Раздел №3 Работа с педагогами

Попова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Закономерности развития мотивации в начальной школе.

Младший школьный возраст.

 «Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, учитель, по существу, работает вслепую. Ему равно неизвестны и ребенок, на которого он должен воздействовать, и результаты его собственного воспитательного воздействия».

С.Л. Рубинштейн.

Учебная деятельность всегда полимотивирована: ее побуждают и направляют различные мотивы. От того, какие мотивы будут преобладать у школьника, зависит эффективность учения и некоторые особенности развития его личности, поэтому проблема воспитания учебной мотивации всегда оказывается одной из важных и трудных задач, стоящих перед учителем.

 «Роль учителя, наставника настолько велика в интеллектуальном пробуждении, в приобретении определенных навыков познавательной деятельности, и нередко именно учитель становится тем самым человеком, который закладывает, а потом взращивает семя интереса к знанию» (А.Реан).

Учителю, стремящемуся повлиять на развитие личности ученика, необходимо понимать, какой мотив лежит в основе того или иного поступка, определяет положительное или отрицательное отношение к учению.

Желание учиться, открывать и осваивать новое осуществляется двумя основными психологически заданными путями:

- путем достижения успеха, когда ребенок ориентируется на получение качественного результата выполняемой деятельности и чувствует себя знающим, компетентным. Ее развитие полезно, так как позволяет ребенку, углубляясь в содержание деятельности, доводить дело до конца, не ограничиваясь поисками способа решения задачи, правильно его оформить. Она приводит в итоге к повышению успеваемости. Этот вид мотивации связан с положительными эмоциями:

- эмоции престижности (проявляются при привлечении уч-ся к совместному освоению новых знаний трудного материала).

- Эмоции сопереживания (самое трудное в воспитании это учить чувствовать. В.А Сухомлинский).

- эмоции осознания своих возможностей.

- Радость от выполнения учебных заданий (эмоции использовал  В.М. Шаталов в своей практике «Ученик должен учиться победно!»).

- путем избегания неудач, который не способствует результативности учебной деятельности. Она связана с отрицательными эмоциями, с боязнью сделать ошибку, со страхом перед учителем, с проигрышем и порицанием, с внутренней позицией неуспешного ученика:  «Свою тройку я всегда получу, особо не прикладывая усилий».

Дошкольник.

Неучебная мотивация.

Игровая.

«Игра в школу» - как переходный период к младшему школьному возрасту.

Ребенок, не переживший кризис 7 лет остается психологически дошкольником и не имеет истинной учебной мотивации, даже если он начал учиться. Первоначально его желание пойти в школу определяется неучебными мотивами:

- надоело ходить в детский сад и только играть

- хочется «быть большим»

- встретить новых друзей

- иметь красивые атрибуты школьной жизни – рюкзак, пенал, тетради, форму

А затем мотивы наполняются иным содержанием, связанным с новой сферой жизнедеятельности ребенка – учебной:

- нравится выполнять задания в тетради, которые задает учитель

- в школе рассказывают о том, что дома не узнаю.

- нравится писать

- нравится быть лучшим.

       Кризис 7 лет – переходный период от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Формирование «внутренней позиции школьника».

Мотив  «Быть учеником».

1 этап – негативная фаза «Не быть дошкольником».

2 этап – позитивная фаза «Стремление быть школьником».

Реально действующими формами оценивания в этот период являются:

- положительное отношение к ребенку значимых взрослых: родителей и учителя.

- высокие отметки, похвала – основа самооценки и эмоционального благополучия:

- первоначально отметки зарабатываются любой ценой и «за что угодно»

- затем «зарабатывают» отметки реальными учебными достижениями.

Учебная жизнь детей не ограничивается школьными заданиями. Учась, ребенок общается и со сверстниками, с одноклассниками и с учителем. В общении также формируются достаточно важные мотивы, которые положительно или отрицательно влияют на работу ребенка с информацией.

