Раздел №4 Работа с родителями

Попова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ 1-ых КЛАССОВ. СЕНТЯБРЬ.

          - Летом не нужно заниматься ежедневно,  помногу. Мы-то сами отдыхаем, а почему ребята должны сидеть, не отрывая головы над книгами?!

- Гораздо эффективнее будет «погружение»  в образ школы. Поговорите с ребятами,  а лучше порисовать  на разные школьные темы – «О еде в школе», «О чередовании уроков и переменок», «О ребятах, с которыми вместе будете учиться», «О вашем учителе», «О продленке после уроков» и т.д.

- в августе (после 10-го числа) приближайтесь к режиму дня школы: желательны в одно и то же время подъемы и отход ко сну; завтрак, второй завтрак ( как в школе), после завтрака можно почитать, поговорить о прочитанном, порешать логические задачи в тетради (это в качестве небольших занятий), четко после завтрака, как в школе!

- А теперь несколько рекомендаций уже плотно к сентябрю 1-го класса: 

  1. Если снижен аппетит с утра, не заставляйте есть детей. В конце концов они позавтракают в школе. Нервная активность в сентябре, на фоне адаптации  очень высока, особенно по утрам!

 

  1. Четко сентябрь, октябрь соблюдайте режим отхода ко сну и подъема по утрам. В одно и то же время! – это залог спокойной нервной системы.
  2. Исключите по возможности все дополнительные занятия вне школы! Хотя бы в течение первых 3-х месяцев.
  3. Вечером, после школы дайте возможность ребятам дома поиграть с игрушками. Так они успокоятся перед сном.
  4. Помните! На момент адаптации важнее  не столько «постичь науки», сколько сориентироваться в окружающей обстановке в школе и приобрести опору в лице друзей и поддержку в лице учителя.
  5. Все зрелищные мероприятия: театры, цирк, гости, кино,  встречи с друзьями проводить в пятницу, субботу! Воскресенье -  в спокойной и размеренной для психики детей обстановке.
  6. Если вы заметили у ребят невротические реакции в течение 2-х недель:  плохой сон и аппетит, слезы, страхи - дневные и ночные, устойчивое нежелание идти в школу, частое мочеиспускание, регулярные жалобы на боли в животе и тошноту (особенно по утрам), сниженное настроение -  СРАЗУ ОБРАЩАЙТЕСЬ ко мне! Возможно тяжелое протекание адаптационного периода, в том числе психосоматическая компонента и в некоторых случаях я порекомендую  обратиться ко врачу.

УСПЕХОВ ВАМ И РЕБЯТАМ  В САМОМ НАЧАЛЕ ВАШЕГО ШКОЛЬНОГО ПУТИ! БУДЬТЕ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!



Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание для 4-х классов

«Ожидания и реалии будущих пятиклассников».

  1. Стремление к свободе и независимости, где-то и бесконтрольность.
  2. Ожидания ребят в отношении учителей средней школы связаны с соблюдением дистанции, уважением к личности ребят, доверием и предоставлением свободы, объективности в оценивании.

Некоторые считают,  что учителя часто субъективны, ориентируются на личные симпатии-антипатии. Пугает ребят то, что они изменить не в силах.

  1. Ребята считают,  что поддержка родителей должна основываться на сочувствии и понимании в сравнении со своим (родительским)  опытом 5-го класса, на «принятии меня такого какого есть, на принятии меня любого!» 
  2. У многих ребят складывается избирательное отношение к предметам не по принципу – «Хорошо-плохо учусь», а принципу познавательного интереса к предмету, к процессу его изучения, к связи его с будущей профессией.

Еще ребята понимают, что для того, чтобы о тебе сложилось мнение новых учителей  должно пройти трудное время «притирки» друг к другу, когда тебя изучают и примеряют к тебе различные «клише».

РЕАЛИЛИИ БУДУЩИХ ПЯТИКЛАССНИКОВ.

