Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Бурля Дарья Игоревна

Предварительный просмотр:

Использование творческих проектов в процессе речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Бурля Д.И.

учитель –логопед

МДОУ «ДС №12»Семицветик»

г.Стрежевой

Для формирования и поддержания активного интереса ребенка с ОНР в процессе коррекционной воспитательно-образовательной работы необходимо создать необходимые для этого условия:

- организовывать разнообразные виды деятельности;

- использовать мультимедийные технологии в работе;

- организовать взаимодействие специалистов ДОУ;

 - привлекать к работе родителей.

        Речевое воспитание детей-логопатов старшего дошкольного возраста является доминирующим разделом в образовательной программе дошкольного учреждения. К сожалению, данная работа проводится только в детском саду, так как родители недостаточно общаются со своими детьми, не считают особо важным частое и разнообразное общение со своим ребенком.

А ведь именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Именно оно закладывает фундамент для своевременного и полноценного овладения речью, является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

Большую роль в коррекции и развитии речи у детей-логопатов могут играть творческие проекты по различным темам, представленные в виде системы мероприятий просветительского и творческого характера, объединенных единой темой. Данный метод работы позволяет ребенку усвоить материал быстро, интересно и успешно.

Приведем несколько примеров:

-для организации познавательного, нравственно-правового и, непосредственно, речевого воспитания детей была выбрана система творческих проектов по изучению документа «Конвенция о правах ребенка». Первая проектная тема: «Имя-великое сокровище» (согласно разделу «Конвенции» - «Право на имя»), далее следуют темы по последующим разделам документа: «Право на семью», «Право на медицину», «Право на отдых и досуг» и др.;

В рамках «Недели здоровья» в ДОУ был проведен комплексный проект «Если хочешь быть здоров!», включивший в себя темы: «Нам силы дает всегда витаминная еда!», «Зарядку очень я люблю!», «Олимпийские игры»;

Творческий проект по недельной лексической теме «Профессии» - «Когда я вырасту, я…» включил в себя проектные темы: «Профессия-учитель», «Добрый доктор», «Все профессии нужны!»;

Для организации патриотического направления образовательной программы был использован проект «Родина моя-Россия!», состоявший из мини-проектов «Мой город-Стрежевой», «Москва-столица России» и др.

    Последовательность предложенных детям проектных тем зависит не только от запланированной темы недели или раздела программы, но и от их интересов детей. Для чего необходимы наблюдения, беседы с родителями, выяснение, что дети уже знают по этим темам и что им необходимо усвоить. Родители в проектной деятельности принимают непосредственное участие, выполняют все запланированные задания дома с детьми, участвуют в различных мероприятиях, тесно сотрудничают с воспитателями и специалистами ДОУ.

Предварительные результаты работы с проектами показали: у детей формируется связная речь, происходит развитие диалогической речи, расширяются представления и словарный запас по теме, повышается интерес к образовательному процессу в целом.

Результаты работы с проектами для родителей воспитанников заключаются в вовлеченности во взаимодействие с педагогами ДОУ, а также повышение их компетентности в вопросе развития речи детей.

В разработке проекта для нашего детского сада принимали участие: логопед, воспитатель, дети, родители и другие специалисты. Продолжительность проектов разнообразна: от краткосрочных, рассчитанных на одну неделю, до более длительных-на месяц. Проекты целесообразно проводить внутри одной группы.

В завершении каждого проекта необходимо подвести итог, который может быть представлен в виде создания альбома с детскими работами и фотографиями, коллажи и макеты, выполненные совместно с родителями, рисунки детей, награждение победителей конкурсов.

Реализация творческого проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Для подготовительного этапа необходимо:

-составление четкого плана по организации данного вида деятельности;

-подготовка наглядного иллюстрированного материала;

-подбор познавательной литературы;

-привлечение родителей;

-разработка мероприятий, способствующих реализации поставленных целей;

-подготовка информационного материала для родителей.

Данный этап может включать в себя такие формы работы как: анкетирование родителей, круглый стол для родителей, оформление родительского уголка и др.

Организация совместной деятельности логопеда, детей, специалистов и родителей, представленных в схеме, составляют основной этап проекта и заключаются в проведении бесед, рассматриваний иллюстраций, заучивание загадок, считалок, потешек, пословиц и поговорок по теме, организацию сюжетно-ролевой игры, логопедических занятий, рисования, лепки и т.д.

Основной этап

-логопедические занятия;

-беседы с детьми;

-художественно-продуктивная деятельность;

    - чтение сказок и заучивание стихов;

    - дидактические, речевые и сюжетно-ролевые игры.

Заключительный этап творческого проекта заключается в подведении итогов проделанной работы. Итоги представлены в виде выставок, речевых праздников, изготовления подделок и т.д.

        На протяжении всей проектной деятельности проводится постоянная работа с родителями, для включения и непосредственного их участия в проекте. Обязательным условием проведения проектов является использование мультимедийных технологий и различных аудиовизуальных средств. В различных проектах нами были использованы аудиозаписи, мультфильмы, выполнены презентации по темам.

Используемая литература:

  1. Рылеева Е.В. Как помочь ребенку найти своё «Я». Книга-путеводитель для ребенка 6 лет. Москва, 2000год.
  2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003 год.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Москва, 2009 год.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1.А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  5. Рецепт изготовления каравая и пирогов см.: Сахарова М. И. Тесто в будни и праздники (вместе с детьми). — М.: Астрель. АСТ, 2002.
  6. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Запись, составление^ нотации и фотографии Науменко Г. М. — М.: Беловодье, 1998.

                                               Детская литература:

  1. Барто А. «Имя и фамилия».

 8.Житков Б. «Как меня назвали».

 9.Юдин Г. «Рыжий город».

10.Сеф Р. «Имя у тебя одно».