На первых порах взаимодействие  первоклассника с другими детьми в классе  осуществляется главным образом через учителя, который постепенно приучает детей вступать в непосредственные контакты друг с другом. Так,  их первоначальная позиция «Я и моя учительница» постепенно, по мере осознания себя частью целого – конкретного класса, перерастает в позицию «Мы и наша учительница».

       В младшем школьном возрасте дружба со сверстниками носит характер  широких социальных мотивов, связанных с содержанием и процессом выполнения учебной деятельности или мотивов «ожидания коллектива»: это и желание быть образованным, «грамотным», иметь определенный социальный статус, благодаря учебе.

1 этап –  для 1-го класса характерен мотив «выбор партнера дошкольниками по внешнему фактору» («живем рядом»,  «моя мама знает ее маму», «сидим за одним столом в столовой», «вместе коллекционируем лошадей»).

2 этап –во 2-м доминирует мотив «выбор партнера по внутреннему фактору» (потребность в игровом общении, положительные качества личности выбираемого, способность к какому-либо конкретному виду деятельности).

3 этап – потребность в одобрении сверстников. В 3-4-м классе ситуация меняется. Начинается складываться детский коллектив со своими требованиями, нормами и  ожиданиями, и чем глубже «включен»  ученик в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения сверстников.

Ведущий мотив первоклассника  на данном этапе – мотив превосходства «быть лучше, чем все»

а позднее, по мере формирования класса как коллектива ребят, этот мотив трансформируется в «стремление занять достойное место среди одноклассников, зависимость от их мнений».

4 этап – мотив поиска своей идентичности. В 10 лет (к 4-му классу) ребята познают себя, выстраивают свой собственный внутренний образ. Другие для него суть зеркало, в котором он видит свое отражение, видит, как реагируют на его поведение окружающие, за что его принимают, за что отвергают.

Следующая закономерность мотивационной динамики, характерная для младшего школьника, это:

Снижение положительного отношения к учению к концу обучения в начальной школе ( 3-ий класс).

Как правило, к 3-му классу у большинства детей этот мотив исчерпывает себя  и учеба становится обязанностью и долгом.

Этот факт обусловлен, прежде всего тем, что:

- школьная жизнь теряет свою новизну

- исчезают надежды на «отличную учебу»

- дружба  приобретает особый «вкус»: глубину отношений и самопознание(создание образа себя через общение с  партнером)

- ограничение инициативы и самостоятельности детей, акцент на запоминание и воспроизведение готовых знаний.

       Постепенно, к 3-4-му классу, по мере накопления знаний  интерес детей направляется на научное содержание учебного предмета. Господствуют мотивы «самостоятельного добывания знаний». Их интересуют объяснение фактов, установление причинных зависимостей. Ребята глубже начинают интересоваться одним предметом, сохраняя при этом достаточно формальное отношение к другим. На этом этапе наиболее эффективна такая форма работы учителя как – проект. Если в 1 классе проект воспринимается ребенком  как желание понравится и угодить учителю (который зачастую предлагает тему проекта), быть лучшим учеником  в классе, то 2-м  ребенок уже будет четко выводить буквы в проекте, рисовать картинки, заучивать текст по плану, то есть стараться пользоваться в совершенстве  полученными навыками в 1-м классе. А вот в 3-4-м классе выбор проекта   будет потому,  что есть интерес к данному предмету, порой выходящий за рамки школьной программы и увлечение каким-то одним предметом выражается в особом,  специфическом подходе ко всем школьным предметам и занятиям. Например, увлечение математикой выражается в логическом подходе ко всему: этот ребенок посчитает количество строк по письму, чтобы текст уместился на этом отрезке листа, напишет в форме произвольного упражнения, соблюдая все правила правописания,  текст  задачи по математике, а,  закончив писать, обязательно ее решит, не замечая времени,  рисунок человека начнет с прорисовки пропорций  на линейной шкале, дома нередко решает головоломки и задачи из других книг, посчитает количество ступенек в подъезде и, возвратившись домой, сделает в рисунке  схему подъема, точно указав количество ступенек.