  1. Когда вы попадете в 5-й класс, то поймете, что все то, что было до этого, те пройденные 4 года начальной школы, - это два практически не связанные  между собой этапа школьной жизни.
  2. Прежде всего это высокие требования к самостоятельной интеллектуальной деятельности детей:

- самостоятельной при выполнении – многое, что задается на дом в 5-м  классе, не объясняется досконально, многое ребята должны понимать и додумывать. Пример: на уроке истории работаем по теме древняя Греция. Итог –  тест. Тест основан на  знании фактического исторического  материала. При подготовке дом.задания идет опора на вопросы к тексту.   Но если итогом является не тест, а перессказ, то при подготовке дом.задания идет опора на раздел «подумай».  Следующий урок – тема – Древний Рим. Педагогом задается общее направление проверки знания – будет тест по Древнему Риму. А вот что стоит за этим дом.заданием, как именно его готовить, по какой модели,  ребятам уже не говориться. И вам, родителям, тоже. Они логически должны это уже понимать.

3. Начальная школа  - это некий алгоритмированный «разбег», «предверие»  серьезной умственной работы. В основном, все виды деятельности в начальной школе алгоритмированы и задаются эти алгоритмы учителями и дома – родителями. А вот средняя школа – это самостоятельный умственный труд по выработке собственных алгоритмов. 

Пример: средняя школа – очень много предметов Ребята начинают делать домашние задания, но классифицируют и определяют очередность предметов они сами. По признаку – работа с текстовой информацией – литература, история, география, биология. Среди них – сложные абстрактные тексты, требующие особой умственной работы с опорой на абстрактные образы, - это биология, география. Исторические и литературные тексты основаны на ярких конкретных образах, целых ситуациях-картинах. И в третью очередь – предметы математического цикла и языки, в том числе и русский – это решение задач (логических, математических, языковых). Ребята, уже научившись разбираться в своих индивидуальных особенностях и в приоритетах предметов, самостоятельно определяют алгоритм выполнения домашних заданий.  

  1. В начальной школе педагог как бы «спускается» на уровень ребенка, опирается на его индивидуальность, чтобы научить, донести информацию как можно эффективнее, в средней школе – педагог- в логике предмета, в научном понятийном аппарате данной области, а ребята, опираясь на полученный жизненный опыт, пытаются дотянуться до уровня, задаваемого  учителем. Поэтому используется коммуникабельность, правильная дистанция между собой и взрослым человеком, умение вести диалог с педагогом и сформулировать свою мысль на равных,  использование своих «сильных»  сторон личности, чтобы вытянуть предмет и знание о «слабых»  – чтобы не проявляться . В средней школе не делается «скидка» на малый возраст. Двойкой наказывают и за забывчивость и за рассеянность и за неумение предвидеть будущую проблему, предупредить учителя.  Например, не переслал работу педагогу по информатике – два в электронный журнал. Далее работа срочно пересылается, человек просит извинения за халатность, двойка «убирается» из электронного журнала. Вот такая примерно тактика учителей средней школы.  

        Именно поэтому важнейшей задаче в начальной школе является          помощь учителя и психолога в создании для ребенка собственной модели поведения, которая  приносят желаемый эффект. Родителям !! Не старайтесь проецировать на него собственные особенности и те модели, которые создали для себя вы сами. То что хорошо для вас,  совсем не обязательно будет хорошо для ребят.

  1. Как я уже сказала – огромный массив в средней школе связан с работой с текстами. Появляются сложные абстрактные тексты – научные и научно-популярные. Это предполагает умение представить в образах достаточно абстрактные объекты – бактерии, почвенный перегной, феодальный строй, ядро земли  и т.д. Это предполагает и высокий уровень обобщения информации, знания многочисленных слов, фраз и речевых оборотов. Это новые виды аналитической работы с текстами, которые предполагают составление таблиц по тексту, схематическую работу с информацией, составление конспектов,  ребята часто и много «попадаются» на «подводных камнях»  тестов а их в средней школе – очень много по сравнению с начальной. Например , на чем «летят» ребята: на вопрос дается 5 вариантов ответа, два из них – верные, три соответственно – неверные.  Но, при этом, эти «неверные» ответы частично содержат правильное решение и только два – полностью отвечают на вопрос.  
  2. Ведущей деятельностью в начальной школе является – учебная. Ведущей деятельностью в средней школе – интимно-личностное общение. Что это означает  в практике  жизни ребят? Это означает, что любая познавательная деятельность осуществляется в обсуждениях   с друзьями, эффективнее всего поэтому в средней школе – групповые формы работы на уроках, работы в парах, диалог является основной формой познания и даже самопознание  происходит в дружбе и общении. Основное чувство, которое поддерживает  ребят в этом возрасте – чувство «плеча». Когда есть друзья – учебная мотивация как правило тоже устойчива: «Пойду пообщаюсь – заодно и поучусь», «Друг поступит в институт – а как же я?» или «почему он лучше, чем я?» - соревновательность в дружбе. С помощью друзей, а не родителей,  ребята легче входят в новую взрослую жизнь. Потому что в подражании сверстнику, рождается собственная индивидуальность.

