Научные, научно-методические и учебно-методические публикации
Предварительный просмотр:
Развитие воображения и речи дошкольников по технологии рассказывания историй «Сторителлинг»
Бурля Дарья Игоревна
ГКОУ МО НШДС № 737
Учитель-логопед
Ключевые слова: технология, рассказывание историй, развитие воображения, развитие речи.
Аннотация к статье: данный материал предназначен для педагогов ОДО, обучающих и воспитывающих детей дошкольного возраста, для развития у дошкольников навыков рассказывания и разыгрывания историй по технологии «Сторителлинг». Главная цель представленного материала - стимулирование познавательной активности педагогов по вопросу развития воображения и речи старших дошкольников, а также ознакомление их с технологией «Сторителлинг».
Каждый из нас оказывался перед выбором в своей жизни, когда нужно было принять ответственное решение. За ответами на свои вопросы мы обращались к книгам, искали ответы в интернете, но масса прочитанной литературы не всегда давала понимание того, как правильно следует поступить, что стало причиной возникновения данной ситуации? И вдруг, мы слышим историю, которая помогает с лёгкостью разрешить ситуацию. Такой историей может быть сказка, анекдот, история из жизни или даже короткая фраза. Их ещё называют метафорами, и их эффективность объясняется тем, что они проникают глубоко в наше подсознание, помогая найти ответ на вопрос.
Как правило, мы пользуемся уже готовыми образцами, однако их может не хватать, а потому нужны новые истории. В древности это называлось «сказительством». Люди придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им немного загадочности, мистики. Так рождалась поучительная сказка. В современном варианте это искусство стало называться «Сторителлингом» и с успехом использоваться для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма, в психотерапии, в бизнесе и т.д. Это направление стало вариантом неформального обучения людей в ряде корпораций, которые используют его дополнительно к академическому.
Дело в том, что невозможно описать в учебниках и рассказать на лекциях все примеры из практики. А ведь очень часто во время выполнения работы, человек сталкивается с каким-то сложным моментом, который в данной компании уже проходил другой сотрудник. И теперь его история, основанная на личном опыте, помогает найти выход.
Термин «Сторителлинг» впервые был применен в бизнесе Дэвидом Армстронгом, написавшим книгу "MBSA: Managing by Storying Around". В своем материале он изложил яркие рассказы о поступках сотрудников и важных событиях в жизни компании. Эти истории помогли людям гораздо больше, чем изучение правил и директив. Однако спектр использования «Сторителлинга» гораздо шире.
«Сторителлинг» — это одновременно наука и искусство. Сочетая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты, позволяет не только эффективно донести информацию до человека, но и мотивировать его на поступок, добиться максимально высоких результатов.
Данная технология также может применяться в семье, когда старшие, рассказывая свои истории, делятся с младшим поколением своим жизненным опытом. Такие истории наиболее ценны ещё и тем, что они связаны с близкими людьми. Это помогает укрепить отношения в семье, улучшить взаимопонимание, рождает уважение.
Сторителлинг в детском саду в воспитании детей так же становится очень популярен и актуален, и это обосновано следующим. Дети любят мир фантазии и сказки. В каждой сказке должны быть определенные части, свои постоянные и переменные параметры. Все это помогает выстроить единую композицию.
Дети очень увлекаются деятельностью, где велика роль воображения. Хотя с возрастом воображение детей меняется, становится ближе к действительности, более точно ее отражает. Воображение при этом не слабеет и не становится менее ярким и богатым по содержанию. Поскольку в процессе воображения переработке подвергаются прошлые представления, то, чем больше у человека опыта и впечатлений, тем может быть богаче его воображение.
Воображение ребенка имеет в значительной степени подражательный характер. Ребенок старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что он наблюдал. Поэтому воображение у него носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Воспитание и обучение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его.
Современные Стандарты дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155) предполагают определенный уровень сформированности воображения и речевых навыков ребенка, необходимый для дальнейшего и успешного обучения в школе. В связи с этим, программное обеспечение дошкольного образования предлагает вариации основных, парциальных программ, технологий, методических разработок, пособий и различных методик для формирования и развития детского воображения и речи. Следовательно, есть возможность использования в процессе обучения и воспитания дошкольников новых, ярких, интересных и эффективных технологий.
В практике детского сада данная технология предоставляет уникальные возможности, как для взрослого, так и для ребенка, так как может помочь в достижении основных целей в процессе обучения дошкольника: в развитии личности и формировании его коммуникативной компетенции.
Практическая ценность и актуальность технологии «Сторителлинг» состоит в подборе историй, соответствующих возрастным интересам детей, программным требованиям, а также в решении задач развития воображения и речи детей дошкольного возраста.
В рамках данной технологии используются речевые игры. Особенность предложенных игр заключается в том, что:
- они создаются совместно с детьми;
- изготавливаются из подручного материала, доступного в использовании (карандаши, фломастеры, бумага, краски, камни, деревянные бруски, кубики и т.д.);
- тему и творческий материал выбираю дети, а взрослый выступает как помощник, привлекая и пробуждая творческое воображение;
- данные игры могут быть легко использованы в домашних условиях, родителями.
