Материал по самообразованию

БОЛТЕНКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

 «Сохраним стопы здоровыми»

1.И.Ф.О.вашего ребёнка?______________________________________________________________________

2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?___________________________________________________________________________________

3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?___________________________________________________________________________________

4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? _______________________________________________________

5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? _______________________________________

6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.

7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? _______________________________________________________________________

8.Как вы думаете, что такое плоскостопие?______________________________________________________

9.Как вы считаете, опасно ли плоскостопие, и какие последствия могут быть от этого заболевания?________________________________________________________________________________

10.Довольны ли вы работой  инструктора ФИЗО?_________________________________________________

11.Хотели бы вы получить рекомендации , задать вопросы инструктору ФИЗО?    ____________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

 «Сохраним стопы здоровыми»

1.И.Ф.О.вашего ребёнка?______________________________________________________________________

2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?___________________________________________________________________________________

3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?___________________________________________________________________________________

4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? _______________________________________________________

5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? _______________________________________

6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.

7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? _______________________________________________________________________

8.Как вы думаете, что такое плоскостопие?______________________________________________________

9.Как вы считаете, опасно ли плоскостопие, и какие последствия могут быть от этого заболевания?________________________________________________________________________________

10.Довольны ли вы работой  инструктора ФИЗО?_________________________________________________

11.Хотели бы вы получить рекомендации , задать вопросы инструктору ФИЗО?    ____________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

№1 Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

№2 Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

№3 Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.№2

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

№4 Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

№5 Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

№6 "Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

«Качели»

Оборудование: гимнастическая скамейка

На качелях, на качелях

Прямо в небо полетели

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты покрепче держись! И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. 1 – потянуть носки на себя («вверх»); 2 – потянуть носки к полу («вниз»).

«Хлопки»

Оборудование: гимнастическая скамейка

(включается в комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке)

Раньше хлопали ладошки

А теперь хлопают ножки И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. стопы держим вместе. 1- носки развести в стороны, пятки вместе; 2 – носки вместе, соединить вместе суставы больших пальцев («похлопали»).

«Балет»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Пляшут ножки как в балете

Это могут наши дети

Ножки выставлять

На пальчиках стоять

И.п. – сидя на скамейке спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.

«Паучок»

Оборудование: обруч, гимнастическая палка, или шест.

Ползет паучок по дорожке,

Быстро переставляет ножки

переступать по обручу (гимнастической палке, канату) приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают обруч (гимнастическую палку, шест).

«Веселый ёжик»

Оборудование: малый мяч, шарик.

Ёжик бегал по дорожке

Мы массировали ножки

И.п. стоя, руки на поясе, прокатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

«Художник»

Оборудование: не требуется

Мы сегодня рисовать

Будем только ножками

Ножки станут выполнять

Замысел художника

И.п. стоя, руки на поясе, дети пальцами одной ноги «рисуют» на полу фигуры: кружок, квадрат, змейку и т.п., то же другой ногой.

«Улитка»

Оборудование: не требуется

Как шла улитка по дорожке

Нам показать помогут ножки

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

«Раки»

Оборудование: не требуется

Как раки пятятся назад

Нам не трудно показать

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.

«Палочки»

Оборудование: деревянные палочки (1 на двоих)

Мы стоим, не унываем

Друг-другу палочки катаем

И.п. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу правой ногой. То же левой ногой.

«Каток»

Оборудование: гимнастическая палка

Вот какой у нас каток

Для строительства дорог

Чтоб разглаживать морщины

Лучше не найти машины

И.п. стоя, руки на поясе, одна нога стоит на гимнастической палке, палка по середине стопы: прокатывать палку вперед-назад, то же другой ногой

«Пяточки»

Оборудование: не требуется

Мы не нежимся в кроватке

Вместе разминаем пятки

И.п. стоя, руки на поясе, или держась за руки лицом друг к другу, встать на пятки, носки направить к себе, опуститься на всю стопу.

«Гусеница»

Оборудование: не требуется

Гусеница, гусеница

В шубке золотистой,

Отправляйся, гусеница,

Под листок тенистый.

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

«Барабанщик»

Оборудование: гимнастическая скамейка

У меня есть барабан,

Он гремит как ураган!

Но когда его дарили,

Бить потише попросили.

А зачем его иметь,

Если просят не шуметь?!

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги на полу, параллельно друг другу, пальцы поджаты, отбивать пальцами ног предложенный ритм одновременно двумя ногами или поочередно.