    Для того чтобы развивался академический интеллект, надо уметь решать задачи, осваивать ИКТ, открывать законы природы,  надо учиться, но ведь для того, чтобы  развивался социальный интеллект необходимо общаться, дружить. Поэтому понимайте это и помогайте ребятам не только познавать мир, но и жить среди людей.

  1. Учебная мотивация и выбор профессии. В средней школе, примерно  к 6-му классу,   учебная мотивация ребят  начинает стремительно снижаться. Вы меня вспомните и «затрубите тревогу»! Связано это, во-первых, с дружбой  со сверстниками, во-вторых, с поиском сферы интересов вне школы. Возрастает познавательная мотивация, а знать хочется не только о науках и искусстве, но и появляются сферы искушений- молодежные субкультуры, разные способы изменения сознания, рискованные увлечения, связанные с угрозой физической жизни (паркур, например). То есть у ребят расширяется сфера жизни, помимо школьной и учебной. С чем будет связана будущая жизнь, основная ее доля? Конечно, с делом и профессией. Поэтому профессиональное самоопределение лучше начинать как можно раньше. Тогда будут  правильно расставлены акценты на школьных предметах, возможно изменится отношения и к внеурочным формам занятий – кружков, секций, студий и будет понятно, почему выбрана сама школа, а может быть и школа тоже будет другая.  

Рекомендации родителям будущих пятиклассников.

  1. В процессе контроля домашнего задания в 5-м классе поставьте акцент на устных предметах – история, география, биология, литература, а в письменных – русский, математика, информатика – проверяйте правила, формулы.
  2. Не лишайте ребят «виртуального общения». Объясняйте правила «жизни в интернете». Указывайте на то, что переписка будет периодически вскрываться и проверяться вами. Показывайте разницу в общении с мальчиками и девочками., так как в интернете, не видя человека, общение становится более раскрепощенным, а нередко и более развязанным.
  3. Ограничивайте «виртуальный контакт», стимулируйте формы общения «вживую» - совместные поездки с классом, немного погулять вместе после школы, внеурочные формы занятости.
  4. Нельзя «обрубать» негативное влияние друзей. Можно доказывать изо дня в день на конкретных примерах, что друг или подруга поступают неправильно, подростку надо все показывать, доказывать и аргументировать.
  5. Как стать ближе в подростковом возрасте к ребятам и не потерять их доверие?

Оставаясь мамой и папой, стать для них по-настоящему другом. Доверять им свои тайны и проблемы, опускаясь на детский уровень, включать их в обсуждение взрослых тем – политических, экономических, психологических, финансовых.

Мы не заставляем друзей жить по нашим правилам и, опираясь на наши ценности. Мы признаем их право выбора. Можем лишь посоветовать, повлиять, настроить, вдохновить, поругать за совершенные ошибки, но заставить их своей волей мы не можем. Вот именно так надо поступать и с нашими детьми. Санкции и наказания «включаются» в особых случаях – угрозы физической и душевной жизни или здоровью.



Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание

«Психологическая готовность к обучению в школе».

       На момент окончания детского сада или дошкольного периода детства перед вами, родителями, встает несколько важнейших вопросов:

- Насколько мой ребенок готов к обучению в школе, в 1-м классе?

- Как выбрать будущую школу, каковы критерии этого выбора: просто «хорошая школа» или «школа с прицелом на будущее» - гуманитарная, техническая, спортивная, театральная, естественно-научная, филологическая (языковая)?

- Какие факторы могут привести к неуспеваемости  в 1-м классе, к состоянию дезадаптации?

Итак, постараюсь коротко, в общих чертах остановиться на каждом вопросе.

Для того, чтобы учиться в школе, необходимо этого ЗАХОТЕТЬ!

Желание учиться говорит о личностной готовности к школе.