Немалое место в мотивационной сфере учащихся 4-ых классов занимает мотив «самостоятельности мышления». Интересны те предметы, на которых можно пошевелить мозгами. Научить мыслить, дать учащимся способы и приемы  «думания» - в этом, пожалуй стоит видеть истинную  и конечную функцию образования.

Какие же способы педагогического оценивания с психологической точки зрения являются наиболее эффективным:

Виды оценивания

Вы оценили ребенка….

Виды мотивации

При этом сформировав следующий вид мотивации………

Психические новообразования, лежащие в основе желания учиться.

При этом ребенок переживает………

Отметка высокая (недифференцированная)

- Престижная

- Мотивация достижения успеха

- Социальный статус «хорошего ученика» и «хорошего, любимого ребенка»

Ребенок пытается завоевать статус «самого лучшего ученика» в классе, высокая продуктивность деятельности, работоспособности и трудолюбия.

Отрицательные моменты:

Соперничество в классе,

Неумение общаться,

Поверхностные, неглубокие, ограниченные только учебными проблемами  отношения с людьми.

Применение стандартных (не творческих) способов решения.

В младшем школьном возрасте отметка лежит в основе самооценки. Если у меня «5», значит «Я – на «5», если «3», то и «Я на «3».

Отметка низкая (недифференцированная)

Порицание

Наказание

Отрицательные социальные мотивы

Отсутствие ответственности, долга.

Чувство некомпетентности, синдром «неудачника», «троечника»

Мотивация избегания неудач.

Связанна с отрицательными эмоциями, вообще с эмоциональным неблагополучием.

Длительная неуспеваемость тоже приводит к «научению беспомощности». Представление о своих низких способностях к обучению (заниженная самооценка) и ожидание дальнейших неудач приводят к тому, что у ребенка пропадает желание действовать, что-то изменить, а собственные усилия теряют для него смысл. Любая учебная задача кажется ему слишком трудной.

Содержательная оценка

Система замечаний

Многокритериальная оценка

Познавательная (процессуальная мотивация)

Ребенок ощущает чувство компетентности, радостное чувство активности, его привлекает само выполнение заданий, сама по себе деятельность, при этом – полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле.

«-« моменты:

- Дефицит времени для полной концентрации на деле.

- запускается творческая активность, и как следствие,  неусвоение алгоритмированных способов действия, хаотичность в работе, отсутствие волевой регуляции своей деятельности

- нервное истощение от внутриличностного конфликта: между тем, что хочется (творить) и тем, что ты должен сделать в первую очередь. А это означает, что ребенок с высоким творческим потенциалом, одаренный и способный, в нашей традиционной системе обучения становится, как правило, «неуспевающим», «троечником» и «неудачником».

Содержательная оценка, многокритериальная (то есть балл за чистописание,, знание правил, мотивацию, творческий подход). Она помогает ребенку увидеть свое продвижение в учебном материале, достоинства и недочеты выполненного задания, наметить задачи для дальнейшего продвижения. Если младший школьник лишен такой оценки, его родители оказываются дезориентированными, а самооценка ребенка – неадекватной.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Тоже авторская методика «Мотивационные круги». Психологический и философский  смысл сужающихся кругов – движение от внешнего, многообразного и многогранного мира, к миру внутреннему. Первый от внешнего мира круг, и самый большой, - сфера поведения, мыслей, воплощенных в поступках ребенка. Если ребенок поставил  семью в этот круг – весь образ жизни обусловлен родителями, бабушками и дедушками, сестрами и братьями.

Второй круг – Мои мысли. Это и то, что в душе ребенка переживается как проблема, требующая решения, волнующая его. Если, к примеру, ребенок поставил  «Я» в этот круг – это говорит о том, что я тревожусь за свои способности, смогу ли понять задачу, хорошо прочитать текст, смогу ли дружить с ребятами, не сорясь, смогу ли найти друга. Этот круг – мир наших тревог и сомнений, напряженного размышления.