«Окно»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Я в открытое окно

Посмотрю на улицу

Но закрою я окно

Если небо хмурится

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги стоят вместе в упоре на носки, 1-2 — удерживая ноги вместе развести икры «окно раскрыто», вернуться в и.п. «окно закрыто»

«Мельница»

Оборудование: не требуется

Мелют зёрна жернова

Утром спозаранку

Будет пышный каравай,

Вкусные баранки.

И.п. сидя, ноги вытянуты вперед, упор на пятки: 1-2 положить ступни на пол влево, 3-4 вернуться в и.п., положить ступни на пол вправо ( можно выполнять в разные стороны)

«Маляр»

Оборудование: не требуется

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Но не с кистью и ведром

Наш маляр приходит в дом

И.п. лежа на спине, проводить одной стопой по другой

«Кораблик»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Я кораблик смастерил,

По воде его пустил.

Ты плыви, кораблик мой,

А потом вернись домой!

И.п. сидя на гимнастической скамейке, соединить ступни, упор на носки

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



Предварительный просмотр:

ХОРОШАЯ ОСАНКА

Что такое осанка ?

Когда человек ходит и стоит, держа голову и корпус свободно, прямо, без напряжения, мы невольно любуемся им и говорим: «Какая правильная осанка!» Но дело не только в красоте. При правильной осанке хорошо работают легкие, сердце, желудок.

Некоторые считают, что правильные формы тела передаются по наследству. Это не так. Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития. Ее нужно воспитывать с детских лет в семье, детском учреждении, школе. С годами осанка закрепляется.

Мышцы детей недостаточно развиты, слабы, поэтому ребенок часто сутулиться сводит плечи, выбирает удобную для себя позу.

Нужно постоянно учить детей правильно и красиво держаться, напоминать им, чтоб не втягивали голову в плечи, не сутулились, при ходьбе выше поднимали ноги.

Огромное значение для воспитания правильной осанки имеет место систематическая гимнастика. Каждый день должен начинаться с утренней зарядки и водных процедур. Необходимы и так называемые физкультминутки по 7-10 минут во время приготовления уроков. Очень полезны игры на свежем воздухе. Не ограничивайте подвижность детей, не запрещайте им бегать, прыгать, играть.

Правильно подбирайте мебель для ребенка. Стул для занятий может быть любой только не круглый, стул - удобный для сиденья. Высоту стула можно менять, укорачивая или удлиняя ножки, подкладывая доску.

Ребенок должен сидеть прямо, глубоко на стуле, вплотную к спинке, близко придвинув стул. Ноги должны быть согнуты под прямым углом поставлены на пол всей ступней. Если ноги не достают до пола, нужно подставить скамеечку 

Неправильная осанка

Причин неправильной осанки много: привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону); неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами) и т. п. С этим надо постоянно, терпеливо бороться. Не забывайте об особенностях костно-мышечной системы детей дошкольного возраста. Скелет в этот период еще далеко не закончил своего развития. В нем много хрящевой ткани. Этим обусловлен дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей. Поэтому так легко возникают нарушения осанки при неправильном положении тела, одностороннем отягощении (например, ношении предметов в одной и той же руке) и т. д. Особенно опасно это тем, кто мало двигается, так как мышцы, удерживающие тело в прямом положении, не получают у них нужного развития.

Обязательно учите детей сидеть правильно за столом. Высота стола и стула должна соответствовать их росту. Если ребенок, например, долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Устав от неудобной позы, опускает одну руку; позвоночник при этом принимает неправильное, изогнутое положение. Если же стол низок, то ребенок вынужден нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи; это может вызвать сутулость. Если приходится пользоваться общим столом, то положите на стул плоскую волосяную подушечку или 1—2 специально выстроганные доски с таким расчетом, чтобы разница между высотой стола и сиденья стула была не менее 22 и не более 27 см, под ноги поставьте скамеечку — широкую, устойчивую; стул придвиньте к столу так, чтобы он заходил на 2—3 см за передний его край. Локти должны лежать на столе.

Повторяем: важнейшим средством профилактики и лечения нарушений осанки являются занятия физическими упражнениями.

Если с младшими дошкольниками (до 4 лет), как и с детьми грудного возраста, рекомендуется проводить общеразвивающие упражнения, укрепляющие весь организм, то с 5—6-летними детьми можно постепенно переходить к специальным упражнениям, способствующим формированию правильной осанки. Проводите их также преимущественно в форме игры. Используйте для этого имитационные движения: «растягивание пружины», «лыжник», «зайчик» и др. Пусть дети выполняют их дома по несколько раз в день. Предлагайте их в форме интересных для ребенка заданий, например попросите его изобразить, как качаются деревья (наклоны в стороны), как ездят на лыжах (приседания) и т. д.

Ниже мы для примера приводим три специальных комплекса упражнений для детей дошкольного возраста, у которых намечаются отклонения в осанке. Помните, что врач всегда может помочь вам выбрать нужные для вашего ребенка упражнения, посоветовать соответствующую литературу.

Для детей 6 –8 лет

  1. Прогибание спины. И. п. — стоя прямо, в руках обруч. Поднять его вверх над головой, прогибая спину и отставляя то одну, то другую ногу назад на носок. Затем опустить обруч вниз и приставить ногу. Повторить 4—6 раз.
  2. Сгибание рук к плечам. И. п. — (стоя) ноги на ширине плеч. Согнуть руки, прижимая локти к туловищу, оттягивая плечи назад и сводя лопатки. Опустить руки. Повторить 6—8 раз.
  3. Наклоны в стороны. И. п. — (стоя) ноги шире плеч, в согнутых за спиной руках обруч. Выпрямить туловище и наклоняться то вправо, то влево, не опуская головы вперед. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.
  4. «Зайчик». И. п. — (стоя) стопы параллельны. Низко присесть, не отрывая ступней от пола, сгибая руки к плечам ладонями вперед, прижимая локти к туловищу и сводя лопатки. Повторить 6—8 раз.
  5. Отведение палки за спину. И. п. — (стоя) ноги шире плеч, держа палку вниз за концы. Поднять палку вверх, затем, сгибая руки, опустить ее за спину и прижать к углам лопаток; вытянуть руки вверх и опустить палку вниз. Повторить 6—8 раз.
  6. Влезание в обруч. Держа обруч внизу в руках горизонтально, влезть в него и вылезти, переступая ногами, высоко поднимая колени. Повторить 3—4 раза.
  7. Хлопки за спиной. И. п. — (стоя) ноги на ширине плеч, руки опущены. Делать хлопки ладонями за спиной и над головой, не сгибая рук. Повторить 8 —10 раз.
  8. Поднимание обруча. И. п. — (стоя) в опущенных руках обруч. Поднять вытянутые руки с обручем вверх, энергично потянуться, выпрямляя спину, затем опустить руки вниз. Повторить 6 — 8 раз.
  9. Опускание обруча за спину. И. п. — (стоя) ноги шире плеч, внизу в руках обруч. Подняв обруч вертикально вверх, сгибать руки, опуская его за спину и сводя лопатки. Повторить 3 — 5 раз.
  10. Повороты в стороны. И. п. — (стоя) ноги на ширине плеч, в согнутых за спиной руках обруч. Поворачивать туловище направо и налево, прижимая обруч к спине. Повторить по 4 — 6 раз в каждую сторону.
  11. «Лыжник». И. п. — (стоя) ноги на ширине ступни. Приседать на всей ступне, наклоняясь вперед и отводя руки назад, подражая движениям лыжника при отталкивании палками. Повторить 4 — 6 раз.
  12. Поднимание палки. И. п. — (стоя) ноги на ширине плеч, держа в руках внизу горизонтально палку. Поднять палку прямыми руками вверх, выпрямляя спину, затем опустить вниз. Повторить 6 — 8 раз.
  13. Бросок мяча вперед. И. п. — (стоя) слегка расставив ноги, в обеих руках внизу большой резиновый мяч. Поднять его вверх за голову и, сделав резкое движение руками и туловищем, бросить вперед. Повторить 4 — 6 раз.
  14. Бросок мяча назад. И. п. — то же. Сделав резкое движение прямыми руками и туловищем, бросить мяч назад через голову, прогибая спину. Повторить 4 — 6 раз.
  15. «Конькобежец». И. п. — (стоя) широко расставив ноги. Заложить руки за спину и попеременно сгибать ноги с полуоборотом и наклоном туловища в одну и другую сторону, подражая движениям конькобежца. Повторить по 4 — 6 раз в каждую сторону.
  16. Отведение рук с обручем назад. И. п. — (стоя) ноги на ширине плеч, в руках за спиной обруч. Отводить руки назад, прогибая спину и сводя лопатки, избегая чрезмерного прогибания в пояснице. Повторить 6 — 8 раз.
  17. Ходьба по «линейке». Пройти по линии, начерченной на полу, стараясь сохранить равновесие тела. Выполнять 40—60 с.