Существуют несколько параметров мотивационной готовности к школе, а также некоторые особенности в развитии мотивационной сферы дошкольника:

- ребенок стремится и хочет выполнять «серьезные поручения» и ответственные задания. Просит воспитателя поручить ему что-нибудь сделать и оценить труд.

 

- чаще стал говорить: «Надоел детский сад…В нем скучно… Одни и те же игры, праздники…». Однако при этом ребенок стал чаще проявлять интерес к занятиям по развитию речи, окружающий мир, к занятиям по математике. Другими словами произошло смещение акцента с игрового компонента на учебный.

- Личностная готовность к школе наступает гораздо позже интеллектуальной. Мой собственный опыт работы в плане исследования психологической готовности к школе указывает на то, что интеллектуально, умственно ребенок готов к школе ( только не то, что под этим часто подразумевают многие из вас- умеет прекрасно рассказывать отточенное стихотворение, читать, писать буквы и цифры и даже решать задачи). Однако мотивация еще не сформирована.

Интеллектуальная незрелость, неготовность  при  собеседовании при поступлении в 1-й класс выражается:

- в большом превалировании наглядно-образного мышления над теоретическим, словесно-логическим. Некоторой задержке на нем. У ребенка ярко развита фантазия, логика жизни заменяется воображаемыми фактами и событиями без учета ситуации. Эти дети с трудом отделяют главное от второстепенного.

Пример: Сюжетные картинки. Название «Антошка». С какого бы места картинки не начал – везде есть логика. Фантазия этого ребенка все обоснует и оправдает.

- интеллектуального не готов считается тот ребенок, у кого низкая способность обобщения информации.

Пример: Не дает название рассказу, а заменяет название пересказом. Либо дает название, опираясь на детали. К примеру, «Окунь», «Летний день на речке».

- !! Учебная мотивация формируется параллельно с «отмиранием» игры, как ведущей деятельности.

Чтобы появилось желание учиться, ребята  должны пройти все стадии развития игры. В частности, должно произойти смещение акцента с процесса игры на ее результат, а именно, выигрыш. В более старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ребята предпочитают игры в классики, спортивные игры, соревнования.

Пример: Поэтому, обследуя учебную мотивацию у 2-х разных детей, выполняющих тематический рисунок «Осеннее настроение», я одному ставлю «мотивационно готов к школе», а другому -  «незрелость мотивационной сферы». Почему?  От одного в процессе рисования я слышу: «Осеннее настроение скучное… Я нарисую дубраву и сильный ветер…А солнце ведь осенью не такое как летом…». А вот другой меня спрашивает: «А мой рисунок повесят на стенд? А призы за лучший рисунок будут?».

- То есть не просто общаться друг с другом, а сравнивать себя с ними: кто лучше, кто хуже. Кто запомнил больше иностранных слов, кто меньше. Кого больше воспитатель отметил и за что. Все эти признаки говорят о личностной зрелости дошкольника.

- !! Не познавательная мотивация, а доминирование социальных мотивов указывает на то, что ребенок готов мотивационно.

На сформированность учебной мотивации указывает не столько желание знать, любознательность ребенка, то есть познавательная мотивация, сколько доминирование социальных мотивов учения. Что это за социальные мотивы? Это прежде всего, потребность в общении со взрослыми, которые его оценивают и одобряют, а также ориентация на успех, желание достигать высоких результатов во всем!

Пример: Ребята с высокой познавательной мотивацией с удовольствием слушают новую тему на уроке «Окружающий мир». Увлеченно о ней рассказывают родителям. Но как только дело доходит до домашнего задания, они не хотят его выполнять и отлынивают, потому что повторять пройденный материал им уже скучно. А ведь в школе много предметов, которые не вызывают у детей непосредственного интереса, но требуют много волевых усилий. Например, письмо.

- Почему же именно мотивация так важна для определения готов  ребенок к школе или нет? Да потому что если человек хочет учиться, он сможет выполнять непривлекательные действия, он может себя заставить. То есть у него развита сфера произвольности.

Мотивационная готовность – это и произвольная готовность к школе!

- Ребята должны своевременно по команде учителя включаться в работу;

- стремиться не отвлекаться на выкрики соседа;

- сдерживать желание немедленно сообщить учителю ответ на вопрос;

- следовать правилам, заданным учителем, образцам в учебнике и тетради.

