Главные вкладки

    Методические материалы

    Бурля Дарья Игоревна
    Содержание:

    1. Использование творческих проектов в процессе речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

    2. Методическая разработка занятия по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и элементов технологии «Storytellyng»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование творческих проектов в процессе речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Бурля Д.И.

    учитель –логопед

    МДОУ «ДС №12»Семицветик»

    г.Стрежевой

    Для формирования и поддержания активного интереса ребенка с ОНР в процессе коррекционной воспитательно-образовательной работы необходимо создать необходимые для этого условия:

    - организовывать разнообразные виды деятельности;

    - использовать мультимедийные технологии в работе;

    - организовать взаимодействие специалистов ДОУ;

     - привлекать к работе родителей.

            Речевое воспитание детей-логопатов старшего дошкольного возраста является доминирующим разделом в образовательной программе дошкольного учреждения. К сожалению, данная работа проводится только в детском саду, так как родители недостаточно общаются со своими детьми, не считают особо важным частое и разнообразное общение со своим ребенком.

    А ведь именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Именно оно закладывает фундамент для своевременного и полноценного овладения речью, является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

    Большую роль в коррекции и развитии речи у детей-логопатов могут играть творческие проекты по различным темам, представленные в виде системы мероприятий просветительского и творческого характера, объединенных единой темой. Данный метод работы позволяет ребенку усвоить материал быстро, интересно и успешно.

    Приведем несколько примеров:

    -для организации познавательного, нравственно-правового и, непосредственно, речевого воспитания детей была выбрана система творческих проектов по изучению документа «Конвенция о правах ребенка». Первая проектная тема: «Имя-великое сокровище» (согласно разделу «Конвенции» - «Право на имя»), далее следуют темы по последующим разделам документа: «Право на семью», «Право на медицину», «Право на отдых и досуг» и др.;

    В рамках «Недели здоровья» в ДОУ был проведен комплексный проект «Если хочешь быть здоров!», включивший в себя темы: «Нам силы дает всегда витаминная еда!», «Зарядку очень я люблю!», «Олимпийские игры»;

    Творческий проект по недельной лексической теме «Профессии» - «Когда я вырасту, я…» включил в себя проектные темы: «Профессия-учитель», «Добрый доктор», «Все профессии нужны!»;

    Для организации патриотического направления образовательной программы был использован проект «Родина моя-Россия!», состоявший из мини-проектов «Мой город-Стрежевой», «Москва-столица России» и др.

        Последовательность предложенных детям проектных тем зависит не только от запланированной темы недели или раздела программы, но и от их интересов детей. Для чего необходимы наблюдения, беседы с родителями, выяснение, что дети уже знают по этим темам и что им необходимо усвоить. Родители в проектной деятельности принимают непосредственное участие, выполняют все запланированные задания дома с детьми, участвуют в различных мероприятиях, тесно сотрудничают с воспитателями и специалистами ДОУ.

    Предварительные результаты работы с проектами показали: у детей формируется связная речь, происходит развитие диалогической речи, расширяются представления и словарный запас по теме, повышается интерес к образовательному процессу в целом.

    Результаты работы с проектами для родителей воспитанников заключаются в вовлеченности во взаимодействие с педагогами ДОУ, а также повышение их компетентности в вопросе развития речи детей.

    В разработке проекта для нашего детского сада принимали участие: логопед, воспитатель, дети, родители и другие специалисты. Продолжительность проектов разнообразна: от краткосрочных, рассчитанных на одну неделю, до более длительных-на месяц. Проекты целесообразно проводить внутри одной группы.

    В завершении каждого проекта необходимо подвести итог, который может быть представлен в виде создания альбома с детскими работами и фотографиями, коллажи и макеты, выполненные совместно с родителями, рисунки детей, награждение победителей конкурсов.

    Реализация творческого проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    Для подготовительного этапа необходимо:

    -составление четкого плана по организации данного вида деятельности;

    -подготовка наглядного иллюстрированного материала;

    -подбор познавательной литературы;

    -привлечение родителей;

    -разработка мероприятий, способствующих реализации поставленных целей;

    -подготовка информационного материала для родителей.

    Данный этап может включать в себя такие формы работы как: анкетирование родителей, круглый стол для родителей, оформление родительского уголка и др.

    Организация совместной деятельности логопеда, детей, специалистов и родителей, представленных в схеме, составляют основной этап проекта и заключаются в проведении бесед, рассматриваний иллюстраций, заучивание загадок, считалок, потешек, пословиц и поговорок по теме, организацию сюжетно-ролевой игры, логопедических занятий, рисования, лепки и т.д.

    Основной этап

    -логопедические занятия;

    -беседы с детьми;

    -художественно-продуктивная деятельность;

        - чтение сказок и заучивание стихов;

        - дидактические, речевые и сюжетно-ролевые игры.

    Заключительный этап творческого проекта заключается в подведении итогов проделанной работы. Итоги представлены в виде выставок, речевых праздников, изготовления подделок и т.д.