Третий круг – мир положительных, позитивных чувств  ребенка, его внутренняя опора, главное, без чего он не чувствует себя счастливым. Это сфера авторитетов, уважения,  любви и детского доверия.

«Я» -

«Учитель» -

«Родители» -

«Ребята» -

В нашем центре образования существует дошкольная ступень. И формирование первых классов происходит по двум основаниям – первое – класс «группа детского сада» и второе – класс вновь прибывших детей. Обе группы проходят систему подготовки к школе. Когда я опробировала  данную методику, то получились интересные результаты. Начну с группы «сборного класса», потому что почти во всех школах классы и есть – «сборные». В ядре, в самом сердце, мотивов дошкольников – быть с ребятами. «Учителя я еще не очень знаю, где-то побаиваюсь авторитета взрослого педагога,  школьного режима тоже не представляю, а ребята такие же как я, одним словом - «свои»!». Поэтому большинство ответов «сборных» классов  – когда позиция «Я» и «Ребята» стоят вместе. Вот еще и почему формируется коллектив в таких классах дольше, но зато прочнее и основательнее, каждое качество друга и класса в целом выверяется и проверяется временем.

Выборы  подготовительной группы детского сада несколько отличаются: для них «учитель», который приходит к ним на курсы – это новый человек, несущий новое необычное знание. Новая личность вообще. Поэтому эти дети психологически привязываются именно к педагогу, работающему на подготовке к школе в этой группе. Их выборы – «Я», «Учитель» и «Семья» стоят в одном внутреннем ядре. 42% опрошенных детей группы. Как в детском саду их выборы друзей нередко осуществлялись благодаря родителям и воспитателям, так и еще длительное время эти ребята «привязаны» к мнению учителя, к его взглядам на их взаимные выборы в классе. В «сборных»  классах очень рано начинает доминировать мотив «Мы и НАШ учитель», а  в классе «детского сада» еще будет долго господствовать мотив «Я и МОЙ учитель».

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В  3-х КЛАССАХ ( ВЕРХНИЕ ГРАНИЦЫ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (9-10 лет).

Методика «Ассоциативный ряд ведущих мотивов» для выявления доминирующих мотивов на границе младшего школьного и младшего подросткового возраста.

СЕМЬЯ.

 

Сердце, потому что …………….

Несколько деревьев, потому что ……………….

Дождик …………………………………………...

Улыбка ……………………….

Моя квартира, моя комната …………………….

Папа …………………………..

Грусть ………………………

Только «Я» …………………

Телевизор, компьютер ………………..

Кошка (или собака) ……………………

Страх ……………………………………..

Брат, сестра ……………………………

Боль ………………………

Мама …………………….

Мы ………………………..

ШКОЛА.

Когда хвалят и награждают, потому что ………………….

Уважение, потому что  ……………………….

Создать и придумать новое в мире …………………

Наука, чтение книг, эксперименты ……………………..

Получать одни «4» и «5» ………………………………

Страх ……………………………………………………

Когда не ругают ……………………………………..

Любимые предметы (русский, математика, физкультура и т.д.)……….

Написать рассказ, порешать интересные задачки …………………….

Учителя ……………………………………………………

Пустое место для меня, потому что меня интересует  ……………………………………..

Я САМ.

Дорога, потому что ………………………………………..

Хороший сын (или плохой сын), потому что   ………….

Хорошая дочь (или плохая дочь) ………………………..

Знак вопроса «?», потому что ……………………………..

«Умник», потому что ……………………………………….

«Чудовище» …………………………………………………

Отличник …………………………………………………….

Страх …………………………………………………………

Хороший друг (плохой друг) ………………………………

Спортсмен ……………………………………………………

Будущее ………………………………………………………

Троечник ……………………………………………………..

Пустое место …………………………………………………

Представлю некоторые выводы по ответам  ребят:

Сфера «Семья».

Выборы – «Несколько деревьев»,  «Дождик»,  «Брат и сестра», - указывают на очевидный факт разобщенности в семье, иногда пространственную автономию близких людей,  однако здесь есть и позитивный момент – это грядущая «опора на близких друзей», а для этого необходимо как бы «отойти», «удалиться»  от семьи.