! Поэтому при собеседовании на исследование сферы произвольности дается графо-моторный тест «Домик» Гуткиной.

- Как же развивать произвольность и мотивацию, быть готовым к школе?

Первый вариант. Мы организуем подготовку к школе в рамках ДОУ. Занятия развивающего характера: логическое мышление, зрительно-пространственная координация, зрительная память, решение логических задач и закономерностей. Далее мы совместно с логопедом комбинируем эти занятия: логопед ведет вторую часть занятия – развитие словесно-логического мышления. То есть традиционно логопед занимается коррекцией, а здесь занятия психолога и логопеда именно развивающего характера. А в комбинации два специалиста глубже подойдут к проблемам развития детей.

- Занятия будут проходить не в группах, а в отдельном помещении – классе ИЗО. Таким образом, мы разделим пространство игры, принятия пищи, сна и даже развивающих занятий с пространством подготовки к школе.

- Занятия будут проходить по подгруппам для возможности каждому уделить индивидуальное внимание.

Второй вариант. Вы организуете сами для своих детей. Я настоятельно рекомендую вам систему подготовки детей к обучению при других школах. Что это дает?

- Дети знакомятся с тем коллективом, с которым скорее всего пойдут в первый класс.

- Привыкают психологически к учителю, к его манере общения, психическому  темпу. Потому что тот учитель, который ведет курсы подготовки к школе, тот и берет будущий класс.

- Посещая группу, у ребят вырабатываются навыки:

- умение слушать учителя, инструкцию педагога, обращенную ко всему классу, а не персонально к Вале, Пете.

- овладевают пространством листа, направлением письма «слева-направо»;

-  Сравнивать свой ответ с другими детьми: реакция других ребят и своих одногрупников может быть разной. Ребята четко это чувствуют: там – детский сад и одногруппники, здесь  - ученики, незнакомые  ребята. Активнее формируется мотивация достижения успеха и мотивация борьбы с трудностями.

- отсутствие игры на «курсах…» мобилизует ребят на выдержку на уроках, тренируется их воля, они становятся организованными.

- появляется и собственная «школьная ниша»: это и атрибуты учебной деятельности – портфель, форма, учебники и пенал и т.д.

- это и появление нового авторитетного взрослого – учителя. Образ учителя для ребенка – буквально иконический!

 - Еще один очень важный вопрос, который может вас, как родителей, волновать. Перед нашими глазами на улицах города весят разношерстные вывески школ: «Школа с углубленным изучением иностранных языков», «Школа с профильными медицинскими классами», «Центр образования с углубленным изучением физики и математики», и т.д. Уклон нынешних школ очевиден. Только непонятно, куда отдавать семилетнего ребенка, способности которого не ясны. Это проблема.

- Существуют 3 (три) основополагающих профиля:

1. Гуманитарно-филологический.

Связан он с вербальным интеллектом, умением высказывать в речи свои мысли и прекрасно понимать внутренние намерения и речь другого. Способность говорить и писать литературные тексты.

Специальности данного профиля – журналистика, философия, история, педагогика, менеджмент, управление, психология, литература.

2. Математический или знаково-символически(сюда относится и естественно-научный)

Связан с невербальным интеллектом, с формальной логикой, не с «проговариванием», а с «пониманием», со способностью выражать свои мысли в цифрах, числах и схемах, таблицах и диаграммах. Основной материал – решение задач.

Специальности- все технические – химия, физика математика, конструирование.

3. Спортивный, хореографический (связан с физической культурой тела). Сюда относятся все специализированные спортивные школы олимпийского резерва, хореографические и балетные школы. Сюда же относятся и военные училища.

       Безусловно сложно спрогнозировать такое отдаленное будущее детей, однако увлечения, задатки, проявляющиеся в играх, могут указывать на будущий успех в тех или иных областях. Много сочиняет и рассказывает, при этом ясно излагает свою мысль – значит словесно-логические склонности, интересуется природой, при этом неплохо развита логика и математика – скорее всего, естественно-научный профиль; имеет лидерские склонности, умеет организовать класс, группу, при этом красноречив, образно и театрально убеждает и говорит – менеджерские специальности, управление и политика. Обладает также лидерскими качествами, крепкой волей, сдержан, по-спортивому зол, педантичен и организован, физически вынослив – скорее всего, спорт или военное дело.