Первоначально необходимо выполнить заготовку для составления рассказа: вырезать необходимые части игровых предметов, раскрасить их, приготовить все атрибуты. Все оборудование, представленное в играх, изготавливается совместно с детьми.
Затем педагогу (родителю) нужно ознакомить детей с компонентами историй, которые будут помогать составлять им волшебные сюжеты:
- обстановка,
- персонажи,
- сюжет,
- и тема.
Постепенно составляя историю, ребенок окунется в мир фантазии, по средствам которой, педагог сможет решить все поставленные программные задачи.
Использование технологии «Сторителлинг» позволяет ребенку раскрыть свои потенциальные возможности, проявить неподдельный интерес к деятельности, педагогам – раскрыть, а затем расширить спектр методов, видов деятельности и эффективности технологии. Кроме того, в технологии рассказывания историй принимают активное участие родители – они создают игры и проигрывают их совместно с детьми. Это помогает укрепить весь образовательный процесс, в котором и ребенок, и педагог, и родитель являются основными звеньями системы дошкольного образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Амнуэль П. Р. Удивительный мир фантазии. Новосибирск, 1991.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
- Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.
- Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковской И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm;
- Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.
- Сторителлинг. Как использовать силу историй. Аннет Симонс, Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2013г.
- Джанни Родари «Грамматика фантазии»
Предварительный просмотр:
Просодика речи, или как научить ребенка выразительно читать стихи
Бурля Дарья Игоревна
ГКОУ МО НШДС № 737
Учитель-логопед
В нашем детском саду проводится большое количество открытых мероприятий для детей и их родителей. Дни открытых дверей, масленица, конкурсы чтецов, а утренников-то сколько: осенний бал, новый год, восьмое марта, выпускной и т.д. На утреннике каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым нарядным, самым послушным и, конечно же, лучше всех рассказал свое стихотворение. Ведь столько сил было потрачено на то, чтобы его выучить и рассказать «с чувством, с толком, с расстановкой…»
Помочь ребенку выразительно читать стихи может комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи. Этот комплекс называется просодикой речи. Ее компоненты:
- дикция;
- мелодика;
- темп;
- сила голоса;
- логическое ударение;
- тембр;
- речевое дыхание;
- пауза.
Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах. Давайте потренируемся:
(чтение шепотом и медленно)
Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией.
(понижение и повышение основного тона голоса)
Следующий компонент-сила голоса. Это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи.
(менять в зависимости от содержания текста силу голоса)
Темп речи- скорость произношения ее элементов, скорость ее протекания, длительность звучания во времени.
(произнести следующие предложения в быстром или медленном темпе)
Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.
(используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное)
Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова.
(выделенные слова интонировать логическим ударением)
Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику также входит такой компонент, как пауза − ребенок делает остановки между словами, чтобы слушателям было понятно, о чем идет речь, и какая главная мысль высказывания.
Для ребенка очень важно освоить все компоненты просодики речи именно в детском саду. Это поможет ему общаться с другими детьми, находить друзей, выразительно читать стихи и исполнять различные роли в драматизации сказок. Неважно какую профессию, гуманитарную или техническую, выберет ваш ребенок, важно, что это поможет ему интересно вести диалог, общаться с людьми, рассказывать разные интересные истории, слагать стихи и находить в глазах собеседников неподдельный интерес к своим мыслям и творчеству.
Список используемой литературы:
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с.
2. Винарская, Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 165 с.
3. Поварова, И.А. Онтогенетические аспекты становления интонационной стороны речи [Текст] / И.А. Поварова, Е.А. Щепилова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М.: Изд-во «Прометей», 2005. – 500 с.
Предварительный просмотр:
Логоритмика на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ
Бурля Дарья Игоревна,
учитель-логопед ГКОУ ОЦДОК; Москва. Россия
Данный материал предназначен для педагогов и руководителей ОДО. Главная его цель- повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях ОДО.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, здоровьесберегающие технологии, логоритмика, музыкальные занятия, коррекционно-развивающие занятия, музыка.
Logorhythmics in music lessons with children with disabilities
Burlya Daria Igorevna,
teacher-speech therapist GKOU OTSDOK; Moscow. Russia
This material is intended for teachers and leaders of ALC. Its main goal is to increase the effectiveness of the correctional and developmental process in working with children with disabilities in the conditions of ALC.
Key words: children with disabilities, health-saving technologies, logo rhythmics, music lessons, correctional and developmental lessons, music.
Современная педагогика включает в себя важные цели и задачи для работы с детьми с ОВЗ. Значимость данной педагогической области обусловлена не прекращающимся ростом числа детей с различными нарушениями в развитии. Данная область предусматривает составление программ диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и предполагает использование здоровьесберегающих технологий, являющихся технологиями необходимыми для подержания и сохранения здоровья детей в условиях организации дошкольного образования.Также программы должны быть направлены на развитие личности ребенка, поддержку его способностей, раскрытие талантов и организацию эффективной коррекции, ведь именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс умений и навыков, необходимых им в будущем.
В организации дошкольного образования (далее ОДО) реализуются различные виды деятельности для детей с ОВЗ. Особым образом среди них можно выделить музыкальную деятельность и отдать ей некоторое предпочтение.
Музыкальная деятельность, благодаря своей доступности, наглядности и
конкретности выражения, позволяет организовать коррекционно-развивающий процесс наиболее приближенный к игре, ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Ребенок получает положительные эмоции, эстетически и физически развивается, эмоционально расслабляется благодаря музыкальным занятиям.
На музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ, для повышения уровня эффективности коррекции развития и укрепления здоровья, представляется возможным использование такой здоровьесберегающей технологии, как логоритмика.
Логоритмика – одна из современных технологий коррекционной программы для детей с ОВЗ, включающая в себя движения, слова и музыку. Главной целью логоритмики является укрепление мимической мускулатуры, развитие моторики, устанавливление ритма и темпа дыхания во время речи, формирование фонетической системы речи у детей. Дошкольники учатся сочетать речь и движения, подчиняя их одному ритму, формируют пространственную ориентацию, развивают мелодико-интонационные свойства речи: ритм, лад,темп, тембр и др.
Организующим и формирующим началом во всех проявлениях жизнедеятельности человека является ритм. Его особенности заключаются в моторной и эмоциональной природе самого ритма. Темп в музыке помогает определить ее настроение. Музыкальный лад и тембр придают музыке необходимую окраску, дополняют ее, придают неповторимое звучание.
Универсальным и важным «музыкальным инструментом» в работе с детьми с ОВЗ является человеческий голос, сочетающий удивительное богатство речевых и певческих интонаций. Все вышеперечисленные элементы музыкальной деятельности включены в здоровьесберегающую технологию использования логоритмических игр и упражнений на занятиях музыкой в ОДО.
Существуют следующие формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ. Образовательная деятельность в ОДО, которая включает в себя занятия (комплексные, традиционные, интегрированные, фронтальные, групповые, подгрупповые и индивидуальные) и музыкальные игры.
Музыка в повседневной жизни, которая представляет собой музыку в свободной деятельности детского сада (слушание классической музыки, утренняя гимнастика игимнастика после различных музыкальных игр и упражнений,утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном на занятии»), также музыкальные развлечения, праздники, утренники и т.д.
Музыкальное воспитание в семье, как форма организации музыкальной деятельности, включает в себя: слушание музыкальных передач, аудиозаписи; слушание радио и телепередач; музыкальные развлечения, дни рождения и пр.
Логоритмические упражнения возможно включить в любую форму организации музыкальной деятельности детей с ОВЗ как в условиях ОДО, так и в семье.
Логоритмика позволяет детям с ОВЗ ритмично и пластично двигаться под музыку, разучивать тексты различного характера и различной тематики, демонстрировать свои эмоции.
Известно, что такие игры способствуют развитию речи, творческих способностей, воображения ребенка с ОВЗ, помогают ему адаптироваться в коллективе сверстников. Также благодаря здоровьесберегающей технологии-логоритмики повышается речевая активность ребенка и его коммуникация, пробуждается интерес к общению, участию в групповых видах деятельности, развивается восприятие и двигательные способности.
Важной задачей для педагога в организации и включении логоритмики в педагогический процесс является подбор материала, который должен соответствовать и специфике нарушения развития у детей, и детским интересам, и коррекционно-развивающему тематическому планированию. Для этого педагогу по музыке необходимо организовать тесное сотрудничество с педагогами ОДО. Учитель-логопед, воспитатель группы, инструктор по ЛФК и другие специалисты правильно составят план по включению данной технологии в коррекционно-образовательный маршрут каждого воспитанника, смогут проконсультировать и познакомить родителей с технологией использования логоритмических игр и упражнений в повседневной жизни.
Логоритмические игры и упражнения отличаются большим разнообразием. По мере усвоения логоритмического материала, его необходимо менять и усложнять.
Логоритмика - это эффективная коррекция имеющихся нарушений, а также профилактика их возникновения. Использование данной здоровьесберегающей технологии позволит дошкольникам с ОВЗ с удовольствием включатся в музыкальную деятельность: петь, двигаться, демонстрировать эмоции и настроение, достигать положительной динамики развития.
Литература:
1.Выродова, И.А. Музыка в системе ранней помощи: новыепедагогические технологии. Москва: Карапуз, 2016. 154 с.
2.Выродова И. А. Музыкальные игры в коррекционнойработе с младенцами с органическими поражениями в ЦНС//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2016. №2.С.28 – 35.
3.Константинова И.С. Музыкальные занятия: взгляднейропсихолога. Москва: Теревинс, 2017. 65 с.