Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование творческих проектов в процессе речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Бурля Д.И.
учитель –логопед
МДОУ «ДС №12»Семицветик»
г.Стрежевой
Для формирования и поддержания активного интереса ребенка с ОНР в процессе коррекционной воспитательно-образовательной работы необходимо создать необходимые для этого условия:
- организовывать разнообразные виды деятельности;
- использовать мультимедийные технологии в работе;
- организовать взаимодействие специалистов ДОУ;
- привлекать к работе родителей.
Речевое воспитание детей-логопатов старшего дошкольного возраста является доминирующим разделом в образовательной программе дошкольного учреждения. К сожалению, данная работа проводится только в детском саду, так как родители недостаточно общаются со своими детьми, не считают особо важным частое и разнообразное общение со своим ребенком.
А ведь именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Именно оно закладывает фундамент для своевременного и полноценного овладения речью, является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.
Большую роль в коррекции и развитии речи у детей-логопатов могут играть творческие проекты по различным темам, представленные в виде системы мероприятий просветительского и творческого характера, объединенных единой темой. Данный метод работы позволяет ребенку усвоить материал быстро, интересно и успешно.
Приведем несколько примеров:
-для организации познавательного, нравственно-правового и, непосредственно, речевого воспитания детей была выбрана система творческих проектов по изучению документа «Конвенция о правах ребенка». Первая проектная тема: «Имя-великое сокровище» (согласно разделу «Конвенции» - «Право на имя»), далее следуют темы по последующим разделам документа: «Право на семью», «Право на медицину», «Право на отдых и досуг» и др.;
В рамках «Недели здоровья» в ДОУ был проведен комплексный проект «Если хочешь быть здоров!», включивший в себя темы: «Нам силы дает всегда витаминная еда!», «Зарядку очень я люблю!», «Олимпийские игры»;
Творческий проект по недельной лексической теме «Профессии» - «Когда я вырасту, я…» включил в себя проектные темы: «Профессия-учитель», «Добрый доктор», «Все профессии нужны!»;
Для организации патриотического направления образовательной программы был использован проект «Родина моя-Россия!», состоявший из мини-проектов «Мой город-Стрежевой», «Москва-столица России» и др.
Последовательность предложенных детям проектных тем зависит не только от запланированной темы недели или раздела программы, но и от их интересов детей. Для чего необходимы наблюдения, беседы с родителями, выяснение, что дети уже знают по этим темам и что им необходимо усвоить. Родители в проектной деятельности принимают непосредственное участие, выполняют все запланированные задания дома с детьми, участвуют в различных мероприятиях, тесно сотрудничают с воспитателями и специалистами ДОУ.
Предварительные результаты работы с проектами показали: у детей формируется связная речь, происходит развитие диалогической речи, расширяются представления и словарный запас по теме, повышается интерес к образовательному процессу в целом.
Результаты работы с проектами для родителей воспитанников заключаются в вовлеченности во взаимодействие с педагогами ДОУ, а также повышение их компетентности в вопросе развития речи детей.
В разработке проекта для нашего детского сада принимали участие: логопед, воспитатель, дети, родители и другие специалисты. Продолжительность проектов разнообразна: от краткосрочных, рассчитанных на одну неделю, до более длительных-на месяц. Проекты целесообразно проводить внутри одной группы.
В завершении каждого проекта необходимо подвести итог, который может быть представлен в виде создания альбома с детскими работами и фотографиями, коллажи и макеты, выполненные совместно с родителями, рисунки детей, награждение победителей конкурсов.
Реализация творческого проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Для подготовительного этапа необходимо:
-составление четкого плана по организации данного вида деятельности;
-подготовка наглядного иллюстрированного материала;
-подбор познавательной литературы;
-привлечение родителей;
-разработка мероприятий, способствующих реализации поставленных целей;
-подготовка информационного материала для родителей.
Данный этап может включать в себя такие формы работы как: анкетирование родителей, круглый стол для родителей, оформление родительского уголка и др.
Организация совместной деятельности логопеда, детей, специалистов и родителей, представленных в схеме, составляют основной этап проекта и заключаются в проведении бесед, рассматриваний иллюстраций, заучивание загадок, считалок, потешек, пословиц и поговорок по теме, организацию сюжетно-ролевой игры, логопедических занятий, рисования, лепки и т.д.
Основной этап
-логопедические занятия;
-беседы с детьми;
-художественно-продуктивная деятельность;
- чтение сказок и заучивание стихов;
- дидактические, речевые и сюжетно-ролевые игры.
Заключительный этап творческого проекта заключается в подведении итогов проделанной работы. Итоги представлены в виде выставок, речевых праздников, изготовления подделок и т.д.
На протяжении всей проектной деятельности проводится постоянная работа с родителями, для включения и непосредственного их участия в проекте. Обязательным условием проведения проектов является использование мультимедийных технологий и различных аудиовизуальных средств. В различных проектах нами были использованы аудиозаписи, мультфильмы, выполнены презентации по темам.
Используемая литература:
- Рылеева Е.В. Как помочь ребенку найти своё «Я». Книга-путеводитель для ребенка 6 лет. Москва, 2000год.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003 год.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Москва, 2009 год.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1.А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Рецепт изготовления каравая и пирогов см.: Сахарова М. И. Тесто в будни и праздники (вместе с детьми). — М.: Астрель. АСТ, 2002.
- Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Запись, составление^ нотации и фотографии Науменко Г. М. — М.: Беловодье, 1998.
Детская литература:
- Барто А. «Имя и фамилия».
8.Житков Б. «Как меня назвали».
9.Юдин Г. «Рыжий город».
10.Сеф Р. «Имя у тебя одно».