- Последний и очень важный для родителей вопрос, - это вопрос о школьной зрелости, то есть физиологическая зрелость ЦНС, мозговых структур, телесная зрелость на момент поступления в 1 класс.

Как вы, родители, самостоятельно можете определить незрелость регулирующих систем организма?

-  Первое – это возраст – на момент поступления в школу он должен быть не ниже 6 лет и 8 месяцев. (Мальчики и девочки – разница).

-  Неустойчивая работоспособность: ваш ребенок очень долго врабатывается, «раскачивается», либо истощается, импульсивен и плаксив, вял и заторможен.

- Неустойчивая моторика, недостаточно ловок и раскоординирован в движениях.

- У незрелого ребенка скелет достаточно слаб, поэтому он не выдерживает одой и той же позы. «Маленькие», «хрупкие» телесно дети как правило незрелы, инфантильны.

- Если ребенок спит днем, или просто  есть потребность полежать, или не спит, но становится вялым, плаксивым, неуправляемым, капризным в это дневное время – это также указывает на незрелость.

- если ребенок попадает в новые условия, в новую ситуацию и не понимает,  для чего он это делает и где он находится – он незрел.

Пример: ребенок вошел на собеседование и разглядывает игрушки в кабинете.

- зеркально пишет буквы и цифры  (состояние стресса), иногда проявляется и левшество.

Как бы не хотел ваш ребенок в школу и как бы не хотели в нее отдать ео вы, если нагрузка окажется чрезмерной, могут проявиться те или иные отклонения в состоянии его здоровья, что будет указывать на тяжелый процесс адаптации:

- расстройство сна и аппетита,

- неожиданные скачки температуры,

- страхи (особенно ночные), высокая тревога

- энурез (особенно ночной),

- заикание,

- истерические неврозы, тошнота, рвота, кашель, нарушение сердечной деятельности,

- дети просто чаще начинают болеть – ОРЗ, ОРВи, гриппы, постуды, инфекии.

- проявляются признаки искаженного личностного развития: демонстративность, агрессивность, замкнутость, упрямство.

- В заключении еще раз хотелось бы сказать о так называемых «слагаемых успеха» в при поступлении в 1 – й класс:

- это своевременное начало обучения (зрелость 7 лет),

- постепенное (подготовка к школе, «репетиция» школы),

- желание учиться, мотивация как движущая сила учебной деятельности детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности взросления младшего подростка Кандидат психологических наук педагог – психолог начального звена Попова С. А

Слайд 2

Анатомо физиологические изменения 1 стадия – 8 – 10 лет (девочки) 10 - 13 лет (мальчики) 2 стадия – начало пубертата 9 – 12 лет (девочки) 12 - 14 лет (мальчики)

Слайд 3

Особенности функционирования нервной системы и поведение подростка Повышенная возбудимость Гипперактивность Двигательная расторможенность Снижение произвольного контроля Замедленная речь Регрес мозговой ориентации

Слайд 4

«Подростковый» комплекс эмоциональности 1. Высокая эмоциональная возбудимость * Нарушение психического равновесия * Сочетание противоположностей

Слайд 5

Нарождающееся «Я» Эгоистичность Страх, депрессивность, одиночество Переход на «личности» (указание другому на мелкие промахи, недочеты в поступках) Стремление к риску физическому и социальному «Если я могу умереть – значит я есть» Поиск собственного образа

Слайд 6

Потребность в автономии, независимость от родителей Поведенческая автономия 2. Пространственная 3. Интеллектуальная «Быть взрослым, означает самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решение», критичность, антикомформизм Потребность в признании, уважении и самоуважении

Слайд 7

Новый уровень общения с младшим подростком «ВЗРОСЛЫЙ – ВЗРОСЛЫЙ»

Слайд 8

Профессиональное самоопределение 1. Оценка способностей 2. Выбор школы (профиль классов, курсов) 3. Желание самого человека

Слайд 9

Перекрестное исследование «Дети глазами родителей» Дети в ракурсе собственных изменений

Слайд 15

Огромное спасибо детям и родителям , которые откликнулись и приняли участие в исследовании

Слайд 16

Нет «плохого» или «прекрасного» человека. Есть «плохое» и «хорошее» в человеке. И от этого причудливого сочетания мы все уникальны и неповторимо разноцветны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: