Главные вкладки

    Педагогическая находка

    Бурля Дарья Игоревна
    Содержание:

    1Пояснительная записка; 

    2. Сценарий образовательной ситуации в центрах активности. Тема: «Домашние питомцы-кошки» (для старшей логопедической группы);

    3. Паутинка задач по проекту на тему: «Домашние питомцы-кошки» (старшая логопедическая группа);

    4. Презентация "Какого цвета бывают кошки?".

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Сценарий образовательной ситуации в центрах активности

     Тема: «Домашние питомцы-кошки»

    (для детей старшей логопедической группы)

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Этот период характеризуется особой информационной чистотой и готовностью к познанию мира. Однако самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы –  ему помогают педагоги.  Осваиваемая нами с начала 2016-2017 учебного года технология группового сбора Л.В. Свирской и хорошо знакомый нам метод проектирования, как нельзя лучше реализуют данные подходы. Используемые нами технологии и современные методы помогают взрослым организовать успешное продвижение ребенка в образовательном процессе, не подавляя детской инициативы.

    Задача педагога: создать подходящую для этого образовательную среду и, наблюдая за детьми, их своеобразием, интересами и склонностями, дать ребенку свободу в выборе занятий и поддерживать активное учение и саморазвитие ребенка.(Приложение №1)

    Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

    Данный проект по теме «Кошки бывают разные…»предназначен для детей старшей логопедической группы, составлен по технологии группового сбора и представляет собой комплекс форм и методов организации коррекционно-педагогического процесса. Временные рамки для реализации проекта рассчитаны на 1 неделю. Цели и задачи проекта поставлены в соответствии с образовательной программой ДОУ и программой речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста. (Приложение №2)

            Главная цель проекта:Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость сотрудничества и сотворчества.

    Данная образовательная ситуация проводилась в рамках реализации детского исследовательского проекта, с детьми старшей логопедической группы.

    Основная коррекционная цель данной ситуации:активизация словаря детей с нарушениями речи. Ответственный за организацию и проведение проекта- учитель-логопед, воспитатели данной группы, инструктор по физической культуре. Учитывая особенности данной группы детей, логопед работаетсними еженедельно, проводя по четыре коррекционно-образовательных ситуации в центрах активности, который он курирует (Центр грамоты «Звукарик» и центр развития речи «Говорушки»).Логопедические занятия проводятся в группе по трем направлениям: развитие связной речи, формирование лексико-грамматических категорий и развитие навыков фонематического анализа.

    Работа представлена по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей всех образовательных областей. Мероприятие проводится по подгруппам, так как используется деятельностный метод, что требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

    Описываемая нами образовательная ситуация «Домашние питомцы- кошки», включает в себя все три направления коррекционной работы.

    Тема выбрана. Следующий шаг –  инициирование и организация обсуждения конкретного содержания для развертывания темы. Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам деятельности.  Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинки».

    Модель 3х вопросов заполняется педагогом, со слов детей. Затем «Модель» вывешивается в приемной группы, и родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме. (Приложение № 3)

    Для того чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей. (Приложение № 4)

    Главным условием проведения проекта является детская инициатива. Через выбор темы самими детьми определяется круг их интересов по теме, и реализуется через метод трех вопросов, включающая в себя информацию, которая формирует и структурирует содержание всего мероприятия.Комплекс полученных планов и вопросов детей можетбыть ими реализован в центрах активности.

    Посредством выбора центра активности каждого ребенкадля осуществления собственных планов и получения интересующей информации осуществляется индивидуальный подходк каждому ребенку, возможность выбрать то, что ему действительно интересно.(Приложение №5)

    Каждый центр реализует несколько интегративных задач из различных образовательных областей, первостепенными среди которых являются задачи речевой направленности, т.к. данное направление является актуальнымдля детей логопедической группы. (Приложение №6)

    В центрах организуется совместная деятельность детей и взрослого,реализуется деятельностный метод, Модель взаимодействия между педагогом и детьми определяется как партнерская.

