Комплексно-тематическое планирование

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по теме: «Эти птицы зиму вовсе не боятся, в зиму в гости к нам летят…»

(подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno-tematicheskoe_planirovanie_na_nedelyu.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности

по теме: «Эти птицы зиму вовсе не боятся, в зиму в гости к нам летят…»

(подготовительная группа)

Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах.

Задачи:

1. Расширить обобщенные представления детей о зимующих птицах: о том, где они живут, чем питаются, из каких частей состоит их тело и чем покрыто.

2. Развивать интерес к наблюдению за птицами во время прогулок, желание помочь им, покормить.

3. Воспитывать чувство гордости и ответственность за родную природу, бережное отношение к ней.

Итоговое мероприятие: развешивание кормушек на участке детского сада, кормление птиц.

Подготовительная  группа.

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Познавательная деятельность:

Тема: «Зимующие птицы».

Программное содержание: Обогащать представления об особенностях жизни птиц  в зимний период, учить делать выводы, умозаключения; развивать интерес к наблюдению за птицами.

Планируемые результаты: Ребёнок проявляет активность, любознательность и эмоциональность; с удовольствием вступает в общение со взрослыми и сверстниками; у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная среда:

Иллюстрации зимующих птиц, атрибуты-маски для игр, фотографии птиц.

Среда взаимодействия «Взрослый ребенок» – вне ситуативно-познавательная;

Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок»  деятельность в группе;

Среда отношений к миру, другим людям, к себе – способы актуализации опыта ребенка.

Мотивация: Почему зимующие птицы прилетают к нам зимой?

Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка.

Рассказ воспитателя «Это интересно знать» (об особенностях жизни зимой клеста, снегиря, дятла, свиристели, синицы)

2. Художественно – эстетическая деятельность:

«Красногрудые красавцы снегири».

Программное содержание: закреплять умение создавать части коллективной композиции, упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате, в различных приемах вырезания. Развивать эстетическое чувство (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие.

Планируемые результаты: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности.

Предметно – практическая среда: ножницы, цветная бумага, клей.

Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок»  вне ситуативно-личностная;

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»  деятельность в группах;

Среда отношений к миру, другим людям, к себе  организация самооценки.

Мотивация: Ребята, малыши из нашего детского сада еще не видели и не знают, что за птицы снегири.

Постановка цели с детьми: изображение снегирей.

3. Двигательная деятельность по плану педагога.

Утро: Вводная беседа: « Как живут зимой птицы».

Индивидуальная работа с Алешей Л., Виталей Ш.: звуковой анализ слов (зима, снег).

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».

«Как мы будем проживать эту неделю», информация об итоговом мероприятии.

Утренняя гимнастика.

Прогулка:

Наблюдение: изменения, происходящие в природе с приходом зимы.

Чтение стихотворения  Т. Соренкова «На дворе метут метели…» (предложить детям выявить признаки начала зимы в окружающей обстановке. Обсудить, о каких приметах зимы  пишет поэт, рассказывать о своих наблюдениях, использовать образные выражения, сравнения).

П/и: «Совушка» (учить детей правильно выполнять игровые действия, выступать в роли игроков и ловишки. Развивать чувство равновесия).

Трудовые поручения: уборка территории группового участка  от снега (учить детей объединяться в бригады для выполнения поручения, организовывать взаимодействие в группе, распределять обязанности, совместными усилиями добиваться задуманного результата).  

Вторая половина дня:  

Оздоровительная гимнастика после сна.

Рассматривание иллюстраций птиц.

Чтение рассказа А. Говорова «Снегири»

Коррекционная работа по плану логопеда.

Конструктивная деятельность (лего, деревянный конструктор).

Вечерняя прогулка.

Наблюдение: вечернее небо (сравнительные обороты в описании).

Игры со снегом, катание горки.

Свободное общение воспитателя с детьми, беседы по интересам детей.

Внести в центр книги иллюстрации и книги о зимующих птицах.

Внести настольные игры «Кто прилетает на кормушку», «Меню для птиц».

Преобразовать среду для с/р игры

«Путешествие в зимний лес».

Подбор литературы по теме, иллюстраций, аудиозаписей,

атрибутов для игр драматизаций, сюжетно-ролевой игры «Путешествие в зимний лес».

Обратится с просьбой к родителям смастерить кормушки для птиц и принести корм для птиц.

ВТОРНИК

1. Познавательная деятельность:

ФЭМП

Программное содержание:  уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи; закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.

Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; сформированы представления о понятиях внутри, снаружи.

Образовательная среда:

3 обруча, набор кубиков, кот, картинка с прорезями: гнездо на ветке дерева, в гнезде – птенцы, один птенчик – снаружи на ветке; 9 обручей, 3 набора кубиков.  

Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок» – вне ситуативно-познавательная;

Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок»  деятельность в микрогруппах;

Среда отношений к миру, другим людям, к себе – организация самостоятельного суждения.

Мотивация: История о любопытной вороне.

Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка.

Игра «Кот у гнезда»

Игра с обручами.

Физ. минутка «Птички».

Понятия: внутри, снаружи «Птички в клетке».

Физ. минутка «Кошки – мышки».

2. Коррекционная деятельность детей с логопедом, по плану педагога.

3. Музыкальная деятельность по плану педагога.

Утро:  Беседа: «Не жди когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть кому она нужна».

Просмотр слайдовой презентации на тему: «Птицы Красноярского края».

Разучивание пальчиковый гимнастики «Мы кормушку смастерили».

Утренняя гимнастика.

Прогулка:

Наблюдение: Птицы на нашем участке (предложить детям рассказать о птицах, которые прилетают к нам на участок (голуби, воробьи, синицы)  систематизировать, уточнить и дополнить высказывания детей. Выслушать предположения детей о том, почему к нам не прилетает дятел, клест, учить обосновывать свое мнение).

П/и: «Птицы в гнездах»».

Спортивное упражнение: «Скольжение по ледяным дорожкам»  (учить детей согласовать движения рук и ног при разбеге, энергично отталкиваться. Укреплять защитные силы организма, развивать волевые качества).

Трудовая деятельность: очистить кормушки от снега, насыпать корм.

Игры-забавы: катание с горки.

Вторая половина дня.

Оздоровительная гимнастика после сна.

Коррекционная работа по плану логопеда.

Чтение рассказа К. Ушинского «Дятел».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Дятел дерево долбил…»

Игры на развитие внимания, памяти: «Какой птицы не стало?», «Что изменилось?»

Вечерняя прогулка.

Наблюдение за снегом (снег, падающий в лучах света от фонарей).

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Индивидуальные беседы: «Почему мы не видим птиц вечером?»

Внести в центр художественного творчества раскраски «Зимующие птицы», линейки-трафареты.

Преобразовать среду для свободной двигательной деятельности в центре физического воспитания.

(напомнить детям правила безопасного поведения со спортивными атрибутами, развивать мотивацию самостоятельной двигательной деятельности. Развивать самостоятельность, творчество в двигательной деятельности, обобщать двигательный опыт).

Предложить родителям собрать познавательные детские книги, журналы о зимующих птицах. Дать рекомендации по выполнению коррекционных заданий.

СРЕДА

1. Речевая деятельность:

«Птиц  оберегайте, никогда не обижайте»

Программное содержание: Развивать умение составлять описательные рассказы по схеме и развивать связную речь. Обобщить представление детей о типичных изменениях в неживой природе. Закрепить знания детей об образе жизни птиц зимой в лесу. Закрепить представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга.

Планируемые результаты:

Уважение к жителям леса, закрепят  знания  в соответствии с современными требованиями, будут способствовать повышению уровня и познавательным способностям. 

Образовательная среда: картины зимнего леса, птиц: воробья, синице, дятла, снегиря, свиристели.

Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок»  вне ситуативно-личностная;

Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок»  деятельность в группе;

Среда отношений к миру, другим людям, к себе  способы актуализации опыта ребенка.

Мотивация: Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима,

До бровей покрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло.

А сейчас – гляди, как весело

И белым – бело.

 О каком времени года это стихотворение?

 Каким стал зимний лес, как изменилась жизнь в зимнем лесу?

Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка.

2 Художественно – эстетическая деятельность

Коллективное рисование с элементами коллажа «Птичья столовая»

Программное содержание:

Продолжать учить детей делать коллаж, передавать в рисунке характерные особенности той или иной птицы, работать с трафаретами, активизировать словарь.

3 Двигательная деятельность по плану педагога

Утро: Индивидуальная работа: Игровое упражнение: « Птица какая?» Тренировать в подборе определений к существительным (чёрная, зимующая…).


Беседа: «Наши друзья пернатые». Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии. Развивать способность делить птиц на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт.

Дидактическая игра: «Один много». Упражнять в изменении существительных единственного и множественного числа.

С целью формирования культурно-гигиенических навыков закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами.

Утренняя гимнастика.

Прогулка:

Наблюдение: 

Беседа о снеге. Загадать детям загадку: «Бел, а не сахар, ног нет, а идёт». Выяснить, что такое снег, какой он? (холодный, белый и т.д.). Развивать интерес к наблюдению, способность анализировать и делать выводы. Развивать связную речь.

Индивидуальная работа: Игровое упражнение: «Кто дальше?» Упражнять в метании снежков в даль правой и левой рукой.

Катание на санках. Закрепить правила при катании на санках. Воспитывать дружелюбие, организованность.

Подвижная игра: «Совушка». Развитие быстроты бега, равновесия.

Трудовые поручения:

поддерживаем порядок на веранде.

(формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремлении его поддерживать. Учить организовывать деятельность группы по наведению порядка, выбирать наиболее рациональные приемы работы).

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Вечер развлечений. Показ кукольного театра «Птичий переполох».

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Индивидуальная работа с Аней Б., Лерой Г., по индивидуальному плану логопеда (работа над активизацией звуков «л», «р», проговаривание чисто говорок).

Вечерняя прогулка.

Наблюдение за погодой в вечернее время (что изменилось?).

Игры в снежном городке: «Взятие крепости», «Метание снежков».

Индивидуальные беседы : впечатления о прошедшем дне (что запомнилось, что нового узнали).

Преобразовать среду для с/р  игры «Спасатели»: сюжет «Птицам необходима помощь « (предложить детям обыграть различные ситуации, рассмотреть разные модели поведения, формировать здоровье сберегающие компетенции: знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях, умение заботиться о собственном здоровье, умение прийти на помощь другим; владение знаний об оказании первой помощи.

Составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Мир птиц»

ЧЕТВЕРГ

1. Познавательная деятельность: ФЭМП.

Программное содержание:

Закрепить умение классифицировать предметы по цвету, форме, величине; находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы.

Упражнять в порядковом и в обратном счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Развивать умение группировать птиц по разным признакам; определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел.

Упражнять детей в составление целой картинки из отдельных частей.

Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; сформированы представления о понятиях уменьшение на 1, увеличение на 1.

Образовательная среда:

геометрические фигуры трех цветов (красного, синего и желтого, двух размеров (большие и маленькие, двух видов (круги и квадраты); «домики» с номерами 1-10 в которых «живут» птицы; игра «Четвертый лишний»; разрезные картинки с изображением птиц; замок, в котором спрятаны птицы. Ключи; лист с заданиями; письмо; линейки; карандаши; фломастеры.

Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок»  вне ситуативно- познавательная;

Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок»  деятельность в микро группах;

Среда отношений к миру, другим людям, к себе  организация самостоятельного суждения.

Мотивация: История о  птицах, попавших в клетку и потерянных ключах.

Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка.

Игра «Разноцветные фигуры2

Игра «Веселые соседи»

Физ. минутка «Будь внимателен»

Понятия: увеличение ,уменьшение.

Игра «Собери картинку».

2 Коррекционная деятельность детей с логопедом, по плану педагога.

3 Музыкальная деятельность по плану педагога.

Прием:

Закрепление с детьми названий зимних месяцев, дней недели, примет зимы, знакомство с народными поговорками о декабре.

Дидактические игры: «Четвертый лишний» «Меню для птиц».

Утренняя гимнастика.

Прогулка:

Наблюдение за погодой (предложить детям пояснить, почему погоду в ноябре называют изменчивой, подтвердить свои пояснения примерами недавних наблюдений. Развивать связную речь, вербальное воображение).

Самостоятельная двигательная деятельность детей (учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты).