            На протяжении всей проектной деятельности проводится постоянная работа с родителями, для включения и непосредственного их участия в проекте. Обязательным условием проведения проектов является использование мультимедийных технологий и различных аудиовизуальных средств. В различных проектах нами были использованы аудиозаписи, мультфильмы, выполнены презентации по темам.

    Используемая литература:

    1. Рылеева Е.В. Как помочь ребенку найти своё «Я». Книга-путеводитель для ребенка 6 лет. Москва, 2000год.
    2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003 год.
    3. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Москва, 2009 год.
    4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1.А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
    5. Рецепт изготовления каравая и пирогов см.: Сахарова М. И. Тесто в будни и праздники (вместе с детьми). — М.: Астрель. АСТ, 2002.
    6. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Запись, составление^ нотации и фотографии Науменко Г. М. — М.: Беловодье, 1998.

                                                   Детская литература:

    1. Барто А. «Имя и фамилия».

     8.Житков Б. «Как меня назвали».

     9.Юдин Г. «Рыжий город».

    10.Сеф Р. «Имя у тебя одно».



    Предварительный просмотр:

    Городской конкурс профессионального мастерства

     в муниципальной системе образования 2018, номинация «Воспитатель года»

    Методическая разработка занятия по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и элементов технологии «Storytellyng»

    Бурля Д.И.,

    учитель –логопед

    МДОУ «ДС №12 «Семицветик»

    г.Стрежевой

    Тема: «Сорокины помощники»

    Цель: развитие речи детей.

    Образовательные задачи. Расширять и закреплять представления о зимующих птицах. Совершенствовать навык составления описательного рассказа по мнемоквадрату. Совершенствовать грамматический строй речи.

    Развивающие задачи. Развивать связную речь, фонематические представления, зрительное внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику, тактильные ощущения.

    Воспитательные задачи. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитывать любовь и заботу к птицам.

    Оборудование: диск с записью голоса сороки и звука вьюги, видео изображение летящей сороки, цепочка сюжетных дисков, мнемоквадрат «Зимующие птицы», банка с сюжетными дисками, камешками, картинками и кубиками.

    Ход занятия

    Звучит аудио запись «Вьюга»

    1. Игра «Вьюга»

    Как поет вьюга? Мы будем петь то тихий звук [У], то громкий, в зависимости от того, буду я поднимать руки или опускать вместе с вами. Чем выше мы поднимем руки, тем громче поем, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается. Поем [У] очень тихо.

    1.  Сюрпризный момент

    (На экране появляется летящая сорока, держащая в когтях банку, крышка которой перевязана цепочкой из сюжетных дисков. Сорока бросает ее вниз и просит детей узнать, что в ней лежит и кому она принадлежит).

    -Ребята, как вы думаете, что спрятано в банке?

    -Как мы можем это узнать?

    Чтобы это узнать, нужно попытаться развязать цепочку, которой перевязана банка. Без этого открыть банку не получится. Но сначала, рассмотрим картинку на крышке банки.

    3.) Составление рассказа по мнемоквадрату

    (сорока, сова, снегирь сидят на заснеженной ели)

    Ребята, кто нарисован на картинке? Что они делают? Почему именно эти птицы нарисованы? Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?

    (Дети работают в парах, составляют описательный рассказ по мнемоквадрату).

    4). Динамическая пауза

    Вот на ветках птицы

    Распушили перышки (дети присаживаются на корточки)

    Греются на солнышке (похлопывают себя по плечам)

    Головою вертят (повороты головы)

    Улететь хотят (машут руками как крыльями)

    Улетели, улетели

    За метелью, за метелью. (бегут вокруг столов)

    5). Пересказ рассказа Н.Сладкова «Курорт «Сосулька» с помощью цепочки из сюжетных дисков

    Однажды с сорокой приключилась вот какая история…

    Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:

    — Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я морозы и вьюги терплю. А на зимовке-то, говорят, курорт... Пальмы, бананы, жарища!

    И слышит вдруг голос:

    — Это смотря на какой зимовке, Сорока!

    — На какой, на какой — на обыкновенной!

    — Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать с Севера прилетели. Я — Сова белая и Снегирь.

    — Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? — удивляется Сорока. — У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Что же это за курорт?

    — У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

    — В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!

    И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают- говорит сова.

    — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, всю зиму на курорте живу, а даже не догадываюсь, — удивляется Сорока. — Ну и чудеса!

    (Групповая работа детей: развязывают цепочку из сюжетных дисков и с помощью изображений на каждом из них пересказывают историю сороки).

    6.) Составление творческого рассказа с помощью «Банки с историями»

    Дети высыпают содержимое банки на ковер (сюжетные камешки, диски, кубики и картинки), выбирают по одному понравившемуся элементу. Каждый индивидуально с помощью предметов, сюжетныхкубиков и картинок составляет продолжение творческого рассказа о том, чья это банка и как она попала к сороке, выкладывая по очереди свои предметы на переносной столик.

    7). Итог

    Молодцы ребята, мы с вами узнали чья это банка и как она попала к сороке. Теперь нам нужно придумать, как вернуть ее владельцу? (варианты ответов детей, выбор одного из них).

    Бурля Дарья Игоревна, учитель-логопед МДОУ «ДС №12 «Семицветик»