Ответы: Несколько деревьев – «Мы все разные, но все – вместе»,

Дождик – «Потому что часто ссорятся….»

«Брат и сестра» -  «Мама много работает, а папы вообще нет»

Мама – «Потому что нет папы…»

Выборы – «Сердце», потому что в самой глубине мои родители., «Улыбка» - потому что семья – всегда радость – говорят о позитивном отношении к родителям, с одной стороны, и  о невозможности сформировать внутреннюю автономию, привязанность и зависимость от близких, страх перед социумом, нарушение взаимодействия со сверстниками, с другой стороны.

 Сфера «Школа».

……………….

В повышении и поддержании  учебной мотивации  учащихся наиболее важная роль принадлежит учителю. Именно в рамках современного урока возможно создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ребята хотели учиться.

В 1- ых классах педагог опирается на потребность детей  во внешних впечатлениях, на жажду знать все. Препятствием может быть лишь школьная незрелость, когда в поведении ребенка преобладает игра и в силу возраста он не может понять, что несет уже собственную  ответственность за результаты учебной деятельности. Сама фигура учителя авторитетна для детей и является мотиватором, движущей силой учения. Через учителя ребенок оценивает мир и себя. Специальный прием  на этом этапе – стать любимым учителем для ребенка, тогда желание учиться хорошо обеспечено. На данном этапе учителю целесообразно использовать позиционный мотив «быть учеником», а точнее его негативную и позитивную реализацию – сначала стремление не быть дошкольником, а затем – стремление быть школьником. Смело и  в большей степени использовать занятия серьезного типа и меньше напоминающие им занятия дошкольного типа.

Во 2-ых классах  доминируют мотивы, связанные с процессом учения. Овладев письмом, ребенок пишет маленький рассказ, уже практикует различные варианты с почерком; овладев составом числа, пытается  сам придумать новые примеры на уменьшение и прибавление; овладев знанием букв, слогов, слияний, ребенок читает бегло различные книги и т.д.

Здесь учитель может опираться в обучении детей на мотивы самостоятельного решения задач, понимая механизм, придумывать для себя новое задание. Это обогащение учебной программы творческими упражнениями, рассмотрение объекта изучения с разных сторон и разных предметов.   Во 2-м классе главное – это изучение и попытка сделать  то же самое, но более виртуозно, усовершенствовано. Вы усложняете сам материал, его объем и содержание, а способы действия, приемы используются ребенком те же. К одной и той же задаче могут использоваться всевозможные подходы.  И второклассники это с удовольствием практикуют.

В 3-ем классе учитель делает ставку на желание ребят самоутвердиться в среде сверстников. Работая во 2-м классе в группах, каждый стремится быть как все. А уже в 3-м – «быть собой»  среди сверстников, самоутвердиться, ощутить эмоциональное благополучие от одобрения ребят. Педагогу на данном этапе работы эффективно использовать  желание каждого проявить себя в среде других в создании единого творческого продукта, стремление занять достойное место среди одноклассников – спортивная игра, викторина, театральная постановка,  совместный групповой проект, любая работа в группах и в парах  на уроке. В 3-4-м классе целесообразно также использовать интерес ребят, направленный на научное содержание предмета, их начинают интересовать объяснения фактов, появляется избирательное отношение к отдельным учебным предметам. Учитель может использовать данные движущие силы поведения ребят в подготовке индивидуальных проектов,   участие в предметных неделях, в городских и окружных конкурсах. Опираясь на выделенные психологические новообразования младших школьников, наши педагоги проиллюстрируют разнообразные формы повышения мотивации в начальной школе, которые мы и представляем вашему вниманию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика факторов риска возникновения негативных привычек в подростковой среде». Подготовили: педагог-психолог Мудрак Е.А., педагог-психолог Попова С.А.

Слайд 2

Вредные привычки — привычки, оцениваемые негативно с точки зрения социальных норм поведения или в отношении к процессу формирования личности. Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности .

Слайд 3

Куре́ние

Слайд 4

Алкоголизм

Слайд 5

Наркомания

Слайд 6

Лудомания

Слайд 7

Ониомания (страсть к покупкам)

Слайд 8

Телевизионная зависимость.

Слайд 9

Интернет-зависимость



Предварительный просмотр:

Памятка.

Рекомендации родителям.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

4. Прививать ребёнку семейное чтение.

5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время

8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.

13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

При составлении использованы материалы   информационно-методического  бюллетеня: «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды».


Что делать родителям, чтобы их ребенок не стал наркоманом?

  • Выберите позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью. Не ждите, когда беда постучится к Вам в дом. Берите литературу, найдите время, чтобы говорить с Вашим ребенком на темы наркомании.
  • Создайте в своей семье атмосферу любви, доверия и безопасности, вырабатывайте ясные и справедливые правила совместной жизни, выполняйте взятие обещания, интересуйтесь заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром.
  • Развивайте в ребенке навыки самостоятельного приема решений, инициативу, собственный взгляд на происходящее. Лучше, чтобы Ваш ребенок был ведущим, а не ведомым.
  • Учите подростка справляться с трудностями и неудачами, говорите, что отрицательный опыт, это тоже опыт.
  • Учите ребенка видеть и понимать красоту окружающего мира, учите получать удовольствие в повседневной жизни (от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми и т.д.)
  • Вашему ребенку необходимо предоставить выбор самому решить никогда не прикасаться к наркотикам. Ваша роль должна быть не запрещающей, не наставляющей, а поддерживающей, принимающей, информирующей.

Донесите до Ваших детей, что:

  • Вслед за удовольствием от принятия наркотиков наступают сильные физические муки;
  • Сильно портится физическое здоровье;
  • Резко снижаются умственные способности;
  • Высокий риск заражения СПИДом, другими инфекционными заболеваниями;
  • Уменьшается и сходит на нет половая потенция;
  • Подросток лишается будущего;
  • Те, кто употребляет наркотики – не самые крутые. Они самые глупые. Продажа наркотиков – большой бизнес и наркоман играет в нем роль пешки, дурочка, который расплачивается за свою глупость не только деньгами, но и своей жизнью.


Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения в подростковой среде.

Истинное суицидальное поведение.

Виртуальные «суицидники».

Разработана педагогом-психологом Гимназии, к.п.н. С.А. Поповой

Попытки самоубийства в 70-75% случаев можно предугадать и успеть предупредить.

Как заметить надвигающуюся угрозу?

  1. До совершения самоубийства подросток может попытаться выразить протест в другой форме – уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хулиганство, напиться). Испробовав варианты и потерпев неудачу, человек решает покончить с собой.
  2. Большинство, желающих распрощаться со своей жизнью , так или иначе говорили окружающим об этом.

Если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, то ее можно предотвратить.

По внешнему виду и поведению педагог должен уметь определять истинно-суицидальные намерения подростков.

перемены в поведении - уединение, рискованное поведение;

проблемы в учёбе - падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;

  • признаки депрессии - перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность;
  • чувства вины, потеря интереса;
  • устные заявления - «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;
  • темы о смерти - накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к

                             оккультизму, тяжёлому металлу в музыке;

  • вызывающая одежда;
  • предыдущая суицидальная попытка;
  • подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями;
  • сексуальное или физическое злоупотребление;
  • употребление, а в последствие, и злоупотребление алкоголем;
  • неожиданная беременность;
  • наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.

                  Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание.         Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.  

  • Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
  • Внешняя удовлетворённость - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
  •  Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  • Словесные указания или угрозы.
  • Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  • Потеря близкого человека.
  • Уход из дома.
  • Бессонница.

Личностные профили истинных «суицидников».

- Истерики (те, кто способен совершить суицид «на слабо»)

- Шизоидная акцентуация (те, кто способен вынашивать идею покончить собой, готовить план суицида, при этом проживая и обычную жизнь, те подростки способны жить двумя жизнями одновременно, а это – тип шизоидной личности)

- Ведомо-зависимые, экзальтированные личности, конформные, восторженные, часто увлекающиеся и также быстро остывающие.

Все эти типы личности объединяет глубокий психологический кризис:

 утраты образа будущего,

отрицания и самобичевания за прошлое,

распад, потеря смысла настоящего.

Поэтому, остановив буквально «за руку» подростка от совершения суицида, это половина дела.

Специалист – психолог должен оказать помощь в построение образа будущего, в анализе  прошлого опыта, нахождение сверх идеи, смысла жизни,  который объединит все элементы настоящего.

Иногда предвестники самоубийства труднораспознаваемы. Это относится к тем подросткам, которые входят в группы потенциальных смертников, по сути, виртуальных сетевых суицидников. Войти в эти группы непросто. Необходимо пройти определенные этапы ритуальных действий.

Как возможно идентифицировать виртуального «суицидника»?

- подросток пребывает в прекрасном расположении духа, испытывает  некоторую эйфорию, но при этом не включен не в жизнь школы, не в учебную деятельность,  дома также его мало видно и слышно

- рисует повторяющиеся символы – киты (синие, к примеру), бабочки и т.д.

- могут быть видны порезы на руках (или имитация порезов).

Что можем сделать мы, взрослые, педагоги и родители, чтобы предотвратить надвигающийся суицид.

Первая помощь при  суициде.

1. Если Вы стали свидетелем самоубийства, а у Вас нет времени на преодоление собственного  эмоционального шока, нужно принять быстрые действия.

2.        Необходимо вызвать помощь по телефону: 3-11-03

3. Попытаться оказать первую доврачебную помощь:

  • остановить кровотечение - на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя)- жгут выше раны;
  • при  повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего

            вынули из петли, надо избегать резких движений;

  • если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
  •  при отравлении - вызвать рвоту, если человек в сознании! 
  • при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
  • если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля,
  • если пострадавший в сознании - необходимо поддерживать с ним постоянный!!! контакт,
    психологически
    не оставляя его одного!!!

4. Задавайте вопросы

 Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например:

«С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной?

Kак вы думаете, почему у вас появились эти чувства?

Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?

 Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?»

Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

5. Предложите конструктивные подходы

Попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

 «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».

6. Вселяйте надежду

Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве.

  1. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь

9. Какие фразы, разрушающие структуру будущего,  нельзя говорить подростку:

- «Из тебя ничего не выйдет путного!»

 - «С такой учебой вряд ли ты поступишь куда-то!»

- «Ни один парень, ни одна девушка на тебя не посмотрят!»

- «С таким характером сидеть тебе сиднем дома!» и т.д.

10.Мгновенно отвлечь от суицида помогут следующие приемы:

-  Режим  переключения. В этом случае необходимо вместо эмоционального аффекта «запустить» аналитические возможности ума, например, задать вопрос, который к произошедшему не имеет никакого отношения – «Кстати, каким уроком вчера была литература?», или  «Ответь мне только на один вопрос и прямо сейчас – сколько у тебя бабушек и дедушек? А прадед есть?» и т.д.  Либо сказать фразу абсолютно алогичную, к примеру, «Ты знаешь, Саша(Люда), все крыши сейчас мокрые и поезд прибыл позже, вот и бумага закончилась».  Любой человек начнет вдумываться в то,  что не понятно, а таким образом можно прекратить острый аффект.

- второй прием скорее профилактический, предупредительный -  снятие пред суицидального напряжения  с помощью юмора. В этом случае, возможно обсуждение темы суицида в юмористическом стиле. Или даже возможно рассказать анекдот по этой тематике. В любом случае эмоциональное возбуждение и психическая доминанта могут исчезнуть либо частично, либо вообще. Еще эффективнее, рассказав этот анекдот, проанализировать его вместе с подростком, немного обсудить.

Самоубийство ребёнка

часто бывает полной неожиданностью для родителей.

Помните, дети решаются на это внезапно!