Ручной труд (работа с бумагой) в развитии речи детей с ОНР

Мастер-класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ручной труд (работа с бумагой) в развитии речи детей с ОНР

Воспитатель МБДОУ № 282

Синкевич Т.В.

«Источники творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От  пальцев,  образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – так писал В.А. Сухомлинский.

О пользе и необходимости ручного труда говорили такие великие ученые  как В.Л. Выготский, С.Л.  Рубинштейн, И.М. Сеченов, М. Монтессори, К.Д. Ушинский и многие другие.

Через труд можно воспитывать и нравственные, и эстетические, и умственные, и познавательные качества ребенка. Данный вид деятельности является одним из важнейших средств всестороннего развития личности.

Обучение работе с бумагой, изготовление поделок, невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Во время занятий ручным трудом развивается и речь детей: усвоение и называние форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря; высказывание в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В.А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.

Оригами:

  • развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания;
  • концентрирует внимания;
  • стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции;
  • способствует созданию игровой ситуации-драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.

Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь ивзаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии ОНР у ребенка особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев.

Нас, педагогов группы, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной деятельности. Применение игрушек оригами на занятиях по развитию связной речи, в театрализованной деятельности помогает проведению коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. В ходе театрализованной деятельности происходит развитие диалогической речи, активизируются, и обогащается словарь, развивается звуковая культура речи, ее интонационный строй. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно сочетать с занятиями по развитиюсвязной речи, театрализованной деятельностью, в коррекционной работе с детьми логопедической группы.

Многообразие и несложность выполнения позволять инсценировать различные художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам; то, что сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивать творческие способности и психические процессы. У детей возникает желание заниматься оригами дальше, продолжать занятия дома, сочинять истории, самостоятельно творить.

Так, в рамках нашей работе по моделированию сказок, мы используем данный вид творчества – оригами, для драматизации сказок по лексическим темам.

«Лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками». Джон Локк.