III Критерий. Кружковая работа

Матвеева Анна Степановна

В данном материале содержится рабочая программа куржковой работы и отчет о проведение кружковой работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендовано:

Педагогическим советом

МБДОУ ЦРР – детский сад № 19

«Василёк» ГО «г. Якутск»

Протоколом  _№1_

 от _1 сентября_ 2015 г.

Утверждено:

Заведующей МБДОУ ЦРР –

Детский сад № 19 «Василёк»

ГО «г. Якутск»

_______________ Г.В. Сенкевич

                                                             

Рабочая программа

кружковой работы средней группы «Светлячки»

по нетрадиционной технике рисования

«Природа и художник»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«центр развития ребенка - детский сад

№ 19 «Василек»

Срок реализации 3 года

1 и 2 год обучения  на 2015 – 2017 год.

                                                                                                         

Составили воспитатели:

 Матвеева А.С.

Семенова Е.С.

Якутск 2015г

                                                                               ….Это правда! Ну чего же тут

                                                        скрывать?      

                                                                          Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                     На бумаге, на асфальте, на стене

                                                     И в трамвае на окне….      

                                                                                                                                    Э. Успенский

  1. Пояснительная записка

            Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» для детей 4-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Природа и художник» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся  под девизом: Я чувствую  Я представляю Я воображаю Я творю.

Актуальность программы «Природа и художник» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Природа и художник».

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 4-7  лет.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 Отличительные особенности программы заключаются в том, что

наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождении до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В соответствии  с Федеральными государственными образовательным стандартом основной общеобразовательной программы дошкольного образования нами разработана программа  «Природа и художник» на 2015-2018 учебный года. В программе Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места отводится нетрадиционной.

 В ходе  реализации программы «Природа и художник» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на мокрой бумаге;
  • рисование ватными палочками;
  • граттаж.

Дети в возрасте 4-7 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на три года. Она охватывает: среднюю группу – от 4 до 5 лет; старшую группу – от 5 до 6 лет, не более  20 - 25 минут; подготовительная к школе группу – от 6 до 7 лет, не более  25-30 минут. Занятия кружка  в средней группе начинаются с октября по май, а в старших дошкольных группах начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

 Ожидаемый  результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение  и любовь к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности и уважение друг другу, желанием помочь.

В программе «Природа и художник» разработан механизм диагностирования и сравнительного анализа  образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

     

2.  Учебно-тематический план

Программа «Природа и художник» это  система занятий по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционных  техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Зимние забавы», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Кляксочки». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

1 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 2

Ноябрь

«Деревья»

                 2

Декабрь

«Животные»

                 2

Январь

«Сказки»

                 2

Февраль

«Игрушки»

                 2

Март

«Цветы»

                 2

Апрель

«Птицы»        

                 2

Май

«Загадки Кляксочки»

                 2

                                                 

                                   Общее количество занятий по Программе:  16              

2 год обучения

Сентябрь

«Деревья»

1

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 2

Ноябрь

«Животные»

                 2

Декабрь

«Зимние забавы»

                 2

Январь

«Сказки»

                 2

Февраль

«Игрушки»

                 2

Март

«Цветы»

                 2

Апрель

«Птицы»

                 2

Май

«Загадки Кляксочки»

                 2

                                                 

                                   Общее количество занятий по Программе:  17              

3.Содержание программы

3.1.  Перспективное  планирование первого года обучения - средняя группа 2014-2015 учебный год.

                                                                                       

    Месяц

      №

Тема занятия

Программное содержание

  Октябрь

1

2

«Овощи, фрукты»

«Собираем ягоды»

«Огуречик, огуречик»

 Продолжать учить детей технике пальчикового рисования.

 Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Учить детей технике рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете.

 Воспитывать у ребят внимание.

Ноябрь

3

4

«Деревья»

«Деревья с разноцветными листьями»

«Осенний лес»

 Познакомить детей с новой техникой

«печать листьями».

 Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.

 Развивать ориентировку в пространстве.

Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет.

Показать прием печати по трафарету.

Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции.

 

Декабрь

5

6

«Животные»

«Ежик»

«Медведь»

 Познакомить детей с новой техникой- кляксография.

 Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.

 Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Январь

7

8

«Сказки»

«Мышь и воробей»

«Рисуем сказку «Колобок»

 Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета.

  Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской.

 Воспитывать аккуратность.

 

Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета.

Закрепить умение пользоваться трафаретами.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание.

Февраль

9

10

«Игрушки»

«Лошадка»

«Веселые зайчики»

 Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами.

 Развивать эстетическое восприятие.

 Воспитывать интерес к народной игрушке.

 Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой.

 Совершенствовать умения детей подбирать цвета.

 Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Март

11

12

«Цветы»

«Открытка для мамы»

«Весенний цветок»

 Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

 Развивать глазомер.

 

Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: ладонью.

 Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета.

 Развивать творчество, воображение.

Апрель

13

14

«Птицы»

«Два петушка ссорятся»

«Два голубка»

 

 Продолжать учить детей использовать технику монотипия.

 Развивать у детей чувство цвета и формы.

 Закрепить основные цвета.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа. Использовать технику монотипия.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

    Май

15

16

«Загадки Кляксочки»

«В гостях у красок»

«В гостях у Королевы-кисточки»

Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования.

Поддерживать интерес к изодеятельности.

Доставить детям радость и удовольствие.

Выявить знания детей полученные за год.

Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы.

Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении.

3.2.  Перспективное  планирование второго года обучения - старшая группа 2016-2017 учебный год.

Месяц

     №

       Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

«Деревья»

«Золотая осень»

Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями.

 Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Октябрь

2

3

«Овощи, фрукты»

«Яблоки»

«Во саду ли, в огороде»

 Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка».

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.

 Воспитывать художественный вкус.

 Познакомить детей с техникой рисования свечой.

 Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь.

 Развивать творческое мышление и воображение.

 

Ноябрь

4

5

«Птицы»

«Воробушки зимой»

«Птицы на ветках»

 

Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Закрепить умения красиво размещать изображения на листе.

 Развивать композиционные умения.

  Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов.

 Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

 Развивать эстетическое восприятие.

Декабрь

6

7

«Зимние забавы»

«Снеговик»

 «Елка».

Продолжать учить детей технике рисования набрызг.

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

Воспитывать любовь к зимним играм.

Продолжать учить детей методом тычка.

Развивать внимание, память, чувства цвета.

Воспитывать чувственно-эмоциональное восприятие к предстоящему празднику.

Январь

 

 

8

9

«Животные»

«Кони на лугу»

«Белый медведь»

 Учить детей составлять композицию с фигурами лошадей.

  Продолжать учить детей рисовать способом тычка.

 Формировать умение создавать выразительный образ.

Продолжать учить детей технике набрызг.

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

Расширить представление детей о северных животных.

Воспитывать у ребят  интерес к природе разных климатических зон.

Февраль

10

11

«Сказки»

«Сказочная птица»

«Дома в городе зимой»

 

 

Совершенствовать навыки рисования ладошкой.

 Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре.

 Развивать воображение, фантазию.

 

 Учить детей новой технике рисования восковыми мелками и акварелью.

 Учить ребят передавать образ сказочного домика.

 Развивать чувство композиции.

Март

12

13

«Цветы»

«Мимоза»

«Цветущая клумба»

 Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка.

 Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

 Поощрять детское творчество, инициативу.

 

 Совершенствовать навыки работы в технике кляксография.

 Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать у детей творческое воображение.

  Апрель

14

15

«Игрушки»

Космос

«Веселые матрешки»

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой.

 Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

 Воспитывать интерес к космосу.

 Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».

 Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

   Май

16

17

«Загадки Кляксочки»

«Необычные рисунки для Матроскина»

«Вот и лето пришло»

Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования.

Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление.

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до конца.

Совершенствовать умение технике монотипия  и дорисовывать их до определенного образа.

Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе.

Развивать воображение и творчество.

Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.  

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,  увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список литературы

  1. Волегова Н.Р. Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. – 192с., ил
  4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
  6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208., ил., 16 л. Вкл.



Предварительный просмотр:

III. Кружковая работа

Самоотчет по кружковой работе «Природа и художник» на 2014-2017 учебные годы.

Авторы: Матвеева А.С.

В 2014-2015 году были отведены на организационные моменты программы кружковой работы «Природа и художник»: подбор методических пособий и материалов. Так как дети были у нас маленькие, проходили адаптацию, поэтому мелкая моторика не развита, исходя из этого, решили создать кружковую работу по нетрадиционной технике.

В  первый год обучения 2015-2016 год с детьми 4-5 лет по изодеятельности  были трудности в рисовании, у детей не была развита мелкая моторика руки, неправильно держали карандаши, кисти, ориентировка в пространстве. В связи с этим нами был выбран кружок нетрадиционного рисования «Природа и художник». Набор детей в кружок носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Программа кружковой работы составлена по возрасту и рассчитана на три года. Дети ознакомились с техниками нетрадиционного рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на мокрой бумаге;
  • рисование ватными палочками;

В конце года дети стали более:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

В программе «Природа и художник» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

«Диагности на 2015 – 2016 учебный год»

       Ф.И.ребенка

     Техника работы

с     материалами

Предметное и       сюжетное изображение

       Начало года

       Конец года

       Начало года

      Конец года

001

Н

С

Н

В

002

С

В

Н

В

003

Н

С

Н

С

004

С

В

В

В

005

С

В

С

В

006

С

С

С

В

007

С

В

В

В

008

С

В

В

В

009

С

В

С

В

010

Н

С

Н

С

Н-30%

С-70%

С-40%

В-60%

Н-40%

С-30%

В-30%

С-20%

В-80%

2015г. Еремеева В., Слепцова К., Кривошеева Н., участвовали во II Международном конкурсе творческих работ «Сказки – чудо!» и все получили диплом лауреата, г. Чебоксары.

 В начале нового учебного года, в старшей группе,  закреплялись с детьми техники нетрадиционного рисования. В этом году большинство детей, которые посещали кружок, уверенно пользуются карандашом и кисточкой. В рисовании самостоятельно пользуются знакомой техникой рисования такими как, набрызги, кляксография, печатание, пальцеграфия, тычок при создании своего рисунка. В старшей группе добавились граттаж и монотипия. Детям очень нравится использовать разные техники, так как пользуются в рисовании разными материалами. При нетрадиционном рисовании развивается творческое воображение и мелкая моторика руки. В 2016 году Еремеева Валя участвовала в Республиканском дистанционном конкурсе детских рисунков «Идеальный образ современной девушки» и получила  диплом III степени от «Сахабулта» и в конкурсе «Подводный мир Якутии», Строганина-2016 год, получила грамота II степени. В 2017 году воспитанники Слепцова К., Тимофеева Ж., Еремеева В. участвовали в республиканском конкурсе творческих работ «Моя Якутия» и получили сертификаты. 2017  г. Участие Еремеевой Вали в конкурсе детских рисунков «Мир науки глазами детей» V юбилейного фестиваля науки в республике саха (Якутия) получила диплом I степени и Спиридонов Игорь получил сертификат от ректора СВФУ им. М.К. Аммосова.

Таким образом, нетрадиционное рисование повышает интерес, воображение, фантазию, умение работать с материалами и самостоятельно передавать композицию. Появилось желание детей участвовать в разных конкурсах.

Кружковая работа размещена и представлена в социальной сети работников образования РФ.