Трудовые поручения: утепление деревьев и кустарников к зиме (совершенствовать умение детей работать граблями, лопатой, выбирать наиболее рациональные приемы работы. Воспитывать трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца).

П/и «Ручеек» (учить детей выполнять игровые действия, приобщать к культуре русского народа. Формировать доброжелательные отношения друг к другу).

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Кружковая деятельность.

Поделки из конуса «Птички-невелички» (снегирь).

Игровая деятельность с игрушками самоделками.

Д/игра «Кто больше увидит?» (учить детей составлять рассказы – описания об окружающей действительности в соответствии с заданием. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление).

Работа в центре сенсорного воспитания: учимся обследовать предмет (учить детей обследовать предметы, выявлять их свойства,   используя разные органы чувств. Формировать умение рассказывать о своих впечатлениях).

 
Вечерняя прогулка.

Наблюдение за силуэтами деревьев в вечернее время (игр на развитие воображения «На что похожи деревья вечером»)

Игра «Ледяная фигура».

Внести в центр активности атрибуты для п/и на «Птицы в гнездах».

Печатная информация для родителей: «Рекомендации по воспитанию интереса к природному явлению»

Чтение художественно литературы о природе, рассматривание иллюстраций о флоре и фауне Красноярского края.

ПЯТНИЦА

1. Речевая деятельность:

«Пересказ сказки « Как сорока клеста судила»

Программное содержание: формировать

у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных зимних условиях.

Формировать интерес к художественному слову.  Учить пересказывать текст, используя авторские выразительные средства языка, сравнивать явление природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы выделяя существенные признаки предмета.

Планируемые результаты: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использовать речь для выражения своих мыслей.

Образовательная среда:

Иллюстрации к сказке, маски птиц.

Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок» – вне ситуативно-познавательная;

Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок»  деятельность в группах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе  актуализация опыта ребенка.

Мотивация: Как бы поступил я на месте сороки?

Постановка цели с детьми: варианты ответов, как исправить ситуацию

2. Художественно – эстетическая деятельность

Рисование по замыслу (по сказке «Как сорока клеста судила»).

Программное содержание:

Формировать интерес к художественному слову.

Совершенствовать умение передавать в рисунке образ птицы, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать силуэты птиц на листе бумаги.

Методы и приёмы:

практические: рисование по почитанному произведению;

 словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение сказки

наглядные: иллюстрации к сказке, картинки с изображением зимующих птиц.

Образовательная среда: бумага светлого тона, акварель, кисти, баночки для воды, салфетки.

3 Двигательная деятельность по плану педагога на улице.

Утро:

Словесные игры «Кто больше назовет зимующих птиц», «Угадай птицу по описанию».

Утренняя гимнастика.

Итоговое мероприятие: «Мы живем в Красноярском крае» фотовыставка.

Прогулка:

Наблюдение за тем, как родители развешивают сделанные совместно родителями и детьми, кормушки. Кормление и наблюдение за тем, какие птицы к нам прилетят.

П/и «Угадай, кто я?» (предложить ребятам при помощи пантомимы показать птиц, животных. Обогащать опыт в двигательной деятельности, способствовать повышению выразительности движений).

Трудовые поручения: уборка снега на участке младшей группы (организовать применение детьми освоенных ранее трудовых навыков, учить распределять фронт работы, подбирать инвентарь. Поощрять стремление заботиться о младших, учить понимать значимость труда).

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Коррекционная работа с детьми по заданиям логопеда.

Инсценировка потешки «Вороны» с использованием настольного театра: «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны, карр-карр, карр-карр! Из-за корочки подрались, во всё горло разорались, карр-карр, карр-карр! Вот собаки прибегают, и вороны улетают».

Цель: развивать способность подбирать слова-действия к существительному (ворона).

Вечерняя прогулка

Наблюдение за ветром (по движению облаков, по шуму, по движению ветвей деревьев).

Игры на развитие двигательной активности детей: катание на санках, катание с горки.

Внести в центр природы атрибуты для полива растений, опрыскивание, рыхление.

Внести в центр художественного творчества материал для аппликаций, рисования.

Пригласить родителей для участия в развешивании кормушек.

Оформление стенда «Птицы говорят вам «СПАСИБО».