    Недельный проект включает в себя организацию деятельности детей в различных организационных формах: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная. Каждая из форм определяется исходя из интересов, потребностей детей и степени усвоения материалаи др. Обязательно использование здоровьесберегающих технологий, как неотъемлемой части коррекционно-образовательного процесса. Предполагается использование ИКТ. (Приложение №7)

    Самый зрелищный этап проекта –  его презентация. На презентацию приглашаем всех желающих родителей. Наш опыт показывает, что это стимулирует другие семьи включиться в проект. Главный герой презентации -  ребенок, рядом с ним находятся его родители. Они рассказывают о том, что узнали, сделали, демонстрируют подготовленные материалы.

    На заключительной стадии занятия логопед подводит итог, т. е. определяет его результативность. Здесь звучит положительная эмоциональная оценка работы ребенка на занятии. А главным итогом является то, чтобы ребенок ждал следующей встречи с логопедом. Только положительная мотивация способствует эффективной работе, что впоследствии приведет к желаемому результату.

    Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.



    Предварительный просмотр:

    Сценарий образовательной ситуации в центрах активности

     Тема: «Домашние питомцы-кошки»

    (для детей старшейлогопедической группы)

    Цель: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость сотрудничества и сотворчества.

    Задачи:

    • Расширение представлений о кошках.
    • Активизация словаря детей.
    • Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
    • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Групповой сбор №1

    Обмен новостями (в понедельник- первый день работы над проектом)

    Дети (по звуковому сигналу) собираются на ковре.

    Приветствие: ритуал «Все на месте?»

    Повторяют групповые правила, составленные ими (иллюстрированные на мольберте)

    - Говорит только один, тот, у кого в руках предмет!

    - Говорить кратко, но самое значимое и интересное!

    - Внимательно слушать говорящего!

    Логопед: Представьте, что я корреспондент детского журнала «Милые кошечки» и хочу взять у вас интервью (работают с микрофоном). Я слышала, что вчера Рома рассказывал очень интересные факты о своем домашнем питомце. Рома, ты можешь рассказать об этом всем детям? (рассказ ребенка)

    Теперь, я хочу задать вам несколько вопросов (работают с микрофоном):

    -Что вы знаете о кошках?

    -Что вы хотели бы узнать о них?

    - Что нужно вам сделать, чтобы больше узнать об этих животных?(Приложение №1)

    Групповой сбор №2

    Дети собираются по сигналу на ковре. Встают в круг, руки кладут на плечи друг другу и произносят:

    Только смелый и упорный

    Доберется к цели бодро,

    А еще в дороге нужно

    Знать секреты прочной дружбы

    «Один за всех и все за одного»!

    Приветствие: ритуал «Все на месте?»

    Логопед:Сегодня у нас в гостях сказочный герой–«Кот в сапогах». Помните, он исполнил все желания своего хозяина, аможет он и нам поможет?! Передавайте котадруг другу по кругу и расскажите то, чем хотели бы сегодня делать, чем заниматься.

    Игра «Большой добрый кот»

    Логопед: Представим, что мы — один большой, добрыйкот. Давайте послушаем, как он дышит и подышим вместе! Вдох через нос, выдох через рот. На вдох — делаем шаг вперед, вдох должен быть глубоким, спинка ровной, живот надувается, на выдох — шаг назад, выдыхаем через «Трубочку», живот втягивается. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад.

    Работа в центрах активности

    Логопед: А теперь я вам предлагаю реализовать ваши планы, а наш помощник «Кот в сапогах» обязательно будет вам помогать. Он сегодня для вас подготовил несколько интересных заданий в наших центрах.

    Каждый выбирает центр, в котором захочет узнать что-то новое и интересное.

    В центре рисования предлагаю вам раскрасить кошек, нарисовать полосы на их шерсти.

    В центре грамоты вы сможете узнать из каких звуков состоит слово КОТ, КОТИК, выложить эти слова в кассах.

    В центре математики- посчитать сколько кошечек, нарисовано на карточках, разукрасить их.

    Воспитатель:Прошу каждого из вас прикрепить магнит со своим именем к интересной для вас эмблеме центра и отправиться туда для выполнения задания.(Приложение №2)

    Центр ИЗО «Рисовашки»

    Задачи:

    1). Развитие мелкой моторики.

    2). Формирование графо-моторных навыков.

