

Игровые правила: определить, что за игрушка находится внутри. Исследовать предмет двумя руками.

Играющий берет предмет в коробке, описывает (мягкий, твердый, холодный, тяжелый, какой он формы), затем называет игрушку.

Вытаскивает руки вместе с игрушкой.

Дидактическая игра «Куклы народных празднеств»

Дидактические задачи: 

- формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

- формировать знания о разнообразии и назначении традиционной тряпичной куклы;

- закрепить знания об особенностях создания народных кукол, соответствующих каждому времени года и определенной дате народного календаря;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями;

- способствовать развитию у детей навыков общения, зрительной памяти, восприятия, внимания, мышления, логики речи;

- формировать интерес к традиционной народной кукле, любовь и бережное отношения к ней, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материал: игра состоит из 8 игровых карт формата А-4 и 12 маленьких карточек с изображением кукол.

На 4 картах изображены вверху время года, а внизу куклы, которые изготавливали в данное время года. Эти карточки для детей младшего и среднего возраста.

На остальных 4 картах даны изображения времен года и таблица с названиями кукол народных празднеств. Эти игровые карты для детей старшего возраста.

Игровые правила: игра проводится по принципу «лото». Дети должны закрыть квадраты игрового поля с временем года маленькими карточками с изображением соответствующих данному времени кукол.

Ход игры: ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает, и поочередно показывая их, спрашивает: «Кому нужна эта кукла?», «Как она называется?», «В какое время года изготавливали данную куклу?».

Игрок, правильно ответивший на все вопросы, забирая у ведущего картинку с изображением куклы, закрывает один из квадратов игрового поля и объясняет свои действия.

Например: «На карточке нарисована кукла Веснянка. Ее делали в марте. Март первый месяц весны, поэтому я закрыл первый квадрат игрового поля».

Выигрывает ребенок, который первый закроет все квадраты игрового поля.

Форма организации игры - индивидуальная или с небольшой подгруппой детей.

Дидактическая игра «Мемори. Народные игрушки» 

Дидактические задачи: 

- закрепление знаний о русских народных игрушках;

- развитие внимания и памяти.

Материал: для игры нужны маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек.

Игровые правила: каждый участник должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), на которых все изображения относятся к одному из народных промыслов.

Ход игры: перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).

Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат.

Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели.

Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.

Дидактическая игра «Собери русскую тряпичную куклу»

Дидактические задачи: 

- закрепить знания детей о разнообразии и назначении народной тряпичной куклы, о технологии её изготовления;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь;

- развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность;

- воспитывать чувство уважения к народным традициям, обычаям, интерес к народно - прикладному творчеству.

Материал: народные тряпичные куклы либо их изображения; тканевые и кружевные заготовки, синтепон, вата, лыко, ленточки, тесьма, пряжа.

Игровые правила: выбрать из предоставленных материалов те, которые необходимы для изготовления той или иной народной тряпичной куклы («Пеленашка», «Веснянка», «Зайчик-на-пальчик», «Кувадка», «Масленица»).

Ход игры:

1. Игрок рассматривает образцы (изображения) пяти русских народных кукол.

2. Выбрав образец любой понравившейся куклы, играющий должен не только назвать куклу, но и рассказать о ней.

3. Затем выбрать материалы, необходимые для ее изготовления.

Усложнение: в дальнейшем ребенок может не только собрать материал, но и сделать заготовки кукол - кусочки ткани соединяются нитками, или пряжей, или ленточками. На голове завязывается платок, очелье или волосы из пряжи.

Технологическая карта к дидактической игре

«Собери русскую тряпичную куклу

Название куклы

Материалы

«Пеленашка»

Лоскут белой ткани;

лоскут цветной ткани;

треугольный лоскут для платочка;

красные нитки;

узкая ленточка.

«Веснянка»

Туловище и голова - ткань белого цвета;

лоскут цветной ткани для юбки;

рукава - ткань однотонная;

волосы - шерстяная пряжа.

«Зайчик-на-пальчик»

Лоскуток ткани прямоугольной формы;

нитки;

синтепон или вата.

«Кувадка»

Ткань белая – туловище, руки и голова;

лоскут цветной ткани для сарафана;

нитки красные;

ленточки атласные.

«Масленица»

Мочало;

отрез мешковины;

цветная ткань для декорирования;

немного ваты или синтепона;

нитки;

тесьма.

ИГРЫ КОНТРОЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Дидактическая игра «Волшебные стрелочки»

Цель:

- закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

- дать оценку знаниям детей о народных игрушках.

Руководство:

Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать игрушку, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.

Дидактическая игра «Как мы знаем народные игрушки»

Цель: дать оценку знаниям детей о народных игрушках.

Руководство:

Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из какого материала сделана, описывает, называет цвет, форму.