    3). Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    Воспитатель: У каждого из вас на карточке нарисовано по три кошечки. Заштрихуйте их в нужном направлении, затем раскрасьте, и расскажите сколько кошечек и каких цветов у вас получились («У меня три коричневые кошечки»; «У меня получились две черные кошки и одна белая», «У меня оранжевая кошка и два кота в пятнышках»).

    Центр грамоты «Звукарик»

    Задачи:

    1). Закрепление понятий «гласный» и «согласный» звук.

    2). Определение позиции звука в слове.

    3). Звуковой анализ слов: КОТ, КОТИК.

    Логопед: Прочитаем слова- КОТ, КОТИК. Посчитай, сколько звуков в этих словах? Где находится звук К? В кассах выполним звуковой анализ слов.

    Центр математики «Цифроград»

    Задачи:

    1). Закрепление счета до 10-ти.

    2). Составление полных предложений.

    3). Согласование существительных с числительными ДВА, ДВЕ.

    Воспитатель: У каждого из вас на карточках нарисованы кошки. Посчитайте, сколько их и раскрасьте. Расскажите сколько их и какого они цвета (Пример: «У меня две серые кошки»).

    А теперь сосчитайте, сколько кошек на этой картинке (Десять кошек).

    Центр конструирования «Строители»

    Задачи:

    1). Продолжать учить детей конструировать из различных материалов.

    2). Закрепить навыки конструирования, ставить детали конструктора плотно друг к другу.

    3). Развивать воображение, память, фантазию, связную речь.

    Итоговая игра «Наши кошечки гуляют…»

    Логопед: Мы с вами знаем, что кошка- это домашнее животное. А значит ей нужен…дом. Предлагаю вам заселить своих кошечек в домик. Еще они могу гулять во дворе дома, где растут деревья. («Моя кошка сидит на крыше», «Мои три кота гуляют возле деревьев», «А моя оранжевая кошка спит под лавкой» и т.д).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    КА КО ГО Ц ВЕ ТА БЫ ВА ЮТ КО Ш КИ ?

    Слайд 2

    БЕ ЛО ГО

    Слайд 5

    Мягкие лапки, А в лапках - цап-царапки .

    Слайд 6

    СЕ РО ГО

    Слайд 9

    Он пушистый, погляди-ка, И умеет он мурлыкать, А мышей Вы не найдете, Если рядом серый... (котик)

    Слайд 10

    РЫ ЖЕ ГО

    Слайд 11

    Двух мышат загонит в нору И пройдется по забору, А потом ко мне в окошко Прыгнет озорная...(кошка)

    Слайд 13

    Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьет и ещё песенки поет. ( Кошечка)

    Слайд 14

    ЧЕ Р НО ГО

    Слайд 15

    Ночью не спит, мышей сторожит (Кошка)

    Слайд 16

    РА З НО Ц ВЕ Т НО ГО

    Слайд 17

    На диванчике лежит, Только "мяу" говорит. Молочко пьёт в миске, Знаю, это - ... (киска)



    Предварительный просмотр:

    Модель трех вопросов

    Что мы знаем

    Что мы хотим узнать

    Что сделать, чтобы узнать

    - Кошки- домашние, живут в доме.  (Тимур)

    -Хочу узнать, как кошки дружат? (Айшан)

    -Я у мамы спрошу. Она нашего Васю купила и домой принесла. (Алиса)

    -У кошек много шерсти. (Егор)

    -Где они любят гулять? (Имам)

    -Можно в книжке нашей посмотреть на полке. (Егор)

    -Они едят корм, который с мясом, и еще молоко могут пить. (Алиса)

    -У них нос мокрый, почему-то… (Рома)

    -В мультике про кошечек и собак. (Милана)

    -Вот так лапу облизывают. Мяукают. (Милана)

    - Зачем они ловят мышей? (Карина)

    -Смотреть на них. (Арстан)

    -Кошки царапают, когти острые такие. (Рома)

    -Себе куплю кошку, чтобы играла со мной. (Тимур)

    Паутинка задач по проекту на тему: «Домашние питомцы-кошки»

    (старшая логопедическая группа)

    Задачи:

    1. Расширять представления детей о домашних питомцах (кошках).
    2. Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные     приемы вырезания ножницами.
    3. Познакомить детей с искусством силуэта.
    4. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
    5. Формировать графо-моторные навыки.
    6. Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
    7. Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звук, определять позиции звука в слове.
    8. Звуковой анализ слов: КОТ, КОТИК.
    9. Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки сходства и различия.
    10. Уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар
    11. Закрепить счет до 10-ти.
    12. Учить ориентироваться в пространстве, закрепить предлоги-над, под, за, в, (сверху-снизу).
    13. Составлять полные предложения.
    14. Согласовывать существительные с числительными (ДВА, ДВЕ, СЕМЬ, СЕДЬМОЙ).
    15. Изготовить (симметричным способом в аппликации из бумаги) персонажей для пальчикового театра.
    16. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
    17. Развивать социальные навыки работы в группе, учитывать мнение партнеров.
    18. Продолжать учить детей конструировать из различных материалов.
    19. Закрепить навыки конструирования, ставить детали конструктора плотно друг к другу.
    20. Развивать воображение, память, фантазию, связную речь.
    21. Развивать двигательную активность детей.
    22. Координация речи с движениями, имитировать движения и повадки животных.
    23. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.

    Предполагаемые ситуации:

    1. Презентация «Какого цвета бывают кошки».
    2. Самодельные книжки-малышки «Это интересно».
    3. Панно на доске «Где живут кошки»?
    4. Коллективная работа (коллаж) «Кошки бывают разные».

    Взаимодействие с семьей:

    1. Принести фотографии своих питомцев-кошек.
    2. Помощь в сборе электронных картинок разноцветных кошек.
    3. Выучить стихотворения о котах и кошках.
    4. Составить дома вместе с ребенком короткие рассказы о котах и кошках

    Тема проекта:

    «Домашние питомцы-кошки»:

     Центр литературы

    «В гостях у По»:

    1. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», К.Д. Ушинский «Васька» (задача№1,13)
    2. Просмотр мультфильма «Кошкин дом» (задачи№11,12)

    Центр грамоты «Звукарик»:

    1. Выложить в кассах слова: КОТ, КОТИК (задача№6,7)
    2. Игра «Поймай звук» (задача№5,8)

    Центр  конструирования «Строители»

          1.Конструирование «Домики д\кошек и котов» (задача №18,19)

           2. Худ. труд «Кошечка с котятами» (задачи№ 2,15)

    Центр математики «Цифроград»:

    1. Д\И: «День рожденье кота Леопольда» (задача№10)
    2. Просмотр картины для раскрашивания «Десять разных кошек» (задача№7)
    3. Игра-раскраска «Две кошки, два кота, два котенка» (задача№4,9)

    ЦЕНТР спорта и здоровья «Крепыши»

    1.Физ. минутка «Кошки-мышки» (задача №21)

    2.Эстафета «Кошачьи бега» (задача №12)

    3.П/И: имитация движений кошачьих (задача №22)

    Пальчиковый центр «Послушные пальчики»:

    1. Кошачья гимнастика (задача №1,21)
    2. Спортивные соревнования котят (задача № 11,22)

            

    Список используемой литературы:

    1.  Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова

    «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

    2.  Письмо Минобрнауки России  «Комментарии к ФГОС  дошкольного  образования» от 28.02.2014 № 08-249//Вестник образования.-2014.-Апрель.-№7

    3.  Путеводитель  по  ФГОС  дошкольного  образования  в  таблицах  и  схемах/  под  общей редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой, СПб: КАРО, 2014

    4.  Инновационная  деятельность  современного  педагога  в  дошкольной образовательной организации:  сборник  научных  и  методических  статей,  СПб:  Издательство Политехнического университета, 2015 г.

    5.  Михайлова-Свирская  Л.В.  Индивидуализация  образования  детей  дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская.  -  М: Просвещение,2015.-128с.

    6.  Организация  развивающей  предметно-пространственной  среды  в  соответствии  с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного  образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций  и  родителей  детей  дошкольного  возраста/О.А.  Кабанова,  Э.Ф.Алиева,  О.Р. Радионова,  П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.-  М: Федеральный институт развития образования, 